Использование подвижных игр в педагогическом процессе предполагает строгое соблюдение дидактических принципов доступности, систематичности, последовательности активности, сознательности. Для каждой возрастной группы игры необходимо подбирать в соответствии с принципом преобладающего вида движений: ходьбы, бега, метания, прыжков или лазания.
В педагогике широко используются подвижные игры, в которых кроме основных движений используются и другие, например, ритмичные хлопки, притопывание и пр. Проводя их, воспитатель может преследовать разные цели в зависимости от того, на каком этапе находится физическое развитие детей. Передовые русские ученые П.Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В. В. Гориневский, учитывая важную роль подвижных игр в развитии физических сил ребенка, в приобретении им определенных навыков, уделяли много внимания сбору и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для физического развития детей и пропагандировали практическое внедрение их в систему воспитания подрастающего поколения. В дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли свое отражение в трудах ученых, разрабатывавших вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой.
Подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Одна из характерных особенностей подвижных игр — стремление к результату. Ребенок испытывает радость от удовлетворения потребности в движениях, от эмоциональной атмосферы игры, особый эмоциональный подъем вызывает достижение реального, наглядного положительного результата — выигрыша. Разнообразие подвижных игр с давних пор приводило исследователей и составителей сборников к необходимости группировать игры, классифицировать их. Изучением подвижных игр для дошкольников занимались такие педагоги, как Л.И. Чулицкая, Е.А. Аркин, М.М. Конторович, Н.А. Метлов, Л.И. Михайлова, а позднее В.М. Богусловская, А.И. Быкова, А.И. Сорокина, Е.Г. Батурина, Н.Г. Кожевникова, Н.Н. Кильпио и др.
Классификация подвижных игр для дошкольников
Игры классифицируются: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств. В «Программе воспитания в детском саду» и в существующих сборниках подвижных игр в основу классификации положен признак преобладающего вида движений (бег или прыжки, метание, лазанье и т.п.). При подборе по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастным группами. Это помогает воспитателю планировать игры в связи с формированием у детей определенных двигательных навыков. В сборнике М.М. Конторович и Л.И. Михайловой, принято деление игр по степени вызываемого у детей мышечного напряжения: на игры большой, средней и малой степени подвижности. Большая подвижность — участвует вся группа (бег, прыжки, «Ловишки», «Пятнашки») средней подвижности — активно участвует вся группа, но характер движений относительно спокойный (ходьба, передача предметов) малой подвижности — движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их не значительна (игра с ходьбой, игры на внимание, «морская фигура», «Найди и промолчи»).
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
Все игры для детей дошкольного возраста, построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные игры. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и своеобразию двигательных заданий. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Вторая группа — спортивные игры: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей. В работе с детьми дошкольного возраста их применяют с упрощенными правилами. В младших группах детского сада наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, а также простейшие игры без сюжета типа ловишек и игры-забавы. Бессюжетные игры с элементами соревнования, эстафеты, игры с предметами (бабки, кегли, кольцеброс, серсо и т. п.) еще не доступны малышам. Совсем не проводят в этом возрасте спортивные игры. Вместе с тем в работе с детьми младшего дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми.
Подвижная игра, ее определение и специфика
Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Подвижные игры, прежде всего, средство физического воспитания. Они дают возможность развивать и совершенствовать движения, упражняется в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, ползании, метании, ловле и т. д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т. е. повышению жизнедеятельности организма.[39]
Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре, по видам движений, по содержанию. В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др. Спортивные игры, по данным М. П. Голощекиной, Э. И. Адашкявичене и др., целесообразно использовать в старшей и подготовительной к школе группах дошкольного учреждения. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод (кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т. д.) Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели (перебежки, ловишки; игры с элементами соревнования; игры-эстафеты; игры с предметами и т. п.). Для маленьких детей используют игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.). Существуют следующие классификации подвижных игр: по сложности, двигательному содержанию, степени физической нагрузки, использованию пособий и снарядов, по преимущественному формированию физических качеств.
В дошкольном возрасте используются элементы спортивных игр, и дети играют по упрощенным правилам. Классификация подвижных игр по двигательному содержанию: игры с ходьбой; игры с бегом; игры с лазанием; игры с прыжками; игры с метанием. Классификация подвижных игр по степени физической нагрузки: игры большой подвижности, игры средней подвижности, игры малой подвижности. Классификация подвижных игр по использованию пособий и снарядов: игры с предметами (флажки, ленточки, мячи, обручи, скакалки, шнуры); игры с крупными гимнастическими пособиями (гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, кубы, гимнастическая лестница, доски, длинные рейки). Классификация подвижных игр по преимущественному формированию физических качеств: игры на развитие координационных способностей; игры на формирование быстроты; игры на формирование выносливости; игры на формирование силы, гибкости. Классификация русских народных подвижных игр По характеру использования фольклорного подкрепления Народные игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества); народные игры без речевого сопровождения. По способу распределения на роль: игры с выбором водящего при помощи считалок, игры с делением на группы при помощи оговорок и жеребьевок. С преимущественным проявлением двигательных качеств: игры на развитие ловкости и точности движений; игры на развитие быстроты реакции; игры на развитие меткости, глазомера; игры на развитие ритмичности и пластики 49 движений; игры на ориентировку в пространстве и коллективе. С преимущественным проявлением психических качеств: Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания; игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти; игры на развитие творческого воображения; игры на развитие наглядно-образного мышления; игры на развитие связной речи. Распределение подвижных игр по величине психофизической нагрузки 1 группа — игры с незначительной психофизической нагрузкой. Используются при болезни ребенка через две -три недели после уменьшения активности заболевания. Исходное положение ребенка — сидя на стуле, разрешается непродолжительная ходьба по комнате (два раза по 20 с). Игра может повторяться до четырех раз. Продолжительность — 5 -10 мин II группа — игры с умеренной психофизической нагрузкой. Используются через три -четыре недели после уменьшения активности заболевания. Исходное положение ребенка в игре: сидя, стоя, в ходьбе. Игры призваны развивать моральные качества и моторные навыки: быстроту реакции, четкость выполнения движений, их координацию, особенно в мелких и средних мышечных группах (пальцах, кистях рук). III группа — игры с тонизирующей психофизической нагрузкой. Используются спустя длительное время после выздоровления (при отсутствии обострения заболевания), для детей, находящихся на общем режиме. Исходные положения во время игр: стоя, ходьба, бег — в короткие интервалы времени. Продолжительность — 30 мин. Игры можно повторять от двух до пяти раз. Используются элементы соревнования, требуются ловкость, точность и быстрота реакции, координация сложных движений IV группа — игры с тренирующей психофизической нагрузкой. Предлагаются детям в состоянии стойкой ремиссии заболевания, практически здоровым. Игры предусматривают большую амплитуду движений с включением бега, прыжков, элементов соревнования. В них добиваются быстроты реакции, скорости, а в некоторых случаях выносливости. Нагрузка на организм ребенка в этих играх повышается и благодаря сопутствующей им эмоциональности. [23, с.47-49]
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка.
Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.
Подвижные игры прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.
Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.[39]
Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Например, челночный бег нередко осуществляется с применением игрового метода в виде эстафет, например в играх «Держи за руки», «Перенеси предмет», «За предметом по выбору», «кто быстрее напишет». Организация игр должна предусматривать многократное пробегание коротких отрезков без перерыва для отдыха (3-6 раз) и пробегание сериями (3-4 по 3 раза) с интервалами отдыха 1-2 мин.[34, с.24]
Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.
В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших — перед началом. Подвижны игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно.
Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их пере возбуждение и утомление.
Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т.д. [22]
2. Перспективные планы с использованием подвижных игр
В этой главе будет рассмотрено 2 перспективных плана (Таблица 2.1. и Таблица 2.2.) в соответствии с ФГОС с периодами дошкольного возраста. Прежде чем приступить к разработке перспективного плана для детей дошкольного возраста, необходимо отметить, что в этом возрастном периоде выделяется три составляющие:
— социальная ситуация развития (например, период «я сам», подражание взрослым);
— психические новообразования (создается наглядно-образное мышление, усложняется речь, дети обучаются контролировать и управлять своими эмоциями);
— ведущий вид деятельности (использование сюжетно-ролевой игры).
Нормы ГТО делятся на ступени. К I ступени дети в возрастной группе 6-8 лет. Во время сдачи нормативов ГТО проявляются все физические качества. Но тяжело тренировать каждое отдельно. И поэтому в ДОУ не предусмотрена сдача нормативов, как это принято в школах, а можно используются планы работы, опирающиеся на большой выбор подвижных игр. Ведь это сознательная деятельность ребенка, где он проявляет себя активно, выполняет точно и своевременно задания, учитывая обязательные правила.
Подвижная игра имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка: физического, умственного, эмоционального, социального.
В подвижных играх даются задания, с помощью которых у детей развивается интеллект, фантазия, воображение, память, речь, физическая сила, формируется воля, выдержка, ребенок учится контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется такие личностные качества, как, активность, честность, дисциплинированность, справедливость. То есть в процессе игры происходит всестороннее гармоничное развитие ребенка.
2.1. Перспективный план с учетом подвижных игр (возраст 3-4 года)
Основные задачи:
— Содействие развитию двигательной активности, силы, выносливости, ловкости, гибкости;
— Формирование правильной осанки, плавных, грациозных движений, ориентации в пространстве, ритмичности движений;
— Обогащение двигательного опыта ребенка разнообразными видами физических упражнений и подвижных игр;
— Развитие произвольных движений рук, мелкой моторики, двуручной координации;
1 неделя: Игры с использованием элементов бега и ходьбы:
— Упражнять в ходьбе и беге в прямом и произвольном направлениях;
— Учить детей ходить и бегать друг за другом небольшими группками, сначала держась друг за друга, затем не держась;
— Приучать детей начинать движение и останавливаться по сигналу воспитателя;
— Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
2 неделя: Игры с использованием элементов прыжков
— Развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом;
— Учить детей прыгать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга
— Упражнять детей в прыжках.
3 неделя: Игры ориентированные на восприятие пространства
— Учить ориентироваться в пространстве;
— Учить сориентироваться в пространстве после сигнала;
— Развивать умение не наталкиваться друг на друга;
— Воспитывать дружеские отношения;
— Начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место;
— Развивать ловкость.
4 неделя: Игры-забавы
— Снятие эмоционального напряжения;
— Повышение настроения;
— Развить воображение;
— Обучение согласованию движений друг с другом и ритмом текста;
— Создание атмосферы радости, сближающей детей;
— Развитие активной речи и внимания ребенка;
-Слухового восприятия, внимания, быстроты реакции, навыков взаимодействия со взрослыми, с детьми;
— Развитие доверительных, партнерских отношений.
Таблица 2.1. План обучения подвижным играм с учетом возраста 3-4 года
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Игры с использованием элементов бега и ходьбы | Игры с использованием элементов прыжков | Игры ориентированные на восприятие пространства | Игры-забавы | |
Сентябрь | Обучение: «Догоните меня» | Обучение: «Подпрыгни до воздушного шара» Закрепление: «Догоните меня» | Обучение: «Воробушки и автомобиль» Закрепление: «Подпрыгни до воздушного шара» Упражнение: «Догоните меня» | Обучение: «Карусели» Закрепление: «Воробушки и автомобиль» Упражнение: «Подпрыгни до воздушного шара» Усложнение: «Догоните меня» |
Октябрь | Обучение: «Поезд» Закрепление: «Карусели» Упражнение: «Воробушки и автомобиль» Усложнение: «Подпрыгни до воздушного шара» | Обучение: «Мой веселый звонкий мяч» Закрепление: «Поезд» Упражнение: «Карусели» Усложнение: «Воробушки и автомобиль» | Обучение: «Кот и мыши» Закрепление: «Мой веселый звонкий мяч» Упражнение: «Поезд» Усложнение: «Карусели» | Обучение: «Маленькая птичка» Закрепление: «Кот и мыши» Упражнение: «Мой веселый звонкий мяч» Усложнение: «Поезд» |
Ноябрь | Обучение: «Самолеты» Закрепление: «Маленькая птичка» Упражнение: «Кот и мыши» Усложнение: «Мой веселый звонкий мяч» | Обучение: «Угости белку орешком» Закрепление: «Самолеты» Упражнение: «Маленькая птичка» Усложнение: «Кот и мыши» | Обучение: «Бездомный заяц» Закрепление: «Угости белку орешком» Упражнение: «Самолеты» Усложнение: «Маленькая птичка» | Обучение: «Солнечные зайчики» Закрепление: «Бездомный заяц» Упражнение: «Угости белку орешком» Усложнение: «Самолеты» |
Декабрь | Обучение: «Найди свой домик» Закрепление: «Солнечные зайчики» Упражнение: «Бездомный заяц» Усложнение: «Угости белку орешком» | Обучение: «Прыгай до флажка» Закрепление: «Найди свой домик» Упражнение: «Солнечные зайчики» Усложнение: «Бездомный заяц» | Обучение: «Догони мяч» Закрепление: «Прыгай до флажка» Упражнение: «Найди свой домик» Усложнение: «Солнечные зайчики» | Обучение: «Цап» Закрепление: «Догони мяч» Упражнение: «Прыгай до флажка» Усложнение: «Найди свой домик» |
Январь | Обучение: «Ловишки» Закрепление: «Цап» Упражнение: «Догони мяч» Усложнение: «Прыгай до флажка» | Обучение: «Прыгни в обруч» Закрепление: «Ловишки» Упражнение: «Цап» Усложнение: «Догони мяч» | Обучение: «У медведя во бору» Закрепление: «Прыгни в обруч» Упражнение: «Ловишки» Усложнение: «Цап» | Обучение: «Кукушка» Закрепление: «У медведя во бору» Упражнение: «Прыгни в обруч» Усложнение: «Ловишки» |
Февраль | Обучение: «Перебежки» Закрепление: «Кукушка» Упражнение: «У медведя во бору» Усложнение: «Прыгни в обруч» | Обучение: «С кубика на кубик» Закрепление: «Перебежки» Упражнение: «Кукушка» Усложнение: «У медведя во бору» | Обучение: «Цветные автомобили» Закрепление: «С кубика на кубик» Упражнение: «Перебежки» Усложнение: «Кукушка» | Обучение: «Гуси летят» Закрепление: «Цветные автомобили» Упражнение: «С кубика на кубик» Усложнение: «Перебежки» |
Март | Обучение: «Снежинки и ветер» Закрепление: «Гуси летят» Упражнение: «Цветные автомобили» Усложнение: «С кубика на кубик» | Обучение: «По ровненькой дорожке» Закрепление: «Снежинки и ветер» Упражнение: «Гуси летят» Усложнение: «Цветные автомобили» | Обучение: «Найди Снегурочку» Закрепление: «По ровненькой дорожке» Упражнение: «Снежинки и ветер» Усложнение: «Гуси летят» | Обучение: «У оленя дом большой» Закрепление: «Найди Снегурочку» Упражнение: «По ровненькой дорожке» Усложнение: «Снежинки и ветер» |
Апрель | Обучение: «Птичка и птенчики» Закрепление: «У оленя дом большой» Упражнение: «Найди Снегурочку» Усложнение: «По ровненькой дорожке» | Обучение: «Вокруг обруча» Закрепление: «Птичка и птенчики» Упражнение: «У оленя дом большой» Усложнение: «Найди Снегурочку» | Обучение: «Кто быстрее добежит по дорожке?» Закрепление: «Вокруг обруча» Упражнение: «Птичка и птенчики» Усложнение: «У оленя дом большой» | Обучение: «Шла коза по мостику» Закрепление: «Кто быстрее добежит по дорожке?» Упражнение: «Вокруг обруча» Усложнение: «Птичка и птенчики» |
Май | Обучение: «Бегите ко мне» Закрепление: «Шла коза по мостику» Упражнение: «Кто быстрее добежит по дорожке?» Усложнение: «Вокруг обруча» | Обучение: «Поймай комара» Закрепление: «Бегите ко мне» Упражнение: «Шла коза по мостику» Усложнение: «Кто быстрее добежит по дорожке?» | Обучение: «Ворона и воробьи» Закрепление: «Поймай комара» Упражнение: «Бегите ко мне» Усложнение: «Шла коза по мостику» | Обучение: «Волшебное слово» Закрепление: «Ворона и воробьи» Упражнение: «Поймай комара» Усложнение: «Бегите ко мне» |
Правила подвижных игр описаны в Приложении 1.[Приложение 1]
Планируемые результаты освоения программы в конце пятого года жизни:
— Ребенок достаточно ловок, вынослив;
— Применяет в игровых и жизненных ситуациях навыки, полученные на занятиях по физической культуре;
— Ребенок выполняет упражнения, которые демонстрирует педагог, ориентируясь на показ и устную инструкцию;
— Ребенок может двигать руками, кистями рук и пальцами, совершая одновременно обеими руками однонаправленные или разнонаправленные движения (разнонаправленные в медленном темпе);
— Ребенок может произвольно изменять скорость и направление движения, по сигналу останавливаться, неподвижно удерживать заданную позу до 5 секунд;
— Соотносит свои движения с движениями других детей, умеет двигаться в колонне (друг за другом), по кругу, в паре, группой;
— Ребенок успешно преодолевает различные препятствия (перешагивает, перепрыгивает, перелезает);
— Ребенок ориентируется в пространстве зала, легко выполняет инструкции на ориентировку (находит заданный угол и сторону зала, понимает, что значит «встаньте лицом к окну», «встаньте друг за другом», «повернитесь в другую сторону» и т.п.);
Ребенок активно принимает участие в подвижных играх, спортивных занятиях, закаливающих мероприятиях. [43 с.95, 104]
Следует отметить, что нужно помнить про дозирование нагрузки. Из-за высокой эмоциональной насыщенности игры дети не всегда могут контролировать своё состояние, следствием чего может явиться перевозбуждение или утомление, симптомами которых являются частое нарушение правил играющими, их невнимательность, пассивность, неточность движений, учащённое дыхание. В таких случаях необходимо либо снизить нагрузку, либо вывести ребёнка из игры, а при необходимости — оказать первую помощь и обратиться к врачу.
Регулировать нагрузку в процессе игры можно различными способами: сокращением длительности игры, введением перерывов для отдыха, изменение количества играющих, уменьшением поля игровой площадки, изменением правил, сменой ролей играющих, переключение на другую игру. [18]
2.2. Перспективный план с учетом подвижных игр (возраст 5-7 лет)
Подвижные игры возрастного периода 5-7 лет включает себя те же задачи, что и в предыдущем периоде, но требуют дополнения.
Основные задачи:
— Содействие развитию скоростных способностей, силы, выносливости, ловкости, гибкости;
— Формирование правильной осанки, плавных, грациозных движений, ориентации в пространстве, ритмичности движений;
— Обогащение двигательного опыта ребенка разнообразными видами физических упражнений и подвижных игр;
— Развитие интереса к тренировочной деятельности;
— Развить активность детей в процессе совместной игровой деятельности;
— Обучить следовать правилам и контролировать ход игры.
1 неделя: Игры на скорость:
— Развить быстроту реакции по заданному сигналу;
— Развить внимание на меняющиеся условия во время игры.
2 неделя: Игры на ловкость и координацию:
— Развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом;
— Развить координацию движений, двигательную активность;
— Упражнять детей в ориентировании в пространстве.
3 неделя: Игры на развитие силы и выносливости:
— Выполнять задания с использованием мышечных усилий;
— Развить способность детей использовать свою силу воли в выполнении игр с повышенной утомляемостью.
4 неделя: Игры-забавы
— Снятие эмоционального напряжения;
— Повышение настроения;
— Развить воображение;
— Обучение согласованию движений друг с другом и ритмом текста;
— Создание атмосферы радости, сближающей детей;
— Развитие активной речи и внимания ребенка;
-Слухового восприятия, внимания, быстроты реакции, навыков взаимодействия со взрослыми, с детьми;
— Развитие доверительных, партнерских отношений.
Таблица 2.2. План обучения подвижным играм с учетом возраста 5-7 лет
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Игры на скорость | Игры на ловкость и координацию | Игры на развитие силы и выносливости | Игры-забавы | |
Сентябрь | Обучение: «День и ночь» | Обучение: «Дождик» Закрепление: «День и ночь» | Обучение: «Цепи» Закрепление: «Дождик» Упражнение: «День и ночь» | Обучение: «Картошка» Закрепление: «Цепи» Упражнение: «Дождик» Усложнение: «День и ночь» |
Октябрь | Обучение: «Пятнашки» Закрепление: «Картошка» Упражнение: «Цепи» Усложнение: «Дождик» | Обучение: «Болотце» Закрепление: «Пятнашки» Упражнение: «Картошка» Усложнение: «Цепи» | Обучение: «Почта» Закрепление: «Болотце» Упражнение: «Пятнашки» Усложнение: «Картошка» | Обучение: «Краски» Закрепление: Упражнение: «Болотце» Усложнение: «Пятнашки» |
Ноябрь | Обучение: «Вокруг пункта» Закрепление: «Краски» Упражнение: Усложнение: «Болотце» | Обучение: «Обезьянки» Закрепление: «Вокруг пункта» Упражнение: «Краски» Усложнение: | Обучение: «Тянем-потянем» Закрепление: «Обезьянки» Упражнение: «Вокруг пункта» Усложнение: «Краски» | Обучение: «Тише едешь — дальше будешь» Закрепление: «Тянем-потянем» Упражнение: «Обезьянки» Усложнение: «Вокруг пункта» |
Декабрь | Обучение: «Кто скорей?» Закрепление: «Тише едешь — дальше будешь» Упражнение: «Тянем-потянем» Усложнение: «Обезьянки» | Обучение: «Телеграф» Закрепление: «Кто скорей?» Упражнение: «Тише едешь — дальше будешь» Усложнение: «Тянем-потянем» | Обучение: «Репка» Закрепление: «Телеграф» Упражнение: «Кто скорей?» Усложнение: «Тише едешь — дальше будешь» | Обучение: «Вышибалы» Закрепление: «Репка» Упражнение: «Телеграф» Усложнение: «Кто скорей?» |
Январь | Обучение: «Эстафета в гору» Закрепление: «Вышибалы» Упражнение: «Репка» Усложнение: «Телеграф» | Обучение: «Шалашик» Закрепление: «Эстафета в гору» Упражнение: «Вышибалы» Усложнение: «Репка» | Обучение: «Мышкин дом» Закрепление: «Шалашик» Упражнение: «Эстафета в гору» Усложнение: «Вышибалы» | Обучение: «Колечко» Закрепление: «Мышкин дом» Упражнение: «Шалашик» Усложнение: «Эстафета в гору» |
Февраль | Обучение: «Встречная эстафета с набивными мячами» Закрепление: «Колечко» Упражнение: «Мышкин дом» Усложнение: «Шалашик» | Обучение: «Зебра» Закрепление: «Встречная эстафета с набивными мячами» Упражнение: «Колечко» Усложнение: «Мышкин дом» | Обучение: «Перетяжки» Закрепление: «Зебра» Упражнение: «Встречная эстафета с набивными мячами» Усложнение: «Колечко» | Обучение: «Золушка» Закрепление: «Перетяжки» Упражнение: «Зебра» Усложнение: «Встречная эстафета с набивными мячами» |
Март | Обучение: «Эстафета по кругу» Закрепление: «Золушка» Упражнение: «Перетяжки» Усложнение: «Зебра» | Обучение: «Рыбалка» Закрепление: «Эстафета по кругу» Упражнение: «Золушка» Усложнение: «Перетяжки» | Обучение: «Кто сильнее?» Закрепление: «Рыбалка» Упражнение: «Эстафета по кругу» Усложнение: «Золушка» | Обучение: «Я знаю» Закрепление: «Кто сильнее?» Упражнение: «Рыбалка» Усложнение: «Эстафета по кругу» |
Апрель | Обучение: «Гонка мячей по кругу» Закрепление: «Я знаю» Упражнение: «Кто сильнее?» Усложнение: «Рыбалка» | Обучение: «Плетень» Закрепление: «Гонка мячей по кругу» Упражнение: «Я знаю» Усложнение: «Кто сильнее?» | Обучение: «Колобок» Закрепление: «Плетень» Упражнение: «Гонка мячей по кругу» Усложнение: «Я знаю» | Обучение: «Съедобное-несъедобное» Закрепление: «Колобок» Упражнение: «Плетень» Усложнение: «Гонка мячей по кругу» |
Май | Обучение: «Снежки» Закрепление: «Съедобное-несъедобное» Упражнение: «Колобок» Усложнение: «Плетень» | Обучение: «Задом наперед» Закрепление: «Снежки» Упражнение: «Съедобное-несъедобное» Усложнение: «Колобок» | Обучение: «Козел» Закрепление: «Задом наперед» Упражнение: «Снежки» Усложнение: «Съедобное-несъедобное» | Обучение: «Земля, вода, воздух» Закрепление: «Козел» Упражнение: «Задом наперед» Усложнение: «Снежки» |
Правила подвижных игр описаны в Приложении 2.[Приложение 2]
Планируемые результаты освоения программы в конце 7 года жизни:
— Ребенок с удовольствием участвует в физкультурно-спортивных занятиях, умеет организованно двигаться в группе детей в различных построениях, перестраиваться на ходу;
— Ориентируется в пространстве зала относительно неподвижных объектов, а также относительно других детей;
— Ребенок может произвольно изменять скорость ходьбы и бега, бегать различными способами, сочетать бег с другими движениями;
— В прыжках выполнять перекрестные движения, пересекающие «среднюю линию» тела, одновременно с прыжками совершать движения руками по заданию, например, ловить и бросать мяч в прыжке;
— Ребенок ловит мяч одной и двумя руками, может отбивать мяч об пол и вести его вперед, бросать в цель, забрасывать в корзину;
— Выполнять одновременно одинаковые и разнонаправленные движения руками и пальцами рук (например, на одной руке пальцы сгибать, а на другой разгибать в плоскости ладони);
— Выполнять знакомые упражнения по устной инструкции воспитателя;
— Ребенок участвует в подвижных играх с правилами, запоминая правила и следуя им, принимая на себя разные функции в игре, в том числе роль водящего;
— Ребенок знаком с основами здорового образа жизни, участвует в оздоравливающих мероприятиях, которые организует взрослый [43с.128, 139-140]
Заключение
Рассмотрев физические качества и изучив закономерности их развития у дошкольников, можно сделать вывод, что физические качества имеют важное значение для всестороннего физического развития детей. Для тренировки физических качеств как средства формирования физического развития у дошкольников важна универсальность подвижных игр. Во время игры не происходит развития только одного из качеств ребенка. Происходит общая тренировка организма с большим акцентом на один из видов изучаемых качеств. Развитие физических качеств измеряется по определенным показателям, таким как быстрота, гибкость тела, выносливость, координация движений. Это необходимо для правильного развития и полноценной жизни человека.
В ходе сделанной работы поставленная цель достигнута, задачи решены. Нужно помнить, что призывать детей в дошкольном возрасте не двигаться и молчать — огромная ошибка. В этот период дети изучают мир. А развитие физических качеств дает твердую основу для всестороннего изучения. Можно сделать вывод, что в результате, применения подвижных игр у детей дошкольного возраста повышается уровень физической подготовленности. Кроме того, физически развитый ребенок не отстает в своем психическом развитии. Ему легче во время игры настраивать дружеские отношения с другими детьми. Отсюда мы получаем здорового человека на всех уровнях: на физическом, душевном и социальном.
Во время проведения подвижных игр работник ДОУ должен учитывать возрастные и индивидуальные особенностей детей, осуществлять грамотное руководство подвижной игрой, использовать различные варианты игр с усложнением, для развития физических качеств.
В ДОУ используется системный подход к спортивному развитию ребят. Кроме подвижных игр применяются упражнения, свободная двигательная активность (например, во время прогулок). Дети испытывают огромную физическую нагрузку, но чаще всего не замечая ее, так как увлечены процессом. И даже скатывание с горок по несколько раз будет являться отличным компромиссом подвижным играм.
Для серьезных тренировок физических качеств, которые проходят в школьный период, необходимо пройти стадию подвижных игр. И главной задачей воспитателя становится заинтересовать ребенка физической активностью. Если во время мероприятия ребенка принуждают заниматься неинтересным ему действием, то этого никогда не произойдет. Очень важна эмоциональная заинтересованность. Если дошкольник увлечен, то со временем получится внедрять в его подвижную деятельность более сложные задачи.
Существуют сотни подвижных игр, которые подразумевают участие различных групп детей. Ребята играют по правилам параллельно развивая свои качества, связанные с двигательной активностью. В этих играх нужно приседать, бегать, управлять своей координацией, быть внимательным и ловким. Во время игры дети не замечают, как тренируются. Как было показано этот вид деятельности подходит для детей разных уровней дошкольного возраста. Игра не заставляет задумываться над целью «Потренироваться», а дает свободу для выбора своего уровня физического напряжения.
Одним из важных качеств подвижных игр является помощь в адаптации к новым условиям. Воспитатель предлагает совместную игру, в которую вовлечены все дети группы. Подвижная игра стала незаменимым средством умственного воспитания дошкольников, так как во время нее проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений, умение оценивать ситуации. В ней также отражаются и развиваются умения и знания, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
Нужно не забывать, что важно знать физическое состояние ребенка перед проведением подвижных игр. Для этого прежде чем прийти в детский сад ребенок проходит медицинскую комиссию, где полностью оценивается его состояние здоровья. По окончании обследования ребенку присваивается определенная группа здоровья. Поэтому у детей дошкольного возраста развитие физических качеств проходит индивидуально. Подвижные игры направлены на развитие основных физических качеств. Воспитатели знают, что игры должны проводиться в усредненном темпе. В группе разные дети с разными возможностями — необходимо подбирать такие мероприятия, которые были бы по силам всем участникам группы, а не выделяли особых. Нельзя и даже опасно сразу давать им большую нагрузку (возможны травмы). Большие нагрузки могут повредить опорно-двигательный аппарат, замедлить развитие сердечно-сосудистой системы. Но детский сад — это место, где дети вовлечены в движение. Поэтому программы детских садов подготовлены так, чтобы дети могли развиваться комплексно и безопасно.
Данная работа может быть использована воспитателями и инструкторами по физическому воспитанию в детских садах.
Бессюжетные подвижные игры
Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т.п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.
Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.
Игровые упражнения
Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий («Доползи до погремушки», «Попади в воротца» и др.).
Игры с элементами соревнования
(«Чье звено скорее построится», «Кто скорее к своему флажку» и т. п.). В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных волевых и двигательных качеств (быстроты, выдержки и т. д.) игры доступны детям более старшего возраста (5–6 лет), в младших группах их не проводят. Игры с элементами спортивных игр — проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам (городки, бадминтон, хоккей, баскетбол и т. д.). Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании навыков общения развитии взаимоотношений детей в группе детского сада. Особо этот момент важен в настоящее время, когда большинство детей по причинам безопасности лишены возможности участвовать в дворовых играх, еще недавно являющихся хорошей школой воспитания. Эффективное развитие физических качеств детей младшего дошкольного возраста возможно, если разработана и используется методика, включающая:
- Целенаправленное применение системы подвижных игр, ориентированное на развитие определенных физических качеств (быстроты, ловкости, скорости и т.д).
- Более расширенный объем подвижных игр по сравнению с традиционной методикой.
Правильно организованные подвижные игры могут выступать способом коррекции взаимоотношений детей, способствуют выработке положительных качеств, являются средством, способным оказать положительное влияние на взаимоотношения со сверстниками детей среднего дошкольного возраста. Для решения проблемы необходимо использовать подвижные игры в образовательной деятельности, так как ленивого они могут сделать трудолюбивым, незнайку — знающим неумелого — умельцем. Подвижные игры были включены в разные формы работы по физическому воспитанию такие как: занятия по физическому развитию, занятия на воздухе и в зале, утренняя гимнастика, прогулка, и др.
На каждом занятия по физическому развитию мы использовали подвижные игры разного характера: большой, средней и малой подвижности. Чаще всего использовались игры сюжетного характера, так как сюжет захватывает внимание ребенка, и в них ярче всего проявляются эмоции. Для создания у детей интереса к игре мы вносили в игры маски, включали музыку. В играх-эстафетах использовали различные предметы: скакалки, канат, мячи, кегли и т. д. Особенно ярко проявлялось чувство радости у детей, когда игры были под музыку, так как музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение. Игры под музыку мы использовали на утренней гимнастике и бодрящей гимнастике. В игре «Затейники» мы развивали у детей выразительность движений, чтобы они чувствовали себя раскованно, показывали движения и с юмором, и с разным эмоциональным состоянием. Для этого мы использовали словесные образы-подсказки: Улыбнись как: кот на солнце; как Буратино; как хитрая лиса; как будто ты увидел чудо. Рассердись как: ребенок у которого отняли мороженое; как человек, которого ударили. Испугайся как: ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок на которого лает собака. Вы устали, как: папа после работы; человек, поднявший тяжелый груз,; муравей притащивший большую муху. Отдохните, как: турист, снявший большой рюкзак; ребенок, который много потрудился, но помог маме. Проявить эти эмоции детям было сначала трудно. Они не понимали, что мы от них хотим. Дети очень любят подвижные игры, где имитационные движения повторяются одновременно со словами.
Часть IV. Пляжные игры и игры на воде
В эту часть энциклопедии включены подвижные игры:
Пляжные подвижные игры — 6, в т.ч. с мячом – 3. Игра-перетягивание – 1. Игра на меткость – 1. Игра-прыгалка – 1. Игры-разминки на воде – 4. Игры на воде — 6, в т.ч. с мячом – 2.
№ Название и описание игры
Тип игры Ориентировочное время проведения Необходимый инвентарь
Блок 1. Разминка на воде
1. ПОЕДИНОК Стать лицом друг против друга на расстоянии полутора-двух шагов, каждый играющий брызгает водой в партнера. Проигрывает тот, кто первый начнет вытирать лицо руками или повернется к партнеру спиной. На воде, парная (развивает: выносливость) до 5 минут, инвентарь: по свистку свисток
2. НАДЕНЬ КРУГ Поочерёдно. Положить перед собой резиновый круг и, сделав вдох, погрузиться в воду так, чтобы, вставая, надеть круг на голову. На воде, индивидуальная (развивает: смелость, навыки задержки дыхания) до 5 минут большой круг 3. ВЕСЫ Встать парой спиной друг к другу, продев руки под локти партнеру. Каждый, поочередно наклоняясь вперед, отрывает партнера ото дна, опускает свое лицо в воду и делает выдох. Находящийся над водой не должен сгибать и поднимать ноги. На воде, парная (развивает: выносливость, навыки задержки дыхания) до 5 минут, инвентарь: по свистку свисток
4. КТО ПРЫГНЕТ ВЫШЕ Поднять руки в стороны ладонями вниз. По команде подпрыгивать вверх, отталкиваясь ото дна ногами, делая одновременно движения руками вниз в воду, тем самым помогая толчку. Можно провести попарный, а также общегрупповой варианты игры. На воде, соревновательная (развивает: координацию движений в воде) до 5 минут, по свистку инвентарь: свисток
Блок 2. Пляжные подвижные игры
5. ЧТО ЭТО? Дети встают в круг, в центре круга — водящий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку и говорит одно из слов: “Овощ”, “Ягода” или “Фрукт”. Ребенок, поймав мяч, быстро называет соответственно знакомый ему овощ, ягоду или фрукт и бросает мяч обратно водящему. Кто ошибся — выходит из игры. С мячом, с водящим (развивает: реакцию, ловкость, мышление) инвентарь: до 10 минут мяч
6. МЯЧ, КО МНЕ! Дети рассаживаются на поляне или песочке пляжа. Ведущий с мячом — в центре круга. Он катит мяч каждому ребенку по очереди. Дети ловят мяч и отсылают обратно, к ведущему. Варианты: а) прокатывание мяча через одного игрока, через двух, через трёх и т.д.; б) прокатывать тому, кого назовет ведущий. С мячом, с водящим (развивает: реакцию, внимание) до 10 минут инвентарь: мяч
7. ЧЕХАРДА. Игроки встают друг за другом на расстоянии 5-ти шагов, наклоняются вперёд, пригнув голову и опираясь на согнутую в колене ногу. Последний разбегается и перепрыгивает поочерёдно через каждого, опираясь руками ему на спину. Игроки постепенно разгибаются, увеличивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший встаёт впереди. Кому прыжок не удался – выбывает из игры. Спортивная, соревновательная (развивает: координацию, силу, реакцию) до 10 минут инвентарь: нет
Блок 3. Соревновательные игры на воде
8. ТОРПЕДЫ Игроки участвуют поочерёдно. Исходное положение: для скольжения на груди. По свистку сделать вдох, задержать дыхание и, сильно оттолкнувшись ото дна, скользить вперед, двигая ногами кролем. Место, где играющий встал на дно или поднял голову для вдоха, считают его финишем, на нём он остаётся, стоя на дне. Победитель тот, кто окажется дальше всех от старта. На воде, соревновательная (развивает: координацию движений в воде) 3-4 захода, до 5 минут инвентарь: свисток
9. РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР Разделиться попарно, с учетом физической подготовленности игроков. Каждая пара — «конь» и «всадник». Всадник сидит на плечах своего партнера, а тот руками прижимает к себе его ноги. По сигналу команды начинают единоборство. Задача «всадника» — сбросить противника с «коня» в воду. Захваты разрешаются только за руки. Сброшенный «всадник» вместе с «конем» выбывают из игры. На воде, парная (развивает: координацию движений в воде) 3-4 захода, до 5 минут инвентарь: нет
10. ЭСТАФЕТА С МЯЧОМ Выстроить две команды в колонну по одному, на 2 — 3 шага одна от другой. Дистанция между игроками в колоннах — 1 шаг, положение ног — шире плеч. У стоящих впереди (капитанов) в руках мяч. По свистку капитан наклоняется и передаёт между ног мяч стоящему сзади, тот передает мяч дальше. Последний, получив мяч, бежит с ним к возглавляющему колонну, становится впереди, и игра возобновляется. Побеждает команда, капитан которой первым снова встанет во главе колонны. На воде, командная (развивает: координацию движений в воде) 3-4 круга, до 10 минут инвентарь: 2 мяча, свисток
Блок 4. Пляжные подвижные игры
11. ЛОВИ МЕШОК! Игроки встают в круг и бросают друг другу мешочек. Кто не поймает мешочек, тот выходит из игры. Выигрывает тот, кто остался в кругу. При бросании мешочка можно назвать первый слог какого-нибудь слова, и ловящий должен закончить, например: вес-на, цве-ток и т.п. Спортивная, общегрупповая (развивает: координацию, силу, реакцию) до 10 минут инвентарь: мешочек, наполненный песком
12. ЦАРЬ ГОРЫ. Все игроки строят гору из песка или гальки. Дальнейшие правила игры предельно просты. Каждый игрок старается первым взобраться на вершину горы и стать ее царем, а тот, кому это удается, должен пытаться удержаться в этой роли как можно дольше, отпихивая и сталкивая вниз конкурентов. Сами конкуренты часто облегчают задачу царю, схватываясь между собой. Игра сразу же превращается в шумную азартную свалку и обычно ведется до тех пор, пока у игроков не иссякнут силы. Перетягивание, соревновательная (развивает: ловкость, силу, координацию) до 10 минут, по свистку инвентарь: гора (песок или надувной матрац, или старый диван), свисток
13. ПЛЯЖНЫЙ МЯЧ. По мотивам игры «пионербол». (Игра велась на волейбольной площадке, только мяч не перебрасывали касанием кисти через сетку, как в волейболе, а предварительно можно было его ловить. И потом уже перебрасывать на половину поля соперника или отдавать пас партнеру. Игроки команды, уронившие мяч, пропускали гол.) Вместо сетки и разметки площадки используются условные линии на песке. Спортивная с мячом, командная (развивает тактические навыки, командное взаимодействие, ловкость) 1-2 захода в течение пляжного отдыха, до 20 минут каждый мяч, инвентарь: пляжная разметка (нарисованная или выложенная галькой на песке), судейский свисток
Примеры подвижных игр
В игре «Бездомный заяц» дети выполняли движения зайцев: скакали на лужок, веселились, плясали, лапочками махали, песни распевали. Одна ученица была так занята выполнением движений, что забыла про лису и очень была удивлена и растеряна, когда осталась без домика. При повторном проведении игры мы ей напомнили про лису. Она была очень довольна, когда успела занять домик. Эмоции удивления, страха, гнева, жалости мы развивали в игре «Гуси и волк». Для того чтобы сплотить детский коллектив мы используем групповые игры (особенно командные) объединят игроков общей целью – победой в соревновании. Члены команд будут помогать друг другу быстрее справиться с поставленной вами задачей, а после игры дети еще долго станут обсуждать свои впечатления и делиться эмоциями. В процессе физического воспитания детей младшего дошкольного возраста подвижной игре принадлежит ведущая роль. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус. В процессе игровых действий у детей формируется морально — волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива. Подвижная игра с правилами — сознательная, активная деятельность ребенка, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и физическим усилиям. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания. Игра — очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе. Среди широкого разнообразия игр в формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Значение подвижных игр велико: они являются одновременно и средством и методом воспитания ребенка. Подвижная игра как средство и как метод характеризуется разнообразием воздействия на ребенка за счет физических упражнений, включаемых в игру в виде двигательных заданий. В подвижных играх развиваются и совершенствуются разнообразные движения в соответствии со всеми их характеристиками, направляются особенности поведения детей и проявления необходимых физических и нравственных качеств. С помощью подвижных игр можно решать различные задачи нравственного, умственного и конечно физического воспитания. Как отмечает Шапкова л.в., «при гипокинезии (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех ее отделах, общему ослаблению организма и снижению жизненного тонуса. Характерным следствием указанных нарушений в функционировании различных систем и органов является ухудшение физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений, скорости двигательной реакции, подвижности и общей работоспособности.» С учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры, оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Доказано, что подвижные игры улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, т.к. почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. Игре принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Основная задача подвижных игр — укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела. Для реализации задач необходимо применить следующие методы:
- Анализ теоретической и научно-методической литературы по теме исследования;
- Педагогическое наблюдение;
- Анкетирование.
Теоретический анализ и обобщение литературы предполагает поиск литературных источников, который осуществлялся в библиотеках, анализировались материалы журналов, сборники научных трудов, другие научные и научно-методические издания, кроме того использовались ресурсы Интернет. Многие исследователи рекомендуют включать подвижные игры в физкультурные занятия в ДОУ и в повседневной жизни детей. Практическая значимость состоит в возможности использования предложенных подвижных игр для занятий физическим развитием с детьми. Усвоив общие задачи воспитания, мы применяем их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для этого мы использовали данные врачебного осмотра по всем показателям, для того чтобы знать, кто из детей имеет отклонение от нормы физического развития. Впервые дни работы проанализировали состояние двигательных навыков детей, а также общий уровень их развития.
Наметили конкретные задачи по отношению к каждому ребенку. Детям робким, неуверенным в движениях нужно помогать в преодолении трудностей: опустить пониже веревочку во время прыжков, поставить поближе корзинку при забрасывании мяча, поддержать во время хождения на равновесие и т. д. Но делать это надо незаметно, чтобы не страдало самолюбие ребенка. Дети легко возбудимые, излишне подвижные также требуют к себе внимания мы их чаще привлекаем к играм, способствующим развитию тормозных процессов. Незнакомую игру мы внимательно разбираем, мысленно проигрываем и только после этого предлагаем детям. Также предварительно продумываем, где целесообразнее провести ту или иную игру: в помещении или на участке. В методической литературе обычно рекомендуется разучивать новые игры на занятиях. Но это можно делать и в часы игр, например во время утренней прогулки, когда в распоряжении детей и воспитателя имеется достаточно времени. Для того, чтобы в каждой группе эта работа была систематической, чтобы ни один ребенок не выпал из поля внимания, подвижные игры предусмотрены в перспективном плане воспитательной работы, а также в плане работы на каждый день. Отмечаться, какие подвижные игры будут проведены со всей группой, какие игры он организует с группкой детей, какие предложит отдельным детям. С помощью игры руководитель физического воспитания или воспитатель осуществляет несколько задач: укрепляет, оздоровляет организм детей, развивает движения, вызывает радостные переживания, воспитывает моральные качества и т. д. Включая в план ту или иную игру, педагог должен знать, какие качества и навыки он может развить и закрепить с её помощью: в одной игре преобладает бег, а в другой —- метание, в одной — от детей требуется выдержка, а в другой — ловкость и т. д. При выборе игры воспитатель должен иметь в виду, где он предполагает провести её: в помещении или на площадке.
Подбирая игры, учитывается также и сезонность. Летом, когда дети живут среди природы, можно использовать такие игры, как «Ловля бабочек», «Лягушки и цапля» и др. Для зимнего времени надо подбирать игры, в которых можно использовать специфический зимний материал — снежные валы для спрыгивания и равновесия, снежки для метания и т. д. Планируя игры, воспитателю следует учитывать состояние группы. В том случае, когда группа недостаточно организованна, лучше в первое время проводить более спокойные игры в кругу, игры с пением, постепенно переходя к играм с движением врассыпную, или дать простые игры. Выбирая игру, воспитатель принимает во внимание её место в режиме дня; например, в конце дня, когда дети уже утомлены, он проводит более спокойную игру. При подборе игр для занятий, кроме общих воспитательных задач, приходится особо учитывать гигиеническую сторону каждой игры — степень её нагрузки, влияние на физиологические процессы. Выбор игры для занятия зависит от того, в какую часть занятия она включается. Если игра даётся в первой части занятия, она вводится для того, чтобы организовать детский коллектив, научить детей строиться в колонну, в пары, в круг, размещаться на площадке. Таковы, например, игры «Чьё звено скорее соберётся», «Найди себе пару» и др. Во второй части занятия проводится игра высокой подвижности. Для заключительной части занятия подбирается игра средней или малой подвижности, цель которой привести организм в относительно спокойное состояние. Можно использовать для этого следующие игры: «Кто ушёл?», «Угадай по голосу», «Найди, где спрятано». Чаще всего на занятии даётся одна, иногда две игры. Например, одна игра включается во вторую — основную часть занятия (обязательно), другая — в заключительную. Подвижные игры создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Следовательно, подвижные игры — действенное средство разностороннего развития.
Особенности подвижной игры на разных возрастных этапах
Инна Атаджанова
Особенности подвижной игры на разных возрастных этапах
Актуальность.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В дошкольном возрасте происходит интенсивное физическое развитие детей, формирование функциональных систем детского организма.
Грамотно организованная двигательная активность ребенка способствует укреплению его здоровья. Она является одним из важных условий правильного обмена веществ, стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Двигательная активность играет важную роль и в обеспечении полноценного психического развития ребенка, так как стимулирует положительные эмоции, повышает общий жизненный тонус малыша, дает пищу для разнообразных впечатлений и активной познавательной деятельности.
Существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах.
2-ая младшая группа.
При подборе и проведении игр важно учитывать предшествующий вид деятельности, дети лучше усваивают новые игры, если перед игрой они рассматривали картину, повторяли стихотворение или конструировали, так как дети не утомлены и смогут воспринять новое двигательное задание. После сложных занятий, требующих от ребёнка усиленного внимания, сосредоточенности, развитие математических представлений, лучше не предлагать малышам новых игр, а повторить знакомые.
В данном возрасте в играх появляются задания, связанные с запоминанием предметов, форм, с различением основных цветов, звуков («Найди свой цвет», «Беги к флажку», большинство игр имеют развёрнутые сюжеты и обусловленные роли («Кот и мыши», «Поезд») название игры как правило, определяет игровое поведение. В этом возрасте ребёнок уже может принимать на себя главную роль. Воспитательная и образовательная сторона п/игр усиливается, если при повторении они немного видоизменяются (не пройти, а пробежать) или усложняются. В данном возрасте объяснение игры сопровождается показом игровых действий, в дальнейшем объяснение сюжета и правил предшествуют игре.
В этом возрасте уже нужно добиваться точного выполнения правил и условий игры.
Средняя группа.
Двигательная активность детей средней группы во многом обусловлена большим запасом навыков и умений, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением выполнять движения совместно, проявляя выдержку, сообразительность. Ребёнку уже интересны более сложные движения, требующие ловкости, скорости, точности. Они с удовольствием соревнуются, кто дальше прыгнет или кто больше соберёт. Усложняются взаимодействия в игре где результат зависит от согласованности действий в игре («Найди пару», «Цветные автомобили», от умения быстро и организованно построиться в звенья, считаясь с интересом товарищей.
Большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений, во многих играх есть роль водящего, как правило она одна, но при усложнении игры можно вводить второго водящего (например: «У медведя во бору» — два медведя).
Объяснение игры должно быть кратким, касаться только самого важного, стихотворный текст игры заучивается детьми прямо во время игры.
В средней группе воспитатель уже редко выполняет роль ведущего, в те-чении года нужно привлекать выполнять ведущие роли всех детей. В данном возрасте на роль водящего дети выбираю сами.
Нельзя по ходу игры давать указания, добиваться точности выполнения — это снижает эмоциональный настрой игры их активность, замечания по нарушению правил делаются по окончанию игры (например: тебя бы не поймал медведь, если бы ты не толкал ребят).
Правила в играх для средних детей усложняются; ловить только прикоснувшись, пойманным отходить в сторону. Внимание воспитателя должно быть направлено не на увеличение количества игр, а на повторение и усложнение уже знакомых, для того чтобы дети к концу года могли сами организовать игру с не-большой группой сверстников.
Повторяется игра на 2-3 занятиях, прогулках, затем через некоторое время снова возвращаемся к ней. При повторении можно усложнять содержание и правила игры, видоизменять организацию детей.
Старшая группа.
В этой возрастной группе содержание п/игр ещё более усложняется в связи с расширением кругозора детей, включаются новые образы и сюжеты, знакомые из книг, рассказов воспитателя, кинопросмотров, в на которых играх идёт отражение разных профессий («Пожарные на учении», «Охотник и зайцы», появляется возможность выбирать игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Большое место в старших группах занимают бессюжетные игры типа «Ловишки», а также с элементами соревнования, в начале года индивидуальные, затем группами.
Ответственные роли в игре выполняют сами дети, воспитатель напоминает правила и следит за их выполнением, смотрит, как дети выполняют игровое движение, подаёт сигналы. Однако иногда участие воспитателя необходимо, он может взять на себя роль и показать, как нужно быстро двигаться, чтобы поймать много детей, этот приём очень оживляет игру, способствует эмоциональному настрою.
При распределении ролей, как правило, используются считалки, воспитатель участвует только когда необходимо создать равные по силе звенья или команды.
Объяснение игры в старшей группе происходит не только в ходе игры, а непосредственно перед игрой. Воспитатель объясняет содержание игры от начала до конца, особенно обращает внимание на правила.
В старшей группе детей уже интересует не только процесс игры, но её результат, поэтому подведение итогов имеет большое воспитательное значение. Важно справедливо отметить выигравших, пояснить, что даже хороший результат при нарушении правил не приведёт к выигрышу.
Подготовительная группа.
В подготовительной группе дети более самостоятельны в организации п/игр. Ребёнку известно большое количество игр их содержание и правила, он представляет себе и возможную двигательную и эмоциональную их насыщенность. Это позволяет выбирать игры в соответствии со своими интересами и желаниями.
В этой группе особенно велико значение игр и упражнений для закрепления и совершенствования у детей навыков в основных видах движений, развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости. Дети начинают действовать наиболее эффективными способами с максимальной мобилизацией усилий для достижения результата, проявляя положительные морально — волевые качества.
Проявление физических и морально – волевых качеств более всего способствует участие ребёнка в таких играх, где важен общий результат, который зависит от взаимодействия участников игры. Особенно это проявляется в эстафетах.
В подвижных играх для тетей 7-го года занимательность сюжета уже не имеет большого значения, поведение детей теперь уже регулируют игровые правила, которыми ребёнок сознательно руководствуется.
Требования точного выполнения правил способствуют воспитанию выдержки, дисциплинированности, чувства ответственности. Эмоциональность п/игр, заинтересованность детей приводят к тому, что старшие дошкольники всё чаще организуют их сами, по собственной инициативе.
Объясняя новую игру, педагог добивается, чтобы дети представляли весь её ход, характер и способы действий персонажей, осознали правила. Первичное объяснение трудных моментов игры может сопровождаться показом. Распределение ролей должно быть равным по силам, дети уже сами начинают понимать разумное распределение сил.
Очень важно подведение итогов. Воспитатель помогает детям осознать, как важно достижение положительного результата по правилам, а не результат любыми способами. Это предупреждает возможные негативные проявления, снижает излишнюю возбудимость, азарт.
В подготовительной группе все дети должны научится самостоятельно организовывать и проводить п/игры, очень важно поощрять игровое творчество детей.