Правовое воспитание дошкольников — понятие и определение
Жить в справедливом правовом государстве хотят все. Для этого следует каждому пользоваться своими правами и свободами.
Требуется воспитывать право-образованную личность с детства.
Обычно под правовым воспитанием подразумевают становление в личности социальной активности, формирование мыслительных способностей и ценностного отношения к личным правам, умения действовать согласно своим правам, прописанным в законе страны.
Правовое воспитание рассматривают чаще всего в плане нравственного воспитания. Если ребенок не знает нравственных норм, то и права он соблюдать чужие не будет. А знания прав будут носить лишь заученный, формальный характер.
Дети 6-7 лет очень хорошо понимают, когда в семье с ними поступают несправедливо или когда обижают любимого мультяшного героя. Именно на подобные проявления чувств ребенка и можно, даже нужно опираться в ходе правового обучения.
Что касается правового воспитания дошкольников, то это очень важный этап личностного формирования. В этом возрасте развиваются как плохие, так и хорошие стороны личности ребенка.
Если в этот период уделять пристальное внимание на развитие правового мышления у ребенка, то за его будущее можно не беспокоиться. Ребенок и себя в обиду не даст, и чужих прав ущемлять не станет.
К главным правовым аспектам в этом возрасте можно отнести права на игру, любовь и внимание со стороны окружающих его взрослых. Ребенок в семье должен быть защищен от унижения и насилия.
Правовое воспитание помогает сформировать правовую основу дошкольника, включающую три связанных между собой компонентов.
- нравственно-правовые представления — первый компонент;
- нравственно-правовые суждения — второй компонент;
- ценностные ориентации ребенка, адекватные представления и суждения поведения в коллективе детей и взрослых.
Картотека игр по правовому воспитанию
«Правовое воспитание дошкольников»
Ключевые задачи правового воспитания дошкольников
Правовое воспитание в дошкольном учреждении нацелена на реализацию следующих задач.
- Дать детям представление о собственных правах и обязанностях.
- Учить их оценивать своё поведение и поступки других людей согласно правовых норм.
- Учить разрешать конфликты нормативными способами с учётом позиций и потребностей окружающих людей.
- Воспитывать в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям.
- Развивать в ребятах интерес к себе, собственному внутреннему миру, в дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.
- Знакомство с основными правовыми документами, которые координируют отношения между людьми (включая международные).
В целом процесс дошкольного правового воспитания включает в себя такие компоненты:
- информационно-познавательный;
- эмоционально-оценочный;
- поведенческо-деятельностный.
Начинать осваивать правовое пространство целесообразно со среднего дошкольного звена.
В этом возрасте (четыре–пять лет) основное внимание нужно уделять нравственному воспитанию. Педагог закладывает в сознание малышей основы правового поведения: как можно поступать, а как нельзя, помогает им осознать, какие действия приносят вред самому человеку и окружающим людям.
С помощью воспитателя ребята осознают свою уникальность, ценность собственной жизни, своей семьи, понимают самые важные потребности.
Старшие дошкольники уже вполне могут управлять собственным поведением, прилагают волевое усилие к достижению поставленной цели, понимают этические образцы. Им интересны отношения не только между отдельными людьми, но и целыми народами, нормативные правовые акты (конечно же, педагог преподносит их в предельно доступной увлекательной форме).
Методы и средства успешного освоения правовых понятий
Реализуя процесс правового воспитания в дошкольном учреждении, педагог применяет различные методы, средства и формы деятельности.
- Включение в занятие игрового компонента. К детям приходят сказочные персонажи или животные, которым они помогают решить проблему. Герой может рассказать им удивительную историю (Буратино жалуется, что папа Карло не хочет покупать ему Азбуку). Персонаж может быть сквозным на всех занятиях по праву: например, это маленький человечек, который попадает в различные ситуации.
- Основной принцип правового воспитания — познание социальных норм на основе конкретных примеров и поступков. Это реальные ситуации из жизни, а также материал художественной литературы, в частности, сказок (хороший вариант — сказочные видеосюжеты).
- Решение проблемных ситуаций, в том числе вымышленных. Например, чтобы ты попросил у золотой рыбки для всех людей или каким образом поступил бы, если б нашёл цветик-семицветик?
- Метод наблюдения. Воспитатель предлагает дошкольникам проследить, как близкие относятся друг к другу, прощают ли взаимные обиды, что их может порадовать и огорчить (конечно, проще всего это сделать на уровне семьи, наблюдая за папой и мамой).
- Метод драматизации. Позволяет детям «прочувствовать» другого человека, войти в его положение (например, если бы я был зайчиком, которого лиса выгнала из избушки, или Золушкой, которой мачеха не даёт отдохнуть). Такой приём воспитывает в малышах чуткость, способность более остро реагировать на проблемы окружающих людей.
- Проблемно-поисковый метод. Это отгадывание загадок, в старшем дошкольном звене — решение кроссвордов и ребусов.
- Продуктивная деятельность. Коллективное создание альбомов и плакатов, изготовление эмблем и символов (воспитанники старшей и подготовительной групп могут сами делать карточки для дидактических игр).
- Воспитатель совместно с детьми может периодически организовать в группе выставки любимых вещей (игрушек, книг, рисунков любимого блюда и пр.). При отборе экспонатов у ребят закрепляется понятие и том, что каждый человек имеет свои личные вещи и дорожит ими. Эти предметы и увлечения требуют бережного, уважительного отношения со стороны окружающих. Каждому воспитаннику предлагается рассказать о своём экспонате, объяснить, чем он ему так нравится.
- Развивающая среда в группе должна отвечать принципам демократизма: каждый участник детского коллектива имеет свободный доступ ко всем игрушкам и пособиям.
- Поскольку правовые понятия достаточны сложны для дошкольников, то на занятиях должно присутствовать максимум наглядности: различные картинки, плакаты, схемы и пр.
Игры по правовому воспитанию в детском саду
Универсальным средством создания правового пространства в ДОУ является игра.
Она помогает познать дошкольнику окружающий социальный мир, овладеть навыками правового общения и поведения, наработать свой личный опыт. Игры данной тематики могут быть различных видов: словесные, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, игры на воображение, подвижные, игры-драматизации, игры-путешествия (например, по глобусу).
Рассмотрим конкретные примеры.
Словесные игры
Одно из самых простых для ребёнка правовых понятий — это право на имя. На эту тему можно придумать множество словесных игр.
Сделать их более увлекательными поможет элемент подвижности — например, использование мяча или флажка, ребята дети передают друг другу после ответа.
- «Назови ласково». Воспитанник называет своё имя, а затем рассказывает, как родители ласково называют его дома. В каждом случае может быть не один, а несколько вариантов. За каждый ответ педагог вручает фишку, и в финале игры подводятся итоги — определяется имя-победитель.
- «Позови ласково». Аналогичная игра, только дошкольник должен назвать уменьшительно-ласкательно рядом стоящего ребёнка (таким образом, закрепляется знание права на имя и воспитывается вежливое, уважительное отношение друг к другу).
- «Как растёт имя». Вначале воспитатель показывает ребятам свои детские фото и рассказывает, как с годами изменялось её имя (например, Иришка — Ира — Ирина — Ирина Петровна). Затем ребята также должны видоизменить своё имя — определить, как оно будет звучать, кода они станут взрослыми.
- «Как зовут моих маму и папу». Передавая друг другу мячик или флажок, дошкольники быстро должны назвать имя и отчество родителей.
Игры на закрепление других прав
- «Кто в каком доме живёт» (право на жилище, а также его неприкосновенность). Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, называя животное или насекомое, а дошкольник должен в ответ назвать его жилище (например, пчела — улей, медведь — берлога и т. д.).
- «Кто где живёт» (право народов на самоопределение). Педагог называет воспитаннику какую-нибудь страну, а он — её жителей (Франция — французы, Япония — японцы и т. д.).
- «Мой домашний адрес» (право на жилище). Ребята по очереди (передавая флажок по кругу) называют свой домашний адрес. Как вариант можно сначала всем назвать только улицу, затем — дом, этаж, номер квартиры.
- «Лучше узнаем друг друга» (игровое упражнение помогает дошкольникам осознать индивидуальность и ценность каждого человека, а также осмыслить сходство и различия разных людей). Под музыку малыши свободно двигаются по группе. Когда она затихнет, нужно встать с кем-либо в пару и задать вопрос. Например, «Есть ли у тебя брат или сестра, и как их зовут?», «Твой любимый цвет (блюдо, время года, одежда и т. д.), «Как ты любишь проводить свободное время?» и пр. В процессе игры воспитатель следит, чтобы дети каждый раз создавали новые пары.
- «Я умею» (дошкольники закрепляют понимание права на жизнь, осознают, что она дана человеку на добрые поступки). Стоя в кругу, малыши передают друг другу мячик и рассказывают, какие добрые дела они делают по отношению к своим близким людям (например, помогаю маме убираться по дому, а папе — в гараже).
Игры-драматизации и развивающие воображение
В процессе такой деятельности педагог просит дошкольников разыграть небольшую сценку — воспроизвести определённую ситуацию из жизни или сказки (при этом они закрепят правовые знания), либо придумать собственную историю.
- «Попроси вежливо» (право на владение имуществом и его неприкосновенность). Ребёнку предлагается попросить у товарища на время его игрушку. Сделать это нужно вежливо, взамен можно предложить поиграть со своей вещью.
- «Сказка наизнанку» (любой человек имеет право на своё личное мнение). Это настольный либо кукольный театр по мотивам знакомой сказки. Дошкольники могут придумать свой вариант с изменёнными характерами персонажей и разыграть его. Сюжеты могут быть самыми неожиданными. Например, колобок будет злым, хочет отравить лесных жителей, а лиса, наоборот, доброй, стремится спасти их. Или добрый волк и сердитая Красная Шапочка.
- «Сказка идёт по кругу» (право иметь своё мнение и свободно выражать свои мысли). Дошкольники все вместе придумывают сказку: один её начинает, а остальные пооочерёдно сочиняют продолжение.
- Воспитатель предлагает закрыть глаза и вообразить себя, например, маленькой букашечкой. Дети должны прочувствовать беззащитность этого существа, рассказать о своих ощущениях и о том, как нужно вести себя окружающим, чтобы насекомое было уверено в своей безопасности. Таким образом, ребята закрепляют понимание права на жизнь и её неприкосновенность.
- «Детский сад мой мечты». Педагог даёт ребятам задание — придумать свой детский сад, в котором бы отсутствовали привычные правила (занятия, режим дня и пр.) и придумать свой, рассказать, что там будут делать дети. Выслушав несколько рассказов, воспитатель подводит малышей к выводам, чем может закончиться такое поведение и почему в любом обществе должен соблюдаться порядок.
Настольно-печатные игры
Существуют и настольно-печатные игры для дошкольников на правовую тематику. В основном они представляют собой картинки из серии «Поступаем правильно», «Хорошо и плохо» и т. п. Это могут быть пары карточек (10–20 штук), посвящённых одной теме (на одной изображён хороший поступок, на другой — плохой) или же лото.
Также ребятам будет интересно проследить последствия каждого поступка. Например, сделал кормушку для птиц и насыпал туда зерна — пернатые не будут голодать зимой, схватил кошку за хвост — ей больно и т. д. Главный вывод, которые должны сделать дошкольники — никто не имеет права обижать другого, наказывать его, делать больно.
Подвижные игры
Дошкольники очень любят подвижные игры, их можно совместить с непринуждённым усваиванием важных правовых понятий.
- «Прогулка по ручью» (право каждого на отдых, уметь отдыхать совместно). На полу изображается ручеёк, его ширина меняется (с помощью верёвочек или вырезанный из обоев). Дети (это туристы) становятся «паровозиком» (руки кладутся на плечи идущему впереди) и по ходу движения расставляют ноги на нужную ширину. Оступившийся ребёнок отправляется в конец «паровоза».
- «Спасатели» (закрепление права на жизнь). В обруч кладутся игрушки: они оказались на необитаемом острове либо в горящем доме. Воспитатель даёт задания добираться до обруча и поочерёдно спасать игрушки. Каждый раз дети передвигаются разными способами (можно провести эстафету между двумя командами с двумя обручами): «паучком», парами, держась за руки, с закрытыми глазами и пр.
- Пантомима «Я помогаю родителям по дому» (закрепление понятия обязанностей). Дошкольник движениями тела показывает, как он делает какую-то работу по дому. А остальные ребята должны отгадать, что именно имеется в виду.
- Воспитатель, объясняет, что драться — нехорошо (это нарушение права на личную неприкосновенность), и предлагает дошкольникам направить негативные эмоции в игру «Петушиные бои» Двое участников становятся «петухами» — садятся на корточки и обхватывают коленки руками, боком толкают друг друга. Проигрывает тот, кто первым свалится либо уберёт руки с колен.
Сюжетно-ролевые игры
Важную роль в становлении доброжелательных взаимоотношений дошкольников, осознании ими правовых отношений играет сюжетно-ролевая игра, поскольку она очень близка к реальной жизни. Так, обыгрывая такие сюжеты, как «Больница», «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь», малыши закрепляют знание о том, что каждый человек имеет право на медицинскую помощь, а также должен сам заботиться о своём здоровье).
Важные нравственные качества воспитывает игра «Спасатели»: ребята уясняют ценность человеческой жизни и то, что каждый человек имеет право на помощь и спасение в трудной ситуации. Правовому воспитанию способствует и моделирование сценок из семейной жизни («Семья», «Дочки-матери»): дошкольники понимают, что каждый имеет определённые обязанности по дому, а взрослые несут ответственность за своих детей.
Виды деятельности на занятии по правовому воспитанию
Занятия по правовому воспитанию обычно проводятся в ДОУ один раз в месяц в старшем дошкольном возрасте (в среднем звене — гораздо реже, два-три раза в год, поскольку они носят ознакомительный характер) в рамках образовательной деятельности по познанию окружающего мира (блок «Социализация»). Однако дошкольники лучше всего осваивают правовое пространство на конкретных примерах и на собственном опыте. Поэтому такая работа тесно связана с поисково-экспериментальной и коммуникативной деятельностью.
Большое воспитательное значение имеет чтение художественной литературы, затрагивающей правовую тематику, в частности, обращение к русским и зарубежным сказкам. Ведь, многие из них ярко демонстрируют, как нарушается то или иное право. Приведём конкретные примеры.
- «Кот, лиса и петух». Лисица нарушила право на личную неприкосновенность петушка.
- «Заюшкина избушка». Грубое вторжение в личную жизнь, нарушено право на неприкосновенность жилища зайца. Подобную ситуацию можно найти в сказках «Теремок», «Три поросёнка», «Зимовье зверей».
- «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок». Нарушение права на жизнь и свободу персонажей.
- «Маша и медведь». Ограничение свободы человека, удержание егов неволе.
- На примере литературной сказки «Айболит» можно объяснить дошкольникам, что каждый вправе рассчитывать на медицинскую обслуживание и помощь, а в связи со сказкой «Буратино» рассказать дошкольника о праве на образование.
Комплексные и интегрированные занятия по теме права могут включать в себя и продуктивную деятельность.
Например, после рассказа воспитателя о символике стран старшим дошкольникам предлагается нарисовать флаг и герб своей страны. После беседы о правах и обязанностях членов семьи ребята могут нарисовать сюжетную картинку «Как я помогаю родителям дома».
Тематика занятий
Поскольку занятия по правовому воспитанию проводятся в ДОУ не так часто, то тематика их не будет слишком разнообразной. Можно выделить основные темы, с которыми педагог должен познакомить детей.
В средней группе, когда только начинается приобщение дошкольников к правовой сфере можно рассмотреть следующие темы.
- «Мои права и обязанности» (у всех, даже у маленьких детей, есть свои права и обязанности).
- «Я и моё имя» («Право на имя», «Имя каждому дано, много значит оно»).
В старшем же дошкольном звене тематика более обширна. Более глубоко изучаются указанные темы и добавляются новые.
- «Моя страна» (каждая страна имеет свои законы и правила, которые обязаны соблюдать все граждане).
- «Мы — граждане» («Мы разные, но имеем одинаковые права»).
- Знакомство с важнейшими правовыми документами: «Конституция», «Декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребёнка» (конечно, на предельно доступном уровне).
- «Право иметь семью» («Право на любовь и заботу»).
- «Право на жилище».
- «Право на имущество».
- «Право на свободу и равенство»
- «Право на отдых, игру, развлечение».
- Итоговое занятие можно обозначить как «Путешествие в страну Правдивию» (либо Правознайкино и пр.)
Мотивирующее начало занятия по правовому воспитанию
Поскольку правовые понятия довольно сложны для дошкольников, то задача педагога — максимально заинтересовать детей познавательной деятельностью.
Здесь очень важна увлекательная мотивация. Например, воспитатель приглашает ребят отправиться в необыкновенную Страну имён. Каждый ребёнок сможет превратиться в вагончик — для этого нужно назвать своё имя.
Другой пример. Педагог сообщает дошкольникам, что хочет познакомить их с замечательной книгой под названием «Права ребёнка». Но тут появляется злая Баба-Яга (это может быть игрушка), которая отбирает книгу и уходит (говорит, что ребята ещё слишком малы, чтобы её изучать). Таким образом, интерес детей к книге возрастает, и они отправляются по следам Бабы-Яги, чтобы вернуть пропажу, незаметно осваивая по дороге важные понятия.
Ребята всегда любят помогать слабым, чувствуя при этом свою значимость. В связи с этим можно продумать соответствующую мотивацию. В группе появляется маленький человечек Кирюша. В стране, откуда он приехал, живут большие и маленькие люди. Большие всегда серьёзные, занятые, часто говорят о своих правах. А вот о правах маленьких человечков все молчат, как будто их вовсе нет. Дошкольники с удовольствием познакомят Кирюшу с главным международным документом «Всеобщая Декларация прав человека»: он узнает, что права людей не зависят от их внешних признаков, например, роста.
Подойдёт и такой вариант — к дошкольникам приходит в гости грустный Буратино. Он переживает, что его не возьмут в школу, а он так хочет учиться. Воспитатель сообщает персонажу, чтобы его обязательно возьмут в школу, ведь есть особое право — на образование, чтобы все желающие могли учиться.
Педагог может подключить фантазию и придумать целую сказочную историю про вымышленную страну Правдилию. Здесь счастливо жили люди и животные, растения и насекомые. Каждый имел разные права: на жизнь, свободу, счастье, отдых и пр. В стране был чудесный сад, который все оберегали, ведь там рос «цветок Счастья»: именно на его лепестках были записаны все права.
Но вот однажды налетела чёрная туча и злой ветер, жители страны спрятались, чтобы переждать непогоду. А когда всё закончилось, они с удивлением увидели, что на «цветке Счастья» нет ни одного лепесточка. И в Правдивии наступили страшные времена — кошмар и неразбериха, потому что никто теперь не знал своих прав. Жители всё время разыскивают заветные лепестки и надеются, что кто-нибудь им поможет, например, воспитанники детского сада. А помогая найти пропажу, дошкольники заодно познакомятся с основными правами (ведь, в нашей стране они точно такие же).
Работа с родителями по правовому воспитанию
Прививая своим воспитанникам основы правового сознания, педагог должен тесно сотрудничать с их родителями.
Ведь, многие семьи испытывают значительные трудности в воспитании детей — не знают, как повести себя в определённых ситуациях (непослушание, агрессия, пассивность ребёнка и пр.). Некоторые взрослые используют в общении со своим сыном или дочерью авторитарный стиль общения, запугивают их, проявляют чрезмерную строгость, даже практикуют телесные наказания. Такие родители обычно не придают значения детским переживаниям, считая их беспредметными и не имеющими серьёзной причины. Подобная ситуация очень опасна для психического развития ребёнка, формирования его личности.
Как показывает практика, во многих семьях правовая культура находится отнюдь не на высоком уровне.
И нарушение прав маленького ребёнка часто становится обычным явлением (речь при этом даже не идёт о социально неблагополучных семьях). Вот поэтому становится очень значимой роль воспитателя — именно он должен заниматься правовым просвещением родителей.
Методы работы с родителями в области правового воспитания.
- Родительские собрания на данную тему (например, «Соблюдение прав ребёнка в семье»).
- Оформление правого уголка для родителей.
- Индивидуальные беседы.
- Посещение семей.
- Регулярные устные и письменные консультации для родителей.
Самообразование воспитателя по правовому воспитанию
Основы правовой культуры дошкольников могут стать направлением для самообразования воспитателя. Можно рассмотреть следующие темы.
- «Приобщение дошкольника к социальному миру посредством правового воспитания»
- «Толерантность и правовая культура дошкольников».
- «Дидактические игры как средство формирования правового сознания»
- «Роль сюжетно-ролевой игры в правовом воспитании ребёнка».
- «Проектная деятельность как современная форма правового воспитания в ДОУ».
- «Использование новых образовательных технологий в процессе правового воспитания дошкольников».
Документы защиты прав ребенка
Детские права защищают как международное, так и российское законодательство.
Во Всеобщей декларации прав человека есть отдельный раздел о детских правах, где признаются равные права детей на все свободы, которые провозглашает Декларация и международное сообщество.
Для такой правовой защиты требуется дополнительная поддержка и помощь детям. Атмосфера, в которой воспитывается маленький человечек, должна быть наполнена добром и любовью. Каждый ребенок имеет право расти в любящей семье, окруженный вниманием и заботой. В будущем ребенок должен стать полноправным гражданином своей страны. И этому помогут родители и педагоги.
Следующим документом по правовому воспитанию стоит отметить Женевскую декларацию прав ребенка. Она была принята в 1924 году и остается актуальной по сей день.
В 1959 году ООН принял еще один документ, отражающий и провозглашающий правовые принципы относительно защиты и благополучной жизни детей. В этом документе четко сформулирована необходимость в специальной охране и заботе, правовой защите ребенка, начиная с его внутриутробного существования. В этом документе 10 принципов, направленных на формирование счастливого детства у наших малышей.
Другим документом прав ребенка является Конвенция, составленная по необходимости. Одной декларации уже стало недостаточно. К 1970 году участились случаи жестокого обращения с детьми в семье, и возникла такая необходимость — создать новый документ о правах ребенка.
Для этого в 1974 году была составлена новая Декларация о защите женщин и малолетних детей в сложных обстоятельствах. Такими чрезвычайными ситуациями стали военные конфликты и вооруженные столкновения.
На протяжении многих лет общество создает все новые и новые документы, принимает законы, чтобы нашим детям жилось спокойной.
Ребенок должен расти в благоприятных для него условиях и должен знать, на что он имеет право.
Консультация «Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста»
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 комбинированного вида г. Россоши
Консультация
для педагоговна тему:
«Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста»
Материал подготовила:
воспитатель ВКК
Цыкалова Е.А.
Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.
Дети – наше будущее. И от того, какие стандарты нравственного поведения мы вложим в них сегодня, напрямую зависит наше общее завтра. Информированность ребенка о своих правах благоприятно способствует формированию полноценной, культурной, самодостаточной личности.
Гражданско-правовое воспитание дошкольников
Гражданско-правовые нормы подробно изложены в следующих документах:
- Декларация прав ребенка (1959 г.).
- Конвенция о правах ребенка ООН (1989 г.).
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Очень важно изложить информацию о данных законах в доступной форме для детей дошкольного возраста.
Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка.
В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.
Целесообразно вводить правовое воспитание детям старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Форма обучения должна быть в виде непринужденной беседы, игры или с помощью взаимодействия педагога с ребенком.
Нужно помочь ребенку осознать свою нишу в обществе, понять свои возможности и их допустимые границы. Научить нравственному поведению, этике общения. Объяснить, кто такой гражданин, что такое государство, ознакомить с историей и традициями его родной страны и других государств и национальностей.
Правовое воспитание младших дошкольников
В младшем возрасте главный упор должен быть направлен на нравственное воспитание. Закладывание в сознание ребенка основ поведенческой линии, объяснение того, что можно делать, а что нельзя и почему. Какие действия малыша причиняют вред ему самому и окружающим его людям.
Нравственно-правовое воспитание дошкольников
Нравственно-правовое воспитание заключается в донесении детям их прав с пояснением того, какие действия являются хорошими и полезными обществу, а какие наоборот, приносят вред окружающим его людям. Важно объяснить малышу, что он часть социума и многие его поступки отражаются на развитии всей страны.
Расскажите ребенку о его правах:
- Право на любовь и заботу в семье.
- Право на получение образования.
- Право на медицинскую помощь.
- Право на досуг.
- Право на получение информации.
- Право на индивидуальность.
- Право на выражение своих мыслей и интересов.
- Право на защиту от всех видов насилия.
- Право на полноценное питание.
- Право на комфортные условия проживания.
Поясните значение каждого права.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. В качестве примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, мы используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно — ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев.
Правовое воспитание дошкольников — игры
Занятия по правовому воспитанию дошкольников должны проводиться ежедневно, на протяжении всего года обучения. Заучивание детьми прав не допустимо. Ребенок не обязательно должен знать точную формулировку его прав, но он должен четко понимать их значение и уметь практически их применять.
Правовое образование дошкольников через игру является самым приемлемым способом донесения информации маленькому гражданину.
Вот несколько примеров игр:
Игра 1
После серии рассказов о символике стран, попросите детей нарисовать свой флаг и герб. Покажите картинку с гербом и спросите, чего на нем не хватает. Герб должен быть неверно изображен.
Игра 2
Попросите детей придумать короткий рассказ о школе своей мечты. В ней могут отсутствовать правила и законы. После рассказа одних малышей, попросите остальных рассказать, к чему может привести подобное поведение и в чем достоинство общепринятых правил общения.
Игра 3
Предложите деткам закрыть глаза и представить, что они маленькие букашечки. Моделируйте жизнь букашки и ее беззащитность. Пусть малыши расскажут о том, что они чувствовали, когда представляли себя насекомым. И как нужно себя вести с окружающими, чтоб они были уверены в том, что их никто не обидит.
Воспитатель детского сада — основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка.
Правовое образование дошкольников поможет им стать полноценными членами общества и обеспечит позитивную динамику становления личности.
Методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ
В детском саду целесообразно сначала провести диагностику правовых знаний у детей, правового сознания, потребностей в нравственно-правовом поведении.
От того, насколько четко отлажена работа педагогов учреждения в решении рассматриваемой проблемы, будет зависеть уровень правовой воспитанности дошкольников.
Диагностику стоит проводить по следующим критериям правовой воспитанности у детей:
- объем и содержательная сторона представлений ребенка о правах и свободах граждан;
- характер правовых суждений, как ребенок высказывает свое отношение к тем или иным нормам;
- способность ребенка подчиняться нравственным требованиям, действовать согласно ситуации, соблюдая свои и чужие права.
Первый критерий относим к когнитивному, так как несет в себе познавательную функцию.
Второму критерию свойственно выражение оценки и личностного отношения, поэтому он является эмоционально-оценочным.
Третьему критерию, поведенческому, отводится одна из важных ролей, ведь ребенок показывает свою воспитанность другим.
В стенах детского сада недопустимы грубые окрики на детей, жестокое наказание за любое непослушание. Это оскорбляет достоинство личности маленького человека.
Дети учатся поступать согласно увиденному, берут пример с педагогов. Личность воспитателя — пример для подражания.
Если взрослый уважителен с другими, ценит права детей и окружающих взрослых, то и воспитанники будут поступать соответственно.
Доброжелательное взаимное общение во время игр, экспериментов, в практической и проектной деятельности положительно скажется на поведении дошколят.
Средства правового воспитания выбираются с учетом возрастных особенностей детей.
В ДОУ при реализации правового воспитания организуются специальные занятия, на которых применяются различные методы ознакомления детей со своими правами.
Это могут быть занятия с нравственной направленностью. Нравственно-правовое воспитание дошкольника на занятиях и через игру осуществляется не реже 1 раза в месяц. Материал к занятию готовится предварительно и тщательно.
Для детского возраста подходят игры, как театрализованные, так и ролевые и дидактически. Но они должны иметь особую нравственно-правовую основу.
Приветствуется использование специальных игр и упражнений, включающих задания на формирование различных умений и навыков в сфере правовой нравственности.
В театрализованной деятельности по нравственно-правовому образованию дошкольников хорошо использовать знакомые детишкам сказки. Малыши охотно подражают героям и сказочным персонажам. Они перенимают от них, в том числе, и нравственные нормы.
Дидактические игры можно назвать «Я имею права», «Чьи права я нарушаю», «Права сказочного героя». Тут тоже используем материалы сказок, так как сказки особенно близки детям дошкольного возраста.
Есть еще метод эффективного правового развития дошкольников. Этот метод называют — драматизация. Упражнения при этом методе ведут к вживанию в образ героя.
Для нравственно-правового воспитания актуально формирование основных элементарных представлений о своих правах и свободах. Дети должны уважать права других людей.
В любом процессе важно закреплять знания и обретенные умения. Усвоение знаний достигается через воспроизведение детьми усвоенных действий. Дети иллюстрируют права путем изобразительной деятельности, инсценируют правильное и неправильное поведение и поступки литературных персонажей.
Литературные произведения для нравственно-правового воспитания используют разного вида. Тут и сказки, и стишки, и поговорки. Весьма эффективны в этом плане рассказы и буклеты, изображающие права и свободы детей.
Известно, наглядность эффективна в формировании личности ребенка. Если не пользоваться иллюстрацией в нравственно-патриотическом воспитании малыша, то многие аспекты останутся так и не усвоенными.
Такие методы будут стимулом для дошкольников поступать правильно во всех ситуациях.
Правовое воспитание дошкольников, инновационные подходы
Инесса Головина
Правовое воспитание дошкольников, инновационные подходы
Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность взрослых по формированию правового мышления и у себя и у детей.
Рассматриваемая проблема является актуальной, т. к. очень часто в последнее время СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребёнка в семье, образовательном учреждении, или в каком — нибудь другом учреждении. Причина этого кроется не в отсутствии законов или их недостаточности, а в том, что эти законы либо неизвестны взрослым, либо ими игнорируются. Оказывается, многим взрослым трудно понять и принять, что ребёнок равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнение. Его права, как и права любого человека, нужно уважать и не нарушать.
Детский сад обязан предоставить родителям достоверную и полную информацию об учреждении и оказываемых образовательных услугах, сообщить и другие, относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге сведения, в том числе перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Договор, лицензия на осуществление образовательной деятельности, образовательная программа, устав ДОУ имеются на сайте нашего дошкольного учреждения, все родители могут с ними ознакомиться предварительно перед посещением детского сада. Так же, в первую встречу после подписания договора, мы проводим экскурсию родителям по детскому саду, показываем групповые помещения, кабинеты специалистов, пищеблок. Очень часто у родителей возникают вопросы о режиме питания, о режиме работы дошкольного учреждения, о процессе воспитания и обучения. Поэтому заведующий в обязательном порядке даёт разъяснения: ребёнка необходимо приводить вовремя в детский сад, так как существует режим дня и Сан Пин, которые регламентируют работу ДОУ и воспитатель обязан выполнять их. Если вы приведете ребёнка не вовремя, то воспитателю придется прервать учебный процесс, оставить всех детей и заняться приемом опоздавшего ребёнка. Если же опоздавший ребёнок голоден, то покормить завтраком его уже не смогут, так как в соответствии с СанПин, вся еда после завтрака утилизируется. Заведующий напоминает, что у родителей есть второй экземпляр Родительского договора, подписанный обеими сторонами, который они могут изучить в спокойной обстановке дома с остальными членами семьи.
Проблема:
В ходе тематического контроля были выявлены основные категории трудностей, возникающих у педагогов и родителей ДОУ в их работе по формированию основ правого сознания у детей.
1. Дефицит учебно-методических пособий и наглядно-печатной информации по данному вопросу
2. Низкий уровень правовой и психолого-педагогической культуры родителей.
3. Недостаточный уровень правовых знаний педагогов. Большинство педагогов и воспитателей ДОУ нуждаются в специальном обучении в семинарах по вопросу формирования правосознания у детей.
И наметили пути их решения.
Исходя из этого, нами были намечены и в настоящее время осуществляются следующие направления работы:
— с педагогами;
— с детьми;
— с родителями;
Рассмотрим работу в каждом блоке отдельно.
Работа с педагогами
Мы используем разные источники для работы, пособия Л. В. Коломийченко «Занятия для детей по социально- коммуникативному развитию»
, Т. А. Шарыгина
«Беседы о правах ребёнка»
,
«Первые шаги. Начальный курс обучению правам человека»
переведенное издание с английского языка по инициативе членов международной Амнистии и специалистов по просвещению в области
прав человека, Конвенция «О правах ребёнка»
, Демонстрационный материал
«Права ребёнка»
, Дороновой, но их крайне недостаточно. Тогда мы решили, создать свою методическую копилку. В нее вошли конспекты НОД, сценарии праздников, дидактические игры с описанием, тематическое планирование для старшей и подготовительной группы.
Провели семинар – практикум «Правовое воспитание дошкольников»
—
Рассматривали вопросы, касающиеся Основных международных документов о правах детей, вопросы соблюдение прав ребенка в ДОУ. Отметили важное значение ППРС. Среда в группе должна удовлетворять потребности ребенка в движении, в общении, в познании. особое внимание уделили являются межличностным отношениям родителей и педагогов. Разобрали несколько проблемных ситуаций возникающих при общении с родителями,например: родитель привел ребенка с опозданием и требует его накормить завтраком. Или у детей произошел конфликт и один из родителей хочет высказать претензии ребенку. Часто бывают такие ситуации перед утренниками, когда родители требуют стихи и роли для своих детей, как быть педагогу в такой ситуации?
Рассмотрев эти ситуации, педагоги повысили профессиональное мастерство по организации работы с родителями, научились аргументировать свои ответы нормативно правовыми документами: САНпин, устав, конвенция. Как оказалось грамотно сформулированные ответы зачастую закрывают конфликтую ситуацию.
Провели педагогический совет «Новые возможности Инновационной программы от рождения до школы», рассмотрели технологию «Голос ребенка»
, которая во многом основана на конвенции о
правах ребенка. Выяснили, что многие педагоги не уделяют должного внимания детским интересам. Эта тема оказалась самая сложная на данный период времени, мы продолжаем ее изучать, смотрим вебинары, которые предлагают создатели программы от рождения до школы. Планируем приобрести пособие «Голос ребенка»
от УМК программы.
Правовое воспитание не ограничивается рамками ДОУ и мы реализовали общесадовский проект «правовое воспитание через сетевое взаимодействие»
. Сначала мы определили актуальность, цели и задачи исследования, выявили проблемы
правового воспитания, разработали и апробировали модель сотрудничества ДОО с семьей и социальными партнерами по формированию правовой культуры детей дошкольного возраста. Создание широкого социокультурного пространства ДОО важная составляющая формирования правовой культуры детей дошкольного возраста. В сетевое взаимодействие с детским садом включились близлежащие детские сады, краеведческий музей, местный драматический театр и другие организации.В заключение своей работы мы наметили перспективы: продолжить поиск социальных партнеров для сотрудничества в целях правового воспитания дошкольников. Разработать и создать страницу на сайте образовательной организации по трансляции инновационной деятельности для профессионального сообщества и родительского населения.
ППРС
Разработали и изменили ППРС, чтоб в ней появились элементы правового воспитания, которые доступны детям и вызовут у них интерес и желание с ними играть. Совместно с творческой группой разработали ряд игр и пособий «права в картинках»
,
«семейное древо»
,
«правовой светофор»
, и оборудовали
правовые уголки в группах.
Появились у нас правовые лепбуки, настольные игры, напольные –двигательные игры.
Вся проведенная работа позволила нам выйти на более высокий уровень и принять участие в 10 международной конференции по дошкольному образованию.
Чему педагоги научились
• Педагоги разобрались в конвенции о правах ребенка, 54 статьи, 3 части, в первой части описываются сами права, во второй части обязательства прав сторон, правила, касающиеся присоединения государств к Конвенции и сроков начала их действия. Оговорки, которые противоречат целям и задачам Конвенции, не могут быть допущены.
• Повысили уровень знаний по правовому воспитанию
• Изучили программу от рождения до школы и внедряют инновационные технологии.
• Освоили дистанционные технологии для работы с родителями и социальными партнерами.
РАБОТА с РОДИТЕЛЯМИ
Ежегодно для родителей вновь принятых детей мы проводим анкетирование на знания правовых документов. Провели исследование с помощью гугл форм методом анкетирования по выявлению знаний о правах ребёнка, в нем принимали участие все родители вновь принятых детей всего 89 человек.
С документами о правах ребенка знакомы лишь 32% родителей. О существовании семейного кодекса известно 58%, Конвенции о правах ребёнка известно 27 % родителей, но назвать свои права и обязанности, ограничив их заботой о здоровье и образовании ребенка смогли единицы. Об остальных нормативно-правовых документах Российской Федерации родителям ничего не известно.
Так же провели опрос «Как вы считаете, к кому имеет отношение конвенция о правах ребенка?». 57% родителей считают, что Конвенция о правах ребенка имеет отношение к государству, — 17%-относят этот документ к себе, 23 % — к детскому саду. Только единичные родители понимают, что данный документ имеет отношение ко всем участкам процесса воспитания ребенка.
Хотим отметить, что ситуация практически не меняется, родители не знакомы с основными документами регламентирующими права и обязанности детей. И соответственно права детей не соблюдаются. Для того, чтобы повысить правовую грамотность в нашем ДОУ, мы разработали план работы с родителями, где используем разнообразные формы работы.
Есть традиционные формы работы, такие как родительские собрания, консультации по запросам, и новые формы работы, которые мы начали использовать недавно.
Ежегодно в середине года, мы проводим родительские собрания на тему правового воспитания.Форма собраний бывает разной: круглый стол, деловая игра, диспут. Модератор часто ставит открытые вопросы для обсуждения. например при проведении родительского собрания в форме диспута родителям предложили продолжить фразу «Защитим детей от….»
,варианты ответов были самые разнообразные: от насилия, от вредной информации, от гаджетов, от болезни. Однако никто из родителей не преломил ситуацию относительно своей семьи, часто нарушение
прав ребенка в семье остается незамеченным. И только когда педагоги поднимают конкретные вопросы, родители начинают видеть проблемы.
Перед проведением консультаций мы используем почтовый ящик, для сбора вопросов. каждый родитель, может опустить туда свой вопрос и мы подбираем специалиста, который может на него ответить. Если вопрос связан с межличностными отношениями педагог-родитель, то отвечает педагог- психолог или старший воспитатель. Если это ситуация связана с нормативной базой, то отвечает заведующий. Активно пользуемся помощью своих же родителей специалистов, у нас есть мамы-адвокаты, мамы-юристы, папы-сотрудники полиции.
В родительском уголке разместили информационный стенд «Права детей»
, он включает в себя разделы
«правовые документы»
это – статьи из конвенции, семейного кодекса, раздел
«консультации для родителей»
которые носят
правовой характер, также памятки для родителей, которые они могут забирать по мере необходимости, количество памяток соразмерно количеству родителей. Мы заметили, что памятки практического назначения —«Как успокоить ребенка»
,
«Можно ли оставлять ребенка одного дома»
пользуются большем спросом у родителей, чем памятки с информацией о нормативной базе, такие как,
«Статьи конвенции»«Дошкольное образование в федеральном законе»
. Так же на стенде Имеется информация о телефоне доверия в России и телефоны Уполномоченных по защите
прав ребенка в РСО-А и РФ. Рекомендованы короткие стихи для заучивания с детьми дома. Имеется иллюстрированный материал к конвенции о правах ребенка.
Хотим рассказать вам о проведенном дне открытых дверей «Права человека начинаются с прав ребенка». Мы подготовили сценарий с участием педагогов, детей и родителей. Мероприятие проходило на территории детского сада, педагоги совместно с родителями оформили площадку, развесили плакаты, вывески, воздушные шары, оформили информационные стенды. Подготовительные группы распределили номера для выступлений, кто то читал стихи о правах, кто то рассказывал статьи конвенции, пели песни. Ведущие провели игры с родителями «Назови право»
,
«Хорошо-плохо»
, завершился день открытых дверей совместным флешмобом. А вечером прошла социальная акция,
воспитанники подготовительных групп раздали памятки по правовому воспитанию всем родителям, которые приходили за детьми.
Так же очень действенной формой работы являются детско-взрослые проекты, как новый формат взаимодействия с родителями, где родители и педагоги коллеги и партнеры. Включить родителей оказалось не так уж и трудно, они с большим энтузиазмом откликнулись на эту форму работы. Педагоги определили общую большую тему проекта, а каждый родитель самостоятельно со своим ребенком выбрали свою микротему. Таким образом, у нас появились проекты по темам «Имя моего ребенка»
«Моя семья»«Правовые документы»
.По ходу работы над проектами было много вопросов: как представить проект, чтоб он был доступен и интересен детям, где искать информацию, как его красочно оформить? И началась работа. родители подбирали материал, учили стихи, создавали презентации. Педагоги постарались задействовать всех детей и родителей группы. Вот например на проекте
«право на имя»
2 семьи представили свои презентации, а остальные родители с детьми нарисовали плакаты, где раскрыли значение имени характер своих детей.
«Право на семью»
, оказался самым ярким проектом. Родители очень творчески отнеслись к непростому заданию, подготовили инсценировку о потерявшейся девочке, найти семью которой помогали все дети группы. Участие приняла не только мама, но и папа, и тетя и младший брат. Девочка с гордостью представила свою дружную семью, а завершили свое выступление веселой песней. Самым сложным, оказалось представить документы о
правах детей. За этот проект взялась мама – полицейский, которая точно знает всю нормативную базу. Чтоб детям было интересно и доступно они подобрали стихи, мультфильмы, игры по данной теме, и представили проект в интерактивной форме. Родители признались, что их увлекла работа над проектами, но самое главное, работа сблизила всех членов семьи, ведь никто не остался безучастным.
Для родителей организовали онлайн «Школу правовых знаний»
на платформе ZOOM, Для нас это была новая форма работы. Учились сами, можно сказать с нуля. Скачали приложение, создали несколько пробных конференций для своих сотрудников. Когда освоили эту программу, то назначили дату и скинули ссылку родителям. Тема школы
правовых знаний была определена заранее, с помощью анкетирования мы собрали вопросы, которые интересуют родителей, пригласили специалистов – психолога детского сада, который рассказал, как родителям справиться с собственным стрессом во время капризов ребенка и не нарушить его права, суметь воздержаться от крика, физического воздействия. Пригласили юриста, она познакомила родителей с документами о правах, рассказала о действиях воспитателя при разводе родителей, как быть если кто- то из сторон препятствует контакту с ребенком. Так же, на встрече присутствовала инспектор по делам несовершеннолетних. Она объяснила родителям, что ни в коем случае, нельзя отпускать детей одних во двор на прогулку, что необходимо знать всех друзей своего ребенка, как важно знать в какие игры играет ребенок и какие мультфильмы смотрит. К сожалению не все смогли подключиться, кто в силу технических возможностей, кто то был еще на работе, хотя время мы выбрали удобное с 18.00 до 19. 00. Работа школы вызвала большой интерес у родителей, было задано много вопросов.например: можно ли давать телефон детям в детский сад, что делать, если ребенок не хочет спать в сон час, а его укладывают?. как в таком случае регулируются права детей?. Можно ли запретить одному из родителей забирать ребенка из детского сада, если супруги в разводе? Нам даже не хватило времени, чтоб ответить на все вопросы. Мы планируем и дальше проводить работу школы в таком режиме, уже наметили следующие темы для обсуждения.
Работа с детьми
Правовое воспитание дошкольников осуществляется в соответствии с возрастными особенностями.
Мы выделяем три этапа.
На I этапе это младший дошкольный возраст. Подготовка к правовому образованию. Проводим обучение детей нормам поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.
На II этапе средний дошкольный возраст – продолжаем работать по
развитию коммуникативных способностей детей и формированию
нравственных норм поведения, умению оценивать не только чужие, но и свои
поступки, как положительные, так и отрицательные.
На III этапе это старший дошкольный возраст – Именно на этом этапе происходит формирование правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятиями «право»
и
«документ»
.
Детям старшего дошкольного возраста доступны для понимания
следующие группы прав:
1. Права ребенка на существование, выживание (право на жизнь,
медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей).
2. Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и способностями, право на отдых, досуг).
3. Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов).
Опираясь на программные требования и целевые ориентиры, разработали перспективный план по ознакомлению дошкольников с правами для старшей и подготовительной группы. Так называемые правовые недельки! Вы видите, что мы соотнесли их с календарем праздников и событий. Всего у нас получилось по 4 недели в год.
Вы видите, что в качестве средств формирования правовыхпонятий используются традиционные формы: игровые методы, театрализованная деятельность с использованием сказочных персонажей, чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание картин о жизни детей в разных странах; беседы, в которых дети приобретают опыт конкретных моральных отношений, выставки детских работ. Со старшими дошкольниками проводятся беседы, викторины, где они являются активными думающими участниками, на примере различных поступков человека могут объяснить, поступает он плохо или хорошо, каковы их представления о том, как должен действовать гражданин правового государства.
В начале года для всех детей мы проводим экскурсии по детскому саду, ребят младших и средних групп мы знакомим с помещениями, сотрудниками. закрепляя при этом профессии, а в старших группах нас уже интересует функционал. Объясняем, что в мед. кабинете осуществляется их право на медицинское обслуживание. на пищеблоке право на полноценное питание и т. д.
Хочется отметить, что наряду с традиционными мероприятиями по ознакомлению с правами детей мы внедрили много новых форм работы. Квест- технология одна из форм, которая прижилась у нас в детском саду и дает стабильные положительные результаты. Суть квест- технологии в путешествии по станциям и выполнении определенных заданий для дальнейшего прохождения маршрута. «Путешествие в страну Правдилию»
, так назывался наш квест, который мы провели по
правовому воспитанию. Идею квеста нам подсказали дети. Два мальчика с одинаковыми именами поспорили, кому же принадлежит данное имя? Воспитатель предложила разобраться и совершить квест.
Ребятам было предложено вернуть «права – лепестки»
жителям страны
Правдилии, которые у них украла злая волшебница, и собрать из них «цветок счастья»
. Организовали станции по
правам ребенка в кабинетах и группах детского сада. Станции оборудовали под медицинский кабинет, театр, квартиру, ЗАГС. На каждой станции детям предлагалось выполнить задания. Например в театре им предложили посмотреть спектакль и определить какие права нарушены у героев. (у зайчика нарушено право на жилище, у золушки –право на отдых, и любовь родителей) в медицинском кабинете детям было предложено пройти «обследование»
у офтальмолога и поиграть в игру
«Что нужно доктору для работы»(закрепить название медицинских приборов)
в ЗАГСЕ дети получили свидетельства о рождении со своими именами, тем самым закрепили
право на жизнь, семью и имя. Оказалось, что очень много людей имеют одинаковые имена, но все они абсолютно разные и внешне и по характеру. С помощью этого квеста мы смогли рассказать детям о конвенции и статьях.
Для осуществления права детей свободно выражать свое мнение (ст 13 конвенции)
реализовали еще одну интересную форму работы –детское голосование. В детском саду часто проходят конкурсы, выставки рисунков и поделок. Победители получают грамоты и призы. В конкурсе поделок на 23 февраля мы предложили детям подготовительной группы самим определить победителя, было оговорено, что голосовать можно за любую работу, кроме своей. Ребята очень ответственно отнеслись к этой непростой задаче.Было интересно наблюдать за их сомнениями: 2 подружки договаривались –давай я твою работу выберу, а ты мою.Мальчики спорили: самая большая поделка-значит самая лучшая. Спорили, переживали, в итоге выбрали победителей.
Создали напольную двигательную игру «Правовая тропинка»
. Придумали ее самостоятельно, разработали макет и отдали его в типографию для распечатки. Размер игры 2.5 на 2 метра. Цель игры — закрепить знания о
правах детей в игровой форме. Правила игры: в игре могут принимать участие одновременно до 5 детей, в свой ход игрок бросает кубик и продвигается вперед, ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Если игрок попадает на красный круг, то ведущий берет красную карточку и загадывает загадку о правах, если на синий, то дети должны отгадать, какое право нарушено у сказочных героев, желтое поле обозначает права в картинках. Если игрок попал на белый круг, то он пропускает ход. Необычный формат игры заинтересовал детей, это хорошая форма для изучения и закрепления материала. Для поддержания интереса детей, можно менять и дополнять задания. Роль ведущего на себя может взять ребенок, который умеет читать.
Для реализации права детей на защиту от всех видов психологического и физического насилия, ст19 п 1, и права свободно выражать свои мысли ст 13 п. 1 Ковенции подготовительной группе внедрили телефон доверия. Рассказали детям, что во всем мире, есть такой телефон. Если ребенок чувствует, что ему нужна помощь, хочется рассказать о своей проблеме, обиде, то он может позвонить по этому телефону. Мы взяли обычный кнопочный телефон, украсили его дизайном совместно с детьми, и задали на быстром наборе номер телефона нашего педагога- психолога. Поместили его в «домик»
для телефона. Создали в группе специальный уголок-уединения. Разработали
правила, в каком случае детям стоит звонить, а в каком они сами могут справиться со своей проблемой или могут попросить помощь воспитателя в группе.Реакция детей была очень неоднозначная: удивление, восхищение, сомнение- правда ли это настоящий телефон, кто ответит на том конце провода?. Взрослые тоже очень переживали, заработает ли телефон, как дети его воспримут. Долго ждать не пришлось, на следующий же день дети решили позвонить. Стали спорить между собой кто первый позвонит. Самая бойкая девочка взяла трубку и спряталась подальше от всех детей, набрала номер и поделилась своими переживаниями с «дежурной феей»
.Вот одна из ситуаций: «Девочка подготовительной группы, позвонила со своей проблемой, она поссорилась с подружкой. на том конце провода ей ответила Фея, но девочка не поверила ей, сказала, что Фей не существует. Педагог- психолог попыталась установить контакт- стала описывать место и обстановку нашего уголка
«Доверия»
, ребёнок очень удивился и рассказал свою проблему. Наши опасения развеялись, телефон доверия работает и помогает детям в решении их нелегких детских проблем.
Таким образом, вы видите, что в нашем ДОУ ведется планомерная систематическая работа по правовому воспитанию. мы не планируем останавливаться на достигнутом,наметили следующие перспективы:
1. Создать вкладку на сайте по правовому обучению и размещать там видео консультации специалистов по запросам родителей.
2. Поиск новых форм работы с участниками образовательного процесса по правовому воспитанию.
Спасибо за внимание!
Эффективность правового воспитания дошкольников в семье
Семья является первым социальным институтом, в который попадает ребенок с момента своего рождения.
Семья несет основную воспитательную функцию в нравственно-правовом становлении дошкольника. Зачастую именно в семье мы встречаем правонарушения родителей между собой и по отношению к собственным детям.
Такие нарушения в семье влияют на отрицательное развитие личности ребенка. Нормально функционирующая семья даст ребенку все основные нравственно-правовые знания. И, наоборот, дисфункции в семейных взаимоотношениях приводят к отклонениям ребенка — дошкольника от норм поведения в обществе, к отклонениям в право-сознании ребенка.
В первую очередь ребенка нужно познакомить с основными правовыми документами, в которых перечислены права индивида. Старшему дошкольнику уже под силу понять и запомнить некоторые названия таких документов, как Конвенция прав.
Далее следует развивать уважительное отношение и толерантность к разным людям, независимо от национальности, цвета кожи, полового признака и возраста. Все люди равны.
Чувства собственного достоинства будет эффективно формироваться через приятие собственных прав, а уважение к окружающим через ознакомление детей с нормами и правами другого человека.
В семье нужно всегда подчеркивать и обращать детское внимание на нормы поведения среди людей.
Особенности правового воспитания дошкольников через игру
Игра способствует становлению нравственно-правовых устоев у ребятишек. Особенно этому способствуют сюжетные ролевые игры. В таких играх легко придумать различные ситуации, встречающиеся в реальной жизни. Можно создавать проблемные ситуации, а затем их обыгрывать. Постепенно приводят ребенка к осознанию правильных норм поведения в социуме.
Сюжеты игр могут быть различными. Обыгрывание прав на личные вещи, жилье, семью, на родительскую любовь и внимание к ребенку в семье и аналогичные ситуации.
Можно рассмотреть несколько игр, способствующих становлению правового сознания у детей старшего дошкольного возраста.