По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие способствует развитию психических процессов памяти, внимания, восприятия мыслительных процессов дошкольников. Формированию целостной картины мира, развития мелкой моторики, сенсор.
Музыкально-дидактические игры занимают особое место в музыкальном развитии дошкольника. Предлагаемые игры направлены на развитие восприятия музыки, развития вокального пения, ориентированию в простран.
Консультация для воспитателей.
1.Причины задержки развития речи детей.2.Задачи.3.Примеры пальчиковых игр.
Консультация для воспитателей.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВпо инновационной деятельности музыкального руководителя на тему: «Использование арт — терапевтических методов и технологий на .
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, &nda.
Обсуждения.
Музыкально — дидактические игры и пособияучебно-методическое пособие по музыке
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»
Методическая разработка
Комплекс музыкально-дидактических игр для старшей возрастной группы.
Подготовила: музыкальный руководитель:
Легостаева Т.И.
Пыть-Ях
Игры для развития ладового чувства
Слушаем музыку
Цель: Развивать умение детей различать музыкальные произведения.
Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы), проигрыватель.
Ход игры: Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.
Игра проводится на музыкальном занятии и в свободное от занятий время.
Какая музыка?
Цель: Совершенствовать умение детей различать характер музыки, определять виды танцев.
Игровой материал: Проигрыватель, записи вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.
Ход игры: Детям раздают карточки. Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано (в записи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку.
Мажор — минор
Цель: Совершенствовать умение детей различать характер музыки, закреплять понятия «мажор – минор».
Игровой материал: Проигрыватель, записи произведений, карточки желтого цвета с улыбающимся лицом, черного цвета с грустным лицом (соответствующие мажору и минору).
Ход игры: Педагог предварительно знакомит детей с терминами «мажор – минор». Детям раздают карточки. Музыкальный руководитель предлагает «поиграть, настроение узнать», исполняет на фортепиано (в записи) музыкальные пьесы. Дети в зависимости от характера произведений поднимают условно обозначенные карточки.
Песня – танец – маршЦель: Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.Игровой материал: 1-й вариант: Длинные белые карточки, разделённые на три квадрата. На маленьких карточках изображены флейта, бубен, барабан (песня, танец, марш). 2-й вариант: На квадратах большой карточки изображены: поющая девочка, пляшущая девочка, марширующий мальчик с барабаном. Ход игры: Дети слушают по очереди три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с рисунком (соответствующий жанру) и кладут его на один из пустых квадратов прямоугольной карточки или закрывают фишкой соответствующий рисунок. Музыкальный материал: «Труба» Тиличеевой или «Две тетери» р.н.п., «Под яблоней зелёной» р.н.м., «Марш» по выбору.
Ступеньки
Цель: Учить детей различать движение звуков вверх и вниз.
Игровой материал: Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).
Ход игры: Сначала педагог, а затем и ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.
В игре участвует несколько детей.
Сколько нас поет?
Цель: Учить детей различать количество звуков в аккорде.
Игровой материал: Карточка с тремя ячейками с изображением поющих детей (в первой одна девочка, во второй двое детей, в третьей трое).
Ход игры: Педагог или ребенок-ведущий играет на одном из инструментов один, два или три разных звука. Вызванный ребенок определяет количество звуков и выкладывает соответствующее число матрешек на карточку, в нужную ячейку. Надо обязательно напомнить детям, что они должны брать столько матрешек, сколько разных звуков услышат.
Игра проводится с небольшой подгруппой детей в свободное от занятий время. Необходимо, чтобы вначале педагог был в роли ведущего.
Кто поёт?Цель: Развивать у детей способность различать регистры (высокий, низкий, средний).Игровой материал: Три карточки из картона с изображением мамы, папы, сына.Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинки и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – тоненьким, высоким. Педагог исполняет три пьесы и объясняет, что пьеса, звучащая в низком регистре, называется «Рассказ папы» (о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется «Колыбельная песня» (мама поёт сыну); в высоком регистре – «Маленький марш» (мальчик напевает и марширует). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную картинку и показывают её, объясняя свой выбор. Музыкальный материал: «Рассказ папы», «Колыбельная песня», «Маленький марш» Г.Левкодимова.
Труба Цель: Упражнять детей в различии звуков кварты(соль1-до2).Игровой материал: 8 карточек типа лото с цветной полоской внизу (2 с красной, 2 с синей, 2 с зелёной, 2 с жёлтой). На каждой карте по 5 клеток, в 3-х – изображение трубы наклоненной вниз или поднятой вверх. На всех карточках по две пустые клеточки, они по- разному перемежаются с теми, на которых есть рисунок. Труба, опущенная вниз, обозначает низкий звук, вверх – высокий. Карточки с цветным изображением труб.Ход игры: Ведущий раздаёт детям по две длинные карточки с полосками одного цвета. Маленькие карточки складываются одна на другую картинками вниз. Педагог с маленькими карточками и металлофоном садится за ширму. Предлагает детям спеть песню «Труба» и говорит, что звук «соль» — это опущенная труба, а звук «до» 2-й октавы – это поднятая труба. Ведущий берёт верхнюю карточку рисунком к себе и проигрывает звук, соответствующий изображению трубы. Отвечает тот ребёнок, у которого на карте есть такая труба. Если он отвечает правильно, то получает карточку и закрывает ею рисунок у себя на карте.
Игры для развития чувства ритма
Прогулка
Цель: Учить детей отмечать длинные и короткие звуки.
Игровой материал: Музыкальные молоточки по числу играющих; магнитная доска и карточки с изображением больших и маленьких предметов (солнышки, грибочки, ягодки), обозначающие короткие и долгие звуки.
Ход игры: Содержание игры соответствует аналогичной игре, проводимой в младшей группе, но, кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок — выложить на магнитной доске карточки. Например: «Таня взяла мяч», — проговаривает педагог. Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает изображения с большими предметами. «Пошел частый, сильный дождь», — продолжает музыкальный руководитель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает карточки с изображением маленьких предметов..
Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.
Учитесь танцевать
Цель: Упражнять детей в передаче разных ритмических рисунков.
Игровой материал: Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).
Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У педагога большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», — говорит музыкальный руководитель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.
При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.
Петушок, курочка и цыпленокЦель: упражнять детей в восприятии трёх ритмических рисунков.Игровой материал: 8 длинных карт типа лото с цветной полоской внизу и не цветным контурным изображением петушка, курочки и цыпленка; 32 цветные маленькие карточки на которых изображены петух, курица и цыпленок. Металлофон, ширма.Ход игры: Ведущим игры выбирается педагог – музыкант. Он предлагает детям научиться играть в игру «Петух, курица и цыплёнок». Он приглашает 4 детей, выкладывает на стол каждому играющему по 2 карты. Стопу маленьких карточек и металлофон кладёт за ширмой. Все поют песню-зачин. Педагог берёт верхнюю маленькую карточку в стопе рисунком к себе. Простукивает соответствующий ритмический рисунок. Поясняет детям, что необходимо послушать и затем посмотреть на цветные карточки ведущего, а потом внимательно – на рисунок из зёрнышек. Если он совпадает с ритмическим заданием, тогда надо отвечать на вопрос ведущего игры. Затем педагог показывает, как надо класть карточку на соответствующую клетку своей карты. Педагог поднимает другую карточку, проигрывает ритмический рисунок и спрашивает: «Кто клюёт зёрна?» Отвечает тот ребёнок, у которого на картах такой же цвет, как и на маленькой карточке , поднятой педагогом. Если ребёнок ответил правильно, он получает карточку. Если ответ был неверным – педагог кладёт карточку в низ стопы. Спрашивает ребёнка по одному разу и заем предлагает закончить игру в группе.
Музыкальный материал: «Петушок, курочка и цыпленок» Н. Мурычевой.
Ножки и ладошки
Цель: Упражнять детей воспроизводить ритмичесие цепочки из коротких и долгих звуков. Металлофон, музыкальные палочки, ложки, молоточки, барабан.
Игровой материал: Карточки с ритмическими цепочками.
Ход игры: Дети по карточке проигрывают ритмические цепочки на различных музыкальных инструментах. Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.
Ритмическое лото-1
Цель: Упражнять детей в различии и восприятии ритмических рисунков песен Е. Тиличеевой «Мы идем с флажками», «Небо синее», «Месяц май», «Смелый пилот» песня — зачин «РиКамертон» Э.П.Костиной)
6. Петушок, курочка, цыплёнок — настольная музыкально-дидактическая игра для детей старшей группы ДОУ (по программе Камертон). Нижний Новгород, 2015. (по программе «Камертон» Э.П.Костиной)
7. Ритмическое лото — настольная музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста (по программе Камертон). Нижний Новгород, 2015. (по программе «Камертон» Э.П.Костиной)