Система Монтессори: как это работает, кому подходит и в чём минусы

Согласно периодизации развития Марии Монтессори пик активности в самых разных направлениях приходится у детей как раз на возраст от 2 до 3 лет. Малыши активно осваивают речь и движение, учатся взаимодействовать с самыми разными предметами, усваивают закономерности и становятся чувствительны к порядку, а также начинают расширять свой круг знакомств и заводят первых друзей.

Всё это значит, что именно в этом возрасте важно устраивать детям всевозможные активности и игры для гармоничного развития.

Девиз Монтессори философии: «Помоги мне сделать это самому». Задача взрослых вдохновлять детей на самостоятельные открытия и достижения, ведь наши крохи могут гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

При планировании Монтессори активностей для детей 2-3 лет следует придерживаться следующих правил:

  • Занятия должны быть направлены на увеличение самостоятельности ребенка,
  • Задействовать разные органы чувств,
  • Включать в себя элементы полезные для развития мелкой и крупной моторики,
  • Учитывать интересы ребенка и использоваться только по его желанию,

Все Монтессори занятия должны быть предварительно презентованы ребенку, располагаться в доступном для него месте (на невысокой полке) и быть доступным без помощи взрослых (однако упражнения с мелкими предметами стоит предлагать лишь тогда, когда у вас есть время проследить за малышом).

Монтессори занятия на развитие чувства порядка для детей 2-3 лет

Такие упражнения помогают малышу понять принципы, по которым существует наш мир, в основном здесь мы работаем над сортировками и классификациями.

Подбери пару – Монтессори занятия для 2 3 лет

Принцип подбора пары можно очень широко использовать в работе с детьми:

  • Предложите малышу отсортировать собственные носки и перчатки,
  • Распечатайте изображения животных и предложите сопоставить картинку и имеющиеся игрушечные модельки (то же самое можно проделать с любимыми машинками, цветочками, моделями зданий и т.д.)
  • Предложите найти парные карточки (цвета, изображения, текстуры),
  • Используйте специальные Монтессори материалы для 2 лет и старше

Сортировки – усложненные Монтессори игры для детей от 2 лет

Когда малыш освоил пары, можно переходить к более сложному варианту – сортировкам.

  • Разберите по цветам карточки разных оттенков (можно нарезать картинки из журналов, лоскутов, цветного картона, а можно приобрести готовый Монтессори набор),
  • Вспомните Золушку и предложите перебрать разные виды крупы. Сперва лучше брать зернышки покрупнее: фасоль, нут. Также могут быть удобны сухие детские завтраки с их хлопьями, подушечками и колечками,
  • Разберите по форме, цветам или количеству дырочек шкатулку с бабушкиными пуговицами (у вас же точно такая есть!),
  • Попросите малыша разложить по местам столовые приборы,
  • Предложите навести порядок на кухне и поставить все цилиндры и шары в одну сторону, а кубы и параллелепипеды в другую,
  • Отмотайте салат назад: огурцы к огурцам, помидоры к помидорам и так далее

Установление последовательностей Монтессори для ребенка 3 лет и младше

  • Разложите карточки с простыми историями и предложите малышу вспомнить правильную последовательность событий,
  • Используйте Монтессори цилиндры, чтобы помочь ребенку освоить понятия меньше-больше и ниже-выше,
  • Разучите простые действия по уходу за собой, разбив их на этапы. Так можно освоить чистку зубов, принятие душа, уход за животными, сборы в садик

Тренировка концентрации

УПЖ быстро увлекают дошкольника, постепенно подводя его к состоянию концентрации, без которого работа с более сложным материалом в остальных зонах невозможна.

Одним из признаков высокого уровня концентрации является многократное повторение одних и тех же действий в соответствии с целями занятия. Следующий признак — глубокое погружение малыша в выполнение упражнения, при этом дошкольник не реагирует на то, что происходит вокруг. Мария Монтессори считала, что в процессе концентрации объединяются умственная и физическая энергии, формируя личность ребёнка.

В результате концентрации у детей возникает позитивное эмоциональное состояние. Она ведёт их к нормализации. Неслучайно АМИ-тренеры рекомендуют Монтессори-педагогам давать малышам, которые впервые пришли в класс, поработать в практической жизни не менее двух недель, и только после этого предлагать материалы из сенсорики, языка и математики. По этой же причине зона практической жизни всегда располагается первой — у входа в класс: с неё малыш начинает работу и знакомство со средой Монтессори.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут познакомиться с основными принципами Монтессори-метода и применить их на практике

Монтессори занятия на развитие мелкой моторики для 2-3 лет

Маленькие ручки ещё не слушаются так хорошо, как у взрослых, а ведь координация пальчиков – это залог развития мозга. Именно поэтому мелкой моторике уделяется огромное внимание в дошкольной педагогике.

Простые шнуровки – отличное занятие по методике Монтессори для детей от 2 лет

  • Родители купили новые ботинки? Сперва предложите малышу разобраться со шнуровкой. Детские ботинки могут быть слишком маленькими для знакомства со шнурками, поэтому ботинки старших могут помочь,
  • Можно приобрести красивый Монтессори набор для освоения шнуровки,
  • Сделайте бусы или браслет из шнурка и крупных деревянных бусин,
  • Освойте вместе с малышом ткацкое ремесло: сплетите коврик из крупных лоскутов, а может у вас хватит терпения и на целую сумку,

Переливание воды и игра с мелкими предметами – Монтессори занятия, вызывающие восторг у детей 2-3 лет

  • Не бойтесь предлагать детям самим наливать себе воду из кувшина. Да, возможно несколько стаканов и окажется на полу, но уже через пару раз малыш без проблем освоит эту задачу и сможет сам поддерживать питьевой режим (не забудьте предложить ребенку тряпочку или швабру на случай, если вода прольется),
  • Используйте купание по максимуму: дети часами могут возиться в ванной с формочками и игрушками, и эта активность крайне полезна для их развития,
  • Насыпьте мелкую крупу в тазик дайте ребенку ложку или совочек и предложите пересыпать её в другую ёмкость (ширина горлышка будет задавать сложность всему занятию),
  • Предложите малышу отсортировать мелкие предметы (монетки, помпоны, горошины, ракушки или гальку), используя щипчики,

Свобода выбора и формирование воли

Возможность разумного выбора, представленная в зоне практической жизни, развивает волю. Внешним проявлением воли является свобода выбора и контроль за своими движениями. Если дошкольник обладает двумя этими свойствами, то можно говорить о развитии у него воли.

Другой показатель — настойчивость, которая формируется при выполнении занятий из УПЖ. Например, на начальном этапе шитья по картону малыш не всегда попадает иголкой в отверстия, но, каждый раз напрягая мышцы, чтобы управлять рукой с иглой, дошкольник добивается позитивного результата — движения становятся точными, а нитка на картон ложится красивыми ровными стежками.

Знакомство с грамотой и математикой – интересные занятия по монтессори для детей 3 лет

Если малыш уже начинает проявлять интерес к буквам и цифрам, представленные ниже игры могут стать отличным началом для освоения грамоты.

  • Создайте мешочки с буквами и цифрами, наполненные крупой и другими наполнителями. С помощью этих мешочков можно будет искать первые буквы в словах и придумывать разные игры, знакомящие ребенка с фонетикой,
  • Сделайте пару комплектов карточек с буквами и цифрами и используйте задания на подбор пар,
  • Для обучения письму могут пригодиться многоразовые контуры букв, их можно обводить пальчиковыми красками, пластилином и, когда рука будет готова, ручкой,
  • Можно сделать также изображения букв и цифр с шершавой поверхностью: это можно сделать с помощью клея и песка. Так ребенок быстрее запомнить очертания символов,
  • Для обучения счету отлично подходят наборы, где к каждой цифре можно подобрать нужное количество предметов или точек. Это необходимо, чтобы ребенок с самого начала понимал смысл цифр

Развитие органов чувств с помощью Монтессори занятий в 2 года и старше

  • Соберите в непрозрачном мешочке предметы разных размеров, форм и текстур и предложите малышу на ощупь узнавать их,
  • Обзаведитесь музыкальными инструментами и звуковыми цилиндрами Монтессори: научить малыша чувствовать ритм и высоту звука, предложите подобрать пары, распределите звуки по порядку,
  • Прекрасным упражнением на развитие зрительных анализаторов будет свободная работа детей с материалами для творчества: гуашь, пальчиковые краски, акварель, цветной песок, пластилин,
  • Иногда в магазинах для детей можно найти слаймы и всевозможные желе, их тоже можно использовать для разнообразия сенсорного опыта

Подходящие по возрасту развивающие материалы

Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные баночки, коробочки, предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог переливать воду, нанизывать бусы, резать бумагу, вытирать пыль и т.п. Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не забывайте про игры с бусинами, пуговицами, пинцетом, прищепками и т.п.

О том, какие игры будут интересны ребенку на каждом этапе развития, я подробно пишу в в разделах «Развитие мелкой и крупной моторики» и «Готовые программы занятий».

Игры Монтессори для 2 лет для обретения бытовой самостоятельности

Эти упражнения скорее стоит назвать рациональной организацией пространства для детей, которое поможет им как можно быстрее освоить все действия по уходу за собой и своими вещами:

  • Помогите малышу научиться самостоятельно одеваться: можно повесить на стену смешную схему, можно сделать наклейки на одежду и обувь, которые помогут ребенку найти правильную сторону,
  • Сложите на одном подносе всё, что нужно, чтобы привести себя в порядок при пробуждении и перед сном: расческа, зубная щетка, паста, стаканчик для воды. Пусть сперва малыш сам использует все эти предметы, а уже после, при необходимости, оказывайте помощь.
  • Некоторые особенно упрямые застёжки можно прикрепить к рабочей поверхности и сделать подобие бизи борда, на котором малыш сможет отрабатывать навыки, чтобы позже пуговицы и молнии не вызывали у ребенка проблем,
  • В этом же возрасте стоит приучить ребенка мыть руки с мылом правильно, повесьте на дверь напоминалку или выберете стишок, который будет напоминать ребенку мыть руки после улицы и туалета.

По методике Монтессори детям 2 лет можно начать поручать и общие домашние дела.

  • Научите ребенка пользоваться пульверизатором и предложите протереть окна (проверьте, что они надёжно закрыты!) или зеркало. Проследите, чтобы ребенок не контактировал с агрессивной бытовой химией,
  • В этом же возрасте можно научить ребенка мыть посуду – сперва просто полоскать тарелки и чашки в воде, а затем и использовать губку,
  • Сортировка стирки – это прекрасная задача для детей: попросите малыша отделить белое бельё от цветного, хлопок от шерсти или просто распределить бельё по нескольким корзинам,
  • Малыш может начинать и сам накрывать себе на стол. Чтобы выучить расположение приборов и посуды можно предложить ребенку специальный коврик с силуэтами, он же защитит стол от загрязнений,
  • Разрешите ребенку участвовать в наведении уюта в дома: пусть ставит в вазу цветы, убирает миски домашних животных, подметает пол собственным маленьким веником, расставляет фоторамки,
  • Полезно для развития крупной моторики предлагать ребенку расстилать ковёр всякий раз, когда он хочет поиграть на полу, и сворачивать его по окончанию игры. Следите, чтобы коврик был не слишком тяжёлым для ребенка.

Кому не подойдет система образования Монтессори

Родители водят деток в Монтессори-садики, занимаются по этой системе сами дома. Но так ли оправдано такое стремление? Есть 2 мнения по этому поводу.

Первое — методика подходит всем детишкам, но не всем родителям. Например, авторитарные мамы и папы не дадут малышу много свободы. Узнали в истории себя? Пересмотрите свое отношение к воспитанию и взаимодействию с чадом: авторитарность подавляет маленького человека. Вам легче подстроиться, чем дитю.

Второе мнение — система Монтессори подходит не всем детям. И это так. Задумайтесь об альтернативных способах развития, если ваш ребенок:

  1. Творческая личность. У чада развито воображение, он выдумывает истории, фантазирует? На занятиях ему будет скучно. Попробуйте заниматься по методу Монтессори в домашних условиях: чередуйте игры, комбинируйте их, придумывайте свои вариации;
  2. Некоммуникабельный. Замкнутый, неуверенный в себе малыш может еще больше закрыться в себе. Ведь по методу Монтессори ребята занимаются самостоятельно, что не способствует развитию общительности. А маленький интроверт и вовсе станет букой;
  3. Непоседливый и неугомонный. Беспокойные, активные и неусидчивые малыши могут «не вписаться» в размеренную, тихую атмосферу класса. Ваш непоседа не сможет выполнить правило не мешать другим. Попробуйте внедрить метод Монтессори в домашних условиях. Вам будет проще подловить момент, когда чадо будет готово позаниматься;
  4. Имеет диагноз РАС, аутизм. Занимайтесь с осторожностью. В ходе занятий замкнутость и отстраненность могут усилиться. А вот заниматься по методу Монтессори в домашних условиях будет полезно: игры и упражнения требуют усидчивости, которых таким малышам не отнимать;
  5. Пропущен сенситивный период. Это ваш случай? Будьте готовы к бесполезности обучения по методу Монтессори. Попробовать можно. Уделите внимание личности педагога: он должен быть пассивным, координировать работу малыша и не вмешиваться в процесс.

Выводы

Методика Монтессори для детей от 2 лет предлагает огромный выбор активностей и позволяет подстраиваться под интересы и характер каждого ребенка. Для гармоничного развития малыша старайтесь предлагать ребенку занятия из разных блоков, а также следите, чтобы у ребенка всегда был выбор, чем заняться.

Любые предложенные здесь задания можно адаптировать под любого малыша. Активному непоседе можно предложить обежать весь двор в поисках предметов на карточках, а медлительному домоседу время от времени можно облегчить задачу и принести материалы в корзинке. Любителю техники будет интереснее находить пары для машинок разных цветов, а любитель живой природы с удовольствием поработает над сортировкой изображений с животными и растениями.

Всегда следите за удовлетворённостью ребенка и никогда не заставляйте выполнять задания. Только благодаря внутренней мотивации когнитивное и эмоциональное развитие ребенка будет складываться благополучно.

Социализация

Монтессори-материалы УПЖ помогают детям социализироваться. С одной стороны, поливая цветы, убирая класс, малыши выполняют это для других. С другой, они делают это для себя, например, причёсываясь или одеваясь. Но и во втором случае они решают задачу выглядеть опрятно — так, как это приемлемо в обществе, то есть учатся адекватно представлять себя другим.

Многие материалы в зоне УПЖ взаимосвязаны между собой, что приводит к установлению связей между детьми. Например, есть упражнение «Пришивание пуговицы», за ним идёт «Отпарывание пуговицы» (это так называемый мини-цикл). Недавно в одном из наших классов мы наблюдали такую картину. Мальчику нравилось отпарывать пуговицы, но очень не нравилось их пришивать. Тогда он договорился с девочкой-одногруппницей, что она будет пришивать, а он отпарывать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]