Городецкая роспись. Элементы росписи, трафареты, шаблоны, раскраска, рисунки


История возникновения

Городецкая роспись зародилась в XVIII-XIX века в Нижегородской области. Здесь было много талантливых резчиков по дереву, изделия которых украшали быт и домашнюю утварь крестьян. В этой же области славились ярмарки с деревянными изделиями.

Согласно истории, ранее в каждой деревне праздновали день Ивана-Купалы и помимо массовых гуляний и разжигания костров, искали необычный цветок папоротника. Он рос в лесу и цвел только 1 ночь в году – на Ивана-Купала. Жители не знали, какой он на самом деле и поэтому наделяли его индивидуальным оттенком.

Позже нижегородские мастера украшали изделия из дерева удивительными цветами папоротника. У одних они были ярко-красные, у других – солнечными, а у некоторых черными. Их называли купавами с листьями папоротника. Считалось, что такой символ принесет в дом благосостояние и счастье.

Также в те времена в каждом доме была разборная прялка. После работы на ней, донце, на котором крепился гребень, вешали на стену. Чтобы он привлекал к себе внимание его стали украшать росписью. Когда же ткани подешевели, прялки были спрятаны, а мастера резчики кроме донышек стали украшать диковинными изображениями и другую утварь, включая посуду, мебель, детские игрушки.

«Аппликация. Кухонная доска «Городецкая роспись».

-Так что же такое Городец? Прочитаем об этом в учебнике и посмотрим слайды с городецкой росписью.

История городецкого промысла не очень долгая. Развился этот промысел лишь 150-200 лет назад. Он держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой – инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление.

Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом; добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным.

— Рассмотрите изделия с городецкой росписью. Что на них изображено?

Значительное место в этой росписи занимают цветочные мотивы – пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Цветы в городецкой росписи – символ здоровья и процветания.

Бутоны – разновидность городецких цветов. Купавка – самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Розан отражает главные признаки цветка, то есть имеет лепестки и ярко выраженный центр; силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Еще одной особенностью такой росписи является то, что каждый элемент расписывается в определенной последовательности:

1. Выполнение подмалевка – накладывается основные цветовые пятна.

2. Подробная прорисовка элементов – пятна дополняются элементами: сердцевиной, лепестками цветов, листочками.

3. Оживка – цветы украшаются белым и черным цветом: капельками, полосками, точками.

И в итоге получается замечательные, удивительные городские узоры. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов.

— Какие краски использует мастер, выполняя роспись?

Любимые фоны – ярко-зеленый или красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие городецкого колорита.

-Теперь, когда вы узнали об особенностях городецкой росписи, я думаю, вы сможете среди других видов росписи выделить городецкую.

-Найдите среди выставленных работ предметы с городецкой росписью.

-По каким признакам вы распознали городецкую роспись?

Проводит физминутку.

Инструменты для рисования

Истинные мастера говорят, что самым важным в их творчестве является состояние души. Оно должно быть чистым, просветленным. Необходимо полностью сосредоточиться на художественной работе, которая предстоит в ближайшие несколько мин.

Современный же человек, привыкший к быстрому ритму жизни, даже при максимальном желании не может на короткое время отрешиться от обыденных мирских забот и проблем, как это делали умелые иконописцы, жившие несколько столетий тому назад. Однако сосредотачиваться на творчестве нужно учиться.

Начинать стоит с организации рабочего места, обращая внимание на следующие аспекты:

АспектОписание
СтолГородецкие мастера от хохломских и богородских отличаются тем, что во время своей работы они могут сидеть за обычными столами. Рабочая поверхность необязательно должна располагаться на уровне колен сидящего. У хохломских и богородских мастеров столы должны быть длинными, а городецкие художники работают на обыкновенных по длине столах.
Начинающих творцам рекомендуется позаботиться о том, чтобы стол был шире, желательно, c подножкой
СтулСтул, на котором будет сидеть художник, должен стоять так, чтобы лучи света были с левой стороны
ОсвещениеЛучше отдавать предпочтение естественному освещению. Для этого можно расположиться возле окна, за которым сияет солнце. Если же такой возможности нет, можно воспользоваться осветительным прибором. Лампа должна быть яркой и расположена так, чтобы полотно, на котором планируется вести роспись, было равномерно освещено.
Все участки этого полотна должны получать примерно одинаковое количество света. Только в этом случае свет, излучаемый прибором, будет приближен к естественному освещению
КомнатаОдно из главных условий – рабочее помещение должно хорошо проветриваться. Несоблюдение этого требования может привести к проявлению аллергической реакции в результате длительного взаимодействия с красками, лаками, растворителями и прочими, не очень полезными для здоровья химическими веществами

Специалисты рекомендуют, чтобы избежать чрезмерного напряжения в процессе, сразу привыкнуть к рабочей позе.

Для этого художнику необходимо:

  • располагаться прямо;
  • немного наклонить голову;
  • проконтролировать, чтобы расстояние между глазами и полотном составляло чуть более 30 см;
  • во время процесса рисовать и кистью, и всей верхней конечностью, начиная от предплечья.

Иногда художник держит руки на весу: левой поддерживает деревянное изделие, а правой ведет непосредственно саму роспись. Иногда предплечья мастера опираются на поверхность стола. Такое происходит, например, когда ведется роспись плоской тарелки.

Перед началом работы необходимо грамотно расположить на поверхности стола весь инвентарь, который планируется использовать. Если этого не сделать, то во время работы начнется суета. По этой причине настоящие мастера соблюдают строго заведенный порядок в размещении на столе красок и инструментов росписи.

А именно:

  • место перед мастером свободное. Здесь будут размещаться предметы, которые потребуются в работе;
  • необходимо отвести пространство площадью примерно в 0,5 кв. м для размещения 2-3-х маленьких досок. Они должны лежать так, чтобы не мешать друг другу. В следующий раз мастер может положить вместо досок деревянные ложки или шкатулки, которые подлежат росписи;
  • неподалеку от изделий расположить сосуды с красками, а также палитру. В роли последней выступает широкая пластина из стекла или пластика. Главное условие – ее поверхность должна легко очищаться;
  • поставить на стол сосуд с водой и положить небольшую тряпочку.

Для начинающего мастера основными инструментами станут кисточки, бумага и краски.

Бумага

Бумага потребуется белая. Можно взять лист из школьного альбома.

Краски

Городецкие мастера элементы росписи выполняют масляными красками, поэтому можно последовать их примеру. Однако начинающему художнику роспись рекомендуется воспользоваться гуашью. Это может быть комплект для школьников.

Черную, белую, алую, вишневую и ярко-голубую используют чистыми, а желтую, темно-зеленую и красную – для получения новых цветов. Если правильно смешать их, получится гамма, похожая на городецкую.

Для работы также потребуется киноварь. Это материал, который имеет ярко-красный цвет. Он дорогой, поэтому многие начинающие художники поначалу обходятся без него. Однако без киновари не удастся сделать хорошую роспись.

Художник, работающий с гуашью, должен помнить: перед тем, как приступать к нанесению 2-го слоя, необходимо дождаться, когда ранее нанесенный слой полностью высохнет. Если этого не сделать, то изображение приобретет белесый оттенок.

Кисти

Мастера применяют различные кисти для нанесения краски на деревянное изделие. Точное их количество и размеры зависят от того, какие приемы будут использоваться, а также от масштаба работы. Над созданием одного шедевра художники могут трудиться несколько суток.

Все кисти должны располагаться на специальных деревянных подставках.

Городецкая роспись (элементы росписи выполняются без макета) потребует для работы наличия 3-х художественных кистей:

  • беличья под № 2 или № 3;
  • колонковая под № 1 или № 2;
  • флейц из мягкого волоса.

После работы каждую кисть нужно тщательно вымыть и высушить.

«Городецкая солонка»план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Аппликация «Городецкая солонка»

Цель: Формировать умения у детей создавать аппликативные узоры по мотивам городецкой росписи.Задачи: Обеспечить закрепление знаний детей о городецкой росписи как вида народного декоративно – прикладного искусства. Вызвать интерес к изготовлению предметов быта, украшенным городецким узором. Закрепить умения вырезать по контуру круги разного размера, цветы; обучать детей складывать лист гармошкой аккуратно, чтобы уголки соединялись друг с другом; обучать переводить шаблон на лист цветной бумаги. Развивать творческие способности детей и пространственное мышление. Воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.Материалы и инструменты, необходимые для работы: цветная бумага, ножницы, клей — карандаш, простой карандаш, маркер или фломастер, готовые силуэты солонки.

Ход работы

В синих купавках,В красных бутонах,Крупных и мелкихЛистьях зелёныхПривезли ларецИз города …. (Городец).В городе Городце делают красивые вещи, которые нужны в хозяйстве. Это кухонные доски, солонки, хлебницы, коробки для специй и т.д. Они украшены цветочными узорами (розаны, купавки, ромашки, листья), волшебными птицами, конями. Такие нарядные вещи служат не только для хранения продуктов, но, а также украшают интерьер кухни.

Начинаем работу с вырезания шаблонов.Переводим шаблоны на цветную бумагу: желтая – солонка; зеленая — листья; для розана: круг (диаметр 5,5 см) — розовая (голубая), розан — белая и красная (синяя), круг (диаметр 1,5 см) – белая, круг (диаметр 1см) – красная (синяя); для купавки: круг (диаметр 3,5 см) – голубая (розовая), круг (диаметр 1см) – синяя (красная), «оживка» — белая.

Вырезаем желтую солонку.

Вырезаем голубой круг диаметром 5,5 см для розана и розовый круг диаметром 3.5см для купавки, приклеиваем: голубой круг в нижней части солонки, а розовый в верхней части.

Вырезаем розаны белый и синий, и приклеиваем их в нижней части солонки на голубой круг: сначала белый розан, а потом синий.

Вырезаем и приклеиваем на синий розан сначала белый кружок диаметром 1,5 см, а потом синий кружок диаметром 1см.

Вырезаем красный кружок диаметром 1см и белую «оживку», приклеиваем в верхней части солонки на розовый круг.

Складываем полоску зеленой бумаги гармошкой (2 шт.), обводим трафарет листочка, вырезаем.

Приклеиваем зеленые листочки: в нижней части солонки — по три листочка справа и слева от розана (начинаем с среднего листочка), потом в верхней части солонки — справа и слева от купавки по два листочка.

Обводим контур солонки маркером.

Городецские узоры,Сколько радости для глаз.Подрастают мастерицы,Может быть и среди нас!И. В. Кадухина

Первый опыт

Типичный элемент росписи — стилизованный цветок. Он встречается почти на каждом рисунке, поэтому с него стоит начать знакомство с этим увлекательным видом творчества. После понимания, как и что рисовать, можно сделать шаблоны для городецкой росписи досок и использовать их как трафареты. Некоторые предпочитают клеить аппликации, хотя узоры, нанесённые кистью и красками, выглядят гораздо интереснее. Для работы понадобятся:

  • кисти разных размеров;
  • плотный лист белой бумаги;
  • вишнёвая гуашь;
  • карандаш;
  • ластик;
  • ёмкость с водой.


Сначала карандашом рисуют 4 кружка. Один из них должен быть немного меньше, чем остальные. На каждом круге рисуют по одному пятнышку, на двух — ближе к середине, на других двух — по краям. Это будут сердцевины цветов. Затем по всей окружности прорисовывают лепестки. Каждый такой элемент представляет собой узкую дугообразную полосу, верхушка которой выступает за край круга, а концы направлены в центр. Дуга расширяется к вершине, а её края заострены.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]