Семейный проект в старшей группе детского сада на тему:«Маленькие открытия в моей большой семье»
В семейном кругу мы с вами растём
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.
В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но, после 7 ноября 1917 года, дня октябрьской революции, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные.
Часть, конечно, осталось, трансформировавшись. Часть – канули в небытие. Ну и, конечно появились новые. Изменились и взгляды на понятие «семьи», на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью – семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта. Поэтому, традиции – это основа уклада семьи, семьи – дружной, крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей. Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентации в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.
Функция детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Наш детский сад посещают дети разных национальностей: русские, буряты, украинцы, татары, армяне и т.д. Акцент делается на том, что все мы разные, но у нас общие интересы, мы нужны друг другу для содержательной, интересной, доброй совместной жизни. Так родилась идея реализации проекта под общим названием
Тип проекта: взросло-детский, познавательно-речевой, творческий.
Проблема: В современном обществе, характеризующимся высокой активностью, душевными затратами, дефицитом человеческого тепла и внимания, теряется связь поколений, семья перестает быть крепостью и опорой для ее членов, забываются традиции, обычаи, прошлое. Постепенно ослабевает воспитательный потенциал семьи. А ведь еще древние педагоги считали, что воспитывать детей нужно в любви и уважении к родителям и почитании предков, растить будущего семьянина с малых лет. Очень хочется, чтобы ниточка, связывающая людей в семейных отношениях, была толстым канатом, способным удерживать весь род.
Актуальность: Воспитание гармонично развитой личности в новом Законе об образовании является приоритетным. Такое развитие возможно лишь в тесном взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьёй. В связи, с чем и возникла необходимость в разработке данного проекта по развитию семейных традиций.
Цель: углублять знания детей о составе своей семьи, родословной и семейных традициях.
Задачи:
— уточнить и углубить знания детей о своих родственниках, родственных связях и членах семьи;
— дать детям представление о том, что каждая семья индивидуальна, имеет свою историю, традиции, интересы и устои;
— создавать условия поддержания интереса для успешного выполнения задания;
— развивать познавательно-поисковую активность детей;
— обогащать детско-родительские отношения опытом творческой деятельности;
— развивать речевые умения детей вести монолог и диалог, рассказывать о себе, своей семье, используя свой личный опыт;
— воспитывать любовь и уважение к своим близким.
Продолжительность проекта: один месяц.
Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатель группы.
Предположительные результаты: Данный проект поможет раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих родной поселок, их обычаях и традиций, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, формировать у них представление о себе и других как о личности. Воспитание чувства гордости у воспитанников за свою семью, любовь к каждому члену семьи; знание истории своей семьи, семейных традиций и праздников. Создание системы совместной деятельности: «ребёнок — педагог» и «ребёнок — родитель» по данной проблеме.
Предполагаю, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа.
План реализации проекта.
1-й этап. Подготовительный. | ||
Наименование мероприятия. | Категория участников | Продукты деятельности. Примечание. |
Подбор и изучение литературы и материалов по теме проекта: «Маленькие открытия в моей большой семье» | Воспитатель Родители | Список используемой литературы (приложение №1). Список детской художественной литературы рекомендуемой родителям (приложение №2) |
Организация выставки детской художественной литературы. | Родители Воспитатель | Выставка детской художественной литературы (приложение №3) |
Разработка плана тематической недели по теме: «Семья» | Воспитатель | Приложение №4 |
Консультация для родителей: «Роль семейных традиций в воспитании детей» | Воспитатель Родители | Приложение №5 |
2-й этап. Основной. | ||
Наименование мероприятия | Категория участников | Продукт инновационной деятельности |
Изготовление информационного листа для родителей: «Что в имени моем…» | Воспитатель | Приложение №6 |
Беседы с детьми о семье и семейных традициях. | Дети Воспитатель | |
Рассматривание презентации на тему: «Семейные реликвии» | Дети Воспитатель | Приложение №8 |
Рассказы детей о своем генеалогическом древе. | Дети Воспитатель | |
Организация совместной игровой деятельности детей. | Дети Воспитатель | |
Продуктивная деятельность детей. Декоративное рисование «Подарок бабушке». | Дети Воспитатель | Конспект Приложение №11 |
Продуктивная деятельность. Аппликация «Птица счастья». | Дети Воспитатель | Конспект Приложение №12 |
Продуктивная деятельность. Лепка «Мамочка моя» | Дети Воспитатель | Конспект Приложение №13 |
3-й этап. Презентация проекта. | ||
Мини-рассказы родителей на тему: «Почему вы назвали ребёнка именно таким именем». | Родители Воспитатель | |
Семейный вечер стихов. | Родители Дети Воспитатель | |
Конкурс «Ласковое обращение» | Родители Дети Воспитатель | |
Дети дарят подарки своим членам семьи. | Дети Родители Воспитатель |
Полную версию работы можно .
Обобщение опыта работы «Семейные творческие проекты»
Семейные творческие проекты в ДОУ.
Лаврова Любовь Владимировна
воспитатель МКДОУ детский сад «Сказка»
г. Семилуки, Воронежская область.
Введение:
В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) подчеркивается, что семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов дошкольного учреждения. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Если выстроить эффективную технологию взаимодействия с родителями через организацию интересных форм работы, основанных на сотрудничестве и взаимодействии, то можно повысить уровень привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения.
Согласно ФГОС ДО в нашем детском саду «Сказка» широко используется проектная деятельность с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив родителей. Важный принцип нашей работы с семьей звучит так: «Впусти родителей в детский сад, доверяй им больше, и они с радостью будут проживать каждый день в детском саду вместе с тобой».
Цель:
поиск эффективных форм привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения
Методы исследования:
— изучение семей детей;
— изучение семейного опыта в воспитании и обучении детей;
— накопление и обмен семейными традициями;
— просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
— привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ через организацию семейных творческих проектов и новых эффективных форм работы.
Результаты и их обсуждение:
В результате проведенной работы была отработана модель взаимодействия с семьей, в основе которой стали — семейные творческие проекты.
Результат применения
семейных творческих проектовв ДОУ
— Родители стали активными участниками образовательного процесса.
— Улучшились взаимоотношения между родителями, они нашли общие интересы.
— У родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей.
— Изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада.
— Родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
— Выросла посещаемость родителями мероприятий по педагогическому просвещению, заметно возросла активность участия в конкурсах, досугах, праздниках и т.д.
— Понимание родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе.
— Проявление интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.
Описание опыта:
Семейные творческие проекты в ДОУ.
Типы проектов: творческие, игровые, информационно-практические, исследовательские.
Этапы работы над проектами:
1-подготовительный
— ознакомление детей и родителей с проблемой;
— постановка цели и задач;
— планирование достижения цели, обсуждение с родителями;
-привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
2-основной
– сбор информации, оформление и накопление материала;
— занятия, игры, продуктивная деятельность, конкурсы, акции, мастер-классы;
— самостоятельная деятельность, домашние творческие задания и другие виды деятельности совместно с родителями.
3 заключительный
— презентация проекта, итоговое мероприятие.
Сроки реализации:
долгосрочные, среднесрочные.
Цель проектов:
Осуществление взаимодействия детского сада и семьи через вовлечение в творческий процесс и обмен семейным опытом в воспитании детей, семейными традициями.
Долгосрочный проект «Живи родник традиций»
Конкурс «Семейный герб», «Твоё родословие, малыш». Исследовательская работа по оформлению альбома «Семейная летопись» — о своей семье, родственниках.
Проект «Я и моя семья»
Презентация «Моя семья», семейная игротека клуба выходного дня.
Проект «Маленькие открытия в моей большой семье»
Семейные посиделки, конкурсная программа по обмену семейными традициями,
конкурс «Кулинарная книга группы «Пчёлки»
Проект «Наше наследие»
—открытие мини-музей «Русская изба», где собраны экспонаты быта жителей нашего края, историческая хронология нашего города в документах и фотографиях. (ссылка на интернет ресурсы)
-участие в акции «Добронежец»
Проект «Книга памяти»
—
участие во Всероссийском конкурсе«Великая Победа: Семейный альбом» —журнал «Дошкольное воспитание», встреча с ветеранами ВОВ, знаменитыми людьми нашего города.— Конкурс«Письмопрадедушке» — послание Герою Бессмертного полка,
Проект «Город, в котором я живу»
— организация семейных экскурсий, фоторепортаж, альбом «Мой город» (в прошлом и настоящем)
Проект по ОБЖ «Каждый маленький ребёнок, должен знать с пелёнок»
— спортивно-игровая викторина «Знатоки правил безопасности»
Проект «Живи долго»
— познавательная викторина «Знатоки здорового питания»
Проект «Семейных газет»
Лучший опыт семейного воспитания регулярно представляется в виде фотогазет, коллективных работ, фотомонтажей
Проект «Мои пернатые друзья»
— участие в акции «Скворушка», «Покормите птиц» – изготовление скворечников, кормушек и оформление птичьего городка
Проект «Здоровая семья – здоровая нация»
— участие семей в спортивных мероприятиях, конкурс «Моя спортивная семья».
Проект «Экологическая тропа в ДОУ»
— участие родителей в оформлении объектов экологической тропы на участке группы.
формирование «Аллеи выпускников» — посадка деревьев. «Дорожка здоровья», метеоплощадка
Проект «Праздники в ДОУ»
— проведение семейных праздников, в которых родители и актеры, и участники.
Проект «В гостях у сказки»
— совместная постановка сказок, изготовление костюмов, декораций, театральной ширмы. Конкурс «Театр своими руками»
Проект «Волшебные краски»
— нетрадиционная техника рисования, мастер классы с родителями «Рисуем кофе», «Превращение кляксы»
Проект «Школа старухи Шапокляк»
— вечерняя игротеки для детей и родителей, мастер-классы
Проект «Играем вместе»
— создание нетрадиционного игрового оборудования,математическая ширма, игры шнуровки, пробковые игры, тренажёр «Крышкоград», — игра « Поляна дружбы» — крышкоград, «Найди чья тень», «Сказочный город»
Проект «Книжный город»— оформление книжного города, мини -библиотека, «Книжное дерево – семейное чтение»
Выводы:
Участвуя в семейных творческих проектах дети, родители и педагоги получают творческий импульс к развитию своих способностей, а так же эмоциональную и духовную поддержку. Дети получают возможность разобраться в той или иной информаций, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт.
Данная форма организации общения педагогов и родителей выполняет доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствует изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми – протягиваются невидимые нити дружбы и сотрудничества.
Таким образом, особенностью семейных проектов признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяющее его чувство самоценности, уверенности в себе, гордости за себя и свою семью.
Главным критерием эффективности данного опыта стала активность детей и родителей во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах.
Список литературы:
1. «Концепция дошкольного воспитания» (1989г.)
2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002
3. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
4. Глебова С.В. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
5. Доронова Т.Н. и др. Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития. М.,2001
6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт.-сост. Л.С. Киселева [и др.]. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с
7. интернет -ресурсы
Статья «Неоценимая роль родителей в проектной деятельности ДОУ»
Неоценимая роль родителей в проектной деятельности ДОУ.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса — поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Родителям — для того, чтобы научиться понимать мир своего ребёнка, педагогам — чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. И сегодня речь идет уже не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Цель работы ДОУ с семьей – создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями, вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями.
Задачи взаимодействия с родителями: работать в тесном контакте с семьями воспитанников, активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
Актуальность определяется тем, что существующие тенденции и нормативные изменения в реализации ФГОС в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей)
и детей. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. На сегодняшний день он получает всё более широкое распространение в дошкольных учреждениях.
Метод проектов способствует развитию самостоятельности мышления, а также помогает ребёнку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через поисково-познавательную деятельность, которая направлена на результат, который получается при решении какой-либо проблемы. Метод проектов позволяет воспитать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, а также способствует развитию целеустремлённости, настойчивости, учит преодолевать проблемы, возникающие по ходу дела, а главное умению общаться со сверстниками и взрослыми, повышает авторитет ребёнка перед сверстниками и собственную самооценку. В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей. Для метода проектов характерна групповая деятельность.
Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой.
Проектная деятельность имеет свои отличительные особенности:
- Разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Например, ребёнок решил нарисовать какой-нибудь предмет и через рисунок передать своё отношение к этому предмету,
перед ним возникает проектная задача, связанная с исследованием и поиском форм передачи своего отношения к предмету.
- Участники проектной деятельности должны быть мотивированы.
- Имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребёнок выражает своё отношение, он ищет адресата, к которому обращено его отношение, оформленное в виде продукта.
Опыт работы показал, что сначала не все родители охотно включаются
- совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.
Проектная деятельность дошкольника развивается поэтапно.
Д о 5
лет ребенок развивается на
подражательно-исполнительском
уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые воспитателем. Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения разнообразных интересов ребенка; реализации его потребностей в активной деятельности, самовыражении; увлеченности совместной деятельностью со взрослым.
Алгоритм действий
1-й шаг — интригующее начало, отвечающее потребностям детей, обозначение проблемы педагогом.
2-й шаг — определение взрослым цели проекта, его мотивация.
З-й шаг — привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.
4-й шаг — совместное движение взрослых и детей к результату.
5-й шаг — совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.
Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!»; «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!»
Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки.
К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий
уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен терпеливо выслушивать педагога и сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже
обращаются к ним с просьбами, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценить поступки, как собственные, так и сверстников. Принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения, намеченного результата.
Алгоритм действий
1-й шаг — выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.
2-й шаг — совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата.
З-й шаг — планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.
4й шаг — выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых.
5-й шаг — обсуждение результата, хода работы, действий каждого выяснение причин успехов и неудач.
6-й шаг — совместно с детьми определение перспектив проектирования
Можно видеть, что на втором этапе активность педагога несколько снижается. Он не столько формирует свои идеи, сколько подключается к реализации идей воспитанников. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить цели и задачи.
Дошкольники не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и подсказывают проблемы и темы возможных исследовательских, приключенческих и других проектов.
Темы проектов могут быть самими различными,
однако темы, основанные на интересах детей, обеспечивают лучшую мотивацию и более успешное обучение.
Воспитатель, который прислушивается к детям, задает им вопросы о том, что их интересует, находит много тем для организации проектов. Не произошло ли в саду или в местном сообществе какого-либо события, которым заинтересовалась вся группа? Не родился ли в семье кого-либо из детей маленький братик или сестренка? Не приехал ли в город цирк? Если происходит какое-нибудь волнительное для детей событие, типа приезда цирка, дети могут выбрать его темой своего совместного проекта. Тему цирка можно разрабатывать в одной группе в течение месяца или даже дольше. Продолжительность реализации тематического проекта зависит от степени, заинтересованности в нем большинства детей в группе. Степень этой заинтересованности определяется воспитателем.
Один из наиболее эффективных способов разработки тематических проектов связан с использованием, так называемой модели трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:
- Что мы знаем?
- Что мы хотим узнать?
• Что нужно сделать, чтобы узнать?
Сначала воспитатель начинает общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того, как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом с ними их имена. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова записываются на большом листе бумаги. Ответы детей определяют содержание тематического проекта, причем записываются все ответы, независимо от того, какими глупыми или нелогичными они могут показаться.
Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы, на вопросы?»
Способы сбора информации могут быть различными: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий и многое другое.
Результаты каждого проекта обсуждаются вместе со всей группой «Что мы узнали?».
Можно задать детям следующие вопросы:
- Кто узнал что-то новое для себя?
- Узнали ля вы что-нибудь, чего не знали раньше?
- Узнали ли вы что-нибудь, что вас удивило?
- Какое из занятий в проекте понравилось вам больше всего?
По результатам реализации проекта педагог может принять решения об улучшении и расширении таких проектов в будущем.
Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческие, исследовательские и информационные — каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.
Исследовательские проекты носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребёнка в сферу его интересов.
- исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы
.
Предполагает создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.
Педагог создаёт проблемную ситуацию для всех детей, а затем наблюдает за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребёнка. Создаётся особая ситуация, которая помогает ребёнку сформулировать исследовательскую задачу и привлечь родителей для создания проекта.
Оформление проекта. Родители помогают ребёнку, но организатором является ребёнок.
Защита проекта. Совместно с родителями или один ребёнок рассказывает, как проводилась работа.
- Организуется выставка, по окончании выставки проекты находятся свободном доступе.
Проекты не только обогащают дошкольников знаниями, но и стимулируют их познавательную активность.
В ходе творческой проектной деятельности создаётся новый творческий продукт. Он осуществляется коллективно или совместно с родителями. Отличается этот проект от предыдущего своей долгосрочностью.
В творческой проектной деятельности можно выделить следующие этапы.
- Обсуждение тем проектов вместе с детьми и родителями.
- Определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности, их отношении к нему.
- Дети высказывают свои идеи реализации проекта. Педагог по ходу высказываний отмечает наиболее оригинальные идеи, чтобы в дальнейшем, если дети их не воспроизведут, напомнить их.
- Предложить детям зарисовать свои идеи и подумать, что необходимо для реализации этих идей.
- Дети рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы педагога и сверстников. В заключение этого этапа проводится выбор лучшей идеи.
- Информация для родителей. Вывешивается рисунок проекта и
название.
- Педагог организует рабочие группы для выполнения проекта, а родители решают технические вопросы.
- Педагог с детьми решают, как лучше представить полученный
продукт.
- Осуществляется презентация продукта творческого проекта. Такая проектная деятельность направлена на то, чтобы показать
ребёнку значимость его усилий для окружающих.
- информационно — практико — ориентированной проектной деятельности.
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные интересы (оформление группы, отдельных уголков и прочее).
Этапы информационной проектной деятельности: Выявление первоначальных знаний детей.
Информация для родителей о предстоящей деятельности. Помощь родителей в подборе художественной и научной литературы.
Подбор дидактических, сюжетно – ролевых игр. Подбор опытов для проведения экспериментальной деятельности.
Оформление и защита проекта (совместно с родителями или самостоятельно). Осуществляется презентация продукта проекта.
- театральной проектной деятельности
Что необходимо знать и уметь воспитателю при организации театральной деятельности?
- Уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению.
- Эмоциональное отношение ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств, интонация голоса.
Проектная деятельность может вестись по нескольким направлениям.
- В форме непосредственной образовательной деятельности.
Во время занятий: внимательно выслушать ответы и предложения детей; если они не отвечают, то не настаивать. Дать детям возможность самим поиграть с персонажем из произведения, спросить, у кого получилось, похоже, и почему.
- В форме игры.
- Постоянное включение театрализованных игр в педагогический процесс. Содержание и разнообразие тематики.
- Сотрудничество детей и взрослых, как при организации игры, так
- вовремя.
- Все игры и упражнения должны быть подобраны в сочетании с движениями, речью и мимикой, пантомимой.
- «Погружение в сказку».
- Совместное чтение и анализ сказок.
- Проигрывание отрывков из сказки.
- Режиссёрская игра (со строительным и дидактическим
материалом)
. - Рисование.
- Словесные, настольные и подвижные игры.
- конце работы желательно вместе обсудить её достоинства и недочеты и обязательно отметить реальные достижения ребенка.
В форме педагогических ситуаций.
Одним из факторов успешного планирования проектов и представления их детям является профессиональный опыт воспитателя. Некоторые темы имеют особую важность для большинства детей в возрасте от З до 7 лет. Список таких тем включает в себя семью, домашних животных, младенцев, времена года, автомашины, справедливость, любимые блюда, музыку, поход в магазин за покупками. Одним словом, те вещи, с которыми дети непосредственно сталкиваются в повседневной жизни.
Для того чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно, необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей.
Именно с помощью родителей обновляется развивающая предметно-пространственная среда в группе. Где основное место занимают рукотворные игрушки из бросовых материалов. Родители, дети и педагоги не только принимают участие в совместной деятельности, но и видят результат совместного труда, что способствует эмоциональному сближению, формированию целостного чувственного опыта. Тем самым родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками
информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса.
Обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения в этом.
Существует такая разновидность проектов, как семейные. Например: «Мое генеалогическое древо», «Наши семейные
традиции», «Великая Отечественная война в истории моей семьи» и др. Они обладают огромным развивающим потенциалом для детей. И для их осуществления участие родителей просто необходимо.
Список литературы:
1.Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов / И.А.Сырова, О.Г.Чеховских. — Самара: Изд-во СФМГПУ 2009. — 72 с.
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. — М.: АРКТИ, 2003 — 96 с.
3.Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода. Сборник научных трудов / Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина; под ред. И.М.Осмоловской. — М.: ИТиИП РАО, 2004. — С.503.
4.Сапранова С.И. Проектная деятельность / С.И.Сапранова // Воспитатель ДОУ. — 2008. — №2.
5.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С.Сиденко // Журнал «Завуч». — 2003. — №6.
6.Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. —
СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. — 80 с.
7.Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка.
Происхождение слов / Н.М.Шанский, Т.А.Боброва. — М.: Дрофа, 2004. — 398 с.
8.Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / И.В.Штанько // Управление дошкольным образованием. — №4. – 2004
- Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие / А.А.Майер. — М.: ТЦ «СФЕРА»,2008. — 128 Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? / Н.Ю.Пахомова. // Методист. — 2004. №1.
- С.42.Педагогическое проектирование — ресурс развития дошкольного образования: Сборник / Отв. Г.Н.Масич. — Красноярск: КИМЦ, 2010. — 78 с.
Социальный проект «Вместе дружная семья»
Анализситуации
Проведенноесредиобучающихсяиродителей(законных представителей)МБУДО«Межшкольный учебный комбинат» анкетированиепоказывает:
у45% обучающихсяотмечаетсянизкий уровеньтворческой(социальной)активности;
21 % родителей не желают, чтобы их ребенок участвовал в различных конкурсах,культурно-массовых мероприятиях, акциях;
у53%обучающихяотсутствуетпознавательныйинтерескисторииикультурномунаследиюгорода,края, страны;
35%родителейнезнаютисториигорода,края,страны;
62%родителейнеимеютвозможностипосещатьсосвоимидетьмикультурныеучреждениягорода,культурно-массовые мероприятияиз-завысокойзанятости.
Задача воспитания творческой личности с активной гражданской позицией традиционнорешаласьв межшкольном учебном комбинате,норезультатыисследованияпоказалинеобходимостьусиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникланеобходимостьизменитьформыорганизациипедагогическогопроцессапосредстваморганизациисовместных мероприятийдлядетейиродителей.
Анализситуациипозволилвыделитьследующиепротиворечия:соднойстороны,существует объективная потребность воспитании творческой личности с активной гражданскойпозицией,асдругойстороны,дляегоосуществлениявучрежденияхдополнительногообразованияиспользуютсятрадиционныеметодыиформывоспитательнойработы.Изназванных противоречий вытекает следующая проблема: какие современные формы и методывоспитательной работы можно использовать в воспитании детей?
Возникла идея разработкисовместногоспортивно-технического,патриотическогомероприятиядлядетейиродителей.Отсюдаитемасоциальногопроекта«Вместедружнаясемья».
ДанныйпроектразработанвсоответствиисЗакономобобразовании,типовымПоложениемодополнительномучреждении,Декларацииоправахребенка,Уставом МБУДОМУК.Проект представляет собой организацию отдыха взрослых и детей в выходные дни в виде игры-путешествияпотворческимполигонамстанции,направленныйнасодействиеразвитиясовместнойдеятельности, ввидеконкурсов, соревнований.
Актуальность
Вопросдуховно-нравственного,патриотическоговоспитаниядетейявляетсяоднойизключевыхпроблем,стоящихпередкаждымродителем,обществомигосударствомвцелом.
Современныйребенокнаходитсявбеспредельноминформационномиогромномсоциальномпространстве,неимеющемчеткихвнешнихивнутреннихграниц.Нанеговоздействуютпотокиинформации,получаемойблагодаряИнтернету,телевидению,компьютернымиграм,кино.Воспитательноеисоциализирующеевоздействие(невсегдапозитивное)этихидругихисточниковинформациинередкоявляетсядоминирующимвпроцессеразвития и воспитания.
Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретовввиртуальных,информационныхсредахсопровождаетсяпадениемдовериякребенкусостороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетийназад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальныхпроблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живутвзрослые,искажаетихсоциализацию,нарушает процессыихвзросления.