Педсовет – деловая игра, по теме:«Познавательно-речевая и эмоциональная сфера в речи педагога»
Деловая игра в педагогической системе
Деловая игра нашла широкое применение в методической работе, курсовой системе повышения квалификации. Однако в методической работе ДОУ она используется очень редко, так как требует большой предварительной подготовки. Проведение деловой игры – процесс творческий. Применение деловых игр на практике имеют положительное значение. Такие игры помогают максимально активизировать педагогов для достижения поставленной цели.
Деловые игры связаны с решением педагогических задач, где нужно решить конкретную ситуацию, и требуют от участников принимать определённые роли и выбирать способ взаимодействия.
Изучение проблем воспитательно-образовательной работы в ДОУ через деловые игры, помогают как начинающему, так и опытному педагогу усвоить технологию проведения воспитательно-образовательной деятельности в режимных моментах. Этот метод ценен тем, что учит практическому выполнению профессиональных этических норм и правил поведения; это творческая, свободная деятельность, что и увлекает ее участников; метод имитации (подражания, изображения, отражения), принятия решений в различных ситуациях по заданным или выбираемым самими участниками правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими. Сам термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями, вызывает высокую активность участников в разрешении реальных педагогических проблем, позволяет связывать теорию с практикой. Деловую игру со всем педагогическим коллективом целесообразно проводить 1-2 раза в год. В методической работе игра является как вспомогательная часть единой системы.
И мы решили внедрить этот метод на практике у себя в ДОУ, так как у нас работают молодые специалисты. С той целью, чтоб дать им возможность раскрыться и не чувствовать себя скованно рядом со своими наставниками. И педсовет — деловая игра была принята нашими педагогами очень положительно. Тема педсовет — игры «Познавательно-речевая и эмоциональная сфера в речи педагога» была выбрана исходя из наиболее сложного направления в работе для молодых педагогов. Хотим представить вам сценарий деловой игры, которую мы провели в нашем ДОУ.
Педсовет – деловая игра
Тема: «Познавательно-речевая и эмоциональная сфера в речи педагога»
Повестка дня:
- Сообщение старшего воспитателя о результатах просмотра занятий по образовательной области «Коммуникация» во всех возрастных группах по теме: «Технология разработки педагогических проектов по становлению связной речи детей и работа по их реализации».
- Обзор научно-методической литературы по мониторингу речевого развития.
- Презентация творческого инновационного опыта педагогов ДОУ.
- Деловая игра «Познавательно-речевая и эмоциональная сфера в речи педагога».
- Практикум по познавательно-развивающим дидактическим играм, изготовленными воспитателями.
Предварительная работа:
- Взаимопросмотр занятий по развитию речи во всех возрастных группах.
- Изучение методических литературы и подписных изданий по развитию познавательных способностей и связной речи у детей.
- Консультации по изготовлению познавательно-развивающих дидактических игр.
- Подготовка к деловой игре: создание команд, название, эмблемы, девиз.
- Подготовка и изготовление атрибутов к игре.
Цель игры:
Раскрыть творческие способности педагогов в умении передавать эмоциональное состояние образа в процессе игрового общения.
Задачи:
- Способствовать открытому проявлению эмоций различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).
- Уточнить знания педагогов и компетентность в осуществление образовательной деятельности в познавательно-речевом развитии детей младшего и дошкольного возраста.
- Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы;
- Умение педагогов соблюдать правила культуры речевого общения, тактичного поведения.
Списочный состав участников:
Атрибуты игры:
- Эмблема команды;
- Значки капитанов;
- Куб с цифрами (можно на одной из граней куба сделать знак музыкальной паузы);
- Воздушные шары с листами-вопросами внутри.
Правила игры:
- Уметь слушать других;
- Вырабатывать общее решение вопроса;
- Принимать активное участие в игре;
- Не оспаривать оценку жюри;
- Соблюдать культуру речи и тактичность;
- Придерживаться регламента.
Ход игры:
Представление команд и членов жюри. Зачитываются правила игры.
Ведущий: За отведенное время команды должны справиться с заданиями. Соблюдаем регламент, на каждое задание отводится 2 минуты. По окончании игры, жюри подводят итоги и определяют команду – победитель и лучших игроков команды.
Приветствие и визитная карточка команд.
I конкурс «Разминка»
Капитаны команд по очереди бросают куб с цифрами, выбирают воздушный шар с выпавшей цифрой («лопают» шар) и получают для своей команды вопрос.
- Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности? (Игра.)
- Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности? (воспитание, социальная и природная среда, наследственность).
- Какие бывают формы взаимодействия семьи и ДОУ? (коллективная, индивидуальная, наглядно-информационная).
- Что должно предусматриваться в структуре непосредственно-образовательной деятельности для снятия умственного и физического напряжения? (физминутки: пальчиковая гимнастика, динамические словесные упражнения).
- Сколько образовательных областей и какие охватывает содержание Программы ФГОС ДО? (коммуникативно-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).
II конкурс «Говори правильно»
1 задание:
Прочитать скороговорку четко, без запинки, в быстром темпе.
- Варя на проталинке промочила валенки.
Валенки у Вареньки сохнут на завалинке.
- Девчонка везла на возу,
Козленка, козла и козу.
- Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать,
Надо колокол переколоковать, перевыколоковать.
- Утащил у нас щенок
Щетку в дальний уголок
Чтобы щетку потрепать
И щетинки пощипать.
2 задание:
Прочитать четверостишие в заданном эмоциональном состоянии (грустно раскачиваясь, весело прыгая, плаксивым голосом, громко смеясь, грубым голосом, «писклявым» голосом).
- Я люблю свою лошадку
Причешу ей шерстку гладко
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости
- Солнышко-колоколнышко!
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поля бежать,
Нам весну встречать!
- Дед хотел уху сварить, дед пошел ершей ловить,
А за дедом кот Лаврентий, за котом петух Терентий.
Тащат удочки вдоль по улочке.
Деду одному невмочь, надо старому помочь.
- Жил на свете человек, скрюченные ножки,
И гулял он целый век по скрюченной дорожке
А за скрюченной рекой, в скрюченном домишке,
Жили летом и зимой скрюченные мышки.
3 задание: Каждая команда проводит игру (со зрителями) подражательно-исполнительского характера в интересной и доступной для детей форме.
— Игра «Угадай кто это?» (изобразить животное).
— Игра «Маски» (отгадать кто или что изображено, наводящими вопросами).
III конкурс «Знатоки»
Ведущий предлагает выбрать воздушный шар с любой цифрой. Капитаны достают из них листы с вопросами для команды.
- Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?
- Назовите главные задачи познавательного развития?
- Перечислите функции речи старшего дошкольника?
- Какие умственные действия влияют на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления?
IV конкурс «Домашнее задание»
Презентация познавательно-развивающих дидактических игр, изготовленных педагогами всех возрастных групп.
Музыкальная пауза.
Жюри подводит итоги. Учитывается не только правильность ответов, но и поведение членов команды во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи. Объявляется общий результат, и вручаются памятные сувениры.
Решение педсовета – деловой игры:
- Использовать в практике создание проблемных ситуаций во время режимных моментов, совместной и непосредственно-образовательной деятельности, побуждать воспитанников к активации мыслительной деятельности, познанию окружающего мира.
- Всем педагогам ДОУ представить в методический кабинет собственные разработки дидактические игры по речевому развитию.
- Оформить выставку игр и обобщить опыт работы.
- Создать картотеку развивающих дидактических игр.
Используемая литература:
- «Справочник старшего воспитателя» \ автор Н.А. Кочетова и другие. – Волгоград: Учитель, 2013.
- «Педагогические советы»\ автор И.М. Бушнева и другие. – Волгоград: Учитель, 2012.
- «Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы»: методическое пособие \ автор Н.А. Виноградова и другие. – 2 издание – М., Айрис-пресс, 2009.