Задача игр-занятий по сенсорному развитию детей
Главная задача игр-занятий для детей – это накапливать разнообразный сенсорный опыт, который бы на следующих этапах обучения и ИЗО и конструировании помогал систематически накапливать знания, получать новые и применять их в разных ситуациях.
— Какими играми вы пользуетесь дома для сенсорного развития?
— Как вы играете со своими детьми?
— Чему эти игры учат ребенка?
Важно, чтобы воспитатели при организации игр-занятий пользовались краткими речевыми инструкциями, не отвлекали детей словами от выполнений заданий.
Но множество исследований в сфере коррекционной педагогики показывают, что дети часто обладают недостаточно развитым восприятием: оно носит фрагментарный характер, неточное и нецеленаправленное. У дошкольников недостаточно сильно развиты сенсорные эталоны.
Поэтому есть потребность в создании условий, которые бы позволяли упражнять сенсорные функции во время систематических тренировок. Дети тренируются различать и классифицировать признаки окружающего мира, чтобы более точно и адекватно взаимодействовать с ним.
Эффективность дидактических игр в сенсорном развитии дошкольников
Главные способы воздействия на сенсорные эталоны у дошкольников – это упражнения, дидактические и предметные игры. Это можно объяснить тем, что младшие дошкольники больше всего нуждаются в игровой активности.
В процессе дидактических игр можно не просто следить за формированием навыков и качеств ребенка, но также направлять и корректировать их в нужном направлении.
Дидактические игры вызывают у детей способность мыслить самостоятельно, применять имеющиеся знания в разных условиях согласно поставленным задачам. Также нужно отметить, что упражнения и игры нужно проводить в определенной системе в связи с тем, как проходит воспитание и сенсорное обучение детей.
Учитывая это чтобы развивать сенсорные эталоны и повышать уровень развития сенсорики, мы разработали комплекс дидактических игр.
Работая с сенсорным развитием, я последовательно и систематически используют упражнения и дидактические игры. Именно это является главным средством воспитания сенсорики. Стараюсь внедрять их в те или иные формы образовательного процесса.
Во-первых, я составила перспективный план по формированию сенсорных эталонов. Материал старалась распределять в той последовательности, которая предусматривает постепенный переход от легкого к трудному.
К примеру, сначала дети должны познакомиться с определенными сенсорными свойствами – формой и величиной объектов, которые исследуют с помощью ощупывания. Затем они способны воспринимать цвет с помощью зрения.
Принцип последовательности применяется также и в том, что сначала дети знакомятся со свойствами, которые резко различаются друг от друга, а затем уже те, которые имеют близкие признаки. Более того, нужно учитывать возраст дошкольников и то, на какой стадии находится их развитие.
Развивая у дошкольников представления о разных цветах, нужно действовать поэтапно. Сначала дошкольники должны научиться ориентироваться в контрастных цветах и подбирать к образцам подобные предметы.
С этой целью организуют дидактические игры, в которых дети могут раскладывать вещи по тарелочкам, находить подобные мячики и показывать похожую мозаику. С первых занятий важно не просто называть, каким цветом предметы, но и прикладывать плотно одни предметы к другим.
На следующем этапе дети учатся развивать способность ориентироваться в контарстных цветах: зеленом и желтом, синем и красном. Для этого используют задания, в которых дети подбирают согласно образцу подобные предметы.
Для этого существую разные дидактические игры. Дети привязывают к шарикам ниточки, ставят букеты в вазы, прячут мышек, раскладывают предметы по цветам, садят бабочек на цветки. И если на первых порах дети ошибаются, то им помогают, показывая правильный образец действий.
Чтобы детям было интереснее, можно применять разные дидактические материалы, стараясь чередовать их во время всего занятия.
На данном этапе у дошкольников как правило развивается понимание того, что один и тот же цвет может быть у разных предметов. Подбираются игрушки и природные материалы, обладающие нужным цветом.
Дети могут выполнять следующие задания: «Отыщите предметы лишь синего или красного цвета». Чтобы развивать представления о том, какую форму имеют предметы, нужно помогать детям сравнивать их.
К примеру, я могу задать вопрос: «Скажите, ребята, какую форму имеет этот мячик?». А затем говорю им: «У этого мяча круглая форма, как у апельсина». Затем я предлагаю детям самим находить объекты с похожим признаком.
При этом нужно учить детей выполнять такие практические действия, как накладывание фигур, переворачивание их и прикладывание. Дети обводят контуры фигур пальцами и выполняют другие действия.
Когда ребенок выполнил ряд практических действий, ему проще узнавать фигуры, которые нужно знать в младшем дошкольном возрасте. Чтобы правильно определить величину предмета, у дошкольников нужно развивать способность подбирать объекты с той же величиной, что и у образца.
Потом детям дают задания, которые бы развивали их способность различать предметы по их величине, накладывая или прикладывая их друг ко другу.
Это позволяет закреплять названия предметных свойств. Во время игр на определение величин нужно использовать как можно больше предметов, которые подготавливаются заранее. Это могут быть игрушки, имеющие разные размеры.
С помощью дидактических игр нужно формировать мышление детей и их внимание. Эти процессы неразрывно связаны с приобретением нового сенсорного опыта.
Все это позволяет закрепить представления о величине. Чтобы формировать тактильные ощущения, нужно использовать упражнения и игры с применением тактильных дорожек и сенсорных панно.
Детям предлагаются цветные палочки и красивые шнурки, а также детские прищепки. Ребятам нравится играть с разноцветными пробками, липучками, с закручивающимися предметами и щетками.
Нужно также отметить, что развитие сенсорики – это неотъемлемая часть образовательной деятельности. Но и в совместной деятельности, а также в режимных моментах мы этому тоже уделяем внимание.
В зависимости от возраста ребенка осуществляются разные подходы для организации дидактических игр.
Сенсорное развитие младших дошкольников средствами дидактических игр
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 127 «Берёзка», г. Иркутск, Иркутская область
Воспитатель
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Семенова С.Г. Сенсорное развитие младших дошкольников средствами дидактических игр // Совушка. 2016. №1. URL: https://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120188.html (дата обращения: 18.01.2022 ).
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается, при этом немалую роль в познании играют ежедневные впечатления от общения с людьми. Дошкольный возраст — это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное развитие, в процессе сенсорного воспитания, в этот период занимает важнейшее место, так как является еще и основой для умственного развития. Полноценному восприятию окружающей действительности помогают дидактические игры, которые служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. По мнению Э.Г. Пилюгиной, В.И. Логиновой, эффективное управление сенсорным развитием детей младшего дошкольного возраста осуществляется на занятиях или в организованной деятельности. Педагог, системно планируя проведение дидактических игр по сенсорному воспитанию, способствует эффективному развитию ощущений и восприятия, что влияет на сенсорное развитие ребенка. Наблюдая за работой своих коллег-педагогов, я поняла, что в дошкольной организации не всегда используют планомерно дидактическую игру для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в образовательной деятельности. Поэтому, для себя поставила несколько задач, решая которые, я увидела влияние дидактических игр на сенсорное развитие детей младшего возраста в процессе образовательной деятельности. Сенсорика – это совокупность чувствующих подсистем организма. В сенсорику любого человека входит несколько подсистем: зрительная, вестибулярная, слуховая, проприоцептивная, тактильная. Сенсорное развитие дошкольников включает две взаимосвязанные стороны: 1) усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений. 2) овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и объёмно воспринимать окружающий мир. Следовательно, сенсорное развитие – это развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира с помощью подсистем организма: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Сенсорное развитие осуществляется в процессе сенсорного воспитания. Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Для сенсорного развития педагог может использовать различные возможности:
- в изобразительной деятельности: цвет и оттенки;
- в конструктивной: форма, величина, пространственные отношения, свойства поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая);
- в музыкальной деятельности: темп, ритм, характер музыки;
- на лепке: свойства пластилина, глины (твёрдый, мягкий, пластичный);
- в ознакомлении с окружающим миром: цвет, запах, звук и т.д.
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте осуществляется в трех направлениях: развитие органов чувств; овладение сенсорными эталонами; усвоение перцептивных действий (способов обследования предметов). По мере накопления чувственного опыта, круг сенсорных представлений ребёнка становится шире. Накопленный опыт дети переносят на другие предметы и явления, используют его в повседневной жизни. В своей работе с детьми младшего дошкольного возраста, я опиралась наследующие задачи:
- развивать восприятие детей в различных видах деятельности; создавая условия для ознакомления детей со свойствами предметов и явлений окружающей действительности. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;
- обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;
- совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств;
- развивать образные представления.
Все эти задачи я решала с помощью игры. Известно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра, являясь формой практики ребенка, направлена на освоение, познание окружающей его жизни. Большая роль в умственном воспитании детей принадлежит дидактическим играм. Эти игры имеют готовое содержание и четкие правила. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога. Дидактическая игра имеет определенную структуру: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат (подведение итогов). Для сенсорного воспитания детей младшего возраста, я использовала следующие виды дидактических игр:
- Игры – поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками (предметами): подобрать, складывать, вставлять, нанизывать и т.д. (матрешка, пирамидки и др.).
- Игры с прятаньем и поиском, основаны на интересе детей к неожиданному появлению и исчезанию предмета, их поиску и нахождению.
- Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Что здесь?», «Что изменилось», «Волшебный мешочек».
- Сюжетно-дидактические игры – изображение жизненных ситуаций, в выполнении роли взрослых или животных («Напоим Машу чаем», «Постираем кукле платье», гуси, медведь, зайчик и т.д.).
Используя дидактическую игру в рамках образовательной деятельности, я планомерно и в системе осуществляла сенсорное развитие детей. При этом использовала дидактическую игру в образовательной деятельности как самостоятельную форму и как метод в одной из его части. Для того, чтобы сделать свою работу наиболее эффективной, я всех детей разделила на две подгруппы, учитывая уровень развития каждого ребенка. Также мной были спланированы следующие дидактические игры, которые были направлены:
- на формирование представлений о цвете и оттенках (два оттенка каждого цвета);
- на формирование представлений о форме;
- на формирование представлений о величине и размере;
- на формирование умения обследовать и обозначать свойства реальных предметов;
- на развитие глазомера.
Название дидактической игры | Дидактическая задача |
Воздушные шары | Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра — «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый». |
Спрячь мышку | Закреплять у детей представления о шести цветах. |
Подбери по цвету 1 вариант | Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения). |
Подбери по цвету 2 вариант | Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения). |
Подбери по цвету 3 вариант | Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения). |
Лебедушка | Дать детям представление о том, что цвет — признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения. Закреплять названия цветов спектра. |
Украсим елочку | Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов), подбирать их по слову, обозначающему цвет. |
Какие бывают фигуры Вариант 1 | Познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называть их). |
Какие бывают фигуры Вариант 2 | Познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат — треугольник, квадрат — прямоугольник, круг — овал. |
Подбери фигуру | Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания. |
Подбери по форме Вариант 1 | Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины |
Подбери по форме Вариант 2 | Дидактическая задача. Учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. |
Кому какая форма Вариант 1 | Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. |
Кому какая форма Вариант 2 | Учить детей группировать геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, треугольники) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. |
Найди предмет такой же формы | Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. |
Что лежит в мешочке? | Закреплять знания детей о форме, упражнять в соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом. |
Геометрическое лото | Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. |
Три квадрата | Дидактическая задача. Научить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний», «больше», «меньше», «самый большой». |
Башня Вариант 1 | Закреплять представления об относительной величине предметов; дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами. |
Башня Вариант 2 | Дидактическая задача. Закрепить представления об отношениях по величине между плоскими и объемными объектами. Научить располагать в порядке убывания величины четыре предмета. |
Лесенка | Продолжать учить детей устанавливать отношения по величине между плоскими и объемными предметами, располагать предметы в порядке убывания величины. |
Построим лесенку | Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки. |
Соберем пирамидку | Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки. |
Сделаем столбики | Формировать умение выбирать на глаз предметы одинаковой величины. |
Сбор фруктов | Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. |
Все дидактические игры были проведены мной в строгой последовательности. Сначала были проведены игры, направленные на развитие цвета, затем на развитие восприятия формы, затем на развитие восприятия величины, и в завершении на развитие глазомера. В процессе проведения большинства дидактических игр развивала навыки обследования у детей. Такая последовательность обусловлена тем, что дети сначала должны усвоить цвет и форму, только потом величину. Чтобы привлечь внимание детей я вначале образовательной деятельности использовала сюрпризные моменты: «А кто это стучится к нам?», «Посмотрите, что нам принесла Машенька в волшебном мешочке!» и т.д. Дети младшего дошкольного возраста быстро устают, и чтобы их внимание не ослабло, все объяснение, и проведение дидактических игр осуществляла в процессе предметной практической деятельности. Для того, чтобы разнообразить деятельность детей я использовала физкультурные минутки, такие как: «Зайка серенький сидит…», «Буратино» и др., пальчиковую гимнастику: «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик, где ты был?» и т.д. А затем снова возвращалась к решению дидактических задач. В процессе работы с детьми, я побуждала детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегала к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволило детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх. Во время игр и образовательной деятельности старалась заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребенка. Привлекала внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приемов, поддерживала интерес к образовательной деятельности через введение персонажей («пришла Катя посмотреть на нас», «пальчики хотят помочь» и т. д.). Все полученные представления о сенсорных эталонах я закрепляла с помощью продуктивных видов деятельности. На занятиях по изобразительной деятельности я закрепляла с детьми основные цвета, форму. Во время конструктивной деятельности закреплялись все сенсорные представления детей: цвет, форма, размер (величина) с непосредственной практической деятельностью. Кроме того, я использовала игры для закрепления знаний на одном из этапов образовательной деятельности. Например, в водной части (предметные дидактические игры), в основной в качестве физкультминутки и подготовки мелкой моторики рук к рисованию (на данном этапе проводились словесные игры). В заключительной части использовала настольно-печатные игры. Всё вышеперечисленное я использовала на занятиях по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, и, соответственно отражала в перспективном планировании.
Перспективный план использования дидактических игр в продуктивных видах деятельности
№ | Название образовательной деятельности | Дидактическая игра |
1 | Рисование «Рисование шаров» | Дидактическая игра «Найди шар по цвету» Цель: закреплять название цветов, учить находить шарик определенного цвета по слову воспитателя (вводная часть). |
2 | Рисование «Апельсин» | Дидактическая игра «Найди предметы по цвету и форме» Цель: закреплять название цветов, учить находить предметы определенного цвета и формы по слову воспитателя (основная часть). |
3 | Лепка «Бусы для мамы» | Дидактическая игра «Собери бусы для мамы» Цель: учить чередовать цвет в определенной последовательности нанизывая на нитку: сначала крупный зеленый шарик, затем более мелкий красный шарик (заключительная часть) с переходом в самостоятельную игровую деятельность. |
4 | Рисование «Курочка и цыплята» | Мозаика «Курочка и цыплята» Цель: закрепление представления детей о том, что цвет может являться признаком и используется для обозначения (заключительная часть) с переходом в самостоятельную игровую деятельность. |
5 | Лепка «Вишенки» | Дидактическая игра «Найди по форме и величине» Цель: учить находить по слову воспитателя предметы схожие по форме и цвету на картинках. |
6 | Рисование «Огоньки ночью» | Дидактическая игра «Весёлый бассейн для пальчиков» Цель: закреплять у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте. Словарь: «светлый», «темный», «светлее», «темнее» (вводная часть). |
7 | Рисование «Украшение матрешки» | Дидактическая игра «Собери матрёшку» Цель: закреплять умение определять размер предметов на глаз. Складывать матрешку от маленькой к большой (основная часть). |
8 | Рисование «Одуванчики и жук» | Дидактическая игра «Волшебный мешочек» Цель: Закреплять умение обследовать предмет с закрытыми глазами, называть его на основе осязательных ощущений по форме и величине (вводная часть). |
Также в работе использовался индивидуальный подход к детям, у которых был низкий уровень сенсорного развития. Таким образом, благодаря дидактическим играм, данная группа детей продемонстрировала умения определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические формы; называть основные цвета (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый); сравнивать объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия, на основе обследования и развития глазомера. В результате нашей совместной работы с детьми по развитию сенсорных способностей, могу с уверенностью сказать, что дидактические игры следует подбирать опираясь на возрастные и психологические особенности детей; знания, навыки и умения, приобретённые в дидактической игре, необходимо закреплять в различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.) и в повседневной жизни. Это обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, а также развитию сенсорной культуры ребенка. И, конечно, система дидактических игр должна строится с постепенным усложнением, чтобы ребенок мог соотносить новую информацию с уже имеющимся опытом и знаниями. Дидактические игры будут способствовать более эффективному сенсорному воспитанию детей лишь в том случае, если они носят целенаправленный и систематический характер.
Список использованной литературы:
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991. 160 с.
- Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М.: Просвещение, 2008. 315 с.
- Венгер Л.А. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2004. № 13. С. 42-46.
- Дерягина Л.Б. Радуга-дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус: пособие для детей, родителей и воспитателей. СПб: Литера, 2005. 32 с.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
- Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. М.: Учебная литература, 1996. 25 с.
Методика организации дидактических игр для сенсорного развития
Рассмотрим методику организации дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста.
- У младших дошкольников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Наглядность для них более действенная, чем слово. Поэтому целесообразно объяснить им правила и продемонстрировать само игровое действие. Если в игре есть разные правила, не стоит сообщать их все за один раз.
- Игры нужно проводить таким образом, чтобы они позволяли детям испытывать радость и бодрость.
- Нужно научить детей играть так, чтобы они не мешали друг другу, постепенно учились объединяться для игры в небольшие группы и осознали, что вдвоем играть намного интереснее.
- Воспитатель с младшими дошкольниками должен стараться сам включаться в игровой процесс. Сначала нужно привлечь детей поиграть с дидактическими материалами. Затем нужно разбирать их и собирать вместе с ребятами. Нужно пробудить у детей интерес к дидактическим материалам и научить с ним играть.
- В этом возрасте у детей преобладает чувственное восприятие окружающей действительности. Беря это во внимание, воспитатель старается подобрать такой материал, который можно было бы исследовать и активно с ним действовать.
- Знакомые для ребят игры станут еще более увлекательными, если в их содержание вводить что-то сложное и новое, что требует активизации умственных процессов. Поэтому нужно повторять игру в различных вариациях, постепенно усложняя их правила.
- Когда объясняются правила игры, воспитатель должен обратить свое внимание на разных игроков, чтобы каждый подумал, что рассказывают об игре лично ему.
- Чтобы игра становилась более успешной, педагог должен подготовить ребят к игровому процессу: до игры дети должны познакомиться с предметами, которые будут использованы, с изображениями и их свойствами.
- После игры воспитатель должен обязательно подметить положительные стороны: похвалить детей за то, что у них получилось.
- Интерес к играм усилится, если воспитатель предложит им играть с теми игрушками, которые были использованы во время игры.
Сенсорные игровые системы и условия их использования
В методической литературе содержится информация о разных игровых системах. Такие системы были разработаны в том числе и Т.В. Башаевой. Они позволяют развивать восприятие дошкольников и младших школьников. ИССО разрабатывалась на основании закономерностей развития восприятия в дошкольный период и на психологических аспектах перевода внешних действий во внутренний план. Также учитывались законы овладения сенсорных эталонов.
Чтобы реализовать каждый вид восприятия, были созданы игровые системы, которые основаны на принципе постепенного усложнения согласно этапам развития перцептивных действий. В начале дети играют с реальными предметами с помощью взрослых, так они начинают воспринимать то, какими свойствами обладают разные предметы. Потом в игровую систему вводятся модели, с помощью которых свойство можно выделить специально, чтобы облегчить их восприятие.
Играя с моделями, дети учатся манипулировать свойствами как в реальных действиях, чтобы расчленить внешние действия и сами предметы на составляющие их элементы. Это дает возможность проще усвоить перцептивные действия и перевести их на уровень зрительного восприятия объектов.
Каждый вид восприятия должен завершаться зрительным различением и узнаванием свойств явлений или предметов, с помощью чего можно определить, развит ли у дошкольника механизм восприятия изучаемых свойств.
Игровые методы формирования представления о цвете
Главное место занимают упражнения и игры на различения цветов. С их помощью дошкольник может познакомиться с общепринятой системой оттенков и цветовых тонов, которые включаются в виде переходных фраз.
Игры эти очень важны, ведь дети при восприятии цвета в окружающей обстановке, рисуя его с помощью красок и карандашей не способны самостоятельно научиться систематизировать оттенки и тона.
Г.С. Швайдо предлагает собственную модель построения игр на различение и узнавание цвета. Сначала ребенок должен запомнить близкие друг для друга цвета. Затем он должен научиться различать цвета по темным и светлым оттенкам.
После этого дети должны научиться различать оттенки для одного цвета. Сначала выбирают два оттенка. Затем несколько.
Чтобы прочно усвоить сенсорные эталоны, нужно множество раз повторять игры. Но повторность нужно организовать в различных вариантах. Если повторять дидактические игры без изменений, это даст возможность детям в процессе упражнений закрепить приобретенные умения и знания.
Но если немного усложнять знакомые игры, это развивает к ним интерес. Решение новых задач приносит детям чувства удовлетворения и радости, дети разжигаются желанием вести умственную активность.
Формирующая среда и игровые методы
Согласно Р.А. Курашовой, можно выделить предметную развивающую среду, являющуюся одним из условий развития сенсорных эталонов у дошкольников.
Сегодня по мере совершенствования системы воспитания, по мере того, как внедряются принципы гуманизации процесса образования, большое значение придается созданию формирующей среды.
Среда, которая включает в себя окружения ребенка, состоит из семьи, ближайшего окружения и социальной среды. Среда может как активизировать, так и сдерживать развитие ребенка. Но она не может не влиять не его развитие вообще.
Развивающая предметная среда – это комплекс объектов материального мира, с которыми ребенок взаимодействует. Она позволяет моделировать содержание физического и духовного облика ребенка.
Чтобы дидактические игры давали результат, нужно следовать общедидактическим принципам в их организации.
Например, нужно придерживаться принципа последовательности и систематичности, которые проявляются в том, что система знаний должна передаваться детям в логической последовательности с учетом познавательных возможностей учащихся. Еще один принцип – это принцип обучения. Он подразумевает организацию процесса из нескольких шагов. Он приносит больше результатов, если делать меньше перерывов, не нарушать последовательность и не допускать неуправляемых моментов.
Исходя из всего этого, дидактические игры должны проводиться последовательно от простых к сложным.
Согласно В.Н. Аванесовой, во время занятий, которые основываются на прямом воздействии взрослых на обучающего, невозможно осуществить все зачади по сенсорному воспитанию: большую роль по-прежнему играют дидактические игры.
Исследовательница считает, что в некоторых случаях игры являются определенной игровой формой проведения занятий. Их можно организовать со всеми дошкольниками во время занятий. В других же случаях игры нужно использовать в повседневной жизни, когда ребенок играет самостоятельно.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека» Б. Г. Ананьев.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Знакомится он и с произведениями искусства — музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания. Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра — самая любимая и естественная деятельность дошкольников.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Сенсорное развитие детей зависит от того, как ребёнок осваивает предметные действия с игрушками. Для знакомства с величиной подойдут матрёшки, пирамидки с кольцами, стаканчики – вкладыши. Ребёнок учится нанизывать кольца на стержень пирамиды начиная с самого большого кольца. Но для этого надо 2 -3 раза показать взрослому, как это делать. Учить малыша разъединять и соединять части одноместной матрёшки, а затем вкладывать меньшую матрёшку внутрь большой.
Многократность упражнений с предметами (игрушками) постепенно приводит к тому, что малыш начинает решать задачу сразу с помощью внешнего ориентировочного действия, не прибегая к практическим пробам. Популярна игра с прищепками и с шаблонами предметов. Ребёнок берёт в руки круг жёлтого цвета и подбирает к нему жёлтые прищепки, прикрепляя их на шаблон. Получилось солнце. Или взять голубой бумажный цветок и прикрепить к нему голубые прищепки. Для детей 2 – 3 лет можно найти настольную игру «Цвета» в виде парных пазлов. Пару раз поиграете с ребёнком, а потом он будет играть самостоятельно.
Чем больше вы будете упражняться с ребёнком по сенсорному восприятию, тем успешнее он будет выполнять задания, предметные действия с игрушками. А дети будут владеть хорошей координацией движений пальцев рук, действовать целенаправленно и настойчиво. Добиваться требуемого результата и будут уметь следовать предъявленному образцу.
Сенсорное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым на основе дидактического материала, дидактических игрушек, экспериментирования, продуктивной деятельности и т. д.
Следующая > |
Дидактические игры для мотивации обучения
Дидактические игры – это игры, которые создаются и приспосабливаются специально для обучения детей.
Это разновидность игр с правилами, которые специально создаются педагогами для воспитания и обучения детей.
Дидактические игры – это достаточно сложное педагогическое явление, состоящее из множества планов. Игра – это и игровой метод, и форма обучения, и самостоятельная деятельность, и средство для личностного воспитания.
Дидактические игры как методы обучения изучаются нами в двух видах: это занятия и дидактические игры. Во время занятий ведущую роль берет на себя воспитатель, который старается повысить у дошкольников интерес к занятиям с помощью игровых приемов. Он может создавать соревновательные элементы, внедрять игровые ситуации. Применение разных компонентов игровой деятельности можно сочетать с указаниями, с показом, с объяснениями и с вопросами.
Исследователи в области игр выделяют ее структуру: задачи, правила и действия.
Игра, которую используют для обучения, включает в себя дидактическую, обучающую задачу. В процессе игры дети стараются решить задачу в увлекательной для них форме, которую можно достичь определенными игровыми действиями.
Каждая дидактическая игра наделяется развернутым игровым действием. Согласно группе педагогов, дидактические игры становятся игрой благодаря тому, что в них присутствуют игровые моменты: неожиданности и ожидания, элементы соревнования и движения, загадки и распределения ролей.
Мотивация для выполнения дидактических задач – это естественное желание ребенка играть, достигать игровых целей, выигрывать. Именно это побуждает их более внимательно вслушиваться и всматриваться, быстрее ориентироваться на нужные свойства, выбирать предметы и группировать их как это требуют условия игры и правила.
Обычно педагоги смешивают понятия «игровое упражнение» или «игра». И игровые упражнения иногда педагоги ошибочно называют играми.
Но если использовать игровые упражнения вместо игр, то часто интерес детей может быстро угаснуть. Н.Я. Михайлено выделяет такие компоненты игры: это действия, правила, выигрыш.
Если в той деятельности, которую педагог предлагает для детей, нет соревновательного компонента и невозможно фиксировать первенство как выигрыш, то это просто игровое упражнение. Чтобы игра не превратилась в игровое упражнение, нужно вводить в процесс игровые действия с соревновательным компонентом.
Сенсорное воспитание детей через дидактические игры
Людмила Бендик
Сенсорное воспитание детей через дидактические игры
«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием успешного обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится воспринимать предметы и явления окружающей среды при помощи органов чувств, тактильных приемов.
Огромная роль и значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность.
От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при помощи осязания, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.
В процессе практических действий с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт. В повседневной жизни происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром предметов, созданных руками человека. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения — дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. В связи с тем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. Игра выступает средством сенсорного развития и воспитания.
Свою работу по сенсорному развитию я начала со сбора информации по данной проблеме, изучила педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.
В своей работе решаю следующие задачи:
— Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
— Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре;
— знакомить детей с величиной и формой предметов
— формировать навыки самостоятельной деятельности.
Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учётом возраста детей. Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Для формирования элементарных математических представлений я подбираю игрыс математическим содержанием требующие умственного напряжения:
-игры головоломки,
-игры шутки
-игрыс занимательными вопросами: «Почему овал не катится?»
,
«Кто быстрее найдёт»
,
«Незаконченные картинки»
,
«Живые числа»
,
«Подбери по цвету»
,
«Один — много»
. В 2015 году на педагогических чтениях выступала
воспитатель и интересно рассказала о палочках Кюизенера, логических блоках Дьенеша. Мы тоже приобрели эти игры и специальные альбомы к ним. Детям очень интересно. Они яркие, занимательные, играть с ними детям очень нравиться.
Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создала сенсорный уголок, который наполнила дидактическими играми познавательного направления на развитие цвета, для закрепления знаний о форме, величине, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.
Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом»
. Я, объясняю родителям игру, а родители дома со своими детьми закрепляют её. Также для родителей была представлена выставка
дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а также, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведённые игры. Такая систематическая работа даёт свои положительные результаты.
Типы дидактических игр для сенсорного развития
А.Н. Аванесова, учитывая опыт сенсорного развития детей, выделила несколько типов дидактических игр:
- поручения, которые основываются на увлечении детей действиями с предметами и игрушками: их можно собирать, раскладывать, вставлять и выполнять другие операции с ними;
- прятание и поиск: дети увлечены неожиданному исчезновению или появлению предметов, их нахождением и поиском;
- отгадывания и загадывания, в которых детей привлекает неизвестность;
- сюжетно-ролевые: дети попадают в изображенные жизненные ситуации и выполняют роли взрослых людей: покупателей, почтальонов, продавцов и т.д;
- соревнования, в которых дети стараются быстрее достичь игрового результата и победить;
- фанты: в них дети стараются сбросить карту, избавиться от чего-либо, удержаться, избежать штрафного предмета, не произнести запретного слова.
Согласно А.Н. Аванесовой для развития у дошкольников представлений о цветах, о солнечном спектре, нужно сначала проводить дидактические игры, во время которых дети могли бы научиться различать основные цвета, узнавать их и называть правильно.
После этого дошкольников знакомят с дополнительными цветами. Затем дети выполняют упражнения, в которых учатся называть и различать оттенки для главных и дополнительных цветов.
Так формируются представления об определенных системах цветовых отношений, о последовательности всех цветов в солнечном спектре и об их месте там.
Приобретенные детьми знания о цвете позволяют развиваться умственно и сенсорно. Применяя эти знания в качестве эталонов, дети стараются быстрее и лучше, точнее и осознаннее ориентироваться в пространстве. Их деятельность приобретает боле совершенные формы.
Полученные сенсорные представления не говорят о том, что дети будут использовать их на практике.
Дидактические игры как раз позволяют расширить практику применения эталонов, расширить практические ориентировки.
Функция дидактической игры в результате становится не учебной, а направленной на применение уже имеющихся знаний.
Игры можно использовать в каждом занятии. Лучше всего сопровождать их потешками и загадками, что позволяет детям эмоционально осознавать и воспринимать игровые образы, понимать их эстетический характер, формировать воображение и образное мышление.
Похожие записи:
- Педагогические условия формирования сенсорных представлений о цвете у детей Условия формирования сенсорных представлений о цвете у детей дошкольного возраста:…
- Организация игр-занятий в процессе формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста Описание опыта работы по формированию сенсорных эталонов у детей дошкольного…
- Расширение словарного запаса через ознакомление с животным миром Ознакомление детей дошкольного возраста с миром животных помогает формировать у…
- Что такое фольклор и как использовать его формы? Малые формы фольклора успешно используются в разных видах деятельности для…
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Ребенок учится в процессе самостоятельной деятельности с материалами и постепенно проходит путь от хватания к пониманию, т. е. от манипуляций руками к пониманию сути предмета.
М. Монтессори
Раннее детство — особый период становления органов и систем детского организма и прежде всего функцией головного мозга. Доказано, что функции головного мозга не фиксированы наследственно они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма ребенка [5, с.15].
Особенности периода раннего детства определяют задачи и средства воспитания детей. Задачами умственного воспитания являются:
‒ развитие действий с предметами;
‒ сенсорное развитие;
‒ развитие речи;
‒ развитие игровой и других видов деятельности;
‒ формирование основных психологических процессов (внимания, памяти, развитие наглядно-действенного мышления, эмоционального развитие, формирование первичных представлений об окружающем мире, понятий);
‒ развитие умственных способностей (умение сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость отдельных явлений);
‒ формирование познавательных потребностей (потребности в получении информации, активности на занятиях, самостоятельности в познании окружающего мира).
Указанные задачи реализуются через следующие средства: эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком во время самостоятельной его деятельности; развитие сенсорных процессов (ощущений, восприятий представлений); сенсорного развития посредством дидактических игр.
Ребенок отрыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг от новорожденного до пяти огромное расстояние», — писал Лев Толстой. Путь дошкольника — очень ответственный. Он трудный и радостный, где много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на то, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе.
Общение малыша с миром происходит не только через нас, взрослых, а и самостоятельно. Мир проникает в сознание человека сразу же после того, как он рождается. Это взаимопроникновение и служит основой процесса развития личности.
Ребенок сначала познает мир только чувственным образом. Чувственный мир безграничен, так как лишен стереотипов. Ребенок чувствует себя в нем свободно, и мир открывается ему словно в процессе рисования — постепенно и завораживающе.
Все, что взрослым уже знакомо, все, что, как им кажется, до конца понятно, объяснено и уложено в схемы, ребенок видит впервые, и его восторг так силен, что ему хочется продлить это «впервые» до бесконечности. Но лишь немногие взрослые, которых мы называем людьми искусства, сохраняют в себе способность бесконечного первооткрытия мира.
Детям необходимо всестороннее развитие. Чем больше они познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и все это позволит легче учиться. А после интересных занятий ребенку не придется при рассматривании какого-либо предмета тратить силы на ненужные движения головы. Следовательно, малыш не будет так уставать, и процесс обучения пойдет гораздо быстрее.
Чтобы легко учиться, чтобы на высоком уровне определить форму предмета, объем, размер, у ребенка должны быть не только хорошо развиты окологлазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, мышцы шеи, помогающие ей быть неподвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, но и скоординированные движения мышц обеих рук. Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, т. е. совершать какие-то действия, которые называют моторными. Чтобы взять предмет одной рукой, ваш малыш должен быть уже моторно готовым к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет ими познать многое и разное. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми.
Дошкольный период — один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, что именно в этот период появляется и, возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать мир и себя. Поначалу ребенок доверяет тому, что говорят ему взрослые о сущности явлений и предметов, но потом проявляется очевидный дефицит истинного опыта и интерес, в том числе к знаниям, снижается. Ребенок становится обладателем непережитого опыта. И это не только заглушает его сенсорные способности, но и делает затруднительным последующие стадии обучения, которые основаны на умении оперировать логическими и аналитическими категориями. Поэтому ребенку необходимо дать возможность самостоятельно познавать мир через сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представление) [1, с. 9–10]. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т. д.; звуки, издаваемые, каким-либо предметов, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятия — непосредственное, чувственное познание действительности.
Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. В связи с этим иногда считают, что достаточно лишь направить внимание детей на тот или иной предмет, а рассмотреть его они могут сами. Но это не так: дет как правило, еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать в них характерные черты. И причина не в том, что ребенок невнимателен. Малыш действительно может воспринимать очень поверхностно, но невнимательность часто зависит от неумения всматриваться и вслушиваться. Внимание значительно возрастает в тех случаях, когда человек воспринимает с какой-то целью, ради чего-то. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и её нужно развивать в ребенке [4, с. 6–7].
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опят. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов [3, с. 3–4].
Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочных и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности, полноценного усвоения знаний и навыков.
Вопросы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных работников — педагогов и психологов А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной и другими. Это изучение показало, что развитие восприятия — сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание и должно быть направлено на обеспечение этих моментов.
Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы каждого вида свойств и предметов. Так, в области формы — это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др.), в области цвета — семь цветов спектра, белый и черный цвета. Конечно, в природе существует бесконечное разнообразие красок и форм, и человечество сумело их упорядочить, свести к немногим разновидностям. Усвоение представлений об этих разновидностях дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта.
Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов — это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребенка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов соответствует свойство того предмета, который воспринимается в данный момент. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами — это и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.
Работы А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным развитием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных знаний и умений. [2, с. 12–13]
Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста составляет фундамент общего умственного развития ребенка. А для полноценного сенсорного развития нам помогают дидактические игры, которые помогают сделать процесс обучения интересным, доступным, эмоциональным, позволяя ребенку получить свой первый, собственный опыт.
Литература:
- Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников. — М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001, 9–10 с.
- Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М.: Просвещение, 1978. 12–13 с.
- Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. — М.: Просвещение, 1983. 4–5 с.
- Сакулинина Н. П. и Подьяков Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1969. 6–7 с.
- Фролова А. Н. Умственное воспитание детей раннего возраста. — К. «Радянська школа», 1989, 15 с.
- Хохрякова Ю. М. Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста: моногр. Перм. Гос. Пед. ун-т. — Пермь, 2010.