«Игровой самомассаж для детей дошкольного возраста»методическая разработка


Комплекс 2. От 3 до 4 месяцев. Стабилизируем тонус

Главная задача массажа для ребенка 3 – 4 месяцев — обучение малыша изменению положения тела, нормализация ножного и ручного тонуса.

  • Массаж рук: поглаживание (5 – 6 раз); кольцевые растирания (2 – 3 раза); поглаживание (2 – 3 раза).
  • Скрещивание рук на груди (6 – 8 раз).
  • Массаж ног: поглаживание (2 – 3 раза); кольцевые растирания (5 – 6 раз); поглаживание (2 – 3 раза).
  • «Скользящие шаги» (5 – 6 раз).
  • Повороты на живот (2 – 3 раза в каждую сторону).
  • Массаж спины: поглаживание (2 – 3 раза); растирание всей поверхности спины подушечками пальцев (2 – 3 раза); поглаживание (2 – 3 раза).
  • Рефлекторное сгибание позвоночника лежа на боку (по 2 – 3 раза на каждом боку).
  • «Положение пловца».
  • Массаж живота: круговые поглаживания (2 – 3 раза); встречное поглаживание (2 – 3 раза); поглаживание косых мышц живота (2 – 3 раза); растирание всей поверхности живота (2 – 3 раза); поглаживание (2 – 3 раза).
  • Подъем туловища и головы из положения лежа на спине (2 – 4 раза).
  • Массаж стоп: поглаживание (2 – 3 раза); растирание (5 – 6 раз); поколачивание (8 – 10 ударов); поглаживание (2 – 3 раза).
  • Разгибание и сгибание стоп (5 – 6 раз каждой ногой).Рефлекторная «ходьба».
  • Массаж груди: поглаживание (2 – 3 раза); вибрация (3 – 4 приема); поглаживание (2 – 3 раза).
  • Упражнение «бокс» (5 – 6 раз).
  • Упражнения с мячом.

Не забывайте: мышцы, кости и связки у детей раннего возраста еще очень нежные и не сформированы до конца. Поэтому польза от занятий гимнастикой будет только тогда, когда упражнения соответствуют возрастным возможностям вашего малыша.

СТАТЬЯ: «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду».

Разминание — основной прием, который осуществляется короткими движениями рук, но с большим, чем при растирании, давлением.

Поколачивание — прием выполняемый подушечками одного или четырех пальцев как двумя, так и одной рукой.

Приупражнениипальцев рук применяем следующие приемы:

1. вытягивание каждого пальца и надавливание на него;

2. растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.

С целью профилактики плоскостопия включены упражнения для стоп:

ходьба по массажным коврикам, по камешкам, по ребристым дорожкам;

после сна в игровой форме «Поиграем с ножками», «Пальчики на ножках как на ладошках»;

катание стопами различных предметов (гимнастическая палка, массажный мяч, орехи, специальные тренажеры.)

Для развития мелкой моторики предусмотрены упражнения для рук и пальцев рук:

упражнения в игровой форме «Строим дом», «Прогулка», «Рукавицы», «Мышка»;

многочисленные пальчиковые гимнастики;

упражнения рук и пальцев рук с помощью специальных тренажеров, с помощью одного и двух грецких орехов;

ходьба по массажным коврикам и дорожкам (упор на руки);

С целью развития гибкости позвоночника и укрепления мышц спины:

игровые упражнения «Дождь», «Поезд», «Барабан»;

упражнения специальными и самодельными массажерами;

упражнения с гимнастическими палками;

упражнения при выполнении перекатов на спине «Качалочка» вперед – назад, в стороны;

упражнения на мяче (большом)

Для профилактики нарушения осанки используем упражнения для тела:

упражнения «Лисонька», «Лягушата», «Мочалочка»;

упражнения специальными и самодельными массажерами;

растирание массажными рукавичками;

выполнение упражнений «Бревнышко», «Змея».

В конце физкультурного занятия для снятия мышечного напряжения проводятся релаксационные, мимические, имитационные упражнения.

В зависимости от текущего педагогического процесса разработана схема проведения игрового самомассажа с детьми в ДОУ в течение дня.

п.п.

Режимные моменты (Примеры)Выполняемые виды игрового самомассажа
Утренняя гимнастика «Паровоз», «Матрешка»
На занятиях, между занятиями, физкультминутки «Наступили холода» «Строим дом», «Тили — бом»
Динамические паузы «Капуста», «Морковь»
Индивидуальная работа
Гимнастика после сна «Разминаем пальчики», «Вышел зайчик погулять»
Свободная деятельность «Молоточки»
Физкультурные занятия «Петушок», «Цыпа»

Для создания позитивного отношения к упражнениям в своей работе используем музыкальное сопровождение в виде песен («Рельсы-рельсы», и т.д).

Игровой самомассаж обеспечивает сенсорное развитие дошкольников. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. Воспитанники также оценивают холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. При проведении игровогосамомассажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что несомненно развивает крупную и мелкую моторику.Игровойсамомассаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному, представляются детям.Игровойсамомассаж содействуют развитию речи. Стихи и песенки дети быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, помогают выразительному исполнению. На занятиях дети с большим интересом не только выполняют упражнения сами, но и наблюдают за исполнением движений другими детьми.

Комплекс 3. От 4 до 6 месяцев. Нормализуем тонус

Занятия с ребенком 4 – 6 месяцев направлены на развитие точности и ритмичности движений ног, ловкости кисти для удержания предметов и окончательной нормализации мышечного тонуса нижних конечностей.

  • Массаж рук: поглаживание (3 – 4 раза); кольцевые растирания (3 – 4 раза); поглаживание (2 – 3 раза).
  • Скрещивание рук (6 – 8 раз).
  • Массаж ног: поглаживание (2 – 3 раза); кольцевые растирания (3 – 4 раза); продольное разминание или валяние (по 2 – 3 раза); поглаживание (2 – 3 раза).
  • «Скользящие шаги» (5 – 6 раз).
  • Разгибание и сгибание ног (5 – 6 раз).
  • Повороты на живот (2 – 3 раза в каждую сторону).
  • Массаж ягодиц и спины: поглаживание по всей поверхности (2 – 3 раза); растирание или пиление по всей поверхности (2 – 3 раза); поглаживание по всей поверхности (2 – 3 раза); разминание длинных мышц спины (5 – 6 раз); разминание мышц ягодиц (5 – 6 раз); пощипывание или поколачивание ягодичных мышц; поглаживание (2 – 3 раза).
  • «Парение» на животе (1 раз в течение нескольких секунд).
  • Массаж живота: поглаживания (встречное, круговое и косых мышц живота — 2 – 3 раза); растирание кончиками пальцев по всей поверхности (2 – 3 раза); пиление прямых мышц живота (2 – 3 раза); пощипывание пупочной области; все приемы поглаживания (2 – 3 раза).
  • Приседание с прогибом позвоночника (1 раз).
  • Рефлекторные упражнения и массаж стоп: поглаживание (2 – 3 раза); растирание (5 – 6 раз); поколачивание; поглаживание (2 – 3 раза); разгибание и сгибание стоп (5 – 6 раз).
  • Подтанцовывание.
  • Массаж груди: поглаживание (2 – 3 раза); вибрация (3 – 4 раза); поглаживание (2 – 3 раза).
  • «Парение» на спине.
  • Круговые движения руками или упражнение «бокс» (5 – 6 раз).
  • Ползание.

Игровой массаж для детей 3 — 6 лет

Игровой массаж для детей младшего и старшего дошкольного возраста

Игровой массаж, как одна из форм здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Автор:Шадрина Елена Дмитриевна, музыкальный руководитель Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 «Сказка» г. Сельцо Брянской областиЦель:формирование привычки к здоровому образу жизни. Задачи: 1.Образовательные: усвоить правила овладения простейшими приёмами массажа; 2.Воспитательные: развивать положительные эмоции; 3.Оздоровительные: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье; Описание материала: данный материал предназначен для воспитателей, музыкальных руководителей детских садов, педагогов дополнительного образования работающих с детьми дошкольного возраста, родителям. Здоровье ребёнка — это его полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оздоровление детей становится приоритетным направлением в работе детских садов. Поэтому в дошкольных учреждениях должны быть созданы все необходимые условия в музыкальном, спортивном залах, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории детского сада. Здоровьесберегающие технологии в непосредственной образовательной деятельности -это: Валеологические песенки распевки; Дыхательная гимнастика; Артикуляционная гимнастика; Игровой массаж; Пальчиковые игры; Речевые игры; Музыкотерапия; В непосредственной образовательной деятельности учитывается индивидуальные и возрастные особенности каждого ребёнка, его интересы. Успех НОД — это совместная деятельность музыкальных руководителей, воспитателей, врача, педагога-логопеда. Массируя определённые точки тела мы посылаем положительные сигналы своим органам (сердцу, легким, почкам, печени). Выполнение игрового массажа улучшает нервную систему, поднимает настроение. Обучение массажным приёмам происходит в игре. В НОД игровой массаж проводится под музыку — слова пропеваются. Дети закрепляют в игре навыки выполнения самомассажа. Проводя игровой массаж используют разминание, растирание, поглаживание, легкие постукивания. Пальчики рук вытягивают и разминают. В центре ладони находится точка повышения активности. Самомассаж ушей разогреваются трением ладошки и массируют ушные раковины вперёд-назад. Игровой массаж «Доброе утро» сл., муз., Е. Шадриной


Ножки, ножки топ, топ, топ Потопайте скорей. Ручки, ручки хлоп, хлоп, хлоп Похлопайте скорей. Мы погладим ушки, бровки Носик разотрём И дружно мы споём! Дети исполняют песенку и выполняют движения по тексту, поглаживая и нежно надавливая пальцами на соответствующие точки. «Мишки лепят» сл, О.Н.Арсеневской, муз., Е. Шадриной


Чтоб всегда здоровым быть, Будем с мишками лепить.(сжимают и разжимают кулачки) Слепим брови и реснички Носик будет как у птички. Слепим лобик, щечки, глазки. Мы — волшебники из сказки! Дети исполняют песенку и выполняют движения по тексту легко надавливая и поглаживая на точки. «Вышел зайчик» сл., Х. Афанасенко муз., Е. Шадриной


Вышел зайчик на лужок, На зелёный бережок. (Плавные движения от переносицы к ушам) Потирает зайка нос, Чтобы носик не замёрз. (Надавить пальцами на точку у крыльев носа) Серый зайчик вместе с нами Потирает над бровями. (массаж точек у внутренних концов бровей) Говорила зайке мать, Надо ушки потирать! (Надавить пальцами на точки у основания мочки уха) Пальчиковые игры тоже относятся к игровому массажу Пальчиковая игра «Цветики»


Музыкальный руководитель: Смотрите, какие красивые наши цветы, какие нежные у них лепестки! Вечером, когда солнышко уходит спать, каждый лепесток закрывает свои лепесточки и тоже засыпает. А утром, чуть солнышко появится на небе, цветы просыпаются и подставляют свои нежные лепестки его теплым лучам. Давайте сейчас представим. что наши маленькие нежные пальчики — это цветочные лепестки. Наши алые цветки (Дети соединяют чуть согнутые ладони — бутон) Распускают лепестки. (Разводят пальцы в стороны, запястья соединены — раскрылся бутон) Ветерок чуть дышит, (Тихонько дуют на «цветок») Лепестки колышет. (Покачивают «цветком») Наши алые цветки Закрывают лепестки, (Соединяют пальцы рук — вновь перед нами «бутон») Головой качают (Покачивают «бутоном» вправо-влево) Тихо засыпают. (Ладони сжимают в кулачки — «цветочки спят») Утром ранним все цветки (Снова делают «бутон», постепенно поднимают его вверх «тянется к солнцу») Вновь распустят лепестки. (Разводят пальцы рук в стороны — «бутон расцвел») Таким образом игровой массаж влияет на развитие фонематического слуха, мелкой моторики и общее развитие речи.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для детей от 1 до 5 лет «Семейные увлечения» Мастер-класс. Изготовление колец для жонгляжа Игровой самомассаж для дошкольников Игровой массаж для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека

Похожие статьи:

Массаж – важный стимул развития ребенка. Почему ребенку необходим массаж?

Игры в детском саду для детей от 3 до 5 лет

Развивающая игра в подготовительной группе детского сада

Игры с мячом для детей 5-6 лет дома с родителями

Конспект занятия. Вариант 1

Ребята, сегодня утром почтальон принес нам посылку (по­казывает посылку).

Давайте посмотрим, что в ней лежит. Посмотрите, письмо! Давайте прочтем:

«Здравствуйте, ребята! Я узнал, что королева Простуда и принцесса Плохое настроение решили захватить в плен всех

детей. Я посылаю вам волшебные шарики и колечки, которые защитят вас от злых чар. Доктор Пилюлькин» (достать посыл­ки — шарики).

Посмотрите, какие интересные шарики: разных цветов (жел­тые, оранжевые, зеленые). Слышите, в шариках что-то лежит. Давайте, откроем шарик. Что там? Как вы думаете, что там та­кое? Да, это колечко, о котором нам писал доктор Пилюлькин. Давайте же вместе подумаем, как мы можем защитить наш орга­низм с помощью этих предметов? Что с ними можно сделать?

Дети называют различные способы взаимодействия с шариками и колечками.

Вы предложили много очень интересных способов. Давайте попробуем покатать шарик между ладонями. Что вы при этом чувствуете? Вы не случайно почувствовали на своих ла­дошках легкое покалывание. Ведь мы через свои ладошки воз­действуем на все органы нашего тела. Кровь лучше поступает ко всем органам, и болезни будут обходить стороной.

А как мы можем использовать колечки? Правильно, мы можем надевать колечки поочередно на все пальчики.

Давайте вспомним, как называются наши пальчики. По­мните сказку про пальцы? (Хором рассказывают стихотворе­ние «Сказка про пальцы»*, разгибая поочередно пальцы, о которых рассказывают.)

«Жили братья, не тужили, Но однажды приуныли, Стали думать и гадать, Как же имена всем дать.

  • Я хоть ростом невелик, Но веселый озорник. Все стоите вы за мной. Буду зваться я «Большой».
  • Я указывать люблю, На цветы и на Луну, Очень я внимательный, Палец «Указательный».
  • Я стою посередине, Буду зваться я отныне «Средний» палец-удалец. Вот такой я молодец!— Меньше всех я братьев ростом. Ох, как маленьким непросто! Но меня легко узнать, Пусть «Мизинцем» будут звать.

Брат один, как ни гадал, Имя так себе не дал. Но его не обижают, «Безымянным» называют!»

— А теперь давайте надевать колечки на все пальчики по очереди.

Дети массируют пальцы кольцом, а воспитатель рас­сказывает, для чего мы массируем тот или иной палец.

  • Большой палец мы массируем, чтобы не болела голова.
  • Указательный — чтобы дыхание было ровным.
  • Средний палец массируем для того, чтобы хорошо ра­ботал желудок.
  • Безымянный — чтобы хорошо работали все внутренние органы.
  • Мизинец — чтобы лучше работало сердце.

— Вот видите, как через наши ладошки и пальчики мы воздействуем на все наши органы! Но мы сможем заметить какие-то результаты только в том случае, если массирование шариками и колечками будет ежедневным. Так, давайте по­обещаем друг другу каждый день делать массаж рук «волшеб­ными шариками и колечками», и тогда никакие злые чары нам не страшны!

После того как дети овладели самомассажем рук с исполь­зованием шариков и колец, можно учить массировать стопы ног, взаимомассажу рук, ног, спины.

Комплекс 1. От 1,5 до 3 месяцев. Уравновешиваем напряжение

В этом возрасте массаж помогает, прежде всего, уравновесить напряжение мышц-разгибателей и мышц-сгибателей ног и рук.

  • Массаж рук: плавные поглаживания (6 – 8 раз).
  • Приподнимание из положения лежа на спине.
  • Массаж ног: поглаживания (6 – 8 раз).
  • Перекладывание на живот (15 – 20 секунд).
  • Массаж спины: поглаживания (4 – 5 раз).
  • Разгибание позвоночника (2 – 3 раза на каждом боку).
  • Массаж живота: круговые поглаживания (5 – 6 раз); встречные поглаживания (5 – 6 раз); поглаживания косых мышц живота (5 – 6 раз); круговые поглаживания (5 – 6 раз).
  • Упражнение на укрепление всех мышц живота (2 – 3 раза).
  • Массаж стоп: поглаживания (5 – 6 раз).
  • Рефлекторное разгибание и сгибание стоп (3 – 4 раза).
  • Рефлекторное упражнение «ползание» (2 – 3 раза).Круговой массаж груди: вибрация и поглаживание (5 – 6 раз).
  • Рефлекторное упражнение «ходьба» (2 – 3 раза).Встряхивание рук.
  • Покачивание в «позе эмбриона» (2 – 3 раза в каждую сторону).
  • Покачивание на мяче.

Понаблюдайте за ребенком во время массажа и гимнастики. Наверняка вы заметите, что у него уже появляются любимые приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. В следующий раз начать можно именно с них, это сразу создаст у малыша позитивный настрой.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Здоровьесберегающая технология в ДОУ — самомассаж

В период дошкольного детства, ребенок проживает уникальный, неповторимый путь развития, который является фундаментальным для становления психического и физического здоровья. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Состояние здоровья детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.

Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс всегда остается актуальным.

Педагогами дошкольных организаций активно используются различные технологии для формирования, сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Эффективным и универсальным средством здоровьесберегающих технологий является игровой самомассаж.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж — это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.

Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!».

Приемы самомассажапроводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание).

Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.

Задачи самомассажа:

  • Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.
  • Обучать элементам массажа.
  • Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей.
  • Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
  • Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.
  • Развивать интеллектуальные функции.
  • Развивать двигательную память.
  • Воспитывать бережное отношение к своему телу.
  • Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.

Виды самомассажа:

  • Игровой самомассаж — нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам. «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
  • Самомассаж Су-Джок шарами.

Дети знакомы с ним под названием «Ежик» — симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. С помощью шаров – «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, доступность метода.

  • Самомассаж ушных раковин «Поиграем ушками».

Самомассаж ушных раковин для детей групп раннего возраста и младших групп. Комплекс состоит из 4 простых упражнений:

  1. «Загибаем ушки»: Загнуть вперед ушные раковины, прижать их к голове. Отпустить, ощущая хлопок (4-6 раз).
  2. «Потянем ушки»: Потянуть мочки ушей вниз (4-6 раз).
  3. «Подавим ушки»: Массаж козелка: подавить козелок, отпустить (до 10 раз)
  4. «По дорожке»: Поставить пальчик на «дорожку» по краю ушек, водить вверх – вниз (4-6 раз). Сначала дети выполняют его с помощью взрослых, а потом — самостоятельно. К 3 годам дети выполняют упражнения достаточно уверенно и качественно. Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья, потягивание ушной мочки полезно при закаливании горла и полости рта (на ней расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта).
  • Массаж «Пять маленьких лекарей».

Это самомассаж пальчиков. На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания повышает деятельность головного мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на работу кишечника, безымянного – нормализует функцию печени, мизинца – стимулирует работу сердца.

  • Точечный массаж.

На лице любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма (А. А. Уманская). Локальное воздействие на эти зоны мы называем точечным массажем. Точечный массаж введен со средней группы. Он включает в себя пять основных зон: на лбу (середина лба, у внутренних концов бровей (параллельно, у крыльев носа (параллельно, у уголков рта (параллельно) и между большим и указательным пальцами (сначала на одной руке, затем на другой). Эти точки доступны детям с 4-5 –летнего возраста.

Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица. Точечный массаж детям очень полезен для поднятия иммунитета. При возникновении первых симптомов простуды или после контакта с заболевшим человеком его нужно делать каждый день на протяжении недели. Если выполнять все манипуляции правильно, то можно достичь потрясающих результатов и значительно улучшить состояние здоровья малыша.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Игровой самомассаж может быть использован в индивидуальной работе виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно, как часть занятия по познавательному развитию в виде динамической паузы, а также в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]