Календарно-тематическое планирование по рисованию для дошкольников 5-6 лет


Рабочая программа педагога дополнительного образования по ИЗО в ДОУ

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»

Содержание:

1. Пояснительная записка. 2. Цели и задачи. 3. Формы и методы реализации программы — принципы организации — методическое обеспечение — предполагаемый результат 4. Работа с детьми. 5. Работа с родителями. 6. Работа с педагогами. 7. Список литературы. Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности разработана на основе методических рекомендаций — Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», — Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты занятий», — Лыковой И.А. «Цветные ладошки», — Комаровой Т.С. «Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии «Обучение детей технике рисования». Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – дети группы раннего развития(2-3года) . Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения. Реализация программы рассчитана на 36 календарных недель, и включает в себя 1 занятие непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного занятия в группе раннего развития 8-10мин., согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.
1-Пояснительная записка …Это правда, это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, дети любят, Очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене И в трамвае на окне!… Э. Успенский. Интерес к рисованию появляется у детей после первого года жизни. Малыш знакомится с бумагой, карандашами, красками и сначала играет с ними, а после наблюдения за взрослым, малыш начинает подражать его действиям и , ”овладев” пишущим предметом приходит к радостному открытию ,что и он может оставлять след на бумаге, и не только… Рисование для детей — игра, и используя игры, игровые приемы и пальчиковую гимнастику, создается непринужденная творческая атмосфера для работы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают, раскрепощают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Ведь рисование для ребенка не только игра, но и радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, поэтому очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности Между тем даже маленькие художественные неудачи могут свести на нет их желание заниматься изобразительной деятельностью, по этому использование нетрадиционных приемов создания рисунка обеспечивает элементы сюрприза, дарит малышам много положительных эмоций и помогает сформировать у них устойчивый интерес к данной деятельности. Данная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие усидчивости, аккуратности, терпения, умение концентрировать внимание, мелкую моторику и координацию движений рук у детей. Развитие творческих и коммуникативных способностей дошкольников на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности вовремя. При реализации программы еженедельно организуются выставки работ детей, которые органично вписываются в пространство группы, способствуют формированию гармоничному развитию личности ребёнка. Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом. 2-Цели рабочей программы — Создать условия для развития потенциальных творческих способностей, заложенных в ребенке, интереса к собственным открытиям через поисковую деятельность. -помочь дошкольникам овладеть необходимыми навыками и современными техниками рисования для воплощения замыслов в своих рисунках. Задачи рабочей программы: — образовательные: 1. Учить детей пользоваться карандашами, красками, кисточкой 2. Знакомить детей с цветовой гаммой, 3. Знакомить детей со свойствами материалов (пластилином, солёным тестом, красками, бумагой и т. д.) 4. Обучать приёмам зрительного и тактильного обследования формы. 5. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. — воспитательные: 1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом . 2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования. 3. Воспитывать умение и желание организовать своё рабочее место и убрать его. -развивающие: 1. Развивать у детей художественно – творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание. 2. Помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка. 3. Развивать мелкую моторику рук. 3-Формы и методы реализации программы -беседы; -занятия; -групповая и индивидуальная работа; -коллективно-творческая работа; -работа с родителями, мастер-классы; -игры, развлечения; -оформление выставок; -наглядный; -практический, -объяснительно-иллюстративный, -публикация информации на сайте ДОУ, группы. В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: -Социально-коммуникативное-развитие -Познавательное-развитие -Речевое-развитие -Художественно-эстетическое-развитие -Физическое развитие -принципы организации: — подача материала в игровой форме. — развитие творческих способностей детей, фантазии. — приобщение детей к нормам и традициям семьи, общества. — выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей. — построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. — методическое обеспечение: (нетрадиционные техники) -тычок жесткой кистью; -оттиск печатками из овощей; -восковые мелки и акварель; -свеча и акварель; -отпечатки листьев; -рисунки из ладошек; -пальчиковое рисование; -печать по трафарету. — предполагаемый-результат: В результате освоения данной программы дети к концу года смогут: -подбирать цвета, соответствующим изображаемым предметам. — cумеют правильно пользоваться кисточкой. — проявить свои творческие способности, воображение, фантазии. -у них будет более развито чувство композиции, зрительная память, мышление. 4- Работа с детьми: Тематический план занятий с детьми 2-3 лет Тема Задачи Сентябрь Здравствуй, детский сад! Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Веточка рябины Знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиком. Показать приём получения точек. Развивать интерес и положительное отношение к рисованию. Мой любимый дождик Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Показать приём получения коротких линий из точек (мелкий дождик, капельками и сильный, как ливень). Нарядный мухоморчик Продолжать знакомство с пальчиковой техникой рисования. Упражнять в ровном закрашивании шляпки гриба краской; учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность шляпки. Нарядный мухоморчик в травке Упражнять в аккуратном наклеивании силуэта гриба на лист бумаги и рисовании травки пальчиками. Октябрь Превращение ладошки. (цветок) Знакомить с нетрадиционной техникой рисования ладошкой. Осеннее деревце Упражнять в рисовании ладошкой (крона дерева), развивать умение рисовать прямые вертикальные линии (ствол) кистью. Листопад Изображение листьев пальчиком и кистью способом примакивания. Продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). Подводное царство. Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании рыбок ладошками, а пальчиками – водоросли. Ноябрь Пушистые котята играют на ковре (коллективная работа) Знакомить с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр). Вишнёвый компот Знакомить с техникой печатания пробкой, картофельной матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды вишни). Рисование ягод на силуэте банки. «Шарики воздушные, ветерку послушные…» Вызвать интерес к сочетанию разных изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а ниточки к ним — ватными палочками. Подарок маме.- «Полюбуйся на герань.» Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный цветок, нанося рисунок равномерно в определённых местах. Декабрь Первые снежинки Упражнять в рисовании ватными палочками, Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. Зима пришла Знакомить с техникой рисования поролоном. Упражнять в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на веточках дерева). «Маленькой ёлочке холодно зимой…» Упражнять в рисовании пальчиками, ватными палочками, Познакомить с новым нетрадиционным изоматериалом — губкой, и способом рисования ею (тампонирование сугробов на земле). Праздничная ёлочка Упражнять в технике тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация фактуры колючей хвои дерева). Упражнять в рисовании ватными палочками; учить располагать мазки в ряд, используя зрительный ориентир (дугообразные линии) — «зажжём огоньки на ёлочке». Новогодний салют! Закрепить технику рисования пальчиками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа Январь Снеговичок Упражнять в технике тычкования жёсткой кистью (раскрашивание силуэта снеговика). Учить дополнять рисунок простыми деталями, дорисовывая их фломастерами (глазки, нос-морковка, пуговки на шубке). Зимние узоры Знакомство с техникой рисования свечой (морозные узоры на окне). Учить аккуратно закрашивать жидкой краской лист с уже нанесенным свечой рисунком. Матрешка. Продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности. Учить детей ритмичными мазками украшать силуэт готовой формы. Обогатить сюжет детской игры Февраль Зимний денёк (коллективная работа) Знакомить детей с техникой бумагопластики: сминать бумажную салфетку и пытаться скатывать её в плотный комочек. Создание несложной сюжетной коллективной композиции («укутаем деревья в лесу снежком»). Шарфик для куклы Продолжать знакомство с техникой рисования свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с уже нанесённым свечой рисунком. Ракета Упражнять в комкании и скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на ракете,вместо окон) Украсим чашку для папы Закреплять умение украшать предметы печаткой из пробки (чашка в горошек). Развивать чувство ритма. Март Красивые бусы для мамы Упражнять в технике печатания различными печатками (пробками, картофельными матрицами в виде цветочков, кружков). Формировать умение создавать элементарный узор из простых элементов, чередуя его по цвету. Разноцветные рыбки Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство — делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять изображение деталями (дорисовывать фломастерами чешуйки на туловище рыбки, глаза). «Смотрит солнышко в окошко» (коллективная работа) Закреплять умение рисовать ладошкой: изображение ладошками солнечных лучиков. Капают сосульки Продолжать учить сочетать различные нетрадиционные техники рисования: пальчиком изображать сосульки, ватными палочками — падающие с них капли. Апрель Коровка на травке Знакомить детей с техникой рисования по трафарету. Побуждать свободно располагать штрихи на всей поверхности листа. Закреплять у детей знание зелёного цвета. Воспитывать у детей сочувствие к игровому персонажу, вызвать желание помочь ему. Космос Упражнять в технике печатания картофельными печатками (звезды в космосе), в рисовании ватными палочками прямых линий («заправим двигатель ракеты топливом»). Клоуны в цирке (планируется 2 занятия) 1. Упражнять в технике рисования ватными палочками, располагая мазки по всей поверхности («украсим костюм клоуну», — наряд в горошек). Развивать чувство ритма. 2. Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглёра; наклеивание их, опираясь на зрительный ориентир. Май Воздушные шарики Продолжать учить детей изображать формы похожие на округлые. Располагать их по всему листу (шарики летят). Вызвать у детей интерес к рисованию. Салют на нашей улице (коллективная работа) Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный тёмный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма. Одуванчик Упражнять детей в технике печатанья печатками. Учить рисовать цветок со стебельком и травкой. Закреплять приём примакивания. Развивать чувство композиции. Дождик,радуга и солнышко! Отрабатывать приём рисования кистью и красками, упражнять в тычковании жёсткой кистью Развивать эстетическое восприятие. 5- Работа с родителями: Сентябрь – Адаптация детей к детскому саду.(родительское собрание) Октябрь – Волшебные краски. «Роль нетрадиционного рисования в развитии детей раннего возраста» (консультация для родителей) Ноябрь – Как часто рисует ваш ребёнок(анкета для родителей). Порисуйте вместе(рисование на стекле)-Портрет мамы. Декабрь – Рисуем солью.(семинар-практикум для родителей) Январь – Особенности изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста.(публикация на нашем сайте) Февраль – Рисование без препятствий самыми необычными вещами. (мастер-класс) Март – Все маленькие дети – художники.(папка-передвижка) Апрель – Развитие мелкой моторики рук. (консультация для родителей) Май – Полезные советы по развитию творческих способностей детей. (памятки для родителей) 5- Работа с педагогами: 1. Консультация для воспитателей: «Развитие эстетического вкуса у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность» 2. Консультация для воспитателей с мастер-классом. «Экспериментируем, познаем, творим!» 3. Консультация для воспитателей: «Развитие мелкой моторики с помощью нетрадиционных видов изодеятельности.» 6 — Список литературы: 1. И.А.Лыкова – «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.» 2011г. 2. И.А.Лыкова – «Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы.» 2010г. 3. И.А.Лыкова – «Дидактические игры и занятия(интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников.» 2010г. 4. Г.Н.Давыдова – «Нетрадиционные техники рисования в детском саду.» Москва 2007г. 5. А.А.Фатеева – «Рисуем без кисточки.» 2004г. 6. Т.Н.Доронова – «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре.» 1992г. 7. Г.С.Швайко – «Занятия по ИЗО в детском саду.» 2008г. 8. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество» 1985г. 9. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» 1982г.

Рекомендуем посмотреть:

План работы кружка для детей младшей группы ДОУ Рабочая программа для средней группе детского сада Рабочая программа по развитию речи для всех групп детского сада Рабочая программа по познавательному развитию для детей подготовительной группы ДОУ

Похожие статьи:

Детская агрессия. Что делать?

Самостоятельная деятельность детей в младшей группе по ФГОС на прогулке

Как учитывать темперамент ребёнка в процессе педагогической деятельности

Методики раннего обучения детей математике

Методика раннего развития детей Марии Монтессори

Программа изо кружка «Карандашик»

(2 года с 5 – 7 лет)

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности ребенка.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Общее положение

  • Настоящее Положение определяет цели, задачи создания и реализации деятельности изо кружка МДОУ общеразвиваающего вида д.c №16.
  • Настоящее Положение разработано на основе Конституции РФ Закона РФ «Об образовании», Типового Положения и регламентирующих документов системы образования города Чистополь.
  • Занятия проводятся с детьми старшей и подготовительной к школе группах в форме занятий по изодеятельности в рамках расписания годового учебного плана и кружковой работы.
  • Работу по изодеятельности проводит воспитатель 2 квалификационной категории Ворушило Наталия Сергеевна.

Рабочая программа по разделу «Изобразительная деятельность» составлена на основе обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта — развитие детей старшего возраста «Временных требований» к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» с учетом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и приоритетного интеллектуального направления МДОУ.

Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Но практика работы с детьми и полученное мною образование по специальностям – воспитатель детей дошкольного возраста; руководитель изобразительной деятельности, учитель – логопед, подтолкнули меня к мысли, что для гармоничного развития личности необходимо иметь и правильную речь. Поэтому основной задачей в работе кружка — развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.

Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте

Актуальность. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Рабочая программа имеет цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе комментированного рисования, формирование всех психических процессов, развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Задачи кружка первого года обучения:

1. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

3. Создавать условия для освоения цветовой палитры.

4. Создание условий для коммуникативной деятельности детей.

5. Развитие связной речи.

Задачи кружка второго года обучения:

1. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.

2. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным и коммуникативным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.

3. Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).

4. Развитие описательной, комментирующей функции речи. Научить обобщать и противопоставлять, рассуждать.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «РАЗВИТИЕ РЕЧИ». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу . Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.

2. «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ». Для занятий по изодеятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы , о жизни людей, о жизни животных.

3. «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Занятия по изодеятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

4. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

5. «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

  • оттиск печатками из овощей;
  • тычок жесткой кистью;
  • оттиск печатками из ластика;
  • оттиск поролоном;
  • восковые мелки и акварель;
  • свеча и акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошек;
  • волшебные веревочки;
  • кляксография;
  • монотопия;
  • печать по трафарету.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.

Организация занятий кружка.

Кружок посещают дети старшей и подготовительной к школе группы. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 – 35 минут.

Материал:

  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки;
  • коктельные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти; кисти.

Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка:

  • Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
  • Практические – упражнения, игр методы,
  • Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед оценка.
  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

При проведении занятий я придерживаюсь основным правилам:

1. Использование приема транслирования информации,

2. Отбор тематического содержания,

3. Главный герой рисования – ребенок,

4. Взрослый не стремится сразу исправить речь ребенка,

5. Педагог создает схематические изображения,

6. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий,

7. В качестве «физкультминутки» — используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

Все занятия строятся по коммуникативному принципу:

1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи,

2. Обеспечение главных условий общения,

3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы,

4. Использование различных коммуникативных средств.

Занятия кружка имеют отличия в своей структуре:

1. создание положительного отношения к теме и способу ее реализации,

2. коммуникативное рисование с использованием имитационных движений и обсуждением создания и сюжета рисунка (не более 10 минут),

3. динамическая пауза с элементами логоритмики и психогимнастики,

4. рассказывание по картинке с моделированием коммуникативной ситуации,

5. словесные игры, игры – драматизации.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в городских и выставках и конкурсах в течение года.
  • Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
  • Оформление эстетической развивающей среды в группе. И т.д.

Показатели прохождения рабочей программы:

  • Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в определенной теме.
  • Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
  • Учатся рисовать различными материалами.
  • Используют в работе разные дополнительные материалы (песок, камни).
  • Развивать навыки по составлению сюжетов.
  • Дети учатся цветоведенью.
  • Экспериментируют.
  • Развивается связная речь.
  • Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

Преемственность:

  • сформировать умения и навыки,
  • развивать личностные качества.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Оценка: результативности программы проводится два раза в год (декабрь, май) сформированности уровня художественно – эстетического развития детей.

Литература: 1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с. 2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с. 3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с. 4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с. 5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с. 6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с. 7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с. 8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с. 9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001. 10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с. 11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с. 12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с. 13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с. 14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с. 15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с. 16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с. 17. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с. 18. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г. 19. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. — 96с. 20. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с. 21. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. 22. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г. 23. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой. 24. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».

Полную версию работы можно .

Изодеятельностькартотека по рисованию (старшая группа) на тему

Изодеятельность №1

«Весёлое лето»

Цель: Учить детей отражать в рисунке летние впечатления, рисовать простые сюжеты, передавая движения человека, располагать изображение на всём листе, составлять композицию. Закреплять умение рисовать карандашами, наносить штриховку в зависимости от предмета. Вовлекать детей в коллективный разговор, взаимодействие со сверстниками. Развивать творческую активность.

Изодеятельность №2

«Астры в вазе»

Цель: Учить детей рассматривать натуру, выделять форму, цвет, расположение предмета и передавать его характерные особенности и выразительность красками, смешивая их на палитре добиваясь нужного цвета или оттенка. Закреплять умение использовать знакомые приёмы рисования (мазок, тычок, примакивание). Пояснить способы обследования натуры. Развивать координацию в системе «глаз-рука». Развивать чувство цветового восприятия.

Изодеятельность №3

«Укрась платочек ромашками»

Цель: Учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину, используя приём примакивание, рисование концом кисти (точки). Развивать эстетическое восприятие, чувство симметрии, ритма и чувство композиции. Закреплять умение рисовать красками.

Изодеятельность №4

а)«Осень в лесу» Цель: Учить детей передавать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные деревья. Учить разным приемам изображению деревьев, травы, листьев; располагать изображение на всём листе с перспективой. Закреплять приёмы работы кистью и красками. Развивать творческую активность, воображение.

б)«Лето красное прошло» (краски осени)

Цель: Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о наступающей осени, познакомить с новым способом создания абстрактной композиции – свободное, безотрывное движение карандаша по бумаге. Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Развивать цветовое восприятие.

Изодеятельность №5

а)«Деревья в нашем парке»

Цель: Учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола, кроны, цвета; развивать технические навыки рисования карандашами, красками и другими материалами. Развивать способности к созданию выразительных образов.

б)«Загадки с грядки»

Цель: Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка; уточнять представления о хорошо знакомых природных объектах. Развивать чувство формы, и цвета.

Изодеятельность №6

а)«Овощи или фрукты» Цель: Учить детей рисовать гуашью несложную композицию из трёх – четырёх предметов (арбуз, яблоко, слива, груша). Познакомить с понятием «блик» и способами его рисования. Совершенствовать умение рисования красками. Учить определять и передавать в рисунке форму, цвет и размер.

б)«Укрась сарафан для куклы» Цель: Познакомить детей с владимирской вышивкой, её особенностями, цветовой гаммой. Учить создавать узор в полосе, используя короткие линии, штрихи. Закреплять умение детей рисовать маркерами (фломастерами).

Изодеятельность №7

а)«Нарисуй весёлое и грустное настроение»

Цель: Учить детей ассоциировать свои чувства, эмоции, переживания с различными цветами, их сочетаниями; рисовать цветовые пятна, линии и т.д., смешивая цвета, вливая один цвет в другой. Развивать творческую активность, воображение детей.

б)«Дождь идет»

Цель: Учить детей образно отражать в рисунке впечатления от окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить пользоваться приобретёнными приёмами для передачи явления природы (дождь) в рисунке. Упражнять в рисовании восковыми мелками и акварелью по мокрому листу. Развивать творческую активность, чувство композиции, восприятие.

Изодеятельность №8

а)«Чудесные превращения кляксы» Цель: Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными: краски, кисти и бытовыми: зубные щётки, губки, срезы овощей, соломки для коктейля). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызывать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать творческое воображение, активность, фантазию.

б)«Улетели птицы разные» Цель: Учить детей передавать в рисунке поэтический образ природы, подбирать соответствующую цветовую гамму, опираясь на лирическое содержание. Закреплять умение рисовать гуашью, правильно пользоваться кистью и красками. Развивать образное, эстетическое восприятие, образное представление.

Изодеятельность №9

а)«Грузовая машина»

Цель: Учить детей рисовать машины; передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение, опираясь на натуру. Учить детей красиво располагать изображение на листе, рисовать крупно. Закреплять умение рисовать восковыми мелками, акварелью.

б)«Волшебные снежинки»

Цель: Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам.

Изодеятельность №10

а)«Зима»

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями поэтов, художников, композиторов о зиме. Учить детей передавать в рисунке картину зимы, используя разные материалы, способы изображения. Закреплять умение рисовать предметы на разных уровнях (планах) с перспективой. Развивать образное восприятие, творческую активность.

б)«Снегурочка»

Цель: Учить детей рисовать Снегурочку в шубке (шубка книзу расширена); рисовать кистью и красками, накладывая один цвет на другой по мере высыхания, смешивать цвета для получения новых оттенков. Развивать самостоятельность и творческую активность.

Изодеятельность №11

а)«Весёлое слово – хохлома!» Цель: Познакомить детей с хохломской росписью. Учить рисовать несложные элементы: волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма, композиции; умение передавать колорит хохломской росписи.

б)«Дымковский индюк» Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью, закреплять умение рисовать её основные элементы, учить выбирать цвет краски в соответствии с колоритом росписи. Стараться вызывать у детей желание украсить игрушку своим узором, похожим на дымковский узор. Развивать творчество, любовь к русской игрушке.

Изодеятельность №12

«Любимая игрушка в группе»

Цель: Учить ребёнка создавать в рисунке образ любимой игрушки, с которой ему нравится играть в группе. Вспомнить и передать характерные особенности внешнего вида (форма, цвет и т.д.). развивать воображение, творчество и образное восприятие. Воспитывать стремление доводить начатое до конца. Учить оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения.

Изодеятельность №13

а)«Нежные подснежники» Цель: Учить детей воплощать в художественной форме своё представление о первоцветах (подснежники, пролески). Совершенствовать технику рисования пастелью, стараясь передать особенности внешнего вида растения. Развивать чувство формы и цвета воспитывать бережное отношение к природе.

б)«Весёлый клоун» Цель: Закреплять умение детей рисовать человека в движении, показывая изменения внешнего вида (формы и пропорций) в связи с передачей несложных движений. Вызывать интерес к поиску и передаче характерных деталей и выразительности образа, доступными графическими средствами. Подбирать контрастное цветосочетание в соответствии с содержанием и характером образа. Развивать воображение и творчество.

Изодеятельность №14

а)«Гжельская роза»

Цель: Продолжать знакомить детей гжельской росписью; при рассматривании чашки выделить новый элемент – «розу». Учить расписывать салфетку цветами, по мотиву гжельской росписи, расположив «розу» в центре. Закреплять умение рисовать концом кисти кайму. Развивать творческую активность, самостоятельность; чувство композиции.

б)«Укрась росписью яичко»

Цель: Учить создавать орнамент на бумаге, вырезанной в форме яйца. Объяснить, что орнамент состоит из отдельных повторяющихся элементов – символов. Развивать чувство ритма в чередовании цветов и элементов. Воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

Изодеятельность №15

«Радуга-дуга»

Цель: Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно – выразительными средствами. Вызывать интерес к изображению радуги. Дать элементарные сведения по цветоведению. Развивать чувство цвета. Воспитывать эстетическое отношение к природе. Дополнять рисунок необходимыми деталями (семья, дом, друзья и т.д.).

Изодеятельность №16

«Цветущая клумба»

Цель: Учить детей рисовать весенние цветы на клумбе, отражая в рисунке не сложный сюжет окружающей жизни, смешивая цвета и получая новые оттенки с помощью белил, самостоятельно выбирать цвета, работать с палитрой. Развивать цветовое восприятие окружающей природы, весны; наблюдательность в выборе цвета и оттенка.

Изодеятельность №17

«Что тебе нравится рисовать»

Цель: Развивать творчество, образные представления, воображение детей. учить задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного они видели, о чём им читали, рассказывали. Учить доводить начатое дело до конца. Учить упражнять рисовать, по выбору, разным изобразительным материалом. Учить рассказывать о том, что больше всего понравилось в рисунках.

Конструирование №7

а)«Поезд»

Цель: Учить создавать конкретные образы конструктивным и комбинированным способами; преобразовывать и дополнять геометрические формы для получения паровоза. Развивать пространственное мышление, общую ручную умелость.

б)«Летний сад»

Цель: Продолжать учить детей конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих разнообразные способы крепления. Сформировать навыки монтажа и демонтажа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]