Комплекс 2. От 3 до 4 месяцев. Стабилизируем тонус
Главная задача массажа для ребенка 3 – 4 месяцев — обучение малыша изменению положения тела, нормализация ножного и ручного тонуса.
- Массаж рук: поглаживание (5 – 6 раз); кольцевые растирания (2 – 3 раза); поглаживание (2 – 3 раза).
- Скрещивание рук на груди (6 – 8 раз).
- Массаж ног: поглаживание (2 – 3 раза); кольцевые растирания (5 – 6 раз); поглаживание (2 – 3 раза).
- «Скользящие шаги» (5 – 6 раз).
- Повороты на живот (2 – 3 раза в каждую сторону).
- Массаж спины: поглаживание (2 – 3 раза); растирание всей поверхности спины подушечками пальцев (2 – 3 раза); поглаживание (2 – 3 раза).
- Рефлекторное сгибание позвоночника лежа на боку (по 2 – 3 раза на каждом боку).
- «Положение пловца».
- Массаж живота: круговые поглаживания (2 – 3 раза); встречное поглаживание (2 – 3 раза); поглаживание косых мышц живота (2 – 3 раза); растирание всей поверхности живота (2 – 3 раза); поглаживание (2 – 3 раза).
- Подъем туловища и головы из положения лежа на спине (2 – 4 раза).
- Массаж стоп: поглаживание (2 – 3 раза); растирание (5 – 6 раз); поколачивание (8 – 10 ударов); поглаживание (2 – 3 раза).
- Разгибание и сгибание стоп (5 – 6 раз каждой ногой).Рефлекторная «ходьба».
- Массаж груди: поглаживание (2 – 3 раза); вибрация (3 – 4 приема); поглаживание (2 – 3 раза).
- Упражнение «бокс» (5 – 6 раз).
- Упражнения с мячом.
Не забывайте: мышцы, кости и связки у детей раннего возраста еще очень нежные и не сформированы до конца. Поэтому польза от занятий гимнастикой будет только тогда, когда упражнения соответствуют возрастным возможностям вашего малыша.
СТАТЬЯ: «Игровой самомассаж как одна из форм оздоровления детей в детском саду».
Разминание — основной прием, который осуществляется короткими движениями рук, но с большим, чем при растирании, давлением.
Поколачивание — прием выполняемый подушечками одного или четырех пальцев как двумя, так и одной рукой.
Приупражнениипальцев рук применяем следующие приемы:
1. вытягивание каждого пальца и надавливание на него;
2. растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.
С целью профилактики плоскостопия включены упражнения для стоп:
ходьба по массажным коврикам, по камешкам, по ребристым дорожкам;
после сна в игровой форме «Поиграем с ножками», «Пальчики на ножках как на ладошках»;
катание стопами различных предметов (гимнастическая палка, массажный мяч, орехи, специальные тренажеры.)
Для развития мелкой моторики предусмотрены упражнения для рук и пальцев рук:
упражнения в игровой форме «Строим дом», «Прогулка», «Рукавицы», «Мышка»;
многочисленные пальчиковые гимнастики;
упражнения рук и пальцев рук с помощью специальных тренажеров, с помощью одного и двух грецких орехов;
ходьба по массажным коврикам и дорожкам (упор на руки);
С целью развития гибкости позвоночника и укрепления мышц спины:
игровые упражнения «Дождь», «Поезд», «Барабан»;
упражнения специальными и самодельными массажерами;
упражнения с гимнастическими палками;
упражнения при выполнении перекатов на спине «Качалочка» вперед – назад, в стороны;
упражнения на мяче (большом)
Для профилактики нарушения осанки используем упражнения для тела:
упражнения «Лисонька», «Лягушата», «Мочалочка»;
упражнения специальными и самодельными массажерами;
растирание массажными рукавичками;
выполнение упражнений «Бревнышко», «Змея».
В конце физкультурного занятия для снятия мышечного напряжения проводятся релаксационные, мимические, имитационные упражнения.
В зависимости от текущего педагогического процесса разработана схема проведения игрового самомассажа с детьми в ДОУ в течение дня.
№ п.п. | Режимные моменты | (Примеры)Выполняемые виды игрового самомассажа |
Утренняя гимнастика | «Паровоз», «Матрешка» | |
На занятиях, между занятиями, физкультминутки | «Наступили холода» «Строим дом», «Тили — бом» | |
Динамические паузы | «Капуста», «Морковь» | |
Индивидуальная работа | ||
Гимнастика после сна | «Разминаем пальчики», «Вышел зайчик погулять» | |
Свободная деятельность | «Молоточки» | |
Физкультурные занятия | «Петушок», «Цыпа» |
Для создания позитивного отношения к упражнениям в своей работе используем музыкальное сопровождение в виде песен («Рельсы-рельсы», и т.д).
Игровой самомассаж обеспечивает сенсорное развитие дошкольников. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. Воспитанники также оценивают холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. При проведении игровогосамомассажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что несомненно развивает крупную и мелкую моторику.Игровойсамомассаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному, представляются детям.Игровойсамомассаж содействуют развитию речи. Стихи и песенки дети быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, помогают выразительному исполнению. На занятиях дети с большим интересом не только выполняют упражнения сами, но и наблюдают за исполнением движений другими детьми.
Комплекс 3. От 4 до 6 месяцев. Нормализуем тонус
Занятия с ребенком 4 – 6 месяцев направлены на развитие точности и ритмичности движений ног, ловкости кисти для удержания предметов и окончательной нормализации мышечного тонуса нижних конечностей.
- Массаж рук: поглаживание (3 – 4 раза); кольцевые растирания (3 – 4 раза); поглаживание (2 – 3 раза).
- Скрещивание рук (6 – 8 раз).
- Массаж ног: поглаживание (2 – 3 раза); кольцевые растирания (3 – 4 раза); продольное разминание или валяние (по 2 – 3 раза); поглаживание (2 – 3 раза).
- «Скользящие шаги» (5 – 6 раз).
- Разгибание и сгибание ног (5 – 6 раз).
- Повороты на живот (2 – 3 раза в каждую сторону).
- Массаж ягодиц и спины: поглаживание по всей поверхности (2 – 3 раза); растирание или пиление по всей поверхности (2 – 3 раза); поглаживание по всей поверхности (2 – 3 раза); разминание длинных мышц спины (5 – 6 раз); разминание мышц ягодиц (5 – 6 раз); пощипывание или поколачивание ягодичных мышц; поглаживание (2 – 3 раза).
- «Парение» на животе (1 раз в течение нескольких секунд).
- Массаж живота: поглаживания (встречное, круговое и косых мышц живота — 2 – 3 раза); растирание кончиками пальцев по всей поверхности (2 – 3 раза); пиление прямых мышц живота (2 – 3 раза); пощипывание пупочной области; все приемы поглаживания (2 – 3 раза).
- Приседание с прогибом позвоночника (1 раз).
- Рефлекторные упражнения и массаж стоп: поглаживание (2 – 3 раза); растирание (5 – 6 раз); поколачивание; поглаживание (2 – 3 раза); разгибание и сгибание стоп (5 – 6 раз).
- Подтанцовывание.
- Массаж груди: поглаживание (2 – 3 раза); вибрация (3 – 4 раза); поглаживание (2 – 3 раза).
- «Парение» на спине.
- Круговые движения руками или упражнение «бокс» (5 – 6 раз).
- Ползание.
Игровой массаж для детей 3 — 6 лет
Игровой массаж для детей младшего и старшего дошкольного возраста
Игровой массаж, как одна из форм здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Автор:Шадрина Елена Дмитриевна, музыкальный руководитель Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 «Сказка» г. Сельцо Брянской областиЦель:формирование привычки к здоровому образу жизни. Задачи: 1.Образовательные: усвоить правила овладения простейшими приёмами массажа; 2.Воспитательные: развивать положительные эмоции; 3.Оздоровительные: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье; Описание материала: данный материал предназначен для воспитателей, музыкальных руководителей детских садов, педагогов дополнительного образования работающих с детьми дошкольного возраста, родителям. Здоровье ребёнка — это его полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оздоровление детей становится приоритетным направлением в работе детских садов. Поэтому в дошкольных учреждениях должны быть созданы все необходимые условия в музыкальном, спортивном залах, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории детского сада. Здоровьесберегающие технологии в непосредственной образовательной деятельности -это: Валеологические песенки распевки; Дыхательная гимнастика; Артикуляционная гимнастика; Игровой массаж; Пальчиковые игры; Речевые игры; Музыкотерапия; В непосредственной образовательной деятельности учитывается индивидуальные и возрастные особенности каждого ребёнка, его интересы. Успех НОД — это совместная деятельность музыкальных руководителей, воспитателей, врача, педагога-логопеда. Массируя определённые точки тела мы посылаем положительные сигналы своим органам (сердцу, легким, почкам, печени). Выполнение игрового массажа улучшает нервную систему, поднимает настроение. Обучение массажным приёмам происходит в игре. В НОД игровой массаж проводится под музыку — слова пропеваются. Дети закрепляют в игре навыки выполнения самомассажа. Проводя игровой массаж используют разминание, растирание, поглаживание, легкие постукивания. Пальчики рук вытягивают и разминают. В центре ладони находится точка повышения активности. Самомассаж ушей разогреваются трением ладошки и массируют ушные раковины вперёд-назад. Игровой массаж «Доброе утро» сл., муз., Е. Шадриной
Ножки, ножки топ, топ, топ Потопайте скорей. Ручки, ручки хлоп, хлоп, хлоп Похлопайте скорей. Мы погладим ушки, бровки Носик разотрём И дружно мы споём! Дети исполняют песенку и выполняют движения по тексту, поглаживая и нежно надавливая пальцами на соответствующие точки. «Мишки лепят» сл, О.Н.Арсеневской, муз., Е. Шадриной
Чтоб всегда здоровым быть, Будем с мишками лепить.(сжимают и разжимают кулачки) Слепим брови и реснички Носик будет как у птички. Слепим лобик, щечки, глазки. Мы — волшебники из сказки! Дети исполняют песенку и выполняют движения по тексту легко надавливая и поглаживая на точки. «Вышел зайчик» сл., Х. Афанасенко муз., Е. Шадриной
Вышел зайчик на лужок, На зелёный бережок. (Плавные движения от переносицы к ушам) Потирает зайка нос, Чтобы носик не замёрз. (Надавить пальцами на точку у крыльев носа) Серый зайчик вместе с нами Потирает над бровями. (массаж точек у внутренних концов бровей) Говорила зайке мать, Надо ушки потирать! (Надавить пальцами на точки у основания мочки уха) Пальчиковые игры тоже относятся к игровому массажу Пальчиковая игра «Цветики»
Музыкальный руководитель: Смотрите, какие красивые наши цветы, какие нежные у них лепестки! Вечером, когда солнышко уходит спать, каждый лепесток закрывает свои лепесточки и тоже засыпает. А утром, чуть солнышко появится на небе, цветы просыпаются и подставляют свои нежные лепестки его теплым лучам. Давайте сейчас представим. что наши маленькие нежные пальчики — это цветочные лепестки. Наши алые цветки (Дети соединяют чуть согнутые ладони — бутон) Распускают лепестки. (Разводят пальцы в стороны, запястья соединены — раскрылся бутон) Ветерок чуть дышит, (Тихонько дуют на «цветок») Лепестки колышет. (Покачивают «цветком») Наши алые цветки Закрывают лепестки, (Соединяют пальцы рук — вновь перед нами «бутон») Головой качают (Покачивают «бутоном» вправо-влево) Тихо засыпают. (Ладони сжимают в кулачки — «цветочки спят») Утром ранним все цветки (Снова делают «бутон», постепенно поднимают его вверх «тянется к солнцу») Вновь распустят лепестки. (Разводят пальцы рук в стороны — «бутон расцвел») Таким образом игровой массаж влияет на развитие фонематического слуха, мелкой моторики и общее развитие речи.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для детей от 1 до 5 лет «Семейные увлечения» Мастер-класс. Изготовление колец для жонгляжа Игровой самомассаж для дошкольников Игровой массаж для детей 2-3 лет в детском саду. Картотека
Похожие статьи:
Массаж – важный стимул развития ребенка. Почему ребенку необходим массаж?
Игры в детском саду для детей от 3 до 5 лет
Развивающая игра в подготовительной группе детского сада
Игры с мячом для детей 5-6 лет дома с родителями
Конспект занятия. Вариант 1
Ребята, сегодня утром почтальон принес нам посылку (показывает посылку).
Давайте посмотрим, что в ней лежит. Посмотрите, письмо! Давайте прочтем:
«Здравствуйте, ребята! Я узнал, что королева Простуда и принцесса Плохое настроение решили захватить в плен всех
детей. Я посылаю вам волшебные шарики и колечки, которые защитят вас от злых чар. Доктор Пилюлькин» (достать посылки — шарики).
Посмотрите, какие интересные шарики: разных цветов (желтые, оранжевые, зеленые). Слышите, в шариках что-то лежит. Давайте, откроем шарик. Что там? Как вы думаете, что там такое? Да, это колечко, о котором нам писал доктор Пилюлькин. Давайте же вместе подумаем, как мы можем защитить наш организм с помощью этих предметов? Что с ними можно сделать?
Дети называют различные способы взаимодействия с шариками и колечками.
Вы предложили много очень интересных способов. Давайте попробуем покатать шарик между ладонями. Что вы при этом чувствуете? Вы не случайно почувствовали на своих ладошках легкое покалывание. Ведь мы через свои ладошки воздействуем на все органы нашего тела. Кровь лучше поступает ко всем органам, и болезни будут обходить стороной.
А как мы можем использовать колечки? Правильно, мы можем надевать колечки поочередно на все пальчики.
Давайте вспомним, как называются наши пальчики. Помните сказку про пальцы? (Хором рассказывают стихотворение «Сказка про пальцы»*, разгибая поочередно пальцы, о которых рассказывают.)
«Жили братья, не тужили, Но однажды приуныли, Стали думать и гадать, Как же имена всем дать.
- Я хоть ростом невелик, Но веселый озорник. Все стоите вы за мной. Буду зваться я «Большой».
- Я указывать люблю, На цветы и на Луну, Очень я внимательный, Палец «Указательный».
- Я стою посередине, Буду зваться я отныне «Средний» палец-удалец. Вот такой я молодец!— Меньше всех я братьев ростом. Ох, как маленьким непросто! Но меня легко узнать, Пусть «Мизинцем» будут звать.
Брат один, как ни гадал, Имя так себе не дал. Но его не обижают, «Безымянным» называют!»
— А теперь давайте надевать колечки на все пальчики по очереди.
Дети массируют пальцы кольцом, а воспитатель рассказывает, для чего мы массируем тот или иной палец.
- Большой палец мы массируем, чтобы не болела голова.
- Указательный — чтобы дыхание было ровным.
- Средний палец массируем для того, чтобы хорошо работал желудок.
- Безымянный — чтобы хорошо работали все внутренние органы.
- Мизинец — чтобы лучше работало сердце.
— Вот видите, как через наши ладошки и пальчики мы воздействуем на все наши органы! Но мы сможем заметить какие-то результаты только в том случае, если массирование шариками и колечками будет ежедневным. Так, давайте пообещаем друг другу каждый день делать массаж рук «волшебными шариками и колечками», и тогда никакие злые чары нам не страшны!
После того как дети овладели самомассажем рук с использованием шариков и колец, можно учить массировать стопы ног, взаимомассажу рук, ног, спины.
Комплекс 1. От 1,5 до 3 месяцев. Уравновешиваем напряжение
В этом возрасте массаж помогает, прежде всего, уравновесить напряжение мышц-разгибателей и мышц-сгибателей ног и рук.
- Массаж рук: плавные поглаживания (6 – 8 раз).
- Приподнимание из положения лежа на спине.
- Массаж ног: поглаживания (6 – 8 раз).
- Перекладывание на живот (15 – 20 секунд).
- Массаж спины: поглаживания (4 – 5 раз).
- Разгибание позвоночника (2 – 3 раза на каждом боку).
- Массаж живота: круговые поглаживания (5 – 6 раз); встречные поглаживания (5 – 6 раз); поглаживания косых мышц живота (5 – 6 раз); круговые поглаживания (5 – 6 раз).
- Упражнение на укрепление всех мышц живота (2 – 3 раза).
- Массаж стоп: поглаживания (5 – 6 раз).
- Рефлекторное разгибание и сгибание стоп (3 – 4 раза).
- Рефлекторное упражнение «ползание» (2 – 3 раза).Круговой массаж груди: вибрация и поглаживание (5 – 6 раз).
- Рефлекторное упражнение «ходьба» (2 – 3 раза).Встряхивание рук.
- Покачивание в «позе эмбриона» (2 – 3 раза в каждую сторону).
- Покачивание на мяче.
Понаблюдайте за ребенком во время массажа и гимнастики. Наверняка вы заметите, что у него уже появляются любимые приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. В следующий раз начать можно именно с них, это сразу создаст у малыша позитивный настрой.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
В период дошкольного детства, ребенок проживает уникальный, неповторимый путь развития, который является фундаментальным для становления психического и физического здоровья. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Состояние здоровья детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Поэтому внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс всегда остается актуальным.
Педагогами дошкольных организаций активно используются различные технологии для формирования, сохранения и укрепления здоровья воспитанников.
Эффективным и универсальным средством здоровьесберегающих технологий является игровой самомассаж.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж — это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.
Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!».
Приемы самомассажапроводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание).
Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.
Задачи самомассажа:
- Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.
- Обучать элементам массажа.
- Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей.
- Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
- Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.
- Развивать интеллектуальные функции.
- Развивать двигательную память.
- Воспитывать бережное отношение к своему телу.
- Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.
Виды самомассажа:
- Игровой самомассаж — нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам. «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
- Самомассаж Су-Джок шарами.
Дети знакомы с ним под названием «Ежик» — симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. С помощью шаров – «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Главными достоинствами Су-Джок терапии является высокая эффективность, абсолютная безопасность применения, доступность метода.
- Самомассаж ушных раковин «Поиграем ушками».
Самомассаж ушных раковин для детей групп раннего возраста и младших групп. Комплекс состоит из 4 простых упражнений:
- «Загибаем ушки»: Загнуть вперед ушные раковины, прижать их к голове. Отпустить, ощущая хлопок (4-6 раз).
- «Потянем ушки»: Потянуть мочки ушей вниз (4-6 раз).
- «Подавим ушки»: Массаж козелка: подавить козелок, отпустить (до 10 раз)
- «По дорожке»: Поставить пальчик на «дорожку» по краю ушек, водить вверх – вниз (4-6 раз). Сначала дети выполняют его с помощью взрослых, а потом — самостоятельно. К 3 годам дети выполняют упражнения достаточно уверенно и качественно. Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья, потягивание ушной мочки полезно при закаливании горла и полости рта (на ней расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта).
- Массаж «Пять маленьких лекарей».
Это самомассаж пальчиков. На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания повышает деятельность головного мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на работу кишечника, безымянного – нормализует функцию печени, мизинца – стимулирует работу сердца.
- Точечный массаж.
На лице любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма (А. А. Уманская). Локальное воздействие на эти зоны мы называем точечным массажем. Точечный массаж введен со средней группы. Он включает в себя пять основных зон: на лбу (середина лба, у внутренних концов бровей (параллельно, у крыльев носа (параллельно, у уголков рта (параллельно) и между большим и указательным пальцами (сначала на одной руке, затем на другой). Эти точки доступны детям с 4-5 –летнего возраста.
Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица. Точечный массаж детям очень полезен для поднятия иммунитета. При возникновении первых симптомов простуды или после контакта с заболевшим человеком его нужно делать каждый день на протяжении недели. Если выполнять все манипуляции правильно, то можно достичь потрясающих результатов и значительно улучшить состояние здоровья малыша.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Игровой самомассаж может быть использован в индивидуальной работе виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно, как часть занятия по познавательному развитию в виде динамической паузы, а также в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.
Следующая > |