Семинары, семинары-практикумы и игры в ДОУ
Семинары – это групповые занятия по определенному плану под руководством опытных педагогов, специалистов. Семинары имеют целью повысить теоретический уровень воспитателей по конкретному вопросу воспитательно образовательной работы с детьми, тематика семинаров связана с задачами плана, с целями развития ДУ. Семинар может состоять из нескольких занятий, где сочетается обсуждение вопросов теории, проблем практики, знакомство с новинками литературы и передовым опытом. Их количество, частота проведения зависят от конкретной темы. Руководителем семинара может быть заведующий, зам зав, специалисты д/с, школы и др. руководитель семинара вместе с зам зав продумывают его программу, план работы. Участие в работе семинара добровольное, поэтому при выборе темы необходимо учитывать пожелания и потребности педагогов конкретного сада. Необходимо предусмотреть подготовку участников семинара к занятиям. Вместе с планом работы семинара в метод. кабинете вывешивается список литературы, рекомен-ый к конкрет-му занятию, подбирается картотека, подготовлена выставка. Могут быть даны персональные задания каждому педагогу: провести диагностику, опрос дет-й группы, и т.д. семинар заканчивается выработкой рекомендаций о возможности использования в работе изученной проблемы или разработкой плана дольнейшего изучения конкретных вопросов данной темы.
Семинары – практикумы,направленные на повышение уровня практич-ой подготовки восп-ля, соверш-ие практ-их навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспит-й и также связана с задачами годового плана. Руководителями могут быть люди, хорошо владеющими необходимыми навыками.работа семин-прак-ов всегда имеет какой то материальный результат. Можно устроить выставку работ воспитателей, участники магут подготовить вечер отдыха, на котором прозвучат песни или стихи. Итогом работы могут быть также наглядные материалы, подготовленные руками вос-ей, рекомендации к их использованию (например, этапы обучению рисования, использование разной техники аппликации, конструирование из бумаги ит.д.) которыми могу воспользоваться все педагоги. Место проведения может быть метод кабинет, музей, выставочный зал и т.д.
Деловые игрыпозволяют максимально активизировать участников для достижения поставленной цели. Дел.игра – это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятие решений в различных ситуациях по заданным или вырабатываемым самими участниками правила.
Подготовка и проведение деловой игры – процесс творческий. Взяв модель уже разработанной игры, можно изменить отдельные её элементы, или содержание без изменения модели. Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы: создание проекта деловой игры; описание последовательности действий; описание организации проведения игры; составление заданий для участников; подготовка оборудования. Деловая игра разрабатывается на основе методики активизации обучения педагогов.
Требования к общему санитарно-гигиеническому состоянию ДОУ
1.Общие правила.
Санитарные правила и нормы по устройству и содержанию ДУ распростроняется не зависимо от ведомственного подчинения и форм собственности (д/сады, ш/сады и др.). детские дош учр-я оргониз-я для дет в возросте от 2 до 7 лет, и комплектуются группы с учетом возраста: Ясельный от 1 до 2 лет 10 д-й; от 2 до 3 лет – 15 д-й; дошкольные от 3 до 7л; разновозрастные до 12 д-й. для детей с ослабленным здоровьем – 10-20 д-й. вместимость ДУ общего типа в городах – до 200 д-й, в сельских местностях до 100.
2.Участок
. Земельный участок ДУ должен иметь ограждение высотой не менее 1,6 м; наружное элект-ое освещение; предусматривается групповая, физкультурная, хоз, площадки. Оборудование на участке должно соотноситься возрасту и росту детей и закреплено. Прогулочные участки ясельного возраста должны иметь травяное покрытие, утрамбованный грунт; на всех площадках закрываться песочницы.
3.Здание.
не более 3-х этажей. Должно соблюдаться зонирование и отдельные выходы на участок из пищеблока, постирочной. В здании ДУ предусматривается выходы: центральный, в групповых ячейках, служебные и хозяйственный. Групповые ячейки включают следующие помещения, раздев-е, групповые, игральные, спальни, туалеты, ресурсные (для хранения пособий и др.). ячейки для ясельного возраста – на 1 этаже, дошк возр -1-2 этаж.
4.Естественное и искусственное освещение.
Основное помещение должно иметь естественное освещение, допускаются верхние боковые освещения для холлов, бассейнов, муз и физ залов. Коэффициент естественной освещенности долж быть не менее 1,5 %. Розетки и выключатели должны устанавливаться на высоте 1,8 м от пола.
5.Сан-технич благоустройство
. Здание должно быть оборудовано водопроводом, иметь горячее (во всех основных блоках помещения) водоснабжение и канализацию. Температура воды не ниже 37 град. Отопительные приборы ограждены съемными деревянными решетками.
6.Оборудование помещений
должны соответствовать росту возрастным особенностям детей, учитывая гигиенич-е и пед-ие требования. Столы и стулья по количеству детей промаркированные. Мебель должна быть закреплена.
7.Сант.содержание помещения и участка.
Оборудование должно ежедневно протираться, смена песка в песочнице не менее 1 го раза в месяц. перед игрой песок увлажняется, периодически перелопачивается, загрязненный заменяется свежим, наночь закрывается крышкой. Уборка участка ежедневная. Уборка помещений влажн. Способов ежедневно с моющим ср-ми, полы не менее 2х раз в день; генеральная уборка с дезер-ми 1 р в месяц.
8.Воздушно тепловой режим.
9.Личная гигиена персонала.
10.Оргонизация питания.
11.Требования к устройству и содержанию к плавательному бассейну.
12.Организация учебно-воспитательного процесса.
13.Правила приема.
14.Гигиеническое воспитание и обучение
Консультация и семинар-практикум как действенная форма методической работы в дошкольном учреждении
Анна Катькалова
Консультация и семинар-практикум как действенная форма методической работы в дошкольном учреждении
Консультация и семинар-практикум как действенная форма методической работы в дошкольном учреждении.Цель: Повышение компетентности педагогов в понимании значения и методики проведения таких форм методической работы как консультация и семинар-практикум.
Подготовка любого методического мероприятия начинается с определения цели. Важно ответить на вопросы «Чего мы хотим добиться, организуя это мероприятие?»
,
«Каков должен быть результат?»
,
«Что измениться в деятельности педагогов?»
. Если цель реальна, то она побуждает педагога к деятельности, вызывает у него активность.
Отвечая на вопрос «Что такое педагогическая опытность?»
, К. Д.Ушинский пояснял: «Большее или меньшее количество фактов воспитания, но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности. Они должны произвести впечатление на ум воспитателя, квалифицироваться в нём по своим характеристическим особенностям, обобщиться, сделаться мыслью. И уж эта мысль, а не самый факт, сделается правильной воспитательной деятельностью».
Начать свое выступление мне бы хотелось с разъяснения, что же такое консультация.
Консультация (латин. consultatio — совещание)
— обсуждение какого-нибудь специального вопроса со специалистом; совещание специалистов.
Консультации бывают эпизодическими, внеплановыми и заранее запланированными. Внеплановые консультациивозникают по инициативе обеих сторон: как педагогов, так и специалистов, ответственных за методическую работу. Консультации подразделяют: индивидуальные и коллективные, информационные и проблемные.
Основные консультации планируют на год, а по мере необходимости в план вносят изменения и дополнения. При составлении годового плана ДОУ каждая задача решается через консультацию, через активные методы обучения педагогов, через тематическую проверку и педагогический совет. Консультация является первой формой работы в целостной системе методической поддержки педагогов ДОУ, которая помогает устранять выявленные в результате контроля недостатки, подготовиться педагогам к открытым мероприятиям. Для консультаций характерна монологическая форма изложения информации.
К каждой консультации необходимо тщательно готовиться. Качественность подачи материала может обеспечить только профессионально компетентный специалист. Поэтому считаю, что информационная консультациядля педагогов должна отвечать следующим требованиям:
1. Содержание должно быть научно достоверно, в соответствии с достижениями современной педагогики, психологии и педагогической практики.
2. Материал должен быть логичен и последователен, четко излагаться.
Для этого при подготовке к консультации необходимо составить заранее план изложения материала. Целесообразно сформулировать проблемы, которые будут рассматриваться в ходе консультации.
3. Обеспечить дифференцированный подход в изложении материала с учетом опыта педагогов, возрастной группы детей, вида группы.
Планировать отдельно консультациидля воспитателей групп различного возраста и направленности: раннего возраста, логопедических групп, групп полного и кратковременного пребывания.
4. В процессе проведения консультации необходимо конкретизировать советы и рекомендации, которые должны быть реально выполнимы, обеспечивать синхронность изучения теоретических и практических аспектов каждого вопроса.
5. Продумывать использование форм активного включения педагогов в ходе проведения консультации.
Активные формы и методы работы должны мотивировать педагога на изучение темы и обеспечение закрепления и воспроизведения содержания консультации.
6. Подобрать методическую литературу по проблеме, с которой, впоследствии, педагоги могут познакомиться.
Каждый метод и форма консультации не являются универсальными. Они являются сугубо индивидуальными для каждой темы и коллектива ДОУ.
Конечный результат любого методического мероприятия, в том числе и консультирования, будет высок и отдача эффективна, если при подготовке и проведении использовались разнообразные методы включения каждого педагога в активную работу.
Методы проведения консультаций
Изменения в государственной политики в сфере образования смена приоритетов, обращение к личности педагога, к его творчеству, активному началу, внесли свои коррективы в условия работы воспитателя, в частности в методику проведения консультаций.
Сегодня используются различные методы проведения консультаций.
1. Проблемное изложение материала. Воспитатель ставит проблему и сам ее решает, через раскрытие системы доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Слушатели при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли выступающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.)
. И хотя слушатели при таком
методе консультирования не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образцы научного познания, научного решения проблем.
2. Поисковый метод. При использовании поискового метода воспитатели активно принимают участие в выдвижении гипотез, составлении плана действий, поиске путей решения проблемы. Чаще всего при проведении консультаций используется метод объяснения. Он обладает целым рядом положительных качеств достоверностью, экономным отбором конкретных фактов, научностью трактовки рассматриваемых явлений и др. Чтобы стимулировать внимание воспитателей и побуждать их следовать за логикой изложения, в начале консультации полезно сформулировать вопросы, обращение к педагогам они помогают осмыслить свой опыт, высказывать свои соображения, сформулировать выводы. Таким образом, сущность метода обучения сводится к тому,что:
— не все знания слушателям предлагаются в готовом виде, их частично нужно добывать самостоятельно;
— деятельность выступающего заключается в оперативном управлении процессом решения проблемных задач.
Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими слушателями на основе работы над программами
3. При обмене опытом между воспитателями целесообразен метод эвристической беседы. В ходе беседы более детально раскрываются отдельные положения изученной методической литературы, даются разъяснения по темам вопросам, которые в большей мере интересуют педагогов, выявляются ошибки в суждениях, степень понимания и усвоения новой информации. Однако эффективность эвристической беседы будет достигнута при соблюдении определенных условий. Предметом беседы лучше избрать практически значимый, актуальный вопрос, который требует всестороннего рассмотрения. Тот, кто готовит консультацию в виде эвристической беседы, должен составить обоснованный план беседы, позволяющий четко представить, какие знания получат воспитатели и к каким выводам придут. Организуя эвристическую беседу, целесообразно чередовать высказывания опытных и начинающих воспитателей. Эвристическая беседа, проводимая с целью передачи знаний, требует серьезной подготовки.
4. Метод дискуссий. По форме и содержанию дискуссия близка к методу беседы. Она также предполагает выбор важной темы, требующей всестороннего обсуждения, подготовки вопросов для воспитателей, вводного и заключительного слова. Но в отличие от беседы, в дискуссии необходимы борьба мнений, постановка спорных вопросов. В ходе дискуссии приходится задавать много других дополнительных вопросов, количество и содержание которых невозможно предвидеть заранее. Ведущему дискуссии нужно обладать умением быстро ориентироваться в обстановке, улавливать ход мыслей и настроения участников, создавать атмосферу доверия.
5. Деловая игра. Она приближает аудиторию к реальным условиям профессиональной деятельности, наглядно показывает поведенческие или тактические ошибки, совершаемые в той или иной ситуации, вырабатывает наилучшие подходы к решению различных педагогических и организационных проблем. Непосредственная разработкаматериалов деловой игры включает в себя следующие этапы:
— создание проекта деловой игры;
— описание последовательности действий;
— описание организации проведения игры составление заданий для участников;
-подготовка оборудования.
Специалистами-психологами замечено, что экспериментатор-консультант, сомневающийся в истинности полученных данных, не может быть хорошим лектором-популяризатором. Его мышление должно быть ориентированно на точность, достоверность данных. Безусловно, многое зависит от личности консультанта, от его уверенности в себе, а в силу этого и в своих достижениях.
При организации консультирования встают вопросы установления адекватных взаимоотношений между консультируемым и консультантом. Можно выделить несколько профессионально необходимых качеств контакта при организации консультирования:
• Общительность;
• Контактность;
• Динамичность;
• Гибкость поведения;
• Терпимость по отношению к другим;
• Профессиональный такт;
• Деликатность умение до конца построить и выдержать свою линию поведения
• Умение проанализировать с консультируемым ситуацию затруднений.
Основой эффективной педагогической деятельности является непрерывный процесс образования педагога.
Семинар (от лат. seminarium — рассадник, теплица)
—
форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры)
обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя. Преподаватель
(ведущий семинара)
в этом случае является координатором обсуждений темы
семинара, подготовка к которому является обязательной. Во время семинаров выступающий подает аудитории лекционный материал. При этом слова могут иллюстрироваться фильмами и слайдами. В дальнейшем начинается обсуждение, во время которого все участники могут высказать свое мнение или задать вопрос, а также попытаться применить полученную информацию на практике. Если учитывать такие особенности, то отвечая на вопрос о том, что такое семинар, с уверенностью можно говорить, что это интерактивная форма обучения, которая позволяет достичь высокой эффективности.
Семинар-практикум – одна из эффективных форм методической работы в детском саду, т. к. позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы.
Главными задачами семинаров-практикумов являются:
— совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде деятельности;
— развитие творчества и фантазии педагогов;
— обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;
— создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;
— создание реально выполнимых рекомендаций.
Можно выделить универсальную структуру проведения данной формы методической работы:
1. Подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, взаимопосещение и т. д.) – целью является выявление проблемы;
2. Теоретическая часть (выступление организатора семинара-практикума, члена творческой группы, мультимедийная презентация, «вопросы-ответы»
и т. д. _ — целью является теоретическое обоснование обсуждаемого;
3. Практическая работа (фронтально, в группах)
– цель этого этапа распространение педагогического опыта, приобретение воспитателями новых умений;
4. Подведение итога мероприятия — итогом работы могут быть наглядные материалы (буклеты, памятки, дидактические игры и т. д., изготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию которыми могут воспользоваться все педагоги.
Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. Педагоги имеют возможность не только освоить приёмы работы, но и сами разработать систему организации деятельности с детьми в определённых условиях.
Кроме этого в ходе семинаров-практикумов предусматривается возможность обсуждения различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые в итоге позволяют выработать единую позицию по рассматриваемому вопросу.
Важным условием организации данной формы работы является включение всех участников семинара в обсуждение темы. Для этого рассматриваются противоположные точки зрения, применяются методы игрового моделирования и др. По итогам семинара можно оформить выставку работ педагогов.
Содержание семинаров-практикумов – это творчество и осознание поставленных целей их организаторов
Таким образом, в методической работе на данном этапе развития дошкольного образования необходимо использовать такие формы работы, которые способствовали бы непрерывному образованию педагогических кадров, повышали их профессиональную квалификацию, оказывали реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.
Семинар-практикум «Организация мониторинговой деятельности в ДОУ»
План семинара-практикума
№
Содержание | Ответственный | Время |
Вступительное слово. | Представитель отдела образования | 09.00-09.15 |
Мониторинг оценки качества предоставляемой образовательной услуги в ДОУ. | Заведующий Павленко С.В. | 09.15-09.45 |
Организация педагогической диагностики в соответствии с ФГОС. Нормативная база, практикум. | Старший воспитатель Курсина Е.Л. | 09.45-10.15 |
Проведение психолого-педагогической диагностики. Презентация инструментария и видеоматериалов. | Педагог-психолог Забугина И.Ю. | 10.15-10.45 |
Кофе-брейк. | 11.00 |
21 октября 2015 года в МКДОУ «Подгоренский детский сад №2» прошло очередное районное методическое объединение, цель которого — трансляция опыта по введению ФГОС ДО, на котором нем был представлен опыт организации мониторинговой деятельности в ДОУ.
В самом начале старший воспитатель Елена Леонтьевна Курсина познакомила присутствующих с нормативной базой, регламентирующей мониторинговую деятельность. Дала представление о системе работы в данном направлении, сложившейся в детском саду. Обратила внимание на периодичность проведения диагностики. Продемонстрировала раздаточный материал и прокомментировала особенности его использования.
Далее выступила Светлана Викторовна Павленко, заведующий детским садом. Она рассказала о том, каким образом в ДОУ проводится оценка качества предоставляемой образовательной услуги. Представила вниманию присутствующих диагностический инструментарий. Отметила особенности его разработки. Подробно объяснила, каким образом организовать всестороннюю оценку качества, обратив внимание коллег на участников мониторинговой деятельности.
Затем слушали педагога-психолога Ирину Юрьевну Забугину, которая подготовила выставку инструментария для проведения психолого-педагогической диагностики, подробнейшим образом познакомила с методикой ее организации. Акцентировала внимание на особенности проведения обследования в каждой возрастной категории.
Активное обсуждение представленного материала, масса вопросов от работников дошкольных учреждений позволяют сделать вывод о целесообразности представленной темы, а предложенный на семинаре материал станет хорошим подспорьем для коллег в работе.
Нормативная база, регламентирующая мониторинговую деятельность.doc Презентация.pptx
Психолого-педагогическая диагностика.docx