Задачи игры и подготовка дидактического материала
Паровозик для игры представляет собой плоское изображение из картона, каждый вагон которого окрашен в определенный колер из основной палитры. К вагонам прикреплены прозрачные ячейки, куда вставляется игровой материал. В качестве материала используются разные тематические изображения: цифры, геометрические фигуры, картинки животных и растений, предметов, транспорта и прочего.
Паровозик в ходе игры можно класть на горизонтальную поверхность. А можно повесить на магнитную доску — это более удобный и эргономичный вариант, позволяющий приступить к игре в любой момент. Если паровозик закреплен на доске, картинки тоже должны иметь магнитные крепления. Количество вагончиков может быть любым в зависимости от того, в какие игры педагог планирует играть с воспитанниками. Минимальное количество — 3 вагона. Но лучше сделать больше, а далее для игр использовать все вагончики или только часть из них.
Цели игры — разностороннее развитие дошкольников, в том числе с психическими и речевыми особенностями.
Задачи игр с паровозиком:
- расширение представлений об окружающем мире;
- усиление познавательного интереса;
- улучшение речевых и мыслительных способностей;
- формирование навыка классификации, упорядочивания объектов;
- расширение математических знаний, получение навыка ведения счета, определения величин;
- закрепление представлений о геометрических формах и основных цветах;
- развитие мелкой моторики, памяти, усидчивости, концентрации внимания.
Для детей разной возрастной категории можно придумывать всевозможные игры с паровозиком.
Дидактическая игра «Паровозик»
Педагог предлагает детям помочь паровозику прицепить вагоны правильно ориентируясь на номера, а затем рассадить в вагоны цифры, разложив их по порядку, пересчитав их в прямом и обратном порядке. Назвать соседей числа.
«Как получилось число?»
Цель:
Закрепление состава числа, пространственной ориентации.
Ход игры:
Педагог предлагает детям обратить внимание на порядковый номер паровозика. Например, №6 это целое число, но чтобы паровозик отправился в путь необходимо посадить пассажиров в вагоны — цифры, и вспомнить как можно составить число 6.Дети должны разбить целое число на части, эти части разложить по вагонам слева — направо.
3. Игры на развитие зрительной памяти и внимания:
«Что изменилось?»
Цель
: Развитие зрительной памяти и внимания и обобщающей функции мышления.
Ход игры:
Педагог предлагает детям помочь разместить пассажиров по вагонам (Цифры, геометрические фигуры, люди, животные, птицы и др.) назвать в каждом вагоне пассажиров обобщающим словом. Внимательно посмотреть и запомнить, кто где находится, затем закрыть глаза и проверить все ли на местах. Дети должны определить кого нет в вагоне или появился кто-то новый (аналогично проводится игра «Сбежавшие числа», «Чего(кого) не стало?»)
4. Игры на формирование и развитие слухового восприятия, внимания и развития речи
«Паровозик»
Вариант№1
Цель: Развитие умения определять место указанного звука в словах, упражнять в определении количества звуков и слогов в словах.
Ход игры:
В данной игре можно разыгрывать разные варианты игровых ситуаций и использовать для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с детьми.
1)Педагог показывает детям паровозик и 9 картинок с изображениями животных, объясняет, что прибыл паровозик для зверей и птиц. Каждое животное может ехать только в определённом ему вагоне. В 1-ом вагоне поедут животные, в названии которых есть звук «с…» т.д.
2) Педагог показывает детям паровозик и 9 картинок и предлагает детям, отправится в Звуковой город. Он повезёт подарки для звука «А». В 1-ый вагон нужно погрузить подарки в названии которых звук «А» слышится в начале(на крыши вагонов выставляются соответствующие схемы), в 2-ой вагон нужно погрузить подарки в названии которых звук «А» слышится посередине, в 3-ий вагон нужно погрузить подарки в названии которых звук «А» слышится последним.
Вариант№2
Игра проводится аналогично варианту№1, только меняется игровое задание: необходимо отобрать картинки с заданным количеством слогов (звуков) (в 1-ый вагон- односложные слова, во 2-ой вагон – с двумя слогами и т.д.)
Паровозик и вагончики
Игра, закрепляющая навык счета, предназначена для дошкольников 4–6 лет.
Педагог кладет в вагонные ячейки изображения цифр от 1 до 10, затем просит детей прицепить вагончики друг к другу в правильной очередности.
Развивающая дидактическая игра для дошкольников 5-7 лет «Цветной паровозик»
Развивающая дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Цветной паровозик» своими руками
Автор: Андреева Вера Андреевна, учитель-дефектолог Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного вида г. Шарыпово Красноярского края. Описание материала: предлагаю дидактическую игру «Цветной паровозик» для детей старшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности и детей с ЗПР. Игра сделана из фетра. В нее входят: 1 паровоз, 10 вагончиков разного цвета, цифры на кружочках от 1 до 10. На стену с помощью липучек крепится паровоз и вагончики, цифры крепятся на вагончики.
Назначение: Материал адресован учителям-дефектологам, работающим с детьми с ЗПР, может быть полезен и педагогам дошкольных учреждений общеразвивающего вида. Цель: упражнять детей в знании числового ряда от 1 до 10, закрепить знание детьми основных цветов и их оттенков. Задачи: Образовательные:
1. Упражнять детей в знании числового ряда от 1 до 10; 2. Упражнять в умении различать цифры; 3. Закрепить знания основных цветов и оттенков.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция логического мышления; 2. Развитие и коррекция речи.
Воспитательные:
1. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность, усидчивость.
Варианты игры: Начать игру можно с загадки: Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились И помчались в путь далек, Лишь оставили дымок. После того как дети отгадают загадку, цветные вагончики в произвольном порядке выставляются на стене. Задание 1.
Педагог объясняет, что «в путь далекий» паровоз отправится в том случае, если дети правильно, по порядку, расставят цифры на вагончики.
Задание 2.
Педагог предлагает посчитать вагончики по порядку, называя только цвет. Например: голубой, зеленый, желтый, синий, красный и т д. Цветные вагоны несколько раз меняют местами.
Задание 3.
Педагог просит детей посчитать вагоны от заданного числа до другого, называя только цвет. Например: посчитать вагончики от 1 до 6 (голубой, зеленый, желтый, синий, красный, зеленый), от 3 до 9 (желтый, синий, красный, зеленый, оранжевый, голубой, красный), от 10 до 5 (желтый, красный, голубой, оранжевый,зеленый, красный), от 8 до 2 (голубой, оранжевый, зеленый, красный, синий, желтый, зеленый); назвать цвет первого и последнего вагончиков.
Задание 4.
Цифры перепутались.
Педагог предлагает посчитать вагоны по порядку от 1 до 10 называя только цвет. Например: под цифрой 1 вагон голубого цвета, под цифрой 2 вагон желтого цвета, под цифрой 3 вагон желтого цвета и т. д.
Задание 5.
Педагог спрашивает у ребенка под каким(и) номером(и) вагон(ы) красного цвета (вагоны красного цвета под номером 5 и 9), вагон(ы) желтого цвета (вагоны желтого цвета под номером 1 и 3) и т. д. Когда задания выполнены можно поиграть с детьми, и прокатиться на импровизированном паровозике или спеть песню, или поиграть в подвижную игру и т. д. Вариантов игры можно придумать много, в зависимости от ваших целей и от вашей фантазии.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для детей 5-7 лет «Найди и объясни» Дидактическая игра для детей 5-7 лет своими руками Дидактическая игра для детей 5-7 лет. Валеологическое лото Дидактическая игра по математике для детского сада
Похожие статьи:
Дидактическая игра для старшей и подготовительной групп детского сада
Многофункциональное дидактическое пособие для детей 5-6-7 лет
Дидактическая игра «Веселый паровозик»
Эта игра для дошкольников 5–6 лет тоже совершенствует навыки счета, также развивает мыслительные способности и ориентацию в пространстве.
Воспитатель просит детей соединить вагоны, вставить в ячейки карточки с цифрами в правильной очередности. Воспитанники, выполнив задание, перечисляют цифры сначала в прямой последовательности, затем в обратной. Далее педагог называет цифру, дети находят соответствующий вагончик, называют соседние цифры с правой и левой стороны.
Дидактическая игра по развитию речи для детей подготовительной группы
Дидактическая игра «Веселый поезд» для детей подготовительной группы (6-7 лет) по развитию речи
Задачи: А. Для педагога:
• Дидактические: Продолжать учить детей выделять начальные и конечные звуки в словах, изображенных на картинках и составлять из них «цепочки слов». • Развивающие: Развивать фонематическое восприятие, слух, произвольность зрительного и слухового внимания. • Воспитательные: Воспитывать умение осуществлять самоконтроль, упражнять детей в выполнении правил игры.
Б. Для ребенка:
Выиграй, прицепи как можно больше вагонов с пассажирами к своему поезду.
Правила: • Организационные: Ведущий – взрослый (ребенок), 3 игрока, место проведения – за столом. • Дисциплинарные: Соблюдать в процессе игры правила поведения (не мешать друг другу, отвечать только после сигнала, не обижаться друг на друга). • Игровые: Выиграет тот, кто прицепит наибольшее количество вагонов с пассажирами к своему поезду.
Игровые действия:
— Ведущий раздает по одному поезду и машинисту (карточку с изображением животного-машиниста) каждому игроку, себе оставляет вагончики и пассажиров (маленькие карточки с изображениями животных). — Ведущий показывает маленькую карточку (пассажира), тот у кого слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово (изображение машиниста) нажимает на звонок и объясняет свой выбор. (Например: У меня картинка с тигром (машинист — тигр), в слове тигр последний звук «р», в слове рысь первый звук «р»). — Если игрок правильно определил слово, то он забирает вагончик с пассажиром и прицепляет к поезду, если игрок ошибся, то вагончик с пассажиром остается у ведущего; — Играют до тех пор, пока не закончатся вагончики. — После того как игра закончена, все игроки считают вагончики. Каждый называет количество вагончиков. Тот, у кого наибольшее количество вагончиков – выигрывает, 1 место. А остальные занимают 2 и 3 место по количеству вагончиков.
Атрибуты: 3 поезда, 3 машиниста (бык, тигр, слон), 15 вагончиков, 15 пассажиров (крокодил, лошадь, дятел, лось, синица, рысь, свинья, ястреб, белка, аист, носорог, голубь, бегемот, теленок, кошка), сигнальный звонок. Результат Ребенок выиграл, прицепил наибольшее количество вагонов; умеет определять первый и последний звук в слове; соблюдает правила игры.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для дошкольников 6-7 лет Коррекционно-дидактическая игра для детей 5-9 лет с нарушением зрения Игра-путешествие для детей подготовительной группы на участке детского сада Игра для детей 5-8 лет «Отгадай сказку и мультфильм»
Похожие статьи:
Игра «Счастливый случай» в детском саду. Подготовительная группа
Брейн — ринг для дошкольников 6-7 лет
Животный мир
Нужен комплект изображений птиц и животных. С этими картинками можно играть разными способами:
- Распределить картинки по вагонам в соответствии с категориями «Дикие звери», «Домашние животные», «Дикие пернатые», «Домашние птицы».
- Распределить животных по вагонам. Назвать пассажиров, которые едут до станций «Лесная» и «Сельский двор».
- Разложить животных по вагонам, подсчитать их количество. Назвать, кто путешествует в первом вагоне, во втором и последующих. Кто сидит в определенном по счету вагоне, кто едет с правой и с левой стороны от него.
Дидактическая игра по развитию речи «Веселый поезд»
Надежда Беликова
Дидактическая игра по развитию речи «Веселый поезд»
В этом году на городском методическом объединении средних групп было принято решение заняться проблемой развития связной речи у детей пятого года жизни.
По словам Е. И. Тихеевой «… В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития»
Следовательно, ведущей задачей является развитие связной речи. Решение же остальных задач направлено на совершенствование связной речи, т. е. именно уровень ее сформированности выступает основным показателем уровня общеречевого развития ребенка.
Тема эта сейчас становится все более актуальной, так как в сад приходит все больше не говорящих ребятишек. Гаджеты вытесняют живое общение в семье. Яркие картинки, движущиеся герои с невнятной, искаженной речью, часто не на родном языке, становятся постоянными спутниками ребенка. Молодые родители и сами увлечены «стрелялками», им хочется пообщаться с друзьями. Но все это общение — вертуальное. Вроде они и дома, и с ребенком, но далеко от него, каждый в своем мире.
Из жизни ребенка исчезают образцы речевого общения. Ведь в первую очередь ребенок реагирует на голос матери, близкого человека, это пример для подражания. А чему подражать? Односложным фразам, сленговым выражениям? Отсюда скудность речи, а следовательно и снижение интеллекта ребенка.
Поэтому нам в первую очередь надо «разговорить» ребенка. Л. С.Выготский писал : «В овладении речью,ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям… Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений». И в этом нам помогают игры. Массу игр по развитию речи мы можем найти в магазине, но может и сделать сами.
Я хочу представить свою игру, которую назвала «Веселый поезд«
Это многофункциональная игра, которую можно использовать со 2 младшей группы и до выпуска. Все зависит, чем её наполнить. От названий предметов до состава слов.
Задачи игры:
Формировать у детей приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия)
Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
Развивать у дошкольников речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Воспитывать интерес к образовательно – учебной деятельности и процессу обучения в целом.
В дидактическую игру «Веселый поезд»
входят:
Карточки с изображением паровоза с двумя вагонами синего и желтого цветов в количестве 6 штук; в паровозе одно окошко и по два в каждом вагоне, оснащенных «липучкой»
;
Наборы цветных карточек по размерам окошек вагона, также оснащенные «липучкой»
. Карточки подобраны по тематическим блокам в соответствии и программой.
Наборы карточек пополняются по мере освоения программного материала.
Варианты использования игры:
Что лишнее?
Порядковый и количественный счет, составление задач на сравнение и уравнивание множеств.
Освоение предлогов: в; из; за; перед.
Обобщающие слова.
Кто едет в поезде? (Назови детенышей; назови членов семьи; чья это семья и т. д.)
Кто сойдет на станции «К»
(
«К»
–местообитания животного: лес – дикие животные; ферма – домашние; Африка – обитатели жарких стран и т. д.)
Что везет поезд? (Грузовой – мебель, саженцы деревьев, продукты и т. д.)
Составление рассказов (Почему Слоненок смотрит назад, сказок о путешествии (Куда Лев везет зверей)
и т. д.
Далее, как подскажет Ваша фантазия.
Предлагаю презентацию игры.
Музыкально-дидактическая игра «Паровозик»
Игра развивает чувство ритма и музыкальный слух. Проводить ее положено в музыкальном кабинете. Нужно подготовить изображения разных музыкальных инструментов, вставить их в ячейки вагончиков.
Дети по очереди подходят к паровозику, вытаскивают из ячейки картинку, называют изображенный инструмент. Далее ребенок подходит к столу с разложенными музыкальными инструментами, берет тот, что соответствует картинке, пробует на нем сыграть. Важно, чтобы используемые инструменты соответствовали возрастным способностям дошкольников. Это могут быть музыкальные ложки, треугольник, барабан, колокольчик.
Дидактическая игра «Паровозик и вагончики» для детей раннего возраста
Татьяна Касаткина
Дидактическая игра «Паровозик и вагончики» для детей раннего возраста
Дидактическая игра
«Паровозик и вагончики»
ранний возраст
1. дидактические:
-побуждать детей подбирать предметы по цвету;
— формировать умение различать и называть основные цвета.
— расширять словарный запас названиями основных цветов, предметов и действиями с ними;
— развивать образное мышление, зрительное и цветовое восприятие, произвольное внимание.
— вызвать у детей желание помочь другому, радоваться своему успеху.
— игра проводится в форме совместной деятельности педагога с ребенком.
— аккуратно пользоваться дидактическим материалом.
— помочь паровозику собрать свои вагончики, кто справился похлопает себе сам.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ Педагог:
1. У паровозика вагончики разбежались, надо помочь их собрать.
2. Какого цвета паровозик? Надо найти вагончики такого же цвета.
3. Что паровозик делает? Как он едет?
4. Похлопай сам себе.
Подобрать вагончики к паровозику методом приложения; по памяти.
Игровые атрибуты: 8 карточек паровозиков разных цветов и 16 разноцветных вагончиков.
Дети узнают и называют основные цвета, умеют подобрать предметы по цвету, отвечают на вопросы какой? Что делает? Радуются своему результату.
Дидактическая игра «Веселый паровозик» Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность и вымысел. Учить ребенка рассказывать – это значит учить. Дидактическая игра для детей раннего возраста «Модная гусеница» Дидактическое пособие для развития тактильных ощущений у детей раннего возраста «Модная гусеница». Задача: снять и надеть резиночки. Цели:. Дидактическая игра «Подбери вагончики к паровозу» в первой младшей группе Уважаемые коллеги,доброго времени суток. Предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру для детей первой младшей группы «Подбери вагончики. Дидактическая игра «Игры с прищепками» для детей раннего возраста Игры с прищепкамиИгры с прищепками хорошо подходят для малышей от года до пяти лет. В таких играх развивается мелкая моторика, творческие.
Какой формы?
Игра учит навыку соотношения объектов с геометрическими формами. Педагог раскладывает картинки, изображающие разные бытовые предметы, просит воспитанников внимательно их рассмотреть. Объекты, формой напоминающие круг, нужно положить в ячейку первого вагона, похожие на квадрат — второго, напоминающие треугольник — третьего, а прямоугольные — в ячейку четвертого вагона.
Распредели по цвету
Игра предназначена для дошкольников 3–4 лет. Педагог демонстрирует изображение объекта, окрашенного в определенный преобладающий цвет. Задача игрока — поместить картинку в ячейку вагона, окрашенного в тот же колер.
Звуки-братья
Для игры, обучающей звуковой дифференциации, нужны только два вагона. Игровая задача — среди разложенных изображений найти объекты, при произношении которых слышатся звуки-братья: твердые и мягкие. Эти картинки нужно распределить по соседним вагончикам. Например, фонемы [р] и [р’]: в первый вагон ребенок кладет картинку «рыба», во второй — «курица».
Где звук в слове?
Для игры используются 3 вагона. В первый нужно класть картинки, на которых изображены объекты с заданным звуком в первом слоге, во второй — объекты со звуком во втором слоге, в третий — со звуком в последнем слоге. Игрок выбирает картинку, четко называет изображенный объект, определяет местоположение картинки. Например, звук «с»: в первый вагон игрок кладет «собаку», во второй — «посуду», в третий — «колесо».