Перспективное планирование по формированию КГН для детей раннего возраста
Перспективное планирование работы по формированию КГН для детей раннего возраста
Первый квартал
Питание
Игровая ситуация
«Как мама учила мишку правильно кушать»
Цель: Учить держать ложку в правой руке, брать пищу руками, есть с помощью взрослых.
Чтение потешек
«ладушки, ладушки», «Умница Катенька», «Гойда, гойда»
Дидактические игры:
«Покажем кукле как нужно правильно держать ложку»
Анкетирование родителей
Консультации для
родителей «Формирование КГН у детей 2-3 лет»
Родительское собрание на тему: «Какие навыки самообслуживания можно привить детям раннего возраста»
Папка передвижка: «Значение культурно гигиенических навыков в жизни вашего ребёнка»
Одевание-раздевание
Дидактическая игра
: «Оденем куклу на прогулку»
Цель: на примере игрушечного персонажа учить доставать из шкафа уличную одежду. Побуждать надевать носки рейтузы, кофту, куртку, шапку.
Дидактическое упражнение
: «Туфельки поссорились-подружились»
«Сделаем из носочка гармошку», «Покажем кукле, зайчику, мишке, где лежат наши вещи. Чтение потешеки «Наша Маша маленькая», З. Александровой «Катя в яслях»
Дидактические игры в кукольном уголке: «
Разденем куклу после прогулки», «Разложи одежду по местам» и т.д.
Умывание навыки опрятности
Игровая ситуация:
«Водичка-водичка».
Цель: Учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки друг о друга, смывать мыло, знать местонахождение своего полотенца, с помощью взрослого вытирать руки, Приучать пользоваться носовым платком.
Дидактическое упражнение
: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки». Беседы по сюжетным картинкам. Чтение потешеки «Водичка- водичка…», «Гуси-лебеди летели..»
Рассматривание картинок:
« Как дети моют ручки», «Мама моет дочку».
Дидактические игры:
«Покажи своё полотенце»,
Игры детей в кукольном уголке с предметами гигиенического ухода.
Второй квартал
Питание
Игровая ситуация:
«Маша обедает».
Цель: Закреплять умение держать ложку в правой руке, брать пищу губами, откусывать её небольшими кусочками, жевать коренными а не передними зубами.
Чтение потешеки:
«Идет коза рогатая», «Пошёл котик на торжок», «Кисонька мурысонька», З.Александрова «Вкусная каша»
Сюжетно ролевая игра:
«В гостях у мишки»
Игровая ситуация:
«Мы обедаем». Игры детей в кукольном уголке с предметами столовой посуды.
Консультация для родителей:
«Возрастные особенности детей раннего возраста»
Консультации:
«Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»;
Оформление фотовыставки
«Любим, любим умываться по утрам и вечерам!!»
Одевание-раздевание
Игровая ситуация: «
Застегни пуговичку».
Цель: Учить расстёгивать застёжки липучки, упражнять в использовании других видов застёжек. Учить надевать обувь, рейтузы, с помощью взрослого застёгивать куртку, вешать в шкаф одежду. При раздевании перед сном снимать платье или рубашку, затем обувь, учить правильно снимать колготки, вешать одежду на стул. Продолжать приучать правильно вести себя в раздевалке.
Игровые ситуация:
«Как петушок разбудил детей».
Дидактическое упражнение
: «Уложим куклу спать».
Чтение: З. Александрова «Мой мишка».
Н. Павлова «Чьи башмачки»
Игровые ситуации для сюжетной игры:
– кукла Таня у нас в гостях; Ситуации для обсуждения: – как шапка поссорилась с курткой в шкафу.
Беседа с родителями :
«Как
привить самостоятельность»
Оформление альбома с участием родителей «Стихи, потешки –помощники в воспитании детей».
Умывание навыки опрятности
Тема «Доброе утро, расчёска!»
Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней. Продолжать учить намыливать руки и мыть их прямыми движениями, учить отжимать руки после мытья. Закреплять умение вытирать руки своим полотенцем.
Игра-упражнение
«Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком.
Сюжетно ролевая игра:
«Парикмахерская»
Рассматривание сюжетных картинок: «Дети купаются».
Консультация для родителей:
«Что мы читаем дома»
Третий квартал
Питание
Совершенствовать умение есть самостоятельно, доедать всё до конца, проглатывать пищу не оставляя ее за щекой. Формировать навыки аккуратности. Учить пользоваться салфеткой.
Игра-упражнение
: «Как мишка учился кушать»
Дидактическое упражнение
: «Поможем зверюшкам накрыть стол к обеду». Читаем рассказ «Маша обедает»
Игры детей в кукольном уголке:
« Накроем столик для кукол», «Кукла Катя пьёт чай».
Беседы с родителями «Приучаем детей правильному поведению за столом».
Фотовыставка: «Как я помогаю маме»
Одевание-раздевание
Продолжать учить застёгивать пуговицы. Учить надевать носки, гольфы, начиная с носка. При раздевании перед сном побуждать вешать одежду на свой стульчик. Учить вежливо выражать просьбу о помощи.
Игровые ситуация: «
Поможем кукле собраться гости к мишке».
Дидактическое упражнение
: «Поучим зверюшек застёгивать пуговицы»
Разучиваем стихи на тему Одевание-раздевание:
«Маша варежку одела»
Сюжетно-ролевые игры
«Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать».
Дидактическая игра
«Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года).
Папки передвижки в уголке здоровья «Одежда по сезону»
Беседы с родителями:
Приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке.
Умывание навыки опрятности
Учить засучивать рукава перед умыванием закреплять умение пользоваться носовым платком и расчёской. Развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно; – формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном (умывание, аккуратно складывать одежду).
Дидактическое упражнение
: «Научим Куклу правильно умываться», «Покажем мишке как нужно вытираться своим полотенцем».
Чтение К.Чуковский «Мойдодыр», Е.Благина «Алёнушка»
Игровые ситуация: «
Купаем куклу Катю». Рассматривание сюжетных картинок.
Дидактические игры:
«Перемешанные картинки». Цель: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами). Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать».
Четвёртый квартал
Питание
Учить держать ложку тремя пальцами, съедая бульон первого блюда, Вместе с заправкой, основное блюдо и гарнир. Закреплять умения есть аккуратно, совершенствовать навыки культуры еды.
Игровые ситуация:
«
Мишкаа пригласил в гости зайку и ёжика»
Дидактическое упражнение
: «Расскажем Хрюше, как надо правильно кушать»
Чтение С.Капутикян «Кто скорее допьёт»
Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу чаем».
Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки
Ширма «Ваш помощник на кухне»
Консультация
«Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания детей»
Одевание-раздевание
Закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослых, размещать свои вещи в шкафу, складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Продолжать учить пользоваться разными видами застёжек.
Дидактическое упражнение
: «Покажем как нужно складывать одежду перед сном», Научим мишку складывать вещи в раздевальном шкафчике»
Чтение И. Муравейко «Я сама», Н. Павлова «Чьи башмачки»
Коллективная практическая деятельность детей
«Поможем кукле Тане сложить вещи на место». Создание различных игровых ситуаций на закрепление культурно-гигиенических навыков.
Анкетирование родителей
«Какие навыки самообслуживания приобрели дети к концу года».
Умывание навыки опрятности
Познавательное развитие. Тема «Водичка, водичка…».
Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.
Учить во время умывания не мочить одежду. Побуждать расчёсывать короткие волосы.
Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая». Инсценировка
«Как Мойдодыр подарил Ване мыло».
Дидактическая игра:
«Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета).
Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек.
Рассматривание фото альбомов.
Консультация
«Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»
Попросить родителей просмотреть вместе с детьми м/ф «Мойдодыр»
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с помощью художественного слова
Сообщение из опыта работы «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с помощью художественного слова.»
Автор: Новикова Надежда Викторовна, воспитатель, МДОУ «Детский сад №2 «Солнышко» комбинированного вида, г.Оленегорск, Мурманская обл. Данный материал будет интересен воспитателям групп раннего возраста от 1 года до 2 лет, молодым специалистам. Задачи: 1. Формировать навыки самообслуживания действия с бытовыми предметами (ложка, чашка и т.д.); 2. Развивать восприятие смысла художественного слова (потешек, песенок, стишков); 3. Обеспечивать эмоциональное благополучие воспитанников. Раннее детство – период становления органов, систем и прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. Ранний возраст – период не только быстрого физического, но и интенсивного психического развития ребенка: формирование восприятия, мышления, речи, памяти, чувства, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.. Всё психическое развитие ребенка осуществляется под влиянием окружающих его взрослых. В основу обучения детей раннего возраста положено развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, подмечать, сопоставлять, обобщать, необходимых в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний и жизненного опыта. Взрослый вводит ребенка в незнакомый ему мир: учит действиям с игрушками, другими предметами, создает условия для самостоятельной детской деятельности, открывает прелесть родной речи, воспитывает доброжелательность, полезные привычки. Известно, что самые прочные привычки формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего детства воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Актуальность проблемы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в развитии ребенка. В воспитательной работе надо использовать в качестве примера правильные навыки и поступки детей и взрослых. Психолого-педагогической основой этого приема является склонность детей к подражанию. Понимание речи окружающих и способность подражания использую в обучении детей раннего возраста культурно-гигиеническим навыкам. Главное в обучении спокойствие, терпение и повторение. Песенки, стишки, потешки делают процесс воспитания и обучения более увлекательным. Художественное слово — важнейшее средство воспитания маленького ребенка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослых и детей, происходит знакомство ребенка с окружающим миром. Детям раннего возраста нравится ритмичная речь, сама музыка слова. Еще не понимая смысла, ребенок с радостью слушает народные песенки и потешки, с удовольствием выполняет первые «гимнастические упражнения», под ритм пестушек, приобщаясь к родному языку, улавливая мелодичность и ритм. Первые слова, действия, навыки возникают именно как потребность ответить на знакомые слова, выразить свои чувства, умения. С помощью потешек, пестушек, песенок ребенок усваивает родную речь, понимая и используя ее, знакомится с окружающими его предметами, постигает первые нравственные уроки. Образы, создаваемые в потешках, понятны детям с момента рождения: это «котенька-коток», «заинька», «петушок-петушок». Этих персонажей взрослые просят укачать ребенка, петушку пеняют, что он деткам спать не дает, собачку уговаривают, чтобы она не лаяла и не пугала детку. Ребенок очень быстро запоминает содержание потешек, стишков, песенок, активно включается в игру. Эти миниатюры не только веселят малыша, но и доставляют ему эстетическое наслаждение, которое запечатлевается в его сознании и которое он, подрастая, желает получить еще и еще раз, обращаясь к хорошо знакомым произведениям словесного творчества народа. В своей работе с малышами использую произведения устного народного творчества, сопровождая все режимные моменты, в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков, правил поведения. Фольклорные произведения необычайно вариативны, ведь они не имеют канонического образца, поэтому, играя с ребенком можно вносить что-нибудь свое: адресуя конкретному ребенку, использовать его имя или какие-то характерные черты. Например: Наша Маша (имя ребенка) маленька, На ней шубка аленька Опушка бобровая, Маша (имя ребенка) чернобровая. * А Ванюша (имя ребенка) попляши! Твои ножки хороши, Еще нос сучком, Голова пучком. Встречая утром детей, обязательно приветствую ребенка по имени, акцентирую внимание на каких-то деталях его внешнего вида (красивая шапочка, ботиночки и т.д.), вечером прощаясь, обращаю внимание родителей на какой-то маленький успех их малыша, говоря добрые слова похвалы, тем самым у ребенка закладывается поведенческий ритуал: встречи – расставания. Например: Ты умница, разумница Ты умница, разумница, Про то знает вся улица, Петух да кошка, Да я немножко. * Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Коленька (имя ребенка) хороший, Коленька (имя ребенка) пригожий. * Ах, ты моя девочка — сладкая конфеточка Золотая белочка, сиреневая веточка. * Во саду — садочке Выросла малинка. Солнце ее греет, Дождичек лелеет. В светлом теремочке Выросла Лизуша! (имя ребенка) Люди ее любят, Все ее голубят. Песенки и потешки помогают ребенку в приобретении культурно-гигиенических навыков. Так при умывании ребенка поэтапно обучаю: вначале закатываем рукава, затем подставляем ручки под струю воды, попеременно охватывая ладонью тыльную сторону каждой руки, производя моющие и трущие движения. Смочить мыло, намылить руки, тереть одной рукой о другую, положить мыло, смыть пену. А также умывая лицо. При умывании использую потешку: Водичка, водичка умой Маше (имя ребенка) личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. После умывания учу правильно пользоваться полотенцем. Обращаю внимание, что нужно пользоваться только своим полотенцем, которое находится на своем определенном месте. Во время кормления малыш стремится к самостоятельности: держать ложку, зачерпывать густую пищу, затем направлять ложку ко рту, аккуратно брать кружку, чтобы не разлить воду. В 1 год 6 месяцев ребенок ест первое и второе блюдо с хлебом самостоятельно. Во время кормления использую разные потешки, например: Потихоньку, помаленьку, Понемножку, не спеша, Съели мы с тобою кашу Правда, каша хороша? * Это – ложка, это – чашка. В чашке – гречневая кашка. Ложка в чашке побывала – Кашки гречневой не стало! * Умница Катенька (имя ребенка), Ешь кашку сладеньку, Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую. * Пришел кисель, На залавочке присел, На залавочке присел, Поесть Катеньке (имя ребенка) велел. Учу малышей, что выходя из-за стола после еды, они должны благодарить взрослого и задвигать за собой стул. В раннем возрасте ребенок учится чистоте, опрятности, аккуратности. Учу замечать небрежность, неаккуратность в своем внешнем виде. Например, показываю куклу и говорю, что платье у куклы красивое, чистое, волосы аккуратно причесаны, на голове бантик. Причесывая куклу, учу детей опрятности во внешнем виде, при этом читаю детям потешку: Расти коса до пояса Не вырони ни волоса, Расти, косонька, до пят, Все волосоньки в ряд. * Чешу, чешу волосоньки, Расчесываю косоньки! Что мы делаем расческой? Тане (имя ребенка) делаем прическу. Приучаю малышей к раздеванию с помощью взрослого, затем к частичному раздеванию самостоятельно, а также учу запоминать свои вещи и аккуратно складывать их в одно место. Одевая ребенка, читаю потешку: Вот они сапожки: Этот — с левой ножки, Этот – с правой ножки. Если дождичек пойдет, Наденем сапожки: Этот — с правой ножки, Этот – с левой ножки, Вот так хорошо! Раз, два, три, четыре, пять – Собираемся гулять. Дети с удовольствием слушают и выполняют действия: одевание, раздевание. При укладывании ребенка спать, читаю потешку, чтобы быстрей засыпал, например: Баю – баю – баюшки, В огороде — заюшки. Зайки бегают крючком, Повернись, Сашок, бочком! * Баю, баюшки, бай — бай, Глазки, Маша (имя ребенка), закрывай. Я тебя качаю, Тебя величаю. Будь счастлива, Будь умна, При народе будь скромна. Спи, до вечера Тебе делать нечего. Баю, баюшки, бай — бай, Глазки, Маша (имя ребенка), закрывай При пробуждении детей ото сна, тоже читаю потешку, например: Потягушечки, порастушечки! Поперек толстушечки, Руки – хватушечки, Ноги – побегушечки. При этом потягивая за ручки, ножки, побуждаю к движению и тем-самым к пробуждению, этим закрепляется потребность в бодрящей гимнастике после сна. Воспитываю у детей привычку вести себя спокойно, не кричать, благодарить за угощение, заходя в группу – здороваться, уходя – прощаться. Каждый раз, ободряя и поощряя ребенка словом, улыбкой. Работая на группе раннего возраста, учитываю возрастные особенности детей для привития культурно-гигиенических навыков, правил поведения, полезных привычек. К каждому режимному моменту: умыванию, кормлению, укладыванию спать, а также для воспитания опрятности, одеванию и раздеванию, составила картотеку потешек, стишков, пестушек, песенок. Для единства требований по воспитанию данных навыков родителей и воспитателя подготовила консультации для родителей, а также тексты стишков, потешек, как рекомендации для использования их дома. Вырабатывать правильные хорошие привычки очень кропотливая работа, для этого необходимы последовательность и настойчивость в своих требованиях. И всегда необходимо быть спокойной, доброжелательной, не проявлять нетерпение, если у малыша что-то не получается, не спешить ему на помощь.
Рекомендуем посмотреть:
Советы молодым мамам Развитие эмоциональности детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором Занятие по ритмике для детей 9-10 лет: Кадриль для детей Потешки про зверят для детей 3-4 лет
Похожие статьи:
Потешки для детей
Потешки для малышей про овощи, фрукты и разные продукты
Русские народные потешки для детей 2-3 лет
Русские народные песни и потешки для детей
Потешки с движениями для самых маленьких