План по самообразованию воспитателя средней группы в детском саду


План по самообразованию воспитателя средней группы в детском саду

Специфические темы, являющиеся актуальными именно для воспитателей средней группы, касаются таких вопросов:

  • творческое развитие детей 4 – 5 лет через применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности;
  • развитие диалогической речи, навыков коммуникации;
  • духовно-нравственное воспитание;
  • тренировка мелкой моторики;
  • использование игровой деятельности на занятиях по математике;
  • формирование представлений о культуре здоровья.

Основным критерием выбора должны являться затруднения, которые существуют у педагога в работе с детьми. Чтобы полноценно освоить означенную научно-методическую проблему необходимо иметь правильно составленный план по самообразованию.

Планированию предшествует обоснование актуальности выбранной темы, перечень целей и задач, ожидаемых результатов и намеченных перспектив. Рассмотрим типичную структуру плана по самообразованию воспитателя детского сада в средней группе с указанием основных форм работы.

№ п/п Содержание работы Срок реализации
Изучение методической литературы. Работа с документами. сентябрь,

на протяжении года

Ознакомление с педагогическим опытом. сентябрь,

на протяжении года

Проведение вводного и итогового диагностирования. сентябрь, май
Отбор инновационных, коммуникативных и речевых приемов. сентябрь – октябрь, на протяжении года
Работа с детьми
Проведение дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр. помесячно
Организация инсценировок.
Просмотр мультфильмов.
Разучивание песен, стихотворений.
Чтение рассказа и беседа по его содержанию.
Отгадывание загадок.
Создание выставки рисунков (фото).
Совместный труд.
Конструирование.
Экскурсия.
Работа с родителями
Создание папки-передвижки, информационного стенда. помесячно
Подбор материала для консультации для родителей.
Создание памятки.
Предоставление рекомендаций, индивидуальных консультаций.
Проведение родительского собрания.
Организация совместных занятий с детьми, творческих конкурсов.
Проведение открытого занятия.
Организация выступлений детей для родителей.
Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды.
Самореализация
Разработка планов-конспектов занятий. в течение года
Проведение открытых занятий.
Подготовка мастер-класса для педагогов.
Подготовка доклада.
Подготовка консультации для педагогов на педсовет.
Презентация по теме самообразования. май
Распространение опыта.

Структура плана может быть расширена за счет добавления таких граф:

  • цель работы;
  • форма отчета;
  • практический выход;
  • список литературы.

В мае-июне необходимо сделать анализ реализации плана по самообразованию с указанием степени достижения намеченных целей, выявленных трудностей при его внедрении и дальнейших планов.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Вход | Регистрация

Комментировать
ПоделитьсяРазместить на своем сайте
Понравился материал? Хотите прочитать позже? Сохраните на своей стене и поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Копировать название статьи

Копировать анонс статьи

Копировать ссылку

Ошибка в тексте?

Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем, что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.

Кстати, такая возможность есть на всех страницах нашего сайта

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Перспективный план самообразования по развитию речи В средней группе 2022 — 2022 год.

Составила: Пермалова А. В. воспитатель

Программа самообразования по развитию речи в средней группе

Люди разговорчивые говорят разборчиво,

Чисто, четко, внятно – каждому понятно.

С. Светлова

1. Пояснительная записка.

К четырем годам в физическом и психическом развитии ребенка происходят значительные сдвиги. Однако, для детей данного возраста еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, быстрое снижение работоспособности.

Длительное пребывание ребенка в ДОУ создает благоприятные условия для проведения систематической работы над звуковой стороной речи. Работа над произношением состоит из следующих взаимосвязанных между собой этапов:

  1. обследование речи и произношения ребенка;
  2. развитие правильной артикуляции;
  3. закрепление правильного произношения в свободной речи;
  4. Развитие фонетического восприятия;
  5. навыки звукового анализа предложения и слова.

Для формирования многих речевых умений требуются многократные повторения (например, при обучении четкому произношению звука, использованию в речи определенной грамматической формы слова, составлению рассказа по картинке, заучиванию стихотворения). Это в течение одного занятия трудно добиться, поэтому в ДОУ необходим кружок по развитию речи. Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня. Все эти занятия направлены на формирование правильной речи ребенка, что является непременным условием успешного обучения ребенка в школе.

Информационная карта программы.

Тип: образовательная

Вид: авторская

Уровень: развивающий

Форма проведения занятий: подгрупповая

Интеграция образовательных областей:

  1. Речевое развитие
  2. Социально – коммуникативное развитие
  3. Познавательное развитие
  4. Художественно – эстетическое развитие
  5. Физическое развитие
  6. Актуальность кружка.

Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр. Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка: «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Говорушки».

3. Цель:

Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.

4. Задачи кружка:

Обучающие:

  1. Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.
  2. Обогащать, активизировать речь детей.
  3. Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.
  4. Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.
  5. Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.
  6. Учить подражать движениям взрослых.

Развивающие:

  1. Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
  2. Развивать интерес к народному творчеству.
  3. Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
  4. Развивать внимание, зрительное восприятие.
  5. Развивать согласованность движений обеих рук.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.
  2. Воспитывать любовь ко всему живому.
  3. Методы проведения кружка:
  4. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);
  5. Наглядный — показ действий.
  6. Действия руками ребёнка.
  7. Самостоятельные действия ребёнка.

Кружковые занятия проводятся по 10- 15 минут, во второй половине дня, один раз в неделю по средам.

Педагогический анализ проводится 2 раза в год (в начале года — вводный, в конце года — итоговый).

6. Календарно – тематическое планирование кружка

1,2 неделя месяца – разучивание произведений фольклора, 3 неделя месяца — знакомство с народными сказками, 4 неделя месяца – разучивание пальчиковой игры.

Дети посещающий кружок

  1. Фадеева Мария
  2. Пыркин Кирилл
  3. Копеев Даниэль
  4. Левцова Настя
  5. Чураев Арсений
  6. Кузьмина Варя
  7. Александровский Илья
  8. Злобина Есения

Перспективное планирование занятий по развитию речи на 2019-2020 учебный год.

Сентябрь

  1. Дидактическое упражнение «Кто что ест?» Активизировать в речи глаголы: лакать, грызть и т. п.
  2. ЗКР «Скажи А». Отчетливо произносить звук «а». Находить его в слогах, словах (на слух).
  3. Разучивание потешки «Пальчик- мальчик» Приучать детей слушать речь воспитателя, повторять за ним. Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Учить запоминать слова потешек.
  4. Театр игрушек «Бычок смоляной бочок» Напомнить содержание сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз.

Октябрь

  1. Дидактическое упражнение «Скажи что слышишь?» Учить отчетливо, произносить отдельные звукосочетания. Укреплять голосовой аппарат, обогащать словарь детей.
  2. Рассматривание картинок «Домашние животные» Учить детей самостоятельно называть животных, воспроизводить звукоподражание.
  3. Разучивание потешки «Киска, киска, киска брысь» Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Учить запоминать слова потешек. Обратить особое внимание на произношение звука «С».
  4. Театр игрушек «Репка» Вспомнить содержание сказки. Учить пересказывать сказку, говорить голосами героев.

Ноябрь

  1. ЗКР «Произношение звука М» Приучать детей правильно и отчетливо произносить звук «м (мь)». Учить произносить звук с достаточной силой голоса. Учить произносить звук м в словах и глаголах.
  2. «Волшебный кубик» Закрепить умение называть картинки на кубиках. Отвечать на вопросы по содержанию картины, повторяя отдельные слова и фразы.
  3. Заучивание потешки «Тень- тень потетень» Прививать любовь к художественному слову, умение слушать и понимать. Способствовать активному проговариванию слов потешек. Разъяснить непонятные детям слова.
  4. Театр игрушек «С базара» Познакомить с новым стихотворением. Инсценировка данного произведения. Закрепить знания по разделу «овощи».

Декабрь

  1. КР «Звук У». Отчетливо произносить звук «у». Находить его в слогах, словах (на слух).
  2. Заучивание потешки «Лиса по лесу ходила» Познакомить с новой потешкой. Выучить её. Разъяснить непонятные слова. Обыграть потешку.
  3. Дидактическое упражнение «Гости» Развивать связную речь. Напомнить вежливые слова. Учить детей рассматривать предметы, выделять детали. Закрепить умение общаться между собой.
  4. Театр игрушек «Рукавичка» Вспомнить содержание сказки. Учить пересказывать сказку, говорить голосами героев.

Январь

  1. Дидактическая Игра «Назови правильно» Закрепить слова по разделу «одежда», «мебель». Развивать связную речь.
  2. Заучивание потешки. «Как у нашего кота» Познакомить с новой потешкой. Выучить её. Разъяснить непонятные слова. Обыграть потешку
  3. Театр игрушек «Чей голос?» Учить детей самостоятельно называть животных, воспроизводить звукоподражание.

Февраль

  1. Дидактическая игра «Будь внимательным» Учить распознавать заданные звуки в словах и слогах.
  2. Заучивание потешки «Пошел котик на торжок». Познакомить с новой потешкой. Выучить её. Разъяснить непонятные слова.
  3. Театр игрушек «Пошел котик на торжок» Приучать детей слушать речь воспитателя, повторять за ним. Добиваться от детей проговаривания слов целиком. Учить запоминать слова потешек. Побуждать детей повторять слова потешек. Добиваться понимания содержания поэтического произведения.

Март

  1. Дидактическая Игра «Пчела» Развивать мелкую моторику рук. Закрепить произношение звука «Ж»
  2. Заучивание считалочки «Раз, два, три…Негде зайчику скакать» Познакомить с новой считалочкой, развивать связную речь, добиваться чистого произношения звуков.
  3. Рассматривание картинки «Таня и голуби» Учить составлять рассказ по картинке Развивать внимание, память
  4. Театр игрушек «Дед хотел уху сварить» Познакомить с новыми стихами. Обыграть стихотворение.

Апрель

  1. Речевая игра «Автомобиль» Познакомить с новой игрой. Добиться четкого произношения слов.
  2. Разучивание «Колыбельной» Вырабатывать умение повышать и понижать голос.
  3. Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» Вспомнить содержание сказки. Учить пересказывать сказку, говорить голосами героев

Май

  1. Дидактическая Игра «Эхо» Развивать слух, внимание, речь. Повторять слова за воспитателем и сверстниками.
  2. Игра «Кто что делает?» Отвечать на вопросы по содержанию картины, повторяя отдельные слова и фразы. Учить внимательно, рассматривать картину и называть изображенные на ней предметы и действия людей.
  3. Сказочный калейдоскоп. Закрепить знания о сказках, которые читали в течение всего года.
Следующая >

Теоретические аспекты самообразования

Хороший педагог не может быть пассивным — это аксиома. Причём профессиональная активность важна не только для самой личности, но и для создания положительного имиджа дошкольного учреждения, ведь родители, выбирая детский сад для своего чада, интересуются, насколько инициативен педагог, который будет работать с детьми конкретной группы. Кроме того, совершенствование профессиональных навыков через работу по самообучению является требованием Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и отражается на компетентности педагога, его квалификации и размере заработной платы. Самообразование — это целенаправленная, осознанная, активная познавательная деятельность педагога, направленная на совершенствование методики работы с воспитанниками, обогащение собственного педагогического опыта в соответствии с современным уровнем развития педагогики и психологии.

Всегда — учиться, всё — знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь.

М. Горький

https://www.aforism.su/73_5.html

Самообразование — это комбинация изучения опыта прошлого и внедрение элементов современных педтехнологий

Согласно ФГОС, усилия воспитателя, направленные на самообразование, основываются на необходимости достичь следующих целей:

  • познакомиться и овладеть новыми педагогическими технологиями;
  • систематизировать работу по поиску методик, позволяющих усовершенствовать образовательный процесс для детей средней группы;
  • создать условия для всестороннего развития подопечных (физического, умственного, психического, эмоционального).

Для выполнения поставленных целей следует работать над решением следующих задач:

  • научиться применять современные педагогические технологии в личной практике;
  • развивать познавательную, трудовую, игровую активность у детей;

    Развивать познавательную активность детей позволяют разнообразные дидактические игры

  • постоянно повышать свой уровень владения методикой работы с дошкольниками;
  • изучать классические и современные методические подходы, касающиеся выбранной темы самообразования;
  • предпринимать попытки обобщения и распространения собственного полученного опыта.

Принципы самообразования

В своей работе по профессиональному самосовершенствованию педагог должен руководствоваться определёнными принципами:

  1. Непрерывность. Работа над выбранной темой предполагает её всестороннее освещение на протяжении учебного года (иногда 2–3 лет).
  2. Преемственность и взаимосвязь. Последующая тема должна быть связана с предыдущей. Например, если педагог взялся за тему духовно-нравственного воспитания дошкольников средней группы, что подразумевает рассмотрение вопроса в общем, то после окончания работы логично взяться за более конкретный аспект, к примеру, «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы». Таким образом, предыдущее требование — непрерывность — будет соблюдаться не просто в рамках рассмотрения одной темы по самообразованию, а в целом во всей методической работе педагога.
  3. Соответствие целям и задачам образовательного процесса в детском саду. То есть для учреждений, которые занимаются разработкой систем закаливания, этот компонент должен быть включён во все возможные формулировки тем. А если детский сад работает с детьми, имеющими определённые отклонения в развитии или проблемы со здоровьем (например, коллектив занимается малышами с плохим зрением), то тематика программы самообразования должна отражать этот аспект и в теоретическом блоке, и в практическом.
  4. Доступность воплощения теории на практике с конкретной группой детей. Например, в рамках проработки темы о нетрадиционных техниках рисования создание изображений мыльными пузырями в средней группе будет не вполне уместно, так как малыши ещё не владеют в нужной степени навыком создания направленного движения воздушной струи при помощи дыхательного аппарата.

    Задача педагога — найти такое методическое объяснение того или иного приёма, чтобы малыш смог справиться самостоятельно

Это важно. Повышение квалификации — необходимое условие жизни в современном стремительно меняющемся мире.

Формы организации деятельности

Процесс самообразования педагога может проходить в следующих формах:

  • Индивидуальная: посещение библиотек;
  • изучение научно-методической и учебной литературы по теме;
  • посещение занятий воспитателей других групп;
  • участие в педсоветах детского сада и заседаниях методического объединения воспитателей ДОУ города;
  • теоретическая разработка и практическая апробация разных форм занятий и мероприятий.

    Индивидуальная форма включает самостоятельную подготовку, отбор информации и составление отчёта-выступления по реализации идеи самообразования

  • Групповая, включающая подготовку педагогических советов и других форм обмена методическим опытом совместно с коллегами.
  • Выбор форм работ зависит от того, с кем из участников образовательного процесса в данный момент освоения темы взаимодействует педагог:

    1. С детьми. Реализуется такое взаимодействие в процессе учебно-воспитательной деятельности, во время досуга. Проходит в форме:
        учебных занятий;
    2. разного рода игр (в том числе дидактических, подвижных);
    3. прогулок.
    4. С родителями. Осуществляется в виде:
        консультаций;
    5. заседаний круглых столов;
    6. педагогических тренингов, во время которых родители получают практические рекомендации, например, о речевом развитии детей 4–5 лет.
    7. С коллегами. Достигается за счёт совместной организации мастер-классов, заседаний педагогических советов, методического объединения воспитателей, работающих с конкретной возрастной группой малышей, где происходит обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания и методов обучения. Проводится в виде:
        презентаций;
    8. докладов;
    9. публикаций на ресурсах, связанных с образованием;
    10. статей в журналах и других печатных изданиях.
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]