Оформление уголков своими руками: идеи для детского сада, интересные проекты и советы по их реализации (110 фото)

Через опыт оформления детских тематических уголков своими руками проходит каждый заинтересованный родитель. В создании этого обязательного элемента интерьера в дошкольных и школьных учреждениях участвуют сами питомцы и педагоги.

В качестве предметов, составляющих композицию, могут использоваться поделки, сделанные во время занятий или специально подобранные предметы (сувениры, печатная продукция), имеющие развивающее значение.

В детском саду и младших классах к оснащению уголков могут привлекаться и родители. Их опосредованное участие подразумевается также и на последующих этапах учебы, когда ученики, получив соответствующее творческое задание обращаются за помощью к членам семьи.

Особенности интерьера в детском саду

Декорирование помещений в комнатах для игр и занятий позволяет сделать зонирование пространства, и оптимально использовать визуальные атрибуты в процессе воспитания и развития ребенка.

Помимо постоянных уголков с игрушками, конструкторами и материалами для ручного труда, организуются стенды и полки с работами детей, которые периодично обновляются.

Экспозиции с поделками и рисунками тематические дополняют тематику утренников, они могут меняться в соответствии с временами года и праздничными датами.

Для создания выставочной доски для рисунков наиболее приемлемым материалом считается легкий пробковый лист, на котором можно фиксировать бумагу при помощи кнопок. Он может быть прямоугольным или с фигурной вырезкой.

Пробковый щит устанавливается на деревянной, пластмассовой или алюминиевой раме, которые прочно закрепляются на стене. Поверхность стенда можно расписать краской или декорировать фигурками из самоклеящейся бумаги.

Для создания демонстрационной доски, содержание которой обновляется ежедневно, можно использовать рамку с натянутой тканью, рисунки при этом фиксируются безопасными булавками.

Изготовление своими руками паспарту и специальных кармашков для бумаги – составная часть оформления уголков в детском саду.

Возможность отказаться от кнопок и других металлических крепежей, обезопасит детей и они смогут самостоятельно менять экспонаты.

Для размещения объемных поделок удобно использовать узкие настенные полки. В фон конструкции можно креативно вписать изображения сказочных персонажей в позах, поддерживающих подставки для фигурок, сделанных детьми.

Оформление уголков и игровых зон в детском саду

Летучева Екатерина

Оформление уголков и игровых зон в детском саду

Уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию оформление уголков и игровых зон в детском саду. Каждая игровая зона постоянно пополняться наглядными пособиями, изготовленными воспитателем совместно с детьми и родителями. Красочно оформленные зоны привлекают внимание детей, повышают интерес к игровой деятельности, позволяют эффективно усваивать программный материал

Раздевалка

Уголок «Развивайка»

Цель: знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов. Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме. Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое. Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков. Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий. Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки. Обогащение активного словаря детей. Формирование умения описывать и называть предметы на картинках.

Уголок сюжетно-ролевых игр

Цель: формирование ролевых действий, коммуникативных навыков в игре. Развитие подражательности и творческих способностей. Развивать умение, использовать постройки из строительного материала. (доктор Айболит, семья и другие)

Уголок строительно-конструктивных игр

Цель: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми, самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук. Развивать умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм. Развивать мелкую моторику, творческое воображение.

Уголок экспериментирования

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Уголок природы

Цель: обогащение представления детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе и окружающему миру в целом. Приобщение детей к уходу за растениями. Формирование начал экологической культуры, первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы) Развитие мышления, любознательности, познавательной активности.

Уголок «Книжкин дом»

Цель: формирование интереса к книге, умения обращаться с книгой. Приучать детей слушать сказки, рассказы стихотворения. Развивать интерес к иллюстрированным книгам.

Физкультурный — оздоровительный уголок

Цель: стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Укреплять мышцы нижних и верхних конечностей, мышц позвоночника, профилактика плоскостопия. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Обеспечивать и регулировать уровень двигательной активности детей в режиме дня.

Музыкальный уголок

Уголок «Театр»

Цель: развитие творчества детей на основе литературных произведений. Формирование умения ставить несложные представления. Развитие интереса к театрально — игровой деятельности.

Уголок безопасности и юного пешехода

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения на улице, закрепить знания о сигналах светофора и правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора. Показать на примере к чему может привести нарушение правил дорожного движения. Вырабатывать привычку правильно вести себя на дороге. Развивать внимание, фантазию, умение придумывать игровую ситуацию, сосредоточенность, логическое мышление. Воспитывать грамотного пешехода.

Уголок ИЗО

Цель: формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изо деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. Развитие пальчиковой моторики.

Уголок математики

Уголок патриотического воспитания

Цель: развивать познавательный интерес к своей стране, родному городу, посёлку. Формировать патриотические чувства, знакомить с символикой нашей страны.

Уголок развития речи

Уголок уединения

Уголок для общения с природой

Концепция оформления уголка природы своими руками зависит от возрастной группы и возможностей регулярного ухода за экспонатами.

Если экспозиция будет находиться в зоне досягаемости малышей, в ее состав должны входить только безвредные предметы.

Можно создать макет фермы или саванны с пластмассовыми фигурками. Рядом можно расположить карточки с изображением зверей, насекомых и растений.

Для детей, которые могут принять участие в поливе и уходе, можно оформить живописный уголок с вьющимися и экзотическими растениями.

Рядом на подоконнике можно устроить комнатных огород для проращивания семян.

В качестве дополнительных атрибутов можно использовать датчики температуры и влажности воздуха, пульверизаторы и емкости для воды, специальные тряпочки для чистки растений, лопаточки для разрыхления.

В декоре уголка можно использовать кору дерева, шишки, гербарии. В общей игровой комнате, при возможности регулярного специализированного ухода, можно разместить и аквариум с рыбками.

Уголки и центры в группах — Книжный уголок в группе раннего возраста

Публикация «Книжный уголок в группе раннего…» В группе раннего возраста «Радуга» мы создали книжный уголок, в котором дети самостоятельно могут выбрать книги и спокойно рассмотреть их. Книжный уголок получился уютный и привлекательный. Он расположен вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка, хорошо…

Оборудования в уголках детской активности в группе общиразвивающей направленности для детей 3–4 лет Перечень оборудования в уголках детской активности в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет. «Колокольчики». Социально-коммуникативное развитие. Уголок безопасности Плакат ПДД; Транспорт – машины , Телефоны Д/и: «Профессии», Пожарная безопасность. . Уголок…

Родительский уголок в группе раннего возраста как основная форма системы педагогического сопровождения родителей в ДОУ Родительский уголок в детском саду уже давно используется для того, чтобы родителям было удобней и интересней знакомиться с жизнью детского сада, группы. Информация должна правильно выставляться, а именно красоточное оформления, грамотное размещение, доступность, актуальность и…

Физкультурный уголок в группе раннего возраста Ранний возраст – важный период в формировании человеческой личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. Очень важно вовремя научить малыша правильно ходить, бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть кистями и пальцами рук,…

Стеллаж для спортивного инвентаря

Оформление спортивного уголка своими руками делается на участке активных игр. Для ярких обручей, булав, мячиков и прыгалок необходимо организовать эстетичное и удобное хранилище со специальными держателями, сетками и полками.

Для оборудования уголка нужно использовать наиболее безопасные пластмассовые или тканевые изделия.

Содержимое экспозиции можно дополнить самоделками, например бутафорными удочками или другими приспособлениями для развития ловкости.

Информационная доска в детских учреждениях

При оформлении уголка для родителей своими руками сохраняется общая эстетика учреждения. Композиция, как правило, размещается в приемной, наиболее оптимально место – над шкафчиками для переодевания или у входа в помещение.
Участок стены украшается яркими веселыми рисунками или настенными рельефными фигурками, детали которых можно дополнять сезонными или праздничными элементами.

Предметно-развивающие композиции в детских садах

Экспозиции со специальной атрибутикой по правилам дорожного движения, гигиены и здорового питания, полки с музыкальными инструментами, книжками или карандашами также располагаются в отдельных зонах с тематическим дизайном.

По требованиям современной педагогики в игровых и классных комнатах могут создаваться также зоны уединения – домики, шатры, огороженные занавесями участки с мягкой мебелью.

В процессе оформления уголков своими руками можно воспользоваться фото подборками с удачными решениями.

Проект в средней группе «Уголок дежурства »

Проект в средней группе

«Уголок дежурства в группе»

Название организации, реализующей проект: г. Черногорск МБДОУ «Теремок»

Время выполнения: длительность проекта: 1год

Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.

Актуальность проекта:

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка. Главная цель трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста — это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознание полезности труда. Трудовая деятельность дошкольника оказывает существенное влияние на развитие волевых черт ребенка, его мышления, речи, памяти, внимания, воображения. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, выполнять несложные обязанности дежурного.

Дежурства — это одна из форм организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Несмотря на кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе. Дежурства ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

Цель проекта Пополнение РППС группы оборудованием и инвентарем для трудового воспитания. Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Задачи проекта 1. Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование трудовых навыков и умений, чувства ответственности за свою трудовую деятельность. 2. Создать Уголок дежурства в группе, условий для реализации трудового воспитания детей. 3. Создавать необходимые условия для проявления трудовой деятельности каждого ребёнка, пробуждать у детей желание трудится, помогать взрослым, положительно относится к результатам своего труда и труда сверстников. 4. Приобщить родителей к воспитательному процессу. Заинтересовать родителей в участии в проекте, в оказании помощи по организации и пополнении РППС группы, изготовлении необходимого материала для «Уголка дежурства» 5. Участие детей и родителей в акциях и выставках в ДОУ

Необходимые материалы: • дидактические игры; • специальная методическая литература; • оборудование для уголка дежурств; • материал для изготовления фартуков, косынок, колпаков и салфеток; • материал для оформления «Уголка дежурств» в группе. Образовательные области проекта: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие

Предполагаемый продукт проекта: 1. Создание «Уголка дежурства» в группе. 2. Изготовление разного рода дидактических игр 3. Картотека дидактических игр по трудовому воспитанию 4. Изготовление фартуков, косынок, колпаков, салфеток для уголка дежурств, оснащение необходимыми материалами и оборудованием 5. Проведение бесед по трудовому воспитанию 6. Фотоотчет о проделанной работе 7. Систематизированный литературный и иллюстративный материал по теме. 8. Разработанные консультации и буклеты для родителей по трудовому воспитанию и развитию самостоятельности у детей.

Ожидаемый результат Дети получают представление о труде и его видах (самообслуживание, хозяйственно — бытовой труд, труд в природе, знакомиться с трудом взрослых) . Сформированного ответственного отношения к полученному заданию. Выполнять коллективные и индивидуальные поручения, понимать значение результатов своего труда, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных. Уметь выполнять посильный труд, помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование. Повысить родительскую культуру в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста. Продуктивное взаимодействие родителей с детьми. Пополнить РППС группы. Список литературы 1. Бондаренко, Т. М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие / Т. М. Бондаренко. — Москва: ИЛ, 2014. — 208 c. 2. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре. — М. : Мозаика-Синтез, 2011. — 136 c. 3. Буре, Роза Дошкольник и труд / Роза Буре. — М. : Мозаика-Синтез, 2014. — 2004 c. 4. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. — Москва: Высшая школа, 2009. — 719 c. 5. Лабутина, Н. В. Трудовое воспитание дошкольников: методическое пособие для педагога детского сада. / Н. В. Лабутина, А. А. Иванова, Н. П. Гусева. — Москва: Гостехиздат, 2016. — 2481 c. 6. Маханева, М. Д. Учим детей трудиться / М. Д. Маханева, О. В. Скворцова. — М. : Сфера, 2012. — 2727 c. 7. Воспитание дошкольников в труде // Под ред. В. Г. Нечаевой. – М., 1999. 8. Л. В. Куцакова Трудовое воспитание в детском саду. -М., 2014.

9. Сергеева Д. В. Воспитывать детей в процессе трудовой деятельности. – М., 2000.

Результат проекта. Перспективный план реализации проекта Этап Действие, мероприятие Участники, ответственные Результат Сроки 1 этап: подготовительный 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта Воспитатель Выявление проблемы 1 сентября 2. Подбор материалов, изучение методической литературы по данной теме Воспитатель Методическое обеспечение проекта С 1 по 23 сентября 3. Перспективное планирование проекта. Разработка перспективного плана работы. Воспитатель, родители Распределение обязанностей для успешной реализации проекта С 23 по 30 сентября 4. Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатель, родители Распределение обязанностей для успешной реализации проекта С 23 по 30 сентября 5. Диагностика знаний родителей по выбранной теме Воспитатель Анализ результатов, пути решения в течении сроков проекта 6. Организация РППС создание «Уголка дежурств» Воспитатель, родители Среда для осуществления проекта в течении сроков проекта 7. Консультация родителям по трудовому воспитанию детей Воспитатель. Помочь родителям понять значимость трудового воспитания детей в течении сроков проекта 8. Повышение уровня самообразования педагога. Воспитатель Пополнение предметно- развивающей среды разного рода дидактическим материалом и пособиями в течении сроков проекта 2 этап (основной, формирующий, практический) 1. Работа с родителями о привлечении к пополнению «Уголка дежурств» группы. Воспитатель, родители Привлечь родителей к пополнению РППС группы в течении сроков проекта 2. Изготовление схем, алгоритмов, пособий Воспитатель Родители Схемы, алгоритмы, пособия: • Алгоритм сервировки стола • Алгоритм моем игрушки • Алгоритм моем руки • Алгоритм заправляем кровать • Алгоритм складываем вещи правильно в шкаф • Алгоритм одевания по сезонам • Схемы дежурств в уголке по столовой и др. в течении сроков проекта 3. Изготовление консультаций по трудовому воспитанию, проведение работы с родителями по данной теме Воспитатель, родители Консультации: • «Совместный труд детей и родителей» • «Дежурство, как форма организации трудовой деятельности дошкольников» • «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста» • «Трудовое воспитание детей в семье» • «Эффективные советы для приобщения детей к труду» • Рекомендации родителям по трудовому воспитанию в течении сроков проекта 4. Разработка конспекта «Дежурные » Воспитатель Дети Конспект 6. Изготовление дидактических игр Воспитатель Родители Разнообразные игры:

• Найди по силуэту • Разложи по порядку • Назови ласково • Сервировка стола • Умение пользоваться столовыми приборами

• Что перепутал художник • Сварим суп, компот • Супермаркет • Подбери тень • Что из чего и другие игры в течении сроков проекта

7. Размещение информации по трудовому воспитанию на сайте ДОУ и на педагогических порталах Воспитатель Материал для сайтов в течении сроков проекта 8. Воспитатель, дети Конспект, фотоотчет. 9. Разработка картотеки игр по трудовому воспитанию Воспитатель Картотека. 10. Изготовление календаря дежурств в группе Воспитатель Календарь дежурств ( столовая, занятия) сентябрь-октябрь. 11. Разработка графика дежурств Воспитатель График дежурств в группе сентябрь 12. Разработка бесед по трудовому воспитанию Воспитатель Картотека бесед в течении сроков проекта 13. Чтение литературы по трудовому воспитанию Воспитатель, дети. Формировать представление детей о труде в течении сроков проекта 3 этап: контрольно-диагностический тический, заключительный 1. Отчет на педсовете о проделанной работе Воспитатель Фотоколлаж (презентация) 2. Участие в конкурсе ДОУ «Уголок дежурств» Воспитатель Представление опыта и методических разработок на уровне ДОУ 3. Публикация проекта, консультаций, пособий в Интернет-ресурсах

В средней группе в первую половину года обычно вводят дежурство по столовой. Усложнение идет за счет увеличения объема работы (полная сервировка стола). Со второй половины года детей начинаем обучать дежурству по подготовке материалов к занятиям.

В группе, конечно же, необходим уголок дежурных. В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки. Вазочки для салфеток и хлебницынаходятся на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования. Вот так выглядит уголок дежурных в нашей группе.

Приложение

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В МЛАДШИХ ГРУППАХ

· Дежурства имеют большое значение в воспитании детей:

. Дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Формирует желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.

· Дежурство по столовой формирует у детей нравственно-волевые качества и навыки, умение принимать цель и достигать результата.

· С 2-х летнего возраста дети привлекаются к участию в подготовке процесса питания, выполняют простейшие поручения: правильно поставить за стол стульчики, на середину столов – тарелочки с хлебом, с правой стороны стоящих на столе тарелок разложить ложки.

· Дежурство по столовой проводится со 2 младшей группы.

· Задачи: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Раздать ложки, поставить хлебницы, вазочки с салфетками.

· Перед тем, как ввести дежурство, педагог организует специальные занятия, на которых показывает и подробно объясняет все действия, привлекая детей к их выполнению.

· Во время дежурства воспитатель объясняет необходимость потрудиться, поощряет любую попытку ребёнка проявить самостоятельность.

· Напоминает об очерёдности в выполнении порученного дела:

«Сегодня Ира позаботится о своих товарищах, будет дежурным за своим столом. На этот стол будет накрывать Дима…Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра – другие дети».

· Воспитатель обучает детей выполнять порученное дело не отвлекаясь, не суетясь, не спеша, не закончив одного дела, не переходить к другому.

Воспитатель в доброжелательном тоне говорит: «Коля, не торопись. Зачем ты так спешишь? Ты всё успеешь. Разложи ложки внимательно, всем детям».

Руководя работой дежурных, воспитатель закрепляет навыки раскладывания приборов: «Ложки нужно брать за ручку, по одной, класть с правой стороны от тарелки». Если даются вилки, то вилка лежит ближе к тарелке острыми концами вверх, а затем ложка выпуклой стороной вниз. Теперь на самую середину стола поставь хлебницу, чтобы всем было удобно доставать, а потом салфетки поставишь. Сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать».

· «Давай посмотрим, как ты разложил ложки. Никого не пропустил?»

· Воспитатель поддерживает нерешительных детей, поощряет:

«Я знаю, Надюша, ты сейчас хорошо накроешь на стол. Начинай раздавать ложки: и Кате, и Саше, и своей подружке Ане».

· Не стоит постоянно ставить в пример одних и тех же детей и назначать их дежурными. К ним можно предъявить чуть повыше требования.

· По мере освоения детьми навыков, роль воспитателя в руководстве дежурными меняется. Первоначально он напоминает малышам приёмы работы, последовательность операций, помогает справиться с делом.

· Позднее взрослый ограничивается советом, общим напоминанием, контролем, одобрением.

· Важно, чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и умелые.

ДЕЖУРСТВО ПО СТОЛОВОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

· Задачи:

-Формировать ответственное отношение за порученное дело.

-Воспитывать заботу друг о друге, желание оказать помощь пом. воспитателя, работать аккуратно и старательно.

-Уметь правильно сервировать стол.

· Ребёнок, дежурящий по столовой, должен самостоятельно разложить вилки, ножи и ложки; поставить хлебницы, вазочки с салфетками; раздавать второе блюдо; собрать посуду.

· В уголке дежурного должно быть всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки, подносы. Вазочки для салфеток и хлебницы на таком месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования.

· В средней группе ножи впервые появляются в сервировке стола, и навык обращения с ними ещё не сформирован.

· Объём работы в средней группе увеличивается: дети расставляют блюдечки, чашки с раздаточного стола на детские столы, наполняют вазочки салфетками, раскладывают приборы (ложки, вилки, ножи).

· В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол.

Таким образом, дежурства повторяются часто, и поэтому дети быстрее и лучше осваивают необходимые навыки. Воспитателю необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и уровень сформированности их трудовых навыков.

Чтобы работать без спешки, дежурные должны первыми закончить игру и вернуться в помещение после прогулки.

Когда основная часть детей ещё только начинает собирать игрушки, педагог напоминает дежурным об их обязанностях и посылает в группу.

Там их встречает помощник воспитателя (в это время она уже протёрла столы и поставила на каждый стол посуду стопкой).

Воспитатель и помощник воспитателя учат дежурных правильно раскладывать приборы.

Дежурные расставляют тарелки, каждую против стульчика, справа от них кладут ложки, на середину стола ставят стаканчик с салфетками. Чашки ставятся так, чтобы ручка была с правой стороны.

· Если на обед подаётся нож, то его кладут справа от тарелки лезвием к тарелке, рядом ложку, потом вилку для салата.

Вилка для второго лежит с левой стороны тарелки.

Маленькую ложечку – в блюдце или рядом с тарелкой параллельно краю стола, ручка ложки должна быть справа.

· Воспитатель должен быть терпеливым, поощрять дежурных:

«Серёжа сегодня был настоящим дежурным, обо всех позаботился, всё помнил сам, ни о чём не забыл».

· Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками. Сметают крошки со стола, складывают скатерти, обращаясь за помощью к другому дежурному.

· Не следует перегружать дежурных такими обязанностями, которые каждый ребёнок должен выполнять сам, например, задвинуть стул, сложить тарелки стопкой, положить на место использованную салфетку.

· В конце учебного года дети обычно самостоятельно справляются с дежурством по столовой, и воспитатель ограничивается контролем и отдельными напоминаниями.

· Важно, чтобы дети дежурные не только выполняли свои обязанности, но и сами поели без спешки и перерывов. Поэтому, когда столы накрыты, дежурным наливают суп раньше других детей. Таким образом, дежурные обычно первыми заканчивают обед, после чего могут приступить к выполнению своих обязанностей.

(Скатерть дежурные складывают на столе пополам, а затем ещё раз пополам и только потом складывают по длине).

ДЕЖУРСТВО ПО ЗАНЯТИЯМ

Конспект занятия с детьми средней группы

Цели:

Оборудование: рисунки для мольбертов с изображением оборудования для занятий по изодеятельности и элементарной математике. Значки для фланелеграфов с изображением карандашей, кистей, баночек, красок, линеек для счета, счетного материала… Наборы оборудования для рисования, для лепки, для аппликации, для элементарной математике.

Предварительная работа. Выполнение отдельных поручений при подготовке к занятиям. Наблюдение за дежурством старших детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Пока старшие дети готовят к занятию конторки, давайте посмотрим в окно.

Проводится краткая беседа о погоде (о состоянии неба, земли, деревьев). За окном дети замечают Карлсона (игрушку), рассматривают через стекло. Воспитатель втягивает Карлсона за леску через форточку. Дети здороваются, задают любые вопросы, комментируют ситуацию.

Карлсон. Я хочу дружить с вами. Давайте познакомимся!

Дети называют свои имена.

Воспитатель. Карлсон, у нас сейчас будет занятие, поэтому я прошу тебя посидеть на подоконнике. Помещает его в учебную зону рядом с конторками. После занятия ты сможешь поиграть с детьми. (Обращается к детям) А кто из вас знает, как называют детей, которые готовят все необходимое для занятий?

Дети. Дежурные.

Воспитатель. Да это дежурные. Оказывается что дежурить можно не только по столовой, но и по занятиям. Посмотрите, пожалуйста, что изображено на картинках на первом мольберте.

Дети. Краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

Воспитатель. А как вы думаете, для какого занятия дежурные приготовили эти предметы.

Дети. Для рисования.

Воспитатель. А теперь подумайте и скажите, какое занятие можно провести с предметами, нарисованными на картинках второго мольберта?

Дети. Математику.

Воспитатель. А почему вы так думаете?

Дети высказывают соображения.

Воспитатель. А кто все это приготовил?

Дети. Дежурные.

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, а к какому занятию дежурные приготовили материал, изображенный на третьем коромысле?

Дети. К аппликации.

Воспитатель. Попробуйте вспомнить и назвать, кто раскладывает на конторки нужные к занятиям предметы?

Дети. Дежурные.

Воспитатель. Оказывается у дежурных по занятиям очень много работы . Вы уже выросли и тоже можете дежурить по занятиям. Дежурить надо уметь, знать к какому занятию какие предметы приготовить. Давайте потренируемся: я буду называть предмет, а вы будете определят для какого занятия они понадобятся. Перечисляет: глина, карандаши, клей, краски, металлофон, мяч, ножницы, обруч, счеты…

Дети называют соответствующие занятия.

Воспитатель. Дежурные должны быть внимательными во время работы. Как вы думаете, почему?

Дети высказывают свои мысли, предположения. С помощью воспитателя приходят к выводу, что правильное дежурство помогает всем детям хорошо заниматься.

Воспитатель. Я знаю, что у каждого из вас есть свое любимое занятие. Давайте с вами поиграем. Представьте, что вы все дежурные. На фланелеграфах каждый из вас прикрепит те предметы, которые нужны для его любимого занятия. А я попытаюсь угадать ,что это за занятие. Только вы мне не подсказывайте. Договорились?

Воспитатель наблюдает за работой детей, определяет занятие. Незаметно с каждого стола убирает по одному предмету и складывает их возле Карлсона. По мере выполнения задания детьми, называет занятия, обосновывает свои догадки. Дети подтверждают или опровергают предположения воспитателя.

Воспитатель. А сейчас найдите то место за столом, которое подготовлено именно к вашему занятию. Вы можете там позаниматься своим любимым делом.

Дети ищут нужные места, приступают к занятиям. Воспитатель наблюдает за тем, когда каждый обнаружит нехватку оборудования, как отреагирует на это. При необходимости задает наводящие вопросы типа: «почему не начинаешь клеить, резать, закрашивать…», помогает выяснить причину невозможности выполнить задание. Вместе делают вывод о том, что дежурные должны быть очень внимательны и добросовестны, иначе занятие не получится.

Карлсон. Ребята, это я виноват. Я решил пошутить и убрал несколько предметов с ваших столов. Ваши дежурные не виноваты, они все сделали правильно. А я их подвел. Извините меня, пожалуйста. По очереди назовите кому чего не хватает для работы а я вам верну недостающий предмет.

Дети называют недостающие предметы и забирают их у Карлсона. Работают за столами по собственному замыслу.

Воспитатель. Сегодня я учила вас быть хорошими дежурными по подготовке к занятиям. Скажите, пожалуйста, какую работу выполняют эти дежурные?

Дети перечисляют.

Воспитатель. Какими должны быть дежурные, чтобы все правильно подготовить?

Дети. Внимательными, знать к какому занятию что подготовить…

Воспитатель. А о том, что дежурные должны делать после занятий, мы с вами поговорим в следующий раз.

Консультация «Дежурства как форма овладения дошкольниками трудовыми навыками»

Дежурства — это одна из форм организации труда детей. Несмотря на

кажущийся незначительный результат труда, дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.

Выделяют три вида дежурства: дежурство по столовой, дежурство по занятиям и дежурство в уголке природы.

Дежурство по столовой вводится в младшей группе, начиная со второго полугодия. Перед ребенком — дежурным ставят только одно условие: помочь помощнику воспитателя накрыть на стол, за которым сидят он и его товарищи. Ребенок раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками. Руководя детьми, педагог опирается на интерес к процессу деятельности, создает эмоционально-положительное отношение к нему.

Основное внимание воспитатель уделяет обучению детей последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремится к созданию спокойной обстановки.

В младшей группе воспитатель закрепляет дежурного за каждым столом.

В средней группе дети продолжают дежурить по столовой, и также как в младшей группе за каждым столом назначается свой дежурный, который раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками.

Оценивая работу дежурного, воспитатель подчеркивает, насколько тот проявляет заботу о товарищах, внимателен к ним, как относится к своим обязанностям. Он разъясняет, что работа дежурных очень нужна, что дети должны помогать взрослым в их работе, опирается на положительные примеры поведения детей в труде.

Во второй половине года, когда навыки у детей станут прочными, можно увеличить объем работы. Дежурным поручается расставлять чашки (по 2 чашки), принесенные помощником воспитателя носить их с раздаточного стола на детские столы. Дежурные сами наполняют салфетницы салфетками.

Дети средней группы убирают посуду после еды. Дежурные убирают со стола хлебницы, салфетницы с салфетками, сметают крошки со стола, складывают скатерти. Воспитатель учит детей приему складывания скатерти: взявшись за концы, сложить ее на столе пополам, а затем еще раз

пополам и только потом складывать по длине.

Помощник воспитателя убирает сложенные стопкой тарелки и уносит чашки.

Во второй половине года в средней группе вводится дежурство по занятиям.

Дежурство старших дошкольников постепенно усложняются как по содержанию труда, так и по формам объединения детей, по требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе. Дети старших групп дежурят по столовой, по занятиям и по уголку природы. Обычно на каждый вид дежурства ежедневно назначаются по два ребенка.

В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Увеличиваются требования к темпу работы, проявлению организованности в ее процессе, деловитости и самостоятельности. После приема пищи – составляют посуду (без остатков пищи) после еды в стопку на каждом столе, убирают хлебницы, салфетницы. Сметают крошки со стола.

Очень важно, чтобы и помощник воспитателя опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.

Распределение обязанностей в процессе организации дежурства в ДОО

Эффективное использование для воспитательных и развивающих целей такого режимного момента,как организация питания, во многом зависит от рационального распределения обязанностей между взрослыми.

Составляющие процесса организации питания Возраст детей ВОСПИТАТЕЛЬ ПОМОЩНИК ВОСПИТАТЕЛЯ
Сервировка стола Младший Организует наблюдения детей за сервировкой стола Сервирует
Старший, средний Наблюдает, чтобы дежурные самостоятельно сервировали стол, используя схемы-модели Сервирует стол вместе с дежурными
Организация дежурства детей Средний и старший Назначает дежурных. Следит, чтобы дежурные первыми разделись после прогулки, пошли мыть руки. Помогает дежурным распределить обязанности между собой, надеть форму.
Руководство процессом дежурства детей Наблюдает за выполнением дежурными своих обязанностей и поручений, приучает их к самостоятельности и аккуратности. Следит за тем, как они сервируют стол, если необходимо, помогает.

Консультация для родителей

Трудовое воспитание детей в семье

Цель: познакомить и приобщить родителей к информации о трудовом воспитании в семье. Назначение: данный материал предназначен для родителей дошкольников, а также будет полезен воспитателям. Актуальность. «Само воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни.» (К. Д. Ушинский). Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Для того, чтобы ребёнок получил полноценное воспитание, необходимы не только совместная деятельность с взрослым, двигательная активность и стремление к знаниям, но также важен и труд. Трудолюбие прививается с младенчества. И тут необходим вклад не только воспитателей, но и родителей. Стремление к труду изначально прививается родителями. А уже в дальнейшем развивается в детском саду и школе. Если ребёнок сам стремиться трудиться или выполнять трудовые поручения, то этим он воспитывает любовь к труду, чувство долга. У него воспитывается характер, умения, и навыки в труде развиваются быстро и главное – с интересом для самого ребёнка. Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым. Успехом в воспитания трудолюбия можно назвать вырабатывание привычки у детей выполнять обязанности самостоятельно. Ребёнка необходимо научить тому, что его дела он должен делать сам, тогда у него будет развиваться чувство значимости. А наша обязанность – обязанность взрослых – развивать самостоятельность, трудолюбие и стремление к успеху.

Кто он, как его зовут? Кто на свете самый главный Самый добрый; самый славный? Кто он? Как его зовут? Ну\ конечно, Это труд! Кто на свете самый умный, Самый старый; самый юный? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, Это труд! Кто на все века и годы Настоящий царь природы? Царь полей, заводов, руд? Кто он? Как его зовут? Ну, конечно, Это труд!

Уважаемые родители! Разрешите предоставить вашему вниманию буклет по теме

« Трудовое воспитание дошкольников» ЧТО ЗНАЧИТ подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными словами, без этого нет счастья. Только в труде, систематическом и упорном, формируется личность, выковываются ее лучшие качества. Работая вместе с другими детьми, помогая им и получая их помощь, ребенок становится более отзывчивым, чутким. Ежедневное решение той или иной практической задачи развивает умственные способности, любознательность, настойчивость.

Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь о нем, заботьтесь о том, чтобы он был трудолюбив!

Ошибаются родители, которые думают, что пора трудового воспитания наступает, когда ребенок достигает школьного возраста или становится еще старше. Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело направлять. Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты.

Советы родителям • Приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше; • Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность; • Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей; • Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение; • Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процесса труда, завершение труда; • Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой; • Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам; • Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний; Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду. С этого начинается воспитание бережного отношения к общественному достоянию

Фото оформления уголков своими руками

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]