Конспект НОД с применением ИКТ в старшей группе детского сада. Гжель
Конспект НОД с применением ИКТ по знакомству с гжельской росписью в старшей группе «Бело-синяя зима в гости к сказке позвала»
Программные задачи:
а) образовательные: • Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, ее историей. • Закрепить умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи: точки, прямые и волнистые линии, мазок «Капелька», мазок с тенью, цветы, листья, птицы. • Побуждать проявлять фантазию и самостоятельность в создании узоров по мотивам гжельской росписи. • Познакомить с разными видами писем: те, которые можно читать, и которые можно послушать. б) воспитательные: • Воспитывать в детях умение любоваться красотой зимних пейзажей; гжельской росписью, отличать ее своеобразие, колорит, нежность. • Воспитывать интерес и уважение к труду гжельских мастеров – умельцев. в) развивающие: • Развивать чувство цвета, умение составлять композицию узора, выделяя ее основную часть. Интеграция областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка».
Ход непосредственно – образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила необычное звуковое письмо. Это письмо не читают, а внимательно слушаают. Вы хотите его послушать? Дети: Да! Звучит письмо: песня а ты гжель родная, сказка золотая. О ком поется этой песенке. Ребята, а вы любите зиму? Дети: Да! Зима: А за что вы любите зиму? Дети: Можно кататься на санках, играть в снежки, лепить снеговика! Зима: Правильно, ребята, зима приносит с собой веселье, радость и смех. А каким цветом становится мир вокруг? Дети: Белым! Зима: Да мир становится белоснежным! (слайд №1). Посмотрите, какая красота! Ребята, а какими ещё оттенками отражается снег? Дети: Голубым, синим. Зима: Правильно, синим и голубым. И сегодня, ребята, я хотела бы пригласить вас в моё любимое сине-голубое царство. Но для того чтобы в него попасть вам нужно отгадать загадку. Сине – голубые Розы, листья, птицы. Увидев вас впервые Каждый удивится! Чудо на фарфоре – Синяя купель. Это называется Просто роспись… (Гжель). Дети: Гжель! Зима: Правильно, ребята! Сегодня я хочу вам рассказать сказку об удивительном народном гжельском промысле. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды да стали думать, как бы им мастерство своё показать, да людей всех порадовать, свой край прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, прямо, как мой снежок зимой, и решили лепить из неё посуду разную. (Слайд №2) Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Гжель – это всегда бело-синий цвет, яркий и прямо какой-то звонкий, будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзинь!» Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они эту синеву перенести на белый фарфор. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись. (Слайд №3, №4) Людям так понравились изделия гжельских мастеров, что они уже хотели видеть росписи не только на посуде, но и на других предметах быта – часах, керамических статуэтках. (Слайд №5, №6). Красота и нежность гжельского рисунка не могла оставить к нему равнодушной девушек-модниц и вскоре гжель уже украшала и предметы одежды. (Слайд №7, №8, №9) Посмотрите, мой наряд тоже украшен гжельским орнаментом. Дети: Кружочки, точки, полосы, бордюры, капельки, мазки с тенью. Цветочек. Воспитатель: Молодцы, ребята. Да, действительно мазок – это родовая примета гжели. Каждый последующий мазок отличается от предыдущего. (воспитатель показывает выполнение элемента). Сначала на кисточку густо набирают краску, далее с разным нажимом раскладывают кистью цветок. Первые мазки самые сочные, но по мере убывания они светлеют.
Физкультминутка.
Воспитатель: Но прежде чем приступить к работе давайте разомнём наши пальчики. Пальчиковая гимнастика. (И. п. ладони обеих рук сжаты в «бутон») Наши синие цветы распустили лепестки (Постепенное раскрытие пальцев) Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (Шевеление пальцами) Наши синие цветы закрывают лепестки, (Снова закрыть пальцы в «бутон») Тихо засыпают, головой качают. («Бутон» тихо качается) Дети приступают к рисованию, каждый изображает тот элемент, который больше всего нравится. Воспитатель: Ребята, как называется роспись, которой вы сейчас работали? Дети: Гжельская! Тематическая выставка к занятию.
Выставка детских работ.
Презентация на тему: Гжель
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе на тему: Родина Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности Конспект комплексного занятия в старшей группе. Цветы одуванчики
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе по правилам дорожного движения
«Знакомство с искусством гжельской росписи»
МОБУ « СОШ с. Малиново» СП детский сад.
Конспект НОД по рисованию для детей старшей группы.
Воспитатель: Михальченко Л.В.
Тема: «Знакомство с искусством гжельской росписи»
Цель:
знакомство с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки, бордюры, капельки).
Задачи
:
Обучающая:
Познакомить детей с историей возникновения народного художественного промысла, формировать умение различать и называть элементы узоров гжели (розочки, точки, полоски, сетки, волнистые дуги)
Обобщить знания детей о народных промыслах: хохломской, городецкой, дымковской росписи.
Развивающая:
развивать память, мышление, творческое воображение, расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д; продолжать развивать технические умения детей – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти).
Воспитательная:
воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, воспитывать умение оценивать работу сверстников, воспитывать любовь к народному творчеству.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие», Социально-коммуникативное».
Словарная работа:
Гжельские росписи, статуэтка, фон, узор, мастера,
Предварительная работа:
беседы о росписях, рисование по мотивам народных росписей (Городец, хохлома, дымковская роспись); загадывание загадок, чтение стихов.
Материал:
посуда с гжельской росписью, Д/игра «Собери посуду» («Осколки разбитой» гжельской посуды), аудиозапись русских народных песен, образцы элементов гжельской росписи, гуашевые краски, палитра. Гуашь синяя, белая, кисти, салфетки, баночки с водой, листы бумаги в форме тарелочки. Использование ИКТ.
Ход НОД:
(звучит тихонько русская народная мелодия. Приглашаю ребят подойти ко мне поближе).
Воспитатель:
Ребята, давайте поздороваемся и пожелаем друг другу хорошего настроения! И пожелаем гостям хорошего настроения! Вот таких, красивых и улыбчивых я приглашаю сегодня на занятие. Дети, вы любите путешествовать? (Ответы детей)
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. Предупреждаю сразу, будет не только интересно, но и трудно. Итак, все готовы? А отправимся мы к
народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами, (дети рассаживаются, слушают сказку воспитателя и просматривают слайды)
Воспитатель:
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умелые, добрые и работящие люди. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить посуду, такую, какой свет не видывал. Слепили они чайник и чашки, блюдца, сахарницы. Дивная получилась посуда.. Стали они думать. Как бы украсить такую затейливую посуду? Разошлись по домам… Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь – синева, высокое синее небо с белыми облаками, в вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой кувшин (показ работ) Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. У каждого художника есть свой узор любимый, и в каждом отражается сторонушка родимая – её трава шелковая, её цветы весенние. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись.
Конспект ООД по рисованию в старшей группе на тему: «Чашка с блюдцем» (гжель)
Конспект ООД по рисованию в старшей группе на тему: «Чашка с блюдцем» (гжель)
Воспитатель: Егорова Л.В.
Вид занятия: тематическое, художественно-эстетическое.
Формы образовательной деятельности: подгрупповая, индивидуальная. Цели: Формировать умение выполнять узор на чашке и блюдце гжельской росписью. Задачи: Образовательные:
Познакомить детей с гжелью.
Учить выделять характерные особенности гжельской росписи, украшать бордюр чашки простыми элементами росписи (простыми, волнистыми линиями различной толщины, точками)
Развивающие:
Развивать чувство цвета, ритма, симметрии; умение рисовать кистью разными способами, поощрять творческую инициативу. Развивать самостоятельность в украшении посуды.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость, аккуратность при работе с гуашью. Формировать у детей целостное художественное представление о роли посуды в жизни человека и стремление сделать окружающий предметный мир красивым. Словарная работа: узор, чайная пара, гжель, гжельская, роспись.
Планируемые результаты: Ребенок знаком с характерными элементами гжельской росписи, составляет узор по мотивам гжельской росписи (создает узор на чайной чашке и блюдце); умеет рисовать кистью разными способами(плашмя, концом кисти);
Проявляет творческую инициативу, самостоятельность в украшении предметов чайной посуды. Имеет представление о посуде, ее назначении, дифференцирует предметы внутри одного рода (посуда чайная, столовая, кухонная, при рассматривании предмета выделяет части, как опознавательный признак) Имеет целостное художественное представление о роли посуды в жизни человека и стремится сделать окружающий предметный мир красивым. Материал и оборудование: посуда с гжельской росписью, листы бумаги с силуэтом чайной чашки и блюдца, вариативные образцы педагога, украшенные гжельским узором; кисти, гуашь, салфетка, стакан –непроливайка, кукла. Предварительная работа: рассматривание изделий с гжельской росписью. Беседа о посуде, рассматривание иллюстраций, рассматривание образцов. Индивидуальная работа: отрабатывать умение рисовать кистью разными способами: концом кисти – тонкие линии, всем ворсом – широкие, прижимая кисть к бумаге — способ «примакивани» Ход ООД: 1.Организационный момент: «Доброе утро»
Доброе утро! Улыбнись скорее, И весь день сегодня будет веселее! Мы погладим лобик, носик и щёчки, Будем мы красивыми, как в лесу цветочки! Разотрём ладошки сильнее, сильнее, Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём. Улыбнёмся снова, скажем: «Будьте все здоровы.
2.Введение в проблемную ситуацию.
Ребята, к нам на занятие сегодня пришла кукла Таня
Посмотрите, она грустная. Как вы думаете почему?
Давайте, узнаем, что у неё случилось? Таня говорит, что к ней на чаепитие должны прийти подружки, но она так торопилась, накрывая на стол, что упала и всё разбила. Как быть? Как мы можем ей помочь? 3. Актуализация знаний детей
Ребята, послушайте, внимательно загадки и отгадаете, что разбилось:
Это что за паренёк
В бело-голубой рубашке
Приглашает на чаёк
Фарфоровые чашки
(Чайник)
Как вы догадались, что это чайник? Что у него есть? У него есть носик, ручка, крышка.
Она всем очень нравится, На блюдечке красавица, С одной рукой милашка, Голубенькая (чашка)
Неприступная на вид, Подбоченившись стоит, А внутри — то посмотриУгощение внутри сахар, Значит это- (сахарница) Ребята, как можно назвать всё это одним словом? Посуда. Какая посуда нужна для чаепития? Чайная посуда. Назовите, пожалуйста, предметы чайной посуды. Или Какую вы знаете чайную посуду? ( Ответы детей) Молодцы, ребятки, правильно ответили.
Как вы думаете, из чего она была сделана? (из стекла)
Из чего бывает сделана еще посуда? (
Дерево, стекло, металла
)
Могла ли разбиться посуда из дерева,? (нет
)
А пластмассовая посуда? (нет
) А стеклянная? (
да
) Почему? Хрупкое, тонкое Чайник есть у нашей Тани. Есть и чай в коробочке. Только, где же чашки взять? Помогите? Гости к ней уже спешат! Как мы можем помочь Татьяне? (купить, слепить, нарисовать, раскрасить )
Физминутка «Чайник» (разучивание) Вот большой стеклянный чайник (Надули животик, одну руку поставили на пояс, другую изогнули – «носик».) Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, (Присели, одну руку поставили на пояс.) Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.) Только стукни, разобьются. (Хлопают в ладоши, топают.) Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой.) Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос, (Нагнулись, вытянулись.) Он посуду нам принёс.
Всю посуду берегу (дети наклоняются вперёд, руки разводят в стороны), потому что я её люблю (руки на сердце).
4.Затруднение в игровой ситуации.
А у меня есть чашки и блюдца, но они не такие красивые белые, без рисунка. Не переживай, мы тебе поможем, мы твои чашки украсим. Ребята, поможем? Готовы?
5. Открытие нового знания и уменияОбъяснение нового материала.
Как вы думаете, каким узором можно украсить чайные чашки и блюдца? (цветами, листьями, полосками )
На доске изделия из гжели. (дети рассматривают, любуются)
Воспитатель читает стихи:
— Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и эта, Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах! Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки, С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести. Сотворили это чудо не за тридевять земель, Расписали ту посуду на Руси, в поселке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса. Синеглазая посуда, как весною небеса. Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
— Где изготавливают эту посуду? (в поселке Гжель
) — Верно, в посёлке Гжель, недалеко от Москвы.
Воспитатель напоминает историю появления гжельских изделий:
— Давным-давно нашли в тех местах белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор, и лепить и обжигать в печи игрушки и посуду. А затем расписывать предметы.
— Какая это посуда? Как её можно охарактеризовать? (красивая, синяя, нарядная
)
Вывод
: Верно, посуда нарядная, красивая, праздничная.
— А что делает эту посуду такой? (она голубая, нежная
)
— Какой цвет использовали мастера ?
Вывод:
Правильно синий. Именно по цвету краски и узору мы отличаем изделия этого промысла.
Посмотрите мастера использовали различные элементы узора: прямые и волнистые линии, дуги, точки, капельки, розочки, завитки)
Какие элементы узора использовали мастера при их росписи? (розочки, кружочки, точки, линии: волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, цветы)
А какие мастера используют эти узоры, напомните, пожалуйста? (гжельские)
Давайте, украсим белые чайные чашки гжельским узором. Обратить внимание на кайму по краям посуды и бордюр
он ритмично повторяется.
Сначала я украшу вверх чашки – кайму, затем середину чашки – цветок будем рисовать лепестки. Опускаем в краску только кисточку, железную юбочку не пачкаем краской, рисуем лепестки примакиванием: один – слева, другой — справа, вверху, внизу.
Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?
Вывод:
Правильно, равномерно, аккуратно.
Потом я буду украшать нижнюю часть своей чашки. Педагог рисует узор кистью, обращает внимание на способы работы кистью: концом кисти – рисуем тонкие линии, всем ворсом – широкие, прижимая кисть к бумаге, получаем лепестки – капельки и листья (способ примакивания) Моя чашка готова
. Таким узором, украсила эту чашку я, а вы придумаете и украсите свои чашки узором.
Приготовим пальчики к работе.
Пальчиковая игра: «Помощники»
Раз, два, три, четыре,
(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(загибать пальчики по одному, начиная с большого)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.(загибпть пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали!
(ритмичные удары кулачками и в ладоши)
6.Воспроизведение нового в типовой ситуации.
Давайте, распишем наши чашки и блюдца, так, как это делают народные мастера Гжели. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь воспитателя. 7.Рефлексия (итог) Выставка рисунков. Чашки и блюдца у всех получились красивые! Узор этот синий – из Гжели, Он радует всех красотой. Посмотрите, есть ли одинаковые чашки и блюдца? Нет! Каждый из вас был настоящим мастером и украсил свою чашку и блюдце, гжельским узором. Таким чашкам и блюдцам будут рады и куклы и их гости.
Молодцы, все мастера!