Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»


«Картотека игр по развитию мелкой моторике у детей младшего дошкольного возраста»

Картотека игр на развитие мелкой моторики

Воспитатель: Зубкова Л.В.

«Катание по столу, между ладонями карандашей и шариков»

Цель: развивать мелкую моторику. Детям дают граненые карандаши. Ребенок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
«Игры с пластилином»
Учить скатывать «шарики и колбаски» между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого. Формировать координацию движений, развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно ее держать, развивать воображение.
«Найди вторую половинку»
— разрезные картинки. Учить выделять части предмета и соединять их в целое, развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику.
«Шнуровки»
— учить вкладывать шнурок в дырочку. Учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу, развивать целенаправленность действий и мелкую моторику.
«Пазлы»
Это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.
«Игры с бусинками»
Оборудование: бусины, ниточки. Нанизываем бусинки на ниточки, изготавливая украшение для игры. Нанизываем бусины в определенном порядке, чередуя по форме, цвету, или величине.
«Работа с мозаикой»
Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур. Выложить несколько рядов из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.
«Игры с конструктором»
Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.
«Игры-с-магнитами»
Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.) или друг к другу.
«Игры с прищепками»
Прикрепляем прищепки к различным предметам: к пластмассовому ведерку, к деревянной палочке, к книжке, к картонным силуэтам (ежика, солнышка, цветочка, елочки и т.п.), к веревке, к ткани и т.д.
«Игры с бумагой и салфетками»
Снежки из бумаги: Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок. Снежинки из бумаги: Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки. Секретики: Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.
«Пальчиковый бассейн»
Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
«Рисунок на крупе»
Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.
«Спрячь платочек»
Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.

Игры на развитие мелкой моторики младшая группа (карточки)

Для того, чтобы определить какие игры на развитие мелкой моторики в младшей группе, нужно определиться с возрастом детей в младшей группе в среднем возраст детей от двух до трех лет. В этом возрасте дети очень активные любят различные интересные игры, но по времени они быстро устают.

Давайте рассмотрим игры, которые можно поиграть с детьми, но обязательно под присмотром взрослых, так как в играх будут использоваться мелкие игрушки и различные предметы:

  1. Разбери коробку.

Для этого понадобиться шкатулка или емкость, куда можно сложить различных размеров игрушки или предметы. Далее нужно будет взять 2-3 емкости, куда надо будет разложить игрушки или предметы по размеру (цвету).

Развитие навыков: мелкая моторика, координацию рук, цветовосприятие, терпение.

  1. Веселые шнурки.

Нам понадобиться шнурки различной длины и цвета.

Показать ребенка, как можно делать различные предметы по контуру и вместе с ребенком сделать несколько фигур на столе, диване или на паласе.

Развитие навыков: мелкая моторика, координацию рук, цветовосприятие, терпение, внимательность и изучение форм предметов.

  1. Обед.

Собираем несколько кукл или зверушек и сажаем их за стол, затем берем, например, разноцветный горошек и начинаем по очереди покормить их, при этом лучше кормить каждую куклу своим цветом. Для усложнения можно дать задание делать это прищепками разных цветов.

Развитие навыков: мелкая моторика, координацию рук, цветовосприятие, терпение.

  1. Игрушка для себя.

Для этого нам понадобиться бутылка (лучше пластмассовая) с узким горлышком и емкость с широким верхом сюда складываем различные мелкие предметы, которые проходят через узкое горлышко, например, пуговицы, фасоль, горох, макароны (рожки мелкие). Тут есть, два варианта игры, ребенок просто берет все в кулачек или по одной пытается пересыпать в бутылку с узким горлышком. Для усложнения можно использовать прищепки или щипчики. Когда наполнит на половину, можно закрыть крышкой и потрясти (игрушка погремушка).

Развитие навыков: мелкая моторика, координацию рук, терпение, упорство.

  1. Домик для игрушки.

Нам понадобиться игрушка небольшая и 4-5 емкостей с крышками, в которые можно посадить игрушку и нельзя. Далее предлагаете ребенку найти подходящий домик для игрушки и закрыть крышкой.

Развитие навыков: мелкая моторика, координацию рук, терпение, внимательность.

  1. Украшение своими руками.

Вам понадобиться бусинки (больших размеров) или пуговицы и леска или шнурок.

И так предлагаете ребенку собрать себе украшение из различных бусинок, если ребенок справляется хорошо, можно усложнить и поставить определенную комбинацию бусинок в начале и чтобы ребенок ее повторил.

Развитие навыков: мелкая моторика, координацию рук, терпение, внимательность.

  1. Игра в прядки.

Нам понадобиться емкость, в которой можно спрятать несколько мелких игрушек, при этом они должны быть засыпаны полностью, чтобы ребенок, копаясь в крупе (песке, манке, горохе, фасоле) мог их найти. Цель игры найти все игрушки.

Развитие навыков: мелкая моторика, координацию рук, терпение, внимательность.

  1. Пирамиды.

Для построения пирамиды можно использовать пуговицы (различных размеров) или бусинки их можно нанизывать на зубачистку, но при этом не забудьте убрать верхний острый край, а для устойчивости, можно воткнуть в пластилин. В начале, покажите ребенку, как она выглядит и как ее собрать, а потом пусть самостоятельно это делает. Потом можно усложнить задачу и сделать обратную пирамиду.

Развитие навыков: мелкая моторика, координацию рук, терпение, упорство.

Выше приведены, игры для развития мелкой моторики для младшей группы или детей от 2 до 3-х лет, но это не весь перечень, так как любую игру можно усложнить или усовершенствовать, все зависит от желания родителей или преподавателя, а можно и самому придумать или совместить несколько игр для ребенка.

Не забывайте, что развивая мелкую моторику у ребенка, у него также должна развиваться речь и расширяться словарный запас.

Способы развития мелкой моторики

Чтобы улучшать мелкую моторику, не нужно выполнять утомительные тренировки и скучные занятия — все упражнения проходят в легкой игровой и развлекательной форме, которая поможет скрасить досуг ребенка.

Массаж

Массаж можно практиковать для развития моторики как самых маленьких ребят, так и уже подросших школьников. Желательно массировать и разминать руки перед тем, как приступать к основным упражнениям.

Разминка ладоней и кистей может проводиться без помощи посторонних предметов, для этого нужно просто помассировать, потереть и пощипать ладошки и загибать пальчики малыша. При этом можно рассказывать различные стишки или просто проговаривать все действия. Со временем ребенок научится делать такую разминку без посторонней помощи.

Также Вы можете использовать подручные средства: карандаши, мячики, маленькие твердые игрушки. Предметы нужно катать между ладоней, просовывать между пальчиками и фиксировать в определенных положениях.

Можно соорудить импровизированные «бассейны»: емкости с песком, крупой, крышками или маленькими мячиками. В этой бассейн малыш должен опускать руки и водить ими, перебирать элементы наполнителя пальчиками, перемешивать содержимое.

Эти упражнения позволяют разогреть мышцы, усилить прилив крови. Сигналом об отличном проведении упражнения и возможности переходить к следующему служат порозовевшие ладошки и пальчики.

Пальчиковые игры

Подобные игры заключаются в том, чтобы ребенок изобразил при помощи кистей рук и пальцев определенные предметы, тем самым развивая координацию движений.

  • Очки. Ребенок может делать круги сначала с помощью всего кулачка, а потом только большими и указательными пальчиками, подносить «очки» к глазам и т.д.
  • Стул и стол. При помощи кулачка и ладошки изображается стул, затем меняется положение рук. Затем стул можно изображать одной рукой.
  • Лодочка. Ладони складываются пригоршней и «лодочка» начинает путешествовать, перевозить «пассажиров» — маленькие игрушки, которые нужно удержать или поймать.
  • Ножницы. Изображая ножницы пальцами одной руки, малыш «разрезает» сначала мягкую ткань, а потом уже более твердые предметы.

Игры-шнуровки и одевашки

В магазинах можно приобрести специальные книжки-развивашки с элементами застежек: молнии, липучки, пуговицы, заклепки, шнурки и т.д. При желании их можно сделать самостоятельно. Работая с такими обучающими книгами ребенок не только разовьет мелкую моторику, но и быстрее научится одеваться.

Также малышам предлагают специальные наборы для вышивки, в которых вместо ниток используются шнурки. Так ребенок может делать поделки, «шить» сумочки, кошелечки и т.д. Особенно такие игрушки нравятся девочкам.

Пальчиковые краски

Маленьким детям тяжело рисовать при помощи кисточек, акварели или гуаши, но это не повод отложить рисование в дальний ящик. В магазинах сейчас продаются специальные пальчиковые краски: они не содержат вредных веществ в составе, а значит, даже если малыш проглотит немного красителя, ничего страшного не случится.

Пусть малыш сначала познакомится с красками, сделает отпечатки своих пальчиков и ладошек. Далее научите его рисовать линии и круги. С детьми 3-4 лет уже можно начинать рисовать животных, дома, машины. Постепенно пальчиковые краски стоит заменить на обычные, а пальчики на кисточки.

Аппликации

Этим видом творчества могут заниматься ребята постарше: уже с 4-5 лет малыши могут вырезать фигуры из бумаги и картона, а значит можно начать занятия. Старайтесь использовать не только бумагу, но и мелкие необычные детали: крупы, семечки, салфетки, камушки, палочки и т.д. Поделки должны быть объемными и детальными.

Идеи для творчества:

  • дерево с настоящими листочками;
  • рыбка с чешуйками в виде страз;
  • цветы из скрученных салфеток;
  • овечка из риса или манки;
  • ежик с иголками из подсолнечных семян.

Если Вы не можете тратить время на придумывание очередного проекта, приобретите специальные наборы для квиллинга. Работа с небольшими лентами и бумажками также эффективно развивает мелкие мышцы рук.

Лепка

В качестве материала для лепки можно использовать пластилин различной жесткости, глину, тесто и кинетический песок. Начинать стоит с более мягких и податливых материалов.

Малышей в возрасте 2-4 лет стоит учить катать колбаски, шарики и прочие элементарные фигуры. Детям постарше уже можно доверить создание настоящей картины из пластилина. В 6-7 лет дети уже могут создавать настоящие фигурки с мелкими деталями, поэтому можно увлечь малыша созданием глиняных фигурок.

Подобные занятия позволяют расширить кругозор, получить знания о цвете, форме, размере и фактуре материала.

Оригами и другие занятия с бумагой

С бумагой и картоном ребенок может не только заниматься рисованием. Вы можете предложить ему вырезать и склеивать различные аппликации, делать бумажные бусы, плести из полосок бумаги, склеивать различные фигурки, а также делать поделки-оригами.

Чтобы маленький ученик не потерял интереса к работе, важно, чтобы занятия постоянно менялись, а цели усложнялись. Например, начинать стоит с простых самолетиков и корабликов, а затем переходить к журавлям, тиграм и более сложным фигурам.

Театр теней

Театр теней может стать отличным семейным досугом. Для начала стоит вместе с ребенком соорудить и украсить сцену. Представления можно начать с ручного театра, когда ребенок изображает животное или предмет руками, а родители или друзья отгадывают. Поначалу это будут простые изображения, которые легко составляются пальчиками: зайчик, собака, птица. Затем можно разыгрывать целые сценки с более сложными героями.

Далее можно изготовить специальные фигурки для пальчикового театра — бумажные колпачки в виде героев спектакля. На первых порах лучше разыгрывать сценки знакомых сказок, в которых много диалогов: «Три поросенка», «Лиса и заяц», «Теремок». По мере овладения ребенком навыка управления пальчиками, можно обратиться к любимым мультфильмам.

Так, с помощью одной идеи Вы можете занять ребенка на несколько месяцев, развить его моторику, а также артистические качества.

Задания с элементами письма

Шестилеток можно занять уже более профессиональными занятиями, которые помогут подготовиться к школе и письму. Вы можете приобрести специальные раскраски с различными видами штриховок. Также можно предложить переводные картинки, в которых нужно обводить контуры различных предметов по трафаретам.

Особенно интересны дошкольникам зрительные и слуховые диктанты, когда малышу нужно нарисовать картинку, следуя озвученному или нарисованному алгоритму. Такие занятия влияют на формирование усидчивости и внимания ребенка.

Занятий, направленных на развитие мелких мышц рук, такое большое количество, что их хватит для заполнения всего досуга малыша. Включайте фантазию, приобретайте специальные игры или книжки и вперед к улучшению мелкой моторики!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]