Развитие познавательного интереса и познавательной мотивации дошкольников


Как зарождается познавательный интерес у дошкольников

Познавательный интерес не формируется на пустом месте или по воле родителей. Он появляется, когда ребенок сталкивается с чем-то совершенно новым, что не укладывается в «матрицу» его познаний и опыта. Появляется удивление, озадаченность. Загадка не дает покоя дошкольнику, пока он не прояснит ключики к отгадке.

Пример. Дениска 3,5 лет увидел маленький трактор с кузовом впереди. Первое, чем поинтересовался малыш: «Почему трактор спиной вперед едет?». Выслушав ответ, он еще на всякий случай прошел сам спиной вперед несколько шагов. Затем последовал вывод: «Так водитель видит, что везет».

Ребенок увидел, как распустился цветок на подоконнике, и он уже готов поливать комнатные растения каждый день, чтобы повторить явление. Наблюдает, как бабушка месит тесто, и ему непременно хочется попрактиковаться в превращении рыхлой муки в пластичное тесто.

Дошкольник желает приобщиться к деятельности, которая будит эмоции и переживания. Даже собирание пазлов и конструкторов заинтересовывает ребенка тем, что в итоге должна получиться красивая картинка или модель.

Одни предметы и явления увлекают ребенка кратковременно, другие удерживают внимание надолго. Можно выделить основные формы проявления интереса:

  • Любопытство – первичный интерес к предмету, объекту или событию.
  • Любознательность – желание детальнее изучить предмет, найти пока еще скрытые его свойства. На этом этапе формируется радость познания нового. Исследования проводятся методом проб или при помощи вопросов.
  • Непосредственно познавательный интерес – характеризуется появлением задачи или ситуации, в которой ребенок стремится разобраться самостоятельно, понять истинную сущность явления. На этом этапе демонтируются механизмы на отдельные винтики или разбираются на составляющие куклы, чтобы узнать, что внутри.

Что удерживает познавательный интерес в дошкольном возрасте

Познавательный интерес может легко угаснуть, если его не подпитывать. Определенную роль здесь играют взрослые, побуждающие ребенка продолжать, но основные факторы, которые стимулируют на продолжение, это познавательная самостоятельность и наличие мотивации.

В процессе изучения нового происходит соединение чувств и интеллектуальной составляющей. Дошкольник испытывает чувство восхищения, узнав, что времена года в южном полушарии сменяются по другим принципам.

Радость познания нового вызывает нетерпение и полную увлеченность игрушкой или книгой, в которой присутствует новая информация. Демонтаж будильника или кухонной техники провоцирует такой азарт, что юный исследователь может не заметить родителей, наблюдающих за ним.

Небольшие опыты, которые можно провести с помощью многочисленных наборов юных физиков и химиков, заставляют замирать в предвкушении результата. И, наконец, ничто не мотивирует так на продолжение познания, как достигнутое самостоятельно решение.

Познавательная самостоятельность

Начиная с пятилетнего возраста, дошкольник все чаще задает цепочки уточняющих вопросов. Он заинтересовывается конкретным предметом или процессом, задает главный беспокоящий его вопрос, но полученный ответ побуждает его к дальнейшим исследованиям и новым вопросам.

Суть познавательной самостоятельности кроется в том, что ребенок сам, без дополнительных побуждений, испытывает готовность получать новые знания.

Старшие дошкольники могут высказывать свое несогласие с ответом, предлагать свой вариант и настойчиво выяснять, в чем их предположение ошибочно. При необходимости получить дополнительную информацию, дошкольники сами инициируют беседу со взрослым и задают вопросы, восполняя пробелы в своих знаниях.

Одно из основных условий проявления познавательной самостоятельности – достаточное развитие волевой сферы. Решая поставленную самому себе задачу, необходимо довести дело до конца, даже если встречаются препятствия: не откручиваются винтики, не совмещаются детали, не получается нарисовать так, как подсказывает воображение.

Познавательная мотивация

Мотивация – второй кит, на котором стоит познавательный интерес. Предложение взрослого на словах собрать модель или почитать книгу не имеет силы. Необходимо, чтобы ребенок был увлечен процессом сам и стремился продолжить или начать исследование.

Формирование познавательной мотивации у детей дошкольного возраста тесно связано с развитием произвольного внимания.

Задача, прежде заинтриговавшая ребенка, может оказаться довольно непростой для него. Чтобы продолжать заниматься ее решением, нужно удерживать внимание и помнить о цели. Это не под силу младшим дошкольникам, которые еще не научились управлять своим вниманием.

Психологи выделяют условия, необходимые для формирования познавательной мотивации дошкольника:

  • Эмоциональная поддержка. Ребенок дольше удерживает внимание и интерес к делу, если его подбадривать, хвалить, поддерживать.
  • Активизация мыслительных процессов. Незначительные подсказки малышу, предложение проверить еще одну версию воодушевляет юного исследователя. У него появляется ближайшая цель и идеи, как ее достигнуть.
  • Обсуждение успехов и неудач, побуждение ребенка самостоятельно находить объяснения, почему получилось или не удалось найти решение.

Воспитание любознательности порождает самостоятельную привычку искать в окружающем пространстве все неизведанное и непонятное. Узнавать новое становится для ребенка потребностью и мотивирует к познавательным действиям, будь то обучение чтению или составление коллекции.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Применение игровых технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

  • вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
  • использование дидактических игр;
  • применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.

Главными критериями являются новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:

  • интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
  • эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
  • регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений
  • творческие — воображение, создание новых моделей, образов.

Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в группе создать развивающую предметно – пространственную среду. Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту детей, материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны сегодня каждому отдельному ребенку.

Для формирования и развития познавательной активности следует:

  • развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,
  • укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
  • развивать у детей чувство собственного достоинства.

Особое место в работе с детьми занимают познавательные дидактические игры: «Большой – маленький», «Времена года», «С какого дерева листик», «Назови, кто я?», «Помоги найти маму», «Где, чей домик?», «Оденем Машу на прогулку», «К названному дереву беги» помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы, формируют знания об окружающем.

Словесные игры: «Съедобное — несъедобное», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Узнай по голосу», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». ТРИЗ дает возможность детям проявлять индивидуальность, учит их нестандартно мыслить, снимает чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение.

«Волшебный мешочек» (на ощупь)

  • «Похвалушки» (двое детей хвалят каждый свой предмет)
  • «Вдвоем» (по очереди рассказывают о предмете, придерживаясь схем)
  • «Загадка» (составление рассказа – загадки, не называя предмет)
  • «Хорошо — плохо» или «Розовые – черные очки»
  • «Чудесные вещи» (придумывание, изобретение чего-то нового, перенося свойства одного предмета на другой)
  • «Придумай сказочку» (привычные объекты начинают обладать необычными свойствами)

Особое место в работе с детьми занимают игры на составление целого из частей: «Танграм», «Колумвово яйцо», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра». Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу.

Актуальным методом познавательной активности детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Последнее время в дошкольном образовании широко используется исследовательская деятельность, которая в наиболее полном, развернутом виде предполагает следующее:

  • ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
  • предлагает возможные решения;
  • проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
  • делает выводы в соответствии с результатами проверки;
  • применяет выводы к новым данным;
  • делает обобщения.

В дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: образовательная деятельность, игра, прогулка, сон, умывание. В процессе экспериментирования дети знакомятся со свойствами твердых, жидких, газообразных веществ, свойствах дерева, металла и т. д., например: «Поплывёт или утонет?», «Как вода исчезает?», «Смешивание красок», «Куда делся сахар, когда я помешал чай ложечкой?». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и все делает сам.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, в котором эти знания приобретаются.

Таким образом, применяя игровые технологии, экспериментирование, познавательные задачи и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход, качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от любопытства до познавательной активности.

Для развития познавательных способностей большое значение имеет развитие исследовательского поведения: любознательность, наблюдательность, развитие исследовательских умений и навыков: умение видеть проблемы, умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы, умение классифицировать, умения и навыки проведения экспериментов, умения делать выводы и умозаключения.

Для развития у детей умения видеть проблемы используют игры и задания «Продолжи рассказ», «Посмотри на мир чужими глазами», «Назови как можно больше признаков предмета»; наблюдения, рассматривание разных предметов.

В умении вырабатывать гипотезы помогают простые упражнения: «Подумайте, почему дети любят играть?», «Почему течёт вода?» и др.

Наблюдая за окружающим миром, дети делают выводы, умозаключения, а чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов «Почему?» «Зачем?» «Как это происходит?»

Вопросы должны носить поисковый характер, развивать умение выдвигать гипотезы, например: «Как вы думаете, дождь будет идти целый день?», «Как вы думаете, что произойдёт, если дождика не будет совсем?», «Снег растает когда- нибудь?», «Как вы думаете, что случиться с насекомыми, если они не лягут спать?» и др.

Педагог не должен давать детям готовые знания и раскрывать перед ними истину, а учить её находить. Если ребенок задаёт вопрос, постарайтесь не давать ему готовый ответ, а спросить, что он думает сам. Призывая к рассуждению, наводящими вопросами, педагог должен подвести к тому, чтобы он, на основе имеющихся знаний и представлений, находил ответы и делал открытия для себя сам.

Такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. У детей появляется желание узнавать новое о свойствах вещей, активно исследовать их.

Мероприятия, спланированные вне занятий, являются обязательной составной частью системы познавательного развития ребенка. Именно на таких мероприятиях педагоги имеют возможность не только закреплять, уточнять, расширять, систематизировать накопленные представления детей, но и вводить новые содержания.

Формы мероприятий, проводимые вне занятий

  • Традиция «Наши славные дела»;
  • Познавательные вечера;
  • Рассказы педагогов «Знаете ли вы…»;
  • Подбор материала о животных и растениях;
  • Коллекционирование.

Желательно, следовать мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Уметь открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставлять всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Следующая >

Развитие познавательных интересов у старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте значительно возрастает взаимосвязь познавательного интереса и внимания. В этот период дети осознают, что правильный результат во многом зависит от того, насколько тщательно были учтены все детали.

Также формируется произвольность функции внимания, дети способны сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на посторонние предметы или ситуации.

Поступательное развитие познавательных процессов приводит к тому, что старшие дети больше анализируют, обучаются выделять главное и абстрагироваться от незначимых признаков. С одной стороны, они более способны находить ответы на свои вопросы, но, с другой стороны, их познавательные интересы охватывают больше сфер.

На этом этапе формируется познавательный интерес к математике. Дошкольникам интересно выполнять простые арифметические действия, измерять предметы, решать логические задания.

Значительную роль в развитии познавательной активности играет поисковая и экспериментальная деятельность. Ребенок – экспериментатор. Познание мира опытным путем – его естественное состояние. Кроме того, результат, полученный в рамках эксперимента, усваивается значительно лучше, чем просто рассказ взрослого.

В процессе эксперимента старший дошкольник своими силами получает ответы на значимые в его возрасте вопросы: «Как?» и «Почему?». Можно сколько угодно рассказывать ребенку о законах аэродинамики, но он не поймет о чем идет речь, пока не запустит бумажного змея.

На прогулках или экскурсиях дети получают возможность постоянного экспериментирования: почему листик уплывает по ручью, из-за чего тает снег; увидеть, что сорванная ветка засохнет или, наоборот, пустит корни в стакане с водой.

Близка по сути к опытам познавательно исследовательская деятельность. Она включает эксперименты, но также предполагает использование коллекционирования для обучения классификации предметов по различным признакам. Собирать можно как гербарии и марки, так и фигурки из коллекции роботов.

Экскурсии помогают исследовать кусочек пространства, по которому проложен маршрут. Учебные действия заключаются в получении минимальных навыков картографии, изучении растений и повадок животных, встреченных на пути.

Познавательный интерес как средство познавательного развития дошкольников

Библиографическое описание:

Антонова, С. Г. Познавательный интерес как средство познавательного развития дошкольников / С. Г. Антонова, И. В. Меньшова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (40). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/191/6067/ (дата обращения: 18.01.2022).


В статье авторы раскрывают важность формирования познавательного интереса, как неотъемлемой составляющей познавательного развития дошкольников.

Ключевые слова: познавательное развитие, познавательные действия, познавательный интерес, дошкольный возраст.

Обществу нужен человек не только потребляющий

знания, но и умеющий их добывать.

Одной из актуальных проблем образования на сегодняшний день является проблема развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Так как именно в этом возраста складываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребенка. И наша задача, как педагогов, развить эту личность во всех областях и подготовить детей к следующей ступени обучения, начальной школе.

С первых дней жизни ребенок начинает свой путь к приобретению и усвоению новых знаний и умений. В этом ему помогают родители, по приходу в дошкольное учреждение — педагоги. Важной и основной задачей педагога будет не просто преподнести ему информацию, а научить «добывать» самому необходимые знания, посредством создания такой зоны окружения ребенка, в которой он сможет удовлетворять эту потребность, проявлять познавательную активность, свою любознательность, развивать воображение, находить ответы на свои вопросы, тем самым реализовывать свой познавательны интерес.

В законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 48 отмечены обязанности и ответственность педагогических работников: «педагогические работники обязаны: развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» [9, с.5].

В ФГОС ДО одним из основных принципов является принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий у ребенка в различных видах деятельности [8, п. 1.4.7].

Главными задачам познавательного развития в ФГОС ДО являются: развитие увлечений детей, познавательной мотивации и любознательности; развитие познавательных действий, развитие сознания; развитие воображения, фантазии и творческой активности [8].

Познавательная деятельность — активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Говоря о познавательной деятельности ФГОС ДО использует следующие термины:

 Познавательные интересы — это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

 Познавательные действия — это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Познавательное развитие — это совокупность количественных качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка [8].

Поэтому так остро стоит вопрос познавательного развития дошкольников, так как оно оказывает неизгладимое влияние на развитие дошкольников в целом, его личности. В ребенке необходимо «разбудить» эту познавательную потребность, которая является источников его познавательной активности и составляющая основу развития познавательного интереса личности. Можно с уверенностью сказать, что познавательное развитие ребенка невозможно без «рычага давления» — познавательного интереса.

В трудах многих ученых (Ананьев Б. Г., Божович Л. Н., Выготский Л. С., Венгер Л. А. и др.) доказано, что познавательный интерес формируется лишь при активной познавательной деятельности. Познавательный интерес раскрывается в стремлении ребенка узнавать что-то новое, знакомиться с качествами и свойствами окружающих предметов и явлений, в стремлении понять их сущность, найти между ними взаимосвязь. Все они сходятся в том, что познавательный интерес занимает главное место в педагогическом процессе, именно ему нужно уделять пристальное внимание.

По мнению И. В. Метельского: «Интерес — активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности» [3]. Познавательный интерес в педагогике понимают как внешний стимул, как средство активизации познавательной деятельности детей.

Л. С. Выготский, считал, что познавательный интерес возникает в деятельности, и его цель — стремление человека вникнуть во всеразнообразие окружающего мира, отражать в сознании свойственные процессы, причинно-следственные связи и закономерности. В то же время познавательный интерес, будучи включенным в познавательную деятельность, неотъемлемым образом связан с возникновением многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этом этапе познания предметного мира и отношения к нему, научным фактам формируется идеология, характеру которой способствует познавательный интерес [1].

Педагоги сходятся в том, что интерес является «внешним стимулом», для активизации познавательной деятельности дошкольников, своего рода стимулятором деятельности.

Б. П. Есипов утверждал: «познавательный интерес — неразрывно связанное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективное и субъективное взаимодействие человека с миром, выраженное в отношениях» [2].

Познавательный интерес, обладая мотивационными и регулятивными возможностями, тем самым содействует продуктивному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности. Являясь устойчивой характеристикой личности, познавательный интерес способствует ее формированию в целом, так как под его влиянием лучше всего протекает восприятие, развивается наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение.

Хотелось бы отметить наиболее характерную особенность интереса — это наличие волевой направленности. Познавательный интерес нацелен не только на процесс познания, но и на конечный результат, что всегда связано со стремлением к цели, с ее реализацией, преодолением трудностей, с волевыми усилиями. Именно в нем взаимодействуют все наиважнейшие проявления личности. Лишь при грамотной организации образовательного процесса интерес может стать устойчивой чертой личности и только тогда играть роль в его развитии. Как черта личности, познавательный интерес проявляется всегда и всюду, в любой обстановке, при любых обстоятельствах и условиях. Именно интерес способствует развитию мыслительных процессов, которые проявляются в задавании вопросов взрослому, ищут способы для удовлетворения своего интереса, что способствует формированию и развитию личности.

Еще К. Д. Ушинский отмечал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным и интересным. С этой целью педагоги насыщают свою деятельность приемами, рождающими у воспитанника непосредственный интерес. Они используют различный интересный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации [6].

Многолетние исследования И. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной показали, что познавательный интерес не является присущим человеку от рождения, он складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования. При этом путь формирования интереса в дошкольном возрасте проходит несколько качественных этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, существующих между ними [4;9].

Познавательный интерес выступает и как главный способ обучения и как способ развития. И работает он только тогда, когда на первый план выступают внутренние побуждения, которые способны сдержать порыв интереса, возникающий при внешних воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность, несоответствие ранее изученному – все эти особенности способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, т. е. содействовать устойчивости интереса.

Нельзя оставить без внимания условия, соблюдение, которых служит формированию, развитию и укреплению познавательного интереса у дошкольников. В трудах отечественных ученых данному аспекту уделяется большое внимание:

  1. Первое условие — максимальная опора на мыслительную деятельность ребенка. Зачатком для познавательных сил и возможностей, являются решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, выявив определенную точку зрения.
  2. Второе условие — процесс обучения и воспитания, должен быть выстроен на благоприятном уровне для развития ребенка.
  3. Третье условие — создание благоприятной, положительно эмоциональной атмосферы образовательного процесса. Благополучная атмосфера, сопряжена с двумя главными источниками развития: с деятельностью и общением, которые рождают неоднозначные отношения и создают тонус личного настроения ребенка. Положительная атмосфера обучения поддерживает и подвигает на желание быть умнее, лучше и сообразительнее. Д. И. Писарев отмечает, что стремление быть лучше и не останавливаться на достигнутом утверждает чувство собственного достоинства, которое при успешной деятельности, приносит огромное удовлетворение. Создание благоприятной атмосферы для познавательной деятельности ребенка — это важнейшее условие формирования познавательного интереса, как следствие развитие личности в целом [5].
  4. Четвертое условие — это благоприятное и располагающее общение. В ходе этого необходимо учитывать индивидуальные особенности самого ребенка, переживания от успеха и неудач, его склонности, и другие интересы, а так же особенности его психологии. Каждое из этих отношений может повлиять на заинтересованность ребенка, как в положительном, так и в отрицательном контексте.

Соблюдение всех вышеперечисленных условий служит предпосылками для формирования познавательного интереса в процессе деятельности.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что активизация познавательной деятельности ребенка без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Поэтому необходимо постоянно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес детей, рассматриваемый и как важный мотив учения, и как стойкая черта личности, и как очень хорошее средство обучения и воспитания, повышения их качества. При этом нельзя не отметить, что особое место в поддержании познавательного интереса занимает педагог, ему отведена особая роль в процессе обучения.

Таким образом, познавательный интерес — это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется стремлением ребенка к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Основные характеристики познавательного интереса можно обозначить следующим образом: он имеет волевую направленность; является одним из важнейших мотивов учения; при правильной педагогической и методической организации деятельности, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может стать устойчивой чертой личности ребенка; выступает как мощное средство познания.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005–1136 с.
  2. Есипов, Б. П. Педагогика [Текст]: учеб.пособие / Б. П. Есипов, Н. И.Болдырев, К. П. Бельский; под ред. проф. д-ра пед. наук Б. П. Есипова. — М.: Просвещение, 1967–414 с.
  3. Метельский, И. В. Как поставить перед учащимися учебную задачу [Текст] / И. В. Метельский. — М.: Педагогическое общество России. — 2004 –57 с.
  4. Морозова, Н. Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н. Г. Морозова. // Педагогика и психология. — 1979 — № 2 — С. 5–46.
  5. Писарев, Д. И. Избранные сочинения [Текст] / Д. И. Писарев — М.: Просвещение, 1951–283 с.
  6. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст] / К. Д. Ушинский.: в 11 т. — М.: Академия педагогической науки, 1950–59 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / ПриказМинобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета «RG.RU». — URL: https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата посещения 07.03.2017)
  8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
  9. Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г. И. Щукина. — М.: Педагогика, 1988–208 с.

Роль взрослого в формировании познавательного интереса дошкольников

Основная задача взрослых на этапе формирования познавательного интереса – поддерживать мотивацию дошкольника и использовать методы, помогающие удерживать внимание детей и доводить дело до конца.

Родителям нужно позаботиться не только о том, чтобы в доме были справочники и энциклопедии, подходящие для дошкольного возраста, но и регулярно читать с ребенком материалы, обогащающие багаж знаний ребенка. Полезно применять нестандартные развивающие методы. Например, пальчиковые игры для детей увлекательны по своему практическому исполнению и приносят ощутимую пользу развитию мелкой моторики.

Основные линии работы в развитии детского познавательного интереса:

  • Поддержание стремления ребенка задавать вопросы. Выражается в благожелательном отношении и подробном разъяснении вместо коротких ответов-отговорок.
  • Дополнительное стимулирование познавательного интереса. Заключается в захватывающих рассказах, выявлении интересующих дошкольника тем, расширении ответов, выходя за пределы темы. Например, рассказывая про часы и минуты можно коснуться календаря.
  • Применение игр. Для дошкольников это основная деятельность, в которой осваиваются новые навыки. Можно строить игры в форме «вопрос-ответ» или корректировать сведения, которые ребенок использует неправильно, играя со сверстниками.
  • Поддержка дошкольника в его исследованиях. Хвалить по достижению результата и в процессе деятельности так, чтобы ребенок понимал – важны его усилия, направленные на решение задачи.
  • Помощь в освоении навыков планирования и постановки цели.

Поддержка взрослыми любознательности ребенка по отношении к любым сферам жизни приведет к наличию развитого познавательного интереса. А это хороший задаток предстоящим школьным успехам и разностороннему развитию личности на любом возрастном этапе.

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Развитие познавательной активности у детей, на сегодняшний день, вопрос актуальный, т.к. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от педагогов развивать, любознательность и познавательную мотивацию. Им необходимо сформировать у будущих выпускников детского сада ключевые качества, как творчество и способность к поиску знаний.

Главное в работе с дошкольниками — это ориентировка на возможности развития интереса, направленное на изучение окружающего мира посредством экспериментально-исследовательской деятельности.

Поэтому, организовать детскую исследовательскую деятельность необходимо с младшего дошкольного возраста. Для них характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментирование. Оно имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. То есть детское экспериментирование является хорошим средством познавательного развития дошкольников.

Наблюдая за детьми, следует обратить внимание на то, что у детей младшего возраста недостаточно сформирована познавательная активность, Такая несформированность отражается на развитии речи, логического мышления, памяти, внимания. Дети не всегда активно проявляют любознательность, исследовательский интерес к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности. Поэтому педагогическую деятельность следует строить на проведение целенаправленной систематической работы с использованием детского экспериментирования.

Для достижения цели следует решать следующие задачи:

1. Изучить методическую литературу по детской поисково–экспериментальной деятельности;

2. Организовать развивающую предметно-пространственную среду группы в соответствии с программными требованиями;

3. Расширить представления детей об окружающем мире;

4. Развивать связную речь и активный словарь в процессе экспериментальной деятельности;

5. Побуждать детей к рассуждению, учить задавать вопросы и обращаться с просьбами;

6. Способствовать формированию выводов и определений в ходе экспериментов и детских исследований;

7. Обогащать детский опыт.

Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «Детство» и изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментальной деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, нами были намечены пути осуществления будущей работы по данной проблеме.

На первом этапе работы перед нами стояла задача обогащения предметно-пространственной среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей. Ребенок развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающая предметная среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Для этого в группе мы создали экспериментальный центр, в его оснащение вошли:

— лупы, ведёрочки, мерные стаканчики, песок, камешки, ракушки, детские книги с иллюстрациями о жизни животных, настольные игры, семена растений, гербарии и многое другое.

Групповое пространство мы спланировали удобным для самостоятельного выбора и принятия решении и открытий. При этом среда развивала детскую инициативу и предоставила возможность для проявления творчества и экспериментирования. Все это позволило сформировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления в деятельности.

На втором этапе работы мы разработали перспективное планирование по экспериментальной и исследовательской работы на учебный год. В основу взяли календарно-тематическое планирование для второй младшей группы.

Систему работы выстроили из взаимосвязи трех основных блоков:

— непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения;

— совместная деятельность педагога, родителей и детей;

— самостоятельная деятельность детей, которая способствует активной познавательной деятельности.

Непосредственно-образовательную деятельность, построенная на принципах развивающего обучения, направлена она на развитие личности в целом, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления и творческих способностей.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши были заинтересованы и для поддержки активности мы использовали специальные развивающие игры.

Экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, камешками вызвали восторг у детей. У них возникло желание обследовать сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. В таких играх и экспериментах дети приобрели опыт поисковых действий.

Игры, пособия, модели, книги которые использовались на занятиях и в совместной деятельности способствовали стимулированию к поисково-познавательной работе.

В развитии познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста мы придерживались некоторых правил и принципов:

— не заставляли ребенка играть, а создали условия для возникновения интереса к игре;

— не запрещали детям активно двигаться;

— поощряли детскую инициативу;

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста являются проведение простых опытов.

Их новизна и теоретическая значимость в работе заключается в следующем:

во-первых, в характере решаемых задач опыты доступны детскому пониманию и способствуют развитию познания;

во-вторых, в процессе проведения опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

в-третьих, в такой работе используется обычные бытовые предметы и игровое оборудование

Такая образовательная деятельность с применением опытов способствует удовлетворению познавательных интересов детей, поиску и умению анализировать, сравнивать и делать маленькие, но очень важные открытия малышам.

В нашей практике, по изучению свойств воды, глины, воздуха, мы широко используем дидактические игры.

При помощи игр «Чистые ручки» и «Наш помощники», дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Знакомясь со свойствами песка, мы играли в игру «Испечем пирожки и пирожное». Дети в процессе лепки из сухого и мокрого песка подводили итоги о том, как сухой и мокрый песок принимают форму. А при проведении дидактической игры «Следопыты», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети пытались поймать воздух в полиэтиленовые пакеты, и убеждались в том, что воздух прозрачен и невесом. В игре «Буря» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода выталкивает воздух. А игра «Мой веселый звонкий мяч» способствовала пониманию того, что в мяче тоже находится воздух.

Во время занятий с камнями мы проводим игры «Легкий — тяжелый» и «Какой формы камешек?», на которых дети получили представления о том, что камни имею разный веси имеют разнообразную форму.

При помощи опытов с бумагой дети узнали, что она легкая: ее можно скомкать, подуть на неё, и она может сдвинуться с места, бумага тонкая и может рваться и прочее.

Игры-эксперименты способствуют сенсорному развитию детей, расширяют кругозор, углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов.

В работу по развитию познавательных интересов мы подключили родителей наших малышей. Они охотно приняли наши советы и рекомендации и включились вместе с нами в увлекательную игру по экспериментированию.

Совместные усилия родителей и педагогов детского сада помогли добиться положительного результата в воспитании у дошкольников познавательных интересов к окружающему и развить их сенсорный опыт.

У ребят повысился уровень познавательного интереса, обогатился кругозор. Дети научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаимосвязь. Это дает нам полагать, что система развивающего обучения способствует повышению уровня интеллектуально-познавательного развития детей и их развития в целом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]