Структура досуга на улице
Процесс прогулки разделяется на несколько важных компонентов. Эти части могут комбинироваться в разных сочетаниях, оставляя неизменным только то, что завершать моцион нужно спокойной ходьбой.
Наблюдения
Основа основ прогулки в первой младшей группе. Среди объектов рассмотрения могут быть:
- растения, животные,
- осадки,
- признаки смены времён года,
- труд человека (как дворник подметает листья, расчищает снег и пр.).
В зависимости от объекта наблюдения могут быть:
- кратковременными (формирующими представления о форме, цвете тех или иных предметов, их положении в пространстве),
- долговременными (например, чтобы продемонстрировать изменения цвета листьев в зависимости от времени года).
Алгоритм анализа объектов наблюдения состоит в том, что дети вместе со взрослым:
- устанавливают факты (после дождя появляются лужи),
- связывают их между собой (к примеру, много луж из-за дождя, на дороге мокро),
- накапливают похожую информацию,
- формулируют вместе со взрослым вывод.
Наблюдение за приметами того или иного времени года развивает внимательность и расширяет кругозор
Трудовая деятельность
С помощью этой работы у ребёнка воспитывается чувство ответственности.
- Складывание игрушек в коробки или ящики.
- Уборка крупного мусора и снега в зимний период (лопатами, мётлами).
- Полив цветов. Обычно малышам поручают помочь донести лейку или проследить за уровнем воды в ней.
Любой труд должен быть посильным для малышей
Игровые методики
Во время прогулок с детьми 1,5–3 лет проводят 2 типа игр: подвижные и малоподвижные. Их выбор зависит от темы конкретной прогулки и погодных условий. Активные забавы для хорошей погоды — салки, прятки, игры с мячом, спокойные для слякотной — кольцеброс, конструктор и пр.
Педагог участвует во всех предлагаемых играх обычно в качестве ведущего
Это интересно. Психологами установлено, что малыши первой младшей группы в силу возраста и зрелости аппарата мышления играют не вместе, а рядом.
Индивидуальная работа
Гулять, как правило, любят все малыши. Только темперамент ребят может различаться. Поэтому воспитатель должен найти подход к каждому: кто-то играет в мяч, кто-то скачет через колесо. При этом есть дети, которые в это время с удовольствием побегают за красивой стрекозой. Задача педагога: подобрать занятие для каждого малыша и, оказав необходимую помощь (например, показав, как правильно держать сачок), проконтролировать правильность выполнения.
Это интересно. Прогулка в вечернее время предполагает то, что воспитатель будет общаться с родителями, а значит, наблюдение, труд — те виды деятельности, которые требуют максимальной концентрации внимания не только детей, но и взрослого, не включаются.
Индивидуальная работа подразумевает и возможность свободного выбора вида деятельности
Видео: индивидуальная игровая деятельность на прогулке в первой младшей группе (весна)
Картотека прогулок в младшей группе
В картотеках представлено описание прогулок на весь учебный год, а также на летний период, когда дошкольники большую часть времени пребывания в ДОУ находятся на свежем воздухе.
- Картотека прогулок для первой младшей группы (Алыпова Л.В., Торбостаева Э.Н.).
- Картотека прогулок в младшей группе (от 1–3 лет) (Игнатьева Т.А.).
- Картотека прогулок в младшей группе (Комарова Н.В.).
Таблица: фрагмент картотеки прогулок
Тема | Вид деятельности | Содержание | Задачи |
Погода | Наблюдение | Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, что сделали тучи (закрыли солнце), отметить, какое небо (хмурое), какая погода (хмурая).
Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются), дует ветер, раскачивает деревья. У деревьев расцвеченная листва.
| Учить определять время года по характерным признакам. |
Трудовая деятельность | Поливать песок для игры. |
| |
Подвижные игры | «Воробушки и автомобиль». Дети – «воробушки» садятся на скамейку – «гнёздышки». Воспитатель изображает «автомобиль». После слов воспитателя «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются и бегают по площадке, размахивая руками – «крылышками». По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнёздышки!» «автомобиль» выезжает из «гаража», «воробушки» улетают в «гнёзда» (садятся на скамейки). «Автомобиль» возвращается в «гараж». |
| |
«Береги предмет». Играющие образуют круг. Один ребёнок находится в середине круга (водящий), остальные стоят, несколько расставив ноги и держа руки за спиной. У ног каждого ребёнка лежит кубик (или любой другой предмет). Водящий старается выхватить этот кубик, но играющий защищает его, приседает и закрывает руками, не давая до него дотронуться. Как только водящий отходит, игрок встаёт. Ребёнок, не защитивший свой кубик, делает шаг назад из круга. Он временно не участвует в игре. Когда водящему удаётся взять предметы у двух-трёх играющих, назначается новый водящий. При смене водящего дети, стоящие за кругом, возвращаются в игру. |
| ||
Индивидуальная работа | Задания на развитие движений. | ||
Осень | Наблюдение за облаками |
Предложить детям понаблюдать за облаками, рассказать, что облака состоят из капелек воды. Предложить каждому ребёнку выбрать наиболее понравившееся облако и проследить, куда оно плывёт, быстро двигается или медленно. Пусть каждый ребёнок даст своему облаку имя. |
|
Трудовая деятельность | Сбор опавших листьев и другого мусора на участке. | Приучать соблюдать порядок на участке детского сада. | |
Подвижные игры | «Солнышко и дождь». На слова «Дождик идёт!» бежать в свой дом (сесть на скамеечку), а на слова «Солнышко летит!» выйти на середину площадки. |
| |
«С кочки на кочку». На площадке воспитатель чертит круги диаметром 30–35 см, расстояние между ними примерно 25–30 см. Это кочки, по которым нужно перебраться на другую сторону болота. По кочкам можно перешагивать, перебегать, перепрыгивать. |
| ||
Индивидуальная работа | Задания на развитие движений. | ||
Как вести себя на дороге | Наблюдение | Пройти к проезжей части дороги и понаблюдать за движением транспорта. Объяснить, что детский сад находится рядом с дорогой. Это шоссе.
Спросить, какие машины двигаются по шоссе. Пусть дети назовут знакомые автомобили. Обратить внимание на то, что по шоссе двигается много легковых и грузовых машин, и никто не мешает друг другу. Это потому, что водители соблюдают правила дорожного движения. |
|
Трудовая деятельность | Сгребание сухих листьев в определённое место. | Учить правильно пользоваться граблями, наполнять ведра «до определённой отметки». | |
Подвижные игры | «Воробушки и автомобиль». |
| |
«Ловишки-перебежки». Дети становятся на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки проведена черта. На середине находится ловишка. После слов «Раз, два, три, лови!» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого ловишка дотронулся, прежде чем бегущий пересечёт черту, считается пойманным и отходит в сторону. После 2–3 перебежек производится подсчёт пойманных, и выбирается новый ловишка. | Учить согласовывать свои действия с действиями товарищей. | ||
Индивидуальная работа | Игры с куклами, машинками. | ||
Приметы весны | Наблюдение | В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, лёгкие белые облака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным — из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.
|
|
Трудовая деятельность | Расчистка дорожек от снега на участке, уборка снега на веранде. | Учить сгребать снег с помощью лопаток в определённое место. | |
Подвижные игры | «Зайцы». Одного из играющих выбирают «волком», остальные – «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, волк находится на противоположной стороне. «Зайцы» выходят из домиков, воспитатель говорит: «Зайцы скачут скок, скок, скок, На зелёный на лужок. Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают — не идёт ли волк». Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в овраг. | Учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя. | |
«Прыгни-повернись». Дети, свободно располагаясь на площадке, прыгают на месте под счёт «1, 2, 3», на счёт «4» поворачиваются направо на 45°. Снова делают 3 прыжка на месте, на четвёртый поворачиваются направо. Вернувшись в исходное положение, дети выполняют прыжки в левую сторону. Между повторениями надо сделать небольшой перерыв — походить по площадке. | Закреплять навыки отталкивания при прыжках на двух ногах. | ||
Индивидуальная работа | Игры по интересам. |
Таблица: пример конспекта прогулки
Автор | Тимофеева Ольга Васильевна, воспитатель ДОУ Аннинский детский сад №7 |
Название | Конспект прогулки в I младшей группе на тему: «Первые весенние цветы» |
Вид деятельности | Содержание |
Наблюдения |
Дети подходят к клумбе, на которой расцвели ирисы. Воспитатель: «Посмотрите, какие красивые цветы. Вы знаете, как они называются? Это ирисы. Обратите внимание на листья, какого они цвета». Предлагает детям вдохнуть аромат ириса. Дети идут дальше, подходят к тюльпанам. Воспитатель: «А как называются эти цветы? Правильно, тюльпаны. Какого цвета эти тюльпаны? Найдите ещё такой же цветок. А листочки какого цвета?»
|
Индивидуальная работа | Ходьба по ограниченной поверхности («Не наступи на цветок»). Дети выходят на полянку с одуванчиками. Воспитатель: «Посмотрите, как много выросло цветов. Это одуванчики. Как называются эти цветы? Какого они цвета?»
Воспитатель предлагает рассмотреть части растения: стебель, листья, цветок. Дети проходят по поляне и видят одуванчики, которые уже отцвели.
Дети рассматривают одуванчик, дуют на него, наблюдают, как разлетаются семечки. |
Подвижные игры | «Зайки».
|
«Одуванчик».
| |
Трудовая деятельность | Малыши убирают игрушки. |