О ключевых понятиях духовно-нравственного воспитания

Современная образовательная система все больше выдвигает на первый план необходимость воспитания нового типа личности. Этому аспекту посвящены многие программы профильных, научных организаций. Духовно-нравственное воспитание в рамках ФГОС предполагает педагогическую поддержку становления высоконравственного, ответственного молодого гражданина, наделенного инициативой, компетентного.

Духовно-нравственные ценности, которые общество старается привить своей смене, условно делятся на три группы:

  • семейные, пропагандируют заботливые, бережные связи, любовь и верность по отношению к своим близким, опеку младших, уважение к старшим;
  • культурные, основанные на фольклоре, национальных традициях, проповедующие красоту, гармонию;
  • патриотические, развивающие у детей любовь к Родине, желание ей служить, уважительное отношение к закону и правопорядку.

Духовно-нравственное воспитание, его современные проблемы

Социально-нравственное воспитание закладывает базовые характеристики личности, которые позже дают о себе знать, проявляясь в поведении и деятельности. Развитые нравственные качества реализуются через уважительное отношение к ценностям общества, стремление быть полезным. Нравственный человек придерживается определенных рамок и целей.

Сегодня молодое поколение окружено множеством как позитивных, так и негативных влияний. Сильное воздействие оказывают средства массовой коммуникации, различные явления среди окружения. На еще неокрепший интеллект, молодые чувства, несформированную сферу нравственности производят впечатление такие базовые «ценности» современности как стремление к наживе, желание бесконечно потреблять и развлекаться. Следование им разрушает страну и неокрепшие души.

Родители слишком заняты, всецело полагаются на школу, школа же устранилась от воспитания, занимается только преподаванием. Учебное заведение должно не только учить, но и воспитывать человека. Основой развития должны стать литература, отечественная история. Бывает, что учителя негуманитарных предметов, химии или физики, становятся для воспитанников нравственными идеалами. Преподаватель, который ведет себя в соответствии с тем кодексом, который декларирует, становится старшим другом и образцом для взрослеющих детей.

Кризисы и этапы нравственного развития ребёнка

Нравственное развитие не обходится без кризисов. Острота переживаний в эти периоды зашкаливает, но это всегда переход в новое качество: член семьи (условно в три года), затем член общества (условно в 13). Американский психолог Лоренс Колберг так объяснил смену мотивов на пути морального развития:

1До 7 лет — это страх наказания (физического, или лишения неких благ).
2Условно в 13 лет – стыд перед сверстниками.
3После 16 лет – уже совесть (желание соответствовать собственной системе нравственных ценностей).

Само собой, с наступлением совершеннолетия нравственное развитие не прекращается. Похоже, что не кончится оно и после смерти. Но в любом случае первая кризисная ситуация – это рождение на свет. Девять месяцев ребёнок пребывает в абсолютном комфорте — и в День рожденья всё навсегда меняется.

Первые год-два для ребёнка есть только понимание комфорта и дискомфорта: «хорошо то, что хорошо мне». Недопустимо при этом отношение к детям как к растущим организмам – совершенно недостаточно произрастать в тепле, чистоте и сытости. Любовь и внимательное общение требуется на этом этапе как никогда (печальный синдром госпитализма чаще наблюдается у самых маленьких).

К трём годам ребёнок понимает уже почти всё, что слышит и отсюда начинает узнавать, что в отношении других людей что-то хорошо, а что-то плохо. С трёх до семи лет ребёнок усваивает ценности семьи – для него приобретает значение то, что имеет значение для родителей («хорошо то, как поступают в семье», даже если присутствует явная дикость).

Ближе к семи годам дети способны понять последствия своих поступков для других, начинают обдуманно относиться к своей жизни, у них появляется нравственный выбор (с семи лет дети уже могут исповедоваться).

В возрасте от семи до десяти лет дети сами начинают оценивать нравственную сторону поступков родителей и учителей – это внешне спокойный период. Затем для них становится важным признание в своём большом окружении. Происходит критическая оценка разных систем ценностей. И если в семье нет чёткого понимания, что хорошо, что плохо и кто главный, то ребёнок в поисках удобных ценностей рискует стать ориентируемым на сверстников, с заниженной самооценкой и завышенной агрессией.

В этот кризисный период также идёт половое созревание и любое давление сверстников и критика становятся особенно болезненными. Родителям надо понимать, что сейчас их авторитет снижен объективно и от них требуется только моральная поддержка. Это тот самый переходный возраст, после которого человек становится вполне осознанным членом общества.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

В России утверждена не так давно Стратегия развития воспитания, которая рассчитана до 2025 года. Стандарт ориентирует на решение ряда задач, одним из основополагающих принципов которого назван целостный образовательный процесс, опирающийся на духовно-нравственные, социокультурные правила и нормы.

?

Главной целью озвученной концепции является определить принципы, пути развития и воспитания высоконравственной личности. Согласно ей, деятельность ДОУ и школы должна иметь своей целью формирование патриота, сознательного гражданина.

Концепция подробно детализирует:

  1. Основные задачи воспитательного процесса.
  2. Векторы педагогической деятельности.
  3. Систему построения воспитательной деятельности.
  4. Формы и методы, применимые в процессе работы над духовно-нравственным развитием.

Документ указывает на необходимость целого комплекса мер, которые нужно осуществлять на уроках и во внеурочное время, вовлекая детей в разнообразную внешкольную деятельность. Эта работа не рассчитана исключительно только на школу, педагогам необходимо быть тесно связанными с родителями, общественными сообществами.

Цели и задачи нравственного воспитания

Базовые национальные ценности

Политическое воспитание

Политические воспитание — целенаправленное и систематическое воздействие на сознание индивида с одной целью — сформировать определенные политические качества.

Его основными задачами являются:

  • укоренение в сознании и поведении принятых в данном обществе ценностей, норм, ориентаций и образцов;
  • распространения определенного типа политической культуры.

Содержание политического воспитания включает в себя:

  • Рациональный компонент — передачи основной политической информации, формирования системы знаний о политической системе. Рациональный компонент реализуется через школьное и вузовское образование и СМИ, контролируемое правительством.
  • Эмоциональный компонент — это формирование определенного отношения к политическим объектам и явлениям. Он тесно связан с устойчивым предпочтением определенного человека в политике. Эмоциональный компонент реализуется через такие средства, как торжественные парады, демонстрации, шествия, чествования, вручение паспортов, партбилетов и наград.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках ФГОС

Ранний возраст – тот важный период, когда ребенок познает мир общественных ценностей. В это время закладываются основы нравственных установок, которые в дальнейшем определяют отношение взрослого к миру и его проявлениям. У маленького человека складывается представление о себе, о близком и более широком окружении. Самое время знакомить малыша с нравственными нормами посредством разнообразной и интересной деятельности.

?

Одну из важных ролей в становлении детских нравственных ориентиров играет изучение родного языка. ФГОС берет во внимание принцип этнокультурного развития, образовательная программа реализуется на родном языке.

Именно в фольклоре сохраняются особенные национальные черты. Сказки, пословицы и поговорки очень тонко подмечают различные житейские ситуации, подчеркивают положительные и негативные стороны человеческого характера. Здесь есть полный набор рекомендаций, где ярко проявляется народное представление о воспитанном человеке, что способствует правильному духовно-нравственному развитию.

Народные праздники, которые проводятся в ДОУ, – это яркая форма отдыха для воспитателей, родителей и детей, объединяющая их совместными действиями, переживаниями.

По мнению многих авторитетных священнослужителей, «ценности», вокруг которых правительство пытается объединить народ, превращаются в абстрактные понятия, если оторваны от христианской этики. Разговоры о добре, совести, нравственном долге – это неплохо. Но говорить о конструкции духовно-нравственных установок как результате культурного развития России, не упоминая христианство, нельзя. Оно стало главным образующим фактором того, что сейчас называют российской культурой.

По ФГОС, основными задачами воспитания у детей дошкольного возраста высокой духовности и нравственности называются:

  • формирование доброго отношения к людям и природе;
  • пробуждение чувства сопричастности к народному наследию;
  • осознание своих национальных особенностей, внушение чувства уважения к своей нации, представителям других народностей;
  • формирование доброжелательных коллективных связей, сочувствия, дружелюбия, сопереживания к товарищам;
  • внушение уважения к труду;
  • создание основ патриотизма, гражданственности.

Тематический семинар:

Духовные и нравственные основы образования и воспитания

«Бабушке было дело не столько в развлечении ребенка, сколько в том, чтобы сызмалу показать детям необъятный простор своеволия человека и приучать их управлять волей, то есть самим собою», – пишет В. И. Даль. Каждую возникающую ситуацию в общении с детьми бабушка использует на благо детских душ. Все наставления бабушки полны добра и ласки, но в каждой возникающей ситуации бабушка дает прямое, четкое и понятное определение самому поступку ребенка, его мотивам, раскрывая тем самым перед детьми истинное содержание каждой ситуации. После чего старается устремить ребенка к достойному выбору, к исправлению. Многому в воспитании нравственных качеств детей можно поучиться педагогам и родителям даже при чтении одной главы «Картин из быта русских детей»:

«Первый сборный рабочий день.

Сегодня сборный день для лотерейной работы.

У бабушки приготовлен большой, длинный стол; его покрыли клеенкой, чтобы дети без опасения возились на нем с клейстером. Несколько чистеньких дощечек лежат тут же, их приготовил Михаил Павлович для тех, кто будет кроить папку. Миша с Сашей суетятся, бегают следом за отцом, заглядывают в цветные, пестрые бумаги, ахают, прыгают, целуют отца, обнимают друг друга, ворчат на сестер и братьев, что так мешкают, пробуют крепость ниток, приготовленных для сшивки тетрадей, и при каждом стуке экипажа подбегают к окну. Наконец, осмотрев все и соскучившись ждать, Миша проговорил с сердцем:

– Они до вечера не приедут, я это знал; пойдем лучше, Саша, позавтракаем!

– А что, Миша, у вас назначен сборный час или нет? – спросила бабушка, вслушиваясь в воркотню внука.

– Да, да, – закричали дети наперерыв друг перед другом, – все согласились приехать ровно в 12 часов.

– Стало быть, ранее 12-ти вам и ждать их нечего, посмотрите-ка лучше, пробили ль часы, – попросила старушка.

Дети несколько замялись, потом оба вдруг, как бы сговорясь, бросились смотреть на столовые часы.

– Без четверти двенадцать! – сказала Саша, потом прибавила: – Не отстают ли они, как ты думаешь, бабушка?

– Уж, разумеется, отстают, – решительно закричал Миша, – а вот я побегу на папином хронометре посмотрю!

И дети выбежали.

Вскоре в передней поднялась суматоха; маленькие хозяева здоровались с малюткой Мери и братьями ее. Саша, прыгая, помогала сестрице раздеваться.

– Ах, Мери, какая моя Люба душка, это просто прелесть, какие она смешные рожицы строит!

– А какая она послушная, так это чудо! – кричал Миша, прыгая пробкой на одной ножке. – Как скажу ей: «Люба, сожми кулачки», она сразу поворочает го-ловкой во все стороны и покажет оба кулачка.

– Пойдемте, – важно сказала Саша, – я вам покажу мою дочку, она не спит.

Но детям велели прежде обогреться, и тогда позвали в комнату Софьи Васильевны.

– Тетя, мама, тетечка, – кричали дети в голос, – покажи нам Любу!

– А вот прежде поздороваемся, – приветливо говорила тетка, лаская детей по очереди. – Ну теперь смотрите, – сказала она, отстранясь.

За нею, на широком диване, стояла прекрасно сплетенная корзинка; в ней на подушечке, до половины покрытая белым одеяльцем, копошилась выспавшаяся и покормленная Люба. Она озиралась на все и на всех своими ясными глазками; подбородочек и румяные щечки ярко пылали; от младенца веяло тем весенним теплом, которым так радостно дышится после дождя.

Дети сначала молча радовались, окружив малютку. Мери долго смотрела, потом, тихонько наклоняясь, поцеловала одеяльце, где шевелились ножки ребенка. Софья Васильевна подняла Мери и дала поцеловать ей Любу в щечку: Мери всплеснула ручонками, когда малютка, почувствовав прикосновение, повернулась к ней, и, взглянув на нее, остановила на ней свои зеночки.

– Теточка, душечка, она меня узнает! – вскричала девочка, хлопая в ладоши.

– Да когда же она тебя видела? – спросила тетка.

– А на крестинах-то ведь я очень высоко стояла, все время меня Сережа держал на стуле.

– Люба, Люба, – кричал Миша, – где кулачки, покажи им свои крошечные кулачки, слышишь, Люба, покажи скорее, а то подумают, что ты упрямишься, – приставал Миша.

Устала ли малютка от шума или просто соскучилась лежать, только она стала сильнее копошиться, вытащила ручонку, которая сорвалась у ней., и она со всего размаху хлопнула себя по личику. Дети вскрикнули, малютка стала морщиться, чтобы плакать, но мать утешила ее тем, что освободила ей и другую ручку. Люба взмахнула ими, потом сжала и уперлась своими крошечными кулачками в обе щечки.

– Видите, видите кулачки! – кричал Миша. Сережа дотронулся до ручки пальцем; малютка тотчас поймала его палец и крепко сжала его.

– О, да какая она сильная! – сказал Сережа, тряся ручонку и целуя ее.

– Видишь, Саша, она и Сережу узнала, – говорила Мери. А Саша тихо стояла над крестницей и радовалась на нее почти радостью матери. Святой, чистой любовью развивает Господь чувства человека, потому-то и окружает его с младенчества семьею. И счастлив тот, кто не утратит ни одного из этих чувств на земле!

– Ну, что, дети, не пора ли вам за дело приниматься? – спросила бабушка.

– Сейчас, сейчас, мы только попрощаемся с Любой, – отвечали дети, окружая корзинку, и облепили ее, как липнут и теснятся голубки, вокруг корма.

Молодая хозяйка с удовольствием смотрела на простую, но истинную картину чувства.

«Срисовать бы, – подумала она, – Любочку в корзинке, и всю эту стайку детей над нею; нет, этого никто не изобразит, – ответила она сама себе, – нужно, чтобы художник умел чувствовать, как дитя!»

– Матушка, ужо, как Люба заснет, и я также приду к вам работать.

– Приходи, только чур у меня прилежно работать, – смеясь заметила старушка.

– И ты, тетя, также для нашей лотереи работаешь? – спрашивали дети, окружая тетку.

Софья Васильевна, отряхнув свою работу, подняла ее вверх и показала детям крошечную полотняную рубашечку, держа ее за рукав.

– Это кукле? – спросил Сережа.

– Нет, Любе…..

– Тетя! – быстро перебила Софью Васильевну Мери и потом, немного запинаясь, договорила: – а если ее никто не купит?

– О, я уверена, что купят, – с шутливой важностью ответила Софья Васильевна, – у Любы есть кому о ней позаботиться, есть крестный отец и крестная мать! Кто-нибудь из них наверно купит.

Дети взглянули на Сашу, которая, радостно засмеявшись, припала к коленям матери и стала целовать и руки, и работу, которую они держали.

В бабушкиной комнате дети встретились с Зиной и Лизой; первая тарантила и юлила как-то более обыкновенного, а Лиза пряталась. Заметно было, что у детей случилось что-то особенное. Поздоровавшись с ними и посмотрев на Лизу, бабушка спросила:

– Ты плакала, дружок?

– Нет, ничего, – проворно ответила девочка; но когда почувствовала нежный поцелуй и крепкое объятие бабушки, то решимость ее не сказывать того, что случилось, растаяла, и она с громкими рыданьями, прячась на груди старушки, проговорила: – Теперь уж Лилинькин стульчик не мой стал! Он уж Зинин! Она выпросила его у мамы, мама ей отдала его!

– Ах, Лиза, да коли тебе его так хочется, так я, пожалуй, отдам, чем жаловаться, – прибавила Зиночка, вертясь и посматривая на всех, но она нигде не нашла сочувствия.

Сережа намеренно избегал ее взгляда, Алеша, красный, как рак, закричал в утешенье меньшой сестры: – Постой, Лиза, вот мы приедем, так отнимем у нее!

– Уж теперь все равно, – отвечала девочка, тяжко вздыхая, – мама ей отдала. И Лиза опять горько заплакала. – А я, бывало, все Лилю на нем закачивала, мы все с ней вместе играли. Зиночку она никогда не манила к себе и сама не шла к ней на ручки! Я сегодня и говорю: «Уж пусть Лиличкин стулик мой будет», а Зиночка побежала к маме и выпросила его себе! Теперь уж он совсем ее стал!

Припав опять к бабушке и заливаясь слезами, неутешная девочка проговорила:

– Зина уж поставила его к себе, к своей кроватке! Дети неиспорченным чувством своим, оценили права

Лизы и внутренне единодушно осудили Зину.

Старушка все еще держала внучку на руках и что-то ей тихо говорила, но Лиза отчаянно повторяла, тряся головой:

– Нет, нет, бабушка, этого не будет!

Жалко было бабушке Лизу. Ей стоило бы сейчас только слово сказать Зине, и она наверно отдала бы стульчик, но старушке не хотелось действовать понудительно. Она знала, что только то дело хорошо и полезно человеку, которое делается им от себя, по своему побуждению, по доброй воле. Перед старушкой были две девочки: одна в сердечном горе, другая с пороком себялюбия в сердце. Жаль и ту и другую, но должно предпочесть Зину, чтобы ей помочь, ее заставить одуматься, пожалеть Лизу и осудить самое себя. Чтобы долго не тянуть дела и чтобы Зина, ради стыда перед братьями и сестрами не сделала бы того, что следовало ей сделать после борьбы с собой, старушка спустила Лизу с колен и сказала ей вслух:

– Это хорошо, Лизочка, что ты не хотела никому говорить о своем горе; теперь иди умойся, а после приходи работать.

– Дети, – сказала бабушка, обращаясь к внучкам, я вам приготовила вязать крошечные чулочки, сладите ли вы?

Послышалось детское нерешительное:

– Не знаем!

– Ну, посмотрим, тетя и я – мы будем вам помогать.

Дети стали усаживаться. Михаил Павлович как мастер переплетного дела поместился посреди мальчиков: он присматривал за приготовлением клейстера. Сережа положил в кастрюлечку две горсти пшеничной муки, развел ее водою и, все мешая, поставил на спиртовую лампу.

– Сережа, пусти меня варить клейстер, – закричал разохотившийся Миша.

– Нет, друг, нельзя, – отозвался отец, – тут нужно и уменье варить, и терпенье мешать, а у тебя нет ни того, ни другого. Ты нам как раз вместо клейстеру, наваришь клецок!

Вскоре вбежали Аля с Линой и, перецеловавшись со всеми, проворно уселись за работу. Мало-помалу дети стали посматривать на Линочку, у которой быстро вертелся чулок и мельтешили спицы.

– Лина, – спросила Саша, – ты это нарочно трясешь чулками или в самом деле вяжешь?

– Да, вяжу, – отвечала Линочка, не совсем пони-мая вопроса.

– А ты, Саша, погляди, что она навязала, – говорила Аля, вытягивая с вершок белого, свежего вязанья.

– Линочка счастливая, – проговорили дети, глядя на ее работу, – совсем и не заметно, чтобы ты вязала, кажется, будто только так трясешь чулком, а уж сколько прибыло!

Между тем как дети переговаривались, посматривая на Линину работу, Зина сидела задумавшись. У нее было что-то неспокойно на душе, она досадовала на Лизу за то, что Лиза при всех расплакалась; а и того досаднее была Зине огласка: она чувствовала, что братья и сестры стоят за Лизу, а ее молча осуждают. Она и рада была бы, сама перед собою, обвинить сестру, но вид Лизы, которая перед отъездом раз пять мылась, и все время обмахивалась платком, чтобы скрыть свои слезы, потом и то, как она пряталась от бабушки, – все это смягчало девочку и удерживало ее от обычной несправедливости ее.

– Ну что же, – подумала она, наконец, – коли ей так хочется, так уж пускай стульчик будет ее!

Вдруг слышит она голос разгорячившейся Лизы: «Неправда, Миша, неправда! Саша не жалобщица», – говорила она мальчику, который не переставал ворчать и дуться на сестру за то, что она обратила внимание отца на Мишу, который, желая один пользоваться ножницами, прятал их от братьев. «А уж коли, кто жалобница,– продолжала Лиза почти шепотом, – так это Зина: она всегда, всегда жалуется на меня маме, особенно, когда приедем из гостей, за все жалуется, – говорило переполненное горем сердечко, – и за то, что я перемялась, и на то, что растрепалась, и что с гостями говорить не умею, и с Ниночкой не дружусь; а как я с нею дружиться стану? Она ходит со мной только, пока с нею не заговорят большие. Зина совсем не то, что я, она умеет разговаривать, сама про все наряды помнит, а я ничего не знаю. Ниночка говорит, что я глупая, а мама на меня сердится! Мне так невесело в гости ездить», – закончила Лиза, тяжело вздохнув.

«А-а, так я по-твоему жалобщица! Хорошо же, – думает Зина, – пускай я буду жалобщица, ничего», – утешает она самое себя, прикачивая головой. И доброе намерение – уступить стульчик, – как испуганная пташка отлетело от нее. Лизин жалобный шепот настроил Зину на обыкновенный лад: считать себя всегда и во всем правою, а всех прочих, замешанных в ее дело, виноватыми.

– Миша, ты что надулся, как мышь на крупу? – спросила бабушка, глядя на надутые губы внука. Мальчик молчал, поглядывая исподлобья то на того, то на другого; он также считал себя правым и, по его мнению, обиженным. Саша нажаловалась, а отец, строго посмотрев, покачал на него головой. «И все это видели, – думает он, сердясь, – и сестры, и братья также, а Алеша даже обрадовался, – думает Миша, все более и более краснея и дуясь.

– Что же ты молчишь? – повторила старушка. – Дети, – сказала она, обращаясь к внучатам – что он, порезался что ли?

– Нет, нет, – закричало несколько голосов, и при этом рассказали бабушке, как Миша завладел ножницами и как он всякий раз, что отрежет, прячет их подле себя, под бумагу, и не дает братьям.

– Саша жалобщица! – громко крикнул Миша.

– Точно ты, Миша, из пушки выпалил, – сказал Алеша.

Отец с матерью переглянулись, и Софья Васильевна наклонилась к работе, чтобы скрыть улыбку, появившуюся при верном замечании Алеши.

– Чьи же эти ножницы? – спросила бабушка, подходя к столу и рассматривая их.

– Мои, матушка, – коротко отвечал Михаил Павлович, не желая мешать старушке в расспросах; он знал ее уменье идти в уровень с детской мыслию и постепенно развивать ее в них.

– Да, да, это твои бумажные ножницы, – говорила она, припоминая их. – Ты их Мише дал?

– Нет, я их ему не отдавал, я принес папку, ножницы и бумагу для всех нас сообща

– А-а-а… А ты, Миша, – продолжала она, обращаясь к мальчику, – общее добро прибрал для себя одного, – и она пристально поглядела на внука, который, по мере того, как начинал понимать свою неправду, тихонько опускал глаза и смиренно стоял, алея румянцем совести, а не гнева.

– Так делают, дружок, люди недобрые и не совсем честные, – прибавила старушка, – и потом ласково взглядывая на Мишу, сказала: – А мой внук хочет еще в детстве привыкать быть мальчиком честным и справедливым, и потому он строго будет присматривать за собою, а потом, впоследствии, и за Любой, чтобы чужим добром не пользоваться одному, а общее делить поровну!

Миша вздохнул и тихонько поднял глаза на бабушку. Старушка, ласково глядя на него, подала Мише ножницы и велела ему самому отвести им на столе такое место, которое для всех было бы одинаково удобно. Эта задача понравилась ребенку, он полез на стол и раз пять перекладывал их, отбегая и посматривая со стороны, верно ли они лежат. Заметно было, что и Алеша принял бабушкину науку к сердцу.

– Ну, а ты, – сказала бабушка, подходя сзади к Саше и запрокидывая ее головку, – чем ты брата рассердила, за что он тебя назвал жалобницей? – И не дожидаясь ее ответа, продолжала ее спрашивать: – Прежде чем ты отцу сказала, говорила ли ты брату?

– Я ему двадцать раз говорила, чтобы он не прятал ножниц, – торопливо отвечала Саша.

– Потише, потише, – сказала старушка, смеясь, – будет с него и двух-трех советов.

– Саша три раза останавливала Мишу, – вполголоса проговорила аккуратная Лина.

– И довольно с нее, – шутливо сказала бабушка, трепля Сашу по щечке, – чтобы не слыть ябедницей или как бишь Миша сказал?

– Жалобницей, – подсказали дети.

– Да, жалобницей; жалобница, по-моему, та, которая не предостерегает и не уговаривает виноватого, а как бы радуясь его вине, спешит рассказать старшим, слушает с удовольствием, как бранят виноватого, а сама в душе своей радуется, что вот, де, я не такая, а я хорошая!

Зина опять задумалась; ей невольно пришло в голову, как, возвращаясь из гостей, она весело бежит к матери и торопится ей рассказать все хорошее о себе и так же торопливо рассказывает о Лизе то, за что сестру наверно побранят. Это раздумье, как легкое облачко, нанеслось на себялюбивую Зину и омрачило ее.

– Дядя, – как бы надумав что, закричал Алеша, – скажи нам, какой самый лучший остров на свете?

– Чем лучший, Алеша, – жителями или климатом, или богатством золота и камней?

Алеша на минуту задумался.

– На что нам жителей? – сказал он вполголоса, глядя на детей. – Нет, дядя, назови такой, чтобы, все-все росло на нем: и апельсины, и виноград, и пальмы, и кокосы…

– И печеные каштаны, – подсказала маленькая Мери, страшная охотница до них.

– Мери, Мери, – с хохотом закричали дети, – разве они печеные растут!

– Нет, я знаю, что все растет сырое, да я думала о тех, которые люблю есть, они такие вкусные!

– Папа, и чтобы арбузы и вишни росли, – кричал Миша, упираясь ладонями о стол и высоко подпрыгивая.

– И дыни и персики! – прибавили Лиза с Сашей.

– И сахарный тростник также, – торопливо сказал Алеша, – он должен быть такой вкусный! Помните, что написано о нем в «Швейцарском Робинзоне?» – спросил он детей, которые весело кивнули ему в знак согласия.

– А вам надо большой остров? – весело спросил дядя, догадываясь, что дети собираются переселиться.

Все переглянулись между собой: им величина острова еще не приходила в голову. Помолчав немного, потом кто-то сказал:

– С ваш сад!

Сережа, не совсем доверявший возможности переселения, увлекся, однако, прелестью этой мысли, почти столько же, как все прочие; дядин большой московский сад показался ему слишком малым, и он, подумав, сказал:

– Можно бы с квадратную версту и поболее.

– Да, да, – закричали дети, захлопав в ладоши, – с версту или две.

Величина острова так понравилась всем, что дети, по обычаю, бросились обниматься: Саша с Лизой, а Мери потянулась к Сереже. Одна Лина сидела задумавшись; ей очень нравились детские планы, но она не знала, примут ли ее с собою. Точно угадав мысли своей соседки, Аля вдруг закричала:

– Дети, слушайте, ведь мы и Лину возьмем в собой?

– Разумеется, – закричали все в голос, – Лина такая славная!

Линочка вспыхнула от радости. Большие голубые глаза ее так благодарно смотрели на всех.

– Спасибо, – сказала она, глубоко и радостно вздыхая, все более и более краснея; тихонько улыбаясь, она опустила голову в работу, спицы чулка еще быстрее замелькали в проворных пальчиках, а детская улыбка то сбежит, то опять набежит: видно было, что дитя очень счастливо!

– Замечательная вещь, – говорил Михаил Павлович подошедшей к нему жене, – замечательная вещь эти детские переселения! Кто из нас не играл или не тешился подобной мыслью!

– Маменька, помнишь ли ты наш остров и наше первое переселение туда? – спросил Михаил Павлович мать свою.

– Конечно, помню, – отвечала старушка, – даже и теперь на нем заметны следы вашей пашни; а как разрослись батюшкины ветлы по берегу! Из ваших кленков вышла целая роща.

Перед умственными очами старушки мелькнули пышная кленовая роща и серебристые ветлы по берегу, знакомое озеро с островком, и будто послышался ей тихий прибой волн.

– Маменька, – сказал Михаил Павлович, помолчав немного, – какую прекрасную картину ты мне напомнила – вид из окон твоей комнаты: луговой скат к озеру и наш остров!

Старушка задумчиво и нежно улыбнулась, ей не раз уже случалось в одно и то же время с сыном думать одну и ту же думу. Мудрено ли такое духовное родство у матери, которая не только вскормила и вырастила сына, но и нравственно взлелеяла и развила его душу!

– Дядя, ты жил один на острове? – спросил Сережа.

– О нет, дружок, нас было целое поселение; во-первых, твой отец…..

Заслышав про отца своего, Алеша так подпрыгнул от радости на стуле, что тот вылетел из-под него и перекувырнулся.

– Славная штука, Алеша! – сказала Софья Васильевна, смеясь над недоуменьем мальчика, который, стоя над опрокинутым стулом, как-то нерешительно посматривал кругом себя. – Попробуй-ка, дружок, выкинуть в другой раз такую – не сумеешь!

Кажется, слова матери надоумили Мишу в свою очередь попробовать Алешину нечаянную шалость. Заметив это, Аля со степенным видом покачала на него головой; мальчик любил ее и всегда охотно слушался.

– А папочка также жил с вами на острове? – спросила Аля у дяди.

– Разумеется, он-то и был первый коновод, да сестра Машенька.

– Мама! – вскричала Зина. – О как я рада! – Зина радовалась тому, что слышала о детстве матери своей. Замыслы детей ей очень нравились, но она не смела ими тешиться, без разрешения матери, которая, к сожалению, Ниночкиному подражая воспитанию, пригнетала и глушила в детях своих все детское.

– Да, дружок, мать твоя была первая зачинщица и изобретательница всевозможных игр и забав, – сказал Михаил Павлович.

– Дядя, папа, душка, – быстро посыпалось со всех сторон, – расскажи, как вы жили на острове, и много ли вас там было? – кричали дети, побросав работы и окружив дядю.

– Хорошо, пожалуй, – сказал Михаил Павлович, – но только вот что: Сонечка, – сказал он Софье Васильевне, – покажем пример, как люди работают и слушают в одно и то же время, а то бабушка не позволит мне рассказывать.

Дети взялись за чулки, мальчики – за свое дело, и хотя много не наработали, но увидали, что можно делать два дела разом.

– Вы слышали, дети, – начал Михаил Павлович, – что братья Алексей и Сергей да сестра Машенька, тотчас после смерти матери своей, родной бабушкиной сестры, переехали к нам на житье. Братья оставались все время у нас и учились со мной до поступленья нашего в университет; сестру же Машеньку года через два увезла от нас в Петербург ее бабушка, мать отца. Но главная наша распорядительница была моя покойная сестра. Она была такая умная, такая мастерица на все, а главное, так умела ладить с резвыми мальчиками и заставлять нас слушаться, что, бывало, в какой игре замешана была сестра, ту отец наш и мать тотчас разрешали нам. Ей-то мы и были обязаны тем, что нам позволили поселиться на острове.

– Дядя, – спросил Сережа, – старее или моложе тебя была твоя сестра?

– Я и Машенька, мать Зины, были самые младшие; нам тогда, как мы выпросили позволение переселиться на остров, было по десять лет, а сестре моей Саше, – около пятнадцати.

– Дядя, – с изумленьем спросила Зина, – она такая большая и играла с детьми!

– Играла, да еще как! – И Михаил Павлович, перенесясь мысленно в былое, продолжал:- Сестра моя была такое редкое, милое дитя, ее все занимало, все радовало: дельные разговоры взрослых, хозяйственные нововведения отца, химические опыты дяди, рассказы исторические или описательные, – все это заставляло ее заслушиваться и засиживаться до полуночи. – Старик наш садовник, ученый естествоиспытатель, был ее первым другом, а мы, дети, – ее первой заботой и забавой. Как только замечала она, что мы ходим повеся головы, что игры у нас не клеятся, сейчас спешила на помощь и заигрывается с нами до того, что на ее резвый смех выползал дед наш, садился насупротив нас, посмеивался и покачивал головою на свою любимицу!

– Матушка, – быстро сказал Михаил Павлович, – мне кажется, что отец настоятель не даром говаривал, что на Саше опочил мир и благодать Божья; мне кажется, что на ней оправдались слова Спасителя: будьте, как дети, таких бо есть царствие Божие!

Святой, полный упования взгляд матери был ему ответом.

– Дядя, – опять спросила Зина, – любила тетю моя мама?

– Кто же не любил ее? С деда нашего и до последнего деревенского ребенка – все ее любили! Мать же твоя привязалась к ней так, что все прозвали ее тенью Сашенькиной. Еще были с нами трое внучатых братьев, дети матушкиной двоюродной сестры. Но нет, постойте, они приехали позже, на второй год. Первое переселенье наше было очень неудачно, потому что мы слишком нетерпеливо и самонадеянно начали дело: несмотря на убеждения сестры, мы на первых же порах объявили очень решительно, что желаем быть дикими и вовсе не хотим видеть людей, ни даже на берегу против нашего острова. Мы требовали, чтобы нас никто не навещал, кроме сестер, которых мы считали одного с нами племени; мы уверяли, что нам ничего не нужно, что будем довольствоваться сухарями, заготовленными нами, и рыбою, которую мы сами умели ловить. Отец согласился на все, но под конец сделал следующее заключение: «Так как вы народ дикий, не письменный, то и не нуждаетесь ни в книгах, ни в бумаге, ни в карандашах, и потому ничего такого не должны брать с собой». Не думая долго, мы и на это ударили по рукам и хотели тот час собираться. Однако старшая сестра уговорила нас наперед осмотреться на острове, свести туда все, что нужно для шалаша, взять лубков на подмостки вместо кроватей и устроиться так, чтобы не спать на полу, иначе матушка не соглашалась отпустить нас, боясь лихорадки, которая легко пристает, когда спишь на земле. Сестры собирали нам посуду, укладывали яйца, хлеб, соль, мед, огурцы и прочее. Мы нарубили хворосту и выстроили на живую нитку шалаш.

Наконец настал желанный день. Распростясь второпях с родителями, няней и учителем, мы нагрузили маленький паромец, который был устроен между берегом и островом, и насилу притащили сестрину козу: она должна была переселиться с нами. Много беготни было за нашими курами, которые летали и не давались в руки: мы не подумали посадить их с вечера сонных в корзины; но наконец кое-как справились с ними и стали отваливать от берега. Любимые собаки наши: Богатырь и Буян, глядя на отъезд наш, взвыли и бросились вплавь за нами, смеху и радостям конца не было! Выйдя на остров, на котором и прежде мы довольно часто бывали (теперь же считали себя хозяевами на нем), мы, точно после кораблекрушения, бросились на землю, целовали ее, прыгали, кидая шапки вверх; с нами же за одно; визжали и прыгали Буян с Богатырем, отряхиваясь и обдавая нас брызгами; коза наша, припав к ветле, трудилась над корою дерева; куры с большим удовольствием разлетелись по воле. Сестры оставались с нами до солнечного заката, а вечером мы их переправили, и они обещали к нам приехать завтра, как справятся с делами. Долго мы еще гуляли, наконец, разостлав тулуп на подмостках, улеглись втроем. Но подмостки наши в ту же ночь рассыпались под нами, потому что мы их мастерили зря. При небольшом же ночном ветре весь шалаш повалило, завалив нас ветвями. Мы, сонные, едва выкарабкались из-под них и, тесно прижавшись друг к дружке, снова улеглись на тулупе.

Сначала комары не давали нам уснуть, потом собаки пришли обижать нас, им понравился тулуп, и они бесцеремонно расположились с нами. Как бы то ни было, конец ночи мы проспали мертвым сном и проснулись, когда уже солнце взошло, – а нам на заре надо было наловить рыбы, потому что она по зорям лучше клюет. Собрав удочки, мы пошли на ловлю, но тут оказалось, что мы забыли припасти червей для наживки. Что делать? Решили сделать набег на соседний материк. Мы спустились к парому и видим, что у нас в доме ставни открывают и на матушкином окне зашевелилась подзорная труба, ее наводили прямо на нас. Заметя это, мы, как прилично дикарям, пустились в бегство, спрятались за ветлы и стали советоваться, идти ли на промысел за червями или удовольствоваться сегодня тем, что сестры нам надавали вчера. Думали, думали, наконец решили не ходить на материк, а то там, пожалуй, подумают, что островитяне не могут обойтись без их помощи. Мы отправились за козой, чтобы подоить ее, но она так одичала на приволье, таких концов задала на острове, что прогонявшись за нею с полчаса, мы измученные вернулись в шалаш, прямо к своим запасам. Но верные друзья наши, Буян с Богатырем, позавтракали здесь раньше нашего, переели и передавили все яйца, съели весь хлеб, оставя нам немного ржаных сухарей; мед и огурцов они не тронули. Позавтракав этими остатками, мы сели под ветлы дожидаться сестер. Наконец, они показались. В одну минуту мы подали паром; радость была обоюдная, все обнимались, как после годовой разлуки! Наговорившись вдоволь, сестры выложили скромные гостинцы, которые, по нашим строгим наказам, они едва решились принести, оговорясь, что это собственный их обед. Не выждав обеденного времени, мы разделили краюшку пирога и жареную курицу и ели, присматривая друг за другом, чтобы чище обгладывали косточки. Впоследствии матушка говаривала, что жизнь на острове принесла нам большую пользу: мы сделались менее самонадеянными и менее причудливыми в пище. Сестры ушли от нас ранее, у них было занятие дома. Машенька перед закатом солнца принесла нам червей для удочек и хлеба про наш обиход. Рыбная ловля шла удачно, на ужин мы сварили уху; рано утром принялись опять за ловлю и опять ели уху. Однако безделье наше начало нам надоедать, но мы еще крепились и не говорили этого друг другу. Друзья наши, собаки, изменили нам еще накануне: заслыша посвист псаря, скликавшего собак к овсянке, они разом бросились и переплыли на другой берег. Вечером, правда, они вернулись, но мы им не очень рады были, потому что они жались и лезли мокрые на тулуп, сталкивая нас с него. На третий день мы очень повесили носы; я скучал по книгам, а более всего по отцу и матери. Когда же пришло время вечером расставаться с сестрами, то я обнял сестру и, не отпуская рук, плакал. Она поняла причину слез моих, и шутя сказала, что обещала дома привести и показать маленького дикого, которого зовут Пятницей; это подражание Робинзоновой Пятнице всем понравилось.

– А как я не вернусь? – спросил я братьев.

– Что же, как хочешь, – отвечали они, и кажется, сами были бы рады домой, под каким угодно именем, хоть под своим подлинным, но еще остались на острове. Я же, вбегая в дом, радовался еще более, чем дня три тому назад, высаживаясь на остров. Меня назвали диким, и подлинно я был таким! Загорелый, вскосмаченный, я бросался ко всем и обнимался со всем домом. На предложенный мне матушкою чай я бросился, как бросаются Буян с Богатырем на свист к овсянке; отец посмеивался, мать молчала, но была весела. Разумеется, я не вернулся вечером на остров. На другой же день мы с сестрами пошли зазывать и братьев. Долго уговаривать их было нечего, особенно когда услыхали они, что без нас получены с почты книги и между ними – какие-то «Мертвые души» Гоголя, очень смешные, которые отец разрешает нам читать. – Мигом опустел наш остров .

– Дядя, скажи, кто больше радовался вернуться домой, – спросил Алеша, – мой отец или Алин?

– Ну, дружок, уж это ты их спроси, – отвечал Михаил Павлович,– они оба прыгали и визжали от радости, как прыгают около матерей молодые жеребята. Отец мой сначала подсмеивался над нами, но после прибавил, что ничуть не дивится тому, что мы соскучились без дела, и что если затевать такую игру, то надо селиться дельнее, рассчитывая на более толковую жизнь, а не кидаясь на одно только заманчивое раздолье свободы и гулянок. Без прямой цели, без дела и труда человек прожить не может.

Весь день вертелась у детей в голове и на языке эта попытка отцов их в детстве прожить своим промыслом на острове. Много судили, осуждали, изменяли они, точно будто сами испытали все неудачи эти и готовились исполнить дело лучше. Наконец смерклось, подали огня, при свечах еще немного поработали и стали собираться домой.

Месяц светло блестит на небе, частые звезды так и горят, снег искрится, как днем; трое санок отъехало от подъезда. – «Прощайте, Лина! Прощай, Аля!» – раздается Мерин голосок. «Прощайте!» – кричат Лиза с Зиной. – «Прощай, прощайте!» Раздается из отъезжающих санок. Шибко бежит лошадка, санки с визгом скользят по снегу, а подле них синяя тень с такою же бойкой лошадкой и с такими же маленькими седоками скользит по белой дороге. Весело Лизе с Зиной глядеть, то на тень, что бежит подле них, то вскинув глаза, на голубое звездное небо; весело детям, они провели мирный день вместе, не ссорясь и не хранясь от старших!

В передней дети узнали, что у матери гости. Не раздеваясь, они весело пробежали в детскую; но, проходя мимо маленького кресла-качалки, Лиза тяжело вздохнула и стала понуря голову раздеваться.

Зина, услыхав вздох, поняла его; проворно оправясь и приглядясь, она побежала к матери. Едва ли не впервые вошла девочка к гостям, не думая о том, как бы показаться, как бы милее поклониться и как бы поумнее ответить. Вошла она просто, с желанием в сердце, с просьбою в глазах; раскланявшись со всеми, бросилась она к матери на шею и, обнимая ее, полушепотом просила позволенья уступить стулик Лизе. Удивленная мать громко спросила:

– На что? Я тебе его подарила, а ты как старшая должна оставить его себе на память.

– Мама, милая мама, позволь, – шептала Зина, целуя и обнимая мать, – позволь мне отдать его Лизе, она больше моего любила Лилиньку, она всегда ее укачивала на нем! – При этих словах поцелуй зазвенел почти в самом ухе матери; этот нежданный поцелуй сначала оглушил мать, потом порешил дело.

– Позволяю, мой ангел, пусть будет по-твоему! – сказала Марья Романовна дочери, потом прибавила, обращаясь к гостям: – Вы не поверите, какая она у меня женерозная!

Похвалы гостей посыпались на Зину, но она стрелой летала по комнатам, а за нею, как в погоню, раздавалось на распев: – Это редкое, ангельское сердце!

Чистое, нравственное чувство тяготится и оскорбляется похвалой; как деревце «не тронь меня», оно судорожно вздрагивает, листочки и веточки его мгновенно сжимаются от грубого невнимательного прикосновения.

Запыхавшаяся девочка вбежала в детскую и, двигая к Лизе креслице, с трудом проговорила:

– Возьми стулик, он твой навсегда, и я его не отыму у тебя!

Удивленная и обрадованная Лиза стояла с минуту молча, потом бросилась к сестре; обнимая, она засыпала ее поцелуями, целовала ей шею и даже руки.

Зина, лежа в постели, плакала про себя; что-то новое, неясное пробуждалось в ней. Если бы бабушка видела ее, то поняла бы, что в душе ребенка начинает мерцать новый свет; и старушка благословила бы внучку на этот новый нравственный путь».

Из данного материала можно увидеть, что бабушка всегда дает истинное определение поступкам детей и их мотивам, что очень помогает детям правильно оценить свои поступки и исправиться. Все поучения бабушки спокойны, доброжелательны, ласковы.

Духовно-нравственное воспитание школьников

Как в условиях традиционного подхода, так и в рамках современных ФГОС, перед учителем всегда ставилась задача реализовать не только образовательную, развивающую цели, но и достичь воспитательного эффекта. Концепция выдвигает тот же принцип. Большим потенциалом в деле духовно-нравственного развития обладают уроки гуманитарной и эстетической направленности.

Воспитательные задачи могут быть реализованы в пределах любых учебных дисциплин, когда в ходе занятий применяются такие формы работы:

  • за образец принимаются лучшие произведения художественной культуры;
  • ребята знакомятся с героическими страницами истории государства;
  • просмотр художественных, документальных кинолент обязательно обсуждается;
  • проводятся сюжетно-ролевые, деловые игры;
  • преподаватель организует общение в дискуссионной форме, привлекает к решению практических задач, создавая проблемные ситуации.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

При организации внеурочной деятельности учителям можно планировать такие мероприятия:

  • общественные коллективные праздники:
  • семейные творческие встречи;
  • интерактивные квесты, ток-шоу;
  • интеллектуальные викторины, диспуты;
  • работу кружков, секций, клубов по интересам.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, их базовое содержание

Соблюдая преемственность с ООП начального общего образования, в основной школе также выделяют пять основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания, в которых рассматриваются содержание и основные виды деятельности, формы занятий.

1 направление: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека —включает в себя:

· развитие представлений о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; посильное введение представлений об участии России в системе международных политических и культурных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы и др.);

· глубокое понимание (в том числе в семантико-историческом контексте) символики государства — Флага, Герба и Гимна России, флага, герба и гимна субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

· практико-ориентированные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении, знакомство с их деятельностью в родной школе, поселении, муниципалитете; посильное введение представлений о соответствующих нормах в Конституции России и федеральном законодательстве;

· практико-ориентированные представления о правах и обязанностях гражданина России; непосредственное знакомство с реализацией этих прав на примере старших членов семьи и других взрослых, принадлежащих различным социальным и социокультурным стратам;

· превращение интереса к общественным явлениям в значимую личностно-гражданскую потребность, понимание активной роли человека в обществе, в том числе через личное участие в доступных проектах и акциях; посильное введение в кругозор подростков таких документов, как Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;

· утверждение отношения к родному и русскому языкам (если последний не является родным) как к величайшей ценности, являющейся важнейшей частью духовно-нравственного наследия и достояния; осознание родного и русского языков как сокровищницы средств современной коммуникации; осознание в этом контексте значения владения иностранными языками; сознательное овладение ими как универсальным средством продуктивного взаимодействия с другими людьми в различных культурных пространствах;

· развитие ценностного отношение к родной культуре; понимание ее связей и взаимовлияний с другими культурами на протяжении прошлых эпох и в настоящее время;

· развитие способности видеть и понимать включенность родной и других культур в расширяющийся межкультурный диалог; понимать принципиальные критерии оценок позитивности или негативности этого взаимодействия;

· углубление представлений о народах России, их общей исторической судьбе и единстве; одновременно — расширение представлений о народах ближнего зарубежья (как входивших в состав Российской империи и СССР, так и никогда не входивших – особенно Японии, Китая, Ирана, Турции);

· расширение и углубление представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов (особенно о тех событиях, которые отмечаются как народные, государственные или важнейшие религиозные праздники);

· развитие личной и коллективной социальной активности (участие в делах класса, школы, семьи, села, города; открытое аргументированное высказывание своей позиции по различным спорным или социально негативным ситуациям).

Виды деятельности и формы занятий по данному направлению:

· разработка и оформление стендов, посвященных исторической эволюции символики Российского государства и конкретного субъекта Федерации; возможная подготовка специальных презентаций по подобным историческим процессам в других государствах (например, США, Великобритании, Франции, Германии, Италии и др.). Очень полезным было бы сопоставление текстов государственных гимнов различных стран в разные исторические эпохи, народных, государственных и религиозных праздников с публичными презентациями;

· исследовательская работа с последующими дискуссиями об основаниях, по которым современники или потомки относили тех или иных людей к категории героев, считали их выдающимися, замечательными и т.д. Особо ценным было бы выяснение обстоятельств, по которым один и тот же человек в разные эпохи то считался великим героем или политиком, то лишался этого «звания»; краеведческая работа по выявлению и сохранению мест памяти, могил (особенно братских), забота о памятниках и т.п.; публичные презентации о славных людях данной местности, региона, России, рода человеческого;

· знакомство с сохранившимися народными традициями и ремеслами, выявление их культурно-исторической основы, обсуждение их роли и ценности в современной жизни, их значения для самих носителей этих традиций и юных поколений и т.п.; участие в традиционных действиях (обрядах) и (посильно) в ремесленном производстве (дерево, глина, роспись и др.); подготовка публичных презентаций по этой деятельности;

· систематическое проведение дискуссий с носителями различных взглядов и традиций относительно духовно-нравственных ценностей прошлого и современности в контексте образовательной программы школы; вынесение этой проблематики в школьные, местные и региональные СМИ; подготовка подростками собственных публикаций.

2 направление: воспитание нравственных чувств и этического сознания:

· развитие способности к рефлексии (критике) деятельности – как своей, так и других людей, прежде всего сверстников; умение ставить себя на место другого, сопереживать и искать и находить способы человеческой поддержки даже при осознании его неправоты;

· развитие способности различать позитивные и негативные явления в окружающем социуме, анализировать их причины, предлагать способы преодоления социально не приемлемых явлений и участвовать в направленной на это деятельности; способность критически оценить качество информации и развлечений, предлагаемых рекламой, кинопрокатом, компьютерными играми и различными СМИ;

· развитие представлений о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии народов нашей страны и их культуры, в становлении и развитии Российского государства; посильное расширение этих представлений на межрелигиозную ситуацию в современном мире;

· утверждение в качестве личной нормы уважительного отношения ко всем людям — от своих родителей до любого встречного ребенка, сверстника, старшего независимо от его внешнего вида (лица, одежды, физических особенностей); установка на поддержку деловых и дружеских взаимоотношений в коллективе;

· сознательное принятие и утверждение в качестве личного императива установки на бережное, гуманное отношение ко всему живому; посильное участие в природоохранной и экологической деятельности; нетерпимое отношение к проявлениям жестокости к братьям нашим меньшим со стороны других людей.

Виды деятельности и формы занятий:

· исследование этических норм поведения различных местных социальных (социокультурных) и этнокультурных страт и сообществ в XIX –XX веках (например, дворян, купечества, офицерства, крестьян); сопоставление этих норм с ныне принятыми, обсуждение причин эволюции и оценка возникшей картины;

· посещения открытых заседаний местного суда, на которых рассматриваются дела, имеющие «выход» на данную проблематику, и последующее обсуждение услышанного;

· ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций (путём проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями);

· написание эссе на нравственно-этические темы на материалах конкретных сообществ (семьи, подростковой дворовой группы (субкультурной тусовки), класса и т.д. (при условии анонимности) и последующее обсуждение затронутых в тексте проблем;

· посещение и последующее обсуждение спектакля или фильма, затрагивающего нравственно-этические вопросы;

· установление и коллективное принятие в качестве общей нормы этически осмысленных взаимоотношений в коллективе класса (образовательного учреждения в целом), что предполагает овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, взаимной поддержке,

· участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

· посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;

· расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, укрепляющих и обогащающих преемственность между поколениями.

3 направление: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

· постепенное текстуальное знакомство с действующими перечнями профессий и специальностей начального и среднего профессионального образования с целью соотнесения с ними собственных интересов, склонностей, возможностей и жизненных перспектив; осознание на этой основе универсальной ценности получаемого общего образования и «образования-через-всю-жизнь»;

· усвоение ценностного отношения к результатам человеческого труда, составляющим всю среду обитания, все достижения науки и искусства, техники и технологии; все великие духовно-нравственные прорывы в понимании сущности человека и человечества;

· приобретение опыта собственного участия в различных коллективных работах, в том числе в разработке и реализации учебных и внеучебных проектов; развитие на этой основе проектных, экспертных и иных компетентностей, требующих личной дисциплинированности, последовательности, настойчивости, самообразования и др.;

· личностное усвоение установки на нетерпимость к лени, небрежности, незавершенности дела, к небережливому отношению к результатам человеческого труда независимо от того, в какую историческую эпоху этот труд был совершен;

· безусловное уважение к любому честно трудящемуся человеку; способность к признательному восхищению теми, кто занимается творчеством – созданием прежде не бывшего: изобретательством, творчеством в сфере науки, архитектуры, литературы, музыки и других видов искусства и пр.;

· поощрение и поддержка самообразования посредством Интернета, занятий в библиотеках, музеях, лекториях и т.п.

Виды деятельности и формы занятий:

· на основе знакомства с действующими перечнями профессий и специальностей начального и среднего профессионального образования и заинтересованного обсуждения выделяются те виды (или области) деятельности, которые привлекли внимание того или иного подростка (группы подростков). Далее следует последовательный ряд мероприятий: посещение (если возможно) соответствующего учебного заведения, профильного предприятия или учреждения, приглашение для углубленного разговора специалистов по выбранному направлению подготовки, студентов и выпускников и т.д.;

· организация общения с профессионально успешными людьми с целью обсуждения роли полученного образования (общего, профессионального, постпрофессионального, самообразования и т.д.) и универсальных компетентностей в этом успехе; особо ценно, если таким профессионально успешным человеком окажется кто-либо из старших родственников учащихся данного образовательного учреждения, а также выпускники, показавшие достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;

· полезным может стать проведение сюжетно-ролевых экономических игр, создание игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведение внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), а также организация публичных самопрезентаций подростков «Мир моих увлечений»;

· участие подростков в проектной деятельности, которая возможна по всем направлениям данной программы, в том числе в тех, которые связаны с практическим (творческим) применением знаний, полученных при изучении учебных предметов (в частности, в рамках предмета «Технология»);

· приобретение опыта участия в различных видах общественно полезной, собственно творческой или исследовательской деятельности возможно на базе и взаимодействующих с «родным» образовательным учреждением учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, музейная, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений);

4 направление: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

· осознание возникшего кризиса в отношениях человека и природы как одной из актуальнейших глобальных проблем человечества; способность видеть и понимать, в каких формах этот кризис выражен в месте проживания подростка; его добровольное участие в решении этой проблемы на муниципальном уровне как личностно важный опыт природоохранительной деятельности;

· осознание противоречивой роли человеческой деятельности в отношении природы; принятие тезиса о коэволюции человека и природы как безальтернативного выхода из глобального экологического кризиса;

· усвоение ценностного отношения к природе и всем формам жизни, развитие художественно-эстетического восприятия явлений природы, животного и растительного мира;

— способность и потребность наслаждаться природой, не только не нанося ей ущерба, но и поддерживая ее жизненные силы.

Виды деятельности и формы занятий:

· развитие и углубление опыта непосредственного эмоционально-чувственного взаимодействия с реальной живой и страдающей природой в месте жительства и его ближних окрестностях; сопоставление бытующей практики с результатами качественно иных подходов к выстраиванию этих отношений (европейский, японский опыт);

· на этом фоне – проведение исследований творчества поэтов-лириков и поэтов- философов, а также писателей и художников-пейзажистов и анималистов, пейзажных и садовых архитекторов (как отечественных, так и зарубежных), раскрывающих общность мира природы и мира человека;

· углубленное знакомство с публикациями Всемирного природного наследия ЮНЕСКО и подготовка по выбранным объектам специальных публичных презентаций; в этом же отношении могут оказаться полезными и другие богато иллюстрированные и снабженные научными текстами издания (а также кинофильмы), актуализирующие проблематику ценностного отношения к природе;

· получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей;

· участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

· усвоение принципов экологически грамотного поведения в природе (в ходе целевых экскурсий, походов и путешествий по родному краю и, возможно, за границей);

· осмысление «темы природы» в своем собственном творчестве (стихосложении, рисовании, прикладных видах искусства);

· фотографическая фиксация в поселении и/или в его ближних окрестностях видов, представляющих, с точки зрения участников этого поиска, особую эстетическую ценность;

подготовка на основе серии подобных фотографий презентации «Незамечаемая красота» (название условно).

5 направление: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

· развитие представлений о душевной и физической красоте человека, а равно – о его разрушительных возможностях; о своеобразии критериев человеческой красоты у разных народов и в разные исторические эпохи; представления об эволюции на примере европейской моды от античности до наших дней;

· продолжение формирования чувства прекрасного; практическое развитие умения видеть красоту природы, труда и творчества; развитие способности отличать подлинное искусство от его суррогатов; постепенное введение подростков в мир античного, романского, готического, классического и т.д. искусства, включая авангард и модерн ХХ века и художественный язык современного искусства; параллельно – освоение основ художественного наследия родной, русской и иных важнейших культурно-художественных и религиозно-художественных традиций: японской, китайской, индийской, арабской (исламской), христианской, буддийской и др.

· поощрение и поддержка собственных занятий подростков художественным творчеством в различных областях (включая моду, дизайн собственного жилища и территории дома и школы и др.).

Преемственные взаимосвязи семьи и школы

Одной из характерных особенностей духовно-нравственного воспитания нужно считать принцип преемственности, сотрудничества между учебным учреждением и семьей. Развитие ребенка берет начало в семье, школа не подменяет собой этот процесс, а усиливает его.

Учителям необходимо изучать семейный воспитательный потенциал, при необходимости, содействовать гражданскому воспитанию не только детей, но и их родителей. Для этого привлекаются нестандартные формы родительских собраний, используются творческие домашние задания, родителей приобщают к школьным мероприятиям, вовлекают в органы управления.

При условиях, когда воспитательный семейный потенциал ограничен, недостаточная работа школы может привести к тому, что ребенок окажется под влиянием неформальных молодежных групп, на его нравственный облик в большой степени будет давить далекое от совершенства информационное пространство, что грозит потерей идентичности, моральной несостоятельностью личности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]