ВАЖНОСТЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще несколько десятилетий назад у родителей не было проблем с состоянием моторики их детей. Ведь очень многое детки делали своими руками: помогали чистить овощи, лепить пироги, стирать, перебирать крупы, завязывали шнурки и застегивали пуговицы. Сегодня большую часть этих занятий делают либо взрослые, предоставляя детям возможность играть, либо специализированные машины. Даже обувь на липучках и одежда на молниях лишают ребенка возможности потренировать тонкие движения своих пальцев.
А между тем о важности мелкой моторики говорит многое. Дети со слабой моторикой оказываются не готовыми к письму, часто отстают в речевом развитии. Все это сказывается на успеваемости в школе и приводит к повышенным нагрузкам на нервную систему ребенка.
Кроме прочего, состояние мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие у ребенка:
- навыков самообслуживания;
- усидчивости;
- мышления;
- внимания;
- воображения;
- словарного запаса;
- памяти.
Ведь центры коры мозга, ответственные за тонкую моторику, соседствуют и тесно взаимосвязаны с центрами, отвечающими за развитие этих сфер. Активируя зону мелкой моторики, мы естественным путем влияем и на соседние.
Программа по развитию мелкой моторики у детей 4 — 5 лет «Гениальность на кончиках пальцев»
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
«ГЕНИАЛЬНОСТЬ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»
Автор
педагог-психолог
Красоткина Дарья Андреевна
МОСКВА 2021
Интеллект – это не только наследственность, но и результат умственных нагрузок и тренировок. При любом двигательном тренинге развиваются в первую очередь не руки, а мозг. Доказано, что тренировка пальцев стимулирует развитие определенных зон головного мозга, способствует развитию речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координация движений обеих рук необходимы для овладения навыков письма. Автор составитель педагог-психолог Красоткина Дарья Андреевна . |
Программа «Гениальность на кончиках пальцев» предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях при работе с детьми, начиная с 4–5 лет.
Цель программы
– развитие психических и физических качеств ребенка в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями путем совершенствование тонких движений пальцев рук.
Задачи программы:
Обучающие:
Ø Учить владеть графическими навыками: штриховка в разных направлениях по образцу – сверху вниз, слева направо; обводить предметы по точкам, дорисовывать предметы, раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не заходя за контур предмета, не оставлять незакрашенных мест.
Ø Учить работать с бумагой, осваивая разные техники.
Ø Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
Ø Обогащать тактильный опыт детей, узнавать на ощупь предметы и материалы.
Развивающие:
Ø Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
Ø Развивать способности работы рук со зрительным восприятием.
Ø Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Ø Развивать мелкую моторику рук, кинестетическое ощущение в процессе предметно-практических действий.
Воспитательные:
Ø Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.
Ø Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
Ø Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Основные направления:
1. Пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж кистей рук – знакомство с комплексом упражнения, которые дают пальцем полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность, положительно сказываются на самочувствии, улучшают работу мозга.
2. Ручная умелость – знакомит с техникой рисования пластилином, знакомит со свойствами бумаги, создает условия для проявления творческих способностей, развития воображения.
3. Графические навыки – улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, правильно держать карандаш.
4. Игры и действия с мелкими предметами – совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные направления, используются предметы различные по размеру, фактуре, структуре
Программа предполагает проведение занятий один раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 20 минут. Общее количество занятий в год — 36.
В программе определены методы, средства и способы коррекционной и развивающей работе с детьми, направленной на развитие ручной умелости, даны возрастные особенности моторного развития детей дошкольного возраста, представлены принципы работы по развитию мелкой моторики и координации движения рук детей дошкольного возраста.
В данной программе занятия построены с учетом индивидуальных особенностей детей пятого года жизни и состоят из 4 частей. Первая часть занятий – это приветствие, вторая часть – пальчиковая игра, третьей частью является комплекс игр с элементами самомассажа ладоней и пальцев рук, четвертой – комплекс творческих игр или выполнение графических упражнений.
Очень важной частью по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры», массаж и самомассаж, графические упражнения, игры с предметами. Современные авторы (М.С.Рузина, С.Ю.Афонькина, О.Е.Новиковская, Е.Косинова и др.) разработали многочисленные игры, упражнения, способствующие развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию не только речи, но и творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.) Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Проводя пальчиковые игры на выкладывание фигур и предметов, мы развиваем у детей захват указательным и большим пальцем, совершенствуем движение «глаз — рука», развиваем воображение. Выкладывать фигуры можно с помощью пуговиц, счётных палочек, спичек, геометрических фигур, крупы и т.д.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивает умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность детей.
3. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно распределять его.
4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождаемое короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится его контроль за выполнениями движений.
5. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, сможет «рассказывать» руками целые истории.
В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все пальчиковые игры разделены на три группы.
1 группа – упражнения для кистей рук:
· развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
· учат напрягать и расслаблять мышцы;
· развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
· учат переключаться с одного движения на другое.
2 группа – упражнения для пальцев условно статические:
· совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
3 группа – упражнения для пальцев динамические:
· развивают точную координацию движений;
· учат сгибать и разгибать пальцы рук;
· учат противопоставлять большой палец остальным
Комплексы гимнастики с элементами самомассажа ладоней и пальцев рук позволяют:
· обрести эластичность мышц и повысить подвижность суставов;
· создавать возможность для тренинга частой, последовательной, своевременной переключаемости движений, т.е. координированности;
· воспитывать навыки удержания позы;
· ощутить полный объем мышечных движений, их силу и выносливость;
· развивать мыслительные процессы и их произвольность;
· учиться, играя, что вызывает положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности
Начиная с 4 лет необходимо вводить несложные задания на формирование графический движений, прежде всего это штриховка контурных изображений. Формирования графического навыка тесно связано с развитием таких учебно-важных качеств как способность принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.
Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике:
Ø разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки (обычная, крестом, по кругу и т.д.).
Ø каучуковые, колючие, рифлёные, мягкие (набитые пластмассовыми пульками);
Ø разнообразные мячики: различные можжевеловые палочки, металлические массажные кольца
Ø кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки;
Ø прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук- (солнышко, ежик, елочка и др.);
Ø клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития- дифференцированных движений пальцев рук;
Ø кастаньеты для отстукивания ритма;
Ø шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания,
Ø штриховки;
Ø игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
Ø сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
Ø «моталочки» -верёвки, соединённые в центре (иногда с помощью игрушки или- деревянного шарика), к концам которых прикреплены ручки, для выработки координации вращательных движений;
Ø грецкие орехи и шишки, шарики «суджок»;
Ø крупы разных сортов и нитки различного качества для выкладывания- рисунков;
Ø сетки для раковины и разноцветные ленточки; «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом); макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки;
Ø театрализованные игры: пальчиковый театр, перчаточный театр, настольный театр, бибабо;
Ø дидактические пособия «УниКуб» и «Сухой бассейн».
Работа с родителями
Ознакомить родителей с целями и задачами, с планом работы. Привлечение родителей для сбора материалов для работы по формированию мелкой моторики, помощь в изготовлении игр и пособий. Приглашение родителей на открытые занятия, проведение мастер-классов, подготовка папки передвижки, проведение практических занятий.
Комплексно-тематическое планирование
№ занятия | Тема | Цель | Содержание | Дата проведения |
1 | Наш любимый детский сад | Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. | Игры с разрезными картинками. Игры: «Помоги мишке найти мяч», «Собери игрушки», «Что спряталось в комочке?» (разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями игрушек). «Определи на ощупь» (сухой бассейн). Пальчиковая гимнастика «Дружат наши пальчики», «Апельсин». Самомассаж «Игрушки». Упражнение: «Ладонь – кулак – ребро» (для кистей рук и пальцев), «Ловкие руки». | |
2 | Фрукты | Развивать мелкую моторику пальцев, формировать графические умения и навыки. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | Самомассаж «Моем фрукты» (игра с водой). Упражнения: «Сушим фрукты» (нанизывание геометрических фигур на проволоку), «Что это? (разглаживание шариков из бумаги с контурным изображением фруктов), «Яблоки» (изображение кругов, закрашивание соответствующим цветом). Пальчиковая гимнастика «Варим мы компот», «Апельсин». Игры с разрезными картинками. | |
3 | Овощи | Развивать координацию движений пальцев рук. Учить приемам лепки и аппликации. Развивать наглядно-образное мышление. | Пальчиковая гимнастика «У Лариски — две редиски», «Капуста». Упражнения: «Собираем урожай» (лепка разноцветных шариков из пластилина), «Сложи картинку» (разрезные картинки по теме), «Овощи поспели» (заклеивание готовых изображений соответствующим цветом – обрывная аппликация). Игры: «Чудесный мешочек» (определить на ощупь овощи). Игры с разрезными картинками. | |
4 | Грибы | Развивать наглядно-образное мышление. Развивать координацию движений пальцев рук. Учить приемам нанизывания и выкладывания силуэтов предметов. | Игры с разрезными картинками. Игры: «Дорожка в лес» (выкладывание дорожки из семечек), «Сушка грибов» (нанизывание грибов из бумаги на проволоку), «Грибы» (штриховка изображения гриба соответствующими линиями). Пальчиковая гимнастика «По грибы». Выкладывание силуэтов грибов по контуру шерстяными нитками. | |
5 | Осенний листопад | Развивать мелкую моторику пальцев. Учить приемам самомассажа. Учить приемам нанизывания. Учить приемам примазывания кусочков пластилина на основу. Продолжать учить приемам рисования по контуру. | Массаж рук «Хоровод среди цветов». Пальчиковая гимнастика «Цветы». Самомассаж «Осень». Игры с разрезными картинками. Упражнения: «Капелька к капельке – струйка дождя» (нанизывание кругов голубого цвета на проволоку), «Дорожка в осеннем парке» (лист картона с пластилиновой дорожкой, горох), «Осенний листопад» (рисование листочков по контуру и закрашивание). Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки». | |
6 | Деревья наших лесов | Продолжать учить приемам выкладывания предметов на картон, рисования прямых и наклонных линий, раскрашивания в одном направлении, не выходя за контур. Развивать координацию движений пальцев рук. | Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять». Упражнения: «Тропинка в лес» (выкладывание дорожек из разных круп на картон на пластилин), «Осенний дождь» (рисование прямых и наклонных линий по образцу, раскрашивание тучки в пределах контура), «Веточка» (выкладывание силуэта веточки из ниток). Массаж пальцев «Здравствуй, осень!» (перекатывание карандаша в такт стихотворению по очереди двумя руками). Игры с разрезными картинками. | |
Перелетные птицы | Развивать наглядно-образное мышление. Продолжать учить приемам пластилинографии. Продолжать учить приемам самомассажа. | Игры с разрезными картинками. Упражнения: «Птичка невеличка» (пластилинография), «Что спрятано?» (разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями птиц). Самомассаж «Веселый карандаш» (перекатывание карандаша по заданию). Пальчиковая гимнастика «Ищет птичка», «Через палочки | ||
7 | Дом. Семья | Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая». Упражнения: «Стираем белье» (игры с водой), «Сушим белье» (навешивание прищепок, работа с УниКубом), «Поможем бабушке» (сортировка фасоли и гороха), «Нарисуем дом» (выкладывание изображения дома с помощью ниток). Самомассаж «Раскатаем тесто скалкой» (ребристый карандаш). | ||
8 | Мебель | Упражнения: «Это мебель» (выкладывание из палочек предметов мебели), «Маленький стульчик» (дорисовать ножки – прямые вертикальные линии, закрасить). Игры: «Волшебные жгутики» (выкладывание из пластилиновых жгутиков предметов мебели по контуру), «Ловкие пальчики» (колпачки от фломастеров). Пальчиковая гимнастика «Стол стоит на толстой ножке». | ||
9 | Одежда, обувь | Упражнения: «Разложи по порядку», «Разложи обувь парами», «Большая стирка» (самомассаж, игра с водой), «Сушим одежду» (шнурок, изображение одежды с отверстиями), «Ваня ходит по дорожке» (картон, пластилин, крупа, зерно), «Что это?» (разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями одежды и обуви). Пальчиковая гимнастика «Мы купили кошке к празднику сапожки…», игры с разрезными картинками. | ||
10 | Посуда | Посуда Игры с разрезными картинками. Упражнения: «Мама пьет чай», «Сорока варит кашу» (самомассаж), «Сервиз для куклы» (нанизывание бумажной посуды на проволоку), «Чайничек» (контур чайника, пластилин), штриховки. Пальчиковая гимнастика «Ловкие руки» (с мочалками), «Мы посуду перемыли» (на каждый слог разминание одной фаланги). | ||
11 | Транспорт | Самомассаж «Еду к деду» (шестигранный карандаш). Пальчиковая гимнастика «Колеса», «Лодочка». Игры с разрезными картинками. Упражнения: «Светофорик» (нанизывание бусин красного, желтого и зеленого цветов на проволоку), «Дороги для машин» (изображение прямых и волнистых линий), «Маленькие художники» (обвести трафарет с изображением транспорта и раскрасить). | ||
12 | Зима | Пальчиковая гимнастика «Снежок». Упражнения: «Дорожка для лыжника» (выкладывание дорожки из мозаики, ориентируясь на образец), «Лепим снежки» (скатать кусочки бумаги в комочки), «Санки-ледянки» (выкладывание санок из счетных палочек, а веревочки – из мелких пуговиц). Игры с разрезными картинками, шнуровки, «Ловкие руки» (колпачки от фломастеров). | ||
13 | Зимующие птицы | Упражнения: «Сорока варит кашку» (самомассаж середины ладони), «Покормим птиц» (сортировка зерен гороха и фасоли), «Сидит ворон на дубу» (закрашивание готового изображения). «Домик для птиц» (выкладывание силуэта домика из счетных палочек). Игры с разрезными картинками, «Сухой бассейн» (найти на ощупь фигурки птиц). Пальчиковая гимнастика «Птенчики», «Уточка». | ||
14 | Зимние забавы | Упражнения: «Снежок идет» (пересыпание манной крупы), «Катаемся на коньках и лыжах» («каток» — из фольги, «лыжня» — из бархатной бумаги), «Лепим снежки» (скатать кусочки бумаги в комочки), «Дорожка для Деда Мороза» (выкладывание дорожки из круп на картон на пластилин). Игры с разрезными картинками. | ||
15 | Новый год | Игра: «Волшебная коробочка» (на ощупь определить елочную игрушку), «Новогодняя цепочка» (склеивание колец из полосок бумаги). Пальчиковая гимнастика «Елочка». Упражнения: «Украсим нашу елочку» (выкладывание кругов-шариков разной величины из ниток по кругу), «Шарики-фонарики» (рисование кругов разного размера на ограниченном пространстве по пунктиру). | ||
16 | Домашние животные | Пальчиковая гимнастика «Уточка», «Щенок». Игры: «Сухой бассейн» (найти на ощупь фигурку животного в коробке с фасолью), «Покорми цыплят» (захват и пересыпание зерен в емкость). Массаж пальцев «Киска» (провести мягкой щеткой по ладони). Упражнения: «Нарви травки для козочки» (мелко порвать бумагу), «Кот Мурлыка» (выкладывание мордочки кота по контуру пластилином). | ||
17 | Дикие животные | Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке». Массаж «Белка» (кусочком меха проводить по наружной поверхности кисти от кончиков пальцев до запястья). Упражнения: «Кто в домике живет?» (определение на ощупь игрушек разной величины), «Ежик потерял колючки» (силуэт ежа, прищепки), штриховки. | ||
Дикие животные севера | Пальчиковые игры «Солнышко», «Медведь». Игры с разрезными картинками. Упражнения: «Сухой бассейн» (найти на ощупь фигурку животного в коробке с фасолью), штриховки, «Длинные дорожки» (выкладывание дорожек при помощи шерстяных ниток). Самомассаж «Лиса» (движения соответственно тексту). Игры с разрезными картинками. | |||
18 | Животные жарких стран | Игры с разрезными картинками. Игра «Дорога домой» (выкладывание гороха на картон с пластилином). Упражнения: «В зоопарке мы бродили» («шагать» указательным и средним пальцами по клеткам на каждый слог), «Пальмы» (выкладывание из веревочек веток к нарисованному стволу), «Проводи животных к угощению» (рисование линий по середине дорожки). | ||
19 | Спорт. Спортивные развлечения | Упражнения: «Дорожка для бегунов» (выкладывание из фасоли и семечек дорожек), «Лыжня» (рисование прямых и волнистых линий по середине дорожки), «Разноцветные мячи» (скатать кусочки бумаги в комочки), «Мой веселый звонкий мяч» (с массажными мячиками). Игры с разрезными картинками, шнуровки, моталочки. Пальчиковая гимнастика «Игрушки». | ||
20 | Защитники отечества | Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы», «Пальчики – солдатики». Упражнения: «Посчитай пульки» (мешочек с фасолью), «Военная техника» (выкладывание из палочек по образцу), «Соедини точки» (обвести по пунктиру изображения с военной техникой и раскрасить), «Ловкие руки» (игры с колпачками от фломастеров). Игры с разрезными картинками, шнуровки, моталочки. | ||
21 | Зима (итог) | Самомассаж «Елочка – колкая иголочка» (массаж кистей рук и ладоней шестигранными карандашами). Пальчиковая гимнастика «Снежок», «Падал снег на порог». Упражнения: «Лепим снеговика» (пластилинография), «По мягкому снегу гуляем» (выкладывание дорожки из комочков пластилина, «шагать указательным и средним пальцами по комочкам). Игры с разрезными картинками, шнуровки. | ||
22 | Любимая мамочка | Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли», «Солнышко». Упражнения: «Украсим торт для мамы» (обвести по контуру, провести волнистые линии по пунктиру, не отрывая карандаш от бумаги), «Клубочек с сюрпризом» (размотать и смотать клубочек, внутри него конфетка), «Выгладим платочек для мамы» (разглаживание комочков бумаги пальцами). | ||
23 | Весна | Пальчиковая гимнастика «Весна пришла», «Лужица». Игры с разрезными картинками. Массаж рук «Весна пришла» (ворсовая щетка). Упражнения: «Сосулька» (нанизывание бусин на проволоку), «Потекли ручейки» (на бархатной бумаге из толстых ниток выложить ручейки), «Проведи кораблик по ручейку» (провести линию между волнистыми линиями, повторяя изгибы). | ||
24 | Профессии | Пальчиковая гимнастика «Шофер», «Рубим дрова», «Повар». Самомассаж «Бревнышки», «Раскатаем тесто скалкой» (ребристый карандаш). Упражнения: «Доски для забора» (заготовка «досок» из бумаги методом обрывания по контуру), «Чего не хватает?» (дорисовывание частей мебели горизонтальными и вертикальными линиями), «Перебери крупу» (сортировка трех видов круп), «Я строитель» (выкладывание из палочек контура 2-3-этажного дома). | ||
25 | Библиотека | Упражнения: «Книжки на полке» (выкладывание на «полки» книг из счетных палочек), «Золотой ключик» (обвести по трафарету и раскрасить, не отрывая карандаша от бумаги), «Сюрприз для ребят» (размотать клубочек и увидеть сказочного героя). Игры с разрезными картинками. Пальчиковая гимнастика «Ловкие руки», «Семья». Массаж пальцев рук «Мешочек с фасолью». | ||
26 | Рыбы | Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим», «Акула». Упражнения: «Море волнуется», «Рыбки в пруду» (круговые движения каждым пальцем по часовой стрелке в емкости с водой), «На морском берегу» (выкладывание силуэта рыбки из гороха на картон с пластилином), «Червячки для рыбок» (лепка из пластилина). Самомассаж «Морской еж» (с массажным мячом). | ||
27 | Космос | Игры с разрезными картинками. Упражнения: «Ракета» (выкладывание силуэта ракеты из мозаики по образцу), «Планета Земля» (обрывная аппликация), шнуровки. Самомассаж кистей рук и пальцев «Наш веселый карандаш» (с ребристым карандашом), «Мой веселый, звонкий мяч» (с массажным мячом), «Каша для космонавта» (сортировка трех видов круп). Пальчиковая гимнастика «Золотое солнышко». | ||
28 | Насекомые | Пальчиковая гимнастика «Пчела». Упражнения: «Бабочка» (выкладывание из мозаики силуэта бабочки по образцу), «Украсим крылья бабочки» (пластилинография), «Дорожка для кузнечика» (изображение прямых и волнистых линий на ограниченной поверхности). Массаж фаланг пальцев (на каждый слог разминание одной фаланги: муха, кузнечик и т.д.). Игры с разрезными картинками. | ||
29 | Комнатные растения | Самомассаж кистей рук и пальцев «Наш веселый карандаш» (с ребристым карандашом), «Мой веселый, звонкий мяч» (с массажным мячом), «Бусинки-горошки». Игры с разрезными картинками. Упражнения: «Что спряталось в комочке?» (разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями комнатных цветов). | ||
30 | 1 Мая. День победы | Упражнения: «Какое настроение у человека?» (дорисовать выражение лица по образцу), «Кто в доме живет?» (выкладывание из геометрических фигур дома и человека с соблюдением пропорций), «Звезда» (выкладывание из палочек). Массаж пальцев «Мешочек с фасолью». | ||
31 | Цветы | Пальчиковая гимнастика «Цветок», «Солнышко». Упражнения: «Соедини» (соединяем по точкам изображения цветов), «Ловкие пальчики» (прищепки, шаблоны), «Соберем букет» (обрывная аппликация). Массаж фаланг пальцев (на каждый слог разминание одной фаланги: астра, ирис, клевер и т.д.). Игры с разрезными картинками. | ||
32 | Ранняя весна. Поздняя весна | Массаж рук «Весна пришла» (ворсовая щетка). Игра «Солнце светит» (выкладывание вокруг желтого кружка лучи из спичек). Упражнения: «Веселый ручеек» (изображение волнистых линий по середине дорожки разной ширины), «Соедини» (соединяем по точкам изображения насекомых, цветов). Пальчиковая гимнастика «Кап, кап, кап». | ||
33 | Времена года (лето) | Пальчиковая гимнастика «Солнышко», «Девочки и мальчики». Игра «Ловкие пальчики» (шаблоны, прищепки). Самомассаж рук «Точилка» (шестигранный карандаш, движения рук имитируют точилку). Упражнения: «Что спряталось в комочке?» (разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями времен года). |
НОРМЫ РАЗВИТИЯ РУК
После 3 лет моторные умения детей становятся сложнее и разнообразнее: увеличивается процент действий, которые требуют от малыша согласованных движений рук.
Что должны уметь дети этого возраста в плане развития мелкой моторики?
- Для удержания предметов они все активнее используют пальцы, а не ладонь, как было раньше.
- Умеют держать ручку или карандаш.
- Могут рисовать линии, круги, многогранники, перерисовывать крестики, квадраты.
- Умеют вырезать ножницами фигурки из бумаги.
- Могут снимать и надевать одежду и обувь.
- Берут мелкие предметы или детали большим и указательным пальцем.
- Строят башню минимум из 3 кубиков.
- Рисуют человечка, состоящего как минимум из 3 элементов (голова, туловище, конечности).
- Вытаскивают мелкие предметы из прозрачной емкости.
- Откручивают крышки.
- Нанизывают бусины на проволоку.
- Могут рисовать пальцами.
- Набирают крупу в ложку из одной емкости, чтобы перенести в другую.
- Обводят контур по пунктирной линии.
- Лепят простые элементы из пластилина.
- Застегивают и расстегивают молнии, замочки, кнопки, пуговицы.
- Сортируют мелкие предметы, крупы.
- Разворачивают фантики и обертки.
- Завязывают узлы.
- Движения рук происходят при координации зрением.
Все эти навыки необходимо развивать и совершенствовать, подготавливая маленькие ручки ко все более сложным и точным манипуляциям.
Если ваш малыш пока не умеет делать чего-то из данного списка, важно своевременно устранить этот пробел. Научите его возрастным навыкам, иначе дальше у него возникнут проблемы: придется не только осваивать новые умения, но и догонять сверстников там, где он отстает. А это сложнее.
Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?
Главное — мотивация к занятиям. Специалистами создано множество специальных игр, эффективно влияющих на моторику. Нужно только учитывать соответствие возраста. Ключом к успеху будет регулярность игр (каждый день) и настойчивость.
Совет 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой
Такие игры можно предлагать, когда ребенок уже не пытается тащить в рот все, что движется или дается.
Сенсорная коробка — простая, но интересная для малыша придумка. Возьмите какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполните его чистым песком или крупой и закопайте в ней несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т. п.
Ребенок до года с удовольствием будет копаться в наполнителе, закапывать и откапывать игрушки. Если ему это наскучило, можно сделать в тазике огород: грядки и сажать в них желуди или веточки, ставить фигурки зверей, людей, домики, машинки.
Совет 2. Сделайте малышу бизиборд
Такой вид занятий подходит для детей после 1 года. Бизиборд — это любой фанерный или мебельный щит, на котором закреплены различные кнопки, рычажки, выключатели, защелки, петли, колесики, обувные липучки, то есть, все, что можно трогать, нажимать, дергать, крутить и т. д.
Если еще при нажимании кнопки будет загораться лампочка или появляться звук, восторгу не будет предела. Но все устройства не должны быть острыми или опасными.
Можно также самим приклеить при помощи скотча или пластыря к столу/доске маленькие игрушки и попросить малыша освободить пленников из заточения.
Совет 3. Рисуйте пальчиковыми красками
Это занятие подходит для малышей старше 1 года, но если ребенку интересно, можно начинать и раньше. Кисточками малышу орудовать пока сложно, но откладывать по этой причине рисование не нужно.
В магазинах сейчас продаются специальные пальчиковые краски: даже если малыш проглотит немного красителя, вреда не будет. Кстати, они невкусные.
Можно пальчиковые краски сделать самим, но они более тусклые и плохо отстирываются. Для приготовления применяют соль (сделает краску невкусной), муку или крахмал для загустения, растительное масло. «Съедобные краски» можно сделать также из варенья, джема, горчицы, кетчупа.
Малыш с удовольствием сначала изучит краску, попробует посмотреть свои отпечатки ладошек и пальчиков на картоне, а потом охотно начнет рисовать линии и круги.
В 3–4 года дети уже изображают машины, солнце, дом и т. д.
Совет 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах
В магазинах не выбирайте куклы для девочек и стрелялки для мальчиков, а озаботьтесь полезностью игрушки для мелкой моторики. Поверьте, это тоже очень интересная вещь. Отдавайте предпочтение именно этому.
Детям до года подойдут растяжки с яркими картинками или фигурками, музыкальные игрушки, подвески с тактильными элементами — шуршащими, ребристыми, резиновыми и тканевыми.
Ближе к году можно купить простые деревянные или пластмассовые кубики: перекладывать их из коробки на пол и обратно, ставить друг на друга — строить домик. Также подойдут игрушечные машинки, которые можно толкать, фигурные игрушки в виде животных из разных материалов.
Можно попробовать заворачивать игрушки в бумагу и предлагать ребёнку их развернуть.
Игрушки от года до трёх лет:
- Пирамидки — они настолько разнообразны по форме, что можно найти на любой вкус: круглые, квадратные, треугольные и пр. А если еще купить стучалки с молотком, бизиборды с дергалками, радость будет зашкаливать.
- Бусы, которые нужно собирать по размеру, цвету или рисунку.
- Сортеры с крупными деталями, игры с прищепками, кинетический песок.
- Массажные мячики для катания по руке, тактильные и ребристые дорожки.
В возрасте старше трех лет дети уже могут обводить рисунки, штриховать и раскрашивать, повторять несложные формы. Можно готовить руки к письму — для этого подходят разные тренажёры, например, в виде деревянной доски с отверстиями, линиями, кривыми узорами, которые необходимо обводить деревянной палочкой. Можно заниматься и на обычных трафаретах для рисования с изогнутыми линиями.
Детям будет интересно сортировать мелкие детали по цветам, формам и другим признакам. Сегодня продаются специальные наборы для такой сортировки. Можно также купить мозаику для сборки по схемам.
Новое слово в сфере — специальные детские хранилища, например, шкафчик для сортировки мусора, бытовой техники, пуговок, «транспорта». Игра представляет собой небольшой комод с выдвигающимися ячейками и прорезями. Задача ребёнка — правильно разложить в них фигурки и предметы.
Отлично развивают моторику конструкторы типа «Лего».
Совет 5. Научите ребенка писать ручкой
Это можно сделать тогда, когда малыш научится читать. Письмо полезно еще и потому, что при этом тренируется кисть с ее динамическим захватом. Чтобы сподвигнуть малыша к писанию, скажите, что в школу его без этого не примут (дети мечтают пойти в школу и будут стараться, хотя примут их, конечно, без этого тоже) или попросите написать письмо Деду Морозу о подарках.
Совет 6. Тестопластика
Сюда относится лепка из пластилина, глины и соленого теста. Здесь нет границ для фантазии: лепить можно не только колбаски и шарики, но и фигурки людей, животных, предметы быта.
Фигуры можно делить, затем снова слеплять и пр., делать из них лепешки, оклеивать ими баночки, веточки, и. т. д. Выкладывать заданный рисунок на картоне или фанере. Лепить геометрические фигуры, цифры, буквы.
Совет 7. Пальчиковая гимнастика
«Пальчиковые игры» — это занятия, в которых при помощи пальцев, дети пытаются инсценировать какие-то сказки, истории. Многие игры требуют участия обеих рук, помогут сориентировать детей в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Тренировать нужно каждый палец.
Лучше такие занятия сочетать с чтением стихов, сказок, работой над потешками, прибаутками, то есть любым речевым материалом. При прослушивании сказок, дети учатся со взрослыми изображать персонажей, двигать их пальцами, совершая действия.
Для маленьких достаточно 3–5 минут в день, после 5 лет — до 15 мин. Более подробно о пальчиковой гимнастике здесь.
Совет 8. Игры с мячом
Для ребёнка можно подобрать маленький мячик диаметром 3–5 см. Для более взрослого нужен экземпляр побольше, чтобы он полностью занимал ладонь, но его можно было удобно захватить пальцами.
Дети предпочитают прыгучие, легкие и яркие мячи.
Лучше начать с массажного мячика. Ребристая игольчатая поверхность воздействует на нервные окончания, активизируя кровообращение.
Достигаемый эффект:
- побуждение к общению;
- точность движений по силе, ловкости и глазомеру;
- быстрота реакции и мышечная сила.
Совет 9. Графические задания
Графические навыки даются уже в детском саду на занятиях изобразительного искусства, но дополнять их можно и дома. Такая деятельность помогает лучше ориентироваться в ширине и длине листа, готовит руку ребенка к обучению письму.
Лучше, если задания будут иметь имеют образно-смысловую нагрузку. Например, рисование волн, радуги, клубов дыма, чешуек у рыб. Дети охотно дорисовывают недостающие детали у цветов и предметов, обводят лекала, раскрашивают контуры изображений, картинок в альбомах.
Опыт графики приобретается при выполнении различных штриховок, копий рисунков, получаемых при обведении контуров по точкам или пунктирным линиям или орнаментов по клеточкам. При этом ребенок обучается понимать термины «сверху-вниз» и «слева-направо», штриховать ровно без пробелов, не выезжая за контур.
ЧТО СПОСОБСТВУЕТ ЛОВКОСТИ РУК?
Существует много способов сделать маленькие пальчики более умелыми. Мелкую моторику рук у детишек 3 – 4 лет прекрасно развивают следующие игры и занятия:
- застегивание пуговиц, кнопок, шнуровки;
- откручивание крышек на баночках и бутылках;
- перекатывание в ладошках карандашей, орехов, катушек;
- лепка из пластилина или теста;
- сортировка круп (гороха, фасоли, гречки, риса);
- рисование пальцами на песке, манной или гречневой крупе;
- рисование пальчиковыми красками или карандашами;
- вырезание фигурок по контурам;
- игры с мелкими деталями (конструктор, мозаика, пазлы);
- нанизывание крупных бусин на леску или проволоку;
- ощупывание поверхностей из разнообразных материалов и фактур;
- массаж с помощью шипованных мячиков.
Когда ваш малыш будет рисовать пальчиковыми красками, наденьте на него вещи, которые не жалко испортить красками, а стол застелите защитной клеенкой, чтобы облегчить последующую уборку.
Большинство этих занятий увлекают малышей 3 – 4 лет, особенно если родители придают им форму занимательной игры. Например, предлагают не просто перебрать крупы, а помочь Золушке отправиться на бал, не просто трогать разные поверхности, а представить себя слепым Кротом из сказки про Дюймовочку, и угадывать, к чему прикоснулся.
Игры на развитие мелкой моторики во второй младшей группе
Игры, способствующие развитию моторики ребенка, включают следующие типы развлекательных занятий:
- пальчиковые. Они считаются уникальным способом развития детской речи. Вместе с упражнениями малыши заучивают тексты, что помогает развивать внимание, память, воображение, мышление, скорость реакции, выразительность эмоций и т. д.;
- оригами. Создание поделок из бумаги без использования клея — следующий вариант развития моторики, который может быть интересен и детям, и взрослым;
- шнуровка — вид игры, который не только полезен для общего развития, но и поможет ребенку в дальнейшем;
- игры с крупами, песком, бусинами, сыпучими веществами (нанизывание, перекладывание в емкости и т. д.);
- лепка из глины, теста, пластилина.
Картотека игр по художественно-эстетическому развитию
ИГРАЮТ ПАЛЬЧИКИ
Однако наиболее интересным занятием для детишек являются пальчиковые игры: всевозможные стишки, скороговорки, потешки, мини-представления, которые разыгрываются только при помощи пальчиков. Здесь же приведем несколько новых вариантов пальчиковых игр.
Но для начала – несколько правил по проведению занятий, развивающих тонкую моторику:
- Занимайтесь с ребенком регулярно, включайте в программу занятий массаж рук, игры с мелкими деталями, творческие занятия, пальчиковые упражнения.
- Пальчиковая гимнастика должна длиться от 5 до 15 минут, не более, иначе малыш утомится и переключит внимание на что-то другое.
- Перед началом упражнений необходимо разогреть ладошки, активно растирая их одна о другую.
- Помните, что сейчас деткам сложно выполнять движения сразу двумя руками, поэтому начинайте с одной, затем повторяйте другой, и только после этого пробуйте синхронизировать ручки.
- Имейте в виду, что с первого раза ребенок может не запомнить все движения или слова игры, это нормально в их возрасте. Все получится постепенно.
- Соотносить слова с движениями малыш тоже научится в процессе занятий, если сразу у него не получается – подбодрите его и помогите выполнить действие.
- Двигайтесь от простого к сложному. Если ребенку предложить упражнение, которое ему не под силу, в следующий раз он просто откажется играть.
- Старайтесь заинтересовать ребенка, организуя игры с его любимыми персонажами, мелодиями, стишками.
- Не занимайтесь, если малышу нездоровится или он в плохом настроении. Не принуждайте. Полезных игр против воли игрока не бывает.
Картотека упражнений и игр с целями по ФГОС
В картотеку упражнений по нормам федеральных стандартов входят следующие виды занятий:
- для расслабления рук (кистей);
- для развития моторики с помощью не заточенного шестигранного карандаша;
- для развития моторики с помощью материалов природного типа (шишек);
- для развития моторики с помощью колючего массажного мячика.
К первому виду относятся следующие упражнения:
- «Рыбка» в воде;
- «Вертолет», включающий наматывание нитки на резинку, клубок;
- «Ежик» с ладошками;
- «Заяц и лиса» с быстро и медленно «шагающими» пальчиками;
- «Разговор двоих», включающий взаимодействие нескольких участников группы;
- «Полет птичек» с активной работой рук;
- «Дорожка» с пуговицами, пришитыми к ткани;
- «Камушки» с пластилином, выложенным по прямой;
- «Часы», направленные на активные движения кистей рук;
- «Замок», включающий движения пальцев и кистей;
- «Паук» — передвижение пальцев по стене;
- «Ножницы» с режущими движениями пальцев;
- «Пожарный», включающий бег пальцев по «лесенке»;
- «Пальчики клюют» — соединение большого пальца с остальными по очереди.
Ко второму виду относятся следующие упражнения:
- «Катание карандаша» с помощью ладони;
- «Добываем огонь» с катанием карандаша вверх и вниз между рук;
- «Горка» с катанием карандаша вверх и вниз по одной руке с помощью другой руки;
- «Вертушка» с раскручиванием карандаша на столе;
- «Вертолет» с раскручиванием карандаша в воздухе;
- «Подъемный кран» с подъемом предмета двумя пальцами;
- «Экскаватор» с подъемом карандаша пальцем;
- «Качели» с раскачиванием карандаша двумя соединенными пальцами.
К третьему виду относятся следующие упражнения:
- «Покрути шишку» с помощью ладоней;
- «Покатай шишку» с помощью ладоней на столе;
- «Поймай шишку» путем перебрасывания из руки в руку.
К четвертому виду относятся следующие упражнения:
- катание предмета по столу вперед-назад;
- катание предмета по столу по кругу;
- надавливание пальцами;
- ловля подкинутого мяча;
- надавливание на мяч двумя руками;
- перекладывание мяча из руки в руку с ускорением.
Занятия по познавательному развитию в подготовительных группах
Пальчиковые игры и упражнения
Упражнения и игры с пальчиками включают много вариантов, для которых нужны мелкие и крупные предметы разного типа и плотности. Для этого подойдут бумага, крупы, сыпучие и небольшие предметы.
Важно! Лучше всего сопровождать занятия присказками в стихотворной форме. Благодаря этому у детей будет развиваться речевой аппарат, память.
Многие из упражнений в дальнейшем пригодятся малышу в жизни (например, умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы).
Пальчиковые рисунки
Рисунки пальчиками как элемент занятий рекомендуется выполнять в дообеденное время. В это период у детей особенно повышенная активность. Сперва проводить занятие стоит пару минут, постепенно увеличивая время до 20 мин без перерывов.
Для занятий нужно приобрести специальные краски, продающиеся в любом магазине. У них особая консистенция, не требующая добавления воды. Крышка должна плотно прилегать к банке.
Выбирать листы следует формата А3, чтобы ребенок мог смело рисовать, а цвета яркие. Наличие на коробке о, «СЕ» означает, что изделие соответствует стандартам мирового уровня.
Массаж ладоней и пальцев рук
Массаж является ключевым пунктом развития моторики детей. Массаж включает поглаживание рук с пальчиков до ладоней, включая кисти рук. Занятия сопровождаются скороговорками, стихотворениями.
Пальчиковый массаж
Обратите внимание! Перед массажем нужно разогреть ручки малыша. Продолжительность процедуры не должна быть больше 5 мин. Массаж нужно делать в течение 10 дней 1 раз в месяц.
ПРИМЕРЫ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
Итак, развитие мелкой моторики рук у детей 3 – 4 лет начинают с самых простеньких игр:
- Активно потрите ладошки, попросите малыша сделать то же самое.
- Покажите ребенку, как приветствуют друг дружку родные братцы – одноименные пальцы на ваших руках: прикасайтесь поочередно друг к другу мизинцами, безымянными, средними, указательными и большими пальцами, говоря малышу, что так братики здороваются. Пусть он попробует повторить.
- Пусть малыш представит, что его указательный и средний пальцы – это ножки, которые топают по тропинке (например, в лес за сладкой земляникой). Его пальчики должны точно шагать по поверхности стола.
- А теперь пусть превратится в старенькую бабушку (дедушку), которые плохо видят. Доктор прописал им очки (большими и указательными пальчиками ребенок изображает очки, поднося их к глазам).
Немного позже, когда малыш привыкнет к таким упражнениям, можно начинать игры с небольшими стишками, постепенно добавляя все более длинные стишки и сложные движения.
- Лодочка
Зайчиха в лодочке плывет (ребенок складывает ладошки в форме лодочки),
Зайчонка плыть с собой зовет (малыш машет руками зовущими жестами).
- Котик
Как больно кусается котик-малыш,
Решил он, что видит не пальчик, а мышь!
Но я ведь играю с тобою, малыш,
А станешь кусать, я скажу: «Ну-ка, брысь!»
Выполняя эту игру, мама берет старую прищепку с расслабленным механизмом зажима, чтобы она больно не прихватывала, и по очереди «кусает» каждый пальчик ребенка.
- Загибалки
Суть этой игры в том, чтобы по очереди загибать каждый пальчик на ручке малыша. Для этого можно использовать самые разные потешки. Например, такие:
Этот пальчик — папочка.
Этот пальчик — мамочка.
Этот вот — дедулечка.
Это вот — бабулечка.
Ну а этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья!
(Начинать счет нужно с большого пальчика, чтобы закончить мизинчиком)
Этот брат нашел грибок.
Это резать стал его.
Это братец жарил гриб.
Этот только ел и ел,
Посмотри, как потолстел!
(Счет, наоборот, начинают с мизинца, чтобы закончить большим пальчиком).