Рабочая программа «Радуга» для детей от 5 до 6 лет на 2016–2017 учебный год


Значение занятий по программе «Радуга» в детском саду

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду является рекомендованной педагогической методикой Министерством образования РФ. Представляет собой систему образовательного процесса со структурированным и комплексным уклоном.

Основная аудитория — дети от 2 до 7 лет. Предполагает планомерное развитие навыков воспитанников лишь одним педагогом.

Комплексный педагогический проект по образованию и подготовке детей был введен в практическую среду в 1989 году. Методика разработана кандидатами наук, профессорами кафедры педагогики и психологами.


Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду рекомендована к применению в отношении детей 2-7 лет

Высокая популярность объясняется наличием акцентирования младших и средних возрастных групп на поддержании нужной заинтересованности при помощи познания, созидания, игрового общения. В старших дошкольных группах — создание нужной мотивации для обучения, в том числе наличие олимпиад.

Методологические значения программы выведены из централизованной идеи отечественной психологии — развитии творческой личности ребенка в качестве отдельного субъекта, активно познающего культуру. Именно с этой позиции были разработаны основные техники педагогического воздействия.

Для организации эффективной работы внутри коллектива, педагог применяет различные виды практической деятельности:

  • творческой;
  • трудовой;
  • социальной.

По возможности проводится их заключение в игровую форму.

Интересно, что первые дети, учащиеся по методике более 20 лет назад, называют программу «Радуга» как основополагающий аспект создания доброй и позитивной атмосферы в детском саду, которую они помнят до сих пор.

Рабочая учебная программа (по ФГОС) воспитателя подготовительной группы «Радуга»

Пояснительная записка

Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Распределение тематики занятий по неделям достаточно вариативно, его можно перемещать в зависимости от педагогической ситуации. Педагогу, работающему в группе, следует доверять собственному опыту, интуиции, опираясь на возможности детей. В течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на представленную табличную форму, могут варьировать.

Рабочая программа представлена в виде комплексно-тематического планирования с использованием следующих областей развития:

• физическое развитие;

• социально — коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие.

Программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

— поддержки разнообразия детства;

— сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии ребенка;

— полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;

— создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями

— реализация Программы в формах, специфических для детей; данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка;

— личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

— возможность освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации;

— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

— формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;

— поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

— учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.

Таким образом, основная общеобразовательная программа, подчинена следующим целям:

— создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

— формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностям;

— подготовка к жизни в современном обществе, обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:

— забота о здоровье, эмоциональное благополучие и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

— обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

— создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

— максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

— творческая организация (креативность) образовательного процесса;

— вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

— уважительное отношение к результатам детского творчества;

— единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного учреждения и семьи;

— соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности;

— построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Примерная основная общеобразовательная программа ГБОУ СОШ№2012 учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, квалификацию педагогических кадров, состав родителей воспитанников.

Актуальным является внедрение деятельностного подхода к оценке качества системы дошкольного образования. Именно через умения педагога создать условия для раскрытия потенциала ребенка в разных видах деятельности, мы сможем полноценно реализовать целевые ориентиры

Психолого-возрастные, индивидуальные характеристики

Воспитанников

Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)

У детей 6-7-летнего возраста на первый план выдвигается задача здоровья и общего физического развития и двигательной активности ребенка. Развитие двигательной сферы — одна из основных характеристик достижений ребенка.

Дети седьмого года жизни хорошо владеют многими навыками и умениями, что важно для определения общего развития ребенка. Через движения ребенок способен выражать также свои эмоциональные состояния, переживания, возможность адекватно реагировать на окружающее.

Соответствие двигательных умений возрастным нормам является существенным показателем достижений ребенка. Важнейшим показателем развития ребенка является уровень овладения им различными видами детской деятельности и, прежде всего, это игра и продуктивные виды деятельности. Старший дошкольник заинтересован собственно игрой, ее

процессом, может создать замысел игры и реализовать его. Главным в игре становится выполнение роли, отражающее отношения людей друг к другу.

Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Игра делает ребенка самостоятельной личностью. Кроме сюжетно-ролевых развиваются и другие формы игры: режиссерская, игра с правилами, игра-драматизация. В продуктивных деятельностях (изобразительной деятельности, конструировании) старшие дошкольники могут создавать и реализовывать собственные замыслы, передавая свое видение действительности. Продукты, создаваемые детьми в результате этих деятельностей, становятся сложными, разнообразными, дети могут выполнять деятельность самостоятельно. Дети этого возраста чутко воспринимают красоту и сами способны создавать красивое. Важный показатель развития ребенка — речевое общение. К семи годам у детей хорошо развита диалогическая речь: они четко отвечают и сами задают вопросы, способны построить краткие высказывания. Дети хорошо владеют монологической речью, могут содержательно, грамматически правильно, связно строить свою речь при пересказах и рассказывании, могут передавать свои впечатления, свой опыт в связном повествовании. Общение со сверстниками остается по-прежнему необходимым условием полноценного развития ребенка. В общении и взаимодействии с детьми дети могут согласовывать свои желания, оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, разрешать конфликты, проявлять сочувствие. Основной задачей образовательной работы в подготовительной группе продолжает оставаться развитие познавательных, коммуникативных, регуляторных способностей.

Это происходит в различных видах деятельности детей (игре, конструировании, изобразительной, литературно-художественной, художественном конструировании, элементарной трудовой деятельности), при ознакомлении с различными областями действительности (математика, экология, пространственные отношения, логика), в повседневном общении ребенка с взрослыми и детьми. Становление данных видов способностей обеспечивает все психическое развитие ребенка. Основными средствами, определяющими развитие их умственных способностей, являются наглядные модели. Происходит интериоризация действий наглядного моделирования, то есть их перевод во внутренний план. Само освоение действий построения моделей включает в себя два последовательных этапа: построение модели наличной ситуации и по собственному замыслу (в соответствии с требованиями задачи). В последнем случае моделирование выступает в функции планирования деятельности, возможность построения модели и ее особенности свидетельствуют о степени сформированное внутренних, идеальных форм моделирования. Они же и представляют собой ядро умственных способностей ребенка. Продолжается также освоение различных символизации, позволяющих ребенку выражать свою субъектную позицию по отношению к действительности, решать многие творческие задачи. Во многих разделах программы прямо предлагаются задачи, направленные на развитие воображения. Что касается форм и основных направлений работы с детьми (разделы программы), то они остаются такими же, как и в старшей группе. К семи годам у детей происходит становление высших психических функций. Формируется детское сознание, ребенок овладевает способами работы по правилу и образцу, слушать взрослого, и выполнять его инструкции, у него складываются необходимые предпосылки для становления в будущем учебной деятельности.

Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей

Образовательный процесс в ДОУ реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания в ДОУ: с 700до 1900 часов.

Образовательный процесс осуществляется с 1 сентября по 31 мая. Летний период – с 1 июня по 31 августа.

Режим дня устанавливается в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями детей и способствует их гармоничному развитию. При составлении и организации режима дня учитываются обязательные, повторяющиеся (стереотипные) компоненты:

— время приема пищи;

— укладывание на дневной сон;

— общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях.

Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 — 7 лет составляет 5,5 — 6 часов. Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 — 4,5 часов. Прогулка организуется 2 раза в день: утром, в первую половину — до обеда и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой. Общая продолжительность сна для детей дошкольного возраста в период нахождения в ДОУ составляет 2,0 — 2,5 часа (дневной сон).

При проведении режимных процессов в ДОУ соблюдаются следующие позиции:

  • полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании);
  • тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели;
  • привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности;
  • формирование культурно-гигиенических навыков;
  • эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
  • учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку; устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависит от состояния их нервной системы.

Составляющие режима структурировались на основе режимного расписания в двух вариантах в зависимости от сезона (летнего и зимнего). Зимний период (холодный) определен с первого сентября по тридцать первое мая. Летним периодом (теплым) считается календарный период с первого июня по тридцать первое августа.

Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей подготовительной группы.

Особенности воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе заключаются в следующем:

  • группа функционирует в режиме 5-дневной рабочей недели, в условиях 12-часового пребывания детей;
  • в группе нет национально культурных, демографических и климатических особенностей осуществления образовательного процесса;
  • списочный состав группы 21 человек.
  • В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня — до обеда и во вторую половину — после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2- 2.20 часа. Самостоятельная деятельность детей (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.
  • Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию, составляет 15 занятий. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (среда, четверг). Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.
  • Общественно-полезный труд детей подготовительной группы проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям, уход за комнатными растениями и т.п.). Его продолжительность не превышает 20 минут в день.

Режим дня подготовительной группы

  • Время занятий и их количество в день регламентируется «Примерной Программой» и САНПиНами (не более 2-3 занятия в день не более 30 минут). Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Такая форма организации занятий позволяет педагогу уделить каждому воспитаннику максимум внимания, помочь при затруднении, побеседовать, выслушать ответ.
  • При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития.
  • Для гарантированной реализации государственного образовательного стандарта в четко определенные временные рамки образовательная нагрузка рассчитывается на 8 месяцев, без учета первой половины сентября, новогодних каникул, второй половины мая и трех летних месяцев.
  • Оценка эффективности образовательной деятельности осуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, дидактических игр и др.

Полную версию работы можно .

Цели и принципы программы по ФГОС

Общие направления программы раскрываются исходя из целей педагогической работы в определенной возрастной группе, что позволяет расширять и видоизменять образовательные техники. Основные цели программы затрагивают такие важные аспекты, как развитие и совершенствование личности.

Помимо этого, «Радуга» позволяет:

  • Укрепить и сохранить выработку полезных привычек, которые составляют здоровый образ жизни. Так, дети не только выполняют различные задачи, но и помнят о важности мытья рук от использованного клея.
  • Улучшить физическое и психологическое состояние. К примеру, соответствие коммуникативных навыков исходя из возраста ребенка.
  • Обеспечить максимально возможное и содержательное обучение при помощи расширения кругозора. К примеру, рассмотрение тематики народного творчества влечет за собой ознакомление с гжелью, старинными игрушками и хохломой.
  • Всесторонне подготовить ребенка к школе, включая мотивационную составляющую и последующее обучение. Затрагиваются конкретные знания, которые характерны образовательному процессу.

Для того чтобы реализовать поставленные ребенком цели, программа предлагает решение следующих задач:

  • Обеспечение возможности радостно и содержательно проводить время в детском саду. В этом случае любая познавательная деятельность приводится в игровую форму.
  • Совершенствование важных коммуникативных навыков и речевого аппарата, что возможно благодаря чередованию групповой и индивидуальной форм работы. Сюда же относится общение с родителями и педагогами.
  • Возможность укрепления физического состояния ребенка благодаря поднятию таких важных вопросов, как личная гигиена и самочувствие. Выявляются не только в контексте организационного процесса, но и во время игр.
  • Ознакомление с вопросами защиты, в том числе обучение основам поведения на улице, технике бытовой безопасности.


Программа «Радуга» позволяет решить многие задачи касательно обучения и воспитания детей

  • Предоставление базовых знаний о математическом представлении окружающего мира.
  • Формирование уважительного общения с окружающим миром, в частности воспроизводится вопрос о значимости помощи природе.
  • Приобщение к знаниям, искусству или труду. Совершенствует общее осознание моральной стороны добра и зла, а также позволяет выявить эмоциональные действия человека.
  • Совершенствование навыков самоконтроля, в том числе эмоций, трудностей, рефлексии и любых других аспектов.

Представленные программы, задачи и цели исходя из возрастной группы, являются обязательной составляющей, которая применяется в случаях дошкольной организации и введении обновленной педагогической программы.

ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ»

В 1994 году выходят основные положения программы «Развитие», разработанные Детским Центром Л. А. Венгера. Программа разработана для всех возрастов дошкольного учреждения и ориентирована на целостное развитии ребёнка и дифференцированный подход к детям с разным уровнем развития. Авторы подчёркивают, что нельзя переносить в дошкольное учреждение школьные формы обучения и воспитания. Необходимо разрабатывать технологии, отвечающие возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

В основу программы «Развитие», как указывают авторы, заложены два теоретических положения.

Первое — это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому пониманию. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребёнком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Жизнь ребёнка может быть полноценной при условии, если он чувствует себя не просто опекаемым, а «созидателем», открывающим для себя что-то новое, приобщающимся к миру взрослых. Согласно этой теории основной путь развития ребёнка — это амплификация развития, т. е. обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.

Второе — это концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольника образных средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия — это образы, соответствующие сенсорным эталонам — общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины и др.). В процессе наглядно-образного мышления и воображения — это образы, соответствующие различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам и т. п.).

Каждый раздел программы «Развитие» состоит из объяснительной записки, рекомендаций для работы, примерных планов занятий. Организация работы во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. Успешная реализация программ требует создания в группе благоприятного психологического климата, тёплого и доброжелательного отношения к детям. В целом программа «Развитие» основана на личностно-ориентирован-ную модель воспитания, которая предполагает создание отношений сотрудничества и партнерства между взрослыми и детьми.

Основная цель программы — развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста. Специальные исследования показали, что развитие у детей характерных для их возраста способностей проявляется в

— умении самостоятельно анализировать ситуацию (выявлять наглядные свойства, существенные для решения задач);

— развитии децентрации — умения менять свою точку отсчёта как при решении наглядных задач, так и в ситуации общения;

— развитии замыслов — умения создавать идею будущего продукта и план её реализации.

К программе разработаны психолого-педагогические рекомендации образовательной работы в детском саду.

Программа «Развитие» рекомендована к реализации Министерством образования РФ.

Достоинства и недостатки программы

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду — это педагогическая методика, которая пользуется достаточно высокой популярностью.

На практике можно выделить объективные достоинства ее внедрения:

  • Полноценное психологическое и физиологическое развитие. В ходе различных видов деятельности, дети приобретают необходимую информацию, включая способность сосредотачивать физическую энергию в полезное русло. Подобным образом происходит высококачественная дошкольная подготовка.
  • Техники, позволяющие максимально реализовать персональный подход к каждому ребенку, что возможно благодаря дифференциальному усвоению программных вопросов.

Так, у преподавателя появляется возможность изменять содержание техники таким образом, чтобы дети с необходимым уровнем развития приобретали немного больше ранее обозначенной информации. В то же время ребенок с недостающими знаниями может улучшить уровень собственного развития и довести его до необходимых значений.

  • Составление наглядно-формирующей среды с целью формирования позитивной атмосферы внутри группы, поддержания внутренней уверенности у детей, а также формирования условий для успеха. При этом вещественно-технические особенности не играют никакой роли.

Преподаватель самостоятельно подходит к выбору нужных материалов, которые используются в педагогических целях. Например, при развитии сенсорных возможностей, педагог не покупает уже готовые реквизиты, а производит их сам: пустой ящик, наполненный монетами, мелкими игрушками, сахаром, многое другое.

  • Высококачественный подход к анализу деятельности не с психологической стороны «ребенок должен», а с «ребенок в этом возрасте способен на…». При этом оценочные суждения включают не только практику, но и процесс общения и наблюдения.


Программа «Радуга» помогает раскрыть способности ребенка
Как и любая другая программа, методика «Радуга» обладает рядом недостатков, которые в некоторых случаях могут не устраивать педагога. Техника не может дать точную установку без применения дополнительных инструментов.

Предполагается, что воспитатель не только исполнитель, но и творец: каждый ребенок обладает рядом способностей, которые можно раскрывать техниками или методиками. Механизм особо сложно реализовать большинству воспитателей, в особенности молодым и неопытным.

Как показывает практика, некоторые из проводимых техник усложнены, что связано с одновременной публикацией новых дополнений и экспериментального внедрения программы в педагогическую среду.

Поэтому многие пожелания детских садов при первом запуске не учитывались, включая не самое объективное соотношение возрастных категорий к ожиданиям родителей.

Приемы программы «Радуга»

Исходя из возраста ребенка и видов деятельности, задействованных в самой программе, «Радуга» отличается 4 основными группами приемов, которые наиболее эффективны при комплексном подходе.

Наглядные

Наглядно-образное мышление — это основополагающий тип сознания дошкольников, который формирует эстетическое представление ребенка и поддерживает более прочное усвоение новой информации. Потому особо важно присутствие наглядности на всех этапах занятия.

В педагогической практике используются следующие приемы, которые развивают образное мышление:

  • Картинки. Техника особо актуальна для младших коллективов. К примеру, с ее помощью можно ознакомить ребенка с необходимостью и важностью гигиены после прогулки (мытье рук, ног, умывание). Также она позволяет развить бытовую последовательность действий (положить личные вещи в детский шкаф, убрать за собой постель).
  • Наблюдение. Организационный метод познавательной активности, который дает возможность знакомиться с определенным явлением при помощи органов чувств.

Так, при помощи наблюдения за окружающей средой, ребенок может получить представление о том, как создаются живые организмы. Хороший пример — дети собираются вокруг миски с водой, куда педагог капает растительное масло. После чего происходит процесс наблюдения за тем, как капли начинают объединяться, формируя одну общую кляксу.


Один из приемов программы «Радуга» — наглядная демонстрация материала (например, обучение детей гигиене в картинках)

  • Демонстрация. Прием характеризуется показом различных фото и видео материалов, а также инсценированных сцен, при помощи которых детей обучают свойствам предметов или отдельных явлений.

К примеру, для того чтобы научить ребенка правильно собирать снег со двора, педагог показывает небольшие слайды, попутно объясняя, как правильно загребать снег и держать лопату.

Наглядный метод способствует формированию у ребенка важных качеств, при помощи которых он начинает прослеживать взаимосвязь между различными явлениями, тем самым повышая общую наблюдательность.

Словесные

Поскольку речевой аппарат не может развиваться без применения техники активного слушания, программа «Радуга» еще с дошкольного возраста предлагает включать ребенка в диалог:

  • Беседа. Позволяет намного лучше узнать ребенка, включая его интересы и склонности. Создавая собственные техники в группе, связанные с общением, педагог может наиболее эффективно сотрудничать с детьми.


Словесные приемы обучения можно дополнять настольными играми, во время которых дети обсуждают пути решения задачи
Так, при помощи одной из методик «Круг общения», малыши по приходу в детский сад, начинают диалог с того, о чем новом они узнали вчера и что хотят выучить сегодня. Зачастую такое общение дополняется гимнастикой и настольными играми.

  • Рассказ. Нередко используется для повышения мотивации в самом начале занятия. К примеру, на уроке можно рассказать о Незнайке, который получил задание от Кнопочки по поливке той клумбы, на которой растений больше. Таким образом, дети учатся количественному сравнению предметов.
  • Загадки и стихотворения. Применяя эту технику, учитель не только развивает логическое мышление детей, но также настраивает их на дальнейшее взаимодействие, тренирует скорость мышления. Если в младшей группе часто применяются головоломки с поговорками, то в старшей — простые задачи на логику.
  • Сказки. Данный прием хорошо вписывается в концепцию развития речи, расширяя словарный запас и развивая эмоциональную открытость у детей. При помощи сказок, педагог способен мотивировать ребенка, объясняя определенные понятия (например, с целью разъяснить, почему важно всегда говорить правду и не стесняться окружающих).


Чтение художественной литературы вслух — один из самых эффективных приемов при обучении детей

  • Чтение. Это хороший метод, который позволяет развить инициативность у детей — прочувствовать собственную значимость в коллективе. Подобное чтение определяется не сколько качеством текста, сколько повышением навыка. Будь то инструкция по уходу за личной гигиеной или вырезка из журнала. Чтение обязательно происходит вслух.

Работая с младшей группой, педагог должен намеренно создавать различные ситуации, при которых детям необходимо искать и проговаривать слова. К примеру, если ребенок указывает пальцем на желаемый предмет, старший должен сделать непонимающий вид до тех пор, пока малыш не произнесет то, что он хочет — на минимально доступном уровне.

Игровые и практические

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду определяет игры в качестве ведущего типа деятельности, что в совокупности с другими приемами позволяет добиться хорошего результата в обучении.

Примеры популярных игр в ДОУ:

Возрастная категорияТип игрыНазваниеЦельПроведение
I младшая группаПодвижный«Мы и мыльные пузыри»Развитие позитивных эмоций в группе.
Помощь ребенку в случае длительной адаптации в детском саду.

Снятие напряжения между детьми.

Педагог выпускает многочисленные мыльные пузыри, рассказывая любое веселое стихотворение. Дети их ловят, делятся собственными впечатлениями, эмоциями.
II младшая группаДидактический«Кто что ест?»Укрепить имеющееся представление о пище животного мираДети достают овощи или фрукты из общего мешка. Каждый ребенок должен определить, что это за предмет и сказать, какое животное его потребляет.

Старшая«Один — это много»Обучить созданию существительных чисел множественного типаОсновным инструментом является мяч. Педагогом называются существительные объекты в единственном числе, после чего кидается мяч. Ребенок должен назвать множественное число предмета.
СредняяСюжетный с ролевыми вставками«Наш любимый детский сад»Совершенствовать знания об основном предназначении детского сада и профессиональной деятельности людей, которые в нем работают — нянь, поваров, воспитателей.
Воспитание у ребенка мотивации к подражанию хороших качеств у взрослых.
Использование имеющихся игрушек, которые подходят для игровой тематики. После предложения поиграть в детский сад, педагог выбирает профессию для каждого ребенка. В процессе игры необходимо следить за отношениями между детьми, при возможности — подсказывать и помогать выходить из трудных ситуаций.

Игровые приемы тесно связаны с практическими, куда входят аппликации, рисунки, проекты и подделки. При помощи них ребенок познает не только себя, но и окружающий мир — детский сад в целом, других детей.

Символичные

Наиболее популярный прием, используемый практически всеми ДОУ в новом учебном году, — это создание общего панно «Гора самоцветов». Суть техники состоит в образном нанесении цветов радуги, которые символизируют основную область программы «Радуга» — познание и совершенствование.


Панно «Гора самоцветов»

Так, каждый из детей приносит из дома яркие пуговицы, бисер или бусины, которыми в последующем украшается нарисованная гора. Задача выполняется в групповом формате. По завершению проекта происходит демонстрация картины родителям и педагогу. В течение последующего года, поделка украшает интерактивный уголок детского сада.

Анализ программ «Радуга», «Развитие», «Детство», «2100»

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОГРАММА РАДУГА.. 3

ПРОГРАММА ДЕТСТВО.. 4

ПРОГРАММА РАЗВИТИЕ. 7

ПРОГРАММА 2100. 9

Авторы – профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии МГППУ Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. и др.

Авторы программы отмечают, что успех обучения на занятиях по математике во многом зависит от наличия интереса к ним. Познавательный интерес к математике — это избирательное, положительное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к математике, проявляющееся в предпочтении данного вид деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.

Программа «Радуга» по содержанию обучения детей математике отличается от традиционных большим объемом знаний, особенно в старшем дошкольном возрасте, где предлагается для изучения с детьми некоторая часть материала, входящего в программу начальной и даже средней ступени школьного обучения математике.

Характерной особенностью программы «Радуга» является ее методическое обеспечение (Руководство для воспитателей), что выгодно отличает ее от «Программы воспитания и обучения в детском саду», императивный характер которой прослеживается на каждой ее странице. В программе «Радуга» не только определяются задачи работы с детьми, но и основные пути их реализации.

Заслугой авторов программы «Радуга» мы считаем; а) создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка; б) предоставление ему права на выбор формы самостоятельной деятельности: в) организацию обучения в ДОУ в контексте формирования личности ребенка; г) акцентирование внимания педагога на формирование доверительных отношений с детьми в процессе совместной деятельности с ними.

Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.

В программе «Детство» центральное место в развитии элементарных математических представлений у детей старшей и подготовительной групп занимает начальное математическое развитие, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, выполнять простейшие арифметические действия.

Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение — дает возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности. В связи с этим решаются следующие задачи математического развития детей:

· Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.

· Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.

· Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

· Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.

· Развивать мелкую моторику и зрительно — двигательную координацию.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий проводятся в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя персонаж (игрушку). Игровые методы и приемы помогают успешно реализовать первую задачу, так как игра положительно влияет на формирование эмоциональной сферы дошкольника. Например, для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты: «Поездка в лес к белочке», «Волшебный сундучок», «В гостях у Старичка-лесовичка», «Три медведя», «Теремок». Для детей старшего дошкольного возраста сюжеты становятся более сложными: «Космическое путешествие», «На фабрике игрушек», «Царство Математики». В гости к ребятам приходят уже другие персонажи: Буратино, Незнайка, Оле-Лукойе, Снежная королева и др.

Создавая игровую ситуацию, необходимо привлечь внимание детей, удерживать его; побуждать интерес к занятию, к изучаемому материалу. Для решения второй и третьей задач особую роль имеют дидактические игры, использование которых в качестве учебного материала позволяет учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, выделять общее, производить простейшую классификацию, а также решать другие учебные задачи в игровой форме. Особенно детям нравятся занятия с использованием блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, развивающих игр: «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Танграм», «Дроби», «Волшебный круг», различных головоломок, лабиринтов. При выборе дидактического материала, игр, пособий для занятий неоходимо учитывать особенности разноуровнего развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребенка. Занятия проводятся по подгруппам, в количестве 10 — 12 человек.

Каждое занятие я строю по следующему принципу: каждое предыдущее и последующее имеют общие элементы — материал, способы действия, результаты. Сближаются во времени или даются одновременно упражнения на усвоение взаимосвязанных и взаимообратных способов действия (наложения — приложения, отношения больше — меньше, выше — ниже, шире — уже). Используются сформированные представления и освоенные действия в разнообразных видах деятельности, например: предложить детям взять определенное количество орешков и угостить белочек, или определить количество кругов на карточке, найти в групповой комнате такое же количество предметов.

Одним из основных приемов формирования элементарных математических представлений являются вопросы к детям. В младшем и среднем дошкольном возрасте — это репродуктивно — мнемические (Сколько? Как называется эта фигура? Чем отличается квадрат от треугольника?). В старшем возрасте задаются вопросы репродуктивно-познавательные (Что надо сделать, чтобы кружков стало по пять?). Проблемно-поисковые вопросы (Как вы думаете?) применяются для детей любого возраста. При этом учитывается объем материала, которым владеет ребенок, тем самым, реализуя индивидуальный подход к каждому дошкольнику. Все эти вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала.

Особое внимание уделяется развитию у детей самостоятельности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют развивающие игры и задания на формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать логические умозаключения. В играх и заданиях на развитие логического мышления детей привлекают необычность постановки задачи, способ ее подачи.

В соответствии с программой необходимо формировать у детей умение ориентироваться в пространстве, элементарно представлять пространственную размещенность предметов по отношению к себе, например: «Определи, где расположен домик — в самом конце дорожки, идущей от ребенка, впереди или позади, справа или слева» и т.д.

С детьми, которые слабо усваивают материал, проводится индивидуальную работу во второй половине дня.

Для развития элементарных математических представлений в группе имеется большой выбор дидактических и развивающих игр: «Часть и целое», «Дроби», «Волшебные квадраты», «Лото — Сосчитай», «Геометрическая мозаика», «Модели временных интервалов» и др.

Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.

Большинство взрослых, интересующихся развитием своего ребенка, стараются помочь ему сделать первые шаги в математике.

Не являясь специалистами в области дошкольного воспитания, они стремятся сразу научить ребенка считать и решать задачи.

Но с этого ли надо начинать?

В математике главное – научить мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости и т.д.

Именно поэтому, по мнению авторов программы, начинать надо не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну. Это так называемый дочисловой период обучения, когда младший дошкольник, не знакомый еще с числами, постигает уже количественные отношения, сравнивая предметы по величине (длина, ширина, высота), сопоставляя две группы предметов сначала непосредственно, а потом опосредованно, с помощью наглядных моделей, позволяющих дать ребенку не только конкретные, но и обобщенные знания.

Использование наглядных моделей различных типов (модель из двух групп фишек, расположенных по принципу взаимно-однозначного соответствия, детские счеты из двух линий косточек, модель в виде пересекающихся кругов или овалов, модель «логического дерева» и др.) поможет ребенку впоследствии получить полноценное представление о числе, о соседних числах, о переходе от одного числа к другому, о числовом ряде, о составе чисел от 3 до 10, облегчит осмысление и решение арифметических задач.

Такой путь математического развития ребенка, с одной стороны, даст возможность сделать представления детей обобщенными (использовать их для решения широкого круга задач), с другой, научит выделять существенные для каждой познавательной задачи признаки, выполнять необходимые умственные действия, т.е. разовьет их умственные способности.

Это программа направлена на развитие логико-математических представлений и умений в игровой форме. Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Особую роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Однако если для воспитанника цель — в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель — развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны — отсутствие цели в игре, а с другой — игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх.

Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

1.Это счетные палочки — с их помощью знакомят ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Головоломки предлагаются детям в определенной последовательности: составить два равных треугольника из 5 палочек. Составить два равных квадрата из 7 палочек. Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек. Далее усложняется характер задач на формирование фигур. Например: в фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов.

2.Кодирование, схематизация и моделирование простейших математических простейших математических объектов, свойств. Это игры «Логические таблицы», «Что лишнее», «Найти фигуру», «Символы», «Таблицы». Эти игры учат пользоваться таблицами, обозначать свойства предметов с помощью символов.

3. Используются загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, уменийдоказывать правильность суждения, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение.)

Отгадывая задачи математического содержания — дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок — это мыслительный процесс.

Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка — это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.

4. Предлагается детям поиграть в игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. «Танграм» — дети выкладывают силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода. «Колумбово яйцо» — силуэты птиц, самостоятельно придумывают фигуры воинов, балерин. «Пифагор» — силуэты животных. Эти игры широко представлены в книге «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.А.Михайлова, «Математика до школы» — библиотека программы «Детство».

5.Загадываются задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т.е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями. Например: 1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое). 2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).3)Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть)

6.Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют полученные навыки и умения. Так, например, в игре, «Прятки» называется цепочка чисел, пропуская несколько из них. Задача детей, назвать пропущенные числа. В этой игре ребенок легко усваивает числовой ряд, развивает внимание.

Организация и проведение занятия в ДОУ

Программа РАДУГА по ФГОС в детском саду проводится в рамках установленных временных рамок, которые рассчитываются на основании требований к различным возрастным категориям:

  • I и II младшие группы: 15-20 мин.
  • Средняя группа: 25 мин.
  • Подготовительная и старшая группы: 35-40 мин.


Проводя занятия в ДОУ, необходимо помнить о временных рамках — для каждого возраста предусмотрена разная продолжительность уроков
Практические и технические элементы занятий подстраиваются под заданный хронометраж:

  • Подготовка (3-5 мин). Введение детей в тематику при помощи мотивации и актуализации заданной информации — изображений, загадок и головоломок, демонстрационных презентаций.
  • Главный блок (20-25 мин.). Характеризуется наличием знакомства с подающимся материалом, включая его обработку и анализ, творческое восприятие информации.

К основному этапу подключаются физические упражнения, игры и общение с детьми. Исходя из особенностей блока, детей обучают самостоятельной деятельности, при возможности, — педагог практически не помогает, только наблюдательная деятельность.

  • Завершающий блок. Дается оценочное суждение всей группе и каждому ребенку по отдельности. Важно говорить одобряющие слова, которые будут мотивировать детей к дальнейшим занятиям. В старшей и средней возрастной категории, оценка работы происходит самими детьми.

Пример конспекта математического занятия по «Радуге» во II младшей группе.

ЭтапОписание
ВведениеПедагог привозит на санях небольшую игрушку снеговика, после чего все по очереди рассматривают его округленные формы.
Снеговик говорит детям: «Что-то одиноко и скучно мне по двору гулять, дорожки чистить, да снег убирать. Хочу себе друзей снеговиков. Дети, помогите мне!»

Воспитатель задает вопрос: «Ребята, поможем бедному снеговику?»

Ученики отвечают положительно.

Главный блокПедагог начинает демонстрацию того, из чего можно сделать снеговика: обводя пальцами, он показывает круги и говорит об отсутствии угловатости. После чего воспитатель предлагает каждому ребенку собственноручно покатать круг и понять его структуру.
Задаются вопросы:

«Укажите самый большой и маленький круги».

«Как мы называем фигуры, из которых сделан снеговик?».

После ответов, педагог проводит небольшую разминку, которая сопровождается стихотворениями или песнями о снеговике.

Воспитатель приглашает группу за стол, на котором расположены круги из бумаги разного размера. Дети делают друзей для снеговика.

Работа проходит в самостоятельном режиме с возможной помощью. Если есть желание — добавляются новые предметы, рисуются глаза, нос, шляпа или метла.

Завершающий блокКаждый из детей дарит снеговику нового друга. После чего игрушка благодарит ребят за выполненное задание.
Завершающий вопрос детям от педагога:

«Для кого мастерили снеговиков?»

«Из чего изготавливали?»

Подобная игра не только знакомит с объемными телами (конус, круг, цилиндр), но и укрепляет навык склейки, развивают моторику, воспитывает детей важному умению усидчивости, мотивируя их доводить начатое дело до конца.

Перспективное планирование по конструированию по программе «Радуга». Часть 1

Татьяна Корепанова

Перспективное планирование по конструированию по программе «Радуга». Часть 1

Октябрь

1. Конструирование по замыслу детей.

Цель: учить детей самостоятельно выбирать тему будущей постройки и придумывать способ её сооружения; использовать при обдумывании замысла схематический рисунок задуманного предмета с указанием в нём местоположения основных его частей.

Предварительная работа: беседа «Как называются строительные детали конструктора»

Оборудование: по 8-10 деталей разной формы. Дети могут выбрать дополнительно другие детали.

2. Графическое изображение строительных деталей и их комбинации.

Цель: знакомить детей с приёмами изображения деталей с трёх разных позиций (вид прямо перед собой, вид сверху и вид сбоку) и правильно располагать эти изображения на листе бумаги в виде схемы-развёртки.

Предварительная работа: загадки-упражнения на узнавание строительной детали.

Оборудование: схематические рисунки, изображающие лодку, шкаф, рельсы; схемы-развёртки с изображением куба, кирпичика, цилиндра и конуса.

3. Графическое изображение строительных деталей и их комбинации.

Цель: учить детей составлять схематическое изображение комбинации из двух деталей (самостоятельно – вид прямо, по показу воспитателя – вид сверху и сбоку).

Предварительная работа: загадки-упражнения на узнавание строительных деталей.

Оборудование: схемы построек: загородки – вид сверху, горки – вид сбоку, ворот – вид спереди; схемы-развёртки с изображением комбинаций из 2-3 фигур; трафареты, листы бумаги, карандаш.

4. Составление схематических изображений деталей.

Цель: учить детей составлять схематическое изображений строительных деталей с трёх позиций.

Предварительная работа: загадки-упражнения на угадывание фигуры, изображённой на схеме.

Оборудование: изображение в трёх позициях призмы, бруска, арки, комбинации из этих элементов; строительные детали, трафареты, листы бумаги, карандаш

5. Построение элементарных конструкций из 2х – 3х деталей по готовым изображениям с трёх разных сторон.

Цель: учить детей «читать» схемы-развёртки простейших конструкций из 2х – 3х элементов, придумывать собственную композицию из тех же деталей.

Предварительная работа: игры с конструктором.

Оборудование: схемы-развёртки двух конструкций, строительные детали, бумага, карандаши, трафареты.

Ноябрь

1. «Чтение» схем-развёрток на новом материале.

Цель: учить детей «читать» схемы-развёртки простейших конструкций из 2х – 3х элементов, придумывать собственную композицию из тех же деталей.

Предварительная работа: загадки-упражнения на угадывание фигуры, изображённой на схеме.

Оборудование: схемы-развёртки построек (их 3х элементов каждая, строительные детали, бумага, карандаши, трафареты.

2. Замена крупных деталей наборами мелких элементов и их графическое изображение.

Цель: формировать у детей умение расчленять схематическое изображение крупной фигуры на мелкие части, соответствующие тем мелким деталям, из которых крупная фигура может быть составлена.

Предварительная работа: загадки-упражнения на узнавание строительных деталей; игры с конструктором.

Оборудование: крупные и мелкие строительные детали, доска, мел, бумага, карандаши, трафареты.

3. Расчленение контурной схемы предмета, её детализация.

Цель: обучать умению последовательно анализировать контурную схему – узнавать изображённый предмет, определять местоположение его основных частей, «примерять» строительные детали, расчленять контурную схему в соответствии с представлением о возможной конструкции предмета.

Предварительная работа: игры с конструктором.

Оборудование: контурные схемы объектов большего масштаба, чем схемы для детей; расчленённые схемы тех же объектов, строительные детали, карандаши.

4. Упражнение в построении предметов по контурному образцу – головоломка.

Цель: учить детей расчленению контурной схемы предмета на части конструкции, ориентируясь на форму и размеры деталей, предложенных для воспроизведения объекта.

Предварительная работа: загадки-упражнения на угадывание фигуры, изображённой на схеме.

Оборудование: контурная схема рыбки или самолёта, плоские магнитные фигуры, доска; контурные схемы ракеты на каждого, строительные детали, карандаши.

Декабрь

1. Построение конструкций-головоломок.

Цель: упражнять детей в построении условных структурных изображений животных из имеющихся деталей.

Предварительная работа: беседа о животных; игры с конструктором, головоломками-танграмами.

Оборудование: схемы, изображающие животных; плоскостные геометрические фигуры, строительные детали.

2. Упражнения на конструирование фигурок животных.

Цель: развивать умение конструировать из плоскостных и объёмных деталей разной величины и формы фигурки любимых животных, вносить изменения в их первоначальные позы.

Предварительная работа: игры с конструктором, головоломками-танграмами.

Оборудование: плоскостные строительные детали.

3. Составление схематических изображений конструкций домиков из 7-8 элементов строителя.

Цель: обучать соизмерению элементов конструкций между собой и соответствующему их изображению на схемах; закреплять навыки графического изображения строительных деталей с 3х позиций.

Предварительная работа: игры с конструктором; рассматривание иллюстраций домов.

Оборудование: схемы конструкций, строительные детали, бумага, карандаши, трафареты.

4. Строительство декоративной стенки по графической модели.

Цель: обучать воспроизведению конструкции предмета по схематическому её изображению в одной плоскостной проекции (вид спереди, последовательному анализу схемы.

Предварительная работа: загадки-упражнения на узнавание строительных деталей.

Оборудование: схема конструкции, строительные детали.

Январь

1. Конструирование по собственному замыслу.

Цель: учить детей самостоятельно выбирать тему будущей постройки, строить постройку, отвечающую собственным замыслам; закрепить умение чертить фронтальный вид этой постройки.

Предварительная работа: игра «Волшебный мешочек», игры с конструктором.

Оборудование: строительные детали.

2. Составление схемы фасада дома по конкретному образцу постройки.

Цель: упражнять детей в умении читать схему и соотносить её с деталями, в составлении собственной схемы по образцу.

Предварительная работа: игры с конструктором.

Оборудование: схемы конструкций, образец постройки, строительные детали, бумага, карандаши, трафареты.

3. Составление фронтальной схемы – вход в метро.

Цель: закреплять умение составлять фронтальную схему предмета по конкретному образцу конструкции, упражнять в самостоятельном составлении схемы и воспроизведении постройки по самостоятельно составленной схеме

Предварительная работа: рассматриваниеиллюстраций с метро, игры с конструктором, загадки на угадывание строительных деталей.

Оборудование: схемы конструкций, образцы постройки, строительные детали, бумага, карандаши, трафареты.

Оценка результатов работы по программе

Программа РАДУГА, как и любая другая системная техника, требует оценочного суждения по ФГОС, благодаря которому педагог может оценить работу детей.

Анализ проведенной методики в детском саду характеризуется 3 шагами:

  • Выполнение плана. Процентное и численное соотношение детей, усвоивших суть программы исходя из образовательной деятельности.

На это указывают средний и высокий уровни выполнения, которые вычисляются из затраченного времени на выполнение задачи. На основе анализа выявляются дети, которым нужно больше внимания со стороны родителей и педагога.


Анализ результатов программы «Радуга» проводится на основе выполнения плана по занятиям

  • Анализ программы, что включает оценочное суждение в рамках определенной шкалы (низкая, средняя и высокая). Учитывает выполнение задач исходя из использованных программных областей.
  • Описание анализа. Указывается результативность при задачах в каждой из тематических областей. Применяется процентное суждение нижних, средних или высоких показателей.

Описываются будущие перспективы и предрасположенность к тем или иным навыкам. Исследуются недостатки проведения, которые исправляются на следующем занятии.

Из всех имеющихся педагогических комплексов с интересными приемами, программа «РАДУГА», выведенная по всем стандартам ФГОС, пользуется наиболее высоким спросом. Педагог в ДОУ должен обладать творческим, индивидуальным и справедливым подходом к каждому ребенку.

Традиции программы «Радуга» как средство социализации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Ольга Скулько

Традиции программы «Радуга» как средство социализации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Скулько Ольга Николаевна,

воспитатель,

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16 «Колокольчик»

,

г. Шадринск

ТРАДИЦИИ ПРОГРАММЫ «РАДУГА»

КАК
СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Аннотация. В данной статье показана важность создания условий для постепенной социализации детей раннего возраста через использование традиций и правил в группе. В статье также описывается практический опыт работы по использованию данной технологии в работе с детьми.

Ключевые слова: дошкольники, игра, адаптация, традиции, игра, среда, семья, социализация.

Sculko Olga Nikolaevna,

caregiver,

Municipal state preschool educational institution

«Kindergarten № 16 «Bell”,

g. Shadrinsk, Russia

THE USE OF DIENES BLOCKS IN THE DEVELOPMENT OF LOGICAL THINKING PRESCHOOLERS

Annotation. This article shows the importance of creating conditions for the gradual socialization of young children through the use of traditions and rules in the group.[1] The article also describes the practical experience of using this technology in working with children.

Key words: preschoolers, game, adaptation, traditions, game, environment, family, socialization.

Одним из требований ФГОС ДО является успешное социально – коммуникативное развитие личности ребенка. Работа в этом направлении начинается с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Подробно описать нашу работу в этом направлении я попытаюсь при помощи лестницы успеха.

1-я ступень — встреча, налаживание контакта с воспитанниками и их семьями.На этом этапе решаются задачи обеспечения комфортной адаптации : формировать доверие родителей или законных представителей и детей к воспитателям группы; помогать осваивать родителям и ребенку новое пространство, осуществление всех основных режимных моментов, игры в дошкольной организации с целью синхронизации организации жизни ребенка в семье и в детском саду; обеспечивать у детей установление контактов со сверстниками; обеспечивать снижение общей тревожности родителей.

Для этого используется : заочное знакомство с группой в семье с использованием альбома «Добро пожаловать»

;
традиция приема нового ребенка при его первом приходе; обеспечение поддержки инициатив ребенка и оказание ему необходимой помощи в режимных моментах по его инициативе; предоставление детям возможность привыкания к детскому саду; создаются условия для совместного пребывания малыша с родителями; составляется план приема детей в группу; оказывается помощь родителям в выборе правильной линии поведения с ребенком на период адаптации. [4]
В части установления контакта с родителями для согласования целей и ценностей образовательной деятельности используется наглядная информация – консультации и буклеты об образовательном учреждении, об особенностях развития детей; печатная информация об образовательной организации; анкетирование родителей с целью определения их потребностей в повышении педагогической компетенции. [1]

На основе полученных данных о семье и ребенке составляется прогноз его адаптации в ДОУ и делается вывод о том, как лучше организовать переход от семейного к общественному воспитанию. Полученный прогноз позволяет спланировать дальнейшую работу с семьями воспитанников.

2-я ступень – основная – ввод ребенка в коллектив. Малыши приобретают определенный социальный опыт через игровую деятельность, которая позволяет им по собственному побуждению включаться в предлагаемую деятельность. Объединяются общими эмоциональными переживаниями (поют песенки, улыбаются друг другу, прикасаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза); проявляют совместную радость, доброжелательность, заинтересованность друг в друге.

Используются игры на формирование общения с взрослыми и детьми. Устанавливаются чёткие ритуалы режимных моментов, единообразие их исполнения.Большое внимание уделяется режимным моментам с музыкальным сопровождением: засыпанием с колыбельной; прием детей в игровой форме, встреча с любым сказочным персонажем. [3]

Одним из важных условий психологического комфорта является наличие правил жизни группы. Определяются они традициями группы. Модель коллективного поведения в группе определяется и формируется взрослыми. Важно заложить традиции взаимного уважения, терпимости и доброжелательности, сочувствия и поддержки друг друга.

Основная группа запретов немногочисленна и касается основных принципов совместной жизни. Личная неприкосновенность – нельзя бить и обижать других детей; уважение к деятельности и ее результатам – нельзя без разрешения другого ребенка портить результаты его работы ; нельзя причинять боль другим живым существам; нельзя без разрешения брать личные вещи других детей и взрослых. [5]

Одной из традиций программы «Радуга»

является
«Утро радостных встреч»
, которое проводиться по понедельникам и включает в себя создание эмоционально-комфортной
среды для пребывания детей в детском саду. «Утреннее приветствие начинающему дню»
направлено на развитие
социально-коммуникативных взаимоотношений, на сплочение детского коллектива, выражает радость от встречи с детьми и надежду провести вместе приятный и интересный день. Традиции «Шли мы, шли, что-то нашли»
,
«Загляни ко мне в окошечко»
помогают создать
«ситуацию успеха»
для ребенка.
«Круг хороших воспоминаний»
— мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить, как положительно отличился каждый ребёнок. Воспитатель именно тот человек, который может показать детям пример доброжелательного отношения ко всем. Одаривание
«Для всех, для каждого»
создает ситуации,в которых воспитатели сами распределяют поровну между всеми детьми группы какие-то привлекательные для них маленькие подарки: красивые фантики, ленточки, камешки или ракушки и т. п. Такие ситуации преследуют цель на доступном для данного
возраста уровне создать атмосферу равных прав. Подобные «сеансы»
проводятся не реже одного раза в неделю. В
«сокровищнице»
ребёнок хранит наиболее значимое и ценное для себя. Её содержимое – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года и в тоже время это личная собственность ребёнка.
«Место уединения»
— это место, где ребёнок в детском саду может ощутить себя в полной безопасности, успокоиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги,
«позвонить»
маме.
«Вечер игры»
— способ организации
детей, в котором все вместе придумывают какую-либо игру с интересным сюжетом. «Театральная пятница»
— сказочный день, когда сказка
«оживает»
с помощью разных видов театра.

Общекультурные традициижизни детского сада очень любят малыши: маленькие праздники – сюрпризы, например, праздник шишки, куклы, мыльных пузырей. «Мы – помощники»

— интересное и приятное общение со старшими детьми в детском саду, которые приходят в гости к малышам. День рождения — с детьми
раннего возраста используется традиционная хороводная игра «Каравай»
.Планируются совместные досуговые события родителями:
«Праздник вхождения в жизнь детского сада»
, клуб
«Мой кроха»
, выставки семейного творчества,
«Встречи с интересными людьми»
. Текущая
«обратная связь»
о жизни группы для родителей происходит в ежедневном отчете
«А у нас сегодня…»
.

Большую роль в успешной социализации играет развивающая предметно-пространственная среда, которая содействует включению ребенка в разнообразную деятельность и общению. В деятельности центров развития царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор.

3-я ступень — заключительная — результат проведенной работы. Дети с удовольствием идут на контакт как со сверстниками, так и со взрослыми, с удовольствием вступают в игру, спокойно расстаются с родителями, хорошо адаптировались к условиям ДОУ.

Список литературы:

1. Белкина Л. В. ’’Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие’’- Воронеж »Учитель »,2006. [электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: https://www.twirpx.com/file/272964/

2. Лапина И. В. » Адаптация детейпри поступлении в детский сад: программа, психолого –педагогическое сопровождение, комплексные занятия».Волгоград : Учитель, 2010.- 127 с. [электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: https://piratebooks.ru/threads/adaptaciya-detey-pri-postuplenii-v-detskiy-sad-programma-psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-kompleksnie-zanyatiya.180863/

3. Печора К. Л. » Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи ».- М.:»Издательство Скрипторий 2003»,2006.- 96 с. электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: https://www.twirpx.com/file/356640/

4. Т. И. Гризик,Г. В. Глушакова,Т. Н. Доронова,Е. В. Соловьева,Н. Ф. Тарловская,С. Г. Якобсон. ПРОГРАММА «РАДУГА 2-3 ГОДА» [электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: https://gramoteyka.jimdo.com/дошкольные-программы/ радуга/ радуга-2-3-года/

5. Доронова Т. Н. Радуга. Комплексная образовательная программа для детей 1 младшей группы. [электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/programa-raduga-dlja-1-ml-gr.html

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]