Суть процесса самообразования воспитателя старшей группы ДОУ


Важные аспекты теории

Целенаправленный процесс ознакомления с методическими теориями и их практическим использованием в работе с маленькими воспитанниками детского сада называется самообразованием педагога ДОУ.

Хороший педагог — ищущий педагог. И ищет он, прежде всего, ответы на вопросы, которые в его профессиональной деятельности вызывают затруднения. В этом заключается определённый Федеральным государственным образовательным стандартом принцип выбора темы для самообразования. Кроме того, стремительно меняющийся современный мир требует от педагога постоянного саморазвития и учёта актуальных образовательных тенденций.

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера.

Д. Дьюи

Цели

Среди факторов, определяющих необходимость самообразования для воспитателя старшей группы (дети 5–6 лет), можно выделить:

  • знакомство с опытом коллег и освоение актуальных педагогических технологий (дети старшего дошкольного возраста — это уже не детсадовцы в привычном понимании, это будущие первоклассники, а значит, воспитатель должен сосредоточиться на элементах образовательной работы, связанной с подготовкой к школе);
  • систематизация изученных методик, позволяющих оптимизировать работу с детьми старшей группы (несмотря на то что педагог занимается самообразованием не первый год, а темы в соответствии с рекомендациями методистов и ФГОС выбирает близкие друг другу, объёмы обновляющейся информации постоянно растут, так что воспитателю приходится быть в курсе);
  • создание условий для полноценного физического, умственного, психического и эмоционального развития подрастающего поколения (эта цель неизменна для любой формы работы с детьми).

Самообразование помогает обогатить методическую копилку педагога

Задачи

Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:

  • регулярный мониторинг новой методической литературы (в условиях интернет-пространства эта важная задача решается без особых усилий — достаточно сделать запрос в поисковике);
  • обращение к классическим образцам теории и практики работы воспитателя старшей группы в детском саду (постоянное обращение к лучшим образцам профильной литературы позволит освежить в памяти какие-то методические моменты, а также оценить рациональность и продуктивность использования новых методов, технологий);
  • внедрение элементов разных педагогических технологий в личную практику (безусловно, это ключевая задача самообразования — разнообразить формы взаимодействия педагога с малышами);
  • попытки обобщать и распространять полученный опыт (в споре рождается истина — этот постулат справедлив для методической работы, которая нуждается не только в практическом освоении, но и, особенно учитывая возраст подопечных, всестороннего рассмотрения и анализа теории вместе с коллегами).

Принципы самообразования

Чтобы процесс самообучения был результативным, воспитатель должен строить работу по определённым принципам.

  1. Непрерывность. Разработка одной темы обычно занимает один учебный год. Однако в редких случаях, когда тема выбрана обширная, работа может растянуться на 1,5–2 года (например, если в процессе обучения в средней группе у малышей были трудности с развитием речи, то тема о речевом развитии старших дошкольников позволит найти оптимальные приёмы для решения проблемы);
  2. Преемственность. Выбирать каждую следующую тему нужно так, чтобы она была связана с предыдущей и соответствовала целям и задачам образовательного процесса в детском саду. Поэтому исследование «Основы грамоты» — это пример того, как разработка темы затягивается на более длительный период, ведь актуальность вопроса в подготовительной группе не будет утрачена.
  3. Доступность воплощения теории на практике в работе с конкретной группой. Так, при работе над темой о компьютерных технологиях в детском саду, бессмысленно использовать на занятиях с детьми тренажёры для быстрого набора — дети ещё, во-первых, не обладают настолько точными движениями пальцев, а во-вторых, многие из них недостаточно хорошо знают буквы (подобный эксперимент имеет больше шансов на успех в следующем году, когда воспитанники старшей группы перейдут в подготовительную).

Какой бы приём работы ни исследовался воспитателем, он должен быть понятным и доступным детям на практике

Формы работы

Для всестороннего рассмотрения темы самообразования педагог должен учитывать то, что работать ему придётся в трёх направлениях:

  • с детьми;
  • с коллегами;
  • с родителями.

При этом для каждого направления воспитатель подбирает определённые формы работы. С детьми работа ведётся в форме:

  • учебно-воспитательных занятий (в виде игр, подготовки постановок, открытых уроков);
  • на прогулках (на всех этапах — наблюдения, трудовой деятельности, игры, индивидуальной работы);
  • выполнения режимных моментов (в качестве базы для реализации тем, связанных с культурой здоровья).

С коллегами педагог взаимодействует в форме:

  • взаимопосещения занятий (с целью обмена опытом и мониторинга успешности внедрения авторских разработок в рамках самообразования в практическую деятельность);
  • выступлений на педагогических советах;
  • участия в заседаниях методического объединения педагогов детского сада (в виде подготовки презентаций, докладов и т.п.);
  • публикации в профильных периодических изданиях и на сайтах, посвящённых методической работе в детском саду, ведение авторского блога;
  • посещения курсов повышения профессиональной квалификации;
  • участия в конкурсах профессионального мастерства и рефлексией по их результатам (в виде публикаций или выступлений).

Работа с родителями организуется в виде:

  • консультаций по актуальным темам (например, в рамках рассмотрения темы «Развитие форм общения у дошкольников» воспитателю необходимо выяснить, как происходит общение в семье и, если налицо проблемы, то без консультаций и других форм работы с родителями не обойтись);
  • круглых столов (эта дискуссионная форма работы позволяет представить и промежуточные результаты работы — обсуждение творческих проектов малышей, прогресс в развитии умений, навыков, и её итоги, а например, при рассмотрении темы «Создание психологического комфорта в группе ДОУ» ещё и выделить проблемные моменты, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса данной группы);

    Круглые столы, как и другие формы группового общения с родителями, позволяют определить круг проблемных вопросов, связанных с обучением, развитием и воспитанием детей

  • родительских собраний (обсуждаются успехи малышей, а также проблемные моменты);
  • педагогических тренингов (так, при работе над темой «Воспитание честности и правдивости у дошкольников» воспитатель предлагает мамам и папам назвать ряд ситуаций, когда их дети 5–6 лет лгали, для дальнейшего рассмотрения вопроса педагог эти ситуации фиксирует, а родителям предлагает «универсальные» способы борьбы с ложью, например, застыдить малыша от лица его любимой игрушки, использовать сказкотерапию и пр.).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что рассмотрение темы по профессиональному и личностному самосовершенствованию ведётся в двух форматах:

  • индивидуальном (когда воспитатель организует работу с детьми своей группы, посещает занятия коллег, готовит родительские сборы);
  • групповом (обобщение и передача опыта совместно с коллегами, например, создание авторских программ образования, обсуждение проблемы с родителями, методическим коллективом).

Постановка целей

Среди тех факторов, которые определяют важность самообразования для воспитателя 5-6-летних детей, выделяют:

  • изучение опыта коллег, освоение инновационных педагогических технологий;
  • систематизацию изученных методик, которые позволяют систематизировать работу с детьми старшей группы;
  • создание условий для нормального психического, умственного, физического, эмоционального развития воспитанников.

Темы для самообразования воспитателя старшей группы

Тематика вопросов, рекомендованных ФГОС, является общей для педагогов, работающих с детьми разного возраста. Но при этом воспитатель старшей группы рассматривает их в разрезе актуальности для работы с ребятами именно 5–6 лет. В частности, это темы, касающиеся выработки предпосылок учебной деятельности (развития навыка письма, чтения и элементарного литературного анализа текста). При выборе тем, связанных с воспитанием моральных качеств (доброты, отзывчивости, честности и порядочности), воспитателю нужно иметь в виду, что старшие дети, в отличие от малышей второй младшей, средней групп, не просто копируют поведение и отношения взрослых, а расцвечивают эти характеристики собственным опытом, своими представлениями.

Это интересно. Всегда актуальными будут блоки вопросов, связанных с практическим освоением здоровьесберегающих технологий, формированием навыков безопасной жизнедеятельности.

  1. Методы и средства амплификации развития (увеличения количества разрабатываемых навыков) дошкольника.
  2. Педагогическая диагностика в дошкольном учреждении.
  3. Индивидуальный подход в работе с воспитанниками старшей группы.
  4. Средства и методы формирования у старших дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности (например, изучения ПДД).
  5. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников.
  6. Руководство игровой деятельностью воспитанников старшей группы.
  7. Воспитание доброты у старших дошкольников.
  8. Воспитание отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.
  9. Воспитание целеустремлённости у воспитанников ДОУ.
  10. Воспитание честности и правдивости у старших дошкольников.
  11. Формирование представлений о малой родине у старших дошкольников.
  12. Развитие творческих способностей у детей старшей возрастной группы.
  13. Формирование у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.
  14. Воспитание любознательности у дошкольников (на занятиях, в общении, игре, трудовой деятельности).
  15. Формирование у детей старшей группы представлений о признаках, качествах и свойствах объектов окружающего мира.
  16. Ознакомление старших дошкольников с биоценозом леса (луга, водоёма).
  17. Формирование у старших дошкольников представлений о космосе.
  18. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о неживой природе (явление природы, сезоны, смена дня и ночи).
  19. Формирование у воспитанников старшей группы представлений о форме, величине, пространственных отношениях объектов.
  20. Формирование у старших дошкольников понятия числа.
  21. Развитие форм общения у старших дошкольников.
  22. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста (в общении, игре).
  23. Обучение детей 5–6 лет элементарному анализу литературного произведения.
  24. Обучение воспитанников старшей группы пересказу литературных произведений.
  25. Обучение воспитанников старшей группы выразительному чтению стихотворений.
  26. Творческое рассказывание в детском саду.
  27. Обучение грамоте в ДОУ.
  28. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в детском саду.
  29. Здоровьесберегающие технологии дошкольного образования.
  30. Формирование у детей старшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков.
  31. Формирование у дошкольников навыков самообслуживания.
  32. Создание психологического комфорта в старшей группе ДОУ.
  33. Компьютерные технологии в дошкольном образовании.
  34. Преемственность дошкольного и начального образования.
  35. Психолого-педагогическая помощь семье в воспитании и развитии дошкольников.

В 2016 году в список рекомендованных тем по ФГОС был добавлен вопрос, связанный с работой с детьми с ограниченными возможностями: «Инклюзивное образование в условиях ДОУ». Поскольку многие детские сады поддерживают инициативу государства относительно вовлечения детей-инвалидов в образовательный процесс обычных дошкольных учреждений, воспитателю, который столкнулся с тем, что в его группе есть такой ребёнок, будет интересно и полезно рассмотреть эту тему. Формулировку можно немного подкорректировать на заседании методического совета педколлектива, чтобы сделать тему более узкой, например, «Игровая деятельность в аспекте инклюзивного образования в ДОУ» или «Формы работы с родителями в рамках инклюзивного образования в условиях ДОУ». Последний пример особенно актуален, так как не все семьи принимают тот факт, что малыши с ограниченными возможностями обладают теми же правами на обучение, развитие, воспитание и общение, что и здоровые дети.

А также есть ряд тем, которые касаются особенностей работы в детском саду в целом, то есть вне связи с возрастом подопечных:

  1. Планирование работы в дошкольном учреждении по ФГОС.
  2. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ.
  3. Разработка парциальных программ дошкольного образования.
  4. Инновационные формы работы с родителями воспитанников ДОУ.
  5. Вариативность услуг дошкольного образования на современном этапе.
  6. Экспериментальная деятельность в ДОУ.
  7. Качество дошкольного образования: критерии оценки.
  8. Общественные отношения в дошкольном образовании.

Обычно такие темы выбирают более опытные педагоги, которые на своём богатом опыте нашли ответы на все возникающие в группе рабочие вопросы. Иными словами, воспитателю есть чем поделиться в плане методики: пришло время систематизировать свою работу в аспекте передачи опыта молодым коллегам, то есть наставничества.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]