Экологический проект «Летят перелетные птицы в осенней дали голубой»


Перелетные и зимующие птицы

Летом большое количество птиц. Всюду для них обилие корма – жуков, бабочек, мошек, комаров и других насекомых, разнообразных плодов и семян растений.

Но вот приходит осень. Корма для птиц становится меньше и меньше. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Сначала улетают те, которые питаются насекомыми, затем те, которые кормятся плодами и семенами растений. Позднее улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замерзнут водоемы. Все эти птицы перелетные.

Часть птиц от нас не улетает – это зимующие птицы, некоторые из них запасают себе корм на зиму. Так некоторые синицы, поползни прячут насекомых, плоды и семена растений в трещины коры, в развилки ветвей деревьев. Осенью все чаще птицы прилетают к жилью человека, так как здесь им проще отыскать корм.[3,c 54]

Перелетные птицы – журавль, соловей, скворец, ласточка, грач, кукушка, зяблик, трясогузка, дрозд, чибис, жаворонок, малиновка, иволга, горихвостка и другие.(см. приложение 2)

Зимующие птицы – поползень, синица, клест, дятел, снегирь, воробей, ворона, щегол, чиж, пищуха, свиристель и другие.

В зимнем лесу можно услышать, как деловито стучит дятел, щебечут синички, пищухи, поползни, сойки. Не покидает зимний лес и глухарь, ведь у него всегда есть еда — вкусная сосновая хвоя. А вот тетерева и рябчики едят ольховые сережки, почки и ягоды можжевельника.[5,с.28]

Удивительная птица клест зимой даже ухитряется вить гнезда и высиживать птенцов. Кормится клест семенами ели, которые добывает из шишек с помощью своего клюва. Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клеста бывает в это время года. Поэтому эти птицы выводят птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты. [5, с.24]

Проект: Птицы веснойпроект по окружающему миру (3 класс) на тему

Слайд 1

Тема проекта: Птицы –весной Ну когда же, ну когда же Гости наши прилетят? Ну когда же звонкой стаей Защебечут у окна? Может быть, они не знают, Что вернулась к нам весна?! Что скворечник ждет их новый. Что проснулись луг и сад… Всех гостей встречать готовы. Что же гости не летят? А сегодня поглядели — На ольхе сидит скворец. Прилетели… Прилетели! Прилетели наконец!

Слайд 2

Цель проекта: Познакомить с понятием « прилет птиц»- как с одним из природных явлений весны; Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым; Углублять представления о причинах возращения птиц весной: растаял снег, стало теплее, появились первоцветы, насекомые; растаял лед, появились лягушки, рыбы- все это корм для перелетных птиц.

Слайд 3

Задачи: Изучить дополнительную литературу и определить птиц,прилетающих к нам весной; Поощрять и поддерживать самостоятельное наблюдение за птицами; Провести наблюдение за поведением и питанием птиц Сделать анализ и обобщить результат.

Слайд 4

С приходом весны возвращаются к нам наши друзья – перелетные птицы. Они привлекают чудесным оперением, пением, движениями, полетом, и, конечно, загадочным образом жизни. Первые прилетают грачи и скворцы. Грачи прилетают одними из первых на родину. Обычно они прилетают к 17 марта. Они не боятся холодов .И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерна и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнезд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо .

Слайд 5

Скворец поменьше, чем ворона, Зато побольше воробья — Он из скворечни как с балкона, Поёт не хуже соловья! Вначале прилетают самцы, а за ними самки..К их прилету самцы подыскивают скворечник. Устроившись, скворушка с увлечение громко поет, поджидая подружку.

Слайд 6

Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни, и полет Вошли в стихотворения ! Почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдет жаворонок ямку где-нибудь в поле вот и гнездо.

Слайд 7

Эта птица никогда Для птенцов не вьет гнезда, Сядет где-то на суку И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю,а затем переносит клювом в гнездо к какой – нибудь маленькой птичке.

Слайд 8

Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. Л асточки прилетают к нам в мае .Лепят гнезда ласточки под крышами домов, делая узкое горлышко. Чтобы кошки не смогли добраться до птенцов. Строительный материал- грязь,глина,а склеивается все слюной птички .

Слайд 9

Дорога у них бывает долгая и трудная. То ветер встречается им на пути, то дождь проливает свои холодные капли, то солнце припекает.. Во время перелета птицы придерживаются определенных правил и порядка. Так им удобнее и легче лететь Журавли летят клином, Цапли и гуси- шеренгой Лебеди- линией, Скворцы- стаей. Стаи уток- дугой,

Слайд 10

К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться. Для этого нужно сделать скворечник Весной в гнездах птицы откладывают яйца и высиживают птенцов. Есть в лесу одно важное правило : не разорять птичьи гнезда.

Слайд 11

Если притронуться к яйцу, то птица, почуя запах человека, уже не станет высиживать яйца в гнезде, птенцы погибнут, не появятся на свет .

Слайд 12

Берегите птиц! Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц,жуков,улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Семья ласточек уничтожает за лето миллиона различных вредных насекомых!

Слайд 13

Приметы 1 . Весною грач прилетел — через месяц снег сойдет. 2. Ранний прилет жаворонков — к теплой весне. 3. Ранние ласточки — к счастливому году. 4. Если грачи прямо на гнезда летят — к дружной весне. 5. Весною ласточка прилетела — скоро гром загремит .

Слайд 14

Праздник Жаворонки Старинный славянский праздник Жаворонки празднуют 22 марта – в день весеннего равноденствия. Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы . На Жаворонков в деревнях, а иногда и в городах, исполняли: рано утром хозяйки пекли из теста птичек, круглые пряники и колобки. Затем делали из соломы маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать.

Слайд 15

Сберегите Землю! Люди, сберегите От лесных пожаров, загрязненья рек! Сохраните, люди, природу сохраните, Чтобы на Земле не вымер человек!

Слайд 16

Экологическая минутка – А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам? – Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать ? – Я буду читать вам лозунги, если это нужно делать для птиц, вы поднимаете птичку. – А если нет, то птичку не поднимаете. 1. Вывешивать скворечники весной. 2. Стрелять из рогатки по птицам. 3. Помогать больной или раненой птице. 4. Разорять птичьи гнезда. 5. Подкармливать птиц ранней весной. 6. Уносить домой здоровых птенцов. 7. Подходить близко к гнездам птиц. 8. Изучать птиц.

Слайд 17

игры Игра «Назови малышей » – У утки – … – У скворца – … – У гуся – … – У воробья – … – У грача – … – У ласточки – … – У аиста – …… – У галки – …

Перелетные птицы

Перелётные птицы… Где их дом: у нас – на земле? в небе? или там, куда они улетают от нас на долгую зиму? Конечно же здесь, где рождаются их детки – птенцы!

Осень. В небе часто кружат грачи. Их крик разносится далеко по округе. О чём они кричат, наверное, прощаются с нами до весны. Мне всегда нравится смотреть в небо, когда там пролетают перелётные птицы. А от доносящихся с неба криков, становится так грустно, и я стою и провожаю стаи, зная, что весной они вновь будут радовать нас своим пением. В эту осень начались работы по вырубке и благоустройству нашего парка. И я всерьёз задумалась: а куда же прилетят осенью птицы? Узнают ли они свой парк? Останутся ли осваивать жизнь на прежнем месте или будут облюбовывать другое место?

Перелёты птиц поражали воображение человека с незапамятных времён. Об этом писал Гомер за 1000 лет до нашей эры. Об этом упоминается в Библии. Этот вопрос изучал великий древнегреческий философ Аристотель. Это явление в жизни природы действительно замечательное. С наступлением осенних холодов многие птицы, жившие в наших лесах и полях, исчезают. Вместо них прилетают другие, которых мы летом не видели.

А весной исчезнувшие птицы снова появляются. Где же они были и почему вернулись к нам? Разве они не могли остаться там, куда улетали на зиму? Как они узнают о времени перелёта? На какие расстояния перелетают птицы? И я стала искать ответы на свои вопросы о жизни перелётных птиц, читая книги, посматривая телепередачи, просматривая сайты в интернете.

Под перелётом птиц мы подразумеваем передвижение птиц на юг осенью и на север весной, их перемещение на высокогорье или из глубины материка на морское побережье. Хотя направление определяется не только местонахождением зимовок и гнездовий, но и лежащими на их пути местами, благоприятными для кормёжки и отдыха. Поэтому далеко не все птицы в северном полушарии летят осенью с севера на юг. Многие североевропейские пернатые летят осенью на запад и зимуют в западной Европе.

На вопрос – почему многие птицы улетают осенью, полностью ответить ещё нельзя. Но внимательное изучение жизни различных перелётных птиц в природе показывает, что в этом замечательном явлении громадное значение имеют питание и связанные с этим привычки птиц. Птицы перебираются в тёплые края, потому что многие из них не могут выжить в зимних условиях. Но есть сведения, утверждающие, что наша комнатная канарейка способна выжить на морозе до -45°, если у неё будет достаточно пищи.

Я пришла к выводу, что птицы улетают от нас не потому что им холодно, а потому, что голодно. К тому же зимой день кроткий и многим птицам просто не хватает времени, чтобы достаточно насытиться скудной добычей. Поэтому не только температурный режим и обедневшая кормовая база служит сигналом к отлёту, но и сменяющаяся продолжительность дня! Как птицы могут определить, когда дни становятся короче (или длиннее) для орнитологов (людей, изучающих жизнь птиц) пока загадка! Таким образом, продолжительность дневного времени и исчезновение пищи подсказывает птице, когда отправляться в тёплые края. А инстинкт продолжения рода весной говорит о том, что пора лететь обратно.

Наука не имеет исчерпывающего объяснения тому, как птицы находят дорогу во время перелётов или как они разыскивают родные места! Есть предположения, что птицы ориентируются по солнцу, звёздам, магнитному полю Земли, ландшафтным ориентирам, запахам и др. Многие птицы, чтобы не потерять в полёте друг друга особенно ночью, издают особые звуки, кричат и даже поют. Кроме того , птица пользуется голосом как эхолотом.

Звук отражается от предметов, попадающихся на пути птицы, и улавливается её очень тонким слухом. Поэтому она не натыкается в темноте на деревья или скалы и, возможно, даже определяет расстояние над землёй. Но они также учитывают изменения положения солнца и звёзд в разное время суток и года, часто летают в пасмурную погоду. Перелёты совершаются как днём, так и ночью. Ночные перелёты характерны для воробьиных и куликов, которые кормятся днём. Коростели и болотные курочки переселяются на зимовку в основном пешком, лишь изредка перелетая через водоёмы.

Средняя высота полёта многих птиц 450-750 метров. А мелкие воробьиные летят ниже 100 метров, а гуси перелетают даже Гималаи, т.е. летят на высоте около 9000 метров. Средняя скорость полёта у мелких воробьиных составляет 50-60км/ч, у гусей – до 100 км/ч, у стрижей – до 170 км/ч. Протяжённость суточного перелёта также различна: у аиста около 400 км, у кукушки – 80 км, у грача – до 60 км, а время, затраченное на ежедневный перелёт составляет от нескольких часов до 30-40 минут.

На какие расстояния улетают от нас птицы? Места зимовок у перелётных птиц постоянны. Они зимуют там, где природные условия сходны с условиями жизни на родине: лесные – в лесистых местах, прибрежные – по берегам рек, озёр, морей, степные – в степях. Птицы одних видов летят поодиночке, другие – группами или стаями. Мне приходилось наблюдать за перелётом журавлей, летящих «клином» (углом).

Перелёты птиц изучают методом кольцевания, установкой радиомаяков или миниатюрных видеокамер. Для прослеживания помеченных птиц используют самолёты и радиопередатчики. На территории нашей страны кольцевание птиц начало развиваться с начала ХХ века. Свыше 1000 птиц окольцевал латвийский орнитолог Г.Лоундон (в 1907-1912г.). В 1935 году было создано Центральное бюро кольцевания, которое возглавлял В.Вучетич.

В 1946 году Зоологический институт Академии наук СССР организовало первое совещание по миграциям птиц и кольцеванию. В 1954 году. Заповедники и другие учреждения окольцевали более 100 тысяч птиц, примерно 400 видов. Усилиями Г.Дементьева, А.Мехеева, В.Рябова, Т.Шеварёвой и др. 1889 год официально признан годом начала кольцевания птиц, а датчанин Мортенсон – изобретателем этого метода.

Проект «Перелетные птицы» в подготовительной группе

МБДОУ «Детский сад «Сказка» комбинированного вида»

Проект «Перелетные птицы»

в подготовительной группе №8 «Буратино»

Разработала: Пугачева Н.А.

п. Дубинино, 2019

Паспорт краткосрочного проекта «Перелётные птицы» в подготовительной к школе группе №8

Тип проекта:

познавательно– творческий.

Вид проекта:

групповой.

Продолжительность проекта:

c 21.10. — 25.10.

Участники:

дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Актуальность проекта:

недостаточный объём знаний детей о перелётныхптицах; отсутствие в активном словаре детей названий перелётных птиц и знанийпричин отлёта в тёплые края

Участие детей в проекте позволит:

— закрепить в памяти детей названия перелётных птиц;

— обогатить словарь детей о перелётных птицах;

— совершенствовать диалогическую монологическую форму речи через

объяснение причин отлёта птиц;

— познакомить с таким осенним явлением как отлёт птиц;

— поддержать интерес к жизни перелётных птиц;

— воспитать бережное отношение к птицам.

Цель проекта:

— сформировать у детей систему знаний о перелётных птицах;

— создать условия для формирования у детей целостного представления о

жизни перелётных птиц;

— воспитать у детей бережное отношение к перелётным птицам.

Задачи проекта:

Обучающие

  1. назвать перелётных птиц: название, части тела, питание;
  2. описать особенности внешнего вида и поведения птиц;
  3. сформулировать предложение, используя предметный, глагольный, словарь признаков по лексической теме

Развивающие:

1. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи,анализировать влияние смены времен года на жизнь птиц, классифицироватьптиц на зимующих и перелётных, на основе установления связи междухарактером корма и возможностью (способностью) к прогнозированию будущихизменений.

2. Активизировать словарь детей: перелётные, насекомоядные, хищные,водоплавающие, певчие, прилет, отлет.

3. Знакомить детей с понятиями: лететь «клином», «стайкой».

Воспитательные:

Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»,«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Ожидаемый результат

:(дети)

— знают и называют перелётных птиц: грач, ласточка, гусь, утка, селезень,лебедь, кукушка, аист, скворец, журавль, цапля, соловей;

— рассказывают об особенностях внешнего вида птиц (частях тела, повадках);

— могут составить описательный рассказ о перелётной птице;

— (воспитатель) пополняет развивающую среду группы материалами по теме проектаи воспитывает у детей интерес к перелётным птицам.

Подготовительный этап:

ЗАДАЧИ:

Определение объёма знаний детей о перелётных птицах. Опросдетей с использованием изображений птиц показал, чтоправильно назвали перелётных птиц 13 детей из 23 человек.

Основной этап:

ЗАДАЧИ:

Закрепить названия перелётных птиц.

Расширить знания детей о жизни перелётных птиц в осенний период. Воспитывать у детей интерес к перелётным птицам.

I. Взаимодействие с детьми:

1. Беседы:

«Почему птицы улетаю на юг?»

«Что ты знаешь о перелётных птицах?»

«Жизнь перелётных птиц осенью»

Цель:активизировать знания детей о внешнем виде и повадках птиц, учить составлять рассказы о пернатых; различать по картинке птиц.

2. Дидактические игры и упражнения:

Цель: расширение словарного запаса: птицы(что делают?) летают, плавают, клюют, вьют гнезда,самообразование : Скажи ласково «утка- уточка, перо- перышко, хвост- хвостик». Образование сложных слов: красный клюв-красноклювная, длинная шея- длинношея и т.д.

Четвертый лишний”;“Назови ласково”

(образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Птица., Крыло -, Голова -, Лапа -, Хвост -…

«Узнай по описанию и назови перелётную птицу»

«Закончи предложение»

(составление сложноподчинённых предложений).

— За окном стоит холодная, дождливая погода, потому что…

— Первыми улетают на юг ласточки, потому что…

— Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…

— Птиц нужно любить и охранять, потому что…

«У кого какое тело?»

— Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? Значит, скворец какой?

-Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка?

— Это грач, у него острый клюв. Какой грач?

– У него чёрное крыло? Значит, он…

3. Настольно-печатные игры:

Лото «Птицы», Разрезные картинки «Собери и назови птицу».

4. Чтение художественной литературы:

Е. Чарушин «Цапля», В. Бианки «Кто чем поёт», Л. Толстой «Лебеди», А. М Сибиряк«Серая шейка»

5. Слушание: аудио «Голоса птиц».

6. Рассматриваниеиллюстраций, энциклопедий о птицах.

7. Знакомство с загадками и пословицами о перелётных птицах.

8. Составление рассказов о перелётных птицах по плану

Рассматривание и составление рассказов о птицах по картинке. Составление загадок, описательных рассказов.

9. Художественное творчество:

  • Рисование «Красивые лебеди» Цель: познакомить детей с возможностями белой краски, побуждать детей к изображению и созданию образа лебедя, развивать чувство формы и пропорций, творческое воображение, воспитывать интерес к познанию природы, умению отражать впечатления в рисунке.
  • Конструирование (складывание из бумаги, аппликация, лепка «Птички-

невелички».

  • Рисование восковыми мелками с помощью шаблонов «Птицы». Цель: развитие моторики рук.

10. Подвижные игры:

«Ласточки», «Гуси-лебеди», «Птицелов», «Скворцы и кошка», Филин и пташки, «Перелет птиц», «Охотник и утки».

11. Физкуль, «Покажи птицу», «Узнай меня, я — птица…».

12. Непосредственно-образовательная деятельность:

1. Перелётные птицы – кто они?»

Цель: закрепить в памяти детей названия перелетных птиц; помочь им уяснить строение птиц, их внешние признаки. Уточнить понятие перелетные, насекомоядные и водоплавающие птицы. (Конспекты интегрированнных занятий в подготовительной к школе группе.А.В.Аджи. Стр.69-71зан.№7)

2. «Составление описательного рассказа о птицах».

II. Взаимодействие с родителями:

Чтение детям книг по теме проекта, участие в акции наблюдений за птицами, изготовление шапочек птицы для игр. (Приложение)

Заключительный этап:

  • Викторина «Перелетные птицы».
  • Аппликация и ручной труд «Перелётные птицы»

Перспективы

:

Планируем продолжение проекта на предполагаемую тему «Жизнь перелётныхптиц весной».

Достигнутый результат:

1. Дети знают названия, внешний вид и причины отлёта перелётных птиц.

2. Дети умеют составлять рассказ о перелётных птицах по плану.

3. У детей появился интерес к жизни перелётных птиц, желание больше узнаватьо них.

4. Развивающая среда группы пополнена материалами по теме проекта.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.

2. Морозова И. А. Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. 5-7 лет

3. Николаева С. Программа «Юный эколог». М. 4. Н. С. Русланова Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет «Птицы», АРКТИ, 2005.

5. Гранович М. Развивающие игры. «Тематические занятия «Перелетные и зимующие птицы». https://nattik.ru/?

Как зимуют птицы?

Чтобы помочь зимой птицам, надо знать какие птицы зимуют и чем они кормятся? Зима для оседлых птиц – период жесткого выживания. Холод при температуре своего тела им не так страшен, как голод. Именно от недоедания изо дня в день гибнет мелко птичье населения в наших краях. За короткий зимний день птицы просто в не состоянии отыскать и съесть столько кормов, сколько им надо.

При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. У многих пернатых температура тела постоянно держится в пределах 42 градусах по Цельсию, а у мелких птиц достигает 45 градусов [1,с.76]. Вот такая закономерность: чем мельче птица, тем напряженнее у нее тепловой баланс, тем выше температура тела.

Круглый год с нами живут бок о бок голуби, дятлы, воробьи. Воробьи очень маленькие птички, но очень подвижные. Они не боятся наших холодов. Кто первый открывает морозное зимнее утро, когда боишься высунуть нос на улицу? Воробей! Кто первым объявляет о начале весны? Воробей! Поэтому не гоните этих птичек с кормушки, насыпьте лишний раз в кормушку хлебных крошек, бросьте у крыльца горстку зерна – и воробьи честное слово, летом отблагодарят вас за ваше внимание!

Потому-то так важны кормушки!

Как правильно организовать подкормку птиц?

Главные правила при подкормке птиц: Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них)! Если начал подкармливать птиц однажды в начале зимы, следи за тем, чтобы каждый день в кормушке был корм!

Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв, недоступность для соседской кошки)! Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть мелкие и ловкие птицы, но ни как не голуби и вороны (для которых корма достаточно и на улице)! По возможности корм должен быть защищён от непогоды! Кормушку необходимо регулярно чистить!

Чем накормить пернатых гостей?

Помните, что нельзя давать птицам соленую пищу и чёрный хлеб!

Недопустимо скармливать любые соленые, жареные, острые, кислые продукты. Очень опасен ржаной хлеб — он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов, пряности. Для подкормки вы можете использовать:

Не жаренные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни, конопли Шишки, желуди, орехи, например, арахис Пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые!) Пучки сорных трав — лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т.д. Гроздья ягод калины, рябины, черной и красной бузины Крошки чёрствого пшеничного хлеба Семена клена и ясеня Кусочки несолёного сала, мяса и жира Яблоки

Подкармливать можно практически любых птиц. Подготовку к этому необходимо начинать еще с лета, заготавливая корм. [1, с.34]

Изготовление кормушки для птиц

Наша кормушка изготовлена из фанеры в виде домика без закрытых стенок, но с крышей, чтобы не попадал снег (cм. приложение). Прикрепили мы ее прямо за окном своей квартиры на металлическую балку. Наша кормушка установлена крепко и не раскачивается на ветру, так что птицам очень удобно на нее садится. [4]

Я каждое утро насыпала в кормушку зерно и крошки хлеба, за день птицы все съедают, так что к вечеру кормушка уже пуста. Рядом с кормушкой я привязывала еще и кусочек сала его птицы не успевали съедать за день его им хватало на несколько дней.

После недельной кормежки птиц я решила посмотреть на поведение птиц, если в кормушке не будет корма. Утром птицы по привычке прилетали, но не найдя еды улетали. На дереве, на котором обычно днем собирается большое количество птиц, когда кормушка полная не было ни одной птицы. Но как только я открыла окно, чтобы высыпать корм в кормушку я заметила, что птицы начали потихоньку слетаться на дерево около моего окна. И буквально через несколько секунд, после того как я насыпала корм на кормушке уже не было отбоя от птиц.

Вывод: птицы запоминают место, где они кормились и прилетают туда вновь.

Какие птицы обычно прилетают на кормушку? Ко мне на кормушку прилетали два вида птиц воробьи и синицы. Предпочтения птиц в корме. Больше всего меня интересовал вопрос, а чем же любят лакомиться воробьи и синицы зимой?

Начиная изучение данного вопроса, я заметила, что воробьи и синицы на дворе редкие гости. Мои родители аккуратные хозяева, поэтому двор у нас всегда чистый.

Когда папа помог мне развесить кормушку, мы с братом разложили в них корм. Учитывая знания из окружающего мира о том, что данные птицы имеют характерный маленький и очень крепкий клюв, которым удобно разгрызать зерна и семена, я подобрала для них семечки, пшено и гречневую крупу. В течение 5 дней я наблюдала за количеством птиц у кормушки.

В итоге выяснилось, что большей популярностью у птиц пользуются семечки подсолнечника. А вот гречку не хотели клевать совсем, она оставалась целой в кормушке на протяжении всех экспериментальных дней. Мне так же удалось выяснить, что в первый день на разведку прилетело несколько синиц, а к 5 дню у кормушки собралась целая стая. За 1 раз я могла насчитать до 15-20 птиц на кормушке.

Воробьи с большой опаской относились к кормушке. Их в ней было гораздо меньше. Но в отличие от синиц, они удобно усаживались и подолгу засиживались в моей столовой. Синицы же вели себя очень культурно. Быстро прилетали, усаживались на край кормушки. Схватив семечку, синица улетала на ветку соседнего дерева. Таких подлетов в кормушку за 1 час, по моим наблюдениям она делала около 5. Так я подсчитала, что примерно 8-10 минут она тратит на очистку и поедание одной семечки. Получается, что за короткий зимний день синица совершает 40 подлетов. А значит, что за день она съедает до 40 семечек, так необходимых ей, чтобы не замерзнуть.

Позже я решила разнообразить обед моих гостей. Стала насыпать им крошек хлеба на снежный наст и развесила кусочки свежего сала и мяса на ветках. Тогда вкусовые пристрастия моих гостей совсем разделились. Синицы активно клевали сало и мясо, а целая стая воробьев собралась у крошек. Таким образом, я выяснила, почему синиц чаще видишь на деревьях, а воробьев на дороге и у мусорных бачков. Это привычные места поиска пищи. Здесь они чувствуют себя уютнее и активнее поедают корм.

Понаблюдав за птицами внимательнее, я узнала, что воробьи все время держатся группами. Из учебника окружающего мира я узнала, что такие группы называются стаями [7, с.36]. Синицы же сидят по несколько штук, держатся от всех отдельно. Если на дереве располагаются воробьи, то синиц на нем не увидишь. Они будут стараться расположиться на соседнем дереве. На земле в поисках семян и крошек синиц увидишь редко. А вот стайка воробьев смело прыгает в поисках съестного.

Исходя из вышесказанного, для начала хочу отобразить данные, отражающие особенности поведения птиц в виде таблицы.(1)

Позиция наблюденияСиницаВоробей
1. Встречаются зимой и летом?Обитают около жилья человека зимой. Летом можно увидеть крайне редкоОбитают около жилья человека круглый год
2. Где можно встретить?В любом месте города.В любом месте города
3. Как можно увидеть птиц в селе?Отдельные птицы или небольшие группы до 5.Стайками до 30 птиц.
4. Где чаще встречаются птицы?На деревьях по 1-2 птицы.На деревьях и земле стайками по 20-30 птиц.
5. Какие места питания?Деревья с ягодами и кустарники семенами.Мусорные контейнеры, деревья с ягодами.
Виды птиц, прилетающих на кормушкуПоведение и количество птиц прилетающих на кормушку.Поведение между собой
1 день2 день3 день4 день5 день
СиницыПтиц прилетает мало, поведение очень осторожное.
На кормушку садятся по одной.
Птиц прилетает больше, по сравнению с 1 днем, поведение более спокойное по сравнению с 1 днем.
На кормушку садятся по одной – две птицы.
Птиц прилетает столько же, как и во второй день, поведение спокойное.
На кормушку садятся по одной – две птицы. Иногда прилетают по трое.
Птиц, прилетает больше ,поведение спокойноеКоличество птиц увеличилось, поведение спокойное.Более крупные птицы отгоняют более мелких.
К воробьям относятся спокойно.
ВоробьиНе былоНе былоПрилетела небольшая стайка, ведут себя осторожно.
На кормушку садятся по несколько особей.
Стайка прилетела немного больше, ведут себя менее осторожно.
На кормушку садятся по несколько особей.
Количество птиц увеличивается. На кормушку садятся кучками. Поведение спокойное.Отношение спокойное ко всем. Не конкурируют, ждут своей «очереди».

Далее, в таблице указаны мои наблюдения за поведением птиц непосредственно на кормушке.

Заключение

Мои наблюдения помогли мне больше узнать о жизни маленькой частички живой природы.

Птицы — важная часть живой природы. Синицы и воробьи зимой обитают около жилья человека. Это связано с поиском пищи и местами ночлега.

Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Поэтому очень важно подкармливать птиц зимой, ведь когда птица сыта холод ей нипочем.

Развешивая кормушки в садах, парках, около своих домов мы не только помогаем птицам, но и защищаем деревья, потому что если в каком-то месте птицы находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда и охранять растения от вредных насекомых.

Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, полные для человека притягательных тайн, жили счастливо на нашей земле!

Список литературы

Птицы. Энциклопедия природы России./ Под ред. В. Флинта – М., 1996 г. Мальчевский А.С. Орнитологические экскурсии. – Л.; ЛГУ, 1981 г. Клепинина З.А. Природоведение. Учебное издание. Просвещение, Москва, 1992 г. Интернет источники. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей/ АСТ. Москва.: . — 1997г. Савенков А. B.Исследовательское обучение младших школьников. /Самара.: Издательство «Учебная литература».- 2010г. Федотова Н.О., Трафимова Г.В.. Окружающий мир. Учебник/Москва.: Академкнига. – 2010г. Шумакова Н.Б.. Развитие исследовательских умений младших школьников. /Москва. Просвещение. – 2011г.

Проект «Перелётные птицы»

Проект «Перелетные птицы»

Проект для детей старшей логопедической группы (5-6 лет).

Разработала:

учитель-логопед Кутырева Л.П.

Тип проекта:

познавательно — речевой

Сроки реализации проекта:

краткосрочный (3 недели)

Участники проекта:

учитель-логопед, воспитатели, дети, родители

Актуальность проекта:

В своей работе с детьми старшей логопедической группы мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании перелетных птиц.

Задача взрослых — воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель проекта:

обобщить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность.

Задачи проекта:

Познавательное развитие:

  1. Уточнить знания детей о перелетных птицах, о их внешнем виде, частях тела, отличительных особенностях.
  2. Расширить и закрепить представления о жизни перелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после прилета.
  3. Закрепить умение распознавать птиц по величине, окраске, издаваемым звукам.
  4. Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах.

Речевое развитие:

  1. Способствовать расширению и активизации словаря (закрепить названия птиц, их особенности и качественные характеристики; совершенствовать понимание смысловой стороны речи; учить подбирать слова с противоположным и близким значением).
  2. Развивать понимание и использование в речи грамматических средств (учить использовать пространственные предлоги – в, над, под, из; обучать разным способам словообразования с помощью суффиксов, путем слияния двух слов).
  3. Развивать связную речь (формировать навыки составления описательного рассказа; развивать умение содержательно пересказывать небольшие тексты; обучать детей разным типам высказывания с компонентами рассуждения; закреплять умение передавать интонационную законченность предложения, правильно передавать интонацию вопроса; совершенствовать выразительность речи).

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им.
  2. Воспитывать эмоционально-позитивное отношение к окружающей действительности, развивать любознательность.

Художественно- эстетическое развитие:

  1. Воспитывать интерес к народному творчеству.
  2. Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать желание получать необходимые знания о птицах из книг.

Физическое развитие:

  1. Способствовать развитию у детей ритмических двигательных навыков.
  2. Развивать мелкую моторику.
  3. Совершенствовать координацию движений.

Предполагаемый результат :

 Овладение детьми знаниями о перелетных птицах; обогащение пассивного и активного словарного запаса.

  • Расширение знаний детей об особенностях перелетных птиц, их роли в жизни человека, развитие у детей познавательного интереса.
  • Проявление доброты, заботы, бережного отношения к пернатым друзьям.
  • Проявление речевой активности у детей в разных видах деятельности.
  • Активное участие родителей в педагогическом процессе ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с педагогами группы.

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный.

1.Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературы, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной теме, подготовить презентации.

2.Подобрать материалы, дидактические пособия, атрибуты для игровой, театрализованной, самостоятельной деятельности детей.

3.Работа с родителями: подготовить и разместить в родительском уголке информационную консультацию «Знакомим детей с перелетными птицами»

4. Планирование предстоящей работы, разработка мероприятий.

2 этап: основной (содержательный).

Познавательное развитие

  1. Познавательные беседы: «Встречаем перелетных птиц», «Дом для птиц», «Беседы о том, кто где живет»- Т.А. Шорыгина.
  2. Рассматривание иллюстраций, фотографий, книг, энциклопедий по теме. Показ презентации по теме «Перелетные птицы».
  3. Тематическое занятие «1 апреля – Международный день птиц».
  4. Наблюдение за птицами во время прогулки и из окна.
  5. Чтение художественных произведений: В.Бианки «Лесные домишки», «Кто чем поет?», Н.Сладков «Скворцы-молодцы», Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
  6. Слушание записи голосов птиц.

Речевое развитие

  1. Тематическое занятие «Перелетные птицы»
  2. Чтение художественной и энциклопедической литературы: В.Сухомлинский «Грач прилетел»; В.Бондаренко «Журавль вернулся»; Л.Полтава «Где живут наши птицы», И.Бондарчук «Домик для птиц»;К. Перелесная « Ласточка»;
  3. Знакомство и заучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах.
  4. Составление рассказа по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
  5. Дидактические игры «Назови перелетных птиц и их птенцов», «Чей клюв, чьё гнездо?», «Кто где живет?», «Кто что ест?».
  6. Упражнение на согласование существительных с прилагательными «Назови какой, какая?».

Коррекционная работа

  1. Интегрированное занятие «13 мая – Всемирный день перелетных птиц».
  2. Организация дидактических игр: «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Назови кто, чем питается», «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Угадай по голосу», «Один — много», «Разбери птиц», «Кто с кем» «Рассели птиц», «Какую птицу я загадала?», «Кого не стало? », «Где птичка?», «Какое слово не подходит?», «Подскажи словечко», «Сосчитай», «Раздели названия птиц на части».
  3. Отгадывание и толкование загадок о птицах, составление своих загадок.
  4. Обучение составлению рассказов – описаний о перелетных птицах с опорой на схемы, пересказ.
  5. Составление творческих рассказов «Один день из жизни скворца…»
  6. Проведение пальчиковых гимнастик «А грач на горе…», «Ласточка», «Птички», «Кормушка», «Дрозд-дроздок».
  7. Проведение игр на координацию речи с движением «Ласточки», «Хочу быть птичкой».
  8. Проведение мимических упражнений «Птицы прощаются с родными краями», «Возвращение аистов», «Ласточка, попавшая в лапы к кошке».
  9. Психогимнастика. Обыгрывание ситуаций «Воробушек», « Журавль», «Вертишейки», Этюд «Чайка защищает свое гнездо от песца».

Художественно – эстетическое развитие

  1. Аппликация по сказке «Серая шейка»
  2. Рисование «Скворцы прилетели»
  3. Лепка «Лебедь на пруду» из пластилина, птиц из теста.
  4. Прослушивание голосов птиц, звуков природы.

Физическое развитие

  1. Подвижные игры «Птицы», «Воробьи и ястреб», «Лягушки и цапли».

2. Пальчиковые игры «А грач на горе…», «Ласточка», «Птички», «Кормушка», «Дрозд-дроздок».

3. Пальчиковые гимнастики с мячиками Су-Джок «Перелетные птицы».

Работа с родителями

  1. Составление описательных рассказов о перелетных птицах, творческих рассказов «Один день из жизни скворца…»
  2. Совместное рисование (разукрашивание) в нетрадиционной технике перелетной птицы.
  3. Организация выставки книг о птицах.

3 этап: итоговый

  1. Интегрированное занятие «13 мая – Всемирный день перелетных птиц».
  2. Составление описательных, творческих рассказов детьми.
  3. Организация выставки творческих работ на тему: «Перелетные птицы» (совместная работа детей и родителей)
  4. Выставка детских работ
  5. Обработка результатов по реализации проекта
  6. Презентация проекта «Перелетные птицы» родителям.

В ходе работы над проектом:

— повысилась речевая активность детей, они стали лучше вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответы;

— значительно расширился словарь, активизировались в речи существительные, прилагательные, глаголы по теме «Перелетные птицы»;

— расширились знания детей о перелетных птицах, их отличительных особенностях, роли в жизни человека.

— у детей стало формироваться умение правильно строить простые распространенные предложения, согласовывать слова в предложении.

— у детей стало проявляться чувство доброты, заботы, бережного отношения к птицам.

Фотогалерея:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]