Для того, чтобы ребенок рос самостоятельным, очень важно вовремя формировать у него навыки самообслуживания. Это и умение самостоятельно пить и кушать, и гигиенические навыки, и уборка игрушек и многое другое. В каком возрасте можно начитать учить ребенка обслуживать себя самостоятельно? Какие навыки малышу следует освоить в первую очередь? Как правильно развивать навыки самообслуживания? Что делать, если ребенок противится самостоятельности? Об этом мы поговорим в сегодняшней статье.
Как развить в ребенке самостоятельность: основные принципы
Несмотря на маленький возраст, дети многое могут делать самостоятельно, если предоставить им такую возможность. Но для того, чтоб развить у ребенка навыки самообслуживания, придется набраться терпения. Первое время, когда малыш только начинает осваивать какой-либо навык, будьте готовы к тому, что на действия, которые раньше с вашей помощью совершались легко и быстро, потребуется гораздо больше времени. А ребенок, который учится самостоятельно пользоваться ложкой, вероятнее всего, испачкает себя и все вокруг. Но, поверьте, затраченные силы и нервы, обязательно окупятся Вам сторицей. Постепенно у малыша будет получаться все лучше и лучше, и, в конце концов, он полностью откажется от Вашей помощи. Итак, если Вы хотите развить в ребенке самостоятельность, придерживайтесь следующих правил:
- Позволяйте малышу действовать самостоятельно;
- Хвалите ребенка за его стремление сделать что-либо самому;
- Не ругайте его, если он делает что-то долго и неуклюже;
- Если малыш просит помощи, не отказывайте ему.
«Помоги мне сделать это самому» — это основополагающий принцип системы Марии Монтессори. А наша задача, как взрослых – создать для малыша пространство, которое соответствует его потребностям.
Чтобы ребенок имел возможность проявить свою самостоятельно, дома необходимо создать соответствующие условия. Вещи, которые не представляют для малыша опасности, должны находиться в свободном доступе. Можно выделить несколько видов самостоятельной активности ребенка, реализацию которых взрослые могут обеспечить через организацию пространства:
- Утоление жажды (кувшин и стакан с водой должен быть в свободном доступе малыша);
- Уборка (пусть у малыша будет свой веник, совок, ведро, щетка, тряпочка, губка);
- Уход за растениями (для этого нужна лишь небольшая лейка и пульверизатор);
- Переодевание (желательно, чтобы малыш имел доступ к части своей одежды и обуви);
- Соблюдение гигиены (чтобы ребенок мог самостоятельно помыть руки или умыться, поставьте под раковину специальный приступок);
- Накрывание на стол (ребенку нужно знать, где хранятся его посуда);
- Готовка (малыш с радостью поможет Вам в приготовлении пищи);
Помните, что организуя развивающее пространство для малыша, вы открываете перед ним множество возможностей для проявления самостоятельности, но не обязываете его что-либо делать.
«Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Консультация для родителей
«Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста
»
Консультация для родителей
Уважаемые родители, обращаем ваше внимание на важные моменты при развитии у ребенка навыков самообслуживания. К навыкам самообслуживания для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет относятся такие, как:
1. Навыки опрятности:
1.При небольшой помощи взрослых уметь пользоваться: носовым платком, полотенцем, горшком, расчёской, салфеткой.
2. Замечать непорядок в одежде, устранять его при небольшой помощи взрослых.
2. Навыки приёма пищи:
1. Жевать с закрытым ртом.
2. Пользоваться ложкой (умение держать ложку, набрать в не еду, поднести ко рту)
.
3. Пить из чашки, держа ее двумя руками.
4. Брать самостоятельно, откусывать кусочки хлеба.
3. Навыкиодевания и раздевания:
1. Умение надевать (снимать)
различные предметы одежды в определён- ной последовательности при небольшой помощи взрослых.
2. Расстёгивание и застегивание пуговиц, липучек, ремешков, кнопок, молнии на одежде и обуви при небольшой помощи взрослых.
Формирование этих навыков не происходит само по себе, их надо развивать у ребенка с раннего возраста. Все родители понимают необходимость развития данных навыков, но не всегда знают, как эти навыки развивать. Вашему вниманию мы предлагаем самые простые и доступные приемы во взаимодействии с ребенком по развитию у него навыков самообслуживания.
Приемы по развитию навыков опрятности, культурно-гигиенических навыков
1) Показ взрослым выполнения каждого действия и их последовательности.Например: «Посмотри малыш, как я буду вытирать руки. Я сначала возьму полотенце…»
Очень важно при обучении приемам умывания, уборке игрушек сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Не нужно бояться несколько раз показать и объяснить ребенку, что и как делать.
2) Чтение художественных произведений,рассматривание к ним иллюстраций: Чуковского К. И. «Федорино горе»
, В. Маяковского
«Что такое хорошо и что такое плохо»
, С. Капутикян
«Кто скорее допьёт»
, З. Александровой
«Что взяла клади на место»
,
«Топотушка»
, И. Муравейка
«Я сама»
, рассказы Л. Вороньковой
«Маша-растеряша»
. Проговаривайте с ребенком положительные и отрицательные примеры, поступки героев прочитанных произведений, воспитывайте на положительных примерах.
3) Чтение потешек. Они вызывают у детей желание выполнять действия, описываемые в них.Например: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки. Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!». «В кране булькает вода, Очень даже здорово! Умывается сама Машенька Егорова» (имя ребенка)
. «Знаем, знаем, да, да, да! Где тут прячется вода! Выходи водица, мы пришли умыться! Лейся на ладошку по-нем-нож-ку! Нет, не понемножку – посмелей, будем умываться веселей!». «Носовой платок в кармашке (достаем платок из кармашка, будем нос им вытирать (показываем действия с платком, чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять
(убираем платок в карман)
»
Как научить ребенка пользоваться ложкой?
Одним из первых навыков самообслуживания, который малыш может освоить – это умение самостоятельно пользоваться ложкой. Примерно в возрасте 1 года у ребенка появляется желание совершать орудийные действия (например, копать песок лопаткой). Этот момент отлично подходит для того, чтобы дать в руки малышу ложку. Вот несколько советов, как научить ребенка есть самостоятельно:
- Ешьте вместе с малышом. Сядьте рядом и покажите, как пользоваться ложкой. В скором времени ребенок начнет повторять за Вами.
- Наверняка, у крохи сначала не будет получаться донести ложку до рта. Если ребенок не будет против, придерживайте руку малыша, направляя ее.
- Чтобы ребенку было проще, используйте специальную детскую ложку изогнутой формы.
- Если малыш попробовал держать ложку, но быстро потерял к этому интерес, не настаивайте. Со временем количество «самостоятельных ложек» будет расти.
Главными условиями успешного обучения малыша пользоваться ложкой – позитивный настрой и терпение родителей. Не стоит давить на ребенка, если он отказывается есть самостоятельно. Придет время, и он сам будет пытаться отнять у Вас ложку.
Какие схемы существуют?
Практика позволила выработать определённые схемы по включению малышей в ясельную группу. Каждый родитель должен определиться с подходящим вариантом, опираясь на личностные особенности своего малыша.
Предварительная подготовка
Многие родители начинают жить по режиму детского сада задолго до первого дня пребывания в нём:
- ранний подъём;
- похожее меню;
- обеденный сон;
- знакомство с разными видами деятельности;
- организация взаимодействия со сверстниками (например, на игровой площадке);
- оставление ребёнка с другими родственниками или близкими друзьями.
Плюс такого подхода заключается в том, что ребёнок заранее, постепенно привыкает к альтернативной реальности. Он понимает, что дом и мама, знакомые игрушки – это не единственное, что есть в этом мире. Малыш с готовностью начинает проявлять познавательный интерес в ненавязчивой обстановке.
Минус этой схемы адаптации выражается в смешивании понятий – малыш не будет видеть разницы между пребыванием дома и в яслях, если станет жить по круглосуточному расписанию. Психофизическая разгрузка после посещения детского сада также важна и необходима.
Режим посещения
Некоторые родители предпочитают вводить малыша в новую среду постепенно – ходить пару раз в неделю по несколько часов. С одной стороны, ребёнок так будет чувствовать себя комфортно, с другой – появится капризность, нежелание соблюдать правила, режим, любые требования, противоречащие собственному желанию.
Другие взрослые предпочитают поместить малыша в ясли сразу на весь день, водить его в дошкольное учреждение систематически, без пропусков и прогулов по уважительной причине.
Безусловно, такие действия сократят период адаптации, но и могут нанести непоправимый вред психическому здоровью ребёнка.
Сопровождение
Некоторые родители предпочитают находиться неподалёку. Так, малыши, видя присутствие взрослого в непосредственной близости, безусловно, легче переживают нахождение на новой территории. Однако это не исключает усугубления ситуации, когда совместное посещение детского сада закономерно прекратится.
При выборе той или иной стратегии поведения следует опираться на индивидуальные особенности малыша. Если ребёнок энергичен и активен, с воодушевлением познаёт окружающий мир, имеет опыт общения со сверстниками, гиперопека ни к чему.
Если же малыш отличается замкнутостью, сторонится всего нового, чрезмерно привязан к матери, то к процессу адаптации стоит подойти с пониманием и сделать всё, чтобы малышу было максимально комфортно, спокойно.
Учим ребенка самостоятельно мыть руки
После года можно приучать малыша самостоятельно мыть руки. Обычно дети любят водные процедуры, поэтому этот навык формируется довольно быстро. Покажите ребенку, как нужно намыливать руки, как их споласкивать. При необходимости помогите ребенку сделать это более тщательно. Пусть в доступе малыша будет его личное полотенце, которым он сможет сам вытирать руки.
Как научить малыша убирать за собой?
Возраст от 2 до 4 лет — это идеальное время для приучения ребенка к аккуратности и порядку. В этот период дети обычно являются настоящими консерваторами: у малышей как никогда обостряется необходимость в постоянстве и предсказуемости мира.
Раннее приучение малыша к порядку позволит избежать проблем с развитием самостоятельности и ответственности в старшем дошкольном возрасте.
Введите в обиход правило: брать новую игрушку только после того, как ребенок уберет вещи, с которыми он уже наигрался. Уборка не должна быть для малыша наказание, пусть она станет для него естественным завершением игры. Не заставляйте малыша убирать, если он капризничает. Предложите свою помощь или даже сделайте это за него. Рано или поздно кроха обязательно начнет подражать Вам.
Основная деятельность детей раннего возраста — игра.
Игровой метод заключается в таких принципах как:
1. использование художественной литературы. Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, можно использовать песенки, стихи, потешки
2. рассматривание различных иллюстраций направленных на развитие навыков самообслуживания («Дети моют ручки», «Дети обедают» и т.д.).;
3. игровой метод. Повышает интерес у детей к самостоятельной деятельности использование игрушек, организация игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить). Игра в форме вопрос-ответ, которые побуждают детей к решению определенной проблемы («Кукла Катя испачкалась, что делать?»).
Чтобы научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно, правильно, необходимо много усилий. Нужно учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, продумать доступные правила действия и их последовательность для детей. Обучая детей навыкам самообслуживания, нужно помнить о таком эффективном приеме, как поощрение.
Поощряйте, хвалите своего ребенка даже за небольшие достижения. Поддерживайте стремление ребенка к самостоятельности. Не надо торопить его с выполнением какого-либо действия, нужно дать возможность выполнить все спокойно. Если у ребенка не получается что-то не спишите ему помочь, пока он этого не попросит.
Самообслуживание связано с простыми операциями, что облегчает выполнение действий по умыванию, одеванию, приёму пищи.
Развитие навыков самообслуживания в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в двух формах:
- индивидуальной, когда отрабатываются отдельные операции;
- групповой, когда создаются условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребёнка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания.
У детей, приходящих из дома, отсутствуют не только элементарные навыки самообслуживания, но и желание что-либо делать самостоятельно. Это обосновывается тем, что родители чрезмерно опекают детей, все за них делают сами, поэтому стремление детей к самостоятельности, не поддержанное своевременно, утрачено.
Очень важно при обучении одеванию, умыванию, сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это даёт возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка.
Задачи по формированию культурно- гигиенических навыков у детей:
- закреплять знания и умения самостоятельно обслуживать себя;
- учить пользоваться индивидуальными предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой);
- продолжать учить правильно пользоваться столовыми приборами, соблюдать нормы этикета за столом во время приема пищи.
Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.