Актуальные тренды современного образования в дошкольном образовательном учреждениистатья


Дошкольное образование

Дошкольное обучение (получение начального образования) – это первое структурированные знания ребенка, с которыми он впервые сталкивается до вхождения им во взрослую жизнь. Дошкольное образование охватывает примерный временной отрезок — до шести-семи лет, до тех пор, пока ребенок не пойдет в школу, получать там знания, умения и навыки.

Дошкольный период, это очень интересный, познавательный и в тоже время ответственный период в жизни ребенка, в который он в полной мере должен освоить такие важные для своего будущего сферы, как- образовательная, интеллектуальная, взаимодействия, психическая и чувствительная…

Всероссийский форум «Ориентиры детства 3.0»

2-3 ноября прошел Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства 3.0» онлайн. Мероприятие организовали Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО) и Ассоциация развития качества дошкольного образования (АРКАДО) при поддержке Министерства просвещения РФ, Общероссийского профсоюза образования, Государственной Думы РФ, Общественной палаты РФ, Союза женщин России.

Тема форума – «Стратегия развития дошкольного образования на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации» – отвечает современным вызовам времени.

Форум провели в условиях значимых изменений в российском образовании, которые связаны с реализацией национальных проектов, поправками в Конституцию РФ, актуальными направлениями государственной образовательной политики. Участников форума приветствовали:

  • директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Евгений Евгеньевич Семченко;
  • председатель Комиссии Общественной палаты РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Александровна Виннер-Усманова;
  • председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Ивановна Меркулова;
  • свои пожелания успешного проведения мероприятия прислала председатель Союза женщин России Екатерина Филипповна Лахова.

Мероприятие первого дня провела исполнительный директор форума Анна Еланская. Спикеры в своих выступлениях говорили о разных подходах к вопросам воспитания дошкольников.

Президент Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО) Эльфия Дорофеева затронула острые проблемы дошкольного образования. Несмотря на то, что дошкольное детство является первой ступенью в системе образования, до сих пор бытует мнение, что роль детского сада заключается в присмотре и уходе за ребенком. Основная причина в том, что законы принимают люди, далекие от дошкольного образования, а воспитатели и педагоги дошкольного образования не имеют практически никакой возможности высказать свое мнение. Эту тему продолжили обсуждать на круглом столе с участием ведущих экспертов дошкольного образования 3 ноября.

3 ноября 2022 года в рамках форума прошел круглый стол «Роль общества и профессиональных сообществ в формировании государственной политики в области дошкольного образования». Модератор круглого стола Инна Каракчиева, ведущий советник Аналитического центра при Правительстве РФ, заместитель директора Департамента проектной деятельности Министерства науки и высшего образования России, предоставила слово ведущим экспертам в области дошкольного образования, представителям ведущих вузов страны, научно-исследовательских центров, общественных организаций.

В ходе круглого стола обсуждались вопросы преемственности детского сада и школы, разрывы в дошкольном образовании, пути преодоления проблем образования (Ямбург Е.А., заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, академик РАО, директор московского Центра образования №109).

Спикеры выделили несколько важных проблем, требующих решения:

  • необходимость наращивать у воспитателей культурные компетенции;
  • раннее выявление детей с отклонениями в развитии для сокращения инвалидизации;
  • раннее выявление социопатов;
  • возвращение врачей в дошкольные учреждения;
  • сопряжение планов для формирования преемственности.

Общее мнение выразила сказала Галина Новикова, доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, академик-секретарь Международной академии наук педагогического образования: «Независимый общественный совет дошкольного образования необходим. От нас зависит, будут нас слушать или нет, а это в свою очередь зависит от того, насколько важные и нужные для общества вопросы мы будем ставить и решать».

Доступность дошкольного образования

Российский президент Владимир Путин поручил до конца 2023 года обеспечить 100%-ную доступность дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет.

Соответствующее поручение дано правительству совместно с органами исполнительной власти российских регионов. Об этом говорится в перечне, опубликованном на сайте Кремля.

«С учётом ранее данных поручений обеспечить завершение до конца 2023 года мероприятий, направленных на обеспечение 100%-ной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет», — отмечается в поручении.

Президент поручил представить доклад до 15 декабря 2022 года, а далее — один раз в полгода. Также Путин поручил организовать регулярный мониторинг доходов низкодоходных групп граждан.

Финансовая грамотность для малышей

Ведомство и Банк России разработали программу для детских садов, которая призвана научить детей трудолюбию и добросовестности.

Минпросвещения совместно с ЦБ разработало методические рекомендации для воспитателей детских садов по развитию финансовой грамотности для детей в возрасте пяти-семи лет.

Обучение самых маленьких россиян основам финансовой грамотности должно проходить в игровой форме:

  • театральных постановок;
  • увлекательных сказок;
  • веселых веб-квестов.

Это, по мнению разработчиков рекомендаций, поможет воспитать в детях трудолюбие, деловитость, предприимчивость, добросовестность, ответственность и самоконтроль, уверенность в себе, поиск наилучшего выхода из ситуации. Рекомендации содержат перечень базовых понятий, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.

Как отмечает Минпросвещения, в дошкольном возрасте финансовая грамотность нацелена на воспитание у ребенка бережливости, рационального поведения, ценностной оценки результатов труда.

Внедрение IT-технологий

Сегодня многие новости образования акцентируют внимание на внедрении инновационных технологий, и 2022 год в этом плане не станет особенным. Развитие современных IT-технологий оказывают существенное влияние на процесс обучения, в том числе и в детских садах.

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников. С этой целью, в детские учреждения приобретают интерактивные доски, детские компьютеры, ноутбуки для педагогов.

С одной стороны хорошо, что IT-технологии активно внедряются в область дошкольного образования, но в то же время их применение не всегда оправдано. Обязанность взрослых – предотвращать угрозы детской безопасности, допуская в процесс образования только те технологии, которые открывают новые возможности для раннего устойчивого развития детей, формировать доступную, умную, антистрессовую образовательную среду.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

После кризиса трех лет и вступления в дошкольное детство у ребенка начинается стабильный, относительно спокойный период развития. Ребенок уже может самостоятельно выбрать себе занятие, освободив внимание взрослого. Инициативы и предложения взрослого уже не вызывают у ребенка бурю протеста. И, как и прежде, ребенок нуждается в поддержке, поощрении своих усилий и уважении к своим потребностям. В своем поведении ребенок дошкольного возраста уже более сдержан, появляется способность действовать обдуманно, а не идя на поводу у своих сиюминутных желаний, как это было ранее.

Наряду с тем, что ребенок еще достаточно зависим от взрослого, все же уровень его самостоятельности постоянно возрастает. Нужно поддерживать его стремления, демонстрировать уважение к его мнению, его интересам. Именно таким образом в воспитании ребенка дошкольного возраста создаются условия для формирования таких личностных качеств как самостоятельность, целеустремленность, инициативность. Развитие и воспитание дошкольников должно осуществляться также с учетом особенностей познавательной сферы детей этого возраста.

Объем материала, который может запомнить ребенок, увеличивается, но его память еще в большей мере непроизвольная. То есть запоминается то, что интересно ребенку, то, что вызывает у него эмоциональный отклик.

Восприятие дошкольника становится более осмысленным. Новую информацию об окружающей действительности ребенок соотносит с прошлым опытом. Это позволяет ему перейти от наглядно-действенных форм мышления к наглядно-образным. Развитие мышления у ребенка дошкольного возраста направлено на формирование умения анализировать, сравнивать объекты, устанавливать между ними связь. Таким образом, создаются предпосылки для развития умения делать выводы, обобщать полученный опыт.

Новости для школьников

Министерство просвещения утвердило новые Федеральные государственные образовательные стандарты для начальных и средних классов. В силу они вступят 1 сентября 2022 года. Пожалуй, для российской системы образования это один из самых главных документов. Здесь четко, гораздо четче, чем в прошлой версии, прописано, что должны знать и уметь дети после 4-го и после 9-го класса. На основе этих стандартов будут разрабатываться конкретные программы для школ и учебные планы, будут писаться учебники и составляться задания ЕГЭ.

Итак, в 2022 году в дошкольном образовании в 2022 году можно ожидать такие нововведения.

Новые модули внутри предметов

С 2022 года малышей начальных классов будут учить обращаться с деньгами.

Как, переживают педагоги и родители? Появится новый предмет? В минпросвещения успокоили: новых предметов не будет — нагрузка на школьников не повысится. А вот новые «модули» внутри некоторых «старых» предметов появятся.

В началке эти навыки ребята будут изучать в рамках предметов «Окружающий мир» и «Математика». Например, в результатах обучения по предмету «Математика» для начальной школы прописано «использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания… явлений… в том числе в сфере личных и семейных финансов». А в «окружайке» другой аспект: защита личной информации, в том числе финансовой — в реальности и в вирутальном пространстве.

В основной школе, с 5-го класса, ребята начнут узнавать вопросы финансов более глубоко: им расскажут о том, как защитить накопления от мошенников, как рационально использовать средства. И все это тоже будет органично включено в несколько предметов:

  • Обществознание;
  • Информатика;
  • География и др.

Руководство считает, что если школа готова, имеет базу и специалистов, то надо вводить изучение и финансовой грамотности, и кибербезопасности, и программирования, ведь это полезно и востребовано в современном мире.

Отмена обязательного 2-го иностранного языка

Если в 2021-2022 учебном году официально 2-й иностранный язык еще остается обязательным для изучения в школах России, то с 1 сентября 2022 года эту норму упразднят, а решать, сколько языков будет учить ребенок, позволят самим родителям.

По сути, кроме языковых спецшкол, а у нас в стране их не так много, второй язык в средней школе был профанацией. Это надо признать, — считают многие педагоги.- Его либо не было совсем, либо он занимал немного времени в жизни ребят.

Именно поэтому уже в 2021-2022 учебном году многие директора разрешили родителям 5-классников решать вопрос изучения 2-го языка. Так, в некоторых школах все-таки решили сохранить возможность изучения 2-го иностранного языка, в частности китайского. Правда, учителя и директора школ опасаются — не посыплются ли за это «копья», не будет ли это нарушением ФГОСов?

Дело в том, что количество уроков и срок изучения любого предмета во ФГОСах не регламентирован. Если пятиклассники по решению родителей школы не начнут его изучать в этом году — нарушения не будет. Важно, чтобы дети не потеряли возможность его изучать, а родители не жаловались, что у них забрали эту возможность. Для директора самое важное — грамотно составить учебный план, чтобы довольны остались и родители, и ученики, и учителя.

Новости ОГЭ и ЕГЭ

Возвращение полноформатного ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году стало новостью №1 в школьном образовании и уже выпускникам 2021-2022 учебного года предстоит сдавать ГИА как в «доковидный» период.

«Мы видим, что весь год прошлый выпуск надеялся на то, что экзамены отменят… Сейчас объявлять о том, что не будет экзаменов, я не хочу. Наше предложение, которое мы отдали на рассмотрение… министерству просвещения, — вернуться к порядкам, которые были… Это два обязательных предмета и два предмета по выбору», — заявил Музаев в ходе встречи с родителями школьников.

Таким образом, 11-классники, которые не выбрали профильную математику на ЕГЭ, должны будут сдавать 2 обязательных предмета:

  • русский язык;
  • математику базового уровня.

Детальнее о нововведениях 2022 года вы сможете прочитать в наших статьях, посвященных «ФИПИ ОГЭ 2022 года» и «Новые правила сдачи ЕГЭ в 2022 году».

Психологическая игра для дошкольников и их родителей «Семья».

Этой игре нас научила молодая девушка – психолог, работающая на выставочной площадке под руководством Елены Павловны Арнаутовой.

Материал для игры. Для игры Вам понадобится подсолнух. В центре подсолнуха – круглое отверстие. Вокруг него – большие желтые лепестки. На лепестках разложены картинки с надписями: детский сад, школа, спортивный организации, волонтерские организации, кружки по интересам, музеи и театры, библиотека, родственники, работа, друзья, соседи, религиозные организации, вуз, органы социальной опеки и другие (можно дополнять список). Нужны еще пружинящие ремни с застежками для пристегивания к лепесткам. Один конец ремня пришит к лепестку подсолнуха, другой (с застежкой) висит свободный и при необходимости пристегивается к другой стороне подсолнуха. И еще понадобятся куклы, изображающие семью.

Как играть. В руки играющему (ребенку или взрослому) дается игрушечная семья. А далее он рассматривает картинки на лепестках подсолнуха. И натягивает/либо не натягивает ремешки, ведущие от картинок подсолнуха:

  • Если в семье этот социальный институт играет важную роль, то ремешок, пришитый рядом с картинкой, натягивается и прицепляется замочком к противоположной стороне подсолнуха.
  • Если этот социальный институт есть в жизни Вашей семьи, но играет не очень большую роль, то ремешок тоже можно пристегнуть, но поближе, не натягивая. Ремешок пристегнут, он есть, но он висит свободно и провисает.
  • Если этот социальный институт вообще не играет никакой роли в жизни Вашей семьи, то Вы вообще не пристегиваете ремешок. Он просто висит.

Когда все картинки рассмотрены и ремешки пристегнуты, пробуем положить на образовавшуюся паутинку нашу семью. Если у семьи многочисленные и крепкие связи с окружающим социальным миром, то наша игрушечная семья спокойно лежит на получившейся сетке из ремешков. Если семья живет слишком замкнуто, то у нее только 1-3 ремешка пристегнуты, и наша игрушечная семья падает, лежит неустойчиво. И точно также будет в жизни.

Такая игра имеет не только диагностический, но и коррекционный смысл:

  • Если связей с обществом у семьи мало, то при любом разрушении имеющейся связи (уехали родственники, исчезли из жизни друзья, уволили с работы) она чувствует себя неустойчиво и может не выстоять. Если же связей много, то даже если что-то случилось, то поддержат родные, коллеги, друзья по интересам или соседи. Если связей мало – то можно посмотреть, какие еще ресурсы не используются нами? Может быть, стоит пойти в библиотеку или записаться в кружок в отделе социальной помощи? Или наладить дружбу с соседями? Или начать помогать детдомовским детям в волонтерских организациях? Чем активнее живет семья, тем она более устойчива в этой жизни.
  • Если связей слишком много и наша игрушечная семья просто не лежит, а на горе возвышается над подсолнухом – это тоже переизбыток. Чаще всего в таких семьях не хватает просто домашнего уюта, душевных разговоров друг с другом, а вся жизнь семьи уходит вовне. Тогда надо посмотреть, от каких связей стоит отказаться или их ограничить, чтобы они не были в ущерб семьи.

Мне очень понравилось как наглядно, просто и доступно в этой игре показана семья в ее взаимосвязи с окружающим социальным миром. О многих моментах задумалась и взяла себе на заметку.

Инклюзивное образование

Почти треть российских школ и пятая часть детских садов сегодня являются доступными для совместного образования обучающихся с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья с их сверстниками.

Выступая на VI Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы» заместитель Министра просвещения Российской Федерации Денис Грибов уточнил что, по данным мониторинга Минпросвещения России, в 2020 году в России насчилывалось:

  • 10,1 тысячи (28% от общего количества) инклюзивных школ;
  • более 8 тысяч (21,8% от общего количества)инклюзивных детских садов.

Денис Грибов подчеркнул, что в регионах важно продолжать работу по созданию специальных образовательных условий на всех уровнях образования, новые здания образовательных организаций в обязательном порядке должны строиться с учётом доступной архитектурной среды и необходимого специального оборудования. Также важно обучить педагогический состав детских садов и школ методикам работы с такими детьми.

Обучение не для галочки, а для жизни

Готовят ли детсады и школы к настоящей жизни? И вопрос даже не в том, какие знания они дают, а в том, как они эти знания проверяют. Самостоятельные, контрольные, диктанты – эти формы оценки безнадежно устарели, если вообще когда-то были полезными.

В реальной жизни нет ни тестов, ни контрольных, но навыки и знания проверяются строго и часто. Можно ли отказаться от формальной оценки и, как в этом случае, увидеть прогресс или провал?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, что именно мы проверяем. Какую теорию помнит ребенок или как он может ей воспользоваться? Скорее, второе. А как проверяются простые навыки в жизни? Внезапно, без предупреждения, без шанса подготовиться заранее, и длится такой «тест» – всего ничего. А главное, последствия всегда ощутимее «двойки» в журнал. Не успел завязать шнурки – пришел на прогулку последний. Разбросал Lego по всему дому – мало того что наступил и укололся, так еще и мультфильмов мама лишила за беспорядок.

Именно так учит и тестирует искусственный интеллект. Он анализирует контекст, в котором ребенок находится сейчас, дает ситуативные подсказки и создает обстоятельства, которые одновременно учат и проверяют умения. Увидеть, как это работает, можно уже сейчас.

Например, приложение Pica. Это виртуальная камера. Задача ребенка — фотографировать все, что его окружает, и учить роботов, которые «живут» в приложении, распознавать цвета всех этих предметов.

Или приложение MyBuddy. Оно «слушает», как ваш ребенок говорит по-английски, оценивает произношение, подсовывает изученные слова на повторение.

Искусственный интеллект можно использовать и в групповом обучении и нестандартно решать ежедневные проблемы. Например, не ждать, когда выздоровеет приболевший соперник по шахматам, а сражаться прямо сейчас: искусственный интеллект подберет того, кто равен по силам. Все тот же искусственный интеллект увидит слабые места и предложит такие задания, которые восполнят пробелы. Больше не нужно ждать воспитателя, чтобы он оценил, правильно ли ты делаешь поделку: ИИ подскажет в самом процессе и направит, как нужно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]