Организация самостоятельной деятельности в подготовительной группе
Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. ФГОС определяет области развития дошкольников через совместную деятельность воспитателя и детей. Вместе с тем утверждается формирование навыка самостоятельной деятельности как основной черты успешной личности. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность, стимулирует развитие фантазии, творческого подхода в решении проблем и проведения досуга. Независимая детская активность проявляется во всех видах деятельности дошкольников:
- игровой (сюжетно-ролевые, дидактические, логические игры),
- художественно-речевой (создание диалогов в игре по мотивам сказок, рассказов, построение пересказа интересного случая или истории),
- социально-коммуникативной (общение со сверстниками, оказание помощи младшим ребятам — объяснение явления, правил игры, утешение),
- познавательно-исследовательской (поиск информации по интересующей теме, нахождение ответа опытным путём),
- художественной (пение, рифмование строк, сочинение мелодий, рисование, лепка, создание аппликаций),
- трудовой (стремление помогать в уборке на территории детского сада, в столовой, помещении группы, осуществлять уход за растениями, животными).
Самостоятельная деятельность дошкольников ярче всего проявляется в игровой форме
Самостоятельность — свойство личности, характеризующееся стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свои поступки.
Возрастные особенности дошкольников 6–7 лет
Организуя самостоятельную деятельность воспитанников в подготовительной группе, педагог учитывает возрастные особенности детей 6–7 лет:
- Способность саморегуляции поведения. Старшие дошкольники обладают большей усидчивостью, они умеют самостоятельно планировать темп и качество практической деятельности так, чтобы избежать переутомления. Во время прогулок, в центрах науки и природы ребята проводят длительные наблюдения. Дети седьмого года жизни чувствуют необходимость смены деятельности: они переключаются от рассматривания книг к игре, от упражнений с мячом к рисованию и т. д. Для восстановления эмоционального состояния у ребят есть возможность уединиться на необходимый отрезок времени.
- Высокий уровень развития диалогической речи, формирование навыков монологической речи. Старшие дошкольники активно включаются в беседу, задают вопросы, формулируют ответы. Степень развития художественно-речевых навыков позволяет разыгрывать на досуге диалогические сценки, театрализованные эпизоды сказок. Навык монологической речи формируется, когда ребёнок сопровождает исследовательскую или игровую деятельность проговариванием действий, озвучивает персонажей. О ходе и результатах самостоятельной работы он рассказывает воспитателю и одногруппникам.
- Креативность. Старшие дошкольники часто принимают спонтанные решения, выполняют задания в неожиданном ключе. Творческий подход наблюдается в различных видах детской деятельности: в устных рассказах, составлении историй на основе наглядного материала, в рисунках и поделках, во время игр, при проведении опытов и экспериментов.
- Формирование навыка самооценки. К семилетнему возрасту ребёнок начинает осознавать уровень своих возможностей, способностей и знаний. Он критически оценивает результаты своей деятельности, свой облик, способен исправлять недочёты, чтобы выглядеть лучше.
Старшие дошкольники самостоятельно помогают младшим овладеть навыками самообслуживания
Самостоятельная деятельность детей в ДОУ подразумевает её выполнение без непосредственного участия воспитателя в специально отведённое для этого время, при этом дошкольники ставят перед собой конкретные цели, прилагают усилия и стремятся к определённым результатам.
Задачи организации самостоятельной деятельности в старшей группе
Создание условий для самостоятельной деятельности старших дошкольников в ДОУ направлено на решение ряда задач:
- Формирование волевых качеств: психологической устойчивости к влиянию внешних факторов (шум улицы, голоса других детей) и чужого мнения, стремление доводить задуманное до конечного результата. У старших дошкольников начинает формироваться способность к самоанализу и оценке выполненных действий.
- Совершенствование процессов саморегуляции: умение рассчитывать затрату энергии на выполнение запланированных действий, чувствовать необходимость смены вида деятельности или отдыха. В возрасте 5–6 лет активно развиваются процессы нервной системы: ребёнок становится более усидчивым, положительно реагирует на советы и конструктивные замечания.
- Развитие способности самостоятельного построения плана игры, наблюдения, исследования, трудовой занятости, стремление к выполнению задумок без помощи взрослых. Воспитание дружеских отношений между воспитанниками во время игр.
- Формирование социокультурных компетенций через сюжетно-ролевые игры («Банк», «Магазин», «Библиотека»).
- Закрепление навыков самообслуживания. Выполнение действий по одеванию и раздеванию, соблюдению правил личной гигиены и чистоты помещения должно быть доведено до автоматизма.
- Развитие самостоятельности через выполнение трудовых поручений. Воспитание добросовестного отношения к обязанностям дежурных.
Дети 6–7 лет способны самостоятельно занять себя на прогулке в течение продолжительного отрезка времени
Методика организации самостоятельной деятельности
Несмотря на то что самостоятельная деятельность осуществляется вне взаимодействия детей с педагогом, роль воспитателя остаётся значительной. Он прогнозирует возможные варианты действий воспитанников в зависимости от предметного окружения детей, их способностей, индивидуальных особенностей и в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Приёмы организации самостоятельной деятельности дошкольников:
- создание насыщенной, доступной и безопасной предметно-пространственной среды,
- формирование и закрепление практических и мыслительных навыков на занятиях в рамках образовательного процесса,
- создание внутренней мотивации для независимой деятельности.
Предметно-пространственная среда для самостоятельной деятельности дошкольников организуется в детском саду в виде центров/уголков различной направленности:
- Познавательные центры: тематические уголки для поиска новых знаний, исследовательские уголки и лаборатории для детского экспериментирования.
- Центры искусства: уголки с наглядными материалами по видам искусства, выставками изделий народного декоративно-прикладного искусства.
Как правило, в центрах искусства имеется рабочее место (стол или парта) и материалы для продуктивного творчества воспитанников.
- Художественно-эстетические центры: театральный и музыкальный уголки. Содержат декорации, костюмы, маски, наборы для кукольного и пальчикового театра, музыкальные инструменты.
- Центры природы и экологического воспитания: живой уголок, зимний сад, центр экологии. Старшие дошкольники не только наблюдают за растениями и животными, но и осуществляют за ними уход. В центрах экологии может реализовываться опытная деятельность по формированию представлений о способах очистки воды, почвы, воздуха, дети знакомятся с природными и промышленными фильтрами.
- Центр двигательной активности. Здесь хранится инвентарь для физических упражнений и спортивных игр.
- Центр психологического комфорта: зона тишины, уголок отдыха. Диванчики и кресла, шатры, волшебная палатка, подушки и пуфики — здесь дети отдыхают, занимаются спокойной деятельностью (рассматриванием книг, карточек, спокойными играми и беседами).
Театрализованная сюжетно-ролевая игра — отличный вариант организации детского досуга
Расширение знаний и формирование практических и мыслительных навыков осуществляется на занятиях, проводимых в рамках совместной деятельности педагога и воспитанников. Накопленный опыт продуктивной деятельности, усвоенные правила проведения познавательных экспериментов и спортивных игр реализуются в самостоятельной деятельности ребёнка. Так, на занятиях НОД дети овладевают принципами построения плана работы, развивают умение проводить опыты с различными предметами. На занятиях с музыкальным руководителем учатся владеть голосом, пропевать мелодии, извлекать звук из инструментов (барабан, бубен, погремушка, трещотка, колокольчик, дудочка).
Руководитель ФИЗО проводит с ребятами много подвижных игр, в том числе с использованием спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи, кегли), дети запоминают движения и последовательность выполнения зарядки. Занятия по развитию речи и коммуникации формируют у дошкольников желание общаться внутри коллектива: задавать вопросы, обдумывать ответ, проговаривать этапы выполнения каких-либо действий, выстраивать логические цепочки рассуждений, а также развивают способности к монологической речи.
Во время прогулок ребята проводят целевые наблюдения совместно с педагогом за объектами природного мира (животными, птицами, насекомыми) и процессами общественной жизни (наблюдение за поведением пешеходов, движением на проезжей части, за работой людей различных профессий). На занятиях по продуктивной творческой деятельности воспитанники развивают умение создавать поделки по собственному замыслу в различных техниках (лепка, конструирование, рисование). В подготовительной группе особое место занимают занятия по ФЭМП и подготовке к обучению грамоте: дети учатся определять состав числа и звуковой состав слова, изучают в игровой форме сложение и вычитание в пределах десяти, гласные и согласные звуки.
Фотогалерея: примеры организации предметно-пространственной среды
В центре познавательной деятельности организуются тематические выставки материалов и детских работ
В уголке будущего школьника ребята могут закрепить навыки счёта и знания алфавита
Познавательный центр по изучению книг и иллюстраций способствует воспитанию бережного отношения к печатным изданиям
В центре искусства содержатся наглядные материалы для художественно-эстетического развития дошкольников и материалы для продуктивной деятельности
В живом уголке детского сада могут быть аквариумы с рыбками, улитками и черепашками, клетки с птицами и грызунами
В помещении группы обязательно должно быть место, где ребёнок может уединиться и отдохнуть
Театрализованные сценки дети часто дополняют музыкальным сопровождением
В уголке природы дети наблюдают за ростом растений и изучают их особенности
Уголок самостоятельного экспериментирования с целью поиска новых знаний позволяет детям реализовать стремление к опытному познанию предметов и явлений
Таблица: виды самостоятельной деятельности старших дошкольников
Вид самостоятельной деятельности | Форма реализации в режимных моментах |
Игровая | Игра является ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста, в игре ребёнок воссоздаёт модель мира во всём его разнообразии. Воспитателю подготовительной группы не стоит приучать ребят к урочной форме занятий, желательно сохранить игровую форму получения новых знаний и развития способностей до конца обучения в детском саду. Дети седьмого года жизни самостоятельно разыгрывают сюжеты из сказок, мультфильмов, рассказов или бытовые ситуации при помощи игрушек. Игровая деятельность дошкольников часто носит подражательный характер профессиям людей и общественно-бытовым мероприятиям: «Библиотека», «Пешеходный переход», «В автобусе», «Продуктовый магазин», «Газетный киоск», «Банк», «Игра в детский сад или школу». В этих играх развивается способность ребёнка взаимодействовать с другими людьми в различных жизненных ситуациях (формируются социальные компетенции). |
Исследовательская | Исследовательские способности у старших дошкольников находятся на достаточном уровне для проведения длительных и трудоёмких опытов, наблюдений. Ребёнок седьмого года жизни обозначает для себя проблемный вопрос, обдумывает гипотезы, умозрительно прогнозирует результат, занимается практическим экспериментированием и оценивает результат. Исследовательская деятельность старшего дошкольника максимальна близка по структуре научным исследованиям. |
Художественная (в т. ч. художественно-речевая) | Художественная деятельность заключается в создании образов при помощи творческих способностей. В поделках старших дошкольников появляется сюжет, ярко выражено отношение юного автора к изображаемому объекту или явлению. Техники продуктивного творчества, доступные детям 6–7 лет:
Одна из любимых форм воссоздания образов литературных и сказочных персонажей — театрализация сюжета или отдельного диалога. Воспитанники любят примерять на себя роли, надевают маски, костюмы, используют аквагрим. Создание мелодий при помощи музыкальных инструментов и сочинение песенок — тоже вариант самостоятельной творческой деятельности. |
Двигательная | У старших дошкольников появляется дух соревновательности. Они самостоятельно организуют небольшие состязания на ловкость, выносливость, силу: «Кто дольше простоит на одной ноге?», «Кто быстрее добежит до конца участка и обратно?», «Соревнование по прыжкам со скакалкой». Физическая активность реализуется также во время трудовой деятельности (расчистка дорожек от снега, вывоз листьев на тачке) и игр («Салки-ножки на весу», «Казаки-разбойники», «Классики» и др.). |
Трудовая (в т. ч. самообслуживание) | Когда дети видят, как работают взрослые: дворник убирает территорию детского сада, воспитатели следят за порядком на групповых участках, родители оказывают посильную помощь в ремонте помещения и облагораживания уличного пространства ДОУ, участвуют в субботниках и других трудовых акциях, тогда у них возникает стремление самостоятельно следить за чистотой в группе и на улице в меру своих возможностей. Воспитанники подготовительной группы содержат в надлежащем виде свой шкафчик, рабочее и спальное место, учатся исполнять обязанности дежурных, исправляют недочёты в собственном внешнем облике и готовы помочь младшим детям. Закрепляются навыки самообслуживания и в игре («Приведи куклу в порядок», «Разложи по местам»), с детьми 6–7 лет можно проводить игровые тренинги (например, «Салон красоты: учимся делать причёски»). |
Посредством сюжетно-ролевых игр дети усваивают социальные компетенции
Планирование «Неделя весёлых игр и забав» в подготовительной группе
Галина Владимировна Васильева
Планирование «Неделя весёлых игр и забав» в подготовительной группе
Тема:: ««Неделя веселых игр и забав»
Цель: Укрепление здоровья детей, развитие познавательной, социальной и художественно-эстетической деятельности дошкольников.
РППС: ЭКТ, картины, открытки, загадки, поговорки, оборудование для опытов,дидактические игры Итоговое мероприятие: Изготовление альбома «Наши любимые игрушки»
, досуг
«Воздушный шарик в гостях у ребят»
Временной интервал: 6- 10 августа
Дата: 06.08.18 День недели Понедельник «День мяча»
Первая половина дня. СОД
Направления Утренняя гимнастика Задачи: совершенствовать двигательную активность детей, способствовать укреплению здоровья
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое,
Физическое
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие
Беседа «Виды спорта с мячом»
Задачи: развивать познавательный интерес, рассказать детям о видах спорта, в которых используется мяч
Игра «Найди ошибку»
.Цель: развитие логического мышления детей.
Самостоятельная игровая деятельность.Задачи: совершенствовать умение самостоятельно организовывать игры, использовать атрибуты
Дежурство по столовой
Задачи: совершенствовать умение детей аккуратно убирать посуду после еды
П/игра ««Кого назвали – ловит мяч»
,»Цель: закрепление умения ловить мяч, развитие ловкости
ООД – Физическая культура
Тема: по плануинструктора по физической культуре Задачи: по плану инструктора по физической культуре Источник
Прогулка
Экскурсия в конно –спортивную школу Задачи: расширять знания детей о животных, напомнить детям правиа безопасного поведения с животными
Познавательно – исследовательская деятельность Исследование мячей (резиновые, пластмассовые, тряпичные, кожаные, шерстяные)
Цель: развитие познавательного интереса.
Игры по желанию детей Цель: воспитание дружелюбия
П/и «Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: развитие бега, быстроты реакции
II половина дня. СОД
Закаливающие мероприятия
Ходьба по массажным коврикам,дыхательная гимнастика Цель: укрепление здоровья детей
Чтение художественной литературы А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль»
Цель: формирование умения слушать, понимать смысл произведения, воспитание дружелюбия
П/и «Мяч в кругу»
Цель: развитие внимания, ловкости
3.Предложить детям нарисовать красивый мячик Задачи: способствовать развитию творческих способностей детей, закреплять умение рисовать круг
Индивидуальная работа закрепить с Олегом, Полей Л, Таней игра «Кто сделает меньше прыжков»
Задачи: учить детей прыгать в длину, делая сильный взмах руками, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги.
Игровая ситуация «Наведи порядок»
Задачи: воспитывать аккуратность, знать, что у каждой вещи должно быть своё место
Прогулка
Наблюдение за камнями Цель: Наблюдение за камнями
Цель: формировать представление о камнях как части неживой природы.
Задачи: формировать представление о камнях как части неживой природы
Самостоятельная двигательная деятельность.Задачи: совершенствовать умение самостоятельно организовывать подвижные игры
Взаимодейст
вие с семьёй Консультации «Роль семьи в физическом воспитании»
Дата: 07.08.18 День недели Вторник «День народных игр»
Первая половина дня. СОД
Направления Утренняя гимнастика По плану инструктора по физической культуре
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое,
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое,
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие
3. Презентация «Народные игры»
Задачи: познакомить детей с разнообразием народных игр
Познавательно- исследовательская деятельность. «Человек»
Задача: познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза — смотреть, уши -слышать, нос –определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности, с охраной органов чувств.
Самостоятельная двигательная деятельность.Задачи: совершенствовать умение самостоятельно организовывать подвижные игры, воспитывать дружелюбие
Дежурство:.работа в уголке природы: моем растения.Задачи:: предложить детям рассказать о том, для чего необходимо мыть комнатные растения; совершенствовать трудовые умения и навыки.
«Тише едешь — дальше будешь»
— русская народная игра.Задача: тренировать детей в прыжках на одной ноге; в силовой выносливости.
ООД – Музыка по плану музыкального руководителя
Прогулка
Наблюдение за солнцем Цель: развитие интереса к наблюдению, умения делать выводы
«Горелки»
.-русская народная игра Цель: развитие скоростных качеств, внимания.
«Ловишки на одной ноге»
— русская народная игра.Цель: развитие скоростных качеств, прыгучести.
«Вышибала»
— русская народная игра Цель: упражнение в метании мяча в цель
II половина дня. СОД
Закаливающие мероприятия
Ходьба по массажным коврикам,дыхательная гимнастика Цель: укрепление здоровья детей
Д/и «Угадай, какое число пропущено»
Цель: определение места числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число
Чтение сказки В. Сутеева «Палочка – выручалочка»
Задача: развивать интерес к книге.
Индивидуальная работа по развитию с Ритой, Лерой, Пашей, Лизой русская народная игра-забава «Бочком»
Цель: развитие умения передвигаться по уменьшенной площади;
Игра-драматизация по сказке «Лиса и Дрозд»
Задачи: упражнять детей в проговаривании текста сказки
Самостоятельная игровая деятельность в театрализованном уголке Цель: закрепление умения подбирать необходимые атрибуты для игры, воспитание дружелюбия
Прогулка
Наблюдение за самосвалом.
Задача: формировать представления о видах грузовых машин; учить рассказывать о них.
«.Классы»
— русская народная игра Цель: развитие умения прыгать на одной ноге, ловкости
Взаимодействие с семьёй Беседа «В какие игры ваши дети играют дома»
Дата: 08.08.18 День недели Среда «День любимой игрушки»
Первая половина дня. СОД
Направления Утренняя гимнастика По плану инструктора по физической культуре
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, Беседа «Моя любимая игрушка»
Задачи : развивать речь внимание, формировать умение слушать рассказчика, не перебивая
Познавательно – исследовательская деятельность Опыт «Вкус воды»
Задачи: продолжать закреплять знания о свойствах воды
Самостоятельная игровая деятельность с любимыми игрушками Задачи: совершенствовать умение самостоятельно организовывать игры, воспитывать дружелюбие
Дежурство по столовой Задачи: продолжать совершенствовать трудовые умения и навыки.
П/и «Кот и мыши»
Цель: совершенствование умения бегать врассыпную, выполнять правила игры
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое,
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие ООД – Физкультура
Тема: по плануинструктора по физической культуре Задачи: по плану инструктора по физической культуре Источник
Прогулка
Наблюдение за играми детей других групп Задачи: обратить внимание детей на то, в какие игрушки играют дети, воспитывать чувства бережного отношения к игрушкам
Игровое упражнение «Составь загадку про игрушку»
Цель: совершенствование умения составлять загадки по схеме синквейн
Дидактическая игра
на ориентирование в пространстве.Задачи: уточнить знания детей левой и правой стороны.
П/и: «Ловишка с ленточкой»
Цель: совершенствование умения играть дружно, выполнять главную роль, бегать не толкаясь
П/и «Кто быстрее»
,Цель: развитие быстроты реакции, бега
П/и «Рыболов»
Трудовые поручения: поливка клумбы,грядки на огороде Цель: развитие интереса к совместным играм
Цель: формирование необходимых навыков трудовой деятельности
II половина дня. СОД
Закаливающие мероприятия
Ходьба по массажным коврикам,дыхательная гимнастика Цель: укрепление здоровья детей
Чтение «В магазине игрушек»
из книги Ч.Янчарского Задачи: развивать интерес к чтению, любовь к книге
С/р игра «В магазине игрушек»
Задача: развивать у детей чувство коллективизма; умение самостоятельно выбирать роли.
Индивидуальная работа с Аней, Дашей, Никитой дидактическая игра «Запомни, на каком месте игрушка»
Задачи: развивать память, внимание; воспитывать умение внимательно слушать педагога, действовать по правилам
Игра «Чудесный мешочек»
Задачи: закреплять умение определять игрушки на ощупь
Самостоятельная игровая деятельность Цель: закрепление умения подбирать необходимые атрибуты для игры
Прогулка
Наблюдение за работой дворника Задача: расширять знания о труде взрослых, воспитывать уважение к труду.
Игра «Крестики – нолики»
Цель: развитие дружелюбия, логического мышления
Взаимодействие с семьёй Предложить родителям изготовить вместе с детьми альбом «Наши любимые игрушки»
Дата: 09.08.18 День недели Четверг «День спорта»
Первая половина дня. СОД
Направления Утренняя гимнастика По плану инструктора по физической культуре
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое Беседа на тему «Спорт и спортсмены»
.Задачи: вызвать у детей интерес к спорту и спортсменам.
Д/и «Кто больше покажет действий»
Цель: развитие умения детей соотносить действия людей различных видов спорта.
Рассматривание иллюстраций и разгадывание загадок о видах спорта»Задачи: продолжать знакомить с видами спорта. Развивать наблюдательность, логическое мышление, внимание, речь.
Дежурство : ухаживаем за комнатными растениями.Цель: привитие трудовых навыков
Исследовательская -экспериментальная деятельность: «Бумага»
Задача: научить узнавать вещи, сделанные из бумаги. Определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства
(мнется, рвется, режется)
.
Подвижная игра «Быстро в колонну!»
Цель: развитие ловкости, внимания, быстроты реакции
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое,
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие
ООД – Музыка
Тема: по планумузыкального руководителя Задача:: по плану музыкального руководителя Источник
Прогулка
Наблюдение за строительством спортивной площадки Задачи: развивать внимание, наблюдательность, желание заниматься спортом
П/и «Забрось в кольцо»
Задача формировать умение забрасывать мяч в баскетбольное кольцо
П/и «День и ночь»
Цель: ознакомление с правилами игры, развитие бега, ловкости
П/и «Точный пас»
Цель: закрепление навыков бросания и ловли мяча
II половина дня. СОД
Закаливающие мероприятия
Ходьба по массажным коврикам,дыхательная гимнастика Цель: укрепление здоровья детей
Чтение стихотворения А. Барто «Мама болельщица»
.Задача: развивать интерес к стихам, продолжать знакомить с творчеством А. Барто
П/и «Пройди – не урони»
Задача: развивать ловкость, чувство равновесия
Предложить детям раскраски по теме «Виды спорта»
Задачи: совершенствовать навыки раскрашивания
С/р игра «Школа спортсменов»
.Задачи: учить использовать в игре полученные знания, развивать сюжет игры
Прогулка
Наблюдение за воробьями Цель: закрепление знаний о птицах
Индивидуальная работа с Аней, Егором Л, Олегом, Никитой словесная игра по ОБЖ «Опасные предметы»
Цель: развитие мышления, охрана здоровья детей
П/и «Не оставайся на земле»
Цель: воспитание дружелюбия, быстроты реакции
Взаимодействие с семьёй Стенгазета «Красивая осанка»
Дата: 10. 08.18 День недели Пятница «День весёлых игр и забав»
Первая половина дня. СОД
Направления Утренняя гимнастика По плану инструктора по физической культуре
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, Беседа «Разнообразный мир игр»
Задачи : формировать в детях понимание многообразия игр, познакомить с их классификацией; воспитывать умение
планировать и договариваться о совместных играх.
Ознакомление с художественной литературой :Заучивание и обсуждение пословиц:
-Играй, играй, да дело знай.
-В игре да в попутье людей узнают.
Цель: развитие умения понимать смысл пословиц.
Самостоятельная игровая деятельность со спортивным инвентарём Цель: развитие ловкости
Дежурство по природе:уход за растениями Задачи: совершенствовать приемы опрыскивания, полива, рыхления почвы
Д/ игра «Найди ошибку»
Цель: развитие логического мышления детей.
П/и — эстафета «Веретено»
Задачи: развивать ловкость, быстроту, дружелюбие
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое
Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитием ООД – Физическая культура на воздухе
Тема: По плануинструктора по физической культуре Задачи: По плану инструктора по физической культуре
Прогулка
Развлечение «Праздник воздушных шаров»
Задачи: создать праздничное настроение у детей, развивать двигательную активность, воспитывать чувство взаимовыручки, дружбы
Наблюдение за растениями в цветнике Цель: формирование умения самостоятельно решать, какой уход требуется растениям
П/ русская народная игра «Краски»
Цель: развитие быстроты реакции на сигнал
П/и «На одной ножке по дорожке»
Цель: развитие ловкости, умения прыгать на одной ноге
Игра «Выбивной мяч»
Цели: формирование навыка двигательной активности детей, развитие внимания, ловкости, сноровки, воспитание умения играть в коллективе.
II половина дня. СОД
Закаливающие мероприятия
Ходьба по массажным коврикам,дыхательная гимнастика Цель: укрепление здоровья детей
Творческая мастерская: изготовление из природного материала «Спортивная эмблема»
Задачи: развивать воображение, фантазию
Ситуативный разговор «Где нельзя играть?»
Цель: закрепление правил безопасности во время игры
Индивидуальная работа с, Полей, Олегом,Стасом составление рассказа о своей любимой настольной игре Задачи: развивать умение составлять короткий рассказ
П/и «Мы весёлые ребята»
Задачи: продолжать учить детей действовать по сигналу, перебегать с одной стороны площадки на другую быстро с увёртыванием.
Сюжетно ролевая игра «Магазин игрушек»
—
«Покупка игры для друга»
Задачи: развивать умение вести ролевой диалог, помочь в развитии сюжета, умение выражать свое желание, воспитывать желание доставлять радость другим людям, воспитывать навыки культурного общения
Прогулка
Наблюдение за природой Цель: развитие умения видеть прекрасное, подмечать характерные приметы лета, передавать свои впечатления в речи
Игра с зеркалом «Солнечный зайчик»
Задачи: создать радостное настроение
Взаимодействие с семьёй Участие в развлечении «Праздник воздушных шаров»
Занятие по самообслуживанию в подготовительной группе детского сада
Ребёнок седьмого года жизни совершенствует и закрепляет навыки самообслуживания. Он следует правилам приёма пищи, умело обращается со столовыми приборами, соблюдает чистоту и аккуратность. Знает последовательность одевания на прогулку, умеет обращаться с различными видами застёжек. Следит за порядком личных вещей и своим обликом. Это то, каким в идеале ребёнок выпускается из детского сада, — самостоятельным человеком. В начале учебного года педагогом должен быть проведён мониторинг уровня самостоятельности всех воспитанников. При выявлении затруднений в выполнении каких-либо действий или недостаточной сформированности одного из навыков воспитатель предпринимает коррекционные меры.
Старшие дошкольники любят ухаживать за комнатными растениями самостоятельно
Воспитанники подготовительной группы понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Основной формой закрепления навыков по самообслуживанию у детей 6–7 лет становятся трудовые поручения: «Надо собрать снег в нужном месте, чтобы дворник залил для нас горку», «Протри подоконники влажной тряпкой, пожалуйста», «Помоги нянечке разложить фрукты в вазу». Для ребят подготовительной группы составляется список дежурств в столовой, спальне, уголке природы.
Введение обязанностей по уборке и контролю состояния помещения дисциплинирует ребят, воспитывает в них уважение к чужому труду и ответственность в выполнении поручений.
Дежурство активизирует трудовую деятельность ребят и вызывает чувство гордости за свой труд
Таблица: картотека тем по самообслуживанию в подготовительной группе
Тема по самообслуживанию | Развивающие и воспитательные задачи | Варианты трудовых поручений как основного приёма мотивации воспитанников |
«Дежурства» |
|
|
«Содержание в порядке обуви и одежды, спального места, рабочих инструментов и проч.» |
|
|
«Правила личной гигиены» |
|
|
«Генеральная уборка» |
|
|
Навыки самообслуживания и соблюдения гигиенических норм закрепляются в подготовительной группе
Фотогалерея: примеры организации уголка дежурства
График дежурств воспитанников в детском саду должен быть наглядным
Распределение дежурных по зонам ответственности развивает у ребят различные навыки самообслуживания
Уголок дежурных может быть оформлен увлекательно
Для дежурных в столовой должны быть приготовлены фартуки и головные уборы
Уголок дежурных должен быть приятным местом, выполнение трудовых обязанностей — это не рутина
Мотивирующее начало занятия
Самостоятельная деятельность дошкольников начинается с возникновения мотива — интереса к какой-либо теме, возникновения проблемной ситуации, желания пообщаться со сверстниками. Практические действия осуществляются с применением имеющихся у ребёнка знаний и способностей. Результат деятельности оценивается самим воспитанником подготовительной группы, о выполнении опытов и исследований он рассказывает педагогу, совершенствуя речевые навыки.
Роль педагога заключается в создании мотивации к дальнейшим действиям воспитанников в условиях организованной воспитателем предметно-пространственной среды. Интерес к самостоятельной деятельности может носить игровой характер, коммуникативную, творческую, познавательную направленность. Воспитатель следит, чтобы в группе поддерживалась дружеская атмосфера и у каждого воспитанника наблюдался положительный, ровный эмоциональный фон.
Педагог создаёт интересные ситуации, прогнозируя самостоятельную деятельность воспитанников в рамках тематического планирования и индивидуальных особенностей и пристрастий ребят.
Сюжетная игра отражает новые знания воспитанников и помогает их фиксации в виде образов долгосрочной памяти
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия
Вариант мотивирующего начала занятия | Прогнозируемая самостоятельная деятельность воспитанников |
Проведение познавательных и эвристических бесед. — Ребята, где хранится посуда у вас дома? — На кухне: в посудных шкафах и на полках. — Чистую посуду мама ставит в шкаф вперемешку? — Нет. Есть ящики с ячейками для столовых приборов, полки для кастрюль и сковородок, навесные полки для чашек и тарелок, крючки для половника, дуршлага, овощечистки и т. д. — Почему мама ставит посуду на полки в таком порядке? — Что легко находить нужный предмет. Каждой вещи — своё место! — Какие ещё категории предметов, кроме посуды, надо ставить на определённые для них места? — Обувь — в обувницу, одежду — в платяной шкаф, книги и журналы — в книжный шкаф, письменные принадлежности — в ящики рабочего стола. |
|
Изучение наглядного материала. Воспитатель предлагает детям изучить макет Солнечной системы: сколько в ней планет, какого они размера, какие особенности заметны (углубления-кратеры, горные вершины, облака, кольца, наличие спутников). |
|
Создание проблемной ситуации. В группу приходит письмо от Незнайки. Он пишет, что недавно уронил в реку монетку, она утонула. Незнайку с тех пор мучает вопрос: «Почему маленькая металлическая монета утонула, а большие корабли из металла не тонут?». |
|
Привлечение к игре. Воспитатель приносит в физкультурный центр набор для игры в городки и спрашивает ребят, помнят ли они правила. | Коллективное обсуждение правил игры, подвижная игра. |
Чтение во время досуга сказки «Три поросёнка». |
|
Чтение литературных произведений побуждает к играм и инсценировкам сказочного сюжета
Временной план занятия
Воспитательные и обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых в подготовительной группе составляет не более 30 минут. Занятия обучающей направленности имеют структуру, состоящую из различных форм работы для привлечения интереса воспитанников и профилактики переутомляемости. В режимные занятия, не посвящённые собственно образовательной деятельности (прогулка, досуг), рекомендуется включать трудовые поручения.
Таблица: примеры временного плана занятий на разные темы
Тема занятия | Оргмомент | Мотивирующее начало | Развитие мыслительных способностей | Двигательная активность | Практическая работа | Подведение итогов |
«Ремонт книг» | 1 минута | Создание проблемной ситуации. В группу приходит Незнайка и сообщает, что его отстранили от занятий в первом классе. Дети спрашивают, что случилось. Незнайка отвечает, что дома он с приятелями играл в войнушку и отстреливался от воображаемых врагов снарядами из учебников. В школе учитель увидел, что у учебников оторвались обложки, порвались страницы, и сказал нерадивому ученику не приходить на уроки, пока он не научится правильному обращению с книгами. 4 минуты. | Проведение беседы о бережном отношении к книгам. 4 минуты. | Физкуль. 4 минуты. | Ремонт повреждённых книг в библиотечном уголке: подклеивание страниц, ремонт обложки. 15 минут. | 2 минуты. |
«Большая стирка» | 1 минута | Включение в игровую ситуацию. Воспитатель предлагает дошкольникам собрать кукол для игры с ребятами другой группы. Во время того, как дети собирают кукол, в комнату вбегает персонаж Чумазик и пачкает кукольную одежду. 4–5 минут. | Проведение беседы о необходимости соблюдения опрятности и чистоты. Проговаривание порядка действий при стирке одежды (с ним ребята ознакомились на предварительной экскурсии в прачечную). 4 минуты. | Подвижные игры «Кукла играет в мяч», «Кукла-неваляшка». 4 минуты. | Стирка кукольной одежды, развешивание выстиранного на бельевой верёвке. 15 минут. | 1 минута. |
Стирка кукольной одежды — это выполнение трудового поручения в игровой форме
Таблица: пример конспекта занятия по формированию навыков самообслуживания в подготовительной группе
Автор | Гордиенко М. К., воспитатель МБДОУ Д/с № 48, г. Ачинск, Красноярский край. |
Название | «Каждой вещи своё место» |
Программное содержание |
|
Оборудование |
|
Ход НОД | Воспитатель читает детям рассказ Л. Воронковой «Маша-растеряша» и проводит беседу по его содержанию:
Беседа о порядке. Воспитатель задаёт вопросы:
Дети: Убираем игрушки на место, одежду вешаем в шкафчик, перед сном — на стульчик, обувь ставим на полку, накрываем на стол, убираем бокалы со стола после еды. В.: Молодцы, все внимательны и помогают поддерживать порядок в группе! Мы сейчас отправимся на экскурсию по группе и посмотрим, все ли вещи лежат на месте. Если кто-то не убрал игрушку на место, то игрушки могут обижаться и прятаться от вас. Воспитатель подходит к спортивному уголку и просит детей назвать, чего не хватает. (Кеглей и мяча). Воспитатель подходит с детьми к музыкальному уголку и просит назвать, чего не хватает. (Барабана, в уголке изодеятельности — раскрасок). В.: Вот видите, дети, многие вещи попрятались. Но я подскажу вам, кто поможет их отыскать. Вы этого героя знаете. Это Домовёнок, он живёт в каждом доме и всё знает, что в нём происходит. Воспитатель показывает детям Домовёнка, обращает внимание на его внешность и говорит, что он добрый, внимательный, заботливый, а в руках у него мешок, в котором могут быть пропавшие игрушки. В.: Домовёнок хочет с вами поиграть. Игра «Чудесный мешочек». Воспитатель вызывает по одному ребёнку и просит достать любую вещь из мешочка. Ребёнок достаёт предмет, называет его и относит на место. После игры воспитатель беседует с детьми:
В.: Вы знаете, где должна находиться каждая из вещей. Но в каждой группе и дома много мелких предметов и они тоже должны иметь своё место. Домовёнок предлагает поиграть в игру «Каждой вещи — своё место». На столе много мелких предметов: швейные принадлежности, карандаши, ленты, заколки, резинки, украшения для кукол и шкатулки, коробочки, корзиночки, стаканчики. Воспитатель просит поочерёдно из вызванных детей найти место для каждого предмета. После игры награждает детей звёздочками за помощь. |
В игровой форме дети закрепляют навык хранения вещей на положенных местах
Развитие игровой деятельности
В игре ребенок развивается, познает мир, общается
В подготовительной группе воспитатель продолжает обогащать игровой опыт детей. Главное — обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила.
Сюжетные игры детей (ролевые, режиссерские, .театрализованные и другие) становятся более разнообразными по содержанию, больше интегрируется с другими видами детской деятельности — продуктивной (рисование, ручной труд) и речевой. Период подготовки к игре начинает занимать значительное время, иногда превышающее время самой игры. В этот период планируются игровые действия, намечаются основные сюжетные линии, создается обстановка для игры. Важно, чтобы созданное детьми игровое пространство сохранялось в группе в течение одного или нескольких дней. Это способствует поддержанию интереса к игре.
Основой сюжетных игр является содержание, осваиваемое в рамках всей образовательной области «Социализация», областей «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». В сюжетных играх находят отражение наиболее эмоционально привлекательные для детей события, вызывающие у них живой интерес.
Большое место отводится разнообразным играм с готовым содержанием и правилами: настольно-печатным, подвижным, речевым, развивающим, дидактическим. Многие из них развивают мышление, память, воображение, внимание, логику, способность к самоконтролю, сравнению, классификации.
Игры с готовым содержанием и правилами содержат в себе черты будущей учебной деятельности. В них ребенок должен понять стоящую перед ним задачу (составить узор, найти правильный путь в лабиринте), осознать игровые правила (соблюдать очередность, учитывать запрещающие сигналы и знаки, продвигаться только по «своим» дорожкам, не произносить запретные слова), следить, чтобы правила соблюдались всеми играющими (если играют несколько партнеров), контролировать себя, добиваться выигрыша и первенства. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в игры с правилами, успешно включаются в процесс обучения в школе. Детям интересны игры: «Будь внимателен», «Угадай, что загадал», «Хитрый фотоаппарат», «Что было, что будет», «Домино» (цифровое), «Арифметические божьи коровки», «Шашки».
Задача воспитателя — увлечь детей играми с готовым содержанием и правилами. Эти игры постоянно используются на занятиях, а также ежедневно воспитатель планирует проведение таких игр с отдельными детьми в целях развития их памяти, внимания, самоконтроля, воображения.
В свободном пользовании детей находятся разнообразные игры с готовым содержанием. Важно, чтобы в игровой среде старших дошкольников была широко представлена группа развивающих игр:
«Уникуб», «Игровой квадрат», «Кубики для всех», «Точечки», «Составь узор», «Сложи квадрат», «Геокоит». Направленность данных игр на развитие познавательных и творческих способностей делает их незаменимым средством интеллектуального развития детей.
Задачи развития и воспитания детей
1.Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.
2.Способствовать самостоятельному построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих сюжетов.
3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
4. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.
Педагогическое сопровождение сюжетных игр ориентировано на индивидуальные склонности и предпочтения детей 6—7 лет.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА
Ориентация в образовательной области
О чем узнают дети
В сюжетно-ролевых играх дети отражают события, связанные с их непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикмахерской), впечатления, полученные от просмотра телевизионных передач, чтения художественной литературы, от ожиданий, связанных с перспективой поступления в школу. В сюжетно-ролевой игре намечается постепенное смещение интересов с процесса игры на ее результат. Это делает возможным организацию игр проектного типа, в которых, принимая на себя роли, дети создают определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх.
Организация опыта освоения образовательной области
Что осваивают дети
Воспитатель поддерживает интерес детей к сюжетно-ролевой игре, любимым игровым темам, сюжетам, ролям, стремление к играм с продолжением сюжета в течение нескольких дней. Создает условия для самостоятельного отображения в сюжете разнообразных событий: жизни взрослых и детей, сказок, мультфильмов, фантастических событий, комбинирования реальных и фантастических событий. Содержание сюжетных игр детей обогащается на основе знакомства с отношениями людей в социальной действительности (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и т. п.), в игре отражаются сюжеты любимых сказок и мультипликационных фильмов.
Дети включаются в подготовительный этап сюжетно-ролевой игры: придумывают сюжетные линии, комбинируют и согласовывают варианты развития сюжета со сверстниками, предлагают партнерам по игре игровые события, рассказывают о своих впечатлениях от посещения театра, музея, гипермаркета, о прочитанных сказках или просмотре мультфильмов.
Воспитатель вовлекает детей в игры с использованием словесной передачи воображаемых игровых событий, места действия («Здесь море. Это корабль, он плывет к замку волшебника»), приемом условного проигрывания части сюжета — «как-будто».
Используется продуктивная деятельность по созданию необходимых атрибутов для игры (изготовление рекламных плакатов для игры в «цирк», коллажей, талончиков для лотереи, призов для победителей конкурсов и т.п.). Дошкольники создают коллекции предметов для разных игр (коллекция новогодних украшений для игры «Новогодний базар в гипермаркете», коллекция школьных принадлежностей для игр «Школа», «Школьный базар»).
Создаются условия для организации игр проектного типа: принимая на себя роли, дети создают определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх (например, рекламный проспект «Мой район»).
Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя учатся согласовывать общий игровой замысел с использованием разнообразных способов (считалки, жребия, договора по желанию), устанавливать договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры.
Педагог поддерживает стремление детей совместно с партнерами распределять роли, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в разнообразные ролевые диалоги со сверстниками, передавать при помощи интонации, мимики, жестов характер и настроение ролевого персонажа, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа. Побуждает детей разворачивать сюжетно-ролевую игру на основе совместного со сверстниками сюжетосложения, переходить от внесения изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события) к сложению новых творческих сюжетов.
РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА
Ориентация в образовательной области
О чем узнают дети
Режиссерские игры детей 6—7 лет отражают содержание знакомых литературных произведений, мультипликационных фильмов. В сюжете режиссерских игр и игры-фантазирования творчески объединяются события из разных книг, мультфильмов, события, самостоятельно придуманные детьми.
Организация опыта освоения образовательной области
Что осваивают дети
Воспитатель поддерживает у детей проявление интереса к индивидуальным и совместным режиссерским играм. Помогает развивать способность управлять 1—2 игрушками, согласовывать действия с действиями сверстников, изменять интонацию голоса в зависимости от создаваемого образа, передвигать игрушку по игровому полю, имитируя движение персонажа, использовать звукоподражание, комментировать события, происходящие в сюжете режиссерской игры, оценивать поступки своих игровых персонажей и персонажей партнеров.
Педагог побуждает детей согласовывать развитие сюжета со сверстниками, вести диалоги от имени игровых персонажей, импровизирует по ходу развития сюжета. Стимулирует стремление дошкольников создавать обстановку для режиссерской игры: подбирать необходимые игрушки и предметы-заместители, оформлять игровое поле («лес», «волшебная поляна», «дом» и т. п.), использовать готовый полифункциональный игровой материал, создавать новый полифункциональный игровой материал при помощи продуктивной деятельности.
ИГРА-ФАНТАЗИРОВАНИЕ
Воспитатель поддерживает интерес детей к совместному со сверстниками фантазированию, инициативу в предложении темы игры, сюжетных линий, развертывания сюжета в воображаемом речевом плане, а также дополнения замыслов друг друга («Когда мы ушли в пещеру, со мной вот что случилось…», «Мы увидели, что к тебе приближается страшный великан, и решили его обмануть…»).
Создает условия для использования разнообразных средств придумывания сюжета: карты сказочной страны, детские рисунки, картинки с изображением героев. Предлагает сочинять новые сюжеты на основе знакомых литературных произведений (русские народные и авторские сказки, сюжеты мультипликационных фильмов), используя прием частичного преобразования сюжета (замена места действия, замена героя, изменение характера персонажа), побуждает согласовывать придуманные события с замыслами партнеров-сверстников.
Педагог включает детей в игры-фантазирования разнообразного содержания (краеведческого, природоведческого и других), создает вместе с детьми продукты-сюжеты, зафиксированные разными способами (рисунки, пиктограммы, карты сказочной страны и т. п.).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Ориентация детей в образовательной области
О чем узнают дети
Игры на составление целого из частей, от 10—12 частей и более: «Лоскутное одеяло», «Пазлы», «Собери волшебный узор», «Создай ковер-самолет».
Игры на освоение отношений «целое—часть»: «Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Маленький дизайнер».
Игры на группировку предметов и объектов на основе существенных признаков (живое—неживое, реальное—фантастическое, домашние—дикие животные), на разбиение совокупности объектов по группам одновременно по 2—3 присущим им свойствам (цвет, форма, размер): «Сложи в корзину», «Заполни ячейки», «Что не подходит».
Игры на сравнение предметов по нескольким признакам: «Найди пять отличий», «Общее и отличное», «Найди одинаковых гномиков», «Помоги найти нужный дом», «Одинаковые фото».
Игры на установление последовательности по степени возрастания или убывания признака: «Установи порядок», «Разложи по яркости цвета», «От сладкого к кислому», «От твердого к мягкому».
Игры на поиск недостающей в ряду фигуры: «Найди, что пропущено», «Потеряшки», «Догадайся, кто спрятался», «Для кого это письмо».
Игры на узнавание предметов по описанию или по вопросам: «Угадай, что задумали», «Задай вопрос и узнай», «Что предмет рассказывает о себе», «Догадайся и найди такой же».
Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, условным знакам, сигналам: «Найти путь в пещеру Алладина», «Найти клад по схеме»,; «Лабиринт».
Игры на плоскостное моделирование — головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Чудесный круг», «Три кольца».
Игры на объемное моделирование: «Кубики-затейники», «Транс- формер», «Собирайка», «Тетрис» (объемный).
Игры на осуществление контрольно-проверочных действий: «Сколько ошибок сделал художник?», «Исправь ошибки», «Контролер», «Путаница», «Кто быстрей найдет все ошибки».
Народные игры.
Речевые игры: «Садовник», «Краски», «Катилася торба с высокого горба».
Игры с запрещающими действиями и правилами: «Фанты», «Черное и белое», «Да и нет не говорите».
Различные виды лото, шашки, шахматы, крестики-нолики.
Организация опыта освоения образовательной области
Что осваивают дети
Игровые умения. Дети учатся сознательно принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам, добиваться правильного результата. Проявлять настойчивость в поиске решения и достижении результата. Рассуждать, анализировать, обдумывать свои ходы и действия. Уметь пояснять и комментировать свои действия в процессе игры.
Осваивают умение объяснять воспитателю или сверстникам содержание и правила игры, отвечать на вопросы об игре. Действовать в совместной игре согласованно, соблюдать очередность действий, проявлять выдержку. Контролировать свои действия и действия других играющих на основе правил, исправлять ошибки. Учатся проявлять великодушие и не смеяться над проигравшим сверстником. Хорошо знают несколько игр (речевых, подвижных, развивающих, познавательных и др.), умеют их организовать.
Дошкольники придумывают новые правила в знакомых играх, разнообразят их содержание за счет включения новых игровых действий. Совместно с воспитателем, а затем самостоятельно со сверстниками, придумывают по аналогии со знакомыми новые игры: оформляют с помощью рисунков или готовых картинок игровое поле, стрелками обозначают маршрут, условными знаками — препятствия, принимают общие правила игры, условия выигрыша, придумывают название игры
(«Путешествие по стране сказок», «Опасный маршрут», «Космические приключения»).
Дети принимают участие в создании в группе игротеки, стараются поддерживать порядок, бережно относиться к играм и игровым материалам.
Итоги освоения содержания образовательной области
Достижения ребенка (Что нас радует)
ü Ребенок проявляет интерес к разным видам игр. Выражены индивидуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятельности.
ü Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения — положительный. Способен согласовать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.
ü Дети проявляют свою активность в сюжетных играх по-разному.
Детям-«сочинителям»
наиболее интересны игры, которые осуществляются в вербальном плане. Придуманные ими сюжеты отличаются оригинальностью. Они становятся носителями игрового замысла.
Дети-«исполнители, артисты»
проявляют интерес к воплощению игровых образов и ролей. Используют при этом разнообразные средства — мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую речь.
Для детей-«режиссеров»
характерна высокая активность — как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей, выполнении игровых действий.
Детям-«практикам»
интересны многоплановые игровые сюжеты, предполагающие переходы от игры к продуктивной и конструктивной деятельности и обратно.
ü Ребенок проявляет большой интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами, а также к развивающим и познавательным играм. Настойчиво добивается решения игровой задачи.
ü В играх с правилами точно выполняет нормативные требования, может объяснить содержание и правила игры другим детям, в совместной игре следит за точным выполнением правил всеми участниками.
ü Хорошо знает несколько подвижных, развивающих, настольно-печатных и словесных игр, считалок, прибауток, называет любимые игры.
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов
и родителей
ü Ребенок тяготеет к шаблонным игровым сюжетам и действиям. В игровой роли маловыразителен. Речевая активность снижена. Сосредоточен на однообразных, стереотипных действиях с игрушками. Ролевой репертуар беден.
ü В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Предложения других играющих по изменению сюжета принимает, но затрудняется соответственно изменить рисунок своей роли. Часто оставляет общую игру до ее завершения.
ü Знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил другим. При попытках объяснить не заботится о том, чтобы быть понятным партнеру, раздражается, выражает недовольство, если сверстник задает вопросы.
ü В играх с готовым содержанием упускает отдельные правила. Возможности саморегуляции с позиции игровых правил снижены.
ü Не проявляет настойчивости в решении игровой задачи, если это требует интеллектуальных усилий (развивающие игры, головоломки) — отказывается от игры, сразу обращается за подсказкой и помощью или переводит игру в простое манипулирование с игровым материалом.
Примеры самостоятельной деятельности детей в подготовительной группе
Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности дошкольников 6–7 лет в различных режимных моментах.
Видео: самостоятельная деятельность детей в ДОУ (познавательная, игровая, коммуникативная)
Видео: самостоятельная деятельность (пример занятости по центрам активностей)
Видео: сюжетно-ролевая игра «В поликлинике»
Видео: организация самостоятельной творческой деятельности (музыкально-театральное направление)
Основа гармоничного развития личности будущего первоклассника — проявление самостоятельности. В игровой форме ребёнок усваивает навыки самообслуживания, развивает способности к исследовательской деятельности и экспериментированию, проявляет физическую активность, общается со сверстниками, творит. Организации и мониторингу самостоятельной деятельности старших дошкольников в детском саду должно уделяться пристальное внимание.