С чего начать работу педагогу-психологу в школе или детском саду


Успеха!

« Предыдущая запись Диагностические альбомы по психологическому сопровождению внедрения ФГОС в начальной школе.

Следующая запись » Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения.

Что еще почитать?


  • Программа «Путь к себе — путь к успеху».


  • Сценарий встречи с родителями «Как общаться с подростком?»

Работа педагога-психолога в детском саду

Библиографическое описание:

Токарев, А. А. Работа педагога-психолога в детском саду / А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 112-113. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3378/ (дата обращения: 18.01.2022).
Овладевая профессией психолога, горячо желаю только одного — быть для людей тем, кому можно довериться. И пусть удача сопутствует мне в моем искреннем стремлении пробудить и развить дар ребенка, помочь ему в трудные минуты его постепенного взросления, принять, ценить и беречь загадку его неповторимой индивидуальности.

Когда после института человек приходит работать педагогом-психологом в детский сад, у него за плечами есть только багаж теоретических знаний, а во время работы возникает множество практических вопросов, которые необходимо решать, и в данном случае перед теоретиком встают практические вопросы, которые он обязан решать.

Как писал Хорхе Букай, «Как только готов ученик, то появляется учитель». Так и на деле у педагогов-психологов должны быть наставники (учителя) именно практики, а не теоретики, которые обучат своих учеников тому, чему сами в свое время научились.

Открывая должностную инструкцию и читая ее, можно заметить следующие функции педагога-психолога:

  • Индивидуальная и групповая психологическую диагностика различного профиля и предназначения в соответствии с запросом;
  • Наблюдение за характером взаимоотношений детей в группах и определять особенности их развития;
  • Анализ работы педагогов в группе и оказывать помощь при затруднениях, связанных с особенностями индивидуального развития отдельных детей;
  • Индивидуальная работа с детьми в процессе их адаптации к ДОУ.
  • Индивидуальная и групповая работа с детьми с целью определения их готовности к обучению в школе;
  • Психологическое обследование ребенка при переходе в новую возрастную категорию с целью определения динамики его психического развития;
  • Специально обучающие, развивающие занятия и игры для детей, а также тренинги для педагогов и родителей по изменению стиля воспитательных воздействий;
  • Определение умственной, личностной и социально-психологической готовности детей к школьному обучению и учебной деятельности для оптимального выбора учебного заведения.

Таким образом, перед педагогом-психологом встают серьёзные задачи, которые решаются только лишь на практике, а не на уровне теории в большинстве в своем случая.

Сегодня игра, без преувеличения, — самый популярный вид психологической работы с детьми, так и с взрослыми. Существует множество подходов к пониманию психологической игры ее назначения и использования. Игрой называют и психотехнические приемы, с помощью которых за несколько минут можно настроить детей на работу в группе, структурированное действие по правилам, большое и сложное действие и многое другое. В свою очередь, как говорил Д. Б. Эльконин, «С ребенком надо делать все через игру».

Российские психологи придерживаются мнения, что в настоящее время дети стали меньше и хуже играть. Игра уходит из жизни детей, а вместе и с ней — и само детство. Сворачивание игры весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей. Воспитатели отмечают, что дети, приходящие в детский сад, отличаются по показателям волевого и произвольного поведения: зажаты и скованны или же, напротив, расторможены и неуправляемы.

Таким образом, сейчас детям приходится тяжелее, чем раньше. Психологи, в свою очередь, отмечают, что изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к детскому саду. Они говорят о том, что дети сейчас иначе обращаются друг с другом. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. Многим детям все труднее нормально взаимодействовать с другими…… Сегодня у детей и взрослых больше возможностей выбора, что тоже осложняет взаимоотношения. Многие дети ни в семье, ни в детском саду так и не приобретают этого важнейшего социального навыка, но хорошие педагоги-психологи могут научить детей решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и следовать социальным нормам и правилам.

Отечественная психология признала игры и игрушки ценнейшим средством воспитания, содействующим активизации творческой деятельности детей и всестороннее влияющим на развивающуюся личность.

Так и работа педагога-психолога в детском саду строится, в первую очередь, на игре.

Как сказал один священник, «Психологу надо бы не общению учить, а учить любви. Любовь сама научит всему, но для этого надо быть самому сосудом любви, а не порока».

Литература:

  1. Л. И. Лукина. Охрана труда в ДОУ. Организационные документы, контроль, работа с персоналом. ТЦ «Сфера», Москва 2007
  2. Практическая психология образования. И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др., Москва «Просвещение», 2003
  3. Психологическая наука и образования. 1–2002 год. Московский городской психолого-педагогический институт. Психологический институт Российской акдемиии образования. Международный образовательный и психологический колледж.
  4. Хорхе Букай. Любить с открытыми глазами.
  5. www. igra.php.ru
  6. www. stavschool33.edusite.ru›p40aa1.html

ОБЯЗАННОСТИ Несмотря на то что функции и профстандарт педагога-психолога зависят от сферы деятельности и специализации учреждения, в котором он работает, многие пункты должностных инструкций одинаково справедливы и для специалистов кризисных центров, и для работников учебных заведений.

Ниже представлен основной круг обязанностей штатного психолога средней общеобразовательной школы.

Педагог-психолог обязан проводить работу по сохранению психического и коммуникативного благополучия учеников и действовать согласно Конвенции по охране прав ребёнка.

Специалист должен анализировать внешние и внутренние факторы, негативно влияющие на развитие личности каждого отдельно взятого ученика, а также принимать меры по оказанию ему психологической помощи.

Педагог обязан проводить исследовательскую работу по оценке психоэмоционального состояния детей, составлять психолого-педагогические заключения и вовремя выявлять отклонения.

Школьный психолог должен оказывать психологическую поддержку творчески одарённым ученикам и способствовать раскрытию творческого потенциала у других детей.

Специалист обязан вести документацию согласно установленным формам и по первому требованию предъявлять её контролирующим органам.

Педагог должен помогать ученикам находить выход из любых конфликтных ситуаций и учить разбираться со своими внутренними проблемами.

Помимо помощи детям, психолог обязан давать профессиональные консультации другим педагогам школы, а также родителям учеников.

Психолог должен организовывать и проводить различные социально-психологические тренинги, опросы и тестирования, а также проводить занятия по профилактике социальной дезадаптации.

При необходимости специалист должен разрабатывать и адаптировать под каждого конкретного ученика развивающие и коррекционные программы, направленные на работу с детьми с задержкой психического развития.

Обязанностью педагога-психолога является выявление детей, относящихся к группе риска, в которую входят ученики, не имеющие друзей, школьники со слабой эмоциональной устойчивостью, любители конфликтов и игроманы

Даже незначительное отклонение в поведении ученика служит сигналом к началу разъяснительной, профилактической и коррекционной работы с самим ребёнком и его родителями.

Важной функцией школьного психолога является выявление и наблюдение за детьми с отклонениями поведения, которые проявляются в гиперактивности, чрезмерной тревожности, излишней стеснительности, агрессии, наличии постоянных страхов и дефиците внимания. В более серьёзных случаях, таких как отставание в развитии, трудности в усвоении программы и затруднённое мышление, психолог обязан поставить родителей и администрацию школы в известность и совместно с другими педагогами начать работу с учеником по индивидуальной программе

Если попытки педагогического коллектива к успеху не привели, и ученик продолжает не усваивать школьную программу, психолог должен поднять вопрос о созыве комиссии и переводе ребёнка в специальное образовательное учреждение.

Педагог-психолог обязан отслеживать успеваемость каждого ученика и при её резком снижении пригласить на беседу преподавателя и ребёнка. При обнаружении конфликта между учителем и учеником, психолог должен оперативно отреагировать и предпринять все меры к выравниванию ситуации.

В круг обязанностей школьного психолога входит проведение внеклассных мероприятий с целью выявления явных лидеров и скрытых конфликтов между детьми. Для диагностики отношений в коллективе специалист придумывает командные игры и внимательно наблюдает за поведением детей. При выявлении враждующих сторон психолог создаёт такую ситуацию, при которой оба участника конфликта оказываются в одной команде и вынуждены сотрудничать.

Таким образом, круг обязанностей педагога-психолога не ограничивается работой с трудными детьми, а включает в себя коррекционно-развивающую, аналитическую, консультационную, просветительскую деятельность, а также диагностику и психологическую профилактику. Педагог обязан составлять ежегодные планы по каждому виду деятельности и включать их в рабочую программу согласно требованиям закона «Об образовании». В программу должны входить меры по выявлению неблагополучных семей, находящихся в зоне социального риска, а также планирование работы с родителями учеников с целью наблюдения за воспитанием детей в семьях.

ПРИВЕТСТВИЕ. Психолог в детском саду — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Искусство педагога-психолога заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому — вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.

Здесь Вы сможете : — узнать чем занимается педагог-психолог в детском саду, — педагоги и родители смогут найти ответы на интересующие их вопросы, — подобрать игры для детей, — получить консультации, — посмотреть фотоматериалы, — найти что-то полезное для себя. Для Вашего удобства, мой сайт адаптирован под планшеты и мобильные устройства.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души

С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии

Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ»

Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы

Преимущества профессии:

Рост заработной платы в связи с увеличением интереса к данной профессии в последнее время; Возможность оказывать помощь людям и быть полезным социуму; Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни; Большой выбор сфер деятельности для трудоустройства. Недостатки профессии:

Размер оклада у начинающего специалиста; Эмоциональные нагрузки и переживания за подопечных; Коммерческая сфера не развита в России.

КАРЬЕРА Только закончив вуз, можно претендовать на место штатного педагога-психолога в учреждениях образовательного типа. Многие используют эту практику для получения необходимого опыта и последующего основания своего дела. Защитив докторскую диссертацию, можно стать доктором психологии.

Профессиональные знания:

умение владеть инструментарием, способность организовать и провести психологические исследования; знание истории и современных задач науки «психология»; осознание основных методов профессии; специалист должен иметь представление о психике и жизнедеятельности человека; владение основами психотерапии, развивающей и коррекционной работы; знание основ психодиагностики и психологического консультирования; иметь представление о механизме мозга человека, психических состояниях. Самоанализ опыта работы и постоянное самосовершенствование помогают психологу добиться высоких результатов в профильной сфере.

МЕСТО РАБОТЫ В современных условиях специалисты в области педагогики и психологии являются востребованными на рынке труда. Данная профессия приобретает широкое распространение в различных отраслях, не считая тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей целью.

Получив диплом о соответствующем образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:

Психологическая консультация в школьных и дошкольных учреждениях. Медицинский вид психологических консультаций. Преподавание психологии. Деятельность в службе работы с кадрами.

В соответствии с выделенными направлениями деятельности, квалифицированные специалисты востребованы в:

Дошкольных и образовательных (школы, техникумы, ВУЗы) заведениях; Медицинских учреждениях (реабилитационные центры) и сфере здравоохранения (детские больницы, санатории); Социальных службах (центры социальной защиты, приюты для бездомных и др.) и правоохранительных органах (полиция, воспитательные колонии и др.); На предприятиях в любой сфере человеческой деятельности, где работа сотрудников подразумевает наличие психологически-эмоциональных нагрузок; В специальных подразделениях, созданных Министерством по чрезвычайным ситуациям; Предоставление индивидуальных профессиональных услуг в частных кабинетах. ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ Считается, что профессия психолога со временем становится частью ее носителя. Свои навыки и знания профессионал использует не только в работе с пациентами, но и в повседневной жизни, при общении с близкими. Ведь предмет изучения психолога — это душа человека, а она представляет собой неисчерпаемый ресурс для обретения необходимых знаний. Специалисты-психологи помогают человеку подключить свои внутренние ресурсы для решения актуальных психологических задач. Основные виды деятельности психолога:

Тренинги психологического направления, которые включают в себя обучение методикам эмоциональной саморегуляции, использование специальных упражнений для личностного роста и последующее подведение итогов. Консультации предполагают общение между специалистом и учениками с целью найти оптимальный выход из затруднительного положения. Тестирования позволяют изучить индивидуальные особенности человеческой психики при помощи интерактивных программ. Школьные психологи обязаны следить за психологическим здоровьем учеников, создавать комфортную для них среду, проводить периодические массовые обследования с целью выявления лиц, требующих психологической помощи.

РОДИТЕЛЯМ. Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Предлагаю несколько консультаций, которые помогут Вам в воспитании. А также интересные тесты для самотестирования.

Консультации для родителей: 1.Консультация для родителей: «Как воспитать доброго и отзывчивого ребенка». 2. Консультация для родителей: «Когда не стоит отдавать ребенка в детский сад». 3. Советы родителям в адаптационный период. 4. Консультация для родителей «Почему дети «плохо» себя ведут или воспитание без наказаний». 5. Ребенок в больнице: «Как вести себя с ребенком в больнице.» 6. Как надо вести себя с маленьким лгунишкой. 7. Рекомендации родителям одаренных детей. 8. Кризис 3-х лет.Рекомендации родителям. 9. Как научить ребёнка не отбирать игрушки и не давать себя в обиду.

ОБУЧЕНИЕ Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».

Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:

Русский язык; Математика (базовый уровень); Биология (профильный предмет). Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.

Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:

«Психология личности и группы». «Формирование педагогической деятельности». «Психология развития». «Психологическое сопровождение педагогического процесса».

Во время учебного процесса студент изучает как общеобразовательные дисциплины, так и профильные, а именно:

Общая психология; Психология управления; Психодиагностика; Индивидуальная и социальная психология; Психологическое консультирование; Возрастная психология; Социальный и психологический тренинги; Социальная педагогика. Теория и методика обучения и воспитания; Психология в коммерции и образовании; Менеджмент организации; Управление персоналом; Конфликтология; Иностранный язык. Как видно из данного перечня, студент получает не только знания по психологическим и педагогическим наукам, но и изучает менеджмент и управление персоналом, что расширяет круг мест для трудоустройства.

Получить диплом о соответствующем образовании можно в следующих ВУЗах страны:

Московский социально-педагогический институт (средний балл ЕГЭ – 56.8, стоимость обучения 110 тыс. руб. в год); Московский городской педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 72.12, стоимость обучения 199,6 тыс. руб. в год); Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (средний балл ЕГЭ – 67.07, стоимость обучения 138,7 тыс. руб. в год); Российский государственный профессионально-педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 62.5, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год); Уральский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 63.81, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год); Новосибирский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 61.73, стоимость обучения 87 тыс. руб. в год); Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (средний балл ЕГЭ – 63.10, стоимость обучения 95,3 тыс. руб. в год). Напоследок следует сказать, что доля трудоустройства выпускников рассматриваемой профессии по стране составляет 79.1%. КАРЬЕРА Только закончив вуз, можно претендовать на место штатного педагога-психолога в учреждениях образовательного типа. Многие используют эту практику для получения необходимого опыта и последующего основания своего дела. Защитив докторскую диссертацию, можно стать доктором психологии.

Профессиональные знания:

умение владеть инструментарием, способность организовать и провести психологические исследования; знание истории и современных задач науки «психология»; осознание основных методов профессии; специалист должен иметь представление о психике и жизнедеятельности человека; владение основами психотерапии, развивающей и коррекционной работы; знание основ психодиагностики и психологического консультирования; иметь представление о механизме мозга человека, психических состояниях. Самоанализ опыта работы и постоянное самосовершенствование помогают психологу добиться высоких результатов в профильной сфере.

ИЗВЕСТНЫЕ ПСИХОЛОГИ Одним из самых известных и знаменитых психологов считается Дейл Карнеги. Он написал множество книг, эссе, статей и лекций. Его работы активно используются не только профессионалами, но и рядовыми гражданами, которые стараются упорядочить свою жизнь и постичь собственное «я». Лидия Ильинична Божевич — наша соотечественница, которая жила и работала в начале прошлого века, посвятила свою жизнь изучению тайн человеческой души. Получив знание профессора психология, Лидия Ильинична продолжала упорные исследования в области психология и посвятила этой теме множество трудов. Сегодня они применяются в качестве учебных пособий на многих психологических факультетах.

Перечень мировых знаменитостей, которые посвятили свою жизнь психологии очень обширен и продолжает расти. Это доказывает популярность и актуальность профессии «психолог» во все времена. Ведь человеческая душа — это до сих пор до конца неизученный и таинственный объект.

НЕДОСТАТКИ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Специалист, ответственно относящийся к своей профессии должен быть готов к ненормированному рабочему графику – особенно это относится к сфере деятельности, связанной с детьми, медициной, работой в МЧС, где помощь психологов тоже часто играет важную роль. Соответственно, напряженные трудовые будни существенно влияют на личную жизнь, исключая порой из нее такое понятие, как свободное время, личные интересы и т.д.

Особую сложность в работе педагога-психолога вызывает необходимость выстраивания отношений не только с воспитанниками образовательного учреждения (или работниками предприятия), но и с родителями детей (или начальством). К большому сожалению, иногда добиться положительных результатов в работе с тем или иным ребенком можно только при условии тесного сотрудничества с родителями. А они не всегда готовы идти на встречу и прислушиваться к рекомендациям педагога-психолога.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРОФЕССИИ Подобные специалисты играют большую роль в жизни учеников и их родителей, ведь они помогают оперативно решить разные виды проблем, предупреждая опасные последствия.

Педагоги-психологи используют свои знания для своевременного поворота происходящих событий в нужное русло. Ребенок в школе сталкивается с недетскими проблемами: сложные взаимоотношения со сверстниками, отставание в учебе, непонимание окружающих. Если не решать эти задачи, то у ребенка появляется зажатость, агрессивность. В некоторых случаях возникают суицидальные наклонности. Если психолог предпримет адекватные меры, то ситуация стабилизируется.

Плюсы: возможность личностного роста, ведь специалист обязан постоянно самосовершенствоваться; приобретенные профессиональные знания помогают в повседневной жизни; профессия считается творческой и интересной; возможность реально помогать людям в решении их проблем; познание самого себя и глубин своего сознания. Минусы К минусам профессии «психолог» можно отнести периодическую душевную усталость и выгорание эмоционального характера. Ведь такие специалисты погружаются в проблему пациента «с головой», пропуская информацию сквозь себя. Также не всем легко дается принятие мировоззрения другого человека. Подобные профессии обязывают самого специалиста иметь кристально чистую репутацию, чтобы его слово имело вес. Вряд ли пациент доверится доктору, который сам себе не может помочь.

ПЕДАГОГАМ. Воспитатель детского сада – довольно трудоемкая, но в то же время интересная профессия. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. В этом разделе вы сможете найти рекомендации и подсказки для воспитателей. А также пройти тесты.

Консультации для педагогов: 1. Консультация для педагогов «Синдром эмоционального выгорания у педагогов». 2. Консультация для педагогов «Как помочь ребёнку в период адаптации». 3. Консультация для педагогов «Как помочь гиперактивному ребенку». 4. Рекомендации по развитию активности ребёнка — дошкольника (познавательной, моторной, коммуникативной). 5. Эффективное взаимодействие педагога с родителями.» Как сообщить родителям негативную информацию о ребенке.»

Тесты для педработников: Уважаемые Педагоги, в этом разделе размещены интересные тесты, которые Вы сможете самостоятельно пройти и узнать результат! 1.Тест «Какой вы воспитатель?» 2. Тест «Отношения с коллегами». 3. Тест «Подходит ли вам место работы?» 4. Тест «Ваш творческий потенциал». 5. Тест «Ваш темперамент». 6. Тест «Ваш стиль общения». 7. Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога. 8. Тест «Приятно ли с вами общаться?»

НАВИГАЦИЯ Работа психолога с дошкольниками Работа психолога с педагогами Работа психолога с родителями Присоединиться к группе Опросы Объявления Гостевая Администратор: Багбая Марина Олеговна Участники Создать:

Добавить Материал в библиотеку Добавить Статью в блог Создать Обсуждение в группе Добавить Новость Создать Фотоальбом Добавить Видеозапись Создать Опрос Добавить Объявление Добавить Страницу Добавить Раздел Редактировать главную страницу Помощь ПОЛЕЗНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ САЙТЫ

Материал сайта составляют психологические тесты, книги, программы обработки результатов тестирования, ссылки на полезные для студента ресурсы по психологии.

КТО ТАКОЙ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ? Педагог-психолог – это сотрудник образовательной организации, который отвечает за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Учитывая знания, которые дают психология и педагогика и этимологию названия профессии (педагог – от греческого paidagogos (воспитатель/наставник); психолог – от греческого psyche (душа)), человека, владеющего этими знаниями, можно назвать, например, воспитателем человеческих душ. Такое определение профессии не будет звучать слишком пафосно – оно лишь подчеркивает значимость профессии и напоминает о степени ответственности за свою работу.

Существующие в обществе нормы поведения требуют от каждого человека соответствия определенным правилам. Воспитание личности, соответствующей общепринятым моральным нормам – главная задача педагога-психолога. Кроме этого, овладев профессией, понимая скрытые мотивы поведения людей, педагог-психолог помогает воспитанникам разобраться в себе, создать необходимую модель поведения, которая поможет в решении жизненных задач и проблем. В частности:

Каждая личность уникальна по своей природе, и порой этот фактор становится камнем преткновения в человеческих взаимоотношениях. Опытный педагог — психолог может определить природу межличностного конфликта и помочь найти взаимопонимание между людьми. Каждая модель поведения личности обусловлена различными факторами – биологическими, социальными, психологическими. Задача педагога-психолога состоит в том, чтобы провести анализ поступков человека, найти скрытые механизмы поведения и произвести их коррекцию. Что это значит? Воспитанник – полноценный участник воспитательного процесса, и психолог обязан объяснить ему, в чем состоит проблема так, чтобы вариант решения ее стал внутренним убеждением воспитанника или человека, обратившегося за помощью. Педагог-психолог помогает человеку найти нужные и приемлемые в обществе способы достижения целей, помогает в организации необходимых условий для реализации. Специалисты в области педагогики и психологии – востребованная профессия, приобретающая все большую популярность в различных отраслях, кроме тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основной задачей.

Сегодня педагоги- психологи востребованы:

в дошкольных и школьных учреждениях; в социальных службах и правоохранительных органах; в системе здравоохранения; на различных предприятиях, где работа связана с определенными психо-эмоциональными нагрузками, и сотрудникам необходима профессиональная помощь. Кроме того, педагог-психолог, в совершенстве владеющий навыками профессии, может работать индивидуально.

ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА Психологи по натуре должны быть альтруистами, так как эмоциональные трудности, с которыми им приходится сталкиваться, не компенсировать никакими деньгами. Большой уровень ответственности — ключевое требование для настоящего профессионала.

Основные качества, которыми должен обладать психолог:

эмоциональный и общий интеллект должны быть на высоком уровне; умение слушать и слышать человека; стрессоустойчивость; такт и деликатность; общительность; наблюдательность; оптимизм и уверенность в собственных силах; креативность и умение предлагать нестандартные решения; терпимость; умение успокоить клиента; сопереживание. Специалист должен уметь четко формулировать свои мысли. Чувство юмора и выносливость также будут очень кстати.

Цели и задачи деятельности педагога-психолога в ДОУ

Определение 1
Педагог — психолог в ДОУ – это специалист, который осуществляет работу с детьми, посещающими детский сад и имеющими нормальное развитие, он исследует их индивидуальные особенности, а не отклонения.

Педагог-психолог в ДОУ осуществляет работу с детьми, которые не имеют отклонений и дефектов в развитии, направленность его деятельности в основном состоит в изучении особенностей физического развития ребенка дошкольного возраста, а не его психологического состояния. Работая с детьми, педагог-психолог не ставит диагнозы, он лишь может предположить наличие определенного отклонения у ребенка и посоветовать родителям, обратиться к соответствующему специалисту. Ставить диагноз, и тем более, назначать какое-либо лечение, либо осуществлять коррекционную работу с детьми он не имеет права.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Замечание 1

Цель работы педагога-психолога в ДОУ – сделать жизнь ребенка дошкольного возраста в условиях детского сада более комфортной и удобной с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития.

Задача педагога-психолога своевременно выявить скрытые причины определенных детских поступков, неудач, нарушений в эмоциональной и психической сферах, раскрыть особенности поведения ребенка. Все это необходимо для того, чтобы совместно с родителями и иными специалистами ДОУ помочь ребенку справиться с имеющимися проблемами еще до его поступления в школу.

Печатные и электронные издания в помощь воспитателям ДОУ

Центральным элементом всей педагогической работы в детском образовательном учреждении является личность воспитателя. Основным психологическим компонентом его работы является любовь к детям. Без нее любые высокие достижения и огромные знания не будут иметь никакого значения, потому что дети инстинктивно ощущают отношение к себе взрослых. Невозможно обучать и воспитывать ребенка, если он не воспринимает воспитателя, чувствует «холодок» и напряженность в отношениях.

Еще один важный компонент в успешном воспитании и обучении дошкольников – это определенный багаж знаний не только в профессиональной сфере, но и в детской психологии для воспитателя. В зависимости от возраста воспитанника должны меняться не только педагогические приемы, но и психологические подходы, а это требует знания психологии и грамотного их применения в своей работе.

На помощь воспитателю приходят многочисленные публикации и книги по детской психологии. Статьи на эту тему можно найти в интернете на профильных педагогических сайтах, скачать в электронном виде или же приобрести на бумажных носителях.

Одной из таких важных и полезных для каждого учителя и воспитателя является книга Добрович «Воспитателю о психологии и психогигиене общения». Вдумчивое ее изучение поможет любому педагогическому сотруднику получить полезные знания, которые они затем смогут применять на практике. Также изучение источников способствует решению важных вопросов и задач, которые стоят перед каждым педагогом и воспитателем в процессе обучения и воспитания дошкольников.

В своей книге Добрович проводит параллели между психологией и психотерапией, находя сходство в закономерностях общения. Это очень важный момент, который поможет разобраться в столь сложном вопросе, как психология общения для воспитателей. Особенностью этой работы является тот факт, что некоторые особенно важные и ответственные моменты поданы в виде дискуссии, в которой принимают участие три специалиста – психотерапевт, психолог и педагог. Рассматривание вопросов с точки зрения представителей разных профессий поможет получить, обработать и внедрить в свою постоянную практику очень важную и ценную информацию по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]