Картотека прогулок в подготовительной группе по временам года
Картотека прогулок, связанная со сменой сезонов ориентирована на дошкольников подготовительных групп. Возрастные прогулки разбиты по темам и предполагают исследование особенностей различных времен года для формирования правильного мироощущения ребенка.
Игры на зимнем воздухе
Картотека зимних прогулок в подготовительной группе
Поставленная цель:
- сформировать комплекс представлений об зимних изменениях в природе;
- научить различать характерные зимние явления;
- направлять интерес детей на изучение природных явлений.
Проведение наблюдений:
- Для прогулки подойдет ясный зимний день.
- Вовремя движения и на остановках необходимо попросить дошкольников создать описание зимней природы.
- Используя компас, определить — откуда дует ветер.
- Чем отличаются январь, февраль и декабрь.
Проведение исследовательской работы:
- Измерение уровня глубины снежного покрова на открытом пространстве и возле деревьев. Дети должны дать пояснения, почему снега больше в том или ином месте.
- Провести подвижную игру «Ручеек». Дошкольники должны повторять характерные телодвижения учитывая ход игры. Обязательно настаивать на соблюдении правил и очередности.
- Дети по очереди рассказывают любимый стих о зиме. Затем следует выявить характерные признаки зимней погоды в рассказанном стихотворении.
Картотека весенних прогулок в подготовительной группе
Поставленная цель:
- сформировать комплекс представлений об весенних изменениях в природе;
- научить различать характерные весенние признаки;
- расширять полученные ранее знания о неживой природе через литературные тексты;
- направлять интерес детей на изучение пробуждения природы.
Проведение наблюдений:
- Начало прогулки сопровождается конкурсом стихов о весне среди дошкольников. Не называя время года, попросить детей о каком времени года идет речь по природным явлениям описанных в стихах.
- Прогуливаясь группой обязательно акцентировать внимание на явных весенних признаках, которые дети могут наблюдать самостоятельно.
- Процесс наблюдения должен затрагивать механизм образование луж и ручейков.
- Чем отличаются май, март и апрель.
Картина весенней прогулки
Проведение исследовательской работы:
- Поиск первых цветов весны. Дети должны описать их форму цвет и особенности.
- Проведение игрового состязания «Ворона и воробьи». Группа упражняется в беге врассыпную с развитием пространственного ориентирования.
- Интеллектуальное упражнение. Описание живой природы с обязательным угадыванием дерева или цветка.
Картотека осенних прогулок в подготовительной группе
Поставленная цель:
- сформировать комплекс представлений об осенних изменениях в природе;
- научить различать характерные осенние изменения в растениях;
- расширять полученные ранее знания о неживой природе;
- воспитывать любовь ко всему живому.
Проведение наблюдений:
- Перед началом прогулки прочесть детям письмо от осени с приглашением на прогулку.
- Прогуливаясь, дети называют растения, названия которых им известны.
- Сравнить крепость желтого и зеленого листка и попросить детей объяснить полученный вывод.
- Каковы основные отличия октября, ноября и сентября.
Признаки осени
Проведение исследовательской работы:
- Выяснить у детей признаки осенних изменений в растениях.
- Изучить внешность осеннего листа. Почему у него образовались темные точки.
- Объяснить детям процесс осеннего увядания и попросить сделать вывод о листопаде и его причинах.
- Провести игру «Ловишки». Дошкольники должны научиться соблюдать правила и очередность при беге врассыпную.
- Научиться переступать через лужи с объяснением необходимости этого.
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе
Картотека летних прогулок в подготовительной группе
Поставленная цель:
- сформировать обобщенное представление о летней поре;
- научить различать погодные условия летом;
- расширять полученные ранее знания о растениях, насекомых и птицах;
- повышать позитивное восприятие детьми красоты летней природы..
Проведение наблюдений:
- На прогулке обращаем внимание на длительность летнего дня, особенностях жаркой погоды и температуре осадков.
- Дети характеризуют процесс движения облаков их форму и цвет.
- Перечисляются явные летние признаки, с указанием увиденного на прогулке.
- Проводится наблюдение за жизнью насекомых с объяснением целей их деятельности.
Летняя прогулка дошкольников
Проведение исследовательской работы:
- Используя термометр необходимо определить количество градусов на открытом пространстве, на затененном участке и в водоеме. Обязательно сделать выводы.
- Проведение интеллектуальной игры «Круговорот воды». Дети слушают текст, при этом выполняя последовательно определенные движения. Игра развивает внимательность.
- Проведение игрового состязания «Ворона и воробьи». Группа упражняется в беге врассыпную с развитием пространственного ориентирования
Объекты и темы наблюдений на прогулках в подготовительной группе
На заметку! Прогулки в подготовительной группе картотека с целями по ФГОС должны проводиться по определенной тематике. Выбор темы обусловлен возможностью наблюдений за определенными объектами.
Также имеет значение место проведения прогулки, состояние погоды и дополнительные факторы.
Наблюдения за транспортом
Наблюдения за транспортными средствами лучше разбить на несколько частей в зависимости от вида автомобиля или действий водителя.
- Общее наблюдение за транспортом. Преследует цель ознакомления детей с различными видами автомобилей. Дошкольники должны четко разграничивать понятия грузовиков, автобусов и легковых авто. Обязательно определение основных функций всех видов транспорта. Необходимо отличать элементы и части автомобиля по назначению.
- Грузовой транспорт. Дошкольники называют известные им виды грузовиков и какая деятельность им присуща. Акцент производится на функциональных особенностях внешнего вида авто.
- Пассажирский транспорт. Для чего он предназначен. Чем отличаются автобусы, троллейбусы и трамваи. Каким видом транспорта пользуется конкретная семья.
- Легковые автомобили. Для чего предназначено топливо. Где находятся автомобили в отсутствие хозяина. Что можно перевезти таким транспортом.
- Работа водителя. Ознакомить группу с особенностями труда водителя с обязательной позитивной оценкой данного труда.
- Работа светофора. Какой цвет отвечает за различные действия пешехода и водителя.
Наблюдения за сезонными явлениями
Воспитатель организовывает наблюдение с целью длительного и активного восприятия дошкольниками изменений в природе согласно временам года.
Каждый сезон отличается характерными признаками:
- Осень. По мере похолодания воспитатель предлагает одеть куклу соответственно температуре воздуха. На улице дети на ощупь определяют температуру живых и неживых предметов при солнечной погоде и когда пасмурно. Обязательно акцентировать внимание на появлении желтых листьев и частоте дождей.
- Зимний период. Снова можно использовать куклу. При этом предварительно указать низкую температуру, чтобы дети грамотно провели одевание. На улице ненадолго можно снять рукавицы для ощущения холода. Оценить с детьми уровень снежного покрова в различных частях детского сада с обязательным выводом об увиденном.
Календарь погоды подготовительной группы
- Весна. Обращать внимание на появление луж и ручейков. Можно запустить кораблик по воде. Дети должны объяснить — как и почему просыпается природа с учетом яркости солнца. Наблюдать за температурой воздуха. Важным моментом является наблюдение за первыми цветами и набуханием почек.
- Лето. Какие признаки характеризуют летний период? Уделить внимание разнице температур, воздуха, воды и нагретых неживых предметов. Почему раскачиваются деревья и как ведут себя насекомые.
Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников по ФГОС
Наблюдения за солнцем
Поставленная цель:
- сформировать представление о красоте неба;
- научить различать солнечные лучи;
- повышать позитивное восприятие детьми лета.
Проведение наблюдений
Оценивать положение Солнца:
- Где находится утром?
- Каково вечернее местоположение?
- Какое пространство освещалось лучше утром, а какое вечером.
- Сделать вывод о длине светового дня.
Проведение исследовательской работы:
- Стоя спиной к Солнцу объяснять понятие тени.
- Где находится тень различных видимых предметов.
- Можно ли догнать тень или потанцевать с ней?
Наблюдения за неживой природой
Поставленная цель:
- закрепить знания о различных состояниях воды;
- сформировать понятие неживой природы;
- охарактеризовать признаки льда и снега.
Проведение наблюдений:
- Почему лед при отогревании превращается в воду?
- Дошкольники называют характерные признаки льда и снега.
- Объяснить круговорот воды в природе.
- Какие различия снега при теплой и холодной погоде?
Проведение исследовательской работы:
- Провести опыт по растапливанию льда большого и малого размера.
- В стакан плотно утрамбовать снег и сравнить скорость его таянья с рыхло набранной массой того же объема.
- Провести пальчиковую гимнастику «Льдинка».
Перспективное планирование наблюдений на улице в подготовительной группе на год
Елена Щербакова
Перспективное планирование наблюдений на улице в подготовительной группе на год
Перспективное планирование наблюдений на сентябрь
Объекты Содержание Методические приемы
Растительный мир • Наблюдать красоту осенних листьев на деревьях, отметить деревья, начинающие желтеть первыми
•Отметить состояние цветника: большинство растений закончили рост и начинают увядать
• Закреплять характерные свойства овощей и фруктов, различать их по месту произрастания, знать их пользу для человека
• Закреплять характерные свойства грибов, развивать умение отличать съедобные грибы от несъедобных
• Углублять представления о хлебных растениях (рожь, пшеница, овёс, ячмень, кукуруза)
• Рассматривание картин, иллюстраций
• Беседа «Начало осени»
• Дидактические игры на закрепление названий и внешнего вида растений
Животный мир • Наблюдать за шмелями, отметить, что жизнь насекомых замирает
• Наблюдать за сбором птиц в стаи и отлетом их на юг • Рассматривание иллюстраций
• Рассказ воспитателя
• Чтение А. Кушнир «Птицы»
Н. Сладков «Осень на пороге»
Неживая природа • Напомнить о ведении календаря и необходимости обращать внимание на состояние погоды
• Отметить сокращение длительности светового дня и высоту стояния солнца с помощью условной мерки
• Познакомить с термометром • Опыты с воздушным шаром
• Опыт –опустить камешек в воду
• Беседа «Что такое воздух»
Труд людей в природе • Рассказать о сборе урожая в садах и огородах, заготовках на зиму
• Познакомить с осенними полевыми работами, объяснить необходимость вспашки поля
• Рассказать о посеве озимых культур
• систематизировать знания о труде людей осенью, воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду • рассматривание иллюстраций
• рассказ воспитателя
• чтение Л. Воронкова «Солнечный денек»
Экскурсия, целевая прогулка Целевая прогулка к овощной палатке.
Цель: продолжать учить различать и называть овощи и фрукты; продолжать формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе.
Экскурсия к проезжей части.
Цель: наблюдение за транспортом. Учить узнавать и называть некоторые виды транспорта. Развивать наблюдательность, память детей.
Перспективное планирование наблюдений на октябрь
Объекты Содержание Методические приемы
Растительный мир • Наблюдать листопад в тихую и ветреную погоду, объяснить причину опадения листьев
• Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи
• Рассмотреть созревшие семена и ягоды, собрать их для зимней подкормки птиц
• Упражнять в различении и назывании семян и плодов
• Наблюдатьза растениями участка: почти нет цветов, трава пожухла, засохла • Рассматривание картин и иллюстраций
• Дидактические игры на определение семян и плодов деревьев
• Чтение рассказов о природе М. Пришвина, И. Соколова-Микитова
• Продуктивная деятельность «Осенние поделки»
Животный мир • Наблюдать за муравьями (их не видно, они спрятались в глубине муравейника и закрыли вход в него, уточнить, куда скрылись другие насекомые (спрятались под листву, зарылись в землю)
• Подвести к пониманию зависимости живой природы от солнечного света и тепла
• Уточнить знания о домашних животных, их роли в жизни человека • Рассматривание иллюстраций
• Рассказ воспитателя
• Чтение В. Бианки «как муравьишка спешил домой»
• Дидактические игры на закрепление знаний о домашних животных
Неживая природа • Напомнить о ведении календаря и необходимости обращать внимание на состояние погоды
• Отметить сокращение длительности светового дня и высоту стояния солнца с помощью условной мерки
• Наблюдать туман, объяснить, что это охлажденные капельки воды, повисшие в воздухе
• Обратить внимание на крыши домов, траву, дорожки после первых заморозков
• Отметить, что часто идут дожди;учить определять их характер: затяжной, мелкий, моросящий, скучный, холодный.
• Отметить первые заморозки на лужах • Рассматривание иллюстраций
• Беседа «как изменилась погода?»
,
«Ведение календаря погоды»
Труд людей в природе • Продолжать знакомить с осенними работами в природе (уборка листвы в парках, закладка овощей на длительное хранение)
• • рассматривание иллюстраций
• рассказ воспитателя
• дидактические игры на закрепление знаний об овощах и фруктах
Экскурсия, целевая прогулка Целевая прогулка к железнодорожному полотну.
Цель: обратить внимание детей на рельсы, по которым едет поезд; объяснить, что рельсы скреплены шпалами. Дать понятия «железная дорога»
,
«железнодорожный транспорт»
. Развивать
наблюдательность, внимание, память детей.
Перспективное планирование наблюдений на ноябрь
Объекты Содержание Методические приемы
Растительный мир • отметить изменения внешнего вида деревьев, сравнить с тем, который был в начале осени
• рассмотреть березу и осину,учить делать выводы: раннецветущие деревья уже подготовили свои почки к весне • Рассматривание картин, иллюстраций
• Беседа «Деревья поздней осенью»
• Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
Животный мир • Наблюдать за снегирями, рассмотреть внешний вид самца и самки
• Расширять знания о дятле, лесном докторе
• Познакомить с жизнью водоёма в осенний период • Рассматривание иллюстраций
• Рассказ воспитателя
• Чтение Г. Скребицкий «Маленький лесовод»
, И. Соколов-Микитов
«Дятлы»
• Беседы о птицах
Неживая природа • Наблюдать за небом: затянуто тучами, хмурое; часто идет дождь, холодно-всё это приметы осени.
• Наблюдать за солнцем: обратить внимание на длину тени в полдень, путь солнца все короче, рано темнеет, день уменьшается
• Продолжать учить определять температуру воздуха с помощью термометра, привлечь внимание к понижению температуры
• Рассмотреть почву (лужи и грязь замерзли, стали твердыми)
• Рассматривание иллюстраций
• Беседы о погоде осенью (по календарю погоды)
• Чтение Я. Аким «Первый сег»
Труд людей в природе • Закреплять знания об осенних работах в парках, полях, на огородах, о заботе о домашних животных (подготовка растений к зимовке, уборка листвы, утепление помещений для скота)
• рассматривание иллюстраций
• рассказ воспитателя
Экскурсия, целевая прогулка Экскурсия в мебельный магазин.
Цель: закрепить названия предметов мебели, их назначение; продолжать знакомить с трудом взрослых, содержанием труда продавца, формировать интерес к профессии.
Целевая прогулка в соседний сад.
Цель: познакомить с оборудованием, рассмотреть здание, какие деревья растут вокруг, как и во что играют дети. Развивать наблюдательность
Перспективное планирование наблюдений на декабрь
Объекты Содержание Методические приемы
Растительный мир • Рассмотреть деревья после снегопада, отметить изменения в очертаниях деревьев и кустарников
• Уточнить, что деревья находятся в покое, для защиты от холодов у них за лето отложился пробковый слой. Чем старше дерево, тем оно толще. Снег также защищает деревья от мороза • Рассматривание картин, иллюстраций
• Беседа «Начало осени»
• Продуктивная деятельность «Деревья в снегу»
• Чтение С. Есенин «Береза»
Животный мир • Наблюдать за повадками птиц, прилетающих на кормушку (снегири, синицы)
• Закреплять названия зимующих птиц
• Рассказать о жизни рыб зимой (стали сонными, двигаются мало)
• Рассматривание иллюстраций
• Рассказ воспитателя о жизни птиц, рыб зимой
• Чтение И. Гришашвили «Охраняй птиц!»
С. Михалков «Дельный совет»
Дидактические игры на закрепление знаний о зимующих птицах
Неживая природа • Отметить путь солнца, его высоту в полдень. Уточнить, что декабрь-самый темный месяц в году.
• Учить определять погоду и сравнивать её с погодой предыдущего дня
• Наблюдать снегопад и его предвестников (низкие тучи, все вокруг темнеет)
• Наблюдать метель, послушать её завывания. Измерить глубину сугробов
• Рассмотреть следы на свежевыпавшем снегу, продолжать учить определять, кому они принадлежат (человек, птица, животное, куда направлены
• Познакомить с защитными свойствами снега • Опыт «Где быстрее остынет вода в бутылке (в снегу, на открытом месте)
• Чтение А. С. Пушкин «Зимний вечер»
, «И. Соколов-Микитов
«Зима вьюжная»
Труд людей в природе • Садовники подгребают снег к стволам деревьев, укрывают клумбы с многолетниками • рассматривание иллюстраций
• рассказ воспитателя•
Экскурсия, целевая прогулка Целевая прогулка к перекрёстку.
Цель: формировать представления о социуме (тротуар, проезжая часть, светофор)
; продолжать знакомство с элементарными правилами дорожного движения. Закрепить знания о назначении светофора.
Целевая прогулка к ёлке, установленной на площадке около магазина «Санта-Барбара»
.
Цель: обратить внимание на праздничное убранство ёлки, на подготовку к Новому году; воспитывать эстетическое чувство, умение видеть прекрасное.
Перспективное планирование наблюдений на январь
Объекты Содержание Методические приемы
Растительный мир • Закреплять представления о защитных свойствах снега
• Наблюдать почки на деревьях, показать, что они плотно закрыты и залиты клейким веществом
• Закреплять знания о комнатных растениях (названия, внешний вид, родина, правила ухода)
•Опытно-исследовательская деятельность: раскопать глубокий снег, показать спрятавшиеся там растения
• Рассказ воспитателя
• Чтение Ф. Тютчев «Чародейкою зимою…»
• Дидактические игры н закрепление знаний о комнатных растениях
Животный мир • Наблюдать за птицами во время кормления
• Уточнить, как зимуют насекомые,учить делать выводы: насекомые зимуют в коре деревьев, зимой они в спячке
• Рассказать, что рыбы в сильные морозы опускаются на глубину, многие рыбы засыпают
•Расширять представления о диких животных наших лесов: внешний вид, повадки •Опытно-исследовательская деятельность: кусочек коры поместить в тепле на белый лист бумаги, наблюдать появление насекомых
• Рассказ воспитателя «Как зимуют насекомые»
• Беседа «Звери наших лесов»
• Дидактические игры на закрепление знаний о диких животных средней полосы России
• Продуктивная деятельность «Ёлка для птиц-съедобные подарки»
Неживая природа • Продолжать наблюдать за путем солнца, тенью от столба в полдень. Отметить, что дни стали длиннее, погода холоднее
• Закреплять знания о свойствах снега при разной погоде
• Рассмотреть узоры на окнах, развивать творческое воображение • Опыт «Где быстрее остынет вода в бутылке (в снегу, на открытом месте)
• Чтение А. С. Пушкин «Зимний вечер»
, «И. Соколов-Микитов
«Зима вьюжная»
Труд людей в природе • Рассказать о подготовке сельскохозяйственной техники к весенним работам, уточнить названия еёвидов: борона, сеялка, комбайн, трактор; объяснить их значение и назначение • Рассматривание иллюстраций
• Беседа о сельскохозяйственной технике
Экскурсия, целевая прогулка 1. Целевая прогулка в парк.
Цель: продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе зимой; учить обращать внимание на красоту природы; закрепить знания о жизни птиц зимой, о том, как человек может помочь им перезимовать.
2. Экскурсия на стройку.
Цель: познакомить детей с людьми строительных специальностей (каменщик, сварщик, крановщик, штукатур)
; продолжать знакомить с профессиями; познакомить с содержанием труда рабочих; помочь сделать вывод о пользе работы строителей для людей.
Перспективное планирование наблюдений на февраль
Объекты Содержание Методические приемы
Растительный мир • Отметить, как под тяжестью снега опустились ветки деревьев, полюбоваться красотой заснеженного парка, леса
• Уточнить, что зимой ветки деревьев особенно хрупки
• Рассмотреть почки и сравнить их на разных деревьях • Рассматривание картин, иллюстраций
• Продуктивная деятельность Зимние кружева»
Животный мир • Наблюдать за повадками птиц, прилетающих на кормушку (снегири, синицы, отметить, что их стало больше, рассказать о необходимости подкормки 2-3 раза
• Закреплять знания о диких животных юга и севера • Рассматривание иллюстраций
• Рассказ воспитателя
• Дидактические игры на закрепление знаний о диких животных
• Чтение Н. Асеев «Снегири»
, Б. Заходер
«Мохнатая азбука»
, Г. Скребицкий
«В зимнюю стужу»
Неживая природа • Наблюдать за ветром, учить определять его силу и направление по флюгеру и другим признакам (дым из труб, ветки деревьев и т. д.)
• Наблюдать вьюгу, метель, поземку
•Сообщить старые названия февраля: бокогрей, лютень, вьюгогрей; учить делать умозаключения
• Сравнить солнечное тепло в январе и феврале, отметить частые перемены погоды (вьюги, метели, оттепели)
• Беседа
«Зимняя погода»(по календарю погоды)
• Продуктивная деятельность «Рисует узоры мороз на оконном стекле»
Труд людей в природе •Рассказать о работах в садах и парках: стряхивают снег с деревьев, чтобы не поломались ветки
• Закреплять знания об уходе за животными на животноводческих фермах • Рассматривание иллюстраций
• Рассказ воспитателя
•Продуктивная деятельность: охрана деревьев и кустарников
Экскурсия, целевая прогулка 1. Экскурсия к дороге.
Цель: расширять знания детей о видах транспорта, знакомить с его функциями и назначением; продолжать знакомить с профессиями (шофёр)
; развивать интерес к труду взрослых.
2. Целевая прогулка к месту привоза продуктов в детский сад.
Цель: рассмотреть машину (кузов, кабина, колеса)
;
наблюдение за тем, как происходит разгрузка продуктов; продолжать знакомство со спец. транспортом; расширять кругозор детей.
Перспективное планирование наблюдений на март
Объекты Содержание Методические приемы
Растительный мир • Рассмотреть деревья после снегопада, отметить изменения в очертаниях деревьев и кустарников
• Уточнить, что деревья находятся в покое, для защиты от холодов у них за лето отложился пробковый слой. Чем старше дерево, тем оно толще. Снег также защищает деревья от мороза • Рассматривание картин, иллюстраций
• Беседа «Начало осени»
• Продуктивная деятельность «Деревья в снегу»
• Чтение С. Есенин «Береза»
Животный мир • Наблюдать за повадками птиц, прилетающих на кормушку (снегири, синицы)
• Закреплять названия зимующих птиц
• Рассказать о жизни рыб зимой (стали сонными, двигаются мало)
• Рассматривание иллюстраций
• Рассказ воспитателя о жизни птиц, рыб зимой
• Чтение И. Гришашвили «Охраняй птиц!»
С. Михалков «Дельный совет»
Дидактические игры на закрепление знаний о зимующих птицах
Неживая природа • Отметить путь солнца, его высоту в полдень. Уточнить, что декабрь-самый темный месяц в году.
• Учить определять погоду и сравнивать её с погодой предыдущего дня
• Наблюдать снегопад и его предвестников (низкие тучи, все вокруг темнеет)
• Наблюдать метель, послушать её завывания. Измерить глубину сугробов
• Рассмотреть следы на свежевыпавшем снегу, продолжать учить определять, кому они принадлежат (человек, птица, животное, куда направлены
• Познакомить с защитными свойствами снега • Опыт «Где быстрее остынет вода в бутылке (в снегу, на открытом месте)
• Чтение А. С. Пушкин «Зимний вечер»
, «И. Соколов-Микитов
«Зима вьюжная»
Труд людей в природе • Садовники подгребают снег к стволам деревьев, укрывают клумбы с многолетниками • рассматривание иллюстраций
• рассказ воспитателя•
Экскурсия, целевая прогулка 1. Экскурсия в аптеку.
Цель: продолжать знакомить детей с трудом взрослых, содержанием работы фармацевта; формировать интерес к профессии.
2. Целевая прогулка вокруг детского сада.
Цель: познакомить с первыми признаками весны; отметить особенности поведения птиц; пополнить словарь за счёт использования слов, обозначающих признаки весны; воспитывать любовь к природе, умение чувствовать её красоту.
Перспективное планирование наблюдений на апрель
Объекты Содержание Методические приемы
Растительный мир • Рассмотреть деревья после снегопада, отметить изменения в очертаниях деревьев и кустарников
• Уточнить, что деревья находятся в покое, для защиты от холодов у них за лето отложился пробковый слой. Чем старше дерево, тем оно толще. Снег также защищает деревья от мороза • Рассматривание картин, иллюстраций
• Беседа «Начало осени»
• Продуктивная деятельность «Деревья в снегу»
• Чтение С. Есенин «Береза»
Животный мир • Наблюдать за повадками птиц, прилетающих на кормушку (снегири, синицы)
• Закреплять названия зимующих птиц
• Рассказать о жизни рыб зимой (стали сонными, двигаются мало)
• Рассматривание иллюстраций
• Рассказ воспитателя о жизни птиц, рыб зимой
• Чтение И. Гришашвили «Охраняй птиц!»
С. Михалков «Дельный совет»
Дидактические игры на закрепление знаний о зимующих птицах
Неживая природа • Отметить путь солнца, его высоту в полдень. Уточнить, что декабрь-самый темный месяц в году.
• Учить определять погоду и сравнивать её с погодой предыдущего дня
• Наблюдать снегопад и его предвестников (низкие тучи, все вокруг темнеет)
• Наблюдать метель, послушать её завывания. Измерить глубину сугробов
• Рассмотреть следы на свежевыпавшем снегу, продолжать учить определять, кому они принадлежат (человек, птица, животное, куда направлены
• Познакомить с защитными свойствами снега • Опыт «Где быстрее остынет вода в бутылке (в снегу, на открытом месте)
• Чтение А. С. Пушкин «Зимний вечер»
, «И. Соколов-Микитов
«Зима вьюжная»
Труд людей в природе • Садовники подгребают снег к стволам деревьев, укрывают клумбы с многолетниками • рассматривание иллюстраций
• рассказ воспитателя•
Экскурсия, целевая прогулка 1. Экскурсия к проезжей части.
Цель: продолжать учить называть и узнавать транспортные средства; закреплять названия частей автомобиля; развивать наблюдательность, память детей.
2. Экскурсия в школу № 21.
Цель: познакомить детей со школой, заинтересовать к учёбе в будущем и рассказать о важности знаний.
Перспективное планирование наблюдений на май
Объекты Содержание Методические приемы
Растительный мир • Рассмотреть деревья после снегопада, отметить изменения в очертаниях деревьев и кустарников
• Уточнить, что деревья находятся в покое, для защиты от холодов у них за лето отложился пробковый слой. Чем старше дерево, тем оно толще. Снег также защищает деревья от мороза • Рассматривание картин, иллюстраций
• Беседа «Начало осени»
• Продуктивная деятельность «Деревья в снегу»
• Чтение С. Есенин «Береза»
Животный мир • Наблюдать за повадками птиц, прилетающих на кормушку (снегири, синицы)
• Закреплять названия зимующих птиц
• Рассказать о жизни рыб зимой (стали сонными, двигаются мало)
• Рассматривание иллюстраций
• Рассказ воспитателя о жизни птиц, рыб зимой
• Чтение И. Гришашвили «Охраняй птиц!»
С. Михалков «Дельный совет»
Дидактические игры на закрепление знаний о зимующих птицах
Неживая природа • Отметить путь солнца, его высоту в полдень. Уточнить, что декабрь-самый темный месяц в году.
• Учить определять погоду и сравнивать её с погодой предыдущего дня
• Наблюдать снегопад и его предвестников (низкие тучи, все вокруг темнеет)
• Наблюдать метель, послушать её завывания. Измерить глубину сугробов
• Рассмотреть следы на свежевыпавшем снегу, продолжать учить определять, кому они принадлежат (человек, птица, животное, куда направлены
• Познакомить с защитными свойствами снега • Опыт «Где быстрее остынет вода в бутылке (в снегу, на открытом месте)
• Чтение А. С. Пушкин «Зимний вечер»
, «И. Соколов-Микитов
«Зима вьюжная»
Труд людей в природе • Садовники подгребают снег к стволам деревьев, укрывают клумбы с многолетниками • рассматривание иллюстраций
• рассказ воспитателя•
Экскурсия, целевая прогулка 1. Целевая прогулка на огород детского сада.
Цель: закрепить представления о том, что из семян вырастают растения; упражнять детей в способах обследования; познакомить с приёмами посадки; активизировать словарь детей; вызвать интерес к выращиванию растений.
2. Экскурсия к хлебному магазину.
Цель: рассмотреть машину, которая привозит хлеб в магазин, как его выгружают; продолжать знакомить детей с трудом взрослых.