Нетрадиционные формы и методы развития речи детей в ДОУ


Нетрадиционные формы и методы развития речи детей в ДОУ

 В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основой образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В связи с этим, развитие речи ребенка раннего возраста приобретает особую актуальность в деятельности педагога ДОУ.

По статистике только около 15 % новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микро органические повреждения или выраженную патологию. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь человека отличает коммуникативная способность, т. е. исторически сложившаяся форма общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее. Речь имеет прямое отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. Речь ребенка формируется с первых дней под влиянием речи взрослых и в значительной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, и от воспитания и обучения.

Возросло количество детей с различными речевыми нарушениями. Не углубляясь в причины, проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на физическое и умственное развитие. Общеизвестно, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста, не являются исключительно логопедической проблемой. Эти расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. У таких детей крайне низкая работоспособность. Как показывает практика, использование в работе с такими детьми обычных методов и приемов, не всегда дает эффективный результат. Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей, стимулирующие их речевую активность.

Как пример, в нашем дошкольном учреждении музыкальные занятия проводятся совместно музыкальным руководителем и воспитателем. Разучиваются песни, движения под музыку без слов (ритмопластика), движения под музыку со словами (лого ритмика), так же пальчиковая гимнастика, которая в большей мере способствует развитию речи ребенка.

Интегрированное построение образовательной деятельности, во-первых, дает детям возможность реализовать свои творческий потенциал, а именно: сочинять, фантазировать, думать, познавать, во-вторых, в интенсивно-игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное развивается познавательная активность. Свои эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят на речевую деятельность: голос, создание выразительного художественно-речевого образа. Культура слухового восприятия по средствам слуха позволяет ребёнку стать полноценным зрителем — слушателем доступных для него сказок, инсценировок, драматизации. Впечатлениями от прослушивания музыкальных произведений ребёнок делиться со сверстниками, взрослыми, тем самым развивая коммуникативную функцию речи. Мелодия, сопровождающая стихи, состоит из простых, повторяющихся оборотов, доступных для воспроизведения детьми дошкольного возраста. Ритм и мелодия рифмовки акцентируют внимание на морфологическом признаке, который необходимо закрепить в активной или пассивной речи ребёнка. Многократное восприятие и воспроизведение грамматических форм, предложно-падежных конструкций, словосочетаний, которыми максимально насыщена рифмовка в соответствии с сочетанием коррекционной задачи и с активизацией различных анализаторов, способствуют формированию у детей морфологических и синтаксических обобщений в более короткие сроки. Критерием тщательного отбора содержания рифмовки является его соответствие детскому опыту. Простой текст и мелодия рифмовки рассчитаны на то, что ребёнок сможет подпевать взрослому. Пропевание, а точнее, протягивание гласных в слове способствует развитию речевого дыхания, чувства ритма, речеслухового внимания, памяти, формированию воздушной струи. Стихотворный материал с музыкальным сопровождением оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние ребёнка: вызывает живой интерес и позитивные переживания, не утомляет при многократном повторении, формирует мотивацию к занятиям, снижает эмоциональное напряжение, содействует возрастанию общей активности.

Включение музыкально-логопедических средств языка способствует не только решению коррекционных задач, но и позволяет создать благоприятные условия для эмоционального взаимодействия взрослого и ребёнка, что особенно актуально как в период адаптации к дошкольному учреждению, так и на последующих этапах работы.

В классической дошкольной педагогике идея соединения обучения с игрой принадлежит немецкому педагогу Ф. Фребелю. Теория игрового обучения получила своё развитие в работах многих зарубежных и отечественных учёных — М. Монтессори, А. П. Усова, В. Н. Аванесова, Е. Н. Водовозова и других. Влияние словарной работы на связную речь подробно описаны Е. М. Струниной и О. С. Ушаковой. В отечественной педагогике накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников. В существующих программах обучения и воспитания детей подробно описаны содержание и структура фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. Многочисленные исследования показали важное значение игры как формы обучения, способствующей усвоению, закреплению и систематизации знаний, возможностей использования её в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Сказкотерапия являясь эклектическим направлением практической психологии, дает специалисту большую свободу для творчества, позволяет гармонично интегрировать и применять техники других направлений психологии. Использование сказки в дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. В увлекательной форме и доступными для понимания словами, сказка показывает ребенку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы. Дает прочувствовать, к чему приведет тот или иной поступок героя. Это уникальная возможность пережить, проиграть жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы, ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Одним из интереснейших синтезов сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать задачи как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций.

В русском фольклоре существует множество сказок, которые интересны и показательны для понимания малышей: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок». Воспитатели нашего детского сада совместно с музыкальным руководителем, тщательно разрабатывают сценарий сказок-спектаклей, развлечений, театрализованных игр, учитывая возрастные особенности и уровень развития детей. На этих занятиях дети не только зрители, но и активные участники происходящего, что вызывает у них радость, эмоциональный отклик, поддерживает интерес на протяжении всего игрового сюжета. Так, цель занятия «Приключение Колобка», как театрализованного развлечения с использованием нетрадиционной техники рисования, — закрепить знания русской народной сказки «Колобок», актуализировать знания о диких животных, изучить использовать нетрадиционные средства рисования, стимулировать речевую активность, тренировать в произнесении звукоподражаний, развивать слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, артикуляционную и мелкую моторику, воспитывать интерес к народному творчеству, продуктивным видам деятельности, заботливое отношение к животным, а также активность, инициативность, способствовать развитию положительных эмоций.

В сказку-инсценировку и театрализованную игру легко и органично включаются:

− задания на развитие общей моторики (например, дети, путешествуя по лесу, идут по узкому мостику, перепрыгивают с кочки на кочку, помогают бабушке месить тесто, принимают участие в строительстве нового теремка для зверей);

− голосовые и дыхательные упражнения, задания на развитие артикуляционного аппарата (малыши громким лаем прогоняют хитрую лису; дуют на Колобок, остужая его; заблудившись в лесу, зовут на помощь: «Ау! Ау! Ау!»);

− игры и задания на развитие внимания и мышления (дети отгадывают загадки, вспоминают героев сказки).

Кроме того, мы используем в работе современные приемы: дети рисуют пальчиками, ладошками, используя сыпучие материалы, сухие листья; песочную терапию (помогают лисичке найти в песочнице потерявшиеся бусинки); музыкотерапию (воспитанники слушают песенки героев, подпевают им); элементы психогимнастики (изображают испугавшегося зайчика, неуклюжего медведя, храброго петушка).

Н. А. Сакович считает, что в подносе с влажным или сухим песком клиент располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте клиента методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, рациональным и эмоциональным, духовным и физическим, невербальным и вербальным.

Путешествие по сказкам пробуждает фантазию и образное мышление, освобождает от стереотипов и шаблонов, дает простор творчеству.

Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Сегодня этот метод является одним из наиболее широко освещаемых в современной литературе и одним из самых перспективных. Достоинство и роль этого метода в работе с детьми с общим недоразвитием речи сегодня неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введением их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно организовать диалог, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. — М.: Издательский , 1999.
  2. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет. — М.: Просвещение, 1992.
  3. Кукушин В. С. Педагогика начального образования / В. С. Кукушин, А. В. Болдырева-Вараксина. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 592 с.
  4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста; Владос — Москва, 2010. — 288 c.
  5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 5–6 лет. Дидактические материалы; Вентана-Граф — Москва, 2010. — 171 c.
  6. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольника; Феникс — Москва, 2008. — 224 c.
  7. Шалаева Галина. Грамота с мамой. Слово, АСТ — Москва, 2009. — 176 c.
  8. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1–3 года; Мозаика-Синтез — Москва, 2010. — 628 c.
  9. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина. — М.: Просвещение, 2007. — 192 с.

Развитие речи дошкольников посредством нетрадиционных технологий

Котова Ольга ОлеговнавоспитательМБДОУ д/с № 27г. Белгорода

Очевидно, что в настоящее время речь детей становиться беднее. Употребление синонимов, омонимов и других частей речи при речемыслительной деятельности бывает не востребовано в детском лексиконе. Увеличилось количество детей с проблемами речевого развития, звукопроизношения. Всё это происходит из-за зависимости детей от телевизора, компьютера, нехватки общения с родителями. Следовательно, процесс развития связной речи является главной задачей речевого воспитания детей.

Благодаря речи, люди понимают друг друга, участвуют в совместной деятельности, познают мир. Речь помогает формировать взгляды и убеждения. Но для развития речи отведён очень маленький период: ранний и дошкольный возраст.

Работая с детьми, я анализировала их общение в свободной деятельности, речь во время различных организованных занятий и слышала несовершенство речевых высказываний, видела определённые речевые проблемы: речь детей состоит из простых предложений, бедна по содержанию, односложна. В диалогической речи многие дети не способны грамотно и понятно поставить вопрос, дать краткий или развёрнутый ответ.

Большинство детей не умеют последовательно построить монолог: пересказать текст своими словами, составить рассказ по теме или описать картину.

Я сделала вывод, что детей надо учить грамматически правильной речи, расширять словарный запас. В работе по речевому развитию, наряду с традиционными, я стала использовать и нетрадиционные технологии и методы.

Рекламное сообщение

Используя технологии синквейна и мнемотехнических приёмов в работе с детьми по развитию связной речи, я отметила некую закономерность во взаимодействии этих двух технологий. Усвоение детьми создания нерифмованных стихов синквейн способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий о предмете, а также является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала. Таким образом, накопленный словарь способствует творческому составлению текста по мнемотаблицам, без труда заменяет абстрактные объекты образами. Следовательно, названные технологии способствуют эффективному развитию связной речи. Применяя в работе с детьми комплексное использование технологий синквейн и мнемотехники, я ставила в свой работе по развитию связной речи следующие задачи:

1.Введение новых слов в речь ребёнка с целью развития и обогащения у них словарного запаса.

2.Формирование диалогической и монологической речи детей посредством инновационных технологий синквейн и мнемотехники.

3.Разработать алгоритмы мнемотаблиц и стихотворного синквейна для использования в образовательной и свободной деятельности с детьми по развитию речи дошкольников.

Названные нетрадиционные технологии интересны детям присутствием в них игровых приёмов, основаны на применении детского творчества, предполагают самостоятельность в моделировании схем, составлении таблиц и т.д.

Считается, что мнемотехника облегчает запоминание, увеличивает объём памяти, так как позволяет предвидеть и образовывать дополнительные ассоциации, проводить учебный процесс в игровой форме. Использование мнемотехники в настоящее время становится актуальным. Основной причиной является то, что ребёнок с помощью таблиц, мнемодорожек и т.д. в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, которые взаимосвязаны. А зрительные образы запоминаются детьми легче и быстрее. И когда необходимо припомнить по одному из образов нужный материал, мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Мы знаем, что главное содержание памяти дошкольника составляют представления конкретных образов людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. И так как дошкольный возраст – это возраст образных форм, поэтому важно, чтобы в этом возрасте дети овладели образными средствами: сенсорными эталонами, различными символами и знаками (разного рода наглядные модели, схемы, таблицы).

Этим приёмам предшествует работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк» – пятистрочная строка нерифмованного стихотворения.

Схема составления синквейна:

  1. Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею (отвечает на вопрос кто? или что?)
  2. Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие существительное
  3. (отвечает на вопрос какая?, какой?, какое?, какие?)
  4. Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы,
  5. (отвечает на вопрос что делал?, что сделал?).
  6. Четвёртая строка – предложение (фраза) из нескольких слов, показывающая отношение к теме, с помощью которой можно выразить смысл синквейна.
  7. Пятая строка – заключительное слово, связанное с первым отражающим сущность темы, которое характеризует весь синквейн.

С использованием синквейна у моих детей произошло расширение и закрепление словарного запаса. Многие дети научились наглядно- графическому моделированию лингвистических единиц. Мне легко стало в подготовительной группе учить детей послоговому чтению и печатанию букв, строить грамматически правильные предложения.

После того, как у детей сформировалось понятие о слове, предмете, его признаках и действиях, я стала активно вводить новое слово в составление мнемодорожек, мнемоквадратов, мнемотаблиц, обозначать слово или предложение символом, который будет понят ребёнком.

Совокупность приёмов мнемотехники и синквейна эффективно решает познавательные, речевые, воспитательные, творческие задачи, умение детей кратко и точно выражать свои мысли, помогает лучше подготовить детей к обучению в школе.

В настоящее время существует множество методов и приёмов, которые можно применять при использовании мнемотехнологий и синквейна при обучении связной речи дошкольников:

  1. Метод проб и ошибок. Поняв задачу, ребёнок поочерёдно выдвигает идеи, оценивает их и если они ему не нравятся или не подходят, отбрасывает их и выдвигает новые.
  2. Метод синектики. Возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту.
  3. Морфологический анализ. Цель метода выявить все возможные варианты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли бы быть упущены.
  4. Метод фокальных объектов. Метод позволяет найти идеи новых оригинальных способов и использовать для сознательного совершенствования старых и создания новых слов или обозначений при работе с таблицей. Для этого выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства.
  5. Метод контрольных вопросов. Метод контрольных вопросов представляет собой специализированную форму опросников.
  6. Системный оператор. Метод помогает выделять части предмета, и видеть его в настоящем, прошлом и будущем.
  7. Метод каталога. Его цель – составить сказку из слов, выбранных наугад.

Целесообразны также и другие методы и приёмы при развитии связной речи дошкольников.

Таким образом, изучая проблему развития речи, я пришла к выводу, что нельзя останавливаться на достигнутом, а наоборот, нужно продолжать более углубленно изучать данную проблему, внедрять новые технологии. Благодаря системе в работе можно развивать, умственные способности детей, что крайне важно для дальнейшего успешного обучения в школе. Я уже сейчас веду работу по формированию навыков совместной учебной деятельности и буду её продолжать в дальнейшем. Моя цель добиться, чтобы каждый ребенок, переходя из детского сада в школу владел правильной связной речью, умел строить распространённые предложения, навыками рассказывания.

Материал из печатного сборника “Детский сад – территория ФГОС: современные методики и технологии дошкольного образования, осень 2017 г.”

Развитие творческих способностей у детей с ОНР посредством нетрадиционных техник и материалов.

Автор: Евтихина Наталья Александровна

Воспитатель МКДОУ Д/С № 281 город Новосибирск

Развитие творческих способностей у детей с ОНР посредством нетрадиционных техник и материалов.

Развитие творческих способностей у детей с ОНР посредством нетрадиционных техник и материалов

Евтихина Наталья Александровна,

воспитатель МКДОУ д/с № 281, г. Новосибирска,

первая квалификационная категория

С самого рождения, человека окружает информационная среда. Эта среда является не только вербальным источником информации и общения, но и невербальным. С момента рождения все общение с ребенком направлено на его постепенное развитие и формирование речи.

Первоначально, речь ребенка начинает формироваться на основе его игровой деятельности. При этом не менее важным является постепенное и параллельное развитие его мелкой моторики. Ведь еще В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изобразительная деятельность.

Чтоб ребенок смог преодолеть речевой дефект и продолжить полноценное общение со сверстниками, не замыкаясь в себе. У дошкольника огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому важной задачей является удержать и развивать этот потенциал, формируя и совершенствуя уникальные детские способности.

Творческий процесс — это настоящее чудо – в нем дети испытывают радость, раскрывают свои способности. Они начинают чувствовать пользу творчества, верить, что ошибки — это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Рисование призвано не только развивать мышление, но и воображение и мелкую моторику, что в свою очередь самым тесным образом связано с развитием активной речи ребёнка. Очень важное значение имеет рисование у детей с общим недоразвитием речи. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудность усвоения двигательной программы, что выражается в неумении держать карандаш, кисточку, обводить контуры, раскрашивать рисунок.

Значение рисования для всестороннего развития и восприятия дошкольника с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Сенсорно — перцептивные возможности изобразительной деятельности позволяют использовать её в развивающей среде. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка. Через изобразительную деятельность у детей происходит не только развитие речи, но и наблюдается обогащение словарного запаса посредством знакомства и усвоения названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников.

Наиболее эффективным средством для развития художественно-творческих способностей у детей в детском саду является изобразительная деятельность, которая является одним из важнейших средств познания мира и эстетического восприятия. Она связана с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка, развивает его воображение, наблюдательность, художественное мышление, память и решает задачи речевого развития детей: обогащает словарный запас, развивает связную речь, правильное произношение, учит умению описывать увиденное, рассказывать о созданном изображении.

При этом большое значение в развитии навыков рисования имеют его нетрадиционные техники– которые направлены на создание нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.

Дети в процессе рисования воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем уже знакомы. Большей частью они создают работы по представлению, подобию или по памяти. Формирование этих представлений происходит в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках вовремя специально организованных наблюдений. Именно поэтому большое значение в работе с детьми с общим недоразвитием речи и нарушением познавательных функций имеет коррекционно-развивающая направленность изобразительной деятельности именно в нетрадиционных техник рисования. Поэтому при организации предметно — развивающей среды очень важно учитывать развивающий характер изобразительной деятельности, которая всецело направлена на развитие творческого потенциала ребенка с учетом его индивидуальных особенностей развития и коррекцию имеющихся речевых недостатков.

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи, способствует преодолению моторной неловкости, на развитие творческих способностей, а также на создание базы для развития речи

Я разработала перспективный план по развитию художественно-творческих способностей у детей с общим недоразвитием речи посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

В своей работе основное место я отвожу:

информационно-рецептивному методу. Я стараюсь его сделать эмоционально-окрашенным, объяснить, что красивого в том, что будем рисовать или мастерить. При этом я использую активность детей, включаю как можно больше органов чувств. Если позволяет тема занятия, стараюсь организовать несколько кратковременных наблюдений.

С детьми мы рассматриваем предметы в определенной последовательности: 1) рассматриваем весь предмет (кратко); 2) главную или самую крупную деталь (форму, цвет, относительную величину); 3) более мелкие части (взаимная величина, форма, цвет, расположение относительно друг друга); 4) рассматриваем снова предмет в целом. Это очень важно для детей с задержкой в речевом развитии, так как некоторые дети не могут различать цвета или просто не запоминает названия. Это закрепляет у детей цвет и форму. Цвет является одним из самых сильных выразительных средств. Очень важно чтобы дети умели выражать свои чувства и эмоции цветом. Для этого я провожу разные игры с красками: «Какого цвета осень», «Праздник цвета», «Краски зимы» и так далее Показ способов изображения отрабатываю с детьми жестами, мокрой кистью или губкой в воздухе по доске, фломастером.

  • При анализе детских работ прежде всего, я даю высказаться самому ребенку (что хотелось нарисовать, сделать, что получилось, что нет.) При этом для меня и детей главный критерий оценки – выразительность
  • Репродуктивному методу, который я использую для отрабатывания детьми формообразующих движений. Мы «заготавливаем» на зиму фрукты в «ящиках». «Маринуем» овощи в «банках». Рисуем большую семью ёжиков (чтобы одному не было скучно), много деревьев в лесу (чтобы никакой ветер им был не страшен), целую улицу домов (чтобы было веселее в них жить).
  • Исследовательскому методу. Например, какое дерево самое грустное; нарисовать бодрый, веселый, сонный листок; какая из кукол может всех развеселить; подобрать цвет, чтобы разукрасить платья Золушки или Снегурочки; нарисовать замок доброго и злого волшебника; о чем нам могут рассказать облака.
  • Эвристическому методу. В рамках которого создаю специально проблемную ситуацию: рисуем без кисточек, спасаем Пуговку, попавшую на необитаемый остров помогаем ей обрести друзей (из природного материала делаем кораблик и плетём из травы куколок), придумываем машину будущего из бросового материала.
  • Специфика дошкольного возраста предполагает, что все эти методы и приемы обучения должны быть использованы вместе с игровыми приемами.
    Игровые приёмы я использую на протяжении всей изобразительной деятельности, например, «чтобы наша волшебная кисть стала рисовать нужно на неё подуть» «королева кисточка очень не любит быть грязной и обижается тогда она начинает портить рисунки детей мы приходим к выводу что кисточку нужно тщательно промывать водой» или «у куклы день рождения» и мы с детьми обсуждаем, что можно подарить ей в подарок. Но подарок должен быть сделан своими руками. Мы приходим к выводу, что можно нарисовать её портрет». Важно также использование игрового метода во время повторений и закреплений пройденного материала.

Дети живут, развиваются и учатся в процессе игры. Поэтому при постановке задачи я избегаю слов «нарисуем», «слепим». А использую такие слова как «откапаем», «отыщем», «расколдуем», «напечатаем», «построим». Например, изготавливая подарки папам мы отправлялись в путешествие в доисторический мир и откапывали там «окаменелости». Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, я заинтересовываю ребенка в творческой работе и сформировываю его игровую мотивацию. Я кратко, но убедительно рассказываю вымышленную историю о потребностях и печалях игрового персонажа (зайчика, белочки, куколки, человека …) и побуждаю каждого ребенка помочь им. Мне кажется, что главное – вызвать у детей доброе отношение к игровым персонажам, людям желание помогать им, или, как принято говорить в психологии, создать положительную мотивацию. Игра «оживляет» образ, а это в свою очередь определяет образное, эмоциональное восприятие, представление о предметах и явлениях окружающего. Это является непременным условием развития воображения, что важно для коррекции речи. Например, пришел в группу Незнайка и принес с собой букет сирени, рассказывает, что у них с малышами в Цветочном городе таких цветов нет он хотел их показать друзьям, но как ведь они завянут просит помочь ему и дети предлагают нарисовать. Мы рисуем сирень на ткани ватными палочками.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку воплощать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет эстетическое восприятие окружающего.

  • Все это говорит о том, что с детьми целесообразно проводить специальную работу по развитию навыков изобразительной деятельности с помощью нетрадиционных методик. Для того чтобы детям не надоело однообразие и не терялся интерес к творчеству, я использую разнообразные техники рисования.
  • рисование пальчиками; рисование, например, «Рисуем полянку грибов», «подарок Снегирьку- Веточка рябины»
  • Ладошками «мы изготовляли с детьми газету для пап и мам на праздники где дети, оставляя отпечатки своих ладошек рисовали цветы» «в мире осьминожек».
  • Тампование рисую с детьми золотую осень. «Эти забавные зверушки»
  • Тычок жесткой полусухой кистью использую во многих работах совмещая с разными техниками, например, «Цветет сирень», «В зимнем лесу»
  • Рисование песком. Каждый день рисую с детьми песком картины по лексическим темам для этого я предложила родителям изготовить стол для рисования песком. Родители с радостью откликнулись на мою просьбу, и так у меня в группе появился световой стол для рисования песком сто. Сколько было радости у детей этого невозможно передать. Дети с восторгом работают за ним. В старших группах я с детьми рисую и на свободные темы. Например, «Новые приключения колобка» где дети придумываю и изображают сами.
  • Восковые мелки + акварель.
  • Свеча + акварель; например, «Волшебство Деда Мороза».
  • Отпечатки листьев; «В сказочном осеннем лесу».
  • Рисование ватными палочками батик.
  • Рисование с помощью крупы.
  • Кляксография с трубочкой. Я предлагаю разную тематику «Полезные и вредные микробы», «Я волшебник», «В подводном царстве».
  • Монотипия пейзажная «Плывет кораблик по реке», «Осенний пейзаж у озера».
  • Печать по трафарету: «Вини-пух», «В зимнем лесу», «Сказочный город».
  • Пластилинография.
  • Набрызг.
  • Рисование «по сырому»: «Весной в лесу».
  • Декупаж. Используя эту технику, я предлагаю детям изготовить подарки родителям «Ваза для мамы», «Тарелочка для папы».
  • Гуашь + клей «ПВА «Дед мороз глядит и дышит и на стекле узоры пишет» (дети увидели на стекле морозные узоры, а как их сохранить и показать родителям я предложила детям сфотографировать их, но у нас нет фотоаппарата дети предложили нарисовать их).

На занятиях по лепке в разных возрастных группах я использую солёное тесто. На первых занятиях даю возможность детям поэкспериментировать с новым материалом: месить, отщипывать кусочки, снова соединять их вместе, делать углубления, сжимать, сплющивать. Предлагаю рельеф создавать не только стекой, но и природным материалом (горохом, косточками, семечками). Для создания выразительного образа из пластилина также использую природный материал (крупы, семена). Например, «Цветочная поляна» где я с детьми создали коллективную композицию.

На занятиях по аппликации я использовала простейшие приёмы: обрывание, скатывание, комкание и разрывание бумаги (цикл «Чудо – бумага»). Создавались объёмные аппликации из сжатой бумаги. Использовалась гофрированная бумага и салфетки. Например, «Петушок с семьей». Или «Мой любимый котик»

Очень важной частью работы по развитию моторики являются «пальчиковый игро-тренинг» или проще «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности и готовят руку к рисованию. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения и всецело направлено на компенсацию речевого дефекта. Эти игры я провожу перед продуктивной деятельностью. Помимо использования нетрадиционных техник рисования широко применяю бросовый материал. Чтобы привлечь внимание детей, настроить их на предстоящую работу, утром в уголке художественного творчества появляется готовая поделка, а на столах материал, необходимый для творчества. Например, ставлю красивую вазу, сделанную мной из обычной банки. Благодаря изобретательности и фантазии дети создают удивительные самоделки из него. В дело идет всё, что, казалось бы, уже и ненужно никому — баночки, коробочки, тряпочки, крышки, пробки, упаковки, бусинки, бантики, капроновые колготки и т. д. Всё это помещается в большой коробке, которую можно в любой момент достать вместе с детьми и найти там все необходимое. Чтобы не погасить детскую инициативу навязчивыми предложениями, советую детям самим находить интересные решения. В ходе работы обеспечивается безопасность. Обращаю внимание детей на правила работы с острыми и режущими инструментами (прокалывать отверстия шилом, дыроколом, иглой, скреплять детали степлером), если дети самостоятельно не могут, то выполняю сама. Из бросового материала дети делали посуду, вазочки, рамки, корзиночки, «горшочки с цветами», причём сами подбирали материал для изготовления поделок. Так же детям очень понравилось выполнять космические корабли из баночек, крышечек, трубочек, пуговиц, бусинок. Они предложили сделать космические корабли и инопланетян. Наиболее значительными поделками для детей были рамочка для фото и баночка для цветов, которые мы обклеивали кусочками разных тканей, украшали и дарили ее самому любимому человеку – маме. От самостоятельно выполненной работы дети испытывали радость, почувствовали веру в свои силы и возможности, проявили волю и терпение. В обучении детей дошкольного возраста элементам творчества использую следующий художественный материал:

  • Бумага разной фактуры и картон.
  • Природный материал: сухие листья и растения, тополиный пух, вата, семечки, косточки, фасоль, бобы, сыпучие материалы (опилки, чай, крупа, песок), яичная скорлупа.
  • Бросовый материал: упаковочный картон, коробки, диски, фантики, пробки, жестяные, пластиковые, стеклянные банки, одноразовые пластиковые и бумажные стаканчики и тарелки пробки, капроновые колготки и т.д.

Ткань, нетканое полотно, нитки, пряжа, тесьма, ленты, фетр, пуговицы, бусинки, пайетки. В зависимости от размера работы могут быть индивидуальными или коллективными. Сложные работы дети выполняют в течение нескольких дней. Работа по развитию художественно-творческих способностей детей с ОНР предполагает различные формы организации деятельности – как на специально организованной совместной, так и в самостоятельной.

Я создала в группе непринужденную обстановку, которая необходима для самостоятельной деятельности детей, поддержки их инициативы и самостоятельности, наталкивающие на постановку новых для него целей, сюжетов и позволяющих искать творческие пути их решения. Дети могут спокойно подойти к специальной полочке, где лежит все необходимое для художественной деятельности, взять то, что им понравилось и воплотить свой замысел. Например, лежат рядом гуашь и птичьи перья, фломастеры и плоские камни, ракушки. Это вызывает у детей желание самостоятельно поэкспериментировать с новыми материалами. Также я оставляю на столе или прикрепляю к доске рисунки-плакаты с изображением знакомого ребенку предмета или персонажа в незнакомой обстановке. Дети чувствуют необходимость помочь героям справиться с возникшими проблемами. Для этого они могут использовать не только изобразительные средства, но и речевые. Во время сюжетно-ролевой игры предлагаю стать архитекторами (необходимо выполнить проект нового дома), дизайнерами (придумать новое платье для куклы), археологами (нарисовать подробную план-схему, где были найдены сокровища древних цивилизаций). На прогулке в теплое время выношу детям цветные мелки для рисования на асфальте.

Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, испытывают положительные эмоции, внутреннее удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

Художественную работу с детьми я строю так, чтобы в процессе деятельности у ребят формировались не только инициативность самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, но и коммуникабельность.

Очень многое зависит от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты.

Пусть творчество доставит вам и вашим детям неотразимую радость!

И хочется закончить словами В.А. Сухомлинского «Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе».

Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

Светлана Молоканова

Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Поэтому необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников. Для формирования и активизации связной речи детей, наряду с традиционными методами и приемами, мною используются нетрадиционные технологии.Цель моего опыта: развитие речи детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных и развивающих технологий. Традиционные методы работы по развитию речи детей –это основа, фундамент без которого никак не обойтись.Они делятся на три основные группы: наглядные методы, словесные и практические. Конечно, все эти методы я использую в своей работе.

Нетрадиционные методы призваны максимально увеличить эффективность работы по речевому развитию детей. Стоит отметить, что данная работа направлена на взаимодействие не только с детьми, но и взаимодействие с родителями, и сотрудничество с учреждениями социально-педагогической среды. Развитие речи посредством мелкой моторики. Кисть руки имеет самое большое «представительство»

в коре головного мозга, поэтому именно
развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи
Существует много эффективных способов развития мелкой моторики, которые я использовала в своей работе. Хочется остановиться на нестандартной технологии: биоэнергопластике. Биоэнергопластика – это совместное взаимодействие руки и языка. Заинтересовавшись темой «биоэнергопластика»

, я сделала несколько пособий, которые
использовала для автоматизации поставленных звуков. Также использовала приёмы биоэнергопластики в артикуляционной гимна-стике. Совместные движения рук и языка позволяют более чётко и точно выполнять артикуляционные упражнения. Причём варианты показа упражнений могут быть различны. Интересной по-казалась мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний, об окружающем мире, эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение ин-формации, и конечно развитие речи. Мнемоквадраты, таблицы, дорожки – использовались при работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Модели составлялись как совместно детьми и педагогом, так и самостоятельно детьми.

Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность и развивать монологическую речь дошкольников, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Сегодня очень важно научить детей не только правильно и четко говорить, но и мыслить. Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны в форме игры. Дети составляли самостоятельно и совместно с родителями дидактические синквейны на разные лексические темы, таким образом была создана «копилка синквейнов»

, которая успешно
использовалась на занятиях.
При использовании театрализованной деятельности речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Именно поэтому в нашем детском саду успешно существует и творит театральный кружок «Теремок»

, постановки которого радуют
детей и взрослых.
Использование в педагогической деятельности методов и приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)

помогает
развивать у дошкольников изобретательность, смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Основное средство работы с детьми – педагогический поиск. Педагог не должен давать ребёнку готовые знания, необходимо научить находить их самостоятельно. С применением ТРИЗ-технологии дети решали противоречия, с помощью метода мозгового штурма находили выход из безвыходных ситуаций, придумывали начало, конец рассказа, сочиняли рассказы от имени кого-либо живого или неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказы небылицы, учились придумывать загадки.
Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Метод проекта компенсирует проблему дефицита общения и является эффективным средством речевого развития дошкольников.В нашем детском саду реализовывалось большое количество проектов : “Творчество детских писателей” “Моя семья” “Юный котовчанин”, “Мой светофорик” и д. р. Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие речи детей, способствует пополнению словарного запаса, тем самым формируя коммуникативную культуру дошкольников. При этом одним из главных факторов, стимулирующих интерес ребенка к чтению, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. Мы в нашем детском саду решили применить такую форму работы с семьями дошкольников, как “литературная гостиная”.

Литературная гостиная – это идеальная форма организации совместной деятельности дошкольников, родителей и педагогов.

Мы попытались, оживить эту форму работы, сориентировать на интересы дошкольников и родителей. А начать решили с поэзии. Были проведены литературные гостиные, посвящённые творчеству С. Есенина, где дети услышали не только великолепные стихи, но и романсы, написанные на стихи поэта. Гостиная, посвящённая творчеству А. С. Пушкина, порадовала детей встречей с героями сказок великого поэта.

Такая форма организации образовательной деятельности как “литературная гостиная” позволила не только познакомить дошкольников с великими поэтами, но и создать условия, способствующие развитию у них творческих способностей и эмоционального отклика на содержание поэтических произведений.

Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности.

Поэтому мы стараемся обогатить среду возможными средствами для обеспечения разнообразной деятельности детей

В заключении хотелось отметить, что разнообразная работа с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями, способствовали положительной динамике развития речи дошкольников.

Список литературы:

1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

2. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотех-ники. СПб. ,200

3. Душка Н. «Синквейн в работе с дошкольниками»

, Журнал
«Логопед»
№ 5
(2005)
.

4. Малетина Н. С., Пономарева Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]