Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
Аппликация для детей 6–7 лет «Подсолнухи Ван Гога»
Аппликация для детей 6-7 лет. Для работы понадобится: Посмотреть с детьми работы Ван Гога из серии «Подсолнухи» Альбомный лист А 4 1 лист желтой бумаги А 4 1 лист черной бумаги 2 прямоугольника 6х8 см из цветной бумаги Ножницы Клей Простой карандаш Фломастер зеленый Стакан,…
Мастер-класс по объёмной аппликации «Дедушка Мороз» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: создание объёмной аппликации «Дедушка Мороз» с применением нетрадиционных материалов – ватных дисков и синтепона. Задачи: — развивать художественно-эстетический вкус и творческую фантазию, мелкую моторику рук; — формировать умение работать с нетрадиционными материалами:…
Виды аппликаций из природного материала
- Накладная аппликация. Простой вид, который не требует дополнительной работы с листьями – они наклеиваться на лист бумаги или картона, создавай задуманный сюжет. Это могут быть животные, деревья, грибы. Можно дорисовать какие-то детали.
- Мозаика или модульная аппликация. Эта техника заключается в наклеивании одинаковых или близких по форме листиков. Таким образом можно сделать хвост птицы или чешую рыбы.
- Симметричная аппликация. В этом случае необходимо подбирать похожие листики, чтобы создавать зеркальные изображения. Так можно сделать изображение в воде, бабочку, стрекозу.
- Ленточная аппликация. Вид симметричной аппликации, но в этой случае можно сделать несколько похожих изображений.
- Силуэтная аппликация. Листья обрезаются, чтобы создать необходимый узор или фигуру.
У детей появляется интерес к аппликациям и поделкам еще на этапе сбора материала. Малышам нравится собирать листья на дорожках во время прогулки, искать шишки и каштаны. Поэтому не трудно будет уговорить ребенка все это применить для создания красивой аппликации.
АППЛИКАЦИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ
Дети седьмого года жизни способны замечать характерные признаки в предметах и явлениях окружающего. Они отличаются наблюдательностью, умением сравнивать и осознанно запоминать главное. В процессе различной деятельности развиваются более тонкие движения кисти руки, пальцев. Это позволяет вырезывать и наклеивать мелкие детали, совершенствовать технику создания аппликаций.
Программные задачи
В этой группе необходимо продолжать уточнять знания детей о знакомых геометрических фигурах.
Нужно также учить их видеть, определять и правильно называть многоугольники с разным количеством углов, отличать ромб от квадрата, параллелограмм от четырехугольника, трапеции. Благодаря тому, что дети приобретут достаточно обширные знания о геометрических фигурах, они научатся их выделять в разных предметах, игрушках, лучше будут понимать конструкции предметов и сумеют использовать свои знания в аппликации. Знания о форме и цвете обогатят аппликационные работы детей, помогут сделать их разнообразнее и содержательнее.
Детей нужно учить дифференцировать оттенки основных спектральных тонов, продолжать учить различать холодные и теплые цвета, светлые и темные. Учить правильно называть оттенки, использовать образные названия (например, маковый, алый, малиновый, вишневый и др.). Важно научить детей не только различать и правильно называть цвета бумаги, но и активно использовать цвет как одно из средств выразительности аппликаций.
Детей подготовительной к школе группы необходимо продолжать обучать ориентировке на плоскости листа бумаги, добиваясь правильных и точных определений. Особое внимание нужно обратить на то, что дети плохо усвоили (например, правый нижний угол, верхний левый угол). Нужно научить детей понимать различные термины: напротив, по парам, на одном уровне
и другие. Понимание детьми этих терминов облегчит педагогу словесное руководство на занятии.
Большое внимание необходимо уделять выразительности детских работ, передаче динамичности, образности, творческому решению в цвете, удачной композиции, развитию индивидуальных способностей детей. Необходимо также развивать у детей художественный вкус, творческую активность, самостоятельность не только в процессе изобразительной деятельности, но и в формировании культуры восприятия произведений искусства и окружающей действительности. Решение этих важных задач невозможно без расширения знаний детей о цвете, форме, строении, пропорциях предметов, их характерных особенностях и взаимосвязях.
Определяя основные программные задачи, следует обратить внимание на дальнейшее усложнение приемов вырезывания, на предъявление более высоких требований к качеству работы. Наряду с этим должна решаться более сложная задача: превратить ножницы из технического инструмента в изобразительный. Нужно научить детей как бы рисовать ножницами, овладеть навыками силуэтного вырезывания без предварительной прорисовки линии контура с передачей характерных особенностей различных силуэтов.
Надо развивать у детей умение самостоятельно планировать изображение, начинать работу с вырезывания и наклеивания главных крупных элементов, постепенно дополняя более мелкие и заканчивая деталями для передачи характерных особенностей, создания выразительного образа. Возрастает требовательность к организации самого процесса изготовления аппликации; работать быстро, аккуратно, использовать рациональные приемы вырезывания, разумно расходовать бумагу, аккуратно убирать свое рабочее место.
Прохождение программы
Количество занятий в подготовительной группе вновь сокращается примерно до 19. Занятия аппликацией проводятся один раз в две недели. В начале учебного года необходимо повторить и закрепить приемы вырезывания, которыми дети овладели в старшей группе. Затем дети должны освоить новый более сложный прием силуэтного вырезывания.
Выбор тематики занятий определяется сезонными явлениями и событиями, которые дети наблюдают, а также техническими умениями.
Выполняя аппликации предметного содержания, дети учатся передавать несложное движение, находить удачную позу. Они вырезывают и наклеивают различные игрушки, предметы быта, фигурки животных. Используя прием вырезывания по частям, дети могут изображать машины, самолеты, корабли, собачку, повара, Буратино, Снегурочку, Деда-Мороза, петуха.
Для закрепления приемов вырезывания симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, детям предлагаются такие темы: «Петрушка», «Девочка в капюшоне», «Космонавт», «Лыжник», «Матрешка», «Чиполлино». В предметной аппликации может быть использован прием силуэтного вырезывания (рыба, петух, заяц, легковая машина, голубь, медведь, лиса).
Для украшения некоторых предметных изображений мелкими фигурами и для дополнения деталями дети должны использовать прием вырезывания из бумаги, сложенной гармошкой. Например, дети могут украсить декоративными элементами петрушку, матрешку, девочку в капюшоне.
На занятиях в этой возрастной группе детям предлагается больше аппликаций сюжетного и пейзажного содержания. В течение учебного года дети могут выполнить различные тематические композиции: «Золотая осень», «Праздничная улица», «На дне морском», «Новогодний хоровод», «Петрушки пляшут», «Зимний пейзаж», «Зимние развлечения», «Зоопарк», «Космодром», сюжеты из знакомых сказок – «Колобок», «Лиса и заяц», «Теремок», «Краденое солнце», деревья в цвету, ледокол во льдах, прилет грачей, луг с цветами. С интересом дети делают силуэты к различным сказкам для игры в теневой театр.
Работу на занятиях и в повседневной жизни ребята выполняют как индивидуально, так и коллективно.
Декоративная аппликация приобретает в этой группе более прикладной характер. На занятиях конструированием дети моделируют из бумаги различные поделки – коробочки, стрелы, кошельки, дома, елочные игрушки. Эти поделки они затем украшают по своему желанию аппликационными узорами. К праздникам дети изготовляют поздравительные открытки родителям, друзьям, сотрудникам детского сада. Опираясь на опыт детей, следует привлекать их к праздничному оформлению группы, к украшению веранды и построек на участке.
Для создания аппликаций используются различные приемы вырезывания ножницами и способ обрывания бумаги (в зависимости от темы).
Методы и приемы обучения
В повседневной работе воспитатель должен организовать обследование различных предметов, игрушек, произведений декоративно-прикладного искусства, изделий народных промыслов, рассматривание иллюстраций. В процессе обследования, рассматривания он подчеркивает характерное, образное, выразительное. Например, при рассматривании игрушечной лисы внимание детей обращается не только на строение, величинные отношения, цвет, форму, но и на образную характеристику: лиса хитрая, юркая, лукавая. Воспитатель предлагает детям еще раз посмотреть на игрушку и рассказать, как об этих свойствах можно догадаться по данной игрушке. Дети начинают связывать внешние признаки лисы с ее образной характеристикой и подмечают, что мордочка у нее вытянутая, удлиненная, уши на макушке заостренные, туловище вытянутое, хвост не только красивый, но и обтекаемой формы, длинный. Выполняя аппликацию, дети вспоминают об этом и добиваются большей выразительности в работе.
На занятиях, там, где это необходимо, используется рассматривание предметов, игрушек, иллюстраций, изделий народного аппликационного искусства. Дети учатся самостоятельно анализировать воспринимаемое. Особое внимание должно обращаться на контурную линию предметов. Детям предлагается проследить контурную линию справа налево, так как в этом направлении легче вырезывать (это особенно важно в силуэтном вырезывании). Сенсорному анализу помогает образное словесное пояснение. Например, при анализе контура петуха следует начинать со спинки; спинка у петуха дугой, шея высокая, сразу переходит в маленькую голову, а затем вновь высокая шея, грудь колесом, овальное туловище, округлый высокий хвост. При вырезывании дети шепотом (или про себя) проговаривают последовательность действий.
Обращая внимание детей на изобразительные и выразительные характеристики предметов, нужно побуждать их одновременно думать о способах вырезывания, об этапах работы в целом. Важно больше активизировать детей, развивать их самостоятельность.
Показ приемов вырезывания в основном должен быть частичным. Хорошо знакомые приемы могут напомнить сами дети. В силуэтном вырезывании воспитатель, прибегая к показу, обращает внимание детей на линию контура, на пространственное положение и величинные отношения, на движения ножниц. Получившееся в результате показа педагога изображение можно прикрепить на фланелеграф, чтобы дети могли его видеть.
Слово на занятиях в подготовительной группе играет ведущую роль. Воспитатель, задавая детям вопросы, учит их мыслить, рассуждать, находить самостоятельные решения. В случае необходимости можно использовать словесные напоминания, указания, советы. Например, для выполнения сказочной жар-птицы воспитатель советует детям использовать теплые цвета бумаги (красный, оранжевый, желтый) в сочетании с некоторыми холодными (фиолетовый или синий фон), чтобы усилить впечатление яркости, контрастности. Особенно широко можно использовать советы в сюжетной, пейзажной аппликации и в аппликации по замыслу: воспитатель рекомендует детям, прежде чем приступить к работе, подумать, что будет в изображении, какая нужна по цвету бумага, какими приемами надо вырезать части и т.п. Советы воспитателя могут касаться достижения большей образности, выразительности, поиска удачной композиции, а также порядка выполнения работы. Например, при изготовлении аппликации «Букет цветов в вазе» важно сказать детям, что вырезанную вазу нужно сначала приклеить наполовину (только нижнюю часть), после этого составить и приклеить букет, а затем смазать клеем верхнюю часть вазы и закрыть ею ножки цветов.
Индивидуальная работа в подготовительной группе носит несколько иной характер, чем в предыдущих группах. По технике вырезывания дети меньше нуждаются в опеке педагога, поэтому все внимание воспитателя направлено на развитие творчества, на достижение выразительности в работе, на развитие самостоятельности.
Целесообразно развивать взаимопомощь детей на занятиях. Иногда следует рассаживать детей с учетом их навыков, чтобы ребенок, хорошо владеющий навыками вырезывания, помог рядом сидящему советом и действенным показом (в таком случае необходимо давать бумагу для тренировочных действий).
В индивидуальной работе воспитатель вместо прямых указаний должен чаще использовать советы, высказывать пожелания, задавать косвенные вопросы, стимулирующие самостоятельность ребенка.
При выполнении коллективных аппликаций необходимо четче организовать взаимопомощь детей, найти советы и пожелания для каждой творческой группы детей, стимулировать их самостоятельность, поощрять индивидуальность.
Просмотр работ
В процессе рассматривания и анализа аппликации нужно учить детей замечать образное, характерное, выразительное. Необходимо учить их самостоятельно находить ошибки и объяснять их причины. Следует развивать у детей способность к эстетической оценке, обращая внимание на удачное цветовое решение, на красоту линий разреза, на общее качество работы.
Детские работы не следует сразу убирать: нужно дать возможность хорошо все разглядеть, полюбоваться аппликациями, обменяться впечатлениями.
Повышаются возможности использования детских аппликаций в художественном оформлении детского сада, в изготовлении различных поделок для игр и развлечений, в заготовке элементов для занятий с малышами.
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Вторая младшая группа
Аппликация. «Слон-жонглер»
Программное содержание. Учить составлять аппликацию на готовых элементов, располагая силуэт слона в середине, а разноцветные кружки свободно по всему листу бумаги (рис. 1). Упражнять в аккуратном приклеивании изображения, правильном использовании оборудования. Вызывать положительные эмоции детей при просмотре работ.
Рис. 1. Аппликация из готовых элементов – слон-жонглер.
Методика проведения занятия. Напомнить детям о цирке, о том, что в нем выступают разные животные: собачки, обезьянки, лошади, слоны.
Показать детям игрушечного слона, сказать, что он тоже из цирка и умеет ловко подбрасывать разноцветные шары. Сообщить тему занятия и показать детям силуэт слона из бумаги. Активизируя детей, показать приемы выкладывания изображения (слон посередине, а кружки разных цветов по всему листу). Вызвать ребенка и предложить ему показать приемы наклеивания слоника. О том, как наклеивать кружки, спросить детей. Предложить приступить к работе (сначала составить картинку, а потом приклеить). В ходе выполнения аппликации обращать внимание на приемы выкладывания и наклеивания форм, уточняя с отдельными детьми знания о цвете, форме, расположении фигур. В конце занятия вместе с детьми полюбоваться готовыми работами, выяснить, что нового они узнали, выполняя аппликацию. Дать общую положительную оценку деятельности с выделением характерных недостатков или ошибок. Украсить работами детей кукольный уголок, веранду и т.п.
Подготовка к занятию. Накануне поговорить с детьми о цирке, рассмотреть иллюстрации с изображением цирка, поиграть заводными игрушками, имитируя цирк. Нарезать цветные силуэты слоников, разноцветные круги (по 3–4 штуки на каждого ребенка). Подобрать игрушечного слона, материал для демонстрации приемов работы. Подготовить цветные листы для фона, оборудование, клей.
Аппликация. «Флажки»
Программное содержание. Учить составлять предметные изображения из двух частей и аккуратно наклеивать (рис. 2).
Закреплять знания детей о прямоугольной ферме, величинном соотношении и пространственном расположении.
Рис. 2. Создание изображения из 2 частей – флажок.
Методика проведения занятия. Пронести с детьми небольшую беседу о праздничном украшении города к 1 Мая. Показать красный флажок и рассмотреть его строение, цвет, форму частей. Сообщить цель занятия и, активизируя детей, показать приемы составления флажков на листе бумаги (сначала разложить прямоугольники – с одной стороны большой, а с другой маленький, затем приложить к ним полоски). Поговорить об этапах и качестве наклеивания (или вызвать для частичного показа приемов наклеивания одного ребенка). Затем предложить всем детям составить флажки и аккуратно их приклеить. В процессе индивидуальной работы уточнять знания о форме, величинных соотношениях, местонахождении изображений. Следить за техникой наклеивания. В конце занятия выставить все работы, отметить, что в группе стало нарядно, празднично от красных флажков. Спросить детей о качестве составления изображений и качестве наклеивания. Из детских работ, чередуя фоны по цвету, составить праздничный фриз и украсить им веранду (после занятия).
Подготовка к занятию. Во время прогулок по улице обратить внимание на праздничное первомайское убранство города (села). Рассмотреть иллюстрации, на которых изображены красные флаги, цветы, шары. Приготовить прямоугольники голубого, желтого цветов (для фона), нарезать для каждого ребенка части флажка (два красных прямоугольника – большой и маленький, полоски – желтые или коричневые), оборудование, клей, детский флажок из материи.
Средняя группа
Аппликация. «Машина скорая помощь»
Программное содержание. Закрепить умение детей делать прямые и косоугольные разрезы, продолжать обучение вырезыванию круглых форм. Учить составлять предметное изображение и аккуратно приклеивать его (рис. 3).
Рис. 3. Изображение машины.
Методика проведения занятия. На основе наблюдений поговорить с детьми о машине скорой помощи, рассмотреть игрушку, обратив внимание на строение, части, форму, цвет, величинные соотношения, детали. Спросить детей, как можно вырезать основные части (сделать косоугольный срез у белого прямоугольника – получится корпус, нарезать окна, вырезать переднее стекло, разрезать полоску для креста, вырезать колеса). Вызвать двоих детей и предложить им одновременно показать приемы вырезывания круглых колес. (Дети демонстрируют, а воспитатель комментирует их действия.) Спросить детей о порядке вырезывания, составления изображения, наклеивания. В случае необходимости показать приемы выкладывания частей, но лучше, опираясь на опыт детей, ограничиться словесной инструкцией. Во время выполнения работы обращать внимание на технику вырезывания (особенно кружков), напоминать и в отдельных случаях показывать. При рассматривании аппликаций отметить качество вырезывания, составления изображения и наклеивания. Уточнить, в чем были трудности и как их можно устранить. Подготовка к занятию. Во время прогулов обратить внимание на машину скорой помощи, поговорить о ее назначении. Подчеркнуть ее светлый цвет, красный крест. Приготовить бумажные заготовки на каждого ребенка (белый прямоугольник – для корпуса, голубая полоса – для стекол, красная полоска – для креста, два одинаковых квадрата – для колес, цветной фон). Подготовить оборудование, клей, игрушку.
Старшая группа
Аппликация. «Зонтик»
Программное содержание. Закреплять умения детей вырезывать сразу несколько одинаковых форм из бумаги, сложенной гармошкой, для украшения готовой силуэтной фигуры. Самостоятельно подбирать цвета бумаги для узоров в зависимости от цвета зонтика (рис. 4).
Рис. 4. Украшение зонтика способом аппликации.
Методика проведения занятия. Загадать детям загадку
Себя он раскрывает,
Тебя он прикрывает.
Только дождичек пройдет –
Сделает наоборот.
Когда дети отгадают загадку, показать зонт. Еще раз, повторяя загадку, раскрывать и закрывать зонт. Дети рассматривают цвета и узоры на предмете, говорят, что зонты бывают разные, красивые. Показать вариативные образцы (разные по цвету, по элементам узора, по расположению декоративных форм), обращая внимание на то, что зонтики украшены по-разному. Уточнить порядок работы и технику вырезывания элементов для украшения зонтика: подобрать цветную бумагу к цвету своего зонтика, подумать об узорах, вырезать их из полосок бумаги, сложенной гармошкой, красиво расположить узоры, выполнить работу аккуратно, красиво. В процессе индивидуальной работы обращать внимание на технику вырезывания одинаковых форм, на подбор цветосочетаний, на удачную композицию, на качество наклеивания. В конце занятия предложить детям полюбоваться полученными аппликациями, обратив особое внимание на проявление самостоятельности, на качество вырезывания парных форм, на удачные цветосочетания и т.д.
Подготовка к занятию. Поговорить с детьми о том, какие бывают разные по цвету и узорам зонтики. Привлечь детей к вырезыванию по трафарету разноцветных зонтиков. Приготовить разноцветные полоски бумаги для вырезывания элементов для украшения, оборудование. Сделать 2–3 вариативных образца, приготовить красивый зонтик.
Аппликация. «Веселый Петрушка»
Программное содержание. Продолжать учить симметричному вырезыванию из бумаги, сложенной вдвое, без прорисованного контура. Дополнять изображение деталями, вырезанными по частям, из бумаги, сложенной гармошкой. Добиваться выразительности работ (рис. 5).
Рис. 5. Изготовление петрушки из бумаги, сложенной вдвое.
Методика проведения занятия. Воспитатель говорит детям, что среди их любимых игрушек есть одна, очень веселая, и предлагает догадаться, кто это: «Я – веселая игрушка, а зовут меня…» Дети весело добавляют: «Петрушка!» Все вместе вспоминают, какие разные и веселые бывают петрушки, но одеты всегда они в яркий костюм, смешной колпак, большие башмаки и т.д. Воспитатель показывает различные костюмы, обращая при этом внимание не только на цвета, но и, самое главное, на разные положения ног и рук. Затем он складывает все костюмы пополам и подчеркивает линию силуэта (как можно по-разному вырезать костюм, и от этого будет зависеть изображение петрушки – стоит, пляшет, подпрыгнул и т.д.). Можно спросить детей о приемах вырезывания головы, колпачка, воротника, башмачков, а также о вырезывании украшений для костюма или колпачка. Затем дети выбирают бумажные заготовки и начинают работу. Воспитатель индивидуально советует, напоминает, иногда помогает показом. В конце занятия на стенде оказывается целый хоровод из разноцветных петрушек. Дети рассматриваю фигурки, говорят об их выразительности (веселый, пляшет, скачет и т.д.), о качестве аппликаций.
Подготовка к занятию. Рассмотреть изображение петрушки на картинках, в игрушках. Поговорить об образе, обратить внимание на цвета, детали. Приготовить разноцветные прямоугольники (на выбор детям) для костюма петрушки, различные бумажные заготовки (для головы, колпачка, для мелких форм и деталей). Вырезать несколько разных костюмов петрушки (с разными положениями рук и ног). Приготовить оборудование.