Конспект НОД в подготовительной группе «В стране Толерантности»


Конспект НОД в подготовительной группе «В стране Толерантности»

Конспект НОД в подготовительной группе
«В стране Толерантности», образовательная область «Социализация»
Подготовила:

Кочеткова Е.В
Группа:
подготовительная
Программное содержание:Цель.
Продолжать закреплять представление о том, что планета Земля-это дом для всех людей, который нужно любить.
Задачи:
Закрепить представление об индивидуальных особенностях других людей (детей). Способствовать воспитанию толерантности, уважения и терпимости к людям независимо от расы, языка, пола. Задачи: Продолжать формирование коммуникативных способностей у детей с помощью использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) Закрепить представление об индивидуальных особенностях других людей (детей). Способствовать воспитанию уважения и терпимости к людям независимо от их национальной принадлежности, языка, вероисповедания.

Материалы:

Экран, проектор ,цветок с лепестками( с написанными словами) , пословицы, мяч, музыкальный центр

Ход совместной деятельности:

Воспитатель с детьми входит в зал, дети встают в круг и произносят слова Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой). Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости. Давайте улыбнемся гостям, поздороваемся и займемся делом. Воспитатель и дети произносят слова: – Добрый день! – Мы вам сказали, – Добрый день! –Сказали вы. Как две ниточки связали — Теплоты и доброты. После приветствия дети и воспитатель садятся на стульчики и появляется первый слайд со стихотворением. 1.СЛАЙД Я. Аким Есть одна планета –сад В этом космосе холодном Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных. Лишь на ней одной цветут Ландыши в траве зеленой, И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. Береги свою планету- Ведь другой похожей нету!
Воспитатель:
-А что-это за планета, о которой говорится в стихотворении?
Ответы детей
.(В стихотворении говорится о нашей планете Земля).
Воспитатель:
-Ребята, а кто может увидеть нашу планету во всей красе.
Ответы детей
: -Космонавты.
Воспитатель
:-А можем ли мы с вами увидеть нашу планету? Ответы детей.
Воспитатель
:-Мы с вами можем посмотреть на модель Земли,
Воспитатель
:-Кто скажет как она называется? Ответы детей (Модель земли называется глобус) (показ глобуса)
Воспитатель
:- Что на нем можно увидеть? Ответы детей: (на нем можно увидеть моря и океаны, континенты)
Воспитатель
:-А кто населяет нашу планету? Ответы детей (люди, животные, растения и т.д.)
Воспитатель
:- Ребята! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по «Стране Толерантности»
Воспитатель
-Толерантность. Что это такое? Ответы детей(хорошее, доброе отношение ко всем людям)
Слайд со стихотворением.
Толерантность. Что такое? Если спросит кто меня, Я отвечу – это все земное, То, на чем стоит планета вся. Толерантность – это люди света, Разных наций, веры и судьбы Открывают что-то, где-то, Радуются вместе. Нет нужды. Опасаться что тебя обидят Люди цвета крови не твоей, Опасаться, что тебя унизят Люди на родной земле твоей. Ведь планета наша дорогая Любит всех нас, белых и цветных. Будем жить, друг друга уважая, Толерантность – слово для живых.
Воспитатель
: — А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки, во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.
Воспитатель
:- Я прошу встать девочек.
Воспитатель
:- А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики.
Воспитатель
:- Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь — у кого светлые?
Воспитатель
:- Подумайте и скажите: «Какие все мы?» Ответы детей (мы все разные)
Воспитатель
:- Почему люди разные? — Чем отличаемся? (форма лица, носа, щёки, цвет кожи, глаз, волос,)
Воспитатель
:-Почему люди разных стран так отличаются друг от друга? Ответы детей(Люди живут в разных уголках земного шара).
Воспитатель
: -Знаете почему же это так? Давайте посмотрим на карту мира правильно ли вы ответили (Дети рассматривают картинки людей разных рас на слайдах) В:- Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные.
Воспитатель
:- А сейчас давайте вспомним хорошие качества, которые вы знаете друг в друге. Встанем в круг и, передавая мяч, будем называть эти качества.
Игра «Комплименты»
В:- Как вы думаете что же значит быть Толерантными? Ожидаемые ответы детей( быть добрым, хорошим)
Воспитатель
:- Ребята, а я вам принесла цветок толерантности, но по дороге он рассыпался. Поможете мне его собрать?
Игра «Цветок толерантности»
Раздаются лепестки со словами (сострадание, милосердие, прощение, уважение человеческого достоинства, принятие других, доброта, злость, грубость, драка, сотрудничество, уважение прав других)
Воспитатель
:- Посмотрите какие слова написаны на лепестках Какие лепестки как вы думаете подходят нашему цветку толерантности? Дети выбирают те лепестки, которые подходят к цветку.
Воспитатель
:- Что общего в этих словах? Ответы детей.(это хорошие слова) Прикрепляю серединку, на которой написано слово толерантность.
Воспитатель
:- А оставшиеся лепестки, почему не подходят? Ответы детей.(эти слова о плохих делах)
Воспитатель
:-Сегодня мы отправимся в путешествие на волшебном поезде. Путешествуя по стране Толерантности, мы отдохнём, поиграем, а главное научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными.
Звучит сигнал поезда (дети имитируют движение поезда).Воспитатель
: — И вот впереди город. А что бы узнать как он называется, нужно отгадать загадку Часто ты делаешь его людям, и они делают его тебе. Оно у тебя есть в душе, но не найти его нигде. ( Добро)

Воспитатель

:- Итак, как называется наш первый город? (Добро) А в городе Добро нас ждёт первое испытание и, если будем дружными, помогать друг другу, то мы с ними справимся.
Воспитатель
:- Главная тема сказок была и остается борьба добра и зла. Я буду называть сказочного героя, а вы будите отвечать, какой он. Если добрый, радостно хлопаете в ладоши, а если злой, топаете ногами. Иван царевич, Кощей бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас, Золушка, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Морозко, Мальвина.
Воспитатель
:- Ребята, а когда люди приходят в гости друг к другу, или встречаются на улице, они что говорят? Конечно, нужно поздороваться. Каждый воспитанный человек должен здороваться. Я хочу вам рассказать и показать как приветствуют друг друга в разных странах.

Игра «Всемирные приветствия»(показ слайдов)

Россия – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки. Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками. Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки или Поцелуй, касаясь друг друга щеками поочередно и посылая в воздух от одного до пяти поцелуев Индия – легкий поклон, ладони вытянуты перед лбом. Япония – легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза. Эскимосская традиция – потереться друг о друга носами. Арабы — скрестить руки на груди Самоанцы- обнюхать друг друга.
Воспитатель
:- А теперь, по команде, когда я скажу: «Здравствуйте», вы все вместе поздоровайтесь так, как вам больше нравится.
Воспитатель
:- Хорошо, с этим испытанием справились.

Звучит сигнал (дети имитируют движение поезда) на экране слайд с поездом сменяется слайдом город «Мудрецов»

Воспитатель:-

Мы с вами оказались в городе Мудрецов. Я буду зачитывать начало пословиц, а вы продолжите её. •Добрые дела — красят человека. • Спеши делать добро. • Жизнь дана на добрые дела. • За добро — добром платят.
Воспитатель
:- Молодцы и с этим заданием справились!
Воспитатель
:- А сейчас чтобы мы отдохнули проведем физкультминутку для глаз. Смотрите на экран и следите глазами за насекомыми
.(На экране слайды с физкультминуткой)
Молодцы отдохнули наши глазки отправляемся в путь дальше!

Звучит сигнал (имитация движения поезда) на экране слайд с поездом сменяется слайдом город «Добрые дела»

Воспитатель

:- Внимание город «Добрые дела» Ребята, для выполнения этого задания вам нужно разделиться на пары. Пары, садитесь на ковёр! Каждой паре я дам картинку, на которой изображены дети совершающие не толерантные(плохие) поступки. Обсудите, что делают дети не правильно, и решите, как нужно поступить!»
Воспитатель
:- Ребята, и это задание вы выполнили! Идём дальше.
Звучит сигнал (дети имитируют движение поезда)на экране слайд с поездом сменяется слайдом город «Волшебных слов»
В
оспитатель
:- Мы прибыли в город «Волшебных слов». Нам нужно выполнить все задания чтобы отправится дальше. Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы называем «волшебными». Ребята, послушайте стихотворение, догадайтесь, и подскажите какое «волшебное» слово нужно сказать.
Игра «Подскажи словечко»
Растает даже ледяная глыба, от слова теплого… (Спасибо) Зазеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день) Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь,…(Здравствуйте) Когда нас бранят за шалости, говорим: … (Простите, пожалуйста) И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: … ( До свидания)
Игра «Пожалуйста»Воспитатель:-
Я буду давать вам различные задания, а вы должны будете их выполнять, только в том случае, если я перед заданием скажу слово «Пожалуйста». Если этого слова не будет – задание не выполняйте. Все понятно? Давайте попробуем. Будьте очень внимательны. Игра «Пожалуйста» • Пожалуйста, встаньте. • Поднимите правую руку. • Пожалуйста, поднимите левую руку. • Будьте любезны, сядьте. • Пожалуйста, похлопайте. • Потопайте. • Пожалуйста, улыбнитесь!
Воспитатель
:- и с этим заданием мы справились! Вперёд!
Звучит песня «Голубой вагон» (имитация движения поезда) на экране слайд поезда сменяется слайдом город « Загадок».Воспитатель:
— Наше путешествие продолжается, и мы попадаем в город «Загадок». Я буду загадывать вам загадки. Если загадка о добре и вежливости, то в ответ на неё надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!” и похлопать. Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и потопать. Игра «Это я, это я, это все мои друзья!” Кто, из вас проснувшись бодро С добрым утром скажет твердо? (Ответ) Кто из вас скажите братцы, забывает умываться? У кого из вас в порядке сумка, книжки и тетрадки? Кто из вас в трамвае тесном, уступает старшим место? Кто из вас молчит, как рыба, вместо доброго «спасибо»? Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Звучит сигнал (имитация движения поезда)на экране слайд с поездом сменяется слайдом площади «ТОЛЕРАНТНОСТИ»

В
оспитатель
:- Молодцы, ребята. Хорошо справились Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади Страны Толерантности.

«Разноцветный шар земной»

Если б в поле расцветали Только белые цветы, Любоваться бы устали Ими вскоре я и ты.

Если б в поле расцветали Только желтые цветы, Мы с тобой скучать бы стали От подобной красоты.

Хорошо, что есть ромашки, Розы, астры, васильки, Одуванчики и кашки, Незабудки и жарки!

Хорошо, что не похожи Люди цветом глаз и кожи. Как прекрасен мир цветной, Разноцветный шар земной! А. Шлыгин

Воспитатель

:- Ребята, а вы как думаете какими качествами должен обладать человек, живущий на планете Земля. Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. Ответы детей( Вежливым, добрым, хорошим, умным. смелым, честным В
оспитатель
:-Что же мы можем сделать чтобы у нас всегда царил мир? Ответы детей(Дружить, не ругаться, говорить вежливые слова) В
оспитатель
:-Человек рождается и живёт на земле для того, чтобы делать людям добро. Земля наш общий дом и от нас с вами будет зависеть, сохраним мы этот мир или нет. Давайте встанем в круг толерантности. А теперь положите правую руку на плечо человека справа — это значит, что у вас есть друг, на которого можно опереться. Левой рукой обнимите человека слева – это значит, что вы готовы поддержать друг друга. И все вместе послушаем песню . Звучит песня «Давайте дружить» . В
оспитатель
.-Спасибо всем! Желаю вам добра, душевности и понимания между друг другом. Молодцы!

7

Разработка проекта по толерантности в ДОУ

Проект — форма организации познавательной активности детей, предполагающая разностороннее изучение какой-либо темы. Краткосрочный проект по формированию толерантности может проводиться в течение тематической недели в ноябре, а может быть проведён воспитателем во втором полугодии.

Требования к проведению проекта в детском саду:

  • формулировка темы и актуальных задач для её изучения,
  • определение форм изучения,
  • итоговая работа.

Во время проведения проекта с детьми 2–5 лет воспитатель озвучивает и фиксирует все данные. Старшие дошкольники побуждаются к самостоятельному продумыванию проекта, возможных способов изучения вопросов толерантности, выдвигают идеи для финального мероприятия.

Для младших и средних дошкольников итоговая работа может быть представлена как выставка рисунков на тему толерантности

В реализации проекта задействуют различные виды детской деятельности:

  • игровая: проведение подвижных игр в спортивном зале и на прогулке,
  • самостоятельная деятельность в игровом уголке,
  • дидактические и настольные игры,
  • исследовательская: изучение тематических альбомов с картинками (для малышей), иллюстрированных энциклопедий, глобусов, карт, фотографий, макетов,
  • речевая:
      чтение воспитателем стихотворений и рассказов о дружбе,
  • заучивание стишков, скороговорок, поговорок,
  • прослушивание народных сказок и преданий,
  • социально-коммуникативная:
      проведение бесед о добре и дружбе,
  • экскурсии в музеи,
  • творческая:
      инсценировка историй о дружбе и фольклорных сюжетов,
  • подготовка и проведение дефиле в национальных костюмах,
  • исполнение народных песен.
  • Разучивание стихотворений и песен — один из этапов проекта по толерантности

    С воспитанниками 6–7 лет можно проводить индивидуальные проекты по формированию толерантности. Они будут актуальны для детей из смешанных семей или являющихся представителями иностранных государств. К проектной деятельности необходимо подключить родственников, чтобы ребёнок подготовил сообщение для группы о традициях в своей семье (а также показал фотографии, интересные предметы быта).

    В одну группу (подготовительную) с моим сыном ходят двое мальчиков, чьи семьи приехали на работу в РФ из Вьетнама. Сын рассказывал, что в начале учебного года ребята приносили в группу фотоальбомы и рассказывали о жизни во Вьетнаме. К сожалению, родителям побывать на этом мероприятии не посчастливилось, но сын вечером поведал о неведомых (но вкусных) бань-бао, соломенных шляпах и вьетнамских игрушках-свистульках, которые можно есть. Воспитатель и родители подготовили это сообщение и знакомство группы с традициями восточной страны ко Дню независимости Вьетнама (2 сентября).

    Актуальны коллективные поделки в рамках проекта по толерантности: они напоминают, что у нас равные возможности и вместе мы сделаем мир лучше

    Примеры актуальных тем для проектов по воспитанию толерантности у дошкольников:

    • «Сказка учит жить»,
    • «Календарь народных примет»,
    • «Путешествуем по свету»,
    • «Как встречают Новый год в разных странах»,
    • «Как помочь ближнему».

    В последнее время детские сады присоединяются к благотворительным акциям по сбору средств в пользу нуждающихся. Всё-таки детей рекомендуется приучать к подобной деятельности не сбором монеток. Можно объявить сбор игрушек и одежды для детских домов и больниц. Наш детский сад участвует в постоянном проекте «Добрые крышечки»: дети и родители собирают пластиковые крышечки от бутылок и пищевых пакетов, затем их забирают на переработку, а вырученные средства перечисляются в благотворительный фонд.

    Сбор вторсырья на благотворительные нужды вдохновляет детей на добрые дела

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]