Календарно-тематическое планирование во второй младшей группе «Неделя экспериментов»


Календарно-тематическое планирование во второй младшей группе «Неделя экспериментов»

Утро

Трудовое поручение: Мытье игрушек.

Цель: Развивать трудовые навыки, умение последовательно выполнять несложные действия. Воспитывать аккуратность в работе.

Беседа: «Кто нарисован на картинке». Цель: продолжить учить составлять описательные рассказы о животных, вспомнить с детьми, как животные ведут себя зимой, закрепить названия животных и их детенышей, воспитать заботливое отношение к животным.

Утренняя гимнастика

Чтение и проговаривание потешки «Заинька, попляши» — развивать память, обогащать словарный запас, поддерживать интерес к устному народному творчеству.

КГН «Полотенце пушистое!» Цель: закреплять умение мыть руки аккуратно, не брызгать на пол и одежду и вытираться полотенцем насухо.

«Мы за столом!». Цель: упражнять детей в умении правильно держать ложку, есть аккуратно, не крошить хлеб на стол; воспитывать культуру поведения за столом.

Д/и «Какой?» — развитие речевой активности, мышление, речи, внимания, воспитать усидчивость, уважительное отношение к сверстникам

Настольно-печатные игры: «Собери пирамидку», «шнуровка», «Разрезные картинки», «вкладыши», «Собери бусы» — развитие усидчивости, внимания, мышления, памяти, моторики, воспитать интерес к настольно-печатным играм.

Работа перед сном

Продолжать учить самостоятельно одеваться и раздеваться, убирать свои вещи в шкафчик. Приучать мыть руки с мылом, хорошо смывать пену с рук, мыть лицо , насухо сушить полотенцем. Во время приема пищи обучать правилам культурного поведения за столом.

Вечер

Гимнастика после сна. Закаливающие процедуры. Цель: укреплять здоровье детей, поднять настроение и мышечный тонус.

Экспериментирование: предметы с секретом «Птичья радость». Цель познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы. Вызвать интерес к экспериментированию, развитие умения наблюдать за опытно-экспериментальной деятельностью, развитие речи, внимания, мышления, развитие умения делать выводы. Воспитать уважительное отношение к воспитателю.

Д/и «Найди такую же»

Цель: развивать умение отыскивать предметы определенного цвета, рассказывать о них, комментировать свои действия, развитие мышления, внимания, воспитать интерес к игре.

Д/И «Разрезные картинки». Цель: учить достраивать целостное изображение по его части, развивать восприятие, мышление, внимание, воспитать усидчивость, самостоятельность.

Игры со строительным материалом – продолжать формировать умение экспериментировать с деталями, создавать устойчивые постройки, обыгрывать их. Воспитать дружеские взаимоотношения.

Пускание мыльных пузырей

Цель: содействовать созданию обстановки общей радости и хорошего настроения.

ЧХЛ Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и лиса» Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащать речь сказочной лексикой; формировать интонационную выразительность речи детей. Воспитать любовь к книге через рассказывание рнс

Картотека познавательно-исследовательской деятельности (первая младшая группа)

Тема «Я пеку, пеку, пеку…»

Материал: , формочки для песка, мокрый песок, матерчатые салфетки.

Ход эксперимента:

Попробуем слепить из мокрого песка с помощью формочек различные фигурки. Оставить до высыхания.

— Что происходит с поделками из песка после высыхания?

Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.

Тема «На мокром песке остаются следы, отпечатки»

Задачи: расширять представление детей о свойствах мокрого и сухого песка.

Материал: подносы с мокрым и сухим песком.

Ход эксперимента: Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? (нет) Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Теперь получается? (Посмотрите, виден каждый пальчик)

Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.

Тема «Легко ли сыпется песок» (прогулка)

Задачи: расширить знания о свойствах сухого песка.

Материал: подносы с песком.

Ход эксперимента: Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. — Легко ли он сыпется?

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.

Тема «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком» (прогулка)

Материал: «песочница» — банка с насыпанным в ней тонким слоем песка.

Ход эксперимента: Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» — резко с силой сжимаем банку. — Что происходит и почему?

Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.

Тема «Мокрый песок принимает любую нужную форму» (прогулка)

Материал: песочница с мокрым песком, различные формочки. Совочки для песка.

Ход эксперимента:

Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки. — Какие фигурки получились? — Из какого песка удалось сделать фигурки?

Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.

Тема «Куда исчезла вода» (прогулка)

Задачи: показать детям, при попадании воды на песок, она быстро впитывается.

Материал: стаканчики с песком и водой.

Ход эксперимента: В стаканчик с песком нальём воды. Потрогаем песок. — Каким он стал? — Куда исчезла вода?

Вывод: вода быстро впитывается в песок.

Тема «Мыльные пузырьки»

Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

Материал: мыльная вода, коктейльные трубочки, корпус гелиевой ручки.

Ход эксперимента:

Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку. Чтобы получить твёрдую трубочку (коктейльные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно разобрать гелиевую ручку и взять от неё корпус. Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды.

Игра-эксперимент «Что дольше не упадет?» (прогулка)

Задачи: показать детям, что воздух легко обнаружить, если создать его движение.

Материал: Перышко, листик от дерева, лист бумаги.

Ход эксперимента: Предложить двум детям одновременно сдуть с ладошки перышко и листик от дерева. — Почему у нас полетели в воздухе перышко и листик? (мы на него дунули) — Что дольше не падает? (перышко, оно легче).

Тема «Пускание мыльных пузырей» (прогулка)

Задачи: закрепление знаний о воздухе, поднятие эмоционального настроя.

Материал: Мыльная вода, коктейльные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелиевой ручки.

Ход: Предложить детям коктейльные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелиевой ручки, мыльную воду. Во время игры создать дружеское отношение друг к другу.

Тема «Почему кораблики не плывут»

Задачи: обнаружить воздух, образовать ветер.

Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.

Ход игры-эксперимента: Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите, плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют на кораблики, создают ветер.

Тема «Что в пакете?» Эксперимент (прогулка)

Цель: Обучение детей действиям по показу.

Задачи: Учить детей выполнять действия по показу воспитателя. Вызывать чувство радости и интереса.

Ход занятия: Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.

Игра-эксперимент «У кого дольше не упадет перышко?» (прогулка)

Задачи: поднятие эмоционального настроя, закрепления знаний о воздухе.

Материал: Перышки от птиц.

Ход эксперимента: Вместе с детьми положить на ладошку перышко (перышко полетело). Объяснить детям, что воздух легко обнаружить, если создать его движение (т.е. когда мы дунули на перышко).

Тема «Камешки»

Задачи: формировать представления детей о свойствах камней: тяжелые, крепкие, твердые; по просьбе взрослого выбирать камни по размеру, цвету, гладкости и пр.

Материалы: Губки поролоновые, камни разные по размеру, цвету, гладкости.

Ход эксперимента: Предложить детям нажать на губку, камень (губка – продавливается, камень – нет), попытаться с детьми сжать камень, губку (камень не сжимается, губка – да), на ладони определяем на вес, камень тяжелый. Предложить детям выбрать камни разного цвета, формы, поверхности.

Вывод: камень твердый, крепкий, тяжелый. Бывает разного цвета, формы, поверхности (гладкий, шершавый).

Д/и «Найди одинаковые камушки по размеру, цвету, гладкости» (прогулка)

Задачи: продолжаем закреплять свойства камней.

Материал: камешки разные по форме, гладкости, размеру.

Ход игры: Предложить детям найти одинаковые камушки по размеру, цвету, гладкости. Разложить их в отдельные коробочки.

Д/и «Собери камушки» (прогулка)

Задача: бросать камешки в тазик с водой и доставать их.

Материалы: Различные камушки, таз с водой, бумажные полотенца.

Ход игры: Предложить детям бросать камешки в таз.

Тема «Камешки»

Задача: познакомить детей с тем, что предметы в воде могут тонуть, а могут плавать на поверхности воды.

Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки.

Ход эксперимента: Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку), и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку). Наполните тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!». С водой и доставать их.

Д/и «Достань камешек» (прогулка)

Задача: развитие моторики рук, закрепление знаний о свойствах камней.

Материал: Таз с водой, ложка, совочек, бумажные полотенца

Ход игры: Предложить детям бросить в таз с водой камешки. Почему камешек тонет? (тяжелый)

Попробовать достать их ложкой, совочком.

Д/и «Большие и маленькие» (прогулка)

Задача: разложить камешки в ведерки (кучки на столе). Закрепление знаний о свойствах камней.

Материал: Камешки большие и маленькие, два ведерка.

Ход игры: Предложить детям разложить камешки в два ведерка (в одно – маленькие, другое – большие). Вспомнить какие бывают камешки (гладкие, шершавые).

Тема «Снег — снежок» Рассматривание.

Задачи: Дать детям представление о свойствах снега: холодный, может лепиться, в тепле тает, становиться водой

Материалы: Таз со снегом, матерчатые салфетки.

Ход занятия: Набрать в таз снег и принести в группу. Дети знакомятся с его свойствами, трогая на ощупь.

Вывод: Снег холодный, может лепиться, в тепле тает, становиться водой.

Тема «Снег. Какой он?» (прогулка)

Рассматривание.

Задачи: Знакомство со свойствами снега. Познакомить со свойствами снега в морозную погоду (пушистый, холодный, белый, лепится, тает в руках). Развивать тактильные ощущения.

Ход занятия: Продолжаем знакомиться со свойствами снега. Предложить детям взять в руку посмотреть (он пушистый, белый, лепится, тает в руке).

Д/и «Разные ножки топают по снежной дорожке» (прогулка)

Задачи: Научить детей получать четкие следы на снегу. Радоваться полученному результату.

Ход игры: Вместе с детьми учимся оставлять отпечаток от обуви. Ставить ногу осторожно без сдвигов, и аккуратно поднимать (чтобы не испортить след).

Тема «Красивая елка»

Задачи: Формировать представления детей о том, что на морозе вода замерзает, превращается в лед.

Материалы: Емкость для воды, краски, формочки для льда, фигурные формочки, вода, веревочки для петельки.

Ход эксперимента: В емкости развести воду с краской, приготовить формочки для льда, положить в них веревочки для петельки. Залить водой, поставить на холод. Вечером посмотреть (вода превратилась в лед).

Вывод: на холоде вода превращается в лед.

Тема: «Лепим снеговика» (прогулка)

Задачи: закрепление знаний о свойствах снега, из снега можно лепить. Поднятие эмоционального настроя.

Ход занятия: Вспомнить с детьми о свойствах снега (белый, пушистый, лепится). Предложить детям слепить снеговика.

Д/и «Украсим елку» (прогулка)

Задачи: закрепление знаний о свойствах воды (превращение в лед). Поднятие радостного настроения (украсить елку полученными разноцветными льдинками).

Материалы: Готовые замороженные цветные фигурки.

Ход игры: Вспомнить с детьми, как у нас получились Украшения на елку (вода превратилась в лед). Развесить полученные игрушки на елку (куст, дерево).

Опыт «Лёгкий — тяжелый»

Цель: Знакомство детей с весом предметов.

Задачи: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать их по весу.

Ход занятия: Два тряпичных мешочка. В одном воздушный шишки (лёгкий мешочек), а в другой камушки (тяжёлый мешочек).

Тема: «Ледяная горка» (прогулка)

Задачи: Показать детям, как делать горку для куклы. Закрепить знания о свойствах снега (снег хорошо лепится, полить водой, она замерзает, превращается в лед).

Тема: «Поймай снежинку» (прогулка)

Задачи: наблюдение за снежинкой, попадая на ладошку снежинка, тает. Закрепление знаний о свойствах снега.

Материалы: Снеговые лопатки, вода.

Ход наблюдения: Предложить детям поймать снежинку на варежку, рассмотреть ее. Что происходит со снежинкой? (тает).

Вывод: От тепла снежинка тает.

Тема: «Дует, дует ветер. Игры с вертушками»

Задачи: познакомить детей с понятием « ветер», создавать ветер с помощью дыхания.

Материалы: Вертушки по количеству детей.

Ход эксперимента: Вместе с детьми взять в руки вертушки, с ними ничего не происходит. Но если на них подуть, вертушки начинают вращаться. Почему вертушки начали вращаться? (мы создали «ветер» с помощью дыхания).

Наблюдение «За качающими деревьями на участке» (прогулка)

Задачи: Дать детям представление о ветре: дует, качает предметы.

Ход наблюдения: Ребята, посмотрите на деревья. Что происходит с деревьями? (они качаются) Почему? (это дует ветер, при этом качает предметы – деревья).

Эксперимент «Игры с вертушками» (прогулка)

Задачи: Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот. Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер). Создание положительного эмоционального настроения.

Материалы: вертушки по количеству детей.

Ход эксперимента: Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.

Тема: «Бумага» Эксперимент

Задачи: Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони), мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде. Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.

Материалы: Фантики от конфет, бумажные салфетки, бумага для рисования.

Ход эксперимента: Начать шуршать фантиками бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.

Игра-эксперимент «Снежки» (прогулка)

Задача: продолжаем знакомить со свойствами бумаги (мнется). Поднятие эмоционального настроя детей.

Материалы: Листы бумаги на каждого ребенка, корзинка (ведерко).

Ход игры-эксперимента: Вместе с детьми взять листы бумаги и смять. На что, они похожи? (на снежки). Предложить поиграть со «снежками». Д/и «Попади в ведерко».

Дыхательная гимнастика «Снежинки» (прогулка)

Задачи: тренировка правильного дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица. Продолжаем знакомить со свойствами бумаги (вырезать, изготовлять разные поделки).

Материалы: Вырезанные из бумаги снежинки по количеству детей.

Ход упражнения:

Воспитатель раздает снежинки, произносит стихотворный текст:

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

И летят снежинки,

Белые пушинки

Затем показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.

Тема: «Ветка в вазе»

Задачи: показать значение воды в жизни растений.

Материал: ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода».

Ход эксперимента: Срежьте или подберите сломанную веточку, быстро распускающихся деревьев. Возьмите вазу и наклейте на неё наклейку «живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки и почки на них. После поставьте ветку в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте веточку на видное место. Спросите у детей, что произойдет, развивайте умение делать предположения. Каждый день наблюдайте, пройдёт время, почки лопнут и появятся зелёные листочки.

Игры со снегом: «Я пеку, пеку, пеку…» (прогулка)

Задачи: в ходе беседы актуализировать знания детей свойствах снега, предложить выяснить. Можно ли из снега делать пирожки как из песка. Организовать перенесение опыта детей о работе с песком на действия со снегом.

Материалы: Фигурные формочки для песка, совочки.

Ход игры: Воспитатель: — Ребята, снег какой? (белый, пушистый, холодный, хорошо лепиться). Предложить детям с помощью формочек и совочков слепить пирожки из снега.

Конкурс «Снежный ком» (прогулка)

Задачи: побеседовать с детьми о свойствах снега, определить, какой сегодня снег: сыпучий или мокрый, обсудить, будет ли он лепиться? Проверить выводы детей — скатать снежные комья (с помощью воспитателя). Организовать конкурс, у кого из детей получится самый большой ком. Собрать из снежных шаров снеговиков, придумать им имена.

Тема: «Посадка лука»

Задачи: Дать детям знания о том, что для роста растениям нужны земля, вода, тепло.

Материалы: Одноразовый стакан, земля, лук, лейка, вода, совок.

Ход эксперимента: Вместе с детьми рассмотрите лук. После посадите лук в землю, полейте и объясните детям, что одно из важных свойств земли и воды – давать жизнь всему живому. Поставьте стакан с луком на видное место. Спросите у детей, что произойдет, развивайте умение делать предположения. Каждый день наблюдайте, пройдёт время, появятся зелёные стрелочки.

Опыты тема: «Рисование на снегу» (прогулка)

Задачи: расширять представление детей о свойствах снега, показать, что снег впитывает краску и приобретает ее цвет. Вызывать эстетические переживания от красоты зимней природы, радость от прогулки.

Материалы: Вода, подкрашенная гуашью, разных цветов. Детские лейки.

Ход опытов: Предложить детям лейки с подкрашенной водой. Ребята, что происходит со снегом? (он окрашивается).

Тема: «Лед и снег» (прогулка)

Задачи: предложить детям сравнить свойства корочки льда на лужах и снега, выявить черты сходства и различия. Рассказать детям о том, что снег и лед образованы из воды. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас.

Ход опыта: Предложить детям сравнить лед на луже и снег (они отличаются снег – белый, лед – прозрачный; снег — рыхлый, лед — нет). Занести лед и снег в группу через некоторое время рассмотреть (лед, снег растаяли, превратились в воду)

Тема: «Солнечные зайчики»

Задачи: формировать у детей представление о том, что в солнечную погоду можно поймать зеркалом солнечного зайчика

Материал: маленькие зеркала, солнечный свет

Ход игры-эксперимента: Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены и т.д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.

Тема: «Солнышко посвети…» (прогулка)

Задачи: Дать представление о том, что солнце греет.

Ход эксперимента: Предложить детям повернуться к солнышку, поднять лицо и закрыть глаза. Ребята, что вы чувствуете? (тепло)

Вывод: Солнце греет, дает тепло.

Тема: «Разноцветные стекляшки» (прогулка)

Задачи: познакомить детей со свойствами прозрачного стекла. Понаблюдать через них, как меняется окружающий мир.

Материалы: Разноцветные стеклышки по количеству детей.

Ход эксперимента: Раздать детям разноцветные стекла, предложить посмотреть через них. Ребята, что мы видим? (дети объясняют, что они видят).

Вывод: стекло прозрачное, через него все видно.

Тема: «Тень»

Задачи: познакомить детей со свойством солнечного света. Рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением тени.

Материалы: Фонарик, игрушка мишка

Ход эксперимента: В гости к ребятам приходит мишка с волшебным фонариком. Воспитатель светит на мишку на стене, появляется тень, выключить фонарик тень исчезает. Понаблюдать с детьми за тенью, как она двигается.

Тема: «Опыт по выявлению свойств солнечных лучей» (прогулка)

Задачи: Закрепить представление о том, что солнце греет.

Материалы: Тазик с водой, мячик 3 штуки.

Ход эксперимента: мокрые резиновые мячики выносятся в солнечный день на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.

Опыт «Растереть и понюхать набухшие почки» (прогулка)

Задачи: проводить длительное наблюдение, за тем, как распускаются почки.

Ход опыта: Воспитатель предлагает детям растереть почки на ветке и понюхать почки. Ребята, чем они пахнут? (травкой) Воспитатель подводит детей к мысли пришла весна, все вокруг просыпается.

Тема: «Вода – водица»

Задачи: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: бывает холодная и теплая, течет.

Материалы: Стакан, сито, бутылочки с холодной и горячей водой.

Ход эксперимента: Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая). Поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.

Тема: «Поплывет или утонет» (прогулка)

Задачи: Игра способствует развитию наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классифицирования предметов

Материалы: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы), и предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки), емкость с водой, два пустых ведерка.

Ход:

— Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.

— Потом доставайте предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам — в одно, все, что не утонуло, в другое — то, что оказалось на дне.

Картотека опытов и экспериментов на прогулке с детьми второй младшей группы

Мария Зайцева

Картотека опытов и экспериментов на прогулке с детьми второй младшей группы

Опыт 1. Свойства солнечных лучей (на прогулке)

Цель:

ознакомление со свойствами солнечных лучей (вода под воздействием солнечных лучей испаряется).

Материал:

резиновые мячи, лейка с водой.

Описание опыта

В солнечный день на прогулке намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать,как они будут высыхать.

Вывод.

Вода под действием солнечных лучей испаряется.

Опыт 2. Почему не получился пирожок?

Цель:

ознакомление со свойствами песка (песок сухой – сыпучий, из него нельзя приготовить куличики; песок влажный, из него можно изготавливать куличики).

Материал:

песок, формочки.

Описание опыта

Педагог насыпает в формочку песок. Пробует сделать пирожок. Песок из формочки рассыпается. Дети берут в руки песок. Песок из рук детей высыпается. Педагог смачивает песок водой и еще раз пробует сделать пирожок. Пирожок получился. Педагог дает детям возможность потрогать песок и определить, что он мокрый. Пирожок можно сделать только из мокрого песка.

Вывод.

Песок сухой. Он светлого цвета, сыпучий. Из сухого песка нельзя сделать пирожок. При смачивании песок становится мокрым, темного цвета. Из мокрого песка можно сделать пирожок.

Опыт 3. Ветер.

Цель:

ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление).

Материал:

бумажные вертушки, султанчики.

Описание опыта

Дети на прогулке играют с вертушками. Вместе с педагогом обсуждают, почему они вертятся, определяют скорость, силу и направление ветра по вертушкам. Так же смотрят на деревья, по наклону ветвей определяют силу ветра.

Вывод.

При наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. По вращению лопастей вертушки можно определить направление ветра. Скорость, силу и направление ветра можно определить и по наклону ветвей на дереве.

Опыт 4. Свойства льда.

Цель:

ознакомление со свойствами льда (тонкий, хрупкий).

Материал:

лед.

Описание опыта

Педагог разбивает лед лопаткой. Дети под руководством педагога рассматривают кусочки льда. Кладут на ладошку кусочек льда и наблюдают за его таянием.

Вывод.

Лет от тепла тает так же, как и снег.

Опыт 5. Снег в комнате тает.

Цель:

ознакомление со свойствами снега (тает и переходит в жидкое состояние – при повышении температуры воздуха).

Материал:

снег, баночка.

Описание опыта

На прогулке педагог набирает в баночку снег и ставит в групповой комнате. Дети под руководством педагога наблюдают за снегом.

Вывод.

От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Опыт 6. Свойства снега.

Цель:

ознакомление со свойствами снега (снег при повышении температуры воздуха тает).

Материал:

снег.

Описание опыта

Педагог на прогулке берет снег в руки и показывает детям, как он медленно тает от тепла.

Вывод.

Ладошка теплая, снег тает от тепла.

Опыт 7. Свойства солнечных лучей.

Цель:

ознакомление со свойством солнечных лучей (нагревание предметов).

Описание опыта

Педагог предлагает детям потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.

Вывод.

Предметы, находящиеся в тени, без доступа солнечного света, холоднее. Предметы, находящиеся на обогреваемой солнечными лучами стороне, теплее.

Опыт 8. «Солнечные зайчики»

Цель:

дать представление, что «солнечный зайчик» — это луч солнца, отражающий в зеркале.

Описание эксперимента:

воспитатель демонстрирует появление солнечного «зайчика», сопровождая свои действия словами. Зеркало отражает луч света, и само зеркало становится источником света. Пускать солнечные «зайчики» можно благодаря солнышку.

Воспитатель показывает детям, как пускают солнечных «зайчиков».

— Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении.

Дети пробуют пускать солнечных «зайчиков». Затем воспитатель показывает, как спрятать «зайчика» (прикрыть зеркало ладошкой). Дети пробуют спрятать «зайчика». Далее воспитатель предлагает детям поиграть с «зайчиком» в прятки и догонялки. Дети выясняют, что управлять «зайчиком», играть с ним трудно (даже от небольшого движения зеркала солнечный «зайчик» перемещается на стене на большое расстояние).

Воспитатель предлагает детям пустить «зайчиков» в тени, где нет яркого солнечного света.

— Почему солнечные «зайчики» не появляются? (Нет яркого света) .

Вывод:

Солнечный «зайчик» появляется путем отражения света от блестящих поверхностей.

Опыт 9. Свойства воды (одно из ее состояний).

Цель:

ознакомление с одним из свойств воды.

Материал:

сосулька (кусочек льда).

Описание опыта

Педагог ломает сосульку. Дети под руководством педагога рассматривают ее, трогают. Спросить, какая она (холодная, прозрачная, гладкая). Внести в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять, во что превратится.

Вывод.

Лед (в виде сосульки) твердый, гладкий, холодный, прозрачный. При повышении температуры воздуха лед постепенно тает, приобретая жидкое состояние и превращаясь в воду.

Опыт 10. «Цветные бусы»

Цель:

ознакомление со свойствами льда

Материал:

вода, краски, толстая нить, формочки

Описание опыта:

сделать бусы из коробки из — под конфет. В формочную коробку залить цветную воду, чередуя цвета с прозрачной водой. Затем в налитые формочки положить толстую, длинную нить для бус и также убрать на мороз. Через некоторое время посмотреть, что произошло с водой. Предложить детям украсить деревья на участке и полюбоваться красотой, которую дети сделали своими руками.

Вывод:

вода в холоде замерзает

Опыт 11. Почему по дорогам побежали ручьи?

Цель:

ознакомление со свойствами снега (тает и превращается в воду).

Описание опыта

Педагог предлагает детям посмотреть на дорогу в теневой стороне дома. Отметить, что на дороге лежит снег. Спросить: «Почему?» (Нет солнышка, снег лежит на дороге.)

Педагог предлагает детям посмотреть на дорогу на солнечной стороне дома. Отметить, что по дороге бегут ручьи. Спросить: «Почему?» (Солнышко нагрело снег и превратило его в воду.)

Вывод.

Солнце нагревает снег, и он превращается в воду.

Опыт 12. Бумажные кораблики.

Цель:

ознакомление со свойством бумаги намокает в воде.

Материал:

бумажные кораблики.

Описание опыта

Педагог делает детям бумажные кораблики, дает потрогать, спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Выносит кораблики на прогулку и дает детям. Дети пускают кораблики в лужу или ручеек. Наблюдают, как они намокают. Педагог спрашивает, почему кораблики намокают.

Вывод.

Бумага намокает в воде, рвется.

Опыт 13. Веселые кораблики.

Цель:

ознакомление с различными свойствами предметов (плавучесть предметов).

Материал:

таз с водой (ручейки); предметы, сделанные из разных материалов.

Описание опыта

Педагог наливает в таз воду (подходят к ручейку) и вместе с детьми опускает предметы, сделанные из разных материалов. Наблюдают, какие предметы тонут, а какие остаются плавать.

Вывод.

Не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.

Опыт 14. Что в пакете?

Цель:

обнаружение воздуха в окружающем пространстве.

Материал:

полиэтиленовые пакеты.

Описание опыта

Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Педагог спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, педагог набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Педагог обращает внимание детей на то, что, когда открыли пакет, он перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

Вывод.

Воздух прозрачный, невидимый, легкий.

Опыт 15. Свойства мокрого песка.

Цель:

ознакомление со свойствами песка (сухой песок рассыпается,мокрый песок лепится, он высыхает под воздействием солнечных лучей).

Материал:

песок, лейка с водой, формочки.

Описание опыта

Намочить песок и понаблюдать с детьми, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек. Сравнить, сделать вывод.

Вывод.

Мокрый песок лепится, из него можно лепить разные фигуры; сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.

Опыт 16. Делаем дорожки и узоры из песка.

Цель:

ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить любой узор, из мокрого – нет).

Материал:

песок, лейка с водой, бутылочка.

Описание опыта

Педагог дает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно рисовать узоры на земле. Мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается.

Вывод.

Сухой песок сыпучий; наполнив им бутылочку, можно сделать дорожку или иной узор. Мокрый песок тяжелый, не выпадает из бутылочки.

Опыт 17. «Песок и земля»

Цель:

ознакомление со свойствами песка (рыхлый) и земля (сухая, твёрдая).

Описание опыта:

У каждого ребёнка горшок (ведерко) с песком, банка (ведерко) с землей и два «деревца» (ветка дерева). Педагог предлагает детям «посадить» дерево в ведерко с землей, а затем в ведерко с песком. Дети сравнивают, во что легче посадить дерево.

Вывод:

земля сухая, твёрдая, а песок — рассыпчатый.

Опыт 18. «Определение цвета».

Цель:

ознакомление со свойством песка (цвет).

Ход:

Посмотрите внимательно, как вы думаете какого цвета песок? (Светло – желтого).

— А теперь польем его водой. Какого цвета стал песок? (Темного)

Вывод.

Сухой песок светлый, а мокрый темный.

Фотоотчет экспериментальной деятельности во 2 младшей группе №3 Тема: « Свойства и признаки воды».

Цели и задачи: познакомить со свойствами воды; формировать у детей знания о свойствах воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, текучая) ; закрепить знания детей о времени года – зима, через знакомство со снегом и снежинкой. Отмечать характерные признаки зимы, развивать связную речь, умение отвечать на вопросы; напомнить детям о том, как зимует в лесу заяц; провести опыты со снегом и льдом и водой : дать понятие, что вода не имеет цвета и запаха ,от мороза, холода вода превращается в лед, снег легкий, хрупкий, от тепла тает, т. к. состоит из воды, из снега можно лепить, воду ,снег и лед можно окрашивать ; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способность сами ставить вопросы

И получать на них фактические ответы, оказываясь

На более высоком умственном и нравственном уровнем

В сравнении с теми, кто такой школы не прошёл «

К. А. Тимирязев.

В нашем детском саду прошла неделя экспериментов. На занятии мы с детьми провели эксперименты с водой. Узнали много нового и интересного. Мы отправились в «волшебную страну чудес». А отправились мы туда на быстрых самолетах. Первая наша остановка – « Чудо водичка». Здесь мы узнали, что вода жидкая и может течь. Затем мы прилетели на лесную полянку ,где встретили зайку. Зайка нам рассказал много интересного о снеге и льде. Мы опускали снег и лед в воду и узнали , что они легче воды, окрашивали их в разные цвета. Вернулись мы из путешествия в радостном настроении и с новыми знаниями. Дети переливали воду из одной ёмкости в другую. И узнали, что вода жидкая, льется, течёт. Затем мы узнали :« У воды нет запаха». Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах разносится по всему дому . Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод:вода не имеет запаха. “Вода прозрачная”.Перед детьми стоят две колбочки : один с водой, другой — с молоком. В обе колбочки положить палочки . В какой из колбочек они видны, а в каком — нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в колбочке с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком — нет. Вывод:вода прозрачная, а молоко — нет. “У воды нет вкуса” Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод:вода не имеет вкуса. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить». Налить в колбочки воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду. Вывод:Вода легко окрашивается в любой цвет. Затем мы отправились дальше в полет . И остановились на лесной лужайке. Там мы повстречали зайку . Который нам рассказал много интересного . «Снег – это тоже вода». Приносим с улицы ведерко со снегом. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает -его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются воду. Вывод:когда тепло снег тает и превращается в воду.« Вода замерзает и превращается в лед».Лед опускали в воду и он всплывал. Вывод: лед легче воды. Проведя эксперименты, мы узнали много нового и интересного. С новыми знаниями вернулись на самолетах в свою группу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]