Ведение дошкольникам календаря природы в старшей группе и использование его в работе со старшими.


Работа с календарем природы

В средней группе он должен быть несложным по представленному материалу, ярким.С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено увиденное.

Изменчивую погоду сезона также необходимо фиксировать. Это можно сделать, пользуясь игрушкой-пособием «Какая сегодня погода?».

На плотном куске картона с укрепленной в центре подвижной стрелкой помещаются или вкладываются в прозрачные карманы для детских рисунков изображения различного, но типичного для определенного сезона состояния погоды. Если сделать картинки сменными, можно использовать календарь в течение всего года. Соединив игрушку-пособие с планшетом для детских рисунков, уже в средней группе можно создать уголок наблюдений за природой и погодой сезона. Ведение таких календарей приучает детей к вниманию, развивает умения наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.

В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь.

Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре значительное количество (6–7) условных изображений погодных явлений. Например, осенние явления погоды могут быть представлены условными изображениями.

Ко второй половине года дети старшей группы владеют некоторыми первоначальными знаниями о времени (день, неделя). Поэтому воспитатель может внести в календарь условное изображение недели (полоска с клетками по числу дней недели) и приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. Такие фиксированные наблюдения позволяют показать детям изменчивость погоды, динамичность явлений природы в относительно небольшой период времени, а также закрепить представления о днях недели.

В календарь природы в старшей группе, так же как и в средней, следует помещать наиболее интересные рисунки детей, отражающие их наблюдения за погодой, жизнью растений и животных, людей. Воспитателю следует побуждать детей к самостоятельным наблюдениям, выражать заинтересованность этой деятельностью, положительно ее оценивать, формировать потребность зарисовать увиденное, рассказать о нем, пользуясь своим рисунком. Возле календаря природы хорошо иметь все необходимое для рисования – бумагу, карандаши или краски.

Оформляют календари природы в старшей группе по-разному. Например, в начале года может быть использован календарь с незначительным усложнением по сравнению со средней группой. В нем сюжетные картинки с изображением различных сезонных явлений заменяются условными изображениями. Добавляются изображения новых состояний погоды.

Во второй половине года дети самостоятельно изображают условными значками наблюдаемые явления погоды и помещают их в соответствующую дням недели клетку

Так же как и в предыдущих группах, в подготовительной к школе группе ведется календарь природы. Он помещается в уголок природы.

Важной частью календаря в подготовительной к школе группе становится лист, отражающий погодные условия в течение месяца. В клеточках, соответствующих дням и неделям месяца, дети фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этого условные обозначения. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца.

Во второй половине года рекомендуется отмечать состояние погоды два раза в день. Для этого каждая клеточка календаря делится по диагонали на две части: утро и вечер и погода отмечается после утренней прогулки и перед выходом на вечернюю прогулку.

Формы ведения календаря в подготовительной к школе группе могут быть различными. Можно использовать настенный календарь.

Формирование представлений о времени года может осуществляться с помощью календаря-ширмы, имеющего три графы: «Неделя», «Погода», «Живая природа». Первая графа включает четыре вертикальные полоски, обозначающие дни и недели месяца. Для того чтобы дети лучше ориентировались в днях недели, усвоили их порядок, можно ввести цветные изображения (например, понедельник — фиолетовый, вторник — синий, среда — голубой, четверг — зеленый, пятница — желтый, суббота — оранжевый и воскресенье — красный цвета).

Во второй графе («Погода») в течение одной недели (любой) ежедневно отмечается состояние погоды условными значками, понятными детям. Вместе с детьми воспитатель может выбрать такие значки и условиться о том, что они обозначают. В третьей графе помещаются детские рисунки, отражающие состояние растений, увиденных животных (птицы, насекомые, звери) на каком-либо определенном месте участка детского сада или ближайшего природного окружения. Это позволяет детям пронаблюдать, как изменяется в течение определенного времени года — весной, летом, осенью, зимой — одно и то же место, и сделать вывод о постепенности происходящих изменений, нарастании или уменьшении действия тех или иных факторов неживой природы, определяющих изменения живой природы в сезоне.

2. Экологическое воспитание в младших группах в разное время года на занятиях и в повседневный жизни, фиксация впечатлений.

Консультация на тему: «Календари природы в разных возрастных группах»

Транскрипт

1 Консультация на тему: «Календари природы в разных возрастных группах» Одним из направлений познавательного развития детей является ведение календарей природы. В уголке природы каждой группы детского сада имеются свои календари природы. Календарь это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (делать выводы, обобщения), т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям и моделирующей деятельности. В процессе ознакомления дошкольников с природой можно создавать и использовать самые различные модели. Одними из них являются графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. В настоящее время разработана целая система самых разных календарей — плоских и объемных, цельных и состоящих из отдельных частей. Эти наглядные пособия многофункциональны и могут рассматриваться как модели живых объектов и просто украшать помещения. Ведение календарей природы имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем — использование в образовательном процессе. Значение календарей природы: расширяется кругозор и представления детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности; устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними; развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес; В плане умственного воспитания: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. красочные картины природы в разное время года становятся средством эстетического воспитания, у детей развивается художественное восприятие действительности. приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе. Немаловажное значение имеют и в патриотическом воспитании: дети учатся любить и беречь родную природу, развивает чувство гордости за свой край. обогащается словарный запас. В работе с календарями природы мы опираемся на рекомендации С. Н. Николаевой. Можно выделить три типа календарей, имеющих широкое применение в дошкольных учреждениях. Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе. Календарь наблюдений за птицами. Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ.

2 Календарь наблюдения за сезонными изменениями в природе. Вторая группа раннего возраста. В данной группе календари природы является простым. Представляет собой картинку с изображением времени года, с ясно различимыми сезонными признаками, 4 картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды. Работа с календарем проводится всякий раз после наблюдения. Возвращаясь с прогулки, дети вместе с воспитателем отыскивают картинку с изображением соответствующей погоды и выставляют ее на подставку. Для уточнения и закрепления складывающихся представлений в уголке природы необходимо иметь набор цветных картинок, однотипных по оформлению. Знакомство с явлениями природы в младшем дошкольном возрасте это систематические наблюдения в повседневной жизни и целевые наблюдения. Важно, чтобы с явлениями каждого периода дети знакомились неоднократно. С этой целью воспитатель проводит ряд наблюдений в начале и конце сезона и планирует одну неделю ежедневных наблюдений в разгар сезона. Младшая группа. В младшей группе календарь природы приобретает более сложный вид: картинка с изображением 4-х времён года, несколько картинок с изображением типичных для сезона состояний погоды. Кроме времён года, в нём могут размещаться окошки или кармашки, куда дети после прогулок вставляют изображение явления природы, за которым наблюдали, а также свои рисунки или аппликации на экологическую тематику. У детей появится желание наблюдать за сезонными явлениями, изменениями погоды, отмечать её состояние в календаре. Средняя группа. Календарь природы в средней группе уже состоит из четырёх блоков: 1. Картина сезона, модели года и суток. 2. Календарь с моделями-значками (ясно, пасмурно, дождливо и т. п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой. 3. Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами. 4. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года». С детьми средней группы уже можно одновременно наблюдать два-три явления. Поэтому количество картинок можно увеличить — добавить изображения новых состояний погоды в разные периоды сезона. Целесообразно также иметь набор картинок, изображающих мальчика и девочку, одетых по сезону. Это поможет показать, тепло или холодно на улице. В те дни, когда наблюдения не проводятся, наглядные пособия должно быть убрано. Календарь природы в средней группе служит не только для обозначения времени года, но и состояния погоды в текущий день. Оформить его в виде нескольких кругов в подвижной стрелкой, на которых обозначены определённые яв-

3 ления как живой, так и неживой природы, и дети после наблюдений и обсуждения состояния погоды указывают стрелкой на необходимую картинку. Так С. Николаева рекомендует уже в средней группе начинать знакомить детей с условными обозначениями, учить пользоваться ими при заполнении календарей природы. Но это зависит от развития детей группы, их способностей и работы воспитателя в этом направлении. Календарь наблюдений за погодой и живыми объектами в средней группе может быть рассчитан на неделю. Заранее заготавливается необходимое количество мелких изображений тучки, солнышка, дождевых капель, снежинок. Храниться этот материал может в специальном кармашке на календаре погоды. Наблюдения за погодой можно зафиксировать на расчерченной на пять квадратов (по количеству рабочих дней недели) полоске бумаги. Счёт окошек ведётся слева. Погоду, которая была на выходных, дети не отмечают, так как им трудно запомнить её за два дня. Каждый день от понедельника до пятницы обозначают определённым цветом (лучше цветами спектра от красного до голубого). Число детям средней группы не озвучивают, но называют дни недели. Проведя наблюдение за погодой и отметив её особенности, по возвращении в группу перед обедом или во вторую половину дня педагог предлагает детям вспомнить, какая сегодня погода и каким значком её обозначают. Дети находят в кармашке нужное обозначение и располагают его в окошко соответствующего цвета. Эти действия могут сопровождать пояснениями сначала воспитатель, а потом и сами дети: «Сегодня вторник, второй день недели, погода хорошая, светит солнышко, поэтому нужно приклеить картинку с солнышком во второе окошко». В конце недели педагог вместе с детьми рассматривает изображения погодных явлений, анализирует, каких дней было больше: дождливых, солнечных, пасмурных. В календаре можно объединить наблюдение за живой и неживой природой. Для этого лист бумаги расчерчивают на две полосы по пять квадратов, в верхней отмечают, какая была погода, а в нижней живой объект наблюдений. В таком случае воспитатель должен подготовить достаточное количество упрощённых изображений (цветок, птица, жучок, трава). Если целенаправленное наблюдение за живой природой на прогулке не планировалось, вклеить изображение можно на основе эпизодических наблюдений детей. Для этого проводят беседу: «Что интересное, красивое видели мы на прогулке?» В процессе беседы выясняют, какой им встретился объект (листочек, муравьи, трава) и после обсуждения вклеивают картинку. Старшая и подготовительная группы. Календарь природы для старших дошкольников наиболее сложный по содержанию и способу фиксации наблюдений и включает в себя много различных пунктов: погода, число, месяц и день недели, живая природа. Состоит из нескольких блоков:

4 1. Картинка сезона. 2. Календарь погоды с моделями-значками (обозначение погодных явлений с помощью 6-7 условных изображений); определение времени (число, день недели, месяц, время года). 3. Поле «Живая природа», для отображения состояния живой природы: растений, покрова земли, животных. 4. Наглядно — схематическая модель наблюдений за птицами. 5. Дневники наблюдений за ростом и развитием растений. 6. Рисунки или альбомы детей по теме «Природа в разные времена года». Заполнение календаря наблюдений за погодой и сезонными изменениями, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя, значками изображают погоду. Для формирования умения заполнять календарь, т. е. фиксировать результаты своих наблюдений, а также умения его читать (рассказывать о наблюдениях по календарю), важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям. Наиболее подходящими могут быть следующие обозначения: дни недели — разным цветом (например, понедельник — фиолетовым, вторник — синим, среда — голубым, четверг — зеленым, пятница — желтым, суббота — оранжевым, воскресенье — красным); погоду — значками натуралистического характера (например, ветер — дерево, наклонившееся в сторону, снег графическое изображение снежинок и т. д,). В подготовительной группе фиксация погоды осуществляется утром и вечером. Особо следует остановиться на обозначении степени тепла и холода: в старшей группе — это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого. В подготовительной группе температуру рекомендуется обозначать фигуркой человечка разных цветов: красной в жару, жёлтой в тёплую погоду, зелёной в прохладную и синей в мороз. Календари природы дополняются альбомами с рисунками детей. О наиболее интересных наблюдениях можно организовать фотовыставку. Кроме общего календаря, в старшей и подготовительной группе могут вводиться и другие формы работы по закреплению знаний о природе: сезонные индивидуальные дневники наблюдений за природой. Их оформление и ведение во многом зависит от творческого потенциала и желания педагога привить детям навыки наблюдений. Проводится такая работа вечером, в отведённое для свободной деятельности время, с детьми, выразившими желание. Детям, заинтересовавшимся таким видом работы, воспитатель должен помочь: расчертить альбомный лист, как захочет ребёнок, подписать, помочь с заполнением. Индивидуальные календари наблюдений можно хранить в уголке природы в папке с файлами и выдавать детям в свободное время. Стремление дошкольников вести календарь самостоятельно свидетельствует о высокой самоорганизации и развитых познавательных способностях.

5 Календарь наблюдений за птицами. Этот календарь, как и другие, является моделью: для младшего и среднего возраста, для старших групп. Календарь наблюдений за птицами ведётся зимой. Календарь для младших и средних дошкольников заполняется карточками с изображениями птиц, прилетающих на кормушку. Наблюдения этим способом производятся каждый день заново, и никакие пометки («следы») не ставятся. Младшие дошкольники, работая с таким календарем, получают первые впечатления о видовом различии птиц: отыскивая карточки с изображением птиц (с помощью воспитателя), дети имеют возможность сопоставлять картинки с образами, полученными во время наблюдений. Календарь старшей и подготовительной группы заполняется иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки — «галочки» (символическое изображение птиц, которые остаются в календарях как следы наблюдений). Различаются календари не только записью наблюдений, но и своим содержанием. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: вводится параметр времени (дни недели), фиксируются разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и следит за птичьим обедом). В подготовительной группе можно фиксировать состав корма. Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ. Такие календари ведутся в старшей и подготовительной группах. Проводя такую работу можно наблюдать за ростом и развитием растений. Рассмотрим на примере выращивания редиса. Первые графы заполняются ежедневно: дни недели закрашиваются разным цветом, отмечается погода и огородные работы с помощью значков. В последней графе один раз в неделю даётся цветное изображение объекта наблюдения. Мерная полоска закрашивается по высоте растения.

6 Такие наблюдения и записи проводятся втечение нескольких недель. Они отражают пространственно временные параметры роста и развития объекта наблюдения. Одноразовые еженедельные наблюдения и отметки (цветной рисунок) создают картины последовательных изменений подземной и надземной части объекта. Показывают, сколько недель длится развитие растения. Одновременная запись погоды даёт представления об условиях, в которых развивается растение. Страницы календаря наблюдения объединяются в ширму. Таким образом прослеживается последовательный рост объекта наблюдения. Аналогичным образом можно моделировать процесс роста и развития любого растения (грунтового или комнатного), выращиваемого вегетативном способом или из семян, но имеющего относительно быстрый рост и непродолжительный период развития. Заключение. Опыт внедрения календарей в практику детских садов, показал: использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления. Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственновременных представлений. Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности. Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]