Сборник дидактических игр о числах и цифрах для детей раннего и дошкольного возраста


Дидактическая игра: «Правильный счет»

Количество и счет

Дидактическая игра: «Правильный счет»

Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

Оборудование: мяч.

Содержание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку

Дидактическая игра: «Много-мало»

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну».

Содержание: попросить ребенка назвать одиночные предметы или предметы, которых много (мало). Например, стульев много, стол один, книг много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет-7, а красных -5. Спросить каких карточек больше, каких меньше. Добавить еще 2 красные карточки. Что теперь можно сказать?

Дидактическая игра: «Отгадай число»

Цель: способствовать подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

Содержание: спросить, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т. д. Задумать, например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его. Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит больше или меньше задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

Дидактическая игра: «Счетная мозаика»

Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие количества с цифрой.

Оборудование: счетные палочки.

Содержание: вместе с ребенком составлять цифры с помощью счетных палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить соответствующее ей количество счетных палочек.

Дидактическая игра: «Читаем и считаем»

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну», «столько», «сколько»; умение сравнивать предметы по величине; умение считать в пределах 5.

Оборудование: счетные палочки.

Содержание: читая ребенку книжку, попросить его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как сосчитали, сколько в сказке зверей, спросить, кого было больше, кого – меньше, а кого – одинаково. Сравнить игрушки по величине: кто больше –зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?

Дидактическая игра «Возьми столько же»

Цель: упражнять в составлении двух равных групп предметов, активизировать словарь «столько же», «поровну».

Оборудование. У детей таблица с тремя полосками, деленная по вертикали на три равные части.

Содержание: в левой части карточки изображены разные предметы (от 1 до 5, наборы геометрических фигур и счетных палочек.

Воспитатель предлагает рассмотреть таблицы и рассказать, что на них нарисовано. Затем дети заполняют среднюю (по вертикали) часть таблицы, берут столько же геометрических фигур, сколько предметов изображено в каждой клетке. Педагог спрашивает ребенка, сколько фигур он положил, предлагает проверить правильность путем наложения. После заполнения средней части таблицы дети берут счетные палочки и выкладывают в правой части таблицы по количеству нарисованных предметов.

Геометрическая форма

Чудесный мешочек

Цель игры: Упражнять детей определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме.

Ход игры: Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также можно спрятать в него геометрические фигуры, ребенок должен угадать на ощупь, какая фигура спрятана.

Узнай фигуру

Цель игры: совершенствовать восприятие формы, развивать произвольное внимание, быстроту движений.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур – квадрата, треугольника, круга или предметы, похожие на эти фигуры, — колесо, пирамидка, модули.

Ход игры: Воспитатель знакомит детей с заготовленными геометрическими фигурами, которые раскладывает в разных частях зала, и объясняет правила игры. По сигналу дети произвольно перемещаются по залу, выполняя различные движения. После того как воспитатель называет одну из фигур, например, «Квадрат», дети должны быстро построиться вокруг этой фигуры.

Отмечаются дети быстро и правильно выполнившие задание.

Катится – не катится

Цель игры: познакомить с объемными геометрическими телами – кубом шаром.

Оборудование: кубики и шарики разного размера и цвета.

Ход игры: покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится — вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у него есть углы, потрогайте их». Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол, на стол, друг на друга, покатать и т. д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую.

Величины.

Дидактическая игра:

» У кого хвост длиннее?»

Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», «длиннее», «широкий», «узкий.

Содержание. Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т. д.

Дидактическая игра:

«Кто скорее свернет ленту»

Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий».

Содержание. Воспитатель предлагает детям научиться свертывать ленту и показывает, как это надо сделать, дает каждому попробовать. Затем предлагает поиграть в игру «Кто скорее свернет ленту». Вызывает двоих детей, дает одному длинную, другому короткую ленту и просит всех посмотреть, кто первый свернет свою ленту. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче. После этого педагог раскладывает ленты на столе так, чтобы разница их была хорошо видна детям, но ничего не говорит. Затем дети меняются лентами. Теперь выигрывает другой ребенок. Дети садятся на место, педагог вызывает детей и предлагает одному из них выбрать ленту. Спрашивает, почему он хочет эту ленту. После ответов детей называет ленты «короткая», «длинная» и обобщает действия детей: «Короткая лента свертывается быстро, а длинная медленно».

Дидактическая игра: «Лифт»

Цель: закреплять прямой и обратный счет до 5, закрепление основных цветов радуги, закреплять понятия «вверх», «вниз», запоминать порядковые числительные (первый, второй)

Содержание: Ребенку предлагается помочь жителям поднять или опустить их на лифте, на нужный этаж, считать этажи, узнать, сколько живет жильцов на этаже.

Ориентирована во времени

Дидактическая игра:

«Назови пропущенное слово»

Цель: учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.

Оборудование: мяч.

Содержание: Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток: — Мы завтракаем утром, а обедаем. Дети называют пропущенное слово. — Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой ….-Днем ты обедаешь, а ужинаешь…

Дидактическая игра:

«Кто раньше? Кто позже?»

Цель: закреплять знания детей о временных представлениях: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

Содержание: Инсценировка сказок с использованием иллюстраций «Репка», «Теремок», «Колобок» и др.

Дидактическая игра

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: Закреплять понятие о таких категориях, как «вчера», «сегодня», «завтра»

Материал: Мяч

Содержание: Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим и говорит: «Мы лепили, когда». Поймавший заканчивает фразу, как бы отвечает на вопрос «когда?»

Мы пойдем гулять в парк. (сегодня)

Мы навещали бабушку. (вчера)

Мы будем читать книгу. (завтра)

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: развить внимание и память детей.

Содержание: Дети образуют круг. Внутри круга стоят несколько детей. По знаку воспитателя один уходит, затем, войдя, он должен определить, какие изменения произошли внутри круга. В этом варианте отгадывающий ребенок должен подсчитать, сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось, и, сопоставив эти два числа, определить, сколько детей ушло из круга. Затем при повторении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. А для этого требуется удержать в памяти имена всех стоящих в кругу детей и, посмотрев на оставшихся, установить, кого нет. Дальнейшее усложнение может быть таким: число детей в кругу остается то же (в пределах пяти, но изменяется их состав. Отгадывающий должен сказать, кто из детей ушел и кто встал на его место. Этот вариант требует от детей больше внимания и наблюдательности.

Количество и счет

Дидактическая игра: «Правильный счет»

Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда; закреплять навыки прямого и обратного счета.

Оборудование: мяч.

Содержание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку

Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе

Неля Ткаченко

Дидактический материал на знание состава количества единиц в старшей группе

Дидактический материал для познания

с составом из числа лиц старшей группы.

СФЕРА:

Формирование представлений о составе числа внутри первой бусинки.

ЗАДАНИЯ:

– регулировать,-

– представления о числах и цифрах внутри первой бусинки;

– развивать,-

– идея, что все числа состоят из единиц;

– представление о том, что количество единиц в разном количестве разное;

– внимание, зрительное восприятие, память, логическое мышление;

– отличная моторика;

– упомянуть,-

– организация;

– концентрация;

– интерес к математическим играм;

Подсчет активности пятилеток в процессе систематического обучения уже объективно совершенен. Изучение состава количества единиц в старшей группе является подготовкой к овладению вычислительной техникой – счетом и счетом по одному.

Что еще почитать: Дидактическая игра «Ягода, овощ или фрукт?» 5-6 класс

Изучение состава чисел из единиц должно начинаться с анализа состава набора элементов к составу ряда единиц, при этом одно должно быть последовательным, не поспешным, а с пятки – от каждого числа – с От 2 до 5 (2, 3,4,5)

… В иллюстративных целях материала, выбирается группа предметов одного типа, каждый из которых отличается друг от друга качественными характеристиками (например, цвет, размер) … Кроме того, в дальнейшем используются элементы, объединены концепцией, например, комплекты одежды, посуды, мебели и т д. Наряду с элементами фактуры можно использовать узоры из геометрических фигур, полосы бумаги разной длины и размера и т.д. необходимо научить детей, рассматривая наборы, рассказывать, как составлена ​​эта группа, называть каждый элемент и их общее количество.

Например:

«Число 4 состоит из следующего: 1 зеленый кружок, 1 красный кружок. 1 желтый круг, 1 синий круг – всего 4 круга».

Отсчитав 4 круга, ребенок должен сказать, как оно составлено «это четыре»

подчеркивая количество состав: один – зеленый, один – красный, один – желтый, один – синий, всего – четыре. Приглашая детей выполнять задания с разными типами групп объектов, вы должны попросить их рассказать, как составлена ​​группа, сколько разных объектов есть и сколько их всего, чтобы назвать как объекты, так и их количество. Постепенно вы должны переходить от более конкретных вопросов к общим: «Сколько вы получили? Сколько… всего? Как вы… (например, 5 карандашей?»

Изучая количественный состав ряда единиц, необходимо обратить внимание детей на то, что единица может отражать не только отдельный объект, но может быть отражением целой группы предметов. Например, предложите детям рассмотреть множество геометрических фигур и ответить на вопросы,-

– Из каких частей состоит этот набор? («Составлено в трех частях»

.

– Назовите цвет и количество деталей этого набора. («Этот набор состоит из трех частей разного цвета: одна часть – красные треугольники, одна – синие треугольники, третья – зеленые треугольники. Всего три части».

– Из скольких единиц состоит цифра три? («Из трех отдельных единиц»

).

В этом задании дети должны понимать, что единица может отражать не только отдельный предмет, но и группу предметов.

В процессе ознакомления детей с составом ряда единиц можно использовать словесные упражнения,-

– на поляне собрались лесные звери: заяц, ёжик, белка. Сколько животных собралось на лесной поляне? Сколько разных лесных зверей собралось на поляне и тд

И другие задачи, например,-

– возьмите пять треугольников разного цвета;

– нарисуйте три разные геометрические фигуры;

– положить на стол четыре разные куклы и т д.

Ознакомление детей с составом номера осуществляется в последовательной системе занятий, что создает условия для формирования новых связей, формирующих у детей знания количественного состава, что в свою очередь является подготовкой к вычислительной деятельности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]