Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста: зачем и как играть


Что такое ролевая игра детей раннего возраста

Дети играют в ролевые игры начиная примерно с 2-х лет. Напарником ребенка в такой игре может быть сначала родитель или старший ребенок. И уже с 3-х лет они играют сами или с другими детьми. В процессе можно заметить насколько больше ребенок все больше и больше раскрывается, раскрепощается, больше говорит, проявляет больше изобретательности и фантазии. Конечно при условии, что он в принципе будет играть в такие игры, а это зависит от подачи родителей.

В начале будет ролевая игра «родитель ребенок». Например, «дочки-матери». Ну кто из нас в детстве не играл в это? Или игра в продавца и покупателя. В таких играх ребенок представляет себя на месте мамы, продавца или врача, к примеру. Таким образом он пытается воспроизвести их действия, эмоции. Ребенок в такой игре не только укладывает спать куклу, но и учится испытывать такие чувства как забота, нежность, строгость, ласка.

Чувства, которые ребенок проигрывает в таких сюжетах, проявятся и в реальной жизни. То есть проигрывая заботу, такому малышу будет проще заботиться о ком-либо в жизни.

Ролевая игра учит чувствам и эмоциям реальной жизни.

И что не маловажно, в такой ролевой игре, мы родители можем увидеть или услышать вещи, которые нам многое могут дать понять. Например, если в игре «воспитатель в детском саду», ваш ребенок в роли воспитателя кричит и бьет детей, это повод задуматься и забеспокоиться. Где он мог увидеть такую модель поведения?

Ролевые игры на тему дети приходят чуть позже, уже в детском саду. Это немаловажный этап, который помогает контактировать ребенку с другими детьми.

Шишки, втулки и лоскуты. Во что играть с дошкольником, чтобы и родителям было не скучно

Сюжетно-ролевые игры (все эти бесконечные чаепития, городки пони и пробки из машинок на всю комнату) — важный этап развития ребенка. О том, зачем они нужны, на что влияют и можно ли взрослым научиться играть, мы поговорили с академиком РАО Александром Вераксой и научными сотрудниками кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

ПОДПИСАТЬСЯ

Как играют дошкольники

Обязательных игр, которые были бы интересны всем детям без исключения, не существует. Но можно говорить, что чаще всего дошкольники играют в семью, школу, работу или разыгрывают героические, военные сюжеты, а также сюжеты из мультфильмов, литературных произведений и компьютерных игр. К тому же игры у девочек и мальчиков могут несколько отличаться по сюжету.

Мальчикам нравятся роботы, трансформеры, машины, и часто сюжеты мальчишеских игр связаны именно с их приключениями. Девочки, как правило, больше внимания уделяют социальным отношениям и выстраиванию историй на основе реальной жизни. Есть, конечно, общие повторяющиеся типы сюжетов, но их наполнение и разнообразие развития событий от ребенка к ребенку будут отличаться.

Что такое сюжетно-ролевая игра

Как писал Лев Выготский, в игре ребенок плачет как пациент, но радуется как играющий. И именно в игре дошкольник развивается наиболее гармоничным образом.

Вера Сухих, научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова:

Ценность зрелой сюжетно-ролевой игры заключается именно в том, что ребенок находится одновременно в двух пространствах.

Отличительные особенности зрелой сюжетно-ролевой игры:

  • совместная игра, участники которой создают развернутый сюжет;
  • содержание игры — это выстраивание тех или иных социальных отношений;
  • роли детей в такой игре разнообразны.

Развитая игра предполагает стадию планирования, в ходе которой дети договариваются о том, во что и как они будут играть. А игра строится по логике воображаемой ситуации, что позволяет ребенку выйти из реальности и действовать на основании своих замыслов. Д. Б. Эльконин, характеризуя реальные отношения детей в игре, о.

И еще один очень важный момент. Игра — дело сугубо добровольное, заставить играть невозможно и не нужно. Если ребенок отказывается от предложений взрослого, можно только попробовать еще раз —через какое-то время. Поискать то, что для ребенка действительно актуально и интересно в конкретный момент. Участие взрослого в игре не должно быть директивным. Если ребенок уже увлечен какой-то игрой, взрослый может попроситься в участники, но начать управлять ею значило бы разрушить игру.


Фото: shutterstock / LightField Studios

Когда начинать играть

Родители нередко переживают, что их годовалый и даже двухгодовалый ребенок не умеет играть в сюжетно-ролевые игры, не взаимодействует с другими детьми. Предпочитает играть один, а его игровая деятельность далека от того, что транслируют медиа.

Маргарита Гаврилова, научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова,

уверяет, что это совершенно нормально.

Способность играть — строить интересные сюжеты, изображать героев, создавать игровую ситуацию из доступных предметов — возникает у ребенка не сразу, а развивается с возрастом. Психологи выделяют несколько этапов ее развития: от обыкновенной игры с предметами до сложной игры с продолжительным сюжетом и распределением ролей между двумя и более детьми. В год и правда играть в чаепитие еще рано. Но взрослый может и должен поддерживать процесс развития игры.

Сюжетно-ролевые игры по возрастам:

2–3 года

. В этом возрасте нужно показывать ребенку, как по-разному могут использоваться привычные предметы. Например, простой банан в игре запросто может стать пистолетом, телефоном или даже человечком. Умение ребенка находить различные способы использования предметов способствует богатому воображению и созданию игровых «замещений». Тогда отсутствие нужной игрушки не станет для ребенка препятствием для разыгрывания сюжета. А во взрослой жизни это умение поможет находить массу решений бытовых и творческих задач.

3–4 года.

С дошкольником этого возраста уже можно разыгрывать небольшие ролевые диалоги, создавать и развивать воображаемые ситуации «как будто». Дети охотно входят в разные образы. Так, ребенок, играющий в доктора, ставит всем уколы. Девочка, играющая в дочки-матери, катает коляску с пупсом. Чтобы «войти в образ», ребенку нужно научиться подмечать характерные особенности поведения своих героев.

Задача взрослого — поддержать игровую мотивацию ребенка и постепенно обогащать сюжет и представления ребенка о той или иной роли.

Например, когда ребенок рычит, изображая тигренка, можно спросить его, в каком настроении сегодня тигренок или как он очутился в городской квартире.

5 лет.

Сюжетно-ролевая игра становится естественной, дети легко втягиваются в нее и могут сами строить сюжеты. Но и участие взрослого по-прежнему важно, поскольку он может существенно обогатить игру, показать различные игровые образцы или решения. Например, предложить неожиданные сюжетные повороты или новые способы обустройства игрового пространства.

Игра помогает ребенку сориентироваться в социальных отношениях и увидеть любую ситуацию от лица сразу нескольких ее участников.

Важной особенностью сюжетно-ролевой игры является потребность ребенка в партнере. Именно в сюжетно-ролевой игре впервые возникает распределение ролей и взаимодействие персонажей. Развивающая ценность такой игры в том, что ребенок с помощью воображения создает уникальное игровое пространство, в котором моделирует и проигрывает процессы реального мира.

Сколько нужно играть

Опрос, проведенный среди тысячи родителей и дедушек и бабушек, показал, что если дедушки и бабушки больше всего любят играть с внуками и действительно понимают важность игры, то многие родители склонны отдавать предпочтение цифровым гаджетам в руках ребенка.

Вера Сухих

уверена, что не обязательно играть с ребенком целый день: «Можно играть 15–30 минут и даже не каждый день. Важно, чтобы это было регулярно, игры были разнообразными и чтобы родителю самому было интересно. В остальное время у ребенка должна быть возможность играть наедине с собой или с другими детьми. Для этого важно создать уютное пространство, с достаточным количеством игрушек, кубиков, бросовых материалов, тканей, которые могут использоваться для создания игрового пространства или импровизированных нарядов».

Играем по правилам

Стоит завести целую коробку для сюжетно-ролевой игры и положить туда «мусор» вроде картонных втулок, ненужных коробочек, шарфов, головных уборов, простыней, шишек и т. д. Хорошо, если ткани будут разных размеров, расцветок, плотности. Все это можно купить в обычном магазине тканей или насобирать из ненужного. Из обычной фольги можно скрутить меч, шлем, корону, штурвал космического корабля, доспехи, драгоценные камни и еще много всего нужного в игре. Все это стимулирует детей использовать свое воображение, а значит, игра становится развивающей.

4 простых правила успешной игры:

1.

Времени должно быть достаточно, чтобы подготовиться к игре: придумать, во что играть, построить домики, создать костюмы, начать играть и развернуть сюжет.

2.

Сложная сюжетно-ролевая игра может длиться от одного часа до нескольких дней. Поэтому здорово, если есть возможность какое-то время не убирать декорации.

3.

Хорошо, если пространства достаточно, чтобы свободно строить и перемещаться в процессе игры, шуметь.

4.

В качестве атрибутов к игре не рекомендуется использовать готовые игрушки и костюмы. Лучше приспосабливать то, что уже есть в окружении, использовать «открытые» материалы: ткани, ленты, бумагу, фольгу и т. д. Это обогатит воображение ребенка, поможет ему увидеть скрытые свойства привычных в повседневной жизни объектов.

Вера Сухих:

Ребенок может играть только в то, что известно ему из опыта. Поэтому одна из самых важных задач родителей — обогащать опыт ребенка: бывать в новых местах, читать новые книги, рассказывать и показывать новые явления, профессии, ситуации.

Николай Веракса, профессор факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Воспитание и образование детей младшего возраста»:

Игра должна постоянно включать все новые и новые ситуации. Но эти ситуации не могут быть произвольными, они должны отражать реальную жизнь взрослых, их культуру. Играющие дети создают ситуации, релевантные тем жизненным сценариям, которые разворачиваются вокруг них.
Фото: shutterstock / LightField Studios

Зачем вообще нужна игра

Игровая деятельность — это единственное, что, по сути, нужно дошкольнику. А если она сопровождается взрослыми, то приобретает особую ценность. Последние исследования РАО показали, что сюжетно-ролевые игры с участием родителей существенно влияют на развитие компонентов саморегуляции ребенка.

Саморегуляция — основа адаптивности человека. Она позволяет человеку вести себя в соответствии с правилами ситуации, приспосабливаться к их изменению и достигать своих целей, несмотря на отвлекающие факторы. Саморегуляция условно разделяется на когнитивную и эмоциональную. Когнитивная связана с запоминанием и использованием информации, переключением из одной ситуации в другую, сдерживанием сиюминутных желаний. А эмоциональная — это понимание и управление эмоциями.

Связь между саморегуляцией и академическими достижениями, например с математическими навыками и чтением, а также успешной социальной адаптацией проявляется уже в детском саду. И именно развитие саморегуляции помогает ребенку подготовиться к школе, а в дальнейшем быть успешным во взрослой жизни. По словам Александра Вераксы, «саморегуляция влияет на общую способность управлять собой, своими эмоциями и поведением, работать продуктивно, поддерживать карьерное развитие и чувствовать себя счастливым».

Основные компоненты саморегуляции:

  • Сдерживающий контроль (торможение)
    помогает удерживать внимание, мысли и поведение в соответствии с задачей и не отвлекаться на нерелевантные стимулы, внутренние или внешние. Например, поднять руку и ждать очереди, сдерживая порыв вскочить со своего места и выкрикнуть правильный ответ, — задача, которая требует высокого уровня развития торможения у ребенка.
  • Рабочая память
    представляет собой такой «отсек» памяти, куда попадает информация, с которой человек работает прямо сейчас. Например, счет в уме требует развитой рабочей памяти, потому что предполагает произведение арифметических операций с числами, которые нужно помнить.
  • Когнитивная гибкость
    позволяет переключаться между разными правилами при выполнении задачи, а в целом — между активностями и задачками. Когнитивная гибкость лежит в основе адаптивности к внешней среде, поскольку позволяет, например, быстро и адекватно менять свое поведение в разных обстоятельствах.

Исследования показали, что там, где игру придумывают дети, выше эмоциональная вовлеченность. А там, где сюжет предлагает взрослый, лучше развивается сдерживающий контроль, ведь в такой игре надо ждать своей очереди и выполнять свою роль последовательно.

Для развития саморегуляции разработано множество цифровых игр и тренажеров. Они, безусловно, обладают привлекательностью для родителя, ведь ребенка можно оставить один на один с гаджетом. Однако, хотя прогресс в их освоении будет наверняка заметен, к сожалению, он может ограничиться лишь пространством конкретного приложения и не отразиться на реальной жизни ребенка.

Александр
Веракса:
Используя натуральный метод познания — метод проб и ошибок, — ребёнок может выявить некоторые варианты использования гаджета самостоятельно, без помощи взрослых. Например, дошкольник может самостоятельно освоить игру Angry Birds. Практически весь сюжет игры заключается в том, что игроку предлагается ситуация, в которой птицы рассматриваются в качестве снарядов. Снаряды-птицы запускаются в целях разрушения защитного укрепления противника. По мере прохождения игроку предлагаются аналогичные ситуации, в которых достижение цели всё время усложняется. С одной стороны, это действительно игра: в ней есть правила и условность ситуации. Ребенок включается в нее добровольно и испытывает положительные эмоции. Но в играх такого рода нет возможности договариваться о правилах и ролях. Игра создает условное пространство, которое не имеет выхода вовне. Ребёнок не имеет возможности предъявить в реальной социальной среде тот опыт, который он получит при освоении игры. В ней отсутствуют ролевые отношения и необходимость обращения к культуре, речевой коммуникации.

И гораздо более эффективными оказываются традиционные игры — настольные, подвижные и сюжетно-ролевые. Сюжетно-ролевая игра — намного более сложная комплексная деятельность, чем любая игра в телефоне или планшете, и развивающий эффект от нее комплексный и более стойкий.

Фото: shutterstock / fizkes

Что дают сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста

  • Ребенку не будет скучно и одному. Он всегда сможет развлечь себя такой игрой, придумать и смоделировать сюжет.
  • Ребенок проще адаптируется в школьных инсценировках. Так как он уже имеет навыки игры в таких сюжетно-ролевых играх, ему не составит труда принять участие в школе в различных мероприятиях.
  • У ребенка не будет проблем с общением, с поиском друзей. Такие активные и общительные дети становятся любимчиками учителей.
  • Если ребенок приучен к общению, к приспосабливаемости к любой ситуации, то и протестов против школы и учебы возникнуть не должно. Дети больше настроены на учебу.
  • С помощью сюжетно-ролевых игр ребенок легче определится с любимыми школьными предметами, поймет, что умеет лучше всего, к чему стремится. Дети уверенней делают выбор будущей профессии.
  • Ролевые игры помогают детям развивать способность творчески мыслить, фантазировать.
  • Он ставит цель игры, идет к какому-то заранее намеченному результату. Сложно спорить с ценностью этого навыка.
  • В процессе игру ребенок учится понимать свои чувства и эмоции и справляться с ними.
  • Словарный запас непрерывно пополняется и обогащается в зависимости от разнообразия сценариев.
  • Ролевые игры в жизни ребенка развивают его интеллект.

Примеры Сюжетно-ролевых игркартотека (средняя группа) на тему

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка — детский сад №17

Рекомендация для педагогов

Примеры образно-ролевых и сюжетно-ролевых игр на развитие коммуникативных навыков

Составил: Воспитатель средней группы

Шешко Оксана Александровна

Примеры Сюжетно-ролевых игр

«Почта»

Цель: познакомить детей с работой почты, расширять представления о труде

работников почты (почтальон, оператор-приемщик, телеграфист, сортировщик,

шофер), закреплять умения правильно пользоваться атрибутами игры.

Оборудование: самодельные посылки, открытки, телеграммы, письма, конверты,

сумки почтальона, ящик для писем, штемпель.

Возраст: 4–5 лет.

Предварительная работа: Воспитатель рассказывает детям, что почта нужна для того, чтобы можно было связаться с другими людьми, поздравить открыткой знакомых с праздником, отправить телеграмму, письмо, посылку. Знакомит с разными видами почтовой связи (телефон, телеграф, интернет…), с обязанностями работников (обслуживают клиентов, проверяют оформление писем, телеграмм, документов, бланков. На почте работники сортируют принятую корреспонденцию, потом поезда или самолеты доставляют почту в разные уголки нашей страны, а почтальоны разнесут ее по домам) и клиентов почты.

Предложить родителям посетить почту, отправить открытку.

Ход игры:

Подготовка оборудования для игры: вырезаем из журналов картинки, тексты для писем, склеиваем конверты, готовим бланки и квитанции, марки, раскладываем газеты журналы, подготавливаем пустые коробки и пакеты для посылок и бандеролей. Предлагаем детям различные линии сюжета:

Посетители — встают в очередь и по одному подходят к приемщику и сообщают, что они хотят отправить посылку, бандероль, дать телеграмму, купить конверт…

Сортировщик – раскладывает письма, газеты, журналы, и объясняет шоферу куда ехать (на железную дорогу, в аэропорт…).

Приемщик – обслуживает посетителей (роль выполняет воспитатель).

«Угощение»

Цель. Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел. После этого педагог помогает каждому индивидуально приготовить «еду», показывает Игровой материал. Предметы-заместители, игровая посуда, игрушечные собачки, пушистый воротник.

Подготовка к игре: Чтение и обсуждение рассказа Н. Калининой «Помощники».

Игровые роли. Повар.

Ход игры. Воспитатель может использовать разные варианты игры в зависимости от того, на что направлены игровые действия.

Педагог спрашивает у ребят: «Кто хочет играть со мной? Приглашаю играть всех: Сашу, Павлика, Алену и Виталика. А Ирочка хочет с нами играть? Сейчас я буду печь вам булочки. Испеку булочки — буду вас кормить. Видите, у меня много теста в кастрюле». Показывает большую детскую кастрюлю, наполненную деталями строительного материала — желтыми или красными полусферами. «Булочек много получится, всем хватит. Садитесь вот сюда, на ковер, отдыхайте, а я буду готовить».

Воспитатель рассаживает детей так, чтобы им были видны его действия. «Возьму большой лист (крышка коробки от настольно-печатной игры). Буду класть на него булочки. Эту булочку делаю Валюше (берет из коробки одну деталь, производит круговые движения, напоминающие скатывание шарика, и кладет ее на «лист»). Покатаю, покатаю тесто, готова булочка для Валюши. А эту булочку сделаю для Кирюши (называя имена детей, педагог удерживает их внимание на себе). Вот и все. Никого не забыла. Всем булочки сделала. Теперь их можно печь в духовке». Помещает «лист в духовку» и тут же его вынимает. «Все булочки уже испеклись» (ставит лист на стол, нюхает булочки).

«Как вкусно пахнут. Сейчас понарошку попробую одну». Воспитатель показывает, как это надо делать в игре, говорит, что эти вкусные, сладкие. Затем угощает каждого ребенка.

«Семья »

Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Игровой материал. Куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки-животные.

Подготовка к игре. Наблюдения за работой няни, воспитательницы в группах детей второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций: Е. Благинина «Аленушка», 3. Александрова «Мой мишка». Постройка мебели.

Игровые роли. Мама, папа.

Ход игры. Игра начинается с того, что педагог вносит в группу большую красивую куклу. Обращаясь к детям, он говорит: «Дети, куклу зовут Оксана. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать и играть». Дети вместе с воспитателем строят для куклы комнату. После этого воспитатель напоминает им, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом подчеркивает, что с куклой следует обращаться бережно, ласково разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы.

Затем дети играют с куклой самостоятельно.

Когда дети достаточное количество времени поиграли сами, воспитатель организовывает совместную игру. При организации игры он должен учитывать взаимоотношения мальчиков и девочек. Так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе с педагогом строят из стульев машину и приглашают девочек поехать покататься вместе с куклами. После этого воспитатель может внести еще одну Куклу — подружку Оксаны, куклу Катю. Педагог знакомит детей с новой куклой, рассказывает, как нужно с ней играть, где обе куклы будут жить.

«Куклы »

Цель. Закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению. Воспитание культуры поведения во время еды. Закрепление знаний о названиях одежды. Закрепление у детей навыка правильно в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду.

Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, картинки с изображением элементов картины «Игра с куклой».

Подготовка к игре. Рассматривание иллюстрации «Игра с куклой».

Игровые роли. Мама, повар, няня.

Ход игры. Подготовка к игре начинается с рассматривания картины «Игра с куклой». Дети сидят за двумя-тремя сдвинутыми в линию столами, лицом к воспитателю. Рассматривают картину, называют то, что видят («Купают куклу», «Девочка купает», «Смывает с куколки мыло», «Мальчик держит полотенце, чтобы вытереть куклу»).

После этого воспитатель обращается к детям: «Перед вами картинки (лежат изображением вниз), переверните их. Посмотрите на свои картинки и скажите, у кого ванночка, у кого мыло? у кого колготки?…» Ребенок, нашедший нужную картинку, кладет ее около большой картины.

Вот и помогли мы девочке в белом фартуке. Все приготовили для того, чтобы выкупать куклу».

Педагог предлагает вниманию детей рассказ по этой картине: «Решили дети выкупать куклу. Принесли табуретку, поставили на нее ванночку, налили в ванночку теплой воды. Рядом, на красную скамеечку, положили зеленую губку и мыло. Раздели куклу. Одежду ее аккуратно разложили на большом стуле, а малюсенькие синие ботиночки поставили под стул. «Сейчас, сейчас, потерпи еще немножко, — уговаривает куклу девочка в белом фартуке. — Смою с тебя мыло, а потом сухо-насухо вытру. Видишь, Илюша рядом стоит, большое белое полотенце в руках держит…».

Воспитатель может использовать различные варианты игр с куклами. Кукла Катя обедает. На столе стоит чайная, столовая и кухонная посуда. Кукла Катя сидит за столом. Воспитатель говорит: «Дети, Катю надо покормить обедом. Здесь стоит разная посуда. На стол перед Катей будем ставить лишь то, что нужно для обеда». Поочередно дети находят нужные предметы. Воспитатель спрашивает, что это и для чего. По просьбе воспитателя дети находят все предметы: тарелки, вилку, ложку, хлебницу, правильно их называют и красиво расставляют на столе, не забыв постелить скатерть и поставить салфетницу. Желают Кате приятного аппетита, после обеда убирают посуду.

«Шоферы»

Цель. Ознакомить детей с профессией шофера. Научить детей устанавливать взаимоотношения в игре.

Игровой материал. Разнообразные машины, строительный материал, рули, светофор, фуражка регулировщика.

Подготовка к игре. Наблюдения за машинами на улице, целевые прогулки к автопарку, бензоколонке, автогаражу. Рассматривание картины «Автобус». Разучивание стихотворения А.Барто «Грузовик». Игра-занятие «Шоферы уходят в рейс». Наблюдение за играми старших детей и совместные игры с ними. Разучивание подвижной игры «Воробышки и автомобиль». Чтение и рассматривание иллюстраций: «Наша улица», рассматривание фотографий из серии «Маленькие шоферы». Постройка гаража из строительного материала.

Игровые роли. Шофер, механик, бензозаправщик.

Ход игры. Воспитатель может начать игру с прогулки по улице и наблюдений за машинами. В ходе наблюдений внимание детей педагог обращает на разнообразие машин, на то, что перевозят машины. После прогулки в беседе с детьми воспитатель задает им следующие вопросы: «Какие машины вы видели на улице? Что везли машины? Как называется человек, который управляет машиной? Кто регулирует движение на улицах? Как пешеходы переходят улицу?». Затем воспитатель предлагает детям поиграть в шоферов, взяв на себя роль регулировщика. Дети рисуют на земле дорогу с перекрестками и проезжей частью. Мальчики — «шоферы» «едут по мостовой», придерживаясь правой стороны улицы. Девочки — «мамы» с колясками гуляют по тротуару. Переходить дорогу разрешается только на перекрестках и только на зеленый свет светофора. В последующей работе педагог знакомит детей с тем, что машины заправляются бензином. Дальнейшее уточнение и систематизация знаний позволяет детям в играх с машинами выделять три-четыре роли: шофер, механик, бензозаправщик.

При последующем проведении игры воспитатель может предложить детям послушать рассказ куклы-шофера: «В автопарке (гараже) работает много шоферов. Все они дружны между собой. Есть у них одно очень хорошее правило — никогда не оставлять товарища в беде, помогать всем и во всем: знакомым или незнакомым — любому шоферу. Вот едет, например, шофер и видит, что впереди на дороге стоит машина. Он обязательно остановится и спросит, что случилось, и непременно поможет: отольет из своей машины немножко бензина, поможет заменить колесо или просто возьмет на прицеп и

довезет до гаража. Вот как дружно живут наши шоферы». Затем воспитатель предлагает детям поиграть самостоятельно в игру «Как будто шоферы уходят в рейс».

В следующий раз игру можно начать с прочтения рассказа «Как машина зверят катала». «Стоит на дороге машина. Сама синяя, кузов желтый, колеса красные. Красивая машина! Увидели ее лесные звери, остановились, смотрят. Аи, да машина! Хороша машина! Любопытная белочка подбежала поближе. Заглянула в кузов. Нет никого! Прыгнула белочка в кузов, а машина-то и поехала: вперед-назад, вперед-назад. Подъехала машина к зайчику, загудела: бип-бип-бип! Прыгнул в машину зайчик. И опять машина поехала: вперед-назад, вперед- назад. Подъехала машина к медвежонку, загудела: бип-бип-бип! Влез медвежонок в кузов. Поехала машина: вперед-назад, вперед-назад. Белочка, зайчик и медвежонок рады! Влез в кузов ежик. Поехала машина: вперед-назад, вперед-назад. Ура! Накатались малыши, устали.

Первой из машины выпрыгнула белочка, за ней..? — зайчик. Потом вылез..? — медвежонок. А ежик — он ведь прыгать не умеет — никак не может слезть. Расстроился! Медвежонок, вот умница-то, вернулся и протянул ежику лапу. Воспитанные люди и звери всегда помогают друг другу. Только ежонок вылез из машины, она и уехала. «До свидания, синяя машина! Спасибо тебе!» — закричали ей вслед зверята».

Игра «Лиса»

Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль животного.

Игровой материал. Предметы-заместители, игрушки, булочки.

Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками лисы по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов про лису.

Игровые роли. Лиса, лисята.

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Давайте играть. Я буду Лисой. У меня острые ушки (показывает). Видите, какие. А пушистый большой хвост видите? (показывает движением руки воображаемый хвост). Красивый у меня хвост?». Затем Лиса кратко рассказывает, где живет, что ест и чем любит заниматься (играть с лисятами, ловить мышей и пр.). Обрисовав внешний облик лисы, ее привычки и нрав, воспитатель переходит к самому главному моменту — побуждает детей к вхождению в образ лисят. Вот как это выглядит: «Скучно мне одной. Нет у меня деток — маленьких лисят с пушистыми хвостиками. Выросли они, стали большими и убежали в лес. Были бы у меня лисята, я бы их своим хлебушком угостила, фантики подарила. Видите, сколько их у меня. Кто хочет быть моим лисенком?». Кто-то захотел быть лисенком — хорошо! Ну, а тех, кто не захотел играть — принуждать ни в коем случае не следует. Пусть эти дети занимаются тем, чем им хочется. Воспитатель продолжает играть дальше с желающими. «Лисята, покажите ваши ушки. А хвостики у вас есть? (воображаемые)».

«Ты плыви, кораблик мой, а потом вернись домой!».

Цель: Закрепить с детьми знание правил и мер безопасного поведения на воде.

Программное содержание:

1. Формировать элементарные представление о безопасном поведении на воде;

2. Закрепить знания о средствах спасения (спасательный круг).

3. Воспитывать умение вести себя правильно в чрезвычайной ситуации.

Оборудование: игровая площадка — корабль, штурвал, канат, якорь, спасательные круги, бескозырки, коврики, фуражка для капитана, матросские воротники, буйки, знак «купаться разрешено» красный спасательный жилет. Ход игры.

Давайте и мы с вами отправимся в путешествие по морю. А для этого сядем на корабль.

Воспитатель: А круг, канат не забыли взять?

Дети: Не забыли, взяли.

Воспитатель: А для чего нам нужен круг и канат?

Дети: Чтобы спасти человека, если он будет тонуть.

Дети играют, изображая людей, просящих о помощи и спасателей на корабле, потом роли меняются.

На этом наша игра закончилась, всем большое спасибо.

Игра «ПОЛИКЛИНИКА» («БОЛЬНИЦА»)

Цель:

1. Обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии врача, о работе поликлиники.

2. Воспитывать уважение и благодарность к труду врача, медсестры.

3. Активизация словаря: окулист, терапевт, педиатр, хирург, процедуры, градусник, рецепт.

Предшествующая работа:

Экскурсия в медицинский кабинет.

Наблюдение за работой медсестры, врача.

Рассказ воспитателя о работе врача в поликлинике, окулиста, хирурга, педиатра, Терапевта.

Рассматривание фотоиллюстраций о работе врачей различной специализации.

Беседа с детьми «Как я с мамой ходил на прием к врачу»

Кукольный театр «Доктор Айболит»

Чтение рассказов о работе врача (Б. Житков «Обвал», С. Маршак «Ледяной остров» и др.)

Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Кто назовет больше действий»

Ручной труд: изготовление градусника, фонендоскопа, горчичников для игры «в больницу».

Ход игры:

Выбираются роли врачей – специалистов и пациентов на приеме. Дети-пациенты должны рассказывать правильному врачу о своей болезни. Про глаза – окулисту, про живот – терапевту и т.д., доктор должен посоветовать лекарство и выписать рецепт.

Игра «ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

Цель:

1. Обогатить знания детей о труде парикмахера.

2. Воспитывать вежливое обращение, уважение к труду парикмахера.

3. Активизация словаря: парикмахер, мастер, ножницы, расческа, прическа, фен, стрижка, стрижет, челка, бреет, освежает одеколоном, пенка для укладки, накручивать на бигуди, платить деньги в кассу.

Предшествующая работа:

Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской.

Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера.

Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую».

Наблюдение за работой мастера.

Чтение рассказов Б. Житкова «Что я видел», С. Михалкова «В парикмахерской»

Ручной труд: изготовление игрушечных ножниц, расчески

Ход игры:

Выбираются парикмахеры, остальные дети идут в парикмахерскую сделать прическу, стрижку и т.д.

Можно использовать игру после сон-часа. Когда воспитатель приводит детей в порядок, заплетает косички, делает хвостики.

Дети могут сидеть рядом и играть с элементами подражания.

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей: с чего начать, как организовать игру

Если ваш малыш сейчас ходит в детский сад или сидит с няней, то можете выдыхать, за вас сделают всю работу профессионалы, ну или почти всю. Ролевые игры в детском саду организовывают воспитатели, они отлично знают, как это делать, что для этого нужно, и самое главное, как заинтересовать детей в игре.

Если же все на ваших плечах, то вот несколько правил.

Как организовать сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста

  1. Когда пора начинать разыгрывать такие сюжетные игры? Если ваш ребенок достиг примерно трех летнего возраста и уже имеет неплохой словарный запас.
  2. Выбор сюжета. Это очень просто. Чем интересуется ваш ребенок? Какими игрушками любит играть больше всего? Спросите у ребенка кем он хочет стать в будущем. Чаще всего дети знают ответ на этот вопрос. Если же нет, почитайте книги на тему «Выбор профессии». Это и будет вам ориентиром при выборе темы.
  3. Сложно определиться с темой? Не беда. Игра «продавец-покупатель» всегда срабатывает. Дети часто наблюдают ваши походы в магазин, они знают порядок действий.
  4. Реквизит. Для полного погружения в ситуацию нужно подобрать необходимый реквизит. Ну, например, для игры «Продавец-покупатель» вам понадобиться: калькулятор в качестве кассового аппарата, деньги – это могут быть просто бумажки или вырезанные цифры из календаря. Конверт в качестве кошелька покупателя. Набор «товаров» для продажи, желательно подобрать игрушки или предметы определенной тематики (мягкие игрушки, пластиковые фрукты и овощи, книги).
  5. Подготовка реквизита может проходить вместе с ребенком. Привлекайте его к подготовке, доверьте собрать предметы для продажи или позвольте нарезать бумажки для денег.
  6. Перед началом игры убедитесь, что ваш ребенок действительно понимает сюжет, ему знакома эта ситуация, он понимает действия и слова в этом сюжете.
  7. Можно играть. Но игра будет продуктивной и насыщенной, только если не только ребенок, но и вы сами будете хотеть играть. Если вы раздражены долгой подготовкой и вообще у вас свои дела, малыш это почувствует, и игры не получится.
  8. Как часто играть? Каждый день! Это принесет только положительный результат. Повторюсь, что роль ролевых игр в жизни ребенка сложно переоценить.

Чем чаще ребенок играет в такие игры, тем больше у него развивается навык делового общения. То есть он способен договариваться и убеждать, склонять на свою сторону.

Вторая стороны медали: в процессе игры ребенок может привыкнуть подчиняться. И вот именно поэтому на начальном этапе важно участие родителей. Родители должны помочь застенчивому и робкому ребенку преодолеть свой страх, примерить на себя роль лидера. Тут роль ребенка в сюжетно-ролевой игре должна быть главной, лидирующей, но не постоянно.

Сборник ролевых игр

СЦЕНАРИЙ сюжетно — ролевой игры для старшеклассников «Карьера +»

Ведущий. Добрый день, дорогие участники, гости и зрители нашей необычной встречи! Почему необычной – спросите вы. Да потому, что сегодня наши лидеры попробуют примерить на себя необычные роли – роли успешных руководителей.

Ведущий: Каждый человек стремится стать успешным в жизни. Но успех приходит только к тому, кто нашел себя, нашел именно ту область, где он может достичь успеха. Путь к жизненному успеху начинается в школе.

Ведущий: Именно в старших классах закладываются первые кирпичики в фундамент профессиональной карьеры человека. Почему бы уже сейчас не поставить себе цель стать профессионалом высокого класса в избранной профессии и руководителем какого-либо предприятия, фирмы, агентства?

Ведущий: И пусть у нас сегодня только игра под названием «Карьера +», но она нас может многому научить, научить работать над собой, ставить цели и искать пути их достижения.

Ведущий: Игра сюжетно-ролевая, значит, каждый участник будет исполнять свою роль, войдет в образ современного руководителя. Сюжеты игры будут самыми разнообразными и позволят и участникам, и зрителям показать свои способности и творческий потенциал. Ведущий: Итак, мы начинаем. Прошу участников занять свои места Цель стать руководителем сегодня перед собой поставили:

Участник под № 1 – Артемьев Дмитрий- ведущий хирург

Участница под № 2 – Пелькина Виктория- главный режиссер киностудии

Участница под № 3 – Курмаева Анастасия — топ-менеджер по персоналу Участница под № 4- Кравец Ксения — директор гимназии

Участница под №5 — Белякова Виктория — заведующая педиатрическим отделением

Участник под № 6 – Стрельников Дмитрий — председатель совета директоров коммерческого банка

Ведущий. А сейчас я с удовольствием представляю вам нашу экспертную группу которая будет анализировать ход игры, отмечать наиболее интересные ответы и действия игроков. Каждый ее участник – образец современного руководителя, профессионал в своем деле.

Итак, в составе нашей экспертной группы: 1. Светлана Николаевна Кирпичева – методист муниципального учреждения «Методический кабинет» 2.Бирюкова Светлана Владимировна – директор Дома детского творчества «Гармония, 3. Любовь Викторовна Назарова- директор Центра детского творчества «Светлячок» 4. Оксана Александровна Абапова – директор Станции юных техников.

Ведущий.Ну вот мы и познакомились с нашей уважаемой экспертной группой, а теперь познакомимся поближе с нашими участниками. Первый этап нашей игры (домашнее задание)назовем так: «Визитная карточка участника» Слово участнику под № 1- Артемьеву Дмитрию под№2 — Пелькиной Виктории под№3 — Курмаевой Анастасии под№ 4 — Кравец Ксении, под№5 — Беляковой Виктории, под№6 — Стрельникову Дмитрию ( выступления участников 3-5мин.) Ведущий. Все участники добавили штрихи к своему портрету руководителя, экспертная группа постаралась это оценить и мы переходим к первому заданию. Ведущий. Представьте, что вас пригласили в телестудию на передачу «Каков он современный руководитель?» Вам предстоит принять участие в дискуссии по заданной теме. Вам необходимо проявить общую культуру и эрудицию и принять активное участие в обсуждении проблемы.

Вопрос Артемьеву Дмитрию: Каковы, на ваш взгляд главные качества современного руководителя?

Вопрос Стрельникову Дмитрию: Согласны ли вы с утверждением, что руководитель-мужчина эффективнее руководителя-женщины?

Вопрос Пелькиной Виктории: Как вы считаете, руководителя должны назначать или избирать?

Вопрос Курмаевой Анастасии: С какого возраста человека можно выдвигать на руководящую должность?

Вопрос Кравец Ксении: Какого стиля руководства вы придерживаетесь?

Вопрос Беляковой Виктории: назовите плюсы и минусы руководящей должности.

А теперь давайте послушаем наших экспертов, как они оценивают состоявшуюся дискуссию. Чьи ответы были наиболее оригинальными? Пожалуйста, вам слово_______

Ведущиий: Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в первые минуты знакомства и разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос и умение вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей жизни.

Ведущий: Следующее задание игрокам. Проявите свою фантазию и попробуйте представить рабочий день руководителя. Составьте график работы на день.

Ведущий: Пока наши участники составляют «График работы на день», мы попробуем сформулировать основные правила делового этикета. Для начала выясним, что такое деловой этикет. Предлагаю ответить зрителям___________

Ведущий. Деловой этикет — правила общения, взаимодействия и поведения людей в процессе профессиональной деятельности, а также формы обхождения с окружающими, виды обращений и приветствий, манеры и принятая форма деловой одежды.

Ведущий: Итак для того чтобы сформулировать первое правило, я попрошу вас ответить на вопрос: Как вы считаете, на чем должны быть основаны деловые отношения? Ведущий: Из всего вышесказанного вытекает Правило 1. Честность и надежность в деловых отношениях. Стремление деловых людей быть честными и надежными в деловых контактах — это проявление их внутренней установки на стабильность и поддержание с партнерами долгосрочных отношений.

Ведущий: А представьте, что партнер дал согласие на поставку некоторого оборудования, но в срок его не поставил, так как решил поискать более выгодные условия. Ведущий: Какое правило делового этикета он нарушил?

Ведущий. Совершенно верно это и есть наше второе правило: Обязательность. Из записной книжки делового человека вычеркивается или помечается особым знаком телефон партнера, который проявил необязательность, совершил подлог или обман. Характеристика такого партнера в деловой сфере передается по личным каналам, и сформировать положительное отношение к себе ему бывает нелегко. Деловая репутация создается годами, а утратить ее можно в считанные минуты без права на реабилитацию.

Ведущий. Переходим к третьему правилу: Соблюдение норм служебной субординации. Как вы это понимаете? В чем суть данного правила?

(зрители отвечают) Четкая субординация предполагает: власть и подчинение, исполнительскую дисциплину, контроль, координацию своих действий с действиями других сотрудников, запрет на действия подчиненного через голову своего непосредственного руководителя, знание и выполнение служебных обязанностей. Ведущий: А сейчас такая ситуация: в престижную фирму пришел человек устроиться на работу. Открыв его трудовую книжку руководитель видит, что этот человек очень часто меняет место работы. Как вы думаете, примут ли этого человека на работу?

Ведущий: Какое правило вытекает отсюда?

Ведущий. Итак следующее правило это — Преданность сотрудников своему учреждению.

Ведущий: Теперь представьте, в солидном учреждении человек пришел на работу в джинсах. О чем это говорит?

Ведущий: В итоге из всего вышесказанного мы можем сформулировать пятое правило — Соблюдение норм поведения и внешнего вида.

Ведущий: В солидных организациях не встретишь шумных и демонстративно раскованных людей. Здесь ценят чувство собственного достоинства, деловитость, собранность, умение контролировать собственные эмоции. Общаются в сдержанной манере, профессионально и информативно.

Ведущий: И следующий вопрос для обсуждения. Каждый из вас знает, что в наше время большую роль в экономике любого предприятия и страны в целом играет конкуренция.

Ведущий: Есть такое современное понятие: деструктивная конкурентоспособность. Как вы думаете, что оно обозначает?

Ведущий: Для того чтобы понять давайте с вами определим, что такое конкуренция – это взаимоотношение, активное соревнование, борьба за существование.

Ведущий: Понятие деструктивная – это нарушение, разрушение нормальных структур чего –либо. Что должно лежать в основе конкурентной борьбы?

Ведущий.Правило 6. Соблюдение нравственных норм в конкурентной борьбе. Человек должен двигаться к цели не путем обмана или предательства, а с помощью интеллектуальных усилий и творческого подхода к делу.

Ведущий: А теперь давайте послушаем, как спланировали свой рабочий день наши руководители.

Ведущий: И снова нашим участникам предстоит выполнить практическое задание.

Провести:

1.Хирургу Артемьеву Дмитрию визит к пациенту .

2. Режиссеру Пелькиной Виктории – кастинг на главную роль

3. Интервью топ-менеджера Гаспрома Курмаевой Анастасии 1каналу

4. Директору гимназии Кравец Ксении составить благодарственное письмо спонсору.

5. Заведующей педиатрическим отделением Беляковой Виктории провести увольнение сотрудника в связи с сокращением штата.

6. Прием иностранного гостя в коммерческом банке председателем совета директоров Стрельниковым Дмитрием без переводчика.

Ведущий: Просим участников выполнить задание

Слово нашим экспертам.

Вопрос к участникам и зрителям. Ведущий. Кто может пояснить смысл выражения «корпоративная культура»?

Корпоративная, или организационная, культура учреждения представляет из себя взаимосвязь следующих компонентов: моральные ценности; цели труда; особенности деловых отношений; психологический климат в коллективе; удовлетворенность или неудовлетворенность работников своим трудом; наличие перспективы роста работников и системы поощрения; уровень стабильности — текучести кадров. Ведущий: Я предлагаю нашим участникам составить 5 правил, отражающих корпоративную культуру вашего учреждения. У вас 5 минут. Ведущий: Пока наши участники составляют свод правил, мы продолжим разговор об особенностях делового этикета.

Ведущий: Любой руководитель должен знать правила ведения деловых переговоров. Начнем с внешних атрибутов.

Ведущий: Как вы думаете, какой формы должен быть переговорный стол?

Ведущий: А знаете ли вы почему деловые встречи чаше всего проводятся за круглом столом?

Ведущий.Круглый стол — символ союза и объединения. При рассаживании в круг снимаются статусные различия. Если необходимо подчеркнуть статусные различия, используют квадратные или прямоугольные столы. На деловых встречах и переговорах часто организуются деловые завтраки, обеды и ужины, на которых проявляются не только профессиональные качества, но и уровень культуры человека.

Ведущий: Каковы правила поведения во время делового обеда или ужина?

Ведущий.Навыкам поведения за столом необходимо специально учиться, поскольку именно по тому, как человек ведет себя за столом, можно дать ему безошибочную оценку. Можно определить его темперамент, уровень развития самоконтроля, оценить его отношение к жизни и своим партнерам. Ведущий: Особое значение придается умению партнера-мужчины употреблять алкогольные напитки. Положительное впечатление создается о человеке в том случае, если он ведет себя спокойно, свободно и естественно, поддерживает светскую беседу.

Ведущий.А если вы оказались на таком мероприятии, и не уверены в том, как правильно пользоваться всем разнообразием столовых приборов и как есть то или иное блюдо, то не следует спешить, спокойно понаблюдайте за манерами других людей или попросите официанта разделать какое-то экзотическое блюдо, или откажитесь от него.

Ведущий: Деловой этикет позволяет сохранять приличия и не нарушать «границы разумного» даже при наличии делового конфликта.

Ведущий Деловой этикет — это культура, к которой мы все должны стремиться, потому что это действительно выгодно и потому что так работает и живет весь цивилизованный деловой мир.

Ведущий: А теперь послушаем наших участников.

Ведущий: Какие же правила, составляющие корпоративную культуру, выбрали для своего учреждения наши участники.

Артемьев Дмитрий, Пелькина Виктория, Курмаева Анастасия, Кравец Ксения, Белякова Виктория, Стрельников Дмитрий Ведущий: Предоставим слово экспертам.

Ведущий. Ну и последнее испытание. Ежедневно руководителю приходится оказываться в нестандартной ситуации, в которой его спасают находчивость, сообразительность и чувство юмора. И вам мы предлагаем ответить на вопросы гостей и зрителей. (вопросы-ответы) Может быть, у зрителей есть вопросы к гостям? (вопросы-ответы) Ведущий.Ну что ж, подведем итоги. «Тяжела ты, шапка Мономаха», -наверняка подумали сегодня наши игроки, примерившие на себя роли руководителей. Тяжела, но не неподъемна. И все вы сегодня показали нам и свои способности, и творческий потенциал. А потому я предоставляю слово нашим экспертам для приятной миссии — подведение итогов. (награждение)

Ведущий: Наша встреча подошла к концу, а с ней и заканчивается сюжетно-ролевая игра «Карьера +». В память о нашей встрече разрешите вручить деловые папки нашим участникам. Пусть наша игра станет первой ступенью карьерного роста будущих руководителей. Ведущий: До свидания, до новых встреч!

Как понять отношение ребенка к сюжетно-ролевым играм, приносят ли они пользу и развивают ли ребенка

  • Ребенок сам просит вас поиграть с ним, проявляет инициативу в выборе сюжета.
  • Малыш запомнил основные фразы и уже может сам их использовать в игре, без вашей подсказки.
  • Ребенок иногда самостоятельно играет с игрушками или другими детьми в игры, которые вы с ним проигрывали.
  • Ваш ребенок начал подручные средства использовать в игре, приспосабливать их к сюжету.
  • Малыш понял, что такое «понарошку».

Игры ролевые дошкольников – ключ к пониманию мира

Если задуматься, то сюжетно ролевые игры можно представить себе как театральное действие, где дети придумывают сюжет и режиссируют действия, после чего примеряют выдуманные роли и воплощают постановку в жизнь с помощью своей фантазии и подручного антуража. Развитие сюжетно ролевой игры происходит плавно, имея точки начала, собственно развитие сюжета и кульминацию, которая знаменует собой конец игры.

Чаще всего сам план ролевой игры малышам предлагают их родители, воспитатели или другие значимые взрослые, на плечи которых и ложится организация сюжетно ролевой игры. Но, единожды показав игру, можно расслабиться, теперь дети будут уже играть в нее самостоятельно, дополняя и изменяя ее по своему вкусу и желанию. Дети, перевоплощаясь в выдуманных героев, стремятся постичь как сам механизм взаимодействия персонажей игры, так и их мотивы, и суть манипуляций с какими либо предметами. Весло – гребет, стетоскоп – позволяет прослушать легкие, корона – позволяет идентифицировать принцессу или короля. Врач – лечит, мама – заботится. Все в голове ребенка встает на свои места, и суть непонятных ранее вещей становится кристально ясной.

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей

  1. Сюжет «Зоопарк»

Наша цель: пополняем словарный запас ребенка, даем знания о животных, учим их повадки и звуки, воспитываем в детях любовь к животным.

Реквизит: игрушечные животные, касса (калькулятор вам в помощь), билетики для входа в зоопарк, деньги (нарезанные бумажки), овощи для животных.

Сюжет игры: Собираемся в зоопарк, едем, покупаем билеты в кассе, гуляем по зоопарку, экскурсовод (мама или папа) рассказывает детям о животных, кормим животных.

  1. Сюжет «Детский сад»

Наша цель: рассказать о саде, о его правилах, о воспитателях и нянечках, научить детей в роли воспитателей заботиться.

Реквизит: комната (детский сад) и все нужные игрушки.

Сюжет игры: проигрываем с самого начала день, поход в сад, все, что происходит обычно в саду, до момента, когда родители забирают деток домой из сада.

  1. Сюжет «Общественный транспорт (автобус)»

Наша цель: объяснить задачи и ответственность водителя, кондуктора и пассажиров, объяснить правила поведения в транспорте.

Реквизит: стулья, билеты, деньги, фуражка у водителя

Сюжет игры: стоим на остановке, ждем автобус, заходим, покупаем билет, соблюдаем правила поведения, заранее предупреждаем о нужной остановке.

Условия:

1) использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; матрос капитан (основная) — пассажир (2-3 дополнительные роли)

2) отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Умения детей:

1. Подключиться к игре сверстников, найти себе роль, подходящую по смыслу к их ролям, в ходе игры соотносить свои действия с действиями разных партнеров.

2. Умел сменить первоначально принятую роль на новую (один из детей берет себе роль Емели, другому приходится быть «щукой», а затем «царем» и т. д.).

Творческий подход в старшей и подготовительной группе.

перехода на новую ступень- игру-фантазирование в чисто речевом плане (без опоры на предметные действия, роль). Овладение новым, более сложным способом построения игры — совместным сюжетосложением.

Воспитатель формирует у детей умений строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать творческие, индивидуальные, игровые замыслы с партнерами-сверстниками.

Игра — придумывание с 2 – 4 детьми. Воспитатель помогает организовать подготовительный период самостоятельной игры детей (обсуждение ролей, действий, организация декораций). Создает условия для режиссерской игры.

Если до 5,5 – 6 лет преимущественное место занимала сюжетная игра, то теперь равное с ней место начинает занимать игра с правилами.

Главная задача – перевод детей на новую, более высокую ступень игры — к совместному творческому сюжетосложению

Игра – фантазирование («фантазеры».Н.Носова). Творческое сюжетосложение включает в себя умение ребенка выделять целостные события, соединять их в разнообразной последовательности и при этом быть ориентированным на партнеров-сверстников.

Игра-придумывание (2 – 4 ребенка). Начинать совместную игру с детьми нужно не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения уже известных. Постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета.

Воспитатель сначала включает в игру-придумывание двоих детей (участвуя в ней сам, как третий партнер). Для начала надо научить детей слышать друг друга и продолжать мысль партнера. Прием вспоминания известной сказки.

Через 2 – 3 дня с этими детьми играет по-новому: придумывают общую сказку, но немного не такую. Начинать преобразовывать известную сказку лучше с изменения главного героя, его задачи, искомого объекта или персонажа и препятствий на его пути. Воспитателю нежно заготовить для себя несколько вариантов, начало новой сказки. Целесообразно соединять в новой сказке сказочные и реалистичные элементы. По мере освоения игры- придумывания воспитатель стимулирует к ролевому взаимодействию (Баба Яга – продавец, Буратино – старуха Шапокляк )

«придумывание настоящих историй» (4 –5 человек)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]