Зачем изучать геометрические фигуры с малышом?
- Геометрические формы встречаются нам повсюду, их можно разглядеть в большинстве окружающих нас предметов: мяч круглый, стол прямоугольный и т.д. Анализируя сходство окружающих предметов с геометрическими фигурами, ребенок замечательно тренирует ассоциативное и пространственное мышление.
- Изучение геометрических фигур полезно для общего развития малыша, расширения его знаний об окружающем мире. Если знакомить ребенка с формами в раннем возрасте, в школе ему придется гораздо проще.
- На умении отличать геометрические фигуры основано множество интересных развивающих игр. Это конструирование, игры с сортером, мозаикой, математическим планшетом, блоками Дьенеша и т.п. Поэтому изучение форм в столь раннем возрасте будет способствовать дальнейшему успешному развитию ребенка.
Итак, игры для изучения и закрепления знаний о геометрических фигурах:
На какую фигуру похожа игрушка?
Материал игры: множество различных игрушек, предметов, ПОХОЖИХ по форме на куб, брус, шар; мешочек с геометрическими телами — кубом, брусом, шаром.
Содержание игры. Перед учеником, которого учитель вызвал к доске, ставится задача вынуть на ощупь из мешочка одну из геометрических фигур и подобрать к ней среди предметов и игрушек самые сходные, на- пример к шару — МЯЧ, к брусу — коробочку и т.д.
Примечание. Вместо предметов в игре можно использовать карточки с их изображением.
Назвать предмет.
Содержание игры. Назовите предметы’, которые по форме напоминают круг. Первый ученик называет, остальные добавляют. Например, ученик последним предметом назвал дно стакана. Учитель говорит: «Дно стакана — раз, дно стакана — два, дно стакана … » Если не найдется еще ученика, который назвал бы предмет, по форме напоминающий круг, учитель произносит: «ТрИ».
Победителем считается тот, кто назвал последний предмет.
Геометрическое лото.
Материал игры: карточки (6 х 3 см) разделены на четыре равных прямоугольника; в каждом прямоугольнике нарисованы геометрические фигуры разного цвета и по-разному расположенные; конверт с геометрическими фигурами (рис. 52).
Содержание игры. Учитель дает каждому ученику карточку и конверт с геометрическими фигурами. Из своего конверта учитель достает фигуру. Один из учеников называет ее. Остальные учащиеся заставляют на своих карточках соответствующую фигуру такого же цвета.
Игра заканчивается, когда кто-либо из учеников заставит все геометрические фигуры.
173. Разложи правильно. Материал игры: кубики, бруски.
Содержание игры. Вызванный ученик называет лежащие перед ним геометрические формы, ощупывает их. Затем ученик закрывает глаза и на ощупь откладывает налево кубы, направо брусы. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
Найди свою фигуру.
Материал игры: у учителя четыре геометрические фигуры (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник) большого размера, которые отчетливо видны с последних парт; у учащихся такие же геометрические фигуры меньшего размера.
Содержание игры. Учитель прикрепляет к доске на равном расстоянии друг от друга квадрат, прямоугольник, круг, треугольник. Каждый ученик получает одну из геометрических фигур, например, круг. Все учащиеся, имеющие круг, должны быстро выйти к доске и встать друг за другом у доски против круга. Учитель говорит: «Прямоугольник», И учащиеся с прямоугольником выстраиваются против соответствующей геометрической фигуры и т.д.
К концу игры весь класс должен встать в четыре колонны. Есть и зазевавшиеся ученики — они остались сидеть за партами.
Выигрывает колонна, не допустившая ошибок и не имеющая ни одного зазевавшегося ученика.
Чудесный мешочек.
Материал игры: мешочек с геометрическими фигурами или телами: круги, квадраты, прямоугольники. треугольники, кубы, брусы, шары.
Содержание игры.
В а р и а н т 1. Учитель показывает круг и спрашивает: «Что это?» «Круг», — отвечают ученики. Учитель говорит: «Подержи его в руках. Не заглядывая в мешочек, на ощупь найди круг и достань его».
В а р и а н т 2. «Возьми в мешочке любую фигуру, не доставая, только на ощупь определи, что это за фигура, назови ее, достань, а ребята пусть проверят, правильно ли т ы эту фигуру назвал».
Вар и а н т 3. Учитель говорит: «Найди на ощупь в мешочке квадрат. Покажи ребятам».
Выигрывает тот, кто безошибочно выполнил все задания. Он и получает звездочку. В конце игры можно подсчитать, какой ряд получил больше звездочек, сколько всего ребят- из. класса получили звездочки.
Что изменилось?
Материал игры: демонстрационные геометрические фигуры или тела (круг, квадрат, треугольник, куб, брус, шар).
Содержание игры. Учитель расставляет на столе три геометрические фигуры и предлагает учащимся внимательно посмотреть и запомнить последовательность их расположения.
По команде «Глазки спять учащиеся закрывают глаза, а учитель быстро переставляет одну-две фигуры или убирает одну фигуру и спрашивает: «Что изменилось ?»
Ученик должен ответить, какой фигуры нет или как изменилось расположение фигур.
Можно оставить расположение фигур без изменения. Это всегда создает оживление у детей.
Примечание. Число одновременно выставляемых фигур следует постепенно увеличивать по мере развития наблюдательности и внимания у учащихся.
177. Зрительный диктант.
Материал игры: наборное полотно, набор демонстрационных геометрических фигур у каждого -ученика (рис. 53).
Содержание игры. 1. Учитель расставляет на наборном полотне слева направо несколько геометрических фигур. Учащиеся по образцу расставляют свои фигуры на партах в том же порядке.
2. На наборном полотне учитель расставляет фигуры в виде орнамента. Учащиеся воспроизводят этот орнамент на партах.
3. Фигуры выставляются на наборном полотне на 20-30 секунд, учащиеся должны запоМНИТЬ их расположение и по памяти воспроизвести тот же орнамент на парте. (Количество фигур следует постепенно увеличивать с двух-трех до пяти-шести.)
Слуховые диктанты.
Материал игры: конверты с набором геометрических фигур (у учащихся) (рис. 54, 55).
Содержание игры. 1. Учитель называет геометрические фигуры а учащиеся должны положить их в той же последовательности, в какой назвал фигуры
2. Учитель не только называет фигуры, но и указывает их расположение относительно тои или иной фигуры или листочка бумаги. Например: «Положите круг, слева от него положите. треугольник, справа — квадрат, вверху – прямоугольник».
Рис. 55
«В середине листочка бумаги положите красный круг в правом верхнем углу — треугольник, в левом верхнем углу — квадрат, в нижнем левом углу — треугольник, в нижнем правом углу — квадрат».
Еще задание: «Сколько треугольников, квадратов, кругов?»
Считать нужно так: один треугольник, один квадрат, один круг, два квадрата, два треугольника, два круга, три круга, три треугольника и т.д.
Кто не ошибся, правильно сосчитав все фигуры тот выиграл.
Составим поясок.
Материал игры: красные квадраты, зеленые треугольники, желтые круги (у каждого ученика по три-четыре фигуры).
Содержание игры. Учащимся предлагается положить друг за другом квадрат, треугольник, круг. Затем в такой же последовательности они должны разложить за этими фигурами следующие три такие же фигуры, затем еще раз повторить то же и т.д. В результате должен получиться разноцветный поясок из трех геометрических фигур, которые распложены в определенной последовательности (рис. 56). Учитель проверяет правильность выполнения установленных условий. Выигравшим считается тот, кто ни разу не ошибся при составлении пояска.
Игра способствует закреплению зрительных образов геометрических фигур, развитию произвольного внимания, наблюдательности.
Рис.56
Геометрическое домино.
На фанерные или картонные пластинки наклеиваются геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги. Можно сделать несколько вариантов.
В а р и а н т 1. По две фигуры одного цвета (два красных круга, два синих треугольника, два желтых прямоугольника, два зеленых квадрата). Играя, дети ориентируются на цвет, знание которого обеспечивает подбор фигур по форме.
В а р и а н т 2. Все фигуры одного цвета и одного размера. Подбирая пары, дети ориентируются только на форму фигур.
В а р и а н т 3. Все фигуры одного цвета, но в каждой паре фигуры различны по величине (два зеленых круга, из НИХ один большой, другой маленький).
В а р и а н т 4. Пары фигур одного размера, все фигуры разного цвета.
В а р и а н т 5. Даны только контуры фигур. Каждая контурная фигура закрывается сплошной фигурой или предметом той же формы. К кругу подбирается блюдечко, монетка, кольцо, наперсток и т.д.
Правила игры такие же, как в обычное домино. 181. Парная игра.
Материал игры: геометрические фигуры — квадрат, прямоугольник, круг, треугольник (плоскостные) и контуры этих фигур (рис. 57).
Содержание игры.
В а р и а н т 1. Учащимся раздают плоскостные геометрические фигуры и контуры этих фигур.
Дети, держа в руках фигуры, выстраиваются в две шеренги друг против друга. По команде учителя они строятся парами в затылок друг другу. Плоскостные и контурные фигуры должны соединиться.
рис.57
Вар и а н т 2.
Можно эту игру сделать настольной. Учащимся раздаются карточки, на одних наклеена геометрическая фигура, а на других контур этой же фигуры. Парные карточки сразу откладываются. А потом дети тянут карточки друг у друга. Выигрывает тот, кто раньше других сбросил свои карточки.
Называем геометрические фигуры всегда и везде
Если во время игр или чтения книг вам встречается какая-либо фигура, обязательно обращайте на нее внимание малыша и называйте ее («Посмотри, мячик похож на круг, а кубик – на квадрат»). Даже если вам кажется, что ребенок еще вряд ли запомнит названия фигур, все равно произносите их, и они обязательно отложатся у него в голове. Делать это можно уже до года. Поначалу указывайте только на основные фигуры (квадрат, круг, треугольник), затем, когда поймете, что малыш их усвоил, начинайте изучать и другие фигуры.
В стране геометрических фигур
В стране геометрических фигур» (познавательно-исследовательская деятельность( РЭМС)). Старшая группа
Черниговских Е.В.,
Муляр Н.В
воспитатели
МБДОУ ДС №10
«Светлячок», г.Старый Оскол
Рекламное сообщение
Логическая основа образовательной ситуации ОНЗ
Основная образовательная цель:
сформировать представления об особенностях объемных фигур (они имеют несколько сторон геометрической формы)
Новое знание = детское «открытие»:
чтобы точно определить объемную фигуру, надо рассмотреть её со всех сторон
Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать:
повторить названия объемных геометрических фигур; повторить формы плоских геометрических фигур, их свойства (цвет, размер); тренировать умение понимать и использовать символы, актуализировать представления о таблице
Причина затруднения:
не знаем, как по одной стороне определить объемную фигуру
Цель деятельности по преодолению затруднения:
узнать, как определить объемную фигуру (например, по ее изображению).
ЦЕЛЬ:
1) сформировать представления об особенностях объемных фигур (они имеют несколько сторон геометрической формы);
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода;
3) повторить формы плоских геометрических фигур, их свойства (цвет, размер), тренировать умение понимать и использовать символы;
4) актуализировать представления о таблице, строке и столбце, умение определять и выражать в речи место фигуры в таблице;
5) тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, мелкую моторику рук.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ
Демонстрационный:
- Карточки с изображением символов;
- Образец – таблица;
- Паспорта объемных геометрических фигур;
- Геометрические плоскостные фигуры, тела, модули;
- Детские фотоаппараты, 2 обруча
Раздаточный:
- таблицы;
- геометрические фигуры;
- карточки-паспорта объемных геометрических фигур.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, воспитывать готовность оказывать помощь другим.
Воспитатель собирает детей вокруг себя.
-Дети, я знаю, что вы много путешествуете со своими родителями. В каких странах вы уже побывали? (Турция, Египет, Болгария, Греция) Но я точно знаю, что вы не были в одной стране. Это необычная Страна геометрических фигур. А сегодня я получила письмо от жителей этой страны. Вот, что они пишут: « Дорогие ребята! В нашей стране произошло чрезвычайное происшествие: сильный ураган разрушил дома, унес документы жителей и мы просим вас о помощи».
– Ну как? Вы готовы оказать помощь, расселить жителей по новым домам? (Да)
- Актуализация знаний.
2.1. Игра «Найди медальон»
Дидактические задачи:
- повторить формы плоских геометрических фигур, их свойства (цвет, размер), тренировать умение понимать и использовать символы;
- тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память.
– В страну геометрических фигур можно попасть с помощью волшебных медальонов, которые вы найдете согласно карточке с символами, обозначающие свойства фигуры.
На одном столе лежат карточки с символами, на другом медальоны с изображением геометрических фигур. Дети по карточке находят себе медальон, одевают его. Воспитатель проверяет правильность выбора, уточняет, почему ребенок выбрал именно этот медальон.
– Ребята, давайте встанем в круг и произнесем заклинание: «Один, два, три – в страну волшебную лети!»
Дети произносят слова, звучит «космическая» музыка.
– Вот мы в стране геометрических фигур.
2.2 Игра «Засели жильцов»
Дидактические задачи:
- ) актуализировать представления о таблице, строке и столбце, умение определять и выражать в речи место фигуры в таблице;
- тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление.
– Дети, ураган разрушил дома геометрических фигур, давайте их заселим в новые квартиры.
– Как называются дома в стране геометрических фигур? (Таблицы)
– Давайте вспомним, как называются этаж?(Строка) Верно, строка (первая, вторая).
– Как называется подъезд? (Столбик) Правильно, столбик (первый, второй, третий?
– Какие фигуры будут жить на первой, второй строке? (маленькие, большие)
– В каком столбце расположены квадраты, круги, треугольники, прямоугольники? (в первом, втором, третьем, четвертом)
Дети садятся за столы и самостоятельно раскладывают фигуры.
3.Затруднение в игровой ситуации.
3.1 Игра «Фотографы»
Дидактические задачи:
- создать мотивационную ситуацию для формирования представлений об особенностях объемных геометрических фигур;
- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
- тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление.
Воспитатель собирает детей около себя детей.
– Ребята, вы заселили одни геометрические фигуры в квартиры. А вот у других фигур пропали документы – паспорта. Необходимо их восстановить. В паспорте всегда есть фотография. Поможете фигурам сфотографироваться?
Дети берут детские фотоаппараты и «фотографируют» объемные фигуры, стоящие на столе (куб, конус, цилиндр, призма)
Воспитатель говорит, что в фотоателье напечатали фотографии, но они перепутались (фотографии черно-белые).
Воспитатель кладет на стол карточки с изображением круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и просит подобрать фотографию каждой фигуре. Возникает затруднение, так как, например, прямоугольник может быть фотографией и цилиндра, и призмы.
– Смогли вы подобрать фотографии? (Нет, не смогли)
– Почему не смогли? (Одна и та же фотография подходит к разным фигурам)
-А что мы можем сделать, чтобы помочь фигурам?
Воспитатель выслушивает ответы детей, подводит их к тому, что необходимо сфотографировать фигуры так, чтобы по фотографии можно было точно определить, какая фигура фотографировалась.
4.Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
- сформировать опыт определения объемной фигуры, чтобы точно определить объемную фигуру надо рассмотреть её со всех сторон;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
- тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь.
-Как нужно сфотографировать фигуры, чтобы видны были их отличия?
Выслушиваются все предположения детей. Воспитатель подводит их к пониманию того, что у фигур есть отличия, которые надо показать на фотографии.
– Чем отличаются цилиндр и призмы?
В завершении обсуждения делается вывод: чтобы точно определить объемную фигуру, надо рассмотреть её со всех сторон.
Воспитатель показывает детям цилиндр.
– Какая фотография получится, если цилиндр сфотографировать с этой стороны (показывает торец с одной и другой стороны)? (Получатся 2 круга)
Затем воспитатель показывает детям рисунок паспорт цилиндра – и говорит, что это фотография рассказывает о цилиндре почти все, как о человеке почти все рассказывает паспорт. Значит, это – паспорт цилиндра.
Воспитатель предлагает детям разбиться на пары: один фотографирует стороны фигуры, второй её поворачивает, потом меняются местами. Дети вместе с воспитателем рассматривают фотографии-паспорта фигур.
- Включение нового знания в систему знаний.
5.1Игра «Найди паспорт»
Дидактические задачи:
- закрепить представления об объемных геометрических фигур, умение соотносить плоские геометрические фигуры с объемными телами;
- тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление, коммуникативные качества.
Воспитатель предлагает детям вручить паспорта всем жителям страны геометрических фигур.
Дети берут паспорта и находят соответствующую фигуру (куб, цилиндр, призму, конус) из объемного конструктора, объясняют свой выбор.
5.2 Игра «Не ошибись»
Дидактические задачи:
- организовать активный отдых детей;
- закрепить классификацию геометрических фигур по цвету, форме, размеру;
- развивать ориентировку в пространстве.
Воспитатель кладет на ковер 2 обруча разного цвета (например красный и желтый). На столе лежат разные по объему, цвету, размеру геометрические фигуры. Воспитатель предлагает детям взять одну любую фигуру и объясняет правила игры.
– Дети вы будете танцевать под музыку. Как только музыка прекращает играть, вы занимаете место в обручах. Каким фигурам, куда стать я буду говорить, будьте внимательны.
Дети начинают произвольно двигаться.
– Большие фигуры в красный обруч, маленькие в желтый (синие-зеленые, плоскостные- объемные)
6.Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.
Воспитатель собирает детей около себя.
– Где вы сегодня побывали?
– Чем вы смогли помочь фигурам? ( мы расселили плоскостные фигуры по новым квартирам и сделать новые паспорта объемным фигурам)
– Почему вы смогли помочь фигурам? (чтобы точно определить объемную фигуру, надо рассмотреть её со всех сторон).
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они сегодня помогли жителям страны геометрических фигур заселиться в новые квартиры, узнали, чем отличаются объемные фигуры от плоскостных, восстановили паспорта, построили дома,
– Дети, я дарю вам волшебные медальоны, которые вас всегда могут перенести в страну геометрических фигур. А теперь нам пора возвращаться назад.
Дети образуют круг и говорят слова «Один, два, три – Лети!»
Играем в геометрическое лото
При помощи лото можно изучать все, что угодно: цвета, геометрические фигуры, овощи, животных и т.д. А геометрическое лото к тому же довольно легко сделать самостоятельно: на листе бумаги или картона рисуем или распечатываем два одинаковых набора фигур, один из которых разрезаем на карточки. Все готово, можно играть. Наши шаблоны лото для изучения геометрических фигур можно .
Для первых занятий с малышом лучше использовать лото, где всего 3-4 фигуры. Когда малыш хорошо освоит такую игру, постепенно усложняйте поставленную задачу. Также полезно на первое время все фигуры на игровом поле сделать одного цвета и размера. В этом случае ребенок будет ориентироваться только на один признак – форму, другие же характеристики не будут ни отвлекать, ни подсказывать ему.
Накладывать на игровое поле можно как карточки с изображением фигур, так и объемные фигуры. Хорошо с этой целью подойдут блоки Дьенеша (Ozon, KoroBoom), фигурки от сортера, рамки-вкладыша.
Ну и самый нехлопотный вариант — это приобрести готовое лото с геометрическими фигурами.
Урок математики в 4 классе «Конус»
Тема урока «Конус»
1-ый урок по теме «Конус»
Тип урока:
формирование новых знаний.
Цель:
формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 4 класса в предметной области «Математика» по теме «Конус»
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
— формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
— формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные:
— выявлять сущность, особенности объектов;
— обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
— формировать умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
— развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
— формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
— развивать умение слушать и понимать других;
— оформлять свои мысли в устной форме.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
— развивать умения распознавать геометрическую фигуру «Конус»;
Планируемый результат: уметь находить геометрическую фигуру конус и его части.
Основные понятия:
«конус», «вершина конуса», «боковая поверхность», «основание».
Методы работы:
— частично-поисковые
— словесные
— наглядные
— практические
Оборудование:
Компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация.
Ресурсы:
• основные: учебник «математика» 4 класс, рабочая тетрадь по математике 4 класс.
Ход урока
- Оргмомент
- Постановка цели урока. Прием «Круги на воде».
- Формирование проблемы, планирование деятельности.
Игра:
учитель завязывает ученику глаза и дает в руки фигуру (куб, параллелепипед, шар, пирамиду, конус). Ученик называет фигуру и дает ей характеристику.
Или
-Давайте с вами поиграем в игру «Чудесный мешочек» («Черный ящик»). Вы должны на ощупь определить, какая фигура у вас в руках. И рассказать о ней все, что знаете.
А сейчас я прочитаю вам загадку, попробуйте угадать, о чем идет речь?
Вот колпак на голове –
Это клоун на траве.
Но колпак не пирамида
Это сразу, братцы, видно:
Круг в основе колпака.
Как же звать его тогда? (Конус).
— Правильно ребята, конус. Тогда скажите, какая у нас сегодня тема урока? Правильно, знакомство с геометрической фигурой – конусом.
— Какова же цель нашей деятельности?
(Узнать отличительные признаки фигуры КОНУС и где встречается в жизни фигура КОНУС).
— А чтобы достичь цели нам необходимо умение работать в паре и с учебником.
- Открытие нового знания.
Историческая справка:
— Почему она так называется? А вы знаете, что с конусом люди знакомы с глубокой древности. Слово «конус» произошло от греческого слова «конос» «konos» – «сосновая шишка».
— Посмотрите на Конус, есть ли у этой фигуры вершина? (да, 1)
А грани? (нет, боковых граней нет, есть просто боковая поверхность)
А основание на что похоже? (на круг).
Конус — это тело, которое состоит из круга (основания конуса), точки, не лежащей в плоскости этого круга (вершины конуса) и всех отрезков, соединяющих вершину конуса с точками основания.
Откройте учебник на с. 21. Конус имеет основание – окружность и боковую поверхность.
— Итак, ребята, что вы узнали о конусе в результате наблюдения?
(Это фигура, у которой 1 вершина, нет боковых граней, только боковая поверхность и в основании круг.)
— Ребята, а на какую фигуру больше похож конус? (на пирамиду)
— Давайте сравним две эти фигуры, что у них общего и чем они различны.
— В мире огромное количество вещей имеют форму конуса. Зачастую мы их даже не замечаем. Дорожные конусы, предупреждающие о дорожных работах, крыши замков и домов, рожок для мороженого – все эти предметы имеют форму конуса.
В природе достаточно объектов, имеющих форму конуса: ель, гора, муравейник.
— Назовите предметы, имеющие форму конуса (дети называют).
- Физкультминутка
Треугольник – прошагай,
Прямоугольник – приседай,
Ну, а если круг – дружок,
Выполняя скорей прыжок.
- Развитие умений – применение знания.
Работа в рабочей тетради стр. 12 – 13
— Теперь посмотрим, как вы запомнили отличительные особенности конуса, откройте РТ на с 12, №31,32
- Проверка выполненного задания
-Какие фигуры вы закрасили? (2, 4) Докажите, что это действительно конус.
— № 32 проверьте себя, так ли закрасили основание конуса.
Проверка работы одноклассника в парах (взаимопроверка).
— А сейчас мы изготовим боковую поверхность конуса. На парте у вас лежат заготовки. Наложите края один на другой, так чтобы получилась фигура конической формы. Склейте края.
— У вас у всех получилась боковая поверхность конуса, посмотрите на с 22 в учебнике задание под № 4. Какие предметы или их части по форме похожи на боковую поверхность конуса?
— Ваша задача, дома придумать предметы, которые похожи на боковую поверхность конуса.
- Итог урока.
— Что нового узнали? Что такое конус? Из чего состоит? Какой конус бывает? Зачем предметы конусной формы?
- Рефлексия деятельности (итог урока)
- Домашнее задание.
— Всем спасибо за работу, урок окончен.
Играем с сортером
Примерно в возрасте 1 года ребенок начинает замечать, что выбранную им фигурку сортера (Озон, Лабиринт, My-shop) можно протолкнуть далеко не в каждое отверстие. Поэтому во время игры необходимо акцентировать на этом внимание: «Так, вот у нас круг – сюда он не подходит, сюда не подходит, а куда же подходит?». Поначалу повернуть фигуру под правильным углом малышу может быть тяжеловато, но это не страшно, это вопрос практики. Главное, не забывайте вовремя увлекательного процесса «проталкивания» все время произносить названия фигур, и ребенок незаметно их все запомнит.
Важно! При выборе сортера обратите внимание на то, чтобы там были представлены все основные геометрические фигуры, а не только сердечки и полумесяцы.
Сортируем геометрические фигуры
Процесс сортировки предметов стал интересовать мою дочь в возрасте 1 года 4 месяцев. Мы сортировали предметы по цветам, по размеру и, конечно же, по форме. Думаю, эта игра очень нравилась Таисии, потому что мы часто привлекали в нее ее игрушечных друзей. Стоило, например, куклу Машу позвать в игру, она тут же сообщала, что любит играть только с треугольниками, а мишка говорил, что ему нравятся только прямоугольники. Вот и приходилось нам тщательно отбирать фигуры, чтобы никого не обидеть:)
Конусы в природе
Некоторые вещи невозможно увидеть, например, термитник изнутри. Причём он обладает удивительной прочностью. В разрезе внутреннее пространство термитника схоже с конусом.
Большинство муравейников и холмов, насыпей, которым много десятков или тысяч лет, снежных и песчаных наметов по форме напоминают рассматриваемое геометрическое тело, порой с малой высотой и большим радиусом основания, иногда – усечённое.
Вспомните шишки с ели, кедра или сосны.
Вкусом грибов наслаждался каждый.
Крона ёлки, сосны и прочих хвойных деревьев расширяется от верха к низу.
Кто бывал на море помнит эти прекрасные ракушки, создающие шум прибоя.
Даже ядовитые моллюски выглядят как конусы, состоящие из секций.
Соцветия многоколосников, бобовых (люпин) и прочих растений расширяются книзу.
Эхинацея, когда завершает период цветения, опускает лепестки.
Многие орехи, семечки выглядят как конусы, в том числе сдвоенные (желуди).
Сталактиты и сталагмиты в пещерах, сосульки, свисающие с крыш зданий, морковь – все расширяются снизу вверх или наоборот, сужаются.
Вулканы и те выглядят как усечённые параллельной основанию плоскостью.
Когда проваливается земля, образуются так называемые карстовые провалы, либо осыпаются давно заброшенные ямы. Как они выглядят? Изредка близки к цилиндру, но преимущественно расширяются к верху.
Рисуем
Во время совместного рисования с ребенком также не забывайте произносить названия форм. «Так, нарисуем квадрат, теперь треугольник – получился домик», «Нарисуем круг, овал, палочку, палочку – получился человечек».
Примерно с 1,5 лет малышу уже можно предлагать обводить фигуры по трафаретам. Первые трафареты с геометрическими фигурами вы можете сделать самостоятельно из плотного картона, т.к. готовые трафареты, как правило, очень малы для самых первых опытов рисования. Первые трафареты для Таисии я сделала из не очень удачного набора карточек (картинки были не очень, а вот картон отличный), четырех основных фигур нам хватило за глаза (размер наших трафаретов 8×8 см).
Года в 2 Таисия полюбила рисовать по небольшим трафаретам (еще вариант), а также в этом возрасте мы начали обводить с наружной стороны блоки Дьенеша, это было не менее интересно, хотя и потруднее.
Клеим
Использовать геометрические фигуры в занятиях по аппликации можно хоть с самого первого занятия. Когда малыш только знакомится с клеем (на мой взгляд, знакомство хорошо проходит в возрасте от 1 года 2-3 месяцев), ему больше интересен сам процесс приклеивания, нежели создание какой-то композиции. Поэтому не стоит в первых аппликациях с малышом создавать сложные картины, начните просто с хаотичного приклеивания бумажек на листочек, а еще лучше с хаотичного приклеивания геометрических фигур! Пока малыш увлечено мажет фигурку клеем (с вашей помощью) и прикладывает ее на листочек, вы говорите ему, как она называется. При такой игре все названия очень хорошо укладываются у малыша в голове, можно сказать, прочно «приклеиваются»
Когда у крохи уже будет получаться приклеивать элементы аппликации на заданные места (примерно с 1,5 лет), можно попробовать создать простую композицию.
Вы также можете в своих занятиях использовать различные готовые пособия, например:
- Школа семи гномов 1+. Форма, цвет (Ozon, My-shop)
- Развивающие наклейки для малышей. Форма (Ozon, My-shop)
- Чудесные наклейки. Веселая геометрия (Ozon, My-shop)
Находим сходные по форме предметы
Для малышей чуть постарше (от 1 года 6–9 месяцев) очень полезно проводить аналогии между геометрическими фигурами и окружающими предметами. Во время чтения и игр, на прогулке обращайте внимание малыша на то, что тарелка – это круг, окно – прямоугольник, а песочница – квадрат и т.д. Таким образом, вы будете способствовать развитию пространственного и ассоциативного мышления ребенка.
Также можно выполнять задания на отыскание на картинке предметов, которые соответствуют заданной фигуре, например «Найди все круглые предметы». Несколько заданий можно .
Вот еще одна интересная игра на распознавание форм – «Найди похожую фигуру» (Лабиринт, My-shop). Несмотря на то, что возраст на ней указан 3-5 лет, она будет интересна ребенку 2-х лет и даже чуть раньше.
Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»
Цель: учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые
геометрические фигуры;
развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую
моторику, речь.
Оборудование: игровое поле, карточки с предметными картинками.
Игровое правило: брать только по одной карточке, находить ей нужное место
и только потом брать другую.
Ход игры:
Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле, обсуждает картинки: «Смотри, арбуз. По форме он напоминает круг. Арбуз круглый!» и т.д. Объяснить ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь давай найдем карточки, на которых изображены предметы круглой формы и закроем пустые клеточки. Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз, колесо, мяч и пуговица.»
Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам.
В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.
Дидактическая игра «На что это похоже?»— находить предметы подобной геометрической формы в окружающей обстановке.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 23.
Образовательная область: познание — вид непосредственной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений.
Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах.
Задачи:
• обучать умению находить геометрические фигуры в окружающем пространстве; зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию.
• способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения;
• воспитывать у детей интерес к геометрии, навыки работы в группах.
Методические приемы:
Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы.
Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами.
Практические: раскрашивание рисунков, выделение и подсчет фигур, конструирование предметов по заранее подготовленным эскизам и шаблонам, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая гимнастика.
Игровые: создание игровой ситуации.
Проблемные: помочь Маше и Медведю сложить картинку, добраться до дома.
Интеграция областей:
познание: (совершенствовать счетные навыки детей, упражнять в счете в пределах 10, учить конструировать предметы из геометрических фигур, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах);
здоровье: закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях; способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой;
социализация: побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
коммуникация: осваивать элементарные навыки речевого этикета; художественная литература: чтение стихов и загадок о геометрических фигурах;
художественное творчество: рисование котят с использованием геометрических фигур, раскрашивание раскрасок цветными карандашами.
Оборудование:
• для педагога – компьютер, проектор, мультимедийная доска, картинки геометрических фигур, наглядные пособия с фигурами, картинки со сказочными героями;
• для детей – раскраски, цветные карандаши, набор геометрических фигур-шаблонов, карточки с цифрами.
Непосредственная образовательная деятельность.
Орг. момент.
— Ребята, к нам сегодня на занятие пришли сказочные герои Маша и Медведь. Они пришли не с пустыми руками, а приготовили для нас задания и вопросы, на которые мы должны с вами найти правильные ответы. Если мы будем правильно отвечать, то заработаем призы от наших героев. 1) Загадка: Брат мой маленький, Сережа, Математик и чертежник — На столе у бабы Шуры Чертит всякие… (фигуры)
— Наше занятие посвящено геометрическим фигурам. Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры мы знаем (воспитатель показывает рисунки фигур и читает стихотворение).
Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой, Все четыре стороны одинаковой длины, Вам представиться я рад, а зовут меня… (квадрат!) | |
Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник — Стал квадрат… (прямоугольник). | |
Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, — Ну, пожалуй, и довольно! — Что ты видишь? — …(треугольник) | |
Долька арбузная – это полукруг, Половина круга, часть его, кусочек. Знание о формах очень важно, друг. Не зря оно находится среди этих строчек! | |
Если взял бы я окружность, С двух сторон немного сжал, Отвечайте дети дружно — Получился бы …(овал) | |
Прикатилось колесо, Ведь похожее оно, Как наглядная натура Лишь на круглую фигуру. Догадался, милый друг? Ну, конечно, это … (круг). | |
Треугольник подпилили И фигуру получили: Два тупых угла внутри И два острых – посмотри. Не квадрат, не треугольник, А похож на многоугольник (трапеция). | |
Чуть приплюснутый квадрат Приглашает опознать: Острый угол и тупой Вечно связаны судьбой. Догадались дело в чем? Как фигуру назовем? (ромб). | |
Шесть тупых углов внутри На фигуре рассмотри И представь, что из квадрата Получили его брата. Слишком много здесь углов, Ты назвать его готов? (шестиугольник) | |
Как его нам не вертеть Равных граней ровно шесть. С ним в лото сыграть мы сможем, Только будем осторожны: Он не ласков и не груб Потому что это… (куб). | |
Вновь беремся мы за дело, Изучаем снова тело: Может мячиком он стать И немного полетать. Очень круглый, не овал. Догадались? Это… (шар). | |
Сверху крышка, снизу дно. Два кружка соединили И фигуру получили. Как же тело называть? Надо быстро отгадать (цилиндр). | |
Вот колпак на голове – Это клоун на траве. Но колпак не пирамида Это сразу, братцы, видно: Круг в основе колпака. Как же звать его тогда? (конус). | |
Египтяне их сложили И так ловко смастерили, Что стоят они веками. Догадайтесь, дети, сами Что же это за тела, Где вершина всем видна? Догадались? Из-за вида Всем известна… (пирамида). |
2) Логические задачи:
Назовите фигуры. Какая из них лишняя? Почему? Назовите цвет каждой фигуры.
— Что общего у этих фигур? Чем они отличаются? Найдите две одинаковые фигуры. Какие признаки треугольников вы знаете?
— Как называются фигуры? Что у них общего? Какая фигура лишняя и почему? Какая по счету из фигур самая большая? А какая самая маленькая?
2. Физкультминутка (выполняется по рисунку на доске)
Сколько точек в этом круге, Столько раз поднимем руки.
Сколько палочек до точки, Столько встанем на носочки.
Сколько ёлочек зелёных, Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков, Столько сделаем прыжков.
· Игра «Сложи картинку».— Маша и медведь предлагают сложить картинки из геометрических фигур по готовым карточкам. Для этого мы разделимся на две группы. Каждая группа будет складывать свою картинку. Но сначала внимательно рассмотрим карточки. Назовите геометрические фигуры, из которых сложены картинки. Сколько всего фигур? Какого цвета фигуры? Сначала нужно сложить картинку, глядя на карточку, а затем по памяти.
Загадки от Маши и Медведя.
На фигуру посмотри И в альбоме начерти Три угла. Три стороны Меж собой соедини. Получился не угольник, А красивый… (треугольник).
Я фигура – хоть куда, Очень ровная всегда, Все углы во мне равны И четыре стороны. Кубик – мой любимый брат, Потому что я…. (квадрат).
Он похожий на яйцо Или на твое лицо. Вот такая есть окружность — Очень странная наружность: Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).
Как тарелка, как венок, Как веселый колобок, Как колеса, как колечки, Как пирог из теплой печки! (круг)
Чуть приплюснутый квадрат Приглашает опознать: Острый угол и тупой Вечно связаны судьбой. Догадались дело в чем? Как фигуру назовем? (ромб).
Эта фигура брат нашему квадрату Но у него только по две стороны равны, А углы все одинаковы…(прямоугольник)
5. Пальчиковая игра «Котята» (автор: Пахомова Е.В.)( Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол) У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их). Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).
— Сравните котят. Чем они похожи и чем отличаются? — Сосчитайте, сколько треугольников на рисунке? — А сколько кружков? — Попробуйте нарисовать своих котят. Можно использовать другие фигуры.
6. Практическая работа «Геометрическая раскраска».
— Маша и Медведь просят вас раскрасить цветными карандашами картинку и сосчитать, сколько геометрических фигур вы нашли. — Сколько кружков? — Сколько треугольников? — Сколько квадратов? — Сколько прямоугольников?
7. Проверка знаний.— Дети, Маше и Медведю очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Они для вас приготовили сюрприз. А сейчас им нужно отправляться в обратный путь. Но наши герои забыли дорогу. Давайте им поможем добраться до дома. А поможет нам в этом карта, на которой объекты изображены геометрическими фигурами. — Как нам пройти через реку? (по мостику или на лодке) — Какие мы увидели геометрические фигуры? (полукруг, трапеция) — В виде какой фигуры изображена тропинка в лесу? (кривая линия) — На пути нам встретилось озеро, какой фигурой оно изображено? (овал) — Вокруг озера тропинка ведёт мимо цветочной поляны? Какой фигурой она изображена? (кругом) — Вот мы и пришли к домику Медведя. Какой фигурой изображён забор у дома? (ломаная линия) — Из каких фигур построен домик Медведя? (прямоугольники, треугольник, круги). Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием!
8. Итог занятия, рефлексия.— Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? Что для вас было трудно? Что больше всего понравилось? Что не понравилось? — Оцените себя. Если вам понравилось занятие и вы довольны своей работой, поднимите зеленый кружок. Если не понравилось и вы чем-то не довольны, поднимите желтый кружок. — Маша и Медведь благодарны вам за помощь. Они приготовили для вас сладкий приз (конфеты, фрукты).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 24.
Дидактические игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста (по 2) на трансфигурацию, выкладывание геометрических фигур из палочек.
«Составь из палочек»
Цель игры: упражнять детей в составлении геометрических фигур из счетных палочек.
Материал: счетные палочки.
Ход игры: Дошкольников упражняют в составлении геометрических фигур из счетных палочек.
1. «Составь фигуру из трех (четырех, пяти, шести) палочек».
2. «Составь два равных треугольника из пяти палочек».
3.«Построй три квадрата из десяти палочек (способом пристраивания одной фигуры к другой)».
Учим формы по карточкам Домана
На самом деле, я считаю, что этот метод изучения форм самый эффективный. Если вы занимаетесь по карточкам Домана, ребенок очень быстро запомнит все фигуры, а вы потратите на это минимум усилий. Однако нужно заметить, что для того, чтобы знания, полученные по карточкам Домана, отложились у малыша в голове, их нужно закреплять посредством других игр (см. выше). Иначе ребенок быстро забудет все, что вы ему показывали. Поэтому я рекомендую начинать смотреть карточки Домана с геометрическими фигурами примерно в возрасте 1 года, так как в это время малышу становятся интересны сортеры, рамки-вкладыши, рисование, аппликация и т.п. И, изучив формы по картинкам, он сможет использовать полученные знания в этих играх. Кстати, карточки «Геометрические фигуры» можно , а купить ЗДЕСЬ.
О нашем опыте изучения фигур по карточкам Домана можно почитать здесь.
Еще наши карточки Домана по методике «Вундеркинд с пеленок» :
- Алфавит для детей по методике Домана
- Комплект карточек «Буквы»
- Карточки — Обучение чтению по Доману
- Карточки Домана — Счёт от 1 до 20
- Карточки Домана Цвета
- Карточки Домана Овощи
- Карточки Домана Ягоды
- Карточки Домана Орехи
- Карточки Домана Фрукты
- Карточки Домана Грибы
- Карточки Домана Дикие животные
- Карточки Домана Домашние животные и птицы
- Карточки Домана Экзотические животные
- Карточки Домана Птицы
- Карточки Домана Амфибии и рептилии
- Карточки Домана Насекомые
- Карточки Домана Бабочки
- Карточки Домана Породы кошек
- Карточки Домана Породы собак
- Карточки Домана Подводный мир и рыбы
- Карточки Домана Цветы
- Карточки Домана Полевые цветы -Травы
- Карточки Домана Природа
- Карточки Домана Явления природы
- Карточки Домана Игрушки
- Карточки Домана Детское творчество
- Карточки Домана Бытовая техника
- Карточки Домана Мебель
- Карточки Домана Посуда
- Карточки Домана Одежда
- Карточки Домана Обувь
- Карточки Домана Плоские геометрические фигуры
- Карточки Домана Объемные геометрические фигуры
- Карточки Домана Еда
- Карточки Домана Десерты и выпечка
- Карточки Домана Национальные блюда
- Карточки Домана Напитки
- Карточки Домана На прогулке
- Карточки Домана Профессии
- Карточки Домана Транспорт-1:Наземный транспорт
- Карточки Домана Транспорт-2: Спецтехника
- Карточки Домана Транспорт-3: Железнодорожный транспорт
- Карточки Домана Транспорт-4: Воздушный транспорт
- Карточки Домана Транспорт-5: Водный транспорт
- Карточки Домана Спортинвентарь
- Карточки Домана музыкальные инструменты
- Карточки Домана Дом-Интерьер
- Карточки Домана Дом-Личные вещи
- Карточки Домана Дом-Бытовые предметы
- Карточки Домана Математика
- Карточки Домана Части тела
- Карточки Домана Глаголы (действия)
- Карточки Домана Достопримечательности России
- Карточки Домана Достопримечательности мира
- Карточки Домана Картины Великих художников
- Карточки Домана Инструменты
- Карточки Домана Космос
- Карточки Домана «Что придумал человек»
- Карточки Домана «Выдающиеся личности»
- Суперкарточки по методике Домана «Вундеркинд с пеленок», набор — «Читаем на прогулке»
- Суперкарточки по методике Домана «Вундеркинд с пеленок», набор — «Читаем на улице»
- Суперкарточки по методике Домана «Вундеркинд с пеленок», набор — «Читаем в шкафу»
- Суперкарточки по методике Домана «Вундеркинд с пеленок», набор — «Читаем в детской»
- Суперкарточки по методике Домана Вундеркинд с пеленок, набор — «Читаем на кухне»
- Суперкарточки по методике Домана Вундеркинд с пеленок, набор — «Читаем в доме»
- БОЛЬШОЙ набор карточек Домана «Мои первые знания» для малышей от 6 месяцев до 1 года