Самостоятельная деятельность детей в подготовительной группе ДОУ


Организация самостоятельной деятельности в подготовительной группе

Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. ФГОС определяет области развития дошкольников через совместную деятельность воспитателя и детей. Вместе с тем утверждается формирование навыка самостоятельной деятельности как основной черты успешной личности. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность, стимулирует развитие фантазии, творческого подхода в решении проблем и проведения досуга. Независимая детская активность проявляется во всех видах деятельности дошкольников:

  • игровой (сюжетно-ролевые, дидактические, логические игры),
  • художественно-речевой (создание диалогов в игре по мотивам сказок, рассказов, построение пересказа интересного случая или истории),
  • социально-коммуникативной (общение со сверстниками, оказание помощи младшим ребятам — объяснение явления, правил игры, утешение),
  • познавательно-исследовательской (поиск информации по интересующей теме, нахождение ответа опытным путём),
  • художественной (пение, рифмование строк, сочинение мелодий, рисование, лепка, создание аппликаций),
  • трудовой (стремление помогать в уборке на территории детского сада, в столовой, помещении группы, осуществлять уход за растениями, животными).

Самостоятельная деятельность дошкольников ярче всего проявляется в игровой форме

Самостоятельность — свойство личности, характеризующееся стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свои поступки.

Возрастные особенности дошкольников 6–7 лет

Организуя самостоятельную деятельность воспитанников в подготовительной группе, педагог учитывает возрастные особенности детей 6–7 лет:

  • Способность саморегуляции поведения. Старшие дошкольники обладают большей усидчивостью, они умеют самостоятельно планировать темп и качество практической деятельности так, чтобы избежать переутомления. Во время прогулок, в центрах науки и природы ребята проводят длительные наблюдения. Дети седьмого года жизни чувствуют необходимость смены деятельности: они переключаются от рассматривания книг к игре, от упражнений с мячом к рисованию и т. д. Для восстановления эмоционального состояния у ребят есть возможность уединиться на необходимый отрезок времени.
  • Высокий уровень развития диалогической речи, формирование навыков монологической речи. Старшие дошкольники активно включаются в беседу, задают вопросы, формулируют ответы. Степень развития художественно-речевых навыков позволяет разыгрывать на досуге диалогические сценки, театрализованные эпизоды сказок. Навык монологической речи формируется, когда ребёнок сопровождает исследовательскую или игровую деятельность проговариванием действий, озвучивает персонажей. О ходе и результатах самостоятельной работы он рассказывает воспитателю и одногруппникам.
  • Креативность. Старшие дошкольники часто принимают спонтанные решения, выполняют задания в неожиданном ключе. Творческий подход наблюдается в различных видах детской деятельности: в устных рассказах, составлении историй на основе наглядного материала, в рисунках и поделках, во время игр, при проведении опытов и экспериментов.
  • Формирование навыка самооценки. К семилетнему возрасту ребёнок начинает осознавать уровень своих возможностей, способностей и знаний. Он критически оценивает результаты своей деятельности, свой облик, способен исправлять недочёты, чтобы выглядеть лучше.

Старшие дошкольники самостоятельно помогают младшим овладеть навыками самообслуживания

Самостоятельная деятельность детей в ДОУ подразумевает её выполнение без непосредственного участия воспитателя в специально отведённое для этого время, при этом дошкольники ставят перед собой конкретные цели, прилагают усилия и стремятся к определённым результатам.

Задачи организации самостоятельной деятельности в старшей группе

Создание условий для самостоятельной деятельности старших дошкольников в ДОУ направлено на решение ряда задач:

  • Формирование волевых качеств: психологической устойчивости к влиянию внешних факторов (шум улицы, голоса других детей) и чужого мнения, стремление доводить задуманное до конечного результата. У старших дошкольников начинает формироваться способность к самоанализу и оценке выполненных действий.
  • Совершенствование процессов саморегуляции: умение рассчитывать затрату энергии на выполнение запланированных действий, чувствовать необходимость смены вида деятельности или отдыха. В возрасте 5–6 лет активно развиваются процессы нервной системы: ребёнок становится более усидчивым, положительно реагирует на советы и конструктивные замечания.
  • Развитие способности самостоятельного построения плана игры, наблюдения, исследования, трудовой занятости, стремление к выполнению задумок без помощи взрослых. Воспитание дружеских отношений между воспитанниками во время игр.
  • Формирование социокультурных компетенций через сюжетно-ролевые игры («Банк», «Магазин», «Библиотека»).
  • Закрепление навыков самообслуживания. Выполнение действий по одеванию и раздеванию, соблюдению правил личной гигиены и чистоты помещения должно быть доведено до автоматизма.
  • Развитие самостоятельности через выполнение трудовых поручений. Воспитание добросовестного отношения к обязанностям дежурных.

Дети 6–7 лет способны самостоятельно занять себя на прогулке в течение продолжительного отрезка времени

Методика организации самостоятельной деятельности

Несмотря на то что самостоятельная деятельность осуществляется вне взаимодействия детей с педагогом, роль воспитателя остаётся значительной. Он прогнозирует возможные варианты действий воспитанников в зависимости от предметного окружения детей, их способностей, индивидуальных особенностей и в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Приёмы организации самостоятельной деятельности дошкольников:

  • создание насыщенной, доступной и безопасной предметно-пространственной среды,
  • формирование и закрепление практических и мыслительных навыков на занятиях в рамках образовательного процесса,
  • создание внутренней мотивации для независимой деятельности.

Предметно-пространственная среда для самостоятельной деятельности дошкольников организуется в детском саду в виде центров/уголков различной направленности:

  • Познавательные центры: тематические уголки для поиска новых знаний, исследовательские уголки и лаборатории для детского экспериментирования.
  • Центры искусства: уголки с наглядными материалами по видам искусства, выставками изделий народного декоративно-прикладного искусства.

    Как правило, в центрах искусства имеется рабочее место (стол или парта) и материалы для продуктивного творчества воспитанников.

  • Художественно-эстетические центры: театральный и музыкальный уголки. Содержат декорации, костюмы, маски, наборы для кукольного и пальчикового театра, музыкальные инструменты.
  • Центры природы и экологического воспитания: живой уголок, зимний сад, центр экологии. Старшие дошкольники не только наблюдают за растениями и животными, но и осуществляют за ними уход. В центрах экологии может реализовываться опытная деятельность по формированию представлений о способах очистки воды, почвы, воздуха, дети знакомятся с природными и промышленными фильтрами.
  • Центр двигательной активности. Здесь хранится инвентарь для физических упражнений и спортивных игр.
  • Центр психологического комфорта: зона тишины, уголок отдыха. Диванчики и кресла, шатры, волшебная палатка, подушки и пуфики — здесь дети отдыхают, занимаются спокойной деятельностью (рассматриванием книг, карточек, спокойными играми и беседами).

Театрализованная сюжетно-ролевая игра — отличный вариант организации детского досуга

Расширение знаний и формирование практических и мыслительных навыков осуществляется на занятиях, проводимых в рамках совместной деятельности педагога и воспитанников. Накопленный опыт продуктивной деятельности, усвоенные правила проведения познавательных экспериментов и спортивных игр реализуются в самостоятельной деятельности ребёнка. Так, на занятиях НОД дети овладевают принципами построения плана работы, развивают умение проводить опыты с различными предметами. На занятиях с музыкальным руководителем учатся владеть голосом, пропевать мелодии, извлекать звук из инструментов (барабан, бубен, погремушка, трещотка, колокольчик, дудочка).

Руководитель ФИЗО проводит с ребятами много подвижных игр, в том числе с использованием спортивного инвентаря (мячи, скакалки, обручи, кегли), дети запоминают движения и последовательность выполнения зарядки. Занятия по развитию речи и коммуникации формируют у дошкольников желание общаться внутри коллектива: задавать вопросы, обдумывать ответ, проговаривать этапы выполнения каких-либо действий, выстраивать логические цепочки рассуждений, а также развивают способности к монологической речи.

Во время прогулок ребята проводят целевые наблюдения совместно с педагогом за объектами природного мира (животными, птицами, насекомыми) и процессами общественной жизни (наблюдение за поведением пешеходов, движением на проезжей части, за работой людей различных профессий). На занятиях по продуктивной творческой деятельности воспитанники развивают умение создавать поделки по собственному замыслу в различных техниках (лепка, конструирование, рисование). В подготовительной группе особое место занимают занятия по ФЭМП и подготовке к обучению грамоте: дети учатся определять состав числа и звуковой состав слова, изучают в игровой форме сложение и вычитание в пределах десяти, гласные и согласные звуки.

Фотогалерея: примеры организации предметно-пространственной среды

В центре познавательной деятельности организуются тематические выставки материалов и детских работ

В уголке будущего школьника ребята могут закрепить навыки счёта и знания алфавита

Познавательный центр по изучению книг и иллюстраций способствует воспитанию бережного отношения к печатным изданиям

В центре искусства содержатся наглядные материалы для художественно-эстетического развития дошкольников и материалы для продуктивной деятельности

В живом уголке детского сада могут быть аквариумы с рыбками, улитками и черепашками, клетки с птицами и грызунами

В помещении группы обязательно должно быть место, где ребёнок может уединиться и отдохнуть

Театрализованные сценки дети часто дополняют музыкальным сопровождением

В уголке природы дети наблюдают за ростом растений и изучают их особенности

Уголок самостоятельного экспериментирования с целью поиска новых знаний позволяет детям реализовать стремление к опытному познанию предметов и явлений

Таблица: виды самостоятельной деятельности старших дошкольников

Вид самостоятельной деятельностиФорма реализации в режимных моментах
ИгроваяИгра является ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста, в игре ребёнок воссоздаёт модель мира во всём его разнообразии. Воспитателю подготовительной группы не стоит приучать ребят к урочной форме занятий, желательно сохранить игровую форму получения новых знаний и развития способностей до конца обучения в детском саду. Дети седьмого года жизни самостоятельно разыгрывают сюжеты из сказок, мультфильмов, рассказов или бытовые ситуации при помощи игрушек. Игровая деятельность дошкольников часто носит подражательный характер профессиям людей и общественно-бытовым мероприятиям: «Библиотека», «Пешеходный переход», «В автобусе», «Продуктовый магазин», «Газетный киоск», «Банк», «Игра в детский сад или школу». В этих играх развивается способность ребёнка взаимодействовать с другими людьми в различных жизненных ситуациях (формируются социальные компетенции).
ИсследовательскаяИсследовательские способности у старших дошкольников находятся на достаточном уровне для проведения длительных и трудоёмких опытов, наблюдений. Ребёнок седьмого года жизни обозначает для себя проблемный вопрос, обдумывает гипотезы, умозрительно прогнозирует результат, занимается практическим экспериментированием и оценивает результат. Исследовательская деятельность старшего дошкольника максимальна близка по структуре научным исследованиям.
Художественная (в т. ч. художественно-речевая)Художественная деятельность заключается в создании образов при помощи творческих способностей. В поделках старших дошкольников появляется сюжет, ярко выражено отношение юного автора к изображаемому объекту или явлению. Техники продуктивного творчества, доступные детям 6–7 лет:
  • рисование карандашами, фломастерами, красками,
  • лепка,
  • конструирование из бумаги, природного и бросового материалов,
  • пластилинография.

Одна из любимых форм воссоздания образов литературных и сказочных персонажей — театрализация сюжета или отдельного диалога. Воспитанники любят примерять на себя роли, надевают маски, костюмы, используют аквагрим. Создание мелодий при помощи музыкальных инструментов и сочинение песенок — тоже вариант самостоятельной творческой деятельности.

ДвигательнаяУ старших дошкольников появляется дух соревновательности. Они самостоятельно организуют небольшие состязания на ловкость, выносливость, силу: «Кто дольше простоит на одной ноге?», «Кто быстрее добежит до конца участка и обратно?», «Соревнование по прыжкам со скакалкой». Физическая активность реализуется также во время трудовой деятельности (расчистка дорожек от снега, вывоз листьев на тачке) и игр («Салки-ножки на весу», «Казаки-разбойники», «Классики» и др.).
Трудовая (в т. ч. самообслуживание)Когда дети видят, как работают взрослые: дворник убирает территорию детского сада, воспитатели следят за порядком на групповых участках, родители оказывают посильную помощь в ремонте помещения и облагораживания уличного пространства ДОУ, участвуют в субботниках и других трудовых акциях, тогда у них возникает стремление самостоятельно следить за чистотой в группе и на улице в меру своих возможностей. Воспитанники подготовительной группы содержат в надлежащем виде свой шкафчик, рабочее и спальное место, учатся исполнять обязанности дежурных, исправляют недочёты в собственном внешнем облике и готовы помочь младшим детям. Закрепляются навыки самообслуживания и в игре («Приведи куклу в порядок», «Разложи по местам»), с детьми 6–7 лет можно проводить игровые тренинги (например, «Салон красоты: учимся делать причёски»).

Посредством сюжетно-ролевых игр дети усваивают социальные компетенции

Планирование «Неделя весёлых игр и забав» в подготовительной группе

Галина Владимировна Васильева

Планирование «Неделя весёлых игр и забав» в подготовительной группе

Тема:: ««Неделя веселых игр и забав»

Цель: Укрепление здоровья детей, развитие познавательной, социальной и художественно-эстетической деятельности дошкольников.

РППС: ЭКТ, картины, открытки, загадки, поговорки, оборудование для опытов,дидактические игры Итоговое мероприятие: Изготовление альбома «Наши любимые игрушки»

, досуг
«Воздушный шарик в гостях у ребят»
Временной интервал: 6- 10 августа

Дата: 06.08.18 День недели Понедельник «День мяча»

Первая половина дня. СОД

Направления Утренняя гимнастика Задачи: совершенствовать двигательную активность детей, способствовать укреплению здоровья

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое,

Физическое

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

Беседа «Виды спорта с мячом»

Задачи: развивать познавательный интерес, рассказать детям о видах спорта, в которых используется мяч

Игра «Найди ошибку»

.Цель: развитие логического мышления детей.

Самостоятельная игровая деятельность.Задачи: совершенствовать умение самостоятельно организовывать игры, использовать атрибуты

Дежурство по столовой

Задачи: совершенствовать умение детей аккуратно убирать посуду после еды

П/игра ««Кого назвали – ловит мяч»

,»Цель: закрепление умения ловить мяч, развитие ловкости

ООД – Физическая культура

Тема: по плануинструктора по физической культуре Задачи: по плану инструктора по физической культуре Источник

Прогулка

Экскурсия в конно –спортивную школу Задачи: расширять знания детей о животных, напомнить детям правиа безопасного поведения с животными

Познавательно – исследовательская деятельность Исследование мячей (резиновые, пластмассовые, тряпичные, кожаные, шерстяные)

Цель: развитие познавательного интереса.

Игры по желанию детей Цель: воспитание дружелюбия

П/и «Мой весёлый звонкий мяч»

Цель: развитие бега, быстроты реакции

II половина дня. СОД

Закаливающие мероприятия

Ходьба по массажным коврикам,дыхательная гимнастика Цель: укрепление здоровья детей

Чтение художественной литературы А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль»

Цель: формирование умения слушать, понимать смысл произведения, воспитание дружелюбия

П/и «Мяч в кругу»

Цель: развитие внимания, ловкости

3.Предложить детям нарисовать красивый мячик Задачи: способствовать развитию творческих способностей детей, закреплять умение рисовать круг

Индивидуальная работа закрепить с Олегом, Полей Л, Таней игра «Кто сделает меньше прыжков»

Задачи: учить детей прыгать в длину, делая сильный взмах руками, отталкиваясь и приземляясь на обе ноги.

Игровая ситуация «Наведи порядок»

Задачи: воспитывать аккуратность, знать, что у каждой вещи должно быть своё место

Прогулка

Наблюдение за камнями Цель: Наблюдение за камнями

Цель: формировать представление о камнях как части неживой природы.

Задачи: формировать представление о камнях как части неживой природы

Самостоятельная двигательная деятельность.Задачи: совершенствовать умение самостоятельно организовывать подвижные игры

Взаимодейст

вие с семьёй Консультации «Роль семьи в физическом воспитании»

Дата: 07.08.18 День недели Вторник «День народных игр»

Первая половина дня. СОД

Направления Утренняя гимнастика По плану инструктора по физической культуре

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое,

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое,

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

3. Презентация «Народные игры»

Задачи: познакомить детей с разнообразием народных игр

Познавательно- исследовательская деятельность. «Человек»

Задача: познакомить детей с органами чувств и их назначением (глаза — смотреть, уши -слышать, нос –определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности, с охраной органов чувств.

Самостоятельная двигательная деятельность.Задачи: совершенствовать умение самостоятельно организовывать подвижные игры, воспитывать дружелюбие

Дежурство:.работа в уголке природы: моем растения.Задачи:: предложить детям рассказать о том, для чего необходимо мыть комнатные растения; совершенствовать трудовые умения и навыки.

«Тише едешь — дальше будешь»

— русская народная игра.Задача: тренировать детей в прыжках на одной ноге; в силовой выносливости.

ООД – Музыка по плану музыкального руководителя

Прогулка

Наблюдение за солнцем Цель: развитие интереса к наблюдению, умения делать выводы

«Горелки»

.-русская народная игра Цель: развитие скоростных качеств, внимания.

«Ловишки на одной ноге»

— русская народная игра.Цель: развитие скоростных качеств, прыгучести.

«Вышибала»

— русская народная игра Цель: упражнение в метании мяча в цель

II половина дня. СОД

Закаливающие мероприятия

Ходьба по массажным коврикам,дыхательная гимнастика Цель: укрепление здоровья детей

Д/и «Угадай, какое число пропущено»

Цель: определение места числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число

Чтение сказки В. Сутеева «Палочка – выручалочка»

Задача: развивать интерес к книге.

Индивидуальная работа по развитию с Ритой, Лерой, Пашей, Лизой русская народная игра-забава «Бочком»

Цель: развитие умения передвигаться по уменьшенной площади;

Игра-драматизация по сказке «Лиса и Дрозд»

Задачи: упражнять детей в проговаривании текста сказки

Самостоятельная игровая деятельность в театрализованном уголке Цель: закрепление умения подбирать необходимые атрибуты для игры, воспитание дружелюбия

Прогулка

Наблюдение за самосвалом.

Задача: формировать представления о видах грузовых машин; учить рассказывать о них.

«.Классы»

— русская народная игра Цель: развитие умения прыгать на одной ноге, ловкости

Взаимодействие с семьёй Беседа «В какие игры ваши дети играют дома»

Дата: 08.08.18 День недели Среда «День любимой игрушки»

Первая половина дня. СОД

Направления Утренняя гимнастика По плану инструктора по физической культуре

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, Беседа «Моя любимая игрушка»

Задачи : развивать речь внимание, формировать умение слушать рассказчика, не перебивая

Познавательно – исследовательская деятельность Опыт «Вкус воды»

Задачи: продолжать закреплять знания о свойствах воды

Самостоятельная игровая деятельность с любимыми игрушками Задачи: совершенствовать умение самостоятельно организовывать игры, воспитывать дружелюбие

Дежурство по столовой Задачи: продолжать совершенствовать трудовые умения и навыки.

П/и «Кот и мыши»

Цель: совершенствование умения бегать врассыпную, выполнять правила игры

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое,

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие ООД – Физкультура

Тема: по плануинструктора по физической культуре Задачи: по плану инструктора по физической культуре Источник

Прогулка

Наблюдение за играми детей других групп Задачи: обратить внимание детей на то, в какие игрушки играют дети, воспитывать чувства бережного отношения к игрушкам

Игровое упражнение «Составь загадку про игрушку»

Цель: совершенствование умения составлять загадки по схеме синквейн

Дидактическая игра

на ориентирование в пространстве.Задачи: уточнить знания детей левой и правой стороны.

П/и: «Ловишка с ленточкой»

Цель: совершенствование умения играть дружно, выполнять главную роль, бегать не толкаясь

П/и «Кто быстрее»

,Цель: развитие быстроты реакции, бега

П/и «Рыболов»

Трудовые поручения: поливка клумбы,грядки на огороде Цель: развитие интереса к совместным играм

Цель: формирование необходимых навыков трудовой деятельности

II половина дня. СОД

Закаливающие мероприятия

Ходьба по массажным коврикам,дыхательная гимнастика Цель: укрепление здоровья детей

Чтение «В магазине игрушек»

из книги Ч.Янчарского Задачи: развивать интерес к чтению, любовь к книге

С/р игра «В магазине игрушек»

Задача: развивать у детей чувство коллективизма; умение самостоятельно выбирать роли.

Индивидуальная работа с Аней, Дашей, Никитой дидактическая игра «Запомни, на каком месте игрушка»

Задачи: развивать память, внимание; воспитывать умение внимательно слушать педагога, действовать по правилам

Игра «Чудесный мешочек»

Задачи: закреплять умение определять игрушки на ощупь

Самостоятельная игровая деятельность Цель: закрепление умения подбирать необходимые атрибуты для игры

Прогулка

Наблюдение за работой дворника Задача: расширять знания о труде взрослых, воспитывать уважение к труду.

Игра «Крестики – нолики»

Цель: развитие дружелюбия, логического мышления

Взаимодействие с семьёй Предложить родителям изготовить вместе с детьми альбом «Наши любимые игрушки»

Дата: 09.08.18 День недели Четверг «День спорта»

Первая половина дня. СОД

Направления Утренняя гимнастика По плану инструктора по физической культуре

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое Беседа на тему «Спорт и спортсмены»

.Задачи: вызвать у детей интерес к спорту и спортсменам.

Д/и «Кто больше покажет действий»

Цель: развитие умения детей соотносить действия людей различных видов спорта.

Рассматривание иллюстраций и разгадывание загадок о видах спорта»Задачи: продолжать знакомить с видами спорта. Развивать наблюдательность, логическое мышление, внимание, речь.

Дежурство : ухаживаем за комнатными растениями.Цель: привитие трудовых навыков

Исследовательская -экспериментальная деятельность: «Бумага»

Задача: научить узнавать вещи, сделанные из бумаги. Определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства
(мнется, рвется, режется)
.

Подвижная игра «Быстро в колонну!»

Цель: развитие ловкости, внимания, быстроты реакции

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое,

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие

ООД – Музыка

Тема: по планумузыкального руководителя Задача:: по плану музыкального руководителя Источник

Прогулка

Наблюдение за строительством спортивной площадки Задачи: развивать внимание, наблюдательность, желание заниматься спортом

П/и «Забрось в кольцо»

Задача формировать умение забрасывать мяч в баскетбольное кольцо

П/и «День и ночь»

Цель: ознакомление с правилами игры, развитие бега, ловкости

П/и «Точный пас»

Цель: закрепление навыков бросания и ловли мяча

II половина дня. СОД

Закаливающие мероприятия

Ходьба по массажным коврикам,дыхательная гимнастика Цель: укрепление здоровья детей

Чтение стихотворения А. Барто «Мама болельщица»

.Задача: развивать интерес к стихам, продолжать знакомить с творчеством А. Барто

П/и «Пройди – не урони»

Задача: развивать ловкость, чувство равновесия

Предложить детям раскраски по теме «Виды спорта»

Задачи: совершенствовать навыки раскрашивания

С/р игра «Школа спортсменов»

.Задачи: учить использовать в игре полученные знания, развивать сюжет игры

Прогулка

Наблюдение за воробьями Цель: закрепление знаний о птицах

Индивидуальная работа с Аней, Егором Л, Олегом, Никитой словесная игра по ОБЖ «Опасные предметы»

Цель: развитие мышления, охрана здоровья детей

П/и «Не оставайся на земле»

Цель: воспитание дружелюбия, быстроты реакции

Взаимодействие с семьёй Стенгазета «Красивая осанка»

Дата: 10. 08.18 День недели Пятница «День весёлых игр и забав»

Первая половина дня. СОД

Направления Утренняя гимнастика По плану инструктора по физической культуре

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, Беседа «Разнообразный мир игр»

Задачи : формировать в детях понимание многообразия игр, познакомить с их классификацией; воспитывать умение
планировать и договариваться о совместных играх.
Ознакомление с художественной литературой :Заучивание и обсуждение пословиц:

-Играй, играй, да дело знай.

-В игре да в попутье людей узнают.

Цель: развитие умения понимать смысл пословиц.

Самостоятельная игровая деятельность со спортивным инвентарём Цель: развитие ловкости

Дежурство по природе:уход за растениями Задачи: совершенствовать приемы опрыскивания, полива, рыхления почвы

Д/ игра «Найди ошибку»

Цель: развитие логического мышления детей.

П/и — эстафета «Веретено»

Задачи: развивать ловкость, быстроту, дружелюбие

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое

Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитием ООД – Физическая культура на воздухе

Тема: По плануинструктора по физической культуре Задачи: По плану инструктора по физической культуре

Прогулка

Развлечение «Праздник воздушных шаров»

Задачи: создать праздничное настроение у детей, развивать двигательную активность, воспитывать чувство взаимовыручки, дружбы

Наблюдение за растениями в цветнике Цель: формирование умения самостоятельно решать, какой уход требуется растениям

П/ русская народная игра «Краски»

Цель: развитие быстроты реакции на сигнал

П/и «На одной ножке по дорожке»

Цель: развитие ловкости, умения прыгать на одной ноге

Игра «Выбивной мяч»

Цели: формирование навыка двигательной активности детей, развитие внимания, ловкости, сноровки, воспитание умения играть в коллективе.

II половина дня. СОД

Закаливающие мероприятия

Ходьба по массажным коврикам,дыхательная гимнастика Цель: укрепление здоровья детей

Творческая мастерская: изготовление из природного материала «Спортивная эмблема»

Задачи: развивать воображение, фантазию

Ситуативный разговор «Где нельзя играть?»

Цель: закрепление правил безопасности во время игры

Индивидуальная работа с, Полей, Олегом,Стасом составление рассказа о своей любимой настольной игре Задачи: развивать умение составлять короткий рассказ

П/и «Мы весёлые ребята»

Задачи: продолжать учить детей действовать по сигналу, перебегать с одной стороны площадки на другую быстро с увёртыванием.

Сюжетно ролевая игра «Магазин игрушек»


«Покупка игры для друга»
Задачи: развивать умение вести ролевой диалог, помочь в развитии сюжета, умение выражать свое желание, воспитывать желание доставлять радость другим людям, воспитывать навыки культурного общения

Прогулка

Наблюдение за природой Цель: развитие умения видеть прекрасное, подмечать характерные приметы лета, передавать свои впечатления в речи

Игра с зеркалом «Солнечный зайчик»

Задачи: создать радостное настроение

Взаимодействие с семьёй Участие в развлечении «Праздник воздушных шаров»

Занятие по самообслуживанию в подготовительной группе детского сада

Ребёнок седьмого года жизни совершенствует и закрепляет навыки самообслуживания. Он следует правилам приёма пищи, умело обращается со столовыми приборами, соблюдает чистоту и аккуратность. Знает последовательность одевания на прогулку, умеет обращаться с различными видами застёжек. Следит за порядком личных вещей и своим обликом. Это то, каким в идеале ребёнок выпускается из детского сада, — самостоятельным человеком. В начале учебного года педагогом должен быть проведён мониторинг уровня самостоятельности всех воспитанников. При выявлении затруднений в выполнении каких-либо действий или недостаточной сформированности одного из навыков воспитатель предпринимает коррекционные меры.

Старшие дошкольники любят ухаживать за комнатными растениями самостоятельно

Воспитанники подготовительной группы понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Основной формой закрепления навыков по самообслуживанию у детей 6–7 лет становятся трудовые поручения: «Надо собрать снег в нужном месте, чтобы дворник залил для нас горку», «Протри подоконники влажной тряпкой, пожалуйста», «Помоги нянечке разложить фрукты в вазу». Для ребят подготовительной группы составляется список дежурств в столовой, спальне, уголке природы.

Введение обязанностей по уборке и контролю состояния помещения дисциплинирует ребят, воспитывает в них уважение к чужому труду и ответственность в выполнении поручений.

Дежурство активизирует трудовую деятельность ребят и вызывает чувство гордости за свой труд

Таблица: картотека тем по самообслуживанию в подготовительной группе

Тема по самообслуживаниюРазвивающие и воспитательные задачиВарианты трудовых поручений как основного приёма мотивации воспитанников
«Дежурства»
  • Воспитание ответственного отношения к выполнению обязанностей дежурного.
  • Закрепление навыка ставить вещи на свои места.
  • Закрепление навыка приводить в порядок неубранное место.
  • «Сегодня на занятии мы будем рисовать гуашью, пожалуйста, приготовь необходимые материалы».
  • «Проконтролируй, чтобы игрушки были убраны на свои место по окончании игры».
  • «Твоя задача — следить за чистотой обеденного стола».
  • «Покорми рыбок в живом уголке».
  • «Проверь увлажнённость почвы у кактусов, при необходимости полей».
  • «Проследи за правильностью сервировки столов».
«Содержание в порядке обуви и одежды, спального места, рабочих инструментов и проч.»
  • Совершенствование навыка замечать и самостоятельно устранять непорядок в своём внешнем виде (поправлять причёску, одежду, своевременно чистить обувь).
  • Закрепление навыка заправлять постель, следить за чистотой и порядком на спальном месте.
  • Воспитание бережного отношения к вещам: предметам одежды и обуви, аксессуарам, рабочим инструментам (карандаши, кисти, инвентарь для работы на улице), игрушкам, книгам.
  • «Проверь, почему дверца твоего шкафчика не закрывается до конца».
  • «Посмотрись в зеркало и поправь причёску».
  • «Ребята, салфетки, которыми вы вытираете кисточки, необходимо постирать».
  • «Расставьте стульчики правильно: низкие — у окна, высокие — вдоль стены».
  • «Протри полку и расставь аккуратно книги».
«Правила личной гигиены»
  • Закрепление культурно-гигиенических навыков: пользование ванной и туалетной комнатами, умывальником, носовым платком.
  • Закрепление навыков ухода за зубами (алгоритм чистки зубов, использование зубной нити, зубочистки).
  • «Ребята, не забываем после прогулки тщательно мыть руки!».
  • «Воспользуйся, пожалуйста, носовым платком».
«Генеральная уборка»
  • Формирование умения распределять задания и поручения во время трудовой деятельности.
  • Воспитание дружеских отношений внутри коллектива.
  • «Уберёмся в спальне. Разбейтесь на 3 подгруппы. Первая будет ответственна за смену постельного белья, вторая протрёт подоконники и мебель, третья заправит кровати».
  • «Сделаем генеральную уборку в игровой зоне: плюшевые игрушки вытрясем на свежем воздухе, резиновые и пластмассовые помоем, аккуратно разложим по местам».
  • «Приведём в порядок уголок творчества. Мальчики разложат на свои места все материалы, девочки протрут рабочие места и полки».

Навыки самообслуживания и соблюдения гигиенических норм закрепляются в подготовительной группе

Фотогалерея: примеры организации уголка дежурства

График дежурств воспитанников в детском саду должен быть наглядным

Распределение дежурных по зонам ответственности развивает у ребят различные навыки самообслуживания

Уголок дежурных может быть оформлен увлекательно

Для дежурных в столовой должны быть приготовлены фартуки и головные уборы

Уголок дежурных должен быть приятным местом, выполнение трудовых обязанностей — это не рутина

Мотивирующее начало занятия

Самостоятельная деятельность дошкольников начинается с возникновения мотива — интереса к какой-либо теме, возникновения проблемной ситуации, желания пообщаться со сверстниками. Практические действия осуществляются с применением имеющихся у ребёнка знаний и способностей. Результат деятельности оценивается самим воспитанником подготовительной группы, о выполнении опытов и исследований он рассказывает педагогу, совершенствуя речевые навыки.

Роль педагога заключается в создании мотивации к дальнейшим действиям воспитанников в условиях организованной воспитателем предметно-пространственной среды. Интерес к самостоятельной деятельности может носить игровой характер, коммуникативную, творческую, познавательную направленность. Воспитатель следит, чтобы в группе поддерживалась дружеская атмосфера и у каждого воспитанника наблюдался положительный, ровный эмоциональный фон.

Педагог создаёт интересные ситуации, прогнозируя самостоятельную деятельность воспитанников в рамках тематического планирования и индивидуальных особенностей и пристрастий ребят.

Сюжетная игра отражает новые знания воспитанников и помогает их фиксации в виде образов долгосрочной памяти

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Вариант мотивирующего начала занятияПрогнозируемая самостоятельная деятельность воспитанников
Проведение познавательных и эвристических бесед. — Ребята, где хранится посуда у вас дома? — На кухне: в посудных шкафах и на полках. — Чистую посуду мама ставит в шкаф вперемешку? — Нет. Есть ящики с ячейками для столовых приборов, полки для кастрюль и сковородок, навесные полки для чашек и тарелок, крючки для половника, дуршлага, овощечистки и т. д. — Почему мама ставит посуду на полки в таком порядке? — Что легко находить нужный предмет. Каждой вещи — своё место! — Какие ещё категории предметов, кроме посуды, надо ставить на определённые для них места? — Обувь — в обувницу, одежду — в платяной шкаф, книги и журналы — в книжный шкаф, письменные принадлежности — в ящики рабочего стола.
  • Дидактическая игра «Путаница: верни вещи на их места».
  • Сюжетно-ролевая игра «Семейный ужин».
  • Самостоятельная трудовая деятельность по уборке шкафчика в раздевалке, приведения в порядок спального места (смена белья, заправка кровати).
Изучение наглядного материала. Воспитатель предлагает детям изучить макет Солнечной системы: сколько в ней планет, какого они размера, какие особенности заметны (углубления-кратеры, горные вершины, облака, кольца, наличие спутников).
  • Познавательно-исследовательская деятельность, направленная на расширение представлений о планетах Солнечной системы.
  • Продуктивное творчество: рисование на космическую тематику.
  • Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие».
  • Подвижная игра «Космонавты».
Создание проблемной ситуации. В группу приходит письмо от Незнайки. Он пишет, что недавно уронил в реку монетку, она утонула. Незнайку с тех пор мучает вопрос: «Почему маленькая металлическая монета утонула, а большие корабли из металла не тонут?».
  • Опытная деятельность в уголке исследований: при каких условиях металлические предметы тонут в воде, выявление плавучести в зависимости от объёма, веса, плотности объекта.
  • Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие».
  • Подвижная игра «Кораблики».
  • Продуктивное творчество: создание корабликов из бросового и природного материала (скорлупки орехов, пенопласт).
Привлечение к игре. Воспитатель приносит в физкультурный центр набор для игры в городки и спрашивает ребят, помнят ли они правила.Коллективное обсуждение правил игры, подвижная игра.
Чтение во время досуга сказки «Три поросёнка».
  • Инсценировка сказки в уголке художественной деятельности (при помощи кукольного театра или инсценировки).
  • Продуктивное творчество: сюжетное рисование по мотивам сказки.
  • Подвижная игра «Поросята и волк».
  • Конструирование в игровой зоне: создание «построек», которые не смог бы сдуть волк из сказки.

Чтение литературных произведений побуждает к играм и инсценировкам сказочного сюжета

Временной план занятия

Воспитательные и обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых в подготовительной группе составляет не более 30 минут. Занятия обучающей направленности имеют структуру, состоящую из различных форм работы для привлечения интереса воспитанников и профилактики переутомляемости. В режимные занятия, не посвящённые собственно образовательной деятельности (прогулка, досуг), рекомендуется включать трудовые поручения.

Таблица: примеры временного плана занятий на разные темы

Тема занятияОргмоментМотивирующее началоРазвитие мыслительных способностейДвигательная активностьПрактическая работаПодведение итогов
«Ремонт книг»1 минутаСоздание проблемной ситуации. В группу приходит Незнайка и сообщает, что его отстранили от занятий в первом классе. Дети спрашивают, что случилось. Незнайка отвечает, что дома он с приятелями играл в войнушку и отстреливался от воображаемых врагов снарядами из учебников. В школе учитель увидел, что у учебников оторвались обложки, порвались страницы, и сказал нерадивому ученику не приходить на уроки, пока он не научится правильному обращению с книгами. 4 минуты.Проведение беседы о бережном отношении к книгам. 4 минуты.Физкуль. 4 минуты.Ремонт повреждённых книг в библиотечном уголке: подклеивание страниц, ремонт обложки. 15 минут.2 минуты.
«Большая стирка»1 минутаВключение в игровую ситуацию. Воспитатель предлагает дошкольникам собрать кукол для игры с ребятами другой группы. Во время того, как дети собирают кукол, в комнату вбегает персонаж Чумазик и пачкает кукольную одежду. 4–5 минут.Проведение беседы о необходимости соблюдения опрятности и чистоты. Проговаривание порядка действий при стирке одежды (с ним ребята ознакомились на предварительной экскурсии в прачечную). 4 минуты.Подвижные игры «Кукла играет в мяч», «Кукла-неваляшка». 4 минуты.Стирка кукольной одежды, развешивание выстиранного на бельевой верёвке. 15 минут.1 минута.

Стирка кукольной одежды — это выполнение трудового поручения в игровой форме

Таблица: пример конспекта занятия по формированию навыков самообслуживания в подготовительной группе

АвторГордиенко М. К., воспитатель МБДОУ Д/с № 48, г. Ачинск, Красноярский край.
Название«Каждой вещи своё место»
Программное содержание
  • Учить детей соблюдать порядок в игровой комнате, спальне, раздевалке, своевременно и сразу убирать каждую вещь на своё место.
  • Развивать умения и навыки самостоятельно и с помощью взрослых и сверстников поддерживать и наводить порядок в группе.
  • Воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда: умение и желание ценить свой и чужой труд.
Оборудование
  • Предметы быта и предметные картинки,
  • игрушка Домовёнка.
Ход НОДВоспитатель читает детям рассказ Л. Воронковой «Маша-растеряша» и проводит беседу по его содержанию:
  • О ком рассказ? Кто будил Машу в детский сад?
  • Почему однажды Маша опоздала в детский сад?
  • Почему она не смогла найти свои вещи сразу?
  • Где лежали чулки?
  • Где она нашла туфли?
  • Куда было заброшено платье?
  • Где она встретила ребят в детском саду?
  • Кто виноват, что Маша опоздала?

Беседа о порядке. Воспитатель задаёт вопросы:

  • Кто следит за порядком в доме?
  • Как вы помогаете маме в этом?
  • Кто следит за порядком в группе?
  • Вы помогаете в этом взрослым? Как?

Дети: Убираем игрушки на место, одежду вешаем в шкафчик, перед сном — на стульчик, обувь ставим на полку, накрываем на стол, убираем бокалы со стола после еды. В.: Молодцы, все внимательны и помогают поддерживать порядок в группе! Мы сейчас отправимся на экскурсию по группе и посмотрим, все ли вещи лежат на месте. Если кто-то не убрал игрушку на место, то игрушки могут обижаться и прятаться от вас. Воспитатель подходит к спортивному уголку и просит детей назвать, чего не хватает. (Кеглей и мяча). Воспитатель подходит с детьми к музыкальному уголку и просит назвать, чего не хватает. (Барабана, в уголке изодеятельности — раскрасок). В.: Вот видите, дети, многие вещи попрятались. Но я подскажу вам, кто поможет их отыскать. Вы этого героя знаете. Это Домовёнок, он живёт в каждом доме и всё знает, что в нём происходит. Воспитатель показывает детям Домовёнка, обращает внимание на его внешность и говорит, что он добрый, внимательный, заботливый, а в руках у него мешок, в котором могут быть пропавшие игрушки. В.: Домовёнок хочет с вами поиграть. Игра «Чудесный мешочек». Воспитатель вызывает по одному ребёнку и просит достать любую вещь из мешочка. Ребёнок достаёт предмет, называет его и относит на место. После игры воспитатель беседует с детьми:

  • Почему каждая вещь должна лежать на своём месте? (Чтобы не тратить время на её поиски и сразу можно было её взять).
  • Кто должен следить за порядком? (Взрослые и дети).

В.: Вы знаете, где должна находиться каждая из вещей. Но в каждой группе и дома много мелких предметов и они тоже должны иметь своё место. Домовёнок предлагает поиграть в игру «Каждой вещи — своё место». На столе много мелких предметов: швейные принадлежности, карандаши, ленты, заколки, резинки, украшения для кукол и шкатулки, коробочки, корзиночки, стаканчики. Воспитатель просит поочерёдно из вызванных детей найти место для каждого предмета. После игры награждает детей звёздочками за помощь.

В игровой форме дети закрепляют навык хранения вещей на положенных местах

Развитие игровой деятельности

В игре ребенок развивается, познает мир, общается

В подготовительной группе воспитатель продолжает обогащать игровой опыт детей. Главное — обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно приду­мывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила.

Сюжетные игры детей (ролевые, режиссерские, .театрализованные и другие) становятся более разнообразными по содержанию, больше интегрируется с другими видами детской деятельности — продуктив­ной (рисование, ручной труд) и речевой. Период подготовки к игре начинает занимать значительное время, иногда превышающее время самой игры. В этот период планируются игровые действия, намечают­ся основные сюжетные линии, создается обстановка для игры. Важно, чтобы созданное детьми игровое пространство сохранялось в группе в течение одного или нескольких дней. Это способствует поддержанию интереса к игре.

Основой сюжетных игр является содержание, осваиваемое в рам­ках всей образовательной области «Социализация», областей «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». В сюжет­ных играх находят отражение наиболее эмоционально привлекатель­ные для детей события, вызывающие у них живой интерес.

Большое место отводится разнообразным играм с готовым содер­жанием и правилами: настольно-печатным, подвижным, речевым, раз­вивающим, дидактическим. Многие из них развивают мышление, па­мять, воображение, внимание, логику, способность к самоконтролю, сравнению, классификации.

Игры с готовым содержанием и правилами содержат в себе черты будущей учебной деятельности. В них ребенок должен понять стоя­щую перед ним задачу (составить узор, найти правильный путь в ла­биринте), осознать игровые правила (соблюдать очередность, учиты­вать запрещающие сигналы и знаки, продвигаться только по «своим» дорожкам, не произносить запретные слова), следить, чтобы правила соблюдались всеми играющими (если играют несколько партнеров), контролировать себя, добиваться выигрыша и первенства. Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в игры с правилами, ус­пешно включаются в процесс обучения в школе. Детям интересны игры: «Будь внимателен», «Угадай, что загадал», «Хитрый фотоаппа­рат», «Что было, что будет», «Домино» (цифровое), «Арифметические божьи коровки», «Шашки».

Задача воспитателя — увлечь детей играми с готовым содержанием и правилами. Эти игры постоянно используются на занятиях, а также еже­дневно воспитатель планирует проведение таких игр с отдельными деть­ми в целях развития их памяти, внимания, самоконтроля, воображения.

В свободном пользовании детей находятся разнообразные игры с готовым содержанием. Важно, чтобы в игровой среде старших до­школьников была широко представлена группа развивающих игр:

«Уникуб», «Игровой квадрат», «Кубики для всех», «Точечки», «Составь узор», «Сложи квадрат», «Геокоит». Направленность данных игр на развитие познавательных и творческих способностей делает их неза­менимым средством интеллектуального развития детей.

Задачи развития и воспитания детей

1.Создавать условия для проявления активности, самостоятельнос­ти и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.

2.Способствовать самостоятельному построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих сюжетов.

3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и пове­ствование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.

4. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.

Педагогическое сопровождение сюжетных игр ориентировано на индивидуальные склонности и предпочтения детей 6—7 лет.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

Ориентация в образовательной области

О чем узнают дети

В сюжетно-ролевых играх дети отражают события, связанные с их непосредственным опытом (посещение гипермаркета, кафе, парикма­херской), впечатления, полученные от просмотра телевизионных пере­дач, чтения художественной литературы, от ожиданий, связанных с перспективой поступления в школу. В сюжетно-ролевой игре намеча­ется постепенное смещение интересов с процесса игры на ее результат. Это делает возможным организацию игр проектного типа, в которых, принимая на себя роли, дети создают определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх.

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Воспитатель поддерживает интерес детей к сюжетно-ролевой игре, любимым игровым темам, сюжетам, ролям, стремление к играм с продолжением сюжета в течение нескольких дней. Создает условия для самостоятельного отображения в сюжете разнообразных событий: жизни взрослых и детей, сказок, мультфильмов, фантастических со­бытий, комбинирования реальных и фантастических событий. Содер­жание сюжетных игр детей обогащается на основе знакомства с отно­шениями людей в социальной действительности (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и т. п.), в игре отражаются сюжеты любимых сказок и мультипликационных фильмов.

Дети включаются в подготовительный этап сюжетно-ролевой игры: придумывают сюжетные линии, комбинируют и согласовывают вари­анты развития сюжета со сверстниками, предлагают партнерам по игре игровые события, рассказывают о своих впечатлениях от посещения театра, музея, гипермаркета, о прочитанных сказках или просмотре мультфильмов.

Воспитатель вовлекает детей в игры с использованием словесной передачи воображаемых игровых событий, места действия («Здесь море. Это корабль, он плывет к замку волшебника»), приемом услов­ного проигрывания части сюжета — «как-будто».

Используется продуктивная деятельность по созданию необходи­мых атрибутов для игры (изготовление рекламных плакатов для игры в «цирк», коллажей, талончиков для лотереи, призов для победителей конкурсов и т.п.). Дошкольники создают коллекции предметов для разных игр (коллекция новогодних украшений для игры «Новогодний базар в гипермаркете», коллекция школьных принадлежностей для игр «Школа», «Школьный базар»).

Создаются условия для организации игр проектного типа: прини­мая на себя роли, дети создают определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх (например, рек­ламный проспект «Мой район»).

Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя учатся согласовывать общий игровой замысел с использованием разнообраз­ных способов (считалки, жребия, договора по желанию), устанавливать договоренности о развитии сюжета и выборе ролей по ходу игры.

Педагог поддерживает стремление детей совместно с партнерами распределять роли, обращаться к партнеру по имени игрового персо­нажа, вступать в разнообразные ролевые диалоги со сверстниками, передавать при помощи интонации, мимики, жестов характер и на­строение ролевого персонажа, изменять интонацию голоса в зависи­мости от роли, характера и настроения игрового персонажа. Побуж­дает детей разворачивать сюжетно-ролевую игру на основе совместно­го со сверстниками сюжетосложения, переходить от внесения изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, дей­ствия, события) к сложению новых творческих сюжетов.

РЕЖИССЕРСКАЯ ИГРА

Ориентация в образовательной области

О чем узнают дети

Режиссерские игры детей 6—7 лет отражают содержание знакомых литературных произведений, мультипликационных фильмов. В сюже­те режиссерских игр и игры-фантазирования творчески объединяются события из разных книг, мультфильмов, события, самостоятельно придуманные детьми.

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Воспитатель поддерживает у детей проявление интереса к индиви­дуальным и совместным режиссерским играм. Помогает развивать способность управлять 1—2 игрушками, согласовывать действия с дей­ствиями сверстников, изменять интонацию голоса в зависимости от создаваемого образа, передвигать игрушку по игровому полю, имити­руя движение персонажа, использовать звукоподражание, комменти­ровать события, происходящие в сюжете режиссерской игры, оцени­вать поступки своих игровых персонажей и персонажей партнеров.

Педагог побуждает детей согласовывать развитие сюжета со сверст­никами, вести диалоги от имени игровых персонажей, импровизирует по ходу развития сюжета. Стимулирует стремление дошкольников со­здавать обстановку для режиссерской игры: подбирать необходимые игрушки и предметы-заместители, оформлять игровое поле («лес», «волшебная поляна», «дом» и т. п.), использовать готовый полифунк­циональный игровой материал, создавать новый полифункциональ­ный игровой материал при помощи продуктивной деятельности.

ИГРА-ФАНТАЗИРОВАНИЕ

Воспитатель поддерживает интерес детей к совместному со сверст­никами фантазированию, инициативу в предложении темы игры, сю­жетных линий, развертывания сюжета в воображаемом речевом плане, а также дополнения замыслов друг друга («Когда мы ушли в пещеру, со мной вот что случилось…», «Мы увидели, что к тебе приближается страшный великан, и решили его обмануть…»).

Создает условия для использования разнообразных средств приду­мывания сюжета: карты сказочной страны, детские рисунки, картинки с изображением героев. Предлагает сочинять новые сюжеты на основе знакомых литературных произведений (русские народные и авторские сказки, сюжеты мультипликационных фильмов), используя прием час­тичного преобразования сюжета (замена места действия, замена героя, изменение характера персонажа), побуждает согласовывать придуман­ные события с замыслами партнеров-сверстников.

Педагог включает детей в игры-фантазирования разнообразного содержания (краеведческого, природоведческого и других), создает вместе с детьми продукты-сюжеты, зафиксированные разными спосо­бами (рисунки, пиктограммы, карты сказочной страны и т. п.).

ДИДАКТИЧЕСКИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

Ориентация детей в образовательной области

О чем узнают дети

Игры на составление целого из частей, от 10—12 частей и более: «Лоскутное одеяло», «Пазлы», «Собери волшебный узор», «Создай ковер-самолет».

Игры на освоение отношений «целое—часть»: «Прозрачный квад­рат», «Чудо-цветик», «Геоконт», «Шнур-затейник», «Маленький ди­зайнер».

Игры на группировку предметов и объектов на основе существен­ных признаков (живое—неживое, реальное—фантастическое, домаш­ние—дикие животные), на разбиение совокупности объектов по груп­пам одновременно по 2—3 присущим им свойствам (цвет, форма, раз­мер): «Сложи в корзину», «Заполни ячейки», «Что не подходит».

Игры на сравнение предметов по нескольким признакам: «Найди пять отличий», «Общее и отличное», «Найди одинаковых гномиков», «Помоги найти нужный дом», «Одинаковые фото».

Игры на установление последовательности по степени возрастания или убывания признака: «Установи порядок», «Разложи по яркости цвета», «От сладкого к кислому», «От твердого к мягкому».

Игры на поиск недостающей в ряду фигуры: «Найди, что про­пущено», «Потеряшки», «Догадайся, кто спрятался», «Для кого это письмо».

Игры на узнавание предметов по описанию или по вопросам: «Угадай, что задумали», «Задай вопрос и узнай», «Что предмет рассказывает о себе», «Догадайся и найди такой же».

Игры, связанные с ориентировкой по схеме, модели, плану, услов­ным знакам, сигналам: «Найти путь в пещеру Алладина», «Найти клад по схеме»,; «Лабиринт».

Игры на плоскостное моделирование — головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Чудесный круг», «Три кольца».

Игры на объемное моделирование: «Кубики-затейники», «Транс- формер», «Собирайка», «Тетрис» (объемный).

Игры на осуществление контрольно-проверочных действий: «Сколько ошибок сделал художник?», «Исправь ошибки», «Контро­лер», «Путаница», «Кто быстрей найдет все ошибки».

Народные игры.

Речевые игры: «Садовник», «Краски», «Катилася торба с высокого горба».

Игры с запрещающими действиями и правилами: «Фанты», «Чер­ное и белое», «Да и нет не говорите».

Различные виды лото, шашки, шахматы, крестики-нолики.

Организация опыта освоения образовательной области

Что осваивают дети

Игровые умения. Дети учатся сознательно принимать игровую за­дачу, выполнять игровые действия по правилам, добиваться правиль­ного результата. Проявлять настойчивость в поиске решения и дости­жении результата. Рассуждать, анализировать, обдумывать свои ходы и действия. Уметь пояснять и комментировать свои действия в про­цессе игры.

Осваивают умение объяснять воспитателю или сверстникам содер­жание и правила игры, отвечать на вопросы об игре. Действовать в совместной игре согласованно, соблюдать очередность действий, про­являть выдержку. Контролировать свои действия и действия других играющих на основе правил, исправлять ошибки. Учатся проявлять великодушие и не смеяться над проигравшим сверстником. Хорошо знают несколько игр (речевых, подвижных, развивающих, познава­тельных и др.), умеют их организовать.

Дошкольники придумывают новые правила в знакомых играх, раз­нообразят их содержание за счет включения новых игровых действий. Совместно с воспитателем, а затем самостоятельно со сверстниками, придумывают по аналогии со знакомыми новые игры: оформляют с помощью рисунков или готовых картинок игровое поле, стрелками обозначают маршрут, условными знаками — препятствия, принимают общие правила игры, условия выигрыша, придумывают название игры

(«Путешествие по стране сказок», «Опасный маршрут», «Космические приключения»).

Дети принимают участие в создании в группе игротеки, стараются поддерживать порядок, бережно относиться к играм и игровым мате­риалам.

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

ü Ребенок проявляет интерес к разным видам игр. Выражены инди­видуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятель­ности.

ü Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения — положительный. Способен согласовать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.

ü Дети проявляют свою активность в сюжетных играх по-разному.

Детям-«сочинителям»

наиболее интересны игры, которые осу­ществляются в вербальном плане. Придуманные ими сюжеты отли­чаются оригинальностью. Они становятся носителями игрового за­мысла.

Дети-«исполнители, артисты»

проявляют интерес к воплощению игровых образов и ролей. Используют при этом разнообразные сред­ства — мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую речь.

Для детей-«режиссеров»

характерна высокая активность — как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей, выполнении игровых действий.

Детям-«практикам»

интересны многоплановые игровые сюжеты, предполагающие переходы от игры к продуктивной и конструктивной деятельности и обратно.

ü Ребенок проявляет большой интерес к игровому экспериментиро­ванию с предметами и материалами, а также к развивающим и познавательным играм. Настойчиво добивается решения игровой задачи.

ü В играх с правилами точно выполняет нормативные требования, может объяснить содержание и правила игры другим детям, в со­вместной игре следит за точным выполнением правил всеми участ­никами.

ü Хорошо знает несколько подвижных, развивающих, настольно-печатных и словесных игр, считалок, прибауток, называет любимые игры.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов

и родителей

ü Ребенок тяготеет к шаблонным игровым сюжетам и действиям. В игровой роли маловыразителен. Речевая активность снижена. Сосредоточен на однообразных, стереотипных действиях с игруш­ками. Ролевой репертуар беден.

ü В совместных играх наблюдается неумение согласовывать игровое взаимодействие с общим игровым замыслом. Предложения других играющих по изменению сюжета принимает, но затрудняется со­ответственно изменить рисунок своей роли. Часто оставляет общую игру до ее завершения.

ü Знает мало игр, затрудняется в объяснении игровых правил другим. При попытках объяснить не заботится о том, чтобы быть понят­ным партнеру, раздражается, выражает недовольство, если сверст­ник задает вопросы.

ü В играх с готовым содержанием упускает отдельные правила. Воз­можности саморегуляции с позиции игровых правил снижены.

ü Не проявляет настойчивости в решении игровой задачи, если это требует интеллектуальных усилий (развивающие игры, головолом­ки) — отказывается от игры, сразу обращается за подсказкой и помощью или переводит игру в простое манипулирование с игро­вым материалом.

Примеры самостоятельной деятельности детей в подготовительной группе

Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности дошкольников 6–7 лет в различных режимных моментах.

Видео: самостоятельная деятельность детей в ДОУ (познавательная, игровая, коммуникативная)

Видео: самостоятельная деятельность (пример занятости по центрам активностей)

Видео: сюжетно-ролевая игра «В поликлинике»

Видео: организация самостоятельной творческой деятельности (музыкально-театральное направление)

Основа гармоничного развития личности будущего первоклассника — проявление самостоятельности. В игровой форме ребёнок усваивает навыки самообслуживания, развивает способности к исследовательской деятельности и экспериментированию, проявляет физическую активность, общается со сверстниками, творит. Организации и мониторингу самостоятельной деятельности старших дошкольников в детском саду должно уделяться пристальное внимание.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]