Картотека игр по речевому развитию у 2 младшей группы ДОУ


Речевые игры во 2-й младшей группе

Картотека «Дидактические игры во 2-й младшей группе

«Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук»

«Догадайся, что звучит»

Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.

Ход: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

«Часы»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «три-трак…»! .

— Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).

— Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов) .

«Медвежата мед едят»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)

Игра повторяется 3-4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза) .

«Лягушка и лягушата»

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают)

Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

«Покормим птенчиков»

Цель: Развивать речевой аппарат детей.

Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», — и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек.

(Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

«На приеме у врача»

Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: Кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.

В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) .

Врач доволен: горло ни у кого не болит.

«Догадайся, что звучит»

Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.

Ход: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

«Узнай по голосу»

Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков.

Ход: Воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.

«Кто в домике живет? »

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей) .

Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

«Кто как кричит? »

Цель: Развивать речевое внимание детей.

Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик — чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

«Позови свою маму»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

Такая же работа проводится со всеми детьми.

«Отзовись»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: Воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.

Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

по развитию речи

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.

Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.

Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)

Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»

Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.

Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ СУНДУЧОК»

Цель: учим ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Материалы: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существительными среднего и женского рода, по числу детей.

Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим детям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая

матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.

В том случае, если на картинках будут изображены 2—3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.

«ТЕРЕМОК»

Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.

Материалы: деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим животных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании.

— Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку … кто? Правильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Никого нет. Стала мышка в теремочке жить.

Прискакала к теремку … лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:

— Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала, а зайка прискакал; лисичка прибежала,а волк прибежал.

«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Материалы: пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая), лошадки, утята, Буратино, мешок.

Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.

Комментируем:

— Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д.

— Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.

На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»

«ГДЕ НАШИ РУЧКИ?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Дети сидят на стульчиках. Обратимся к ним, приглашая интонацией к шутке, игре:

Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)

— Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки! (Топают ножками.)

— Где же наши ручки? Чего нет? (Ручек.) Вот наши ручки! — Где же наши ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот наши ножки!

Игра повторяется 2—3 раза.

«ЛОТО»

Цель: упражняться в образовании форм множественного числа существительных (в именительном и родительном падежах).

Материалы: картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка — матрешки, ведро — ведра, колесо — колеса, кольцо — кольца и др.).

Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры:

— Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть.

Тот, кто замешкается, отдает свою картинку взрослому. Если ребенок быстро и правильно назовет игрушку, отдаем свою картинку ему.

В конце игры проигравшим (у кого на руках нет картинок) предлагаются шуточные задания: попрыгать на одной ножке, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т. п. Задания придумываем вместе с детьми.

«ПОРУЧЕНИЯ»

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать.

Материалы: грузовик, мышка, мишка.

Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям:

— Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!» (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками.)

— Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?

Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.

«МИШКА, ЛЯГ!»

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов лежать, петь.

Материалы: плюшевый медвежонок (озвученная игрушка).

В гости к детям приходит медвежонок. Рассказываем, что он умеет выполнять поручения. Медвежонка можно попросить: «Мишка, ляг на бочок… ляг на спинку… ляг на животик». Еще он умеет петь, только надо попросить: «Мишка, спой!» (Рассказ сопровождается действиями с игрушкой.)

По желанию детей медвежонок выполняет разные задания. Если ребенок затрудняется сформулировать задание, задаем наводящие вопросы: «Ты хочешь, чтобы мишка лег? На животик или на спинку? Давай скажем вместе: мишка, ляг на животик».

Можно давать медвежонку и другие задания: поезжай (с горки), поскачи, попляши, напиши письмо и др.

«ПРЯТКИ»

Цель: правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед).

Материалы: грузовик, мишка, мышка.

В гостях у детей снова мишка и мышка. Гости стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем детям закрыть глаза. Говорим:

— Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он, ребята? (В кабине.) Вон он куда забрался!

Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Сажаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подскажите мишке!

Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячется подмашиной, около машины, перед машиной.

Игры и упражнения с грамматическим содержанием можно включать в сценарии коллективных занятий, а можно проводить по желанию детей с небольшими подгруппами в часы досуга. С детьми можно организовывать игры, с помощью которых они учились бы соотносить производящее и производное слова. Это делается на материале существительных, обозначающих животных и их детенышей. Формирование способов глагольного словообразования тесно связано с формообразованием. Оно осуществляется в подвижных играх, играх-драматизациях, специальных дидактических играх.

«ПОТЕРЯЛИСЬ»

Цель: соотносить название животного с названием детеныша.

Материалы: игрушечный домик, животные (игрушки): утка и утенок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.

Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.

— Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Достаем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку.

— А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыпленка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.

Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова:утка— утенок, курица — цыпленок и др. Затем животные уезжают на машине в гости к другим детям.

«ЧЕЙ ГОЛОС?»

Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Материалы: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.

В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.

— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.)

Ква-ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные’ игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

«ДОМИКИ»

Цель: употреблять названия детенышей животных.

Материалы: поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др.— по количеству детей, строительный материал.

Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бельчонка)».

В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название.

На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.

«ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»

Цель: соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, активизировать в речи названия детенышей животных.

Материалы: белка и лиса.

Объясним детям содержание игры:

— Сейчас мы поиграем в игру «Дружные ребята». Встаньте в пары. Теперь постройтесь в две колонны. Первая колонна — бельчата, вторая — лисята. Вот ваши домики (ставим в разных концах комнаты стулья, на которые сажаем белку и лису). Если услышите танцевальную музыку, танцуйте и бегите — резвитесь на лужайке. При команде «Опасно!» бегите домой к своим мамам. Выигрывает тот, кто скорее соберется.

Игра повторяется 3—4 раза.

Активизации наименований детенышей животных, соотнесению с названиями взрослых животных способствуют также пластические этюды, упражнения. Например, взрослый принимает на себя роль курицы-мамы, дети — роли цыплят. Курица с цыплятами гуляет по полянке. Все разгребают травку, ищут червячков, пьют водичку, чистят перышки. При команде «Опасно!» цыплята бегут под крыло к маме-курице.

Картотека «Дидактические игры по развитию речи» младший возраст

Дидактические игры по развитию речи для детей младшего возраста.

1.
«Чудесный мешочек»
Цель:

ориентироваться на род имени существительного при опре­делении предмета по его признакам.

Материалы:

заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.

Содержание.

«К нам в детский сад пришел заяц. Зайка- побегайка, что у тебя в мешке? Можно по­смотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец? (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)

Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны дога­даться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длин­ная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это? (Помидор.)»

Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.

Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».

2.
«Разноцветный мешочек»
Цель:

ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Материалы

: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существи­тельными среднего и женского рода, по числу детей.

Содержание.

Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим де­тям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом во­просы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.

В том случае, если на картинках будут изображены 2—3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поуп­ражняться в образовании форм именительного падежа множест­венного числа существительных.

3.
«Такой листок – лети ко мне!»
Цель.

Упражнять в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей (название деревьев: клен, дуб, рябина, береза), воспитывать слуховое внимание.

Содержание.

Воспитатель вместе с детьми на прогулке собирает листья деревьев (по количеству детей, каждому по одному). Дети стоят полукругом.

— Вы знаете, какие деревья растут на нашем участке? Давайте назовем их и подойдем к ним. Посмотрите, какие листья у клена – большие с зубцами. Листья рябины – небольшие, сам лист похож на перышко (Сравнивая и называя листья, воспитатель выясняет, что знают дети о деревьях, чем отличаются их листья).

— У меня в руках листья от разных деревьев(показывает). Повторим их названия. Я раздам вам всем по листику и у себя оставлю несколько штук. Когда я покажу листик и скажу: «У кого такой же лист, лети ко мне!» — вы побежите ко мне.

4.
«Кто скорее соберет?»
Цель.

Правильно собирать пирамидку, отбирая сначала большие кольца, затем все меньше и меньше; упражнять в названии величины кольца (большое, поменьше, еще меньше, самое маленькое).

Материалы:

пирамидки(по количеству детей), флажки.

Содержание.

Играют с небольшой группой детей. Раздав пирамидки каждому ребенку, воспитатель привлекает внимание детей:

— Посмотрите, какое кольцо внизу: большое или маленькое?(большое)

— А вот это какое?(поменьше)

А наверху какое кольцо?(самое маленькое)

Если дети самостоятельно не могут ответить, воспитатель помогает:

— Запомните, что внизу находиться самое большое кольцо, а наверху какое?(самое маленькое)

А теперь послушайте, как мы будем играть с пирамидками. Разберем сначала пирамидку(снимает кольца, кладет их на стол) и вы так же сделайте. А потом, когда я стукну колечком по столу, вы начнете быстро собирать пирамидку. Надо собирать ее правильно. Кто скорее соберет, тот и выиграет. Он получит флажок.

5.
«Что изменилось?»
Цель.

Упражнять в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, прибежала, стоит на месте), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек.

Материалы:

пять разных по размеру разноцветных матрешек.

Содержание.

Воспитатель показывает поочередно пять матрешек и вместе с детьми называет цвета одежды, отмечает, что по величине все матрешки разные.

— Что вы видите на моем столе? (матрешек)

— Посмотрите, какие матрешки по росту (ставит рядом две, потом три, а затем четыре матрешки). Одинаковые по росту или нет? (разные). А что у них разное?

Воспитатель помогает наводящими вопросами:

— Посмотрите на платочки. Какие они? (прикасается то к одной, то к другой матрешке). У одной матрешки красный платочек, у другой – зеленый, а у этой – синий. Как мы скажем про платочки одним словом?(платочки у матрешек разного цвета).

— А сарафаны, как можно сказать?(сарафаны тоже разного цвета).

— А теперь поиграем так: я закрою ширмой матрешек, а вы потом узнаете, какая матрешка спрячется. Но нужно отвечать только по одному, поэтому тот, кто заметит, подойдет ко мне и скажет тихо-тихо, чтобы другие не слышали.

Далее воспитатель обращает внимание детей на размер матрешек: прячет за ширмой то одну, то другую матрешку, то сразу две.

При повторном проведении игры отвечает тот, на кого покажет матрешка.

6.
«Теремок»
Цель:

ориентироваться на окончание глагола в прошедшем време­ни при согласовании его с существительным.

Материалы:

деревянный теремок, игрушечные животные: мышка, ля­гушка, зайчик, лисичка, волк, медведь.

Содержание .

Поставим на ковре теремок. Возле теремка рассадим живот­ных. Будем рассказывать сказку, побуждая детей принимать участие в рассказывании.

— Стоит в поле теремок. Прибежала к теремку … кто? Пра­вильно, мышка. (Дети подсказывают, ориентируясь на значение глагола и его окончание.) «Кто-кто в теремочке живет?» Нико­го нет. Стала мышка в теремочке жить.

Прискакала к теремку … лягушка. И т. д. В заключение подведем итог:

— Послушайте, как мы говорим: лягушка прискакала,

а зай­ка
прискакал;
лисичка
прибежала,
а волк
прибежал.
7.
«Чего не стало?»
Цель:

упражняться в образовании форм родительного падежа мно­жественного числа существительных.

Материалы:

пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и ма­ленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длин­ная и короткая), лошадки, утята, Буратино, мешок.

Содержание.

Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. На­зывают их. Выставляют на столе.

— Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д.

— Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.

На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамид­ки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем лен­точки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»

8.
«Где наши ручки?»
Цель:

упражняться в образовании форм родительного падежа мно­жественного числа существительных.

Содержание.

Дети сидят на стульчиках.

— Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину, дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)

— Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки! (Топают ножками.)

— Где же наши ручки? Чего нет? (Ручек.) Вот наши ручки! — Где же наши ножки? Чего нет? (Ножек.) Вот наши

ножки! Игра повторяется 2—3 раза.

9.
«Найди предмет по описанию»
Цель.

Воспитывать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам, формировать умение описывать предмет, не называя его.

Материалы:

игрушка Буратино.

Содержание.

Воспитатель вместе с Буратино и детьми рассматривают предметы, которые подобраны для игры (мяч, грузовая машина, собачка, кукла и т.д.). При этом необходимо обратить внимание детей на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться(прячет предметы по разным местам).

— Разбежались все наши игрушки, сейчас вы их будете искать. Сначала я расскажу о той игрушке, которую вы должны найти самой первой, — предлагает Буратино. Это круглый, резиновый предмет, который прыгает и катится по полу (это мяч).

— Сережа, найди мяч.

Буратино описывает другую игрушку:

— Пластмассовое, зеленое с ручкой, в нем носят воду, чтобы полить растения. Что это за предмет?(ведро)

— Лена, поищи ведро и принеси сюда.

Игра продолжается, пока дети все спрятанные предметы по описанию не найдут.

10.
«Лото»
Цель:

упражняться в образовании форм множественного числа су­ществительных (в именительном и родительном падежах).

Материалы:

картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка — матрешки, ведро — ведра, колесо — колеса, кольцо — кольца и др.).

Содержание.

Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры:

— Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро ска­зать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть.

Тот, кто замешкается, отдает свою картинку взрослому. Если ребенок быстро и правильно назовет игрушку, отдаем свою картинку ему.

В конце игры проигравшим (у кого на руках нет картинок) предлагаются шуточные задания: попрыгать на одной ножке, вы­соко подпрыгнуть, присесть три раза и т. п. Задания придумываем вместе с детьми.

11.
«Подбери посуду для куклы»
Цель:

закреплять знания о разных видах посуды; формировать умение использовать посуду по назначению.

Материалы.

Три куклы: одна – повар, другая – няня, третья – просто девочка. Игрушечная плита, игрушечная обеденная посуда, игрушечный стол и стул.

Содержание.

Игра проводится после беседы о работе повара и няни, какая посуда используется в их работе. Во время игры кукла-повар стоит около плиты, другая кукла-няня готовит посуду к обеду, кукла-девочка сидит за столом. Воспитатель просит рассмотреть кукол, идет беседа о том, кто это, что они делают, какая им нужна посуда.

На столе возле воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, рассказывает, как этот предмет называется(кастрюля), она нужна повару.

— Коля, отнеси кастрюлю повару, поставь на плиту.

Далее воспитатель показывает хлебницу:

— Этот предмет как называется, кому нужен? (хлебница, ее нужно отнести няне).

Воспитатель показывает чайную ложку:

— Это что, для чего она нужна? (чайная ложка, чтобы положить сахар в чай, есть торт).

Поочередно воспитатель показывает всю посуду. Для поддержания интереса можно использовать следующие варианты:

— А эта посуда, наверное, никому не нужна? (показывает половник, дуршлаг или чайник),

— Нужна, нужна!

— Кому же нужен половник? (повару)

— А няне он нужен? (нужен)

— Значит сколько нужно половников? (два). Давайте поищем еще половник(дети находят еще половник и относят повару и няне).

12.
«Больше — меньше»
Цель:

упражнять в различении и сравнении величины предметов(больше, меньше, одинаковые)

Материалы.

Природный материал: шишки, желуди, листья, камушки, ракушки(разные по величине, так, чтобы каждого вида было одинаковое число).

Содержание.

Дети сидят за столом и рассматривают вместе с воспитателем предметы, называют их.

— Давайте рассмотрим шишки. Как вы думаете, они по величине одинаковые или разные?(разные) Витя, покажи, какая из них больше. Лена, значит, это какая шишка?(поменьше)

— Вот с этими шишками, камушками, листочками и ракушками мы сегодня поиграем. Мы будем раскладывать их по величине: сначала положим самый большой предмет, а потом все меньше и меньше(показывает действия на столе с желудями).

— Надо класть в ряд только одинаковые предметы. Кто взял шишки, тот и кладет в ряд только шишки. А кто возьмет листик, тот, что будет класть в ряд?(листики)

По команде воспитателя дети раскладывают предметы в ряд на столе. Дети выбирают предметы, раскладывают по величине(по 5-6 предметов каждого вида).

— Кто быстро и правильно положит все предметы в ряд, тот и выигрывает.

13.
«Сложи картинку»
Цель:

упражнять в составлении целого предмета из его частей.

Материалы.

В коробке лежат целые картинки с изображением разных предметов: овощей, фруктов, игрушек, растений. В другой коробке лежат такие же картинки, разрезанные на четыре равные части.

Содержание.

Воспитатель знакомит с картинками, дети называют, что на них изображено. Затем показывает части картинки:

— От какой картинки этот кусочек?(от яблока). Воспитатель накладывает часть картинки на целую.

— А теперь найдем другие части яблока.

Дети ищут картинки с изображением частей яблока, когда все кусочки найдены и положены рядом с целой картинкой:

— Получилось целое яблоко. Сейчас, я вам дам картинки. Свете – дам грушу, Вике – помидор, а Диме – морковь. Соберите целые картинки из их частей(разрезные картинки лежат на столе).

После правила меняются:

— Я дам вам не целую картинку, а кусочек. Вы по этому кусочку догадайтесь, какую картинку надо собирать(если ребенок догадался, какой предмет у него получится, то обязательно ему нужно дать сложить целую картинку, чтобы проверить верность предположения).

14.
«Прятки»
Цель:

правильно использовать в речи предлоги с пространствен­ным значением
(в, на, около, под, перед).
Материалы:

грузовик, мишка, мышка.

Содержание.

В гости к детям приходят мишка и мышка, они стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется.

— Давайте закроем глаза Мышонок спрятался.

Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?». Где же он, ребята? (В кабине.) Вон он куда забрался!

Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Са­жаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подска­жите мишке!

Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мы­шонка, который прячется под

машиной,
около
машины,
перед
машиной.

15.
«Потерялись»
Цель:

соотносить название животного с названием детеныша.

Материалы:

игрушечный домик, животные (игрушки): утка и уте­нок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.

Содержание.

Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши.

— Давайте посмотрим. Кря-кря-кря

— кто это? Утка? Доста­ем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Малень­кая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утен­ка. Поищи утку.

— А это чей голос — пи-пи-пи?

Кто это? (Достаем цыплен­ка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывает­ся цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.

Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка


утенок, курица

цыпленок
и др.

16.
«Домики»
Цель:

употреблять названия детенышей животных.

Материалы:

поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др.— по количеству детей, строительный материал.

Содержание.

Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала дол­жен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бель­чонка)».

В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название.

На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.

17.
«Кому что нужно для работы?»
Цель:

закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда.

Материалы:

большие карточки на которых изображены повар, врач, шофер, строитель и т.д., на маленьких карточках – предметы необходимые в работе.

Содержание.

Эту игру проводят после бесед и наблюдений за работой людей разных профессий, обращая внимание на орудия их труда. По мере ознакомления детей с трудом взрослых добавляют картинки с изображением строителя, почтальона, продавца, доярки и орудий их труда. Игра проводится по типу «Лото». Проводится соревнование – кто быстрее закроет все клетки на больших карточках. Воспитатель уточняет знания детей о профессиях и орудиях их труда, затем напоминает правила игры «лото». Необходимо помогать вопросами:

— Что еще нужно врачу? Чем он измеряет температуру? Чем забинтовывает?

18.
Погремушки»
Цель:

двигаться по слову взрослого.

Материалы:

погремушки на ручке (по 2 на каждого ребенка); коробки (корзины) для складывания погремушек.

Содержание.

Дети стоят перед взрослым, который держит коробку с по­гремушками и говорит:

Все скорей ко мне бегите, Погремушки получите!

(Взрослый быстро раздает детям погремушки)

Погремушки дети взяли. С ними быстро зашагали!

(Взрослый идет впереди детей, помахивая по­гремушками)

Стали бегать и скакать. Погремушками играть!

(Дети бегают, звеня погремушками)

Надо в круг теперь всем встать, Погремушки показать!

(Дети встают в круг)

Погремушки поднимать. А потом их опускать. Поднимать и опускать! Поднимать и опускать!

(Дети поднимают и опускают погремушки)

Стали дети приседать, Погремушками стучать. Стук и прямо! Стук и прямо! Стук, стук, стук! И встали все.

(Дети приседают, стучат об пол погремушками, встают, по­вторяют эти движения дважды; на слова «стук, стук, стук» быст­ро трижды стучат об пол погремушками, затем поднимаются)

А теперь мы все бежим. Погремушками гремим.

(Дети бегут за взрослым, размахивая погремушками)

Тихо, тихо все пойдем. Погремушки уберем!

(Дети проходят мимо поставленной на их пути коробки и кла­дут туда свои погремушки)

19.
«Олины помошники»
Цель:

образовывать форму множественного числа глаголов.

Материалы:

кукла Оля.

Содержание.

— Дети, к нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я вам их покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать нашей Оле». Кукла идет по столу. Указываем на ее ноги: «Это что? Это ноги. Они Олины помощники. Что ноги делают? (Ходят, прыгают, бегают, скачут, танцуют и т. д.) Далее указываем на другие части тела, и задаем аналогичные вопросы (руки — берут, кладут , держат, моют, одевают, рисуют, вырезают, наклеи­вают; зубы — жуют, кусают, грызут; глаза — смотрят, закрыва­ются, открываются, моргают, жмурятся; уши — слушают).

Далее читаем стихотворение, делая паузы, а дети подсказыва­ют нужное слово:

Оля весело бежит к речке по дорожке, а для этого нужны Нашей Оле … ножки.

Оля ягодки берет по две, по три штучки. Л для этого нужны Нашей Оле … ручки.

Оля ядрышки грызет, падают скорлупки, а для этого нужны Нашей Оле … зубки.

Оля смотрит на кота. На картинки-сказки. А для этого нужны Нашей Оле … глазки.

20.
«Чей голос?»
Цель:

образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материалы.

Игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль.

Содержание.

Приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют.

— Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Кукареку.)

— Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет ку­рочка?

— Гав, гав, гав! Кто это? (Собачка.) Как лает собачка?

— Мяу, мяу! Кто это? (Кошка.) Как мяукает кошка?

— Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает? (Лает.)

— Мяу, мяу! Чей это голос? (Кошки.) Что кошка делает? (Мяукает.)

— Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает курочка? (Кудахчет.)

— Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Ку­карекает.)

Словесные игры для младшей группы с использованием наглядных пособий

Помимо обычных каламбуров, в работе с дошкольниками используются дидактические игры, основанные на визуализации (предметы, предметы и изображения сюжета). Детям четвертого года жизни необходимо воспринимать большой объем информации, выучить много новых слов, выучить их различные формы (уменьшительное, множественное число), тогда помощь в виде наглядного пособия сделает игру более живой, яркой и маленькой более доступный для понимания детей.

Изучение изображений предметов поможет детям понять, с какими предметами они столкнутся в игре

Игры в слова служат не только для развития речи дошкольников. В них дети закрепляют свои знания об окружающем мире, предметах и ​​живых существах, природных явлениях, профессиях, семье, социальных явлениях. Тематика игр должна быть разнообразной, охватывая весь объем знаний, предусмотренных программой, которые ученики должны будут освоить в течение учебного года. В результате визуальный материал для игр тоже будет богатым.

Таблица: примеры словесных дидактических игр с опорой на наглядность

Название и цели игрыСодержание
«Большой – маленький» Обучать детей умению различать и называть размеры предметов, развивать логическое мышление, связную речь, внимание, повышать концентрацию внимания, усидчивость, познавательную активность.Для игры используется серия картинок, на которых изображены пары предметов разного размера (большая ель и маленький гриб, большой дом и маленькая хижина и т.д.), Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку и скажи, что здесь большое, что маленькое. Если ребенок испытывает затруднения, ему дается образец: «Кот большой, а мышка маленькая». Как вариант, учитель может произнести первую часть предложения, а ребенок – вторую.
“Что что что?” Активируйте словарь прилагательных, научитесь правильно определять и называть свойства предметов, развивать речь, мышление, любопытство, память.Детям раздают картинки с предметами, просят внимательно их рассмотреть и назвать, что за предмет изображен и что это такое: «Это солнце, оно желтое. Это помидор. Он круглый, красный ». Воспитатель должен побуждать ребенка описывать те свойства предметов, которые не видны на картинке:« Солнце горячее, помидор вкусный, спелый, бубен играет и т.д. »Моменты режим
«Мамы и щенки» Укрепляйте знания детей о названиях животных и их щенков, развивайте способность строить простые предложения, воспитывайте любовь к животным, желание заботиться о них.Детям предлагаются картинки (они могут быть в виде пазлов) или фигурки животных и щенков, их просят найти и отнести каждого ребенка к матери. Когда пары подобраны, ребенок и учитель описывают их: «У коровы есть теленок, у собаки есть щенок, а у кошки есть котенок».
«Найди пару» Развивайте у детей логическое ассоциативное мышление, учите их описывать свой выбор связными предложениями, предложениями. Воспитывайте концентрацию, умение полностью выполнить поставленную задачу.В этой игре требуется серия изображений, связанных в логические пары: елка и игрушечная елка, кот и миска с молоком, катушка с нитками и иголка. Дошкольники образуют пары и в свободной форме рассказывают, почему они связали именно эти изображения. Учитывая возраст детей, педагог не должен полагаться на их опыт, а первые два-три раза самостоятельно составляют пары картинок и описывают, почему они похожи.
«Называйте игрушку ласково» Закрепить знания уменьшительно-ласкательных форм имен, научить их формировать, развить грамматический слух, внимание.Воспитатель ставит перед детьми коробку с игрушками на стол, говорит: «Сегодня игрушки пришли поиграть с нами, но им грустно, они прячутся. Они будут играть только тогда, когда мы будем их ласково звать. Что это? (Машина). Как назвать его ласково? (Печатная машинка). Юра, добро пожаловать в машину. Дети, давайте вместе назовем ». Далее машинку ставят на стол перед детьми. Они поступают так же со всеми игрушками, после чего дети играют с ними. Можно предложить обратиться к игрушкам и другими ласковыми словами: «Ты красивая, ты веселая, приходи к нам, мы с тобой поиграем».
«Скажи обратное» Активизировать использование антонимических слов в детской речи, развивать мышление, обогащать словарный запас, поощрять эмоциональную реактивность, любопытство.Эта игра трудна для младших дошкольников, потому что небольшое количество знаков основано на зрительном восприятии, многие свойства и качества, которые ребенок должен понимать и понимать на уровне эмоций, и некоторые из них знает через непосредственное восприятие. Поэтому изображения эмоций (плохое – доброе, веселое – грустное), а также предметы из различных материалов используются в качестве наглядных пособий. Изучая их, сравнивая и называя свойства, дети также запоминают слова с противоположным значением: «Куб деревянный, это сложно. Утка резиновая, она мягкая. Мяч гладкий, а мишка мягкий».
“Кто где прячется?” Усилить использование предлогов в речи, закрепить названия мебели, развить связную речь, умение излагать свои мысли.Для игры понадобится набор кукольной мебели (стол, стул, шкаф) и небольшие игрушки. Воспитатель расставляет игрушки в произвольном порядке, говорит, кто где прячется, а затем просит повторить: «Стакан на столе, кролик прячется под стулом, медведь залез в шкаф и так далее»
“Кто что делает?” Учите детей правильно употреблять глаголы в предложении, развивайте грамматический слух, внимание, связную речь.В этой игре не обойтись без изображений, описывающих действия. Дети изучают их, а затем с помощью учителя описывают, что делают изображенные на изображениях люди или животные: «Девочка поливает цветы. Бабушка вяжет шарф. Дети купаются в реке. Кот пьет молоко. Кролик ест траву».
“Да или нет?” Развивать логическое мышление, умение правильно определять и называть признаки предмета, прививать любовь к логическим играм.Воспитатель показывает детям игрушечного лиса и говорит, что хочет с ними поиграть, но нужно быть очень осторожным, ведь лисенок любит жульничать, жульничать. Затем покажите картинки или предметы, описывая их от имени петушка с ошибками: «Что это? (Это яблоко). Яблоко зеленое? (Нет, это красный.) Кто это? (Это кролик). У кролика длинный хвост? (Нет, коротко)».

Представления о сходных и противоположных свойствах предметов ребенок получает в процессе их непосредственного рассмотрения

Фотогалерея: стимульный материал для игр в младшей группе

для сравнения размеров лучше подбирать контрастные элементы, чтобы ребенку было легче ориентироваться

Картинки предметов для игры “Что, что?” на них есть ярко выраженная маркировка и небольшое количество дополнительных деталей, которые могут отвлекать детей

Игра «Мамы и щенки» тоже представлена ​​в виде пазла

Вы можете создать игру «Match a Pair» самостоятельно или купить ее в специализированных магазинах

Для описания действий годам младшей группы предлагаются не фото, а рисунки

Также большую пользу детям приносят подвижные игры с хоровым произношением таких слов, как «Гуси-гуси», «Волнение, пузыри», «Буханка». Поскольку они проходят на открытом воздухе, дети могут не только практиковаться в правильном произношении слов, но и говорить быстро и медленно, громко и тихо, что учит их контролировать силу своего голоса и скорость речи. Педагог должен следить за тем, чтобы дети не кричали слишком громко, так как это вредит речевой системе.

Огромную ценность представляют народные подвижные игры: в них дети знакомятся с прекрасными образцами фольклора, познают красоту родного языка

Игры в слова – отличное средство приобщения детей не только к родному языку, но и к окружающему миру, явлениям общества и природы. Однако их использование в младшей группе требует, чтобы педагог и родители хорошо разбирались в детской физиологии и психологии. Подбирать такой материал для игр необходимо, чтобы дети не слишком много работали, а получали полноценное развитие, доступную для их возраста информацию и радость от общения со взрослыми и сверстниками.

Дистанционное образование

Планирование работы по ЗКР в младшей группе

  1. Основные направления работы:
  • Формирование правильного произношения
  • Развитие слухового восприятия, фонематического слуха
  • Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания
  • Работа над интонационной выразительностью речи (высота и сила голоса, словесное ударение, выработка дикции)
  • Развитие мелкой моторики
  1. Рекомендации по планированию работы по ЗКР:
  • Как элемент речевого развития в образовательных областях проводится 2 раза в неделю
  • В календарном плане работа по развитию ЗКР (дыхания, слухового внимания, интонации) учитывается ежедневно
  • Развитие мелкой моторики также осуществляется ежедневно
  • В планировании должна быть отражена индивидуальная работа
  1. Планирование работы со звуками:

Дидактические игры и упражнения:

  • Игры на формирование правильного произношения звуков – 7в, с.54-95, логопедическое лото, домино,
  • «Волшебные кубики» (на звукоподражания и артикуляцию),
  • «Волшебный мешочек», «Звуковые часы», «Рыбалка» (7г, с. 28),
  • «Логический поезд»,
  • «Кто быстрее соберёт вещи?» (7д, с. 49),
  • «Собери букет» (7д, с.52),
  • «Найди пару» (7д, с.53), «Магазин» (7д, с.50),
  • «Поезд» (7д, с. 61),
  • «Найди место картинке» (7г, с.29),
  • «Волшебная палочка» (7л, с.24),
  • «Чей рассказ лучше?» (7в, с.99),
  • «Покатаем на машине» (7б, с.27),
  • «Назови продукты» (76, с. 141),
  • «Угадай последнее слово» (дополнение стихотворений, фраз — 7е с,59),
  • «Кто больше увидит?» (нахождение на картине слов с заданным звуком),
  • «Кто вернее и быстрее?» (аналогично можно работать с любыми звуками) (7е, с.30),
  • «Кто больше вспомнит?» (подбор любых слов — все части речи — с заданным звуком),
  • «Кто больше услышит?» (выбор слов с заданным звуком из прослушанного текста), составление предложений по сюжетным картинкам, рассказов по сериям картинок, инсценировки сказок.
  1. Игры и игровые упражнения, используемые для развития общих речевых навыков:
  • Развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха:

Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов (молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан, погремушки…) Вести работу по воспроизведению серии звуков. Отрабатывать способность к воспроизведению серий звуков в различном темпе.

Дидактические игры на развитие слухового внимания:

  • «Повтори за мной» («Попугай»,«Магнитофон»),
  • «Продавец и покупатель»(7г,с. 16),
  • «Телефон»(7 л, с.89,94), «Кто что услышал?» (7г, с.15,16),
  • «Кто позвал?» (7г, с.22),
  • «Где звучит?» (7г,с 15),
  • «Жмурки» (со звучащими предметами, с голосом — 7г,с. 18),
  • «Чей голос?» (птицы и животные — 7г, с.21),
  • «Кто лучше слышит?» (7 л, с. 89), «Эхо» (7 л, с. 89),
  • «Переполох», «Ветер и птицы», («Солнце и дождик» — 7г, с. 19,20),
  • «Улитка» (7г, с.22),
  • «Лягушка» (7г, с.22),
  • «Найди ошибку» (7б, с.25), стихи, небылицы…

Дидактические игры на развитие фонематического слуха:

  • «С какого звука начинается твоё имя?»,
  • «Найди ошибку и назови слово правильно» (76, с. 151),
  • «Рифмушки» (настольно-печатная и устный вариант), «Испорченный телефон», «Выдели голосом» (произнесение ребёнком слова с выделением голосом заданного звука –хххвост, меххх,…) +д/и из пункта №3
  • Развитие артикуляторного аппарата:

В данном возрасте артикуляторная гимнастика очень эффективна! Рекомендуется ежедневно включать 1-2 минутные артикуляторные упражнения в любые режимные моменты: после зарядки, после сна, как паузы для отдыха

Необходимо наличие:

  • картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики (7в с.32-39, 7е, 7д, 7м с.125)
  • сказки о « Весёлом язычке» (7л с.31,53,79,111; 7д;…)
  • материал, содержащий описание уклада органов артикуляции при произношении изучаемых звуков (7и, 7е)
  • Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:

В группе должны быть игры и игровой материал для развития длительного плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики, снежинки, игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание, надувные игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты, дудочки,…) Необходимо сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.

Дидактические игры для выработки длительного выдоха:

  • «Футболисты»,
  • «Чья снежинка,… дальше полетит?» (7г, с.40),
  • «Насос», «Дровосеки»,« Чей пароход лучше гудит?» (7г, с. 40), «
  • «Узнай по запаху» (любые ароматы — 7г, с. 40),
  • «Король ветров», «Бульканье» (дуть в воду через соломинку), «Кто сильнее?» (сдувать лёгкий шарф… – 7 л,с87),
  • «Пузырь.» (дифференциация С — Ш — 7г, с.42),
  • «Вьюга» («Гудок» — 7г, с. 51)

Дидактические игры для развития речевого дыхания:

  • «Придумай фразу» (7г, е.44),
  • «Назови соседей» (7г, с.44),
  • «Эхо» (повторить фразу з 3-5 слов),
  • «Волшебное зеркало» (7г, с.45),
  • «Определи место игрушки» (7г, с.49),
  • «Кто кого?» (7г, с.52)
  • Работа над выразительностью речи:(темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция…):

Отработка произношения скороговорок, чистоговорок, стихов (подбирать слова со сложной слоговой структурой).

Игры-драматизации: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Медведь и ёлка» — 7в с.53,54).

Хороводные игры, ролевые игры: «Гости», «Автобус», «Почта», «Телефон»,…. «Произнеси фразу с … настроением», «Выдели голосом слово во фразе», «Твоё настроение», «Кот и мыши» (дети вынуждены говорить медленно), «Вьюга» (7г, с.51), «Перебежки» (7в с.51), «Угадай, какой поезд» (7б с.36)

  1. Развитие мелкой моторики:

В группе необходимо иметь:

  • картотеку пальчиковых игр, речь с движением
  • различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, крупные бусы, …
  • пособия на застегивание пуговиц, шнуровки
  • пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из палочек»

Дидактические игры на развитие мелкой моторики:

  • «Пианино»,
  • «Волшебный мешочек»,
  • «Найди пару» (пуговицы или другая парная мелочь),
  • «Сухой пальчиковый бассейн» (7и, с.74),
  • «Прищепки» (7и, с.67 ),
  • «Составь цепочку (скрепки)», «Пальчиковый театр», «Теневой театр», «Фанты», «Рисуем ножницами» (7и, с.69,75),
  • «Вышивалыцицы» (7и, с.70),
  • «Найди сюрприз» (7и, с.66),
  • «Маленький аптекарь» (7и, с.69),
  • «Цветные капли» (7и, с.68), «Смотай клубочек», «Пёстрый коврик»
  1. Организация уголка ЗКР:
  • Для уголка необходимо выделить определённое место, где должны быть собраны:
  • систематизированные речевой и наглядный материал
  • картотеки игр и упр. на развитие мелкой моторики
  • картотеки игр и упр. на развитие дыхания
  • картотеки артикуляционных упражнений
  • картотеки игр и упр. на развитие дыхания
  • картотеки игр и упр. на развитие слухового и речевого внимания
  • картотека речевого материала для работы с изучаемыми звуками
  • Материал на развитие мелкой моторики должен быть доступен детям (кроме очень мелких деталей)
  • Уголок пополняется ежемесячно:
  • речевой и наглядный материал согласно планированию
  • материал на развитие общих речевых навыков и мелкой моторики согласно данным рекомендациям на усмотрение воспитателя
  • любая д/и для работы со звуками (одна) и для развития общих речевых навыков (одна)
  1. Рекомендуемая литература:
  • а. Ефименкова Л.И. «Формирование речи у дошкольников»
  • б. Максаков А.И. «Правильно ли говорит Ваш ребёнок»
  • в. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»
  • г. Ред. Селивёрстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми»
  • д. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»
  • е. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Д/и на уроках русского языка в 1-4 кл. вспом. шк.»
  • ж. «Тру-ля-ля» из серии «Карапуз»
  • з. Буденная Т. В. «Логопедическая гимнастика»
  • и. Галанов А.С.«Психическое и физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет»
  • к. Бородич А.М. «Методика развития речи детей»
  • л. Хватцев М.Е «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста»
  • м. Ред. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в датском саду»
  • н. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе»

Учитель-логопед
МикушинаЕ.С, высшая квалификационная категория

Методическая копилка
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]