Этическая беседа в старшей группеТема: «Мои желания. Одному плохо»


Этическая беседа в старшей группеТема: «Мои желания. Одному плохо»

Задачи:

  • Воспитание у детей терпения, взаимопомощи, умения согласовывать свои желания с желаниями других, помощь ребёнку в установлении дружеских отношений со сверстниками.
  • Формирование личного эмоционального отношения к фактам соблюдения и нарушения норм морали.

Предварительная работа: чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик».

Ход беседы:

Разминка: предложить поиграть в игру «Я хочу – ты хочешь». Дети садятся в круг, воспитатель выбирает пару детей. Они выходят и по очереди исполняют желания друг друга. Если желание одного причиняет неудобство другому или является трудновыполнимым, последний отказывается его выполнять и объясняет причину отказа. Ребёнок, который придумал такое желание, выходит из игры. Побеждает тот, кто дольше всех остался в игре.

Показ иллюстрации к сказке В. Катаева «Цветик–семицветик».

— Угадайте, из какой сказки пришла эта девочка и как её зовут?

— Какие волшебные свойства были у цветика–семицветика?

— Когда у Жени остался всего один лепесток, была ли она довольна своими желаниями?

— Давайте вспомним, какие желания загадала Женя. Какое было последнее желание Жени?

— Какое чувство она испытала при исполнении последнего желания?

Подвести детей к выводу, что сделав добро для другого, Женя обрадовалась. Одному быть плохо, даже имея всё.

— Всегда ли вы бываете довольны, когда исполняются ваши желания?

— Вспомните случаи, когда исполнение желаний не приносило вам радости.

— Почему так случилось?

— Когда исполнение желания доставило вам самое большое удовольствие?

— Почему так произошло?

— Зависят ли наши желания от других людей?

— Что нельзя желать?

— Нужно ли согласовывать свои желания с желаниями других?

Разбор ситуаций:

— Представьте, что вы захотели красивую игрушку, которую увидели в магазине и просите её купить. Но мама объясняет, что заболел ваш брат и деньги нужны на покупку лекарств. Как вы поступите?

— Ваш брат болеет и мама не разрешает включать телевизор, а вам очень хочется посмотреть кино. Ваши действия?

Вместе с воспитателем дети приходят к выводу: свои желания нужно согласовывать с желаниями другого. Прежде, чем что-нибудь пожелать и добиваться выполнения желаемого, надо хорошо подумать, что исполнение моего желания принесёт другим людям? Чаще всего исполнение желания для «других» приносит большую радость, чем исполнение желания для «себя». Если же все наши желания только для «себя», то мы хотим всё большего, но получение желаемого не приносит радости. Если исполнение наших желаний кого-то огорчает, обижает, это также не приносит радости.

Предложить детям «волшебный» цветик – семицветик, который принесла девочка Женя.

— Что бы вы пожелали?

Дети отрывают лепесточки и говорят свои желания.

Этические беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Проведение этической беседы с детьми старшего дошкольного возраста

Одной из форм обучения и воспитания дошкольников являются этические беседы, помогающие детям освоить нормы и правила нравственного поведения.

Беседу готовит, проводит и направляет воспитатель. В процессе беседы взрослый не только задаёт вопросы для обсуждения, но и ищет, то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать её.

Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

Подобные характеристики формируют у детей объективность в оценке событий, помогают ребенку ориентироваться в той или иной ситуации и поступать в соответствии с правилами нравственного поведения.

Этические беседы – это плановые, подготовленные и организованные занятия, содержание которых определено требованиями программы. Но, обращаясь к программным задачам воспитания, педагог должен конкретизировать их, прорабатывать правила и нормы поведения, воспитание которых необходимо усилить в данной группе с учетом взрослых и индивидуальных особенностей детей.

Число подобных бесед невелико: пять-семь в год, т.е. один раз в течение полутора-двух месяцев.Главная цель этических бесед заключается в том, чтобы сформировать у ребенка нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках. И опираться такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет жизнь и деятельность ребенка в кругу сверстников.

Готовясь к такой беседе, педагог должен проанализировать, что было предметом наиболее ярких впечатлений детей, как они восприняли увиденное, как переживают его. Если в этическую беседу воспитатель считает нужным включить отрывки из того или иного художественного произведения, он обязательно должен подчинить их содержание воспитательным функциям.

Если содержание беседы доступно и интересно, то дети задают вопросы, у них возникают яркие эмоции, оценки. Это позволяет обоснованно определить, как малыши восприняли идею, морали произведения, и дает возможность дальнейшего тактичного корректирования поведения детей. А то обстоятельство, что ребята всей группой совместно обсуждают факты поведения и различные ситуации, вызывает сопереживание, эмоциональное влияние детей друг на друга, способствует взаимному обогащению их чувств и этических представлений.

Поведение воспитанников старших групп убедительно свидетельствует о том, что в этом возрасте постепенно происходит переход от восприятия содержания отдельных поступков к обогащенным понятиям о хорошем поведении. Посредством этических бесед воспитатель связывает между собой в сознании детей разрозненные представления в единое целое – основу будущей системы нравственных оценок. Именно усвоение этических понятий в определенной системе помогает старшему дошкольнику разобраться в сущности понятий добра, общего блага, справедливости формирует первоначальное понятие о человеческом достоинстве.

В старшей группе детского сада целесообразно провести беседы на темы: «Умеем ли мы дружить?», «Учимся помогать товарищам», «О справедливости» и др.

Методика проведения этических бесед разработана В. Г. Нечаевой, С. В. Петериной, И. Н. Курочкиной и другими исследователями.Исследованиями Е. Р. Смирновой, В. М. Холмогоровой установлено, что истинная нравственность развивается в дошкольном возрасте не через самосознание и не через усвоение моральных норм, а через воспитание особого видения другого и отношения к нему.

Таким образом, комплексное использование методов, приемов воспитания, направленных не только на усвоение правил и норм поведения, а на развитие сопричастности, чувства общности с другим — поможет в истинном воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

По мере овладения детьми данной формой общения с воспитателем и между собой можно говорить о диалоге участников беседы. К этому должен стремиться педагог, организуя этическую беседу.

Диалог – это форма общения, разговор двух и более человек, в процессе которого возникают личностные отношения, такие как: принятие личности собеседника, умение слушать и слышать другого, реакция на высказывание, стремление понять собеседника, умение правильно выражать свои мысли.

Положительное отношение детей к беседе достигается за счёт:

  • постановки понятных детям и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом;
  • подачи материала в образной форме, способной вызвать интерес дошкольников, привлечь их внимание. С этой целью в ходе бесед используются художественные произведения, примеры их жизни. Они помогают в яркой форме донести до сознания детей нравственные нормы. Использование в процессе беседы пословиц помогает дошкольникам проникнуть (хотя и не сразу) в суть заключённых в них правил. Для этого необходимо связать пословицу с конкретными, знакомыми детям ситуациями;
  • поощрения активности детей, их стремления принять участие в беседе (с этой целью взрослый корректирует высказывание ребёнка, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов).

Воспитатель всегда должен чувствовать, насколько данная форма работы обогащает и занимает детей. Дети очень любят, когда им читают взрослые. Они стремятся к общению с ними, испытывают чувства удовлетворения и даже гордости, отвечая на вопросы и получая одобрение, особенно, если взрослый обрисовывает важность обсуждаемых проблем. Если взрослый не поддерживает эмоциональное отношение детей к беседе, не говорит о её важности, появляется опасность формализации данного вида работы.

Существенным фактором, на который ориентируется воспитатель при оценке эффективности беседы, является активность детей, их желание высказываться, спорить, доказывать. В беседе воспитатель связывает правила и нормы поведения с образцами, понятными дошкольникам. Частое использование общих формулировок, назидательность, дидактизм опасны для плодотворной, действенной работы с детьми.

На занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности воспитатель учит дошкольников наблюдать, выделять отдельные признаки предметов и явлений, определяя наиболее существенные. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, дифференцировать и т.д. На эти умственные операции воспитатель ориентируется в процессе этической беседы, только материалом для них служат нравственные ситуации.

Этическая беседа помогает обратить внимание детей на внутренний мир человека (его мысли, переживания), мир человеческих отношений, которые проявляются в добрых и злых поступках. В дошкольном возрасте все эти нравственные категории предстают перед ребёнком в виде образов, представлений о плохом и хорошем.

Дети узнают, что взаимоотношения людей подчиняются определённым правилам, которые нужно выполнять. Мысль о необходимости подчиняться правилам общежития, помогающим жить в согласии с окружающими и самим собой, осваивается детьми с помощью различных образов и примеров, которые в сознание дошкольников постепенно обобщаются в правило: надо помогать другим, когда они в этом нуждаются; тот, кто помогает, поступает хорошо, совершает добрый поступок. Сделать такое обобщение помогает взрослый, направляя высказывания детей, отвечающих на вопросы, которые возникают в процессе беседы.

В беседе обсуждаемым фактам, событиям даётся оценка. Положительная оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить нежелательные поступки. Подражательная способность дошкольников рождает стремление следовать тому, что одобряется, и избегать того, что осуждается. Положительный образ становится ориентиром для ребёнка в выборе поступка.

По материалам беседы дети могут сделать рисунок, придумать рассказ, сказку, дать название произведению и т.п. (эти задания выполняются по желанию). Творческие работы детей значительно увеличивают эффективность усвоения и осмысления ими нравственных представлений. Кроме того, рисунки, удачные названия можно использовать в повседневной работе, например, выставка рисунков позволяет напомнить то или иное правило. Ту же роль может выполнять пословица или строчка стихотворения («буду делать хорошо и не буду плохо»).

Часто знания дошкольников о правильном поведении и сами поступки не совпадают. Это естественно. Дети еще плохо ориентируются в различных ситуациях, не умеют адекватно оценивать свои намерения и действия. Кроме того, дети подвержены эмоциональным взрывам, не могут совладать со своими желаниями («Я хочу»), иногда проявляют упрямство, протест и т.д. Но все эти факты не основание для того, чтобы отрицать значимость «словесного» воспитания.

Нравственное сознание – основа нравственного поведения. К этому и необходимо подвести детей на основе того материала, который им доступен, и тех форм работы, которые их заинтересуют и будут способствовать нравственному развитию. При этом надо помнить, что этическая беседа – лишь одна из форм работы воспитателя над формированием нравственного сознания ребенка. Она сочетается с разными видами практической, игровой деятельности дошкольников, упражнениями, нацеленными на формирование нравственного сознания и поведения.

В ходе этической беседы мы стремимся решить следующие задачи:

  • Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;
  • Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;
  • Способствовать накоплению и обобщению эмоционально-положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам;
  • Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно – нельзя», «хорошо – плохо»);
  • Учить соблюдать нравственные нормы поведения.

Эти задачи берутся и на вооружение воспитателем в зависимости от уровня развития дошкольников, их интереса к материалу, активности при решении задач, которые ставит перед ними педагог.

Этические беседы постепенно усложняются как по содержанию, так и по способу подачи материала. Если в средней группе акцент делается на эмоциональном отклике детей, то в старшей и подготовительной группе дошкольники сами пытаются делать выводы из обсуждаемой нравственной ситуации. Воспитатель выбирает темы, которые наиболее актуальны в настоящий момент для детей того или иного возраста.

Продолжительность бесед с детьми 4 — 5лет составляет 20 минут, с детьми 6 — 7 лет – 30 — 35 минут. Кроме того надо обращать внимание на активность детей, их интерес. Если интерес к беседе начинает падать, лучше закончить её раньше на высокой ноте. Окончание беседы должно быть кратким, но интересным, эмоциональным, ярким (весёлый рассказ, стишок, небольшой отрывок из мультфильма, задорная песенка, игра). Хорошо, если в конце беседы будет содержаться материал для следующего разговора.

Число детей, участвующих в этической беседе, зависит от возраста и опыта участия дошкольников в данном виде работы.

К концу дошкольного возраста в ходе этических бесед у детей накапливаются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе (каждый сам решает, как ему поступить: сознаться в проступке или нет, уступить товарищу или нет), о мотиве поступка, также они овладевают следующими умениями:

  • умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;
  • уметь оценивать свои поступки и поступки других людей;
  • правильно использовать нравственные понятия (вежливый, правдивый, заботливый, хороший товарищ и др.) и их противоположности;
  • могут правильно выбрать слово (из предложенных), наиболее точно характеризующее поступок героя;
  • при работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);
  • объясняют мысль знакомых пословиц;
  • могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.

Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они лишь накапливают базовые представления о нравственных нормах, которые требуют дальнейшей работы по их систематизации и углублению.

Этическая беседа для детей старшего дошкольного возраста «Память о войне»

Программное содержание:

совершенствовать представления детей о войне; способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма; учить детей составлять рассказы о войне.

Развивать монологическую речь и связные высказывания детей; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением.

Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение ко всем окружающим людям, а особенно, к своим родным, семье.

Словарная работа:

доброжелательный, заботливый, внимательный, ласковый, великодушный, щедрый.

Просмотр видеоролика на песню «Дети войны» в исполнении Т. Гвердцители (сл. И. Резник, муз. О. Юдахин.)

Ход беседы:

— Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ Андрея Платонова

«Маленький солдат»

Недалеко от линии фронта, внутри уцелевшего вокзала, сладко храпели уснувшие на полу красноармейцы; счастье отдыха было запечатлено на их усталых лицах.

На втором пути тихо шипел котел горячего дежурного паровоза, будто пел однообразный, успокаивающий голос из давно покинутого дома. Но в одном углу вокзального помещения, где горела керосиновая лампа, люди изредка шептали друг другу уговаривающие слова, а затем и они впали в безмолвие. Там стояли два майора, похожие один на другого не внешними признаками, но общей добротою морщинистых загорелых лиц; каждый из них держал руку мальчика в своей руке, а ребенок умоляюще смотрел на командиров. Руку одного майора ребенок не отпускал от себя, прильнув затем к ней лицом, а от руки другого осторожно старался освободиться. На вид ребенку было лет десять, а одет он был как бывалый боец — в серую шинель, обношенную и прижавшуюся к его телу, в пилотку и в сапоги, пошитые, видно, по мерке, на детскую ногу. Его маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное, приспособленное и уже привычное к жизни, обращено теперь было к одному майору; светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца; он тосковал, что разлучается с отцом или старшим другом, которым, должно быть, доводился ему майор.

Второй майор привлекал ребенка за руку к себе и ласкал его, утешая, но мальчик, не отымая своей руки, оставался к нему равнодушным. Первый майор тоже был опечален; и он шептал ребенку, что скоро возьмет его к себе и они снова встретятся для неразлучной жизни, а сейчас они расстаются на недолгое время. Мальчик верил ему, однако и сама правда не могла утешить его сердца, привязанного лишь к одному человеку и желавшего быть с ним постоянно и вблизи, а не вдалеке. Ребенок знал уже, что такое даль расстояния во время войны — людям оттуда трудно вернуться друг к другу, — поэтому он не хотел разлуки, а сердце его не могло быть в одиночестве, оно боялось, что, оставшись одно, умрет. И в последней своей просьбе и надежде мальчик смотрел на майора, который должен оставить его с чужим человеком.

— Ну, Сережа, прощай пока, — сказал тот майор, которого любил ребенок. — Ты особо-то воевать не старайся, подрастешь — тогда будешь. Не лезь на немца и береги себя, чтоб я тебя живым, целым нашел. Ну чего ты, чего ты — держись, солдат!

Сережа заплакал. Майор поднял его к себе на руки и поцеловал в лицо несколько раз. Потом майор пошел с ребенком к выходу, и второй майор тоже последовал за ними, поручив мне сторожить оставленные вещи.

— А сейчас, дорогие дети, давайте изменим конец рассказа (Должен быть положительным)

— Давайте поговорим о жизни детей в трудные военные годы?

— Расскажите о своих родителях, которые всегда рядом с вами?

— Как тяжело пришлось маленькому Серёже расставаться с близким ему человеком?

Физминутка

Руки вверх поднимем — раз Выше носа, выше глаз. Прямо руки вверх держать Не качаться. не дрожать. Три — опустили руки вниз, Стой на месте не вертись. Вверх раз, два, три, четыре, вниз! Повторяем, не ленись! Будем делать повороты Выполняйте все с охотой. Раз — налево поворот, Два — теперь наоборот. Так, ничуть, не торопясь, Повторяем 2 раза. Руки на поясе, ноги шире!

Воспитатель.

Как хорошо, что мы войны не знаем…

Как хорошо, что мы войны не знаем. Растем, живем, смеемся и играем. Глядим с улыбкой в неба синеву, И ловим в реках быструю плотву.

И помним как отважные бойцы — Солдаты — братья, деды и отцы Для нас мир добрый храбро отстояли. Чтоб мы войны не видели, не знали.

Подведём итоги нашей беседы.

— О чём мы сегодня говорили?

— Как вы думаете, что хорошего может принести война?

— На следующий раз я расскажу вам о том, как солдаты летом картошку сажали, а рассказ называется «Огородники» Сергея Алексеева.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя

«Детский сад№ 91комбинированного вида»

Консультация для воспитателей:

«Этические беседы с детьми старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

воспитатель

группы № 6

Нестерак В.Н.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]