Конспект НОД по познавательному развитию «Земля — наш зеленый дом» (старшая группа)


Конспект занятия «Наша планета Земля»

Конспект занятия на тему: «Наша планета Земля».

Автор: Быстрова В.В. – воспитатель

Центра развития ребенка «Сказка»

р.п. Красные Баки

2017 год

Цели:

— Дать детям представление о том, что планета Земля – громадный шар, что она очень большая, что большая часть её покрыта водой, есть материки – суша; на планете обитает много живых существ, им для жизни нужна чистая вода, чистый воздух, чистая земля; о загрязнении окружающей среды.

— Развивать ответственное отношение к окружающей природе.

— Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Подготовительная работа:

Занятия и беседы о планете Земля, об окружающей природе; о месте человека в природе; о взаимодействии человека с природой; о необходимости беречь и защищать природу. Чтение стихов, пословиц, поговорок, загадок о природе. Рисование, аппликация, лепка.

Материалы и оборудование:

Карта, глобус, указка.

Ход занятия:

В: Доброе утро, милые дети,

Вы всех прекраснее на свете!

Д: (здороваются).

В: Сегодня, ребята, нас ждёт очень удивительная беседа! Усаживайтесь поудобнее, я вам что-то расскажу.

Мы с вами живём на замечательной планете, она называется…

Д: Земля!

В: Да, верно! Какая же она, наша Земля?

Д: Красивая, голубая, большая, необычная и др.

В: Представьте, что вы космонавты, летящие в ракете как выглядит в космосе наша Земля?

Дети рассуждают.

В: Наша планета – огромный, преогромный шар, нужно много, много дней, даже месяцев, чтобы обойти её.

Показываю глобус.

В: Что же есть на нашей планете?

Ответы детей.

В: Прежде всего на нашей планете есть два полюса. Как они называются?

Ответы детей.

В: Один – северный, другой – южный. Северный — сверху земного шара, южный внизу.

Что ещё есть на нашей планете?

Ответы детей.

В: Большая часть земли покрыта водой – это моря и океаны. Слышали про них? Может быть, знаете, как называются моря и океаны?

Голубым цветом на глобусе обозначена вода. Что ещё есть на нашей планете?

Дети отвечают.

В: Среди океанов есть большие участки твёрдой земли – материки, суша. Вот это самый большой материк – Евразия. Этот материк расположен в северной части земного шара, ближе к северному полюсу. Вот ещё один материк – Африка. Что-нибудь знаете про Африку?

Ответы детей.

В: Африка расположена в середине земного шара, немного ближе к южному полюсу. Теперь я вам покажу очень интересную, длинную сушу, состоящую из двух частей. Обе они соединяются узкой полоской, похожей на тонкую шею. Кто-нибудь знает, как называется этот материк? Это, ребята, Америка. Она состоит из двух частей: верхняя – Северная Америка, нижняя – Южная Америка. Эти материки протянулись по всему земному шару, от северного полюса к южному.

Кто знает, что есть на полюсах земного шара?

Оба полюса – самые холодные места на земле. На северном полюсе суши нет, там океан, он всегда покрыт льдами. Он так и называется – Северный Ледовитый океан. На южном полюсе ещё холоднее, чем на северном. Там есть суша – материк Антарктида.

Остался последний материк. Он самый маленький – это Австралия. Этот материк, как большой остров со всех сторон окружен океаном.

Посмотрите внимательно, ребята, на нашу карту, или на глобус. Как выглядит земной шар? Чего больше на нашей планете Земля, воды или суши?

Ответы детей

В: Да воды, океанов и морей, намного больше. Кто живёт в морях и океанах? А на суше живёт кто-нибудь? Кто же?

Рассуждения детей

В: Конечно, на всех материках обитает очень много живых существ: растут растения, живут большие и маленькие животные и люди. Много разных народов проживает на всех материках. Только одна суша необитаема – Антарктида. Из-за сильного холода там не растут растения, люди тоже постоянно там не проживают. Только некоторые животные обитают в прибрежных водах океана.

В: Если моря и океаны изображены голубым цветом, то суша, там, где она всегда покрыта снегом — белая. Везде, где не слишком холодно, и не слишком жарко, растёт много зелёных растений, поэтому большая часть суши изображена зелёным цветом.

В средней части земного шара очень жарко круглый год. А в Африке жарко или холодно?

Дети отвечают

В: Да, там очень жарко. В Африке много пустыней, покрытых песком, практически нет воды и растений очень мало. Поэтому большая часть Африки закрашена жёлтым цветом. Юг Северной Америки тоже весь в пустынях.

Теперь мы с вами знаем, где полюса на земном шаре, где материки, а где вода – океаны и моря. Вот какая разноцветная наша Земля!

Физкультминутка

В: А где же на Земле живём мы с вами? Где наш материк, где на нём место, которое занимает наш посёлок? Как он называется?

Ответы детей

Как называется наше государство?

Наше государство – Россия расположено вот на этом материке (показывает на карте). Наша страна большая и занимает много места на карте. Кто знает как называется главный город в России?

Ответы

Правильно, Москва, смотрите, где она находится. А здесь находится наш посёлок.

В: Сейчас, ребята, я расскажу вам самое главное! Наша планета Земля в опасности! На ней много больных мест. Это получилось потому, что люди построили много заводов и фабрик, электростанций, атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и их загрязняют, нефть из танкеров во время аварий проливается в воды морей и океанов. Вот так загрязняется наша планета Земля и от этого загрязнения гибнут животные и растения, болеют люди. Гибнет природа! Наша планета Земля в опасности, её надо спасать общими усилиями.

Как же мы с вами можем помочь нашей планете?

Рассуждения детей

Чтобы помочь – нужно научиться любить природу, любить её с детства. Научиться понимать, как живут все живые существа: птицы, жучки, звери, цветочки, травинки. Этим занимаются люди, которые называются экологами. А вы хотите стать маленькими экологами?

Тогда мы с вами будем стараться беречь и охранять природу, помогать живым существам, будем делать добрые дела.

Я вам сейчас покажу два места в нашей стране, которые нужно спасать. Далеко в Сибири есть озеро Байкал. Это очень красивое озеро. Сейчас оно загрязнено. Люди не только в нашей стране, но и в других государствах думают, как его спасти. Смотрите, где оно на глобусе. Ещё далеко от нас на юге нашей страны есть Аральское море. С ним другая беда, воды в нём с каждым годом становится всё меньше и меньше, оно усыхает. Сейчас люди тоже думают, как его спасти.

А как вы думаете, нашему посёлку грозит опасность?

В: Самая главная беда в нашем посёлке – это мусор! Да, ребята, вы правильно заметили, мусор везде, в лесу, на берегу родников, речки, возле домов.

Ребята, поговорите, пожалуйста, с родителями, что угрожает нашему посёлку и чем мы можем ему помочь?

Дети задают вопросы

В: Знаете, ребята, я во время нашего занятия наблюдала за вами и поняла, что эта тема вас очень заинтересовала. Я буду рада отправиться с вами в большое путешествие по нашей планете Земля, и мы ответим на ваши главные вопросы: «Почему нашу планету Земля называют земной шар?» и «Что делать с мусором?». Досвидания, до новых встреч.

конспект занятия «планета Земля»план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия для подготовительной группы «Планета Земля»

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.Интегрированные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: дать детям представления об уникальности планета Земля. Развивать познавательные интересы, потребность в самостоятельной поисковой деятельности.

Интеграция образовательныхобластей Задачи
Познавательное развитие Формировать представление о планете Земля, об условиях жизни на ней. Развивать логическое мышление, зрительную память, целостное восприятие и произвольное внимание.
Речевое развитие Развивать связную диалогическую и монологическую речь. Вызывать речевую активность у ребенка через игру. Воспитывать любовь и интерес к художественному слову.
Социально-коммуникативное развитие Воспитывать чувство гордости за свою планету. Развивать экологическую грамотность детей, воспитывать желание беречь свою планету и природу. Учить детей размышлять, обосновывать свое мнение, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом и со взрослым.
Художественно-эстетическое развитие Формировать эстетическое отношение к окружающему миру, миру природы. Восприятие художественной литературы.
Физическое развитие Развивать согласованность движений, внимания, быстроты реакции. Снятие эмоционального напряжения.

Методы и приемы : наглядные, словесные, практические.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы. Предварительная работа: рассматривание карты, глобуса, чтение художественной и научной литературы, просматривание презентаций и видеороликов по теме. Материалы и оборудование:

  • Глобус, ноутбук, экран
  • Предметные картинки с изображением Земли в космическом пространстве и правил поведения в природе.

Логика образовательной деятельности

Воспитатель:

Здравствуй, солнце золотое. Здравствуй, небо голубое. Здравствуй, вольный ветерок. Здравствуй, милый мой дружок. Мы живем в одном краю, Всех я вас приветствую.

Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить:

Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, А называется…(земля)Дети: Земля.

Наша Земля – голубая планета, Воздухом свежим и солнцем одета. Нет, вы поверьте, Земли голубей От синевы рек, озёр и морей. Горы, равнины, леса и поля – Всё это наша планета Земля. Ветры поют, с облаками играя, Ливни шумят… И от края до края Вы не найдёте чудесней на свете Нашей прекрасной и доброй планеты!!!

Воспитатель: (картинки с изображением Земли в космическом пространстве на экране ) Наша планета – это огромный–преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно. Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет. Но только на нашей Земле есть жизнь. Воспитатель: ставит глобус на стол. А что же это такое ?Дети: Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша.Воспитатель: Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь!». Есть ли на земле воздух? (Просит детей показать на глобусе воздушную оболочку Земли — атмосферу). Кому нужен воздух для дыхания? Какой он? Дети: На Земле есть воздух, он нужен всем: человеку, растениям, животным. Воздух окружает нас везде, он невидимый.Воспитатель Есть ли на Земле вода? Обратите внимание, что на глобусе много голубого цвета. Что это обозначает?Дети: вода. Дети показывают на глобусе океаны, реки и озёра. Воспитатель: Да у нас много рек, морей и океанов. А кому нужна вода?Дети: Человеку, животным, птицам, растениям, деревьям.Воспитатель: Да на Земле нет ни одного организма, который смог бы прожить без воды. Воспитатель поясняет, что есть места, где мало воды (пустыня, Как там живется (трудно) Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в игру «Четыре стихии». Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если скажу слово «вода», то вытянуть руки вперёд, на слово «воздух» — поднять руки вверх, на слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибётся – считается проигравшим. Воспитатель: В каких местах есть пресная вода?Дети: В реках, в озёрах .Воспитатель: А в каких местах нашей планеты много воды? Покажите на глобусе.Дети: в океанах и морях .Воспитатель: : отгадайте загадку : « кругом вода, с утолением жажды беда»

Дети: Море .Утолить жажду нельзя, потому что она горько-солёная . Воспитатель: Да правильно, самое главное- она соленая. А пьем мы с вами простую воду. Физминутка:

Руки к солнцу поднимаю И вдыхаю, и вдыхаю. Ну, а руки опускаю, Воздух тихо выдыхаю.(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос. Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе: «Ф – Ф — Ф») Воспитатель: Итак ребята. Воды на нашей планете Земля много, а вот суша занимает очень мало место и представлена более темными цветами желтыми и коричневыми. И представлена суша в виде материков. Их всего 6. Назовите мне ихДети: Евразия, Австралия, Африка, Антарктида, Южная Америка и Северная Америка.(показывают на глобусе) Воспитатель: Все эти материки покрыты почвой, травой, на них произрастают леса, в которых живут животные, насекомые и птицы. Тепло или холодно на нашей планете? В каких местах Земли особенно холодно (показ детьми на глобусе полярных зон: Арктика и Антарктика) Кто там живет? Как животные, растения и люди приспособились к холодной погоде? В каких местах очень жарко? (пустыня). В каких местах не очень жарко и не очень холодно? (степи, лесостепи, леса).

А что за самое большое животное из всех на земле. Оно больше 3 динозавров и весит как 33 африканских слона?( голубой кит)

Он отлично переносит суровый климат, морозы и засуху. Летом он выдерживает без воды 5 дней, а зимой 20. После столь продолжительной жажды он выпивает до 120 литров воды? ( верблюд)

А сейчас мы вспомним, что же мы должны делать, чтобы красота нашей планеты Земля не пропала. Поиграем в игру «Правила поведения в природе» Я буду вам называть поступки, если они хорошие, вы говорите «Да». Если поступки неправильные, отвечайте «Нет». Если я приду в лесок И сорву ромашку? (нет) Если съем я пирожок И выброшу бумажку (нет) Если хлебушка кусок На пеньке оставлю (да) Если ветку подвяжу Колышек подставлю (да) Если разведу костер А тушить не буду? (нет) Если сильно насорю И убирать забуду? (нет) Если мусор уберу Банку закопаю (да) Я люблю свою природу Я ей помогаю (да)

Воспитатель: Мы по улице идем,с мусором пакет несем

Раз бумажка, два бумажка, кинем все это в отсек

Пластик, банка, промакашка, все в корзину или нет?

Скажем правильный ответ, весь мусор собираете вместе? НЕТ

Почему стоит разделять сбор мусора?

Земля — единственная планета в Солнечной системе, где есть все условия для жизни. На планете Земля можно жить, потому что здесь не так жарко и не так холодно, есть воздух — можно дышать, есть пресная вода — можно пить, есть чем питаться.

Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут, Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нету!

Воспитатель напоминает детям, что скоро день рождения планеты Земля – 22 апреля.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]