Комплекс 1
- Построение в шеренгу, проверка осанки.
- Ходьба друг за другом в колонне по одному.
- Ходьба на носках, руки на поясе.
- Ходьба с высоким подниманием ног.
- Бег в медленном темпе в колонне по одному.
- Бег врассыпную и в колонне.
- И.п. — основная стойка, руки на поясе.
- 1 – руки в стороны;
- 2 – руки вверх и подняться на носочки, потянувшись за руками;
- 3 – руки в стороны;
- 4 – и.п.
- И.п. — ноги расставить на ширину плеч, руки в стороны.
- 1 – наклониться с поворотом, так чтобы правой рукой коснуться пальцев левой ноги.
- 2 – и.п.;
- 3 – аналогичный наклон в другую сторону;
- 4 – и.п.
- И.п. — основная стойка, руки на поясе.
- 1 – вынести руки вперед, присесть (держать спину ровно);
- 2 – и.п.;
- 3 – 4 – аналогично.
- И.п. — основная стойка, руки опущены.
- 1 – поднять руки вверх, правую ногу отставить назад на носок, прогнуться;
- 2 – и.п.;
- 3 – аналогично отставить левую ногу;
- 4 – и.п.
- Прыжки попеременно на одной ноге.
- Прыжки на обеих ногах.
- Ходьба на месте.
- Дыхательное упражнение «Вдох (потянуться, руки поднять через стороны вверх) — выдох (наклониться, руки опустить).
Мониторинг проведения утренней зарядки в средней группе ДОУ
Для оценки эффективности образовательных программ проводится мониторинг, который дает возможность зафиксировать перемены во всех сферах развития детей. Диагностика может проводиться как самим воспитателем, так и методистами.
Этапы проведения диагностики:
- Общая информация о группе — название, общее число детей и количество присутствующих.
- Соответствие помещения санитарным нормам — проходила ли уборка и проветривание.
- Продолжительность зарядки.
- Число этапов.
- Детализация каждого этапа — соответствие временным рамкам, достижение поставленных задач и целей.
- Целесообразность работы воспитателя — доступность подачи информации, наличие и качество примеров.
- Общее мнение.
Дополнительная информация! По итогу выставляется оценка — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «5», «4», «3».
Регулярная утренняя зарядка для дошкольников станет полезной привычкой и во взрослом возрасте. Здоровый малыш станет крепким взрослым.
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.
Картотека упражнений для утренней зарядки в средней группе на год
Далее приведена картотека с планом утренней разминки.
Таблица 2. Сезонные комплексы гимнастики на год
Период | Месяц | Описание |
Осень | Сентябрь | Ходьба и бег в колонне по одному, бег по мостику, доске, дорожке с препятствиями, ходьба в шеренге с платочками. |
Осень | Октябрь | Ходьба и бег вокруг кубиков по команде педагога с поворотами корпуса + бег в рассыпную + прыжки + легкий бег, ходьба в шеренге по одному. |
Осень | Ноябрь | Легкий бег, наклоны с палкой, бег с препятствиями, упражнения с мячом, ходьба, чередуемая с бегом, в шеренге. |
Зима | Декабрь, январь, февраль | Догонялки, игры с платочками, занятия с шариками, прыгающие разминки, футбол с большим мячом, кеглями, обручем, на стульях, с палкой и без предметов. |
Весна | Март-май | С обручем, кубиками, большим мячом, бег, ходьба со средней скоростью, упражнения без предметов, с флагами, малыми мячами, палками, маленьким игровым мячом. |
Обратите внимание! Данная картотека составлена на основе гимнастических примеров из книги Пензулаевой Л. И. «Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной к школе группе».
Нюансы
В связи с появлением моды на здоровый образ жизни, зарядка у детей и взрослых стала приобретать популярность. Однако не все осознают важность именно утренних физических нагрузок.
Основные пункты проведения гимнастики в детском саду по ФГОС:
- Продолжительность — не больше 5-12 минут в день.
- Зарядка состоит из 3 частей: вводной (разогрев), основной (активные упражнения) и заключительной (применяются упражнения с пониженной активностью).
- Для занятий приобретается специальная спортивная форма, не стесняющая движений.
Обратите внимание! Продолжительность упражнений зависит от возраста занимающихся.
Временной план
Объем физической нагрузки определяется согласно общефизическому развитию воспитанников. Данная методика является эффективной для воспитания дошкольников.
Комплекс утренней гимнастики в средней группе имеет временную дозировку:
- Выполняется 4-5 упражнений по 6-8 минут, т. е. в по 5-6 повторов на одно действие.
- Более активные упражнения, такие как бег, практически все виды ходьбы, должны длиться по 15-20 секунд.
- Полезное упражнение — ползание по полу, повторяется 30 секунд.
Обратите внимание! Гимнастический комплекс повторяется 1-2 недели, после чего упражнения меняют.
Пример конспекта по гимнастике в средней группе
Данный конспект составлен в соответствии с нормами ФГОС. Конспект по гимнастике в средней группе:
- Цель: оформление условий и стимулов для приобщения дошколят к элементам здорового образа жизни.
- Задачи: обучение выполнению действий по сигналу, формирование умения качественно и точно выполнять упражнение, регулируя дыхание и придерживаясь заданного темпа. Формирование правильного положения позвоночника, быстрой реакции, скорости действий, ориентации в пространстве, создание бодрого настроения у детей на целый день и прививание любви к физическим нагрузкам.
- Дополнительные предметы: аудио-центр, гантели, маты, скакалки.
Обратите внимание! Существуют определенные планы на каждый месяц учебного года. В январе и феврале занятия проводятся в помещении, а весной и летом гимнастику осуществляют на улице.
Анализ утренней гимнастики
Каждый воспитатель должен вести картотеку на детей, осуществлять анализ и контроль занятий, состояния каждого ребенка. План анализа УГ:
- возраст и число дошкольников в группе;
- место проведения гимнастики;
- как одеты дошкольники и воспитатель;
- упражнения зарядки и продолжительность;
- задачи по развитию на каждом этапе: что получилось сделать, соответствие заявленной продолжительности;
- результативность педагогики: показа, текстовых инструкций, инвентаря, индивидуальной помощи;
- эмоциональное состояние дошкольников на каждом этапе занятий;
- вывод: потребуется ли внесение изменений или дополнительных упражнений в зарядку.
К сведению! Благодаря анализу и диагностике можно подводить итоги и совершенствовать зарядку, а карта контроля позволит выявить недостатки.
Образец заполнения карты
УГ, которая проводится в дошкольном учреждении каждый день, сделает малыша наиболее ловким, энергичным, поможет избежать ряда проблем в нормальном функционировании опорно-двигательной системы, повысит иммунитет, укрепит психику и научит взаимодействию с другими детьми. А занимаясь в форме игры, можно сделать физические упражнения не только полезными для здоровья, но и увлекательными.
Комплекс 2
- Построение в шеренгу, проверка осанки.
- Ходьба в колонне по одному с поочередными поворотами в разные стороны по сигналу.
- Переменный бег с ускорением.
- И.п. – основная стойка, руки на поясе.
- 1 – наклон головы к правому плечу;
- 2 – и.п.;
- 3 – наклон головы к левому плечу;
- 4 – и.п.
- И.п. — основная стойка, руки перед грудью согнуты в локтях.
- 1 – 3 – рывки согнутыми руками в стороны.
- 4 – рывок прямыми руками в стороны.
- И.п. – ноги расставлены на ширину плеч, руки на поясе.
- 1 – поворот в правую сторону;
- 2 – и.п.;
- 3 – поворот в левую сторону;
- 4 – и.п.
- И.п. – основная стойка, руки на поясе.
- 1 – сделать выпад правой ногой;
- 2 – и.п.;
- 3 – выпад левой ногой;
- 4 – и.п.
- Поочередные прыжки — ноги вместе, ноги врозь.
- Легкий бег на месте.
- Дыхательное упражнение «Шарики».