Жанры живописи в изобразительном искусстве и их краткая характеристика для детей с примерами картин и художников

С какого возраста следует знакомить ребенка с таким понятием, как жанры живописи в изобразительном искусстве? Исследователями и учеными многих стран мира определены виды изобразительного искусства и жанры живописи для детей дошкольного возраста, в соответствии с этим определены способы освоения искусства.

Лет 40-50 назад в нашей стране почти в каждом доме висели репродукции картин русских художников. Помню, как в детстве любовалась ими и меняла местами. Самое интересное, что в домах всех наших знакомых все стены были украшены подобными репродукциями. Так просто и ненавязчиво шло знакомство детей с прекрасными творениями художников. Став мамой, я точно также старалась приобщать детей к искусству.

Жанры живописи для ребенка 2-3 лет

Знакомство ребенка с искусством нужно начинать с 2-3 лет. В этом возрасте уместны три жанра: пейзаж, портрет, натюрморт. Не стоит объяснять малышу смысл картины и рассказывать о биографии художника. Вокруг ребенка необходимо создать культурное пространство для воспитания хорошего вкуса.

В детской комнате можно организовать небольшую домашнюю экспозицию (репродукции картин Васнецова, Перова, Айвазовского, Шишкина…), которая будет постепенно обновляться и расширяться. Родителям нужно научиться улавливать детские эмоции, которые вызывает картина. Малыш замечает красоту, воспринимает ее и получает радость при соприкосновении с ней. Так происходит первое общение ребенка с искусством.

Французская писательница Франсуаза Барб-Галль дает в своей книге «Как говорить с детьми об искусстве» точное сравнение этому эмоциональному контакту с искусством: «Мы можем любоваться цветком, не умея прочесть его латинского названия и вообще понятия не имея, как он называется».

Для двухлетнего малыша картина является самым интересным объектом исследования. Рассматривайте и описывайте с ним то, что на ней изображено, изучайте цвета, займитесь поиском предметов…

Родителям следует обращать внимание на реакцию малыша и подбирать для просмотра те репродукции, которые будут ему интересны.

В процессе общения мама обращает внимание сына (дочери) на репродукцию картины: «Посмотри в окно. Какие зеленые деревья в нашем дворе! Они очень высокие! А какие красивые деревья изображены на этой картине! Это лес. В лесу можно услышать пение птиц…» (репродукция картины И. И. Шишкина «Лес») или


С. Родионова «Натюрморт с яблоками»

«Помоги мне сложить в вазу яблоки! Какие они красные, как на картине. Посмотри на картину! Ты любишь яблоки? (репродукция картины Светланы Родионовой «Натюрморт с яблоками») или «Какой красивый мальчик! Его зовут Мика. Что он делает? Сидит на стуле. Щечки у него розовые! Волосы кудрявые! Глаза большие! Куда он смотрит? Может быть он увидел маленькую синичку за окном? (репродукция картины В. А. Серова «Мика Морозов»)».


В. А. Серов «Мика Морозов»

При изучении основных цветов в живописи (красный, желтый, синий) можно использовать репродукции картин разных жанров, где доминируют эти цвета.

Это нужно знать:

Очень важно соблюдать меру в количестве репродукций.

Для детского восприятия лучше всего выбирать репродукции большого формата (A4, A3) с крупными контрастными изображениями.

Все работы должны быть расположены на уровне глаз ребенка.

Что такое жанр изобразительного искусства?

Французское слово «жанр» переводится как «род», «вид».

Художник может отдавать предпочтение одному жанру или одному виду изобразительного искусства, а может успешно работать в разных жанрах и в разных видах изобразительного искусства (в живописи и скульптуре, в живописи и графике…)

Обычно художника называют по жанру, который является основным в его творчестве (баталист, анималист, портретист, пейзажист…)

Все произведения изобразительного искусства делятся на жанры, которые могут сливаться (Памятник Минину и Пожарскому можно отнести к портрету и историческому жанру) и разветвляться (И. К. Айвазовский писал марины (морские пейзажи) и баталии (морские битвы). Батальный жанр можно отнести к «ветви» исторического жанра).

Мэри Ричард «Шедевр! Величайшие художники всех времён»

Энциклопедия рассказывает о проявлении и развитии разных видов искусства, знакомит с основными художественными направлениями, авторами и их работами.

  • Фишка — занимательная инфографика, облегчающая чтение.
  • Единый формат статей позволяет проще запоминать информацию, сопоставлять разные направления и отслеживать их становление.
  • Развивает память, внимание, интерес к искусству, расширяет кругозор ребёнка.

Возрастной ценз: 10+. Отлично подойдёт как детям, так и взрослым.

Особенности издания: 96 стр., офсетная печать.

Как познакомить дошкольника с натюрмортом?

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению окружающих человека вещей: предметы быта, орудия труда, цветы, снедь (хлеб, рыба, фрукты, овощи…), книги, музыкальные инструменты и др.

Домашние тематические выставки в жанре натюрморта можно посвятить темам: «Хлеб», «Цветы», «Фрукты и овощи», «Предметы быта».

В жанре натюрморта работали такие известные художники как И. Т. Хруцкий, И. Э. Грабарь, К. С. Петров-Водкин, В. Ф. Стожаров, К. А Коровин и др.

В изобразительном искусстве два вида натюрморта.

В одном виде вещи как бы характеризуют своего хозяина, говорят о его положении в обществе, профессии, увлечениях. Такое ощущение, что хозяин вещей вышел и вот-вот вернется. К примеру, картина К. С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт».


К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт»

Во втором виде натюрморта вещи изображены художником для того, чтобы произвести впечатление на зрителя своей красотой, своим цветом, своей формой… Например, натюрморт В. Ф. Стожарова «Хлеб, соль и братина».


В. Ф. Стожаров «Хлеб, соль и братина»

Рассказывая сыну (дочери) о натюрморте нужно отметить:

  • Название, автора (Как называется картина? Кто ее написал?);
  • Содержание, композиция (Что мы видим?);
  • эпоху (когда люди пользовались такой посудой (такими предметами)?);
  • манеру письма художника (любимые цвета, крупные мазки…);
  • главную идею (о чем говорит художник в своей картине?)

Рассказ о натюрморте должен быть эмоциональным, чтобы привлечь внимание ребенка:

«Что мы кушаем каждый день? Хлеб. А каким он бывает? А как нужно относиться к хлебу? Посмотри на эту картину. Она называется «Хлеб, соль и братина». Ее написал художник В. Ф. Стожаров. В центре картины он разместил хлеб. Хлеб у него высокий, округлый, золотистый, аппетитный… Рядом с ним лежат большие ломти разрезанного каравая. Хлеб лежит на белоснежном вышитом рушнике. Золотистая братина и вышитый рушник на красном полотне говорят нам о том, что хлеб – это главная ценность на земле.

Братина – шаровидный сосуд XVI-XVII в.в. для питья на братчинных пирах, «на всю братию».

Натюрморт изображен на фоне бревенчатой стены, освещенной солнцем. Цвета, выбранные художником, вызывают радость и благоговение перед хлебом. Картина В. Ф. Стожарова напоминает нам о бережном отношении к хлебу».

«Этот натюрморт называется … . Его написал… . Он вызывает радость и восхищение. Здесь есть гвоздика, ромашка, пион… Хочется протянуть руку и взять в руки такой пышный букет, чтобы вдохнуть его аромат. А как бы ты назвал эту картину? Как ты думаешь, кто мог собрать букет? Может быть, его подарили маме? Тебе понравился букет? Какое настроение у тебя вызывает этот букет? Как ты думаешь, в каком настроении писал эту картину художник? Какие краски взял художник, чтобы передать свое настроение? Подумай, пожалуйста, почему художник решил написать этот букет?»

Во время просмотра картин нужно обратить внимание на то, как хлеб (цветы, фрукты…) изображали разные художники. В картине Машкова «Снедь московская» стол ломится от батонов и караваев, в картине Петрова-Водкина «Селедка» на столе лежит только один кусочек черного хлеба, в картине Федотова «Завтрак аристократа» хлеб можно заметить только тогда, если очень хорошо приглядеться к сюжету, в картине Серебряковой «Обед» мы видим хлеб в поле на обеде колхозников. Какой хлеб выглядит аппетитным (кажется теплым, хочется попробовать)?

Альбом для детей старшего дошкольного возраста. «Изучаем живопись».

Каждый ребенок — художник.

Трудность в том, чтобы остаться

художником, выйдя из детского возраста.

Пабло Пикассо

В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образы народного искусства и мастеров, педагоги воспитывают интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формируют основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства. Восприятие искусства развивается постепенно, поэтому к произведениям, предназначенным для дошкольников, предъявляется ряд требований. Рисунок должен быть отчетливым, передавать ярко и выразительно наиболее характерные признаки предмета — форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве. В сюжетной картине или скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного.

Доступны для восприятия детей некоторые пейзажи русских и советских художников. Широко представлены в детских садах произведения русского реалистического искусства прошлого: И. Шишкин. «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «Рожь»; пейзажи И. Левитана «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Березовая роща»; морские пейзажи И. Айвазовского; картины В. Васнецова «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке». Богатые возможности для развития эстетического восприятия представляет натюрморт. В этом жанре изображение предметов привлекает ребенка, прежде всего своими выразительными средствами — цветом, формой. Таким образом, детей дошкольного возраста знакомят с разными видами изобразительного искусства. Это высокохудожественные произведения, богатые по идейному содержанию и совершенные по художественной форме, доступные для ребенка, как по содержанию, так и по средствам выразительности. Предлагаем альбом для рассматривания картин в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Изучаем живопись».

И. Остроухов

И. Остроухов «Золотая осень»

И.Остроухов «Золотая осень»

  • Как вы думаете, о чем здесь нам рассказывает художник? О золотой осени. Но художник рассказал о красоте небольшого кусочка леса.
  • Что мы видим на переднем плане? Усыпанная ажурными листьями земля, два старых клена с поникшими ветвями и несколько тоненьких молодых кленов. Чуть дальше мы видим мощные корявые стволы старых деревьев, а еще дальше — сплошное яркое золото осенней листвы. Но что-то еще интересное заметил в этом уголке наблюдательный глаз художника. Да, две сороки, скачущие по тропинке. Сороки-белобоки что-то рассказывают друг другу, какие-то новости о лесе и его обитателях. Ее краски более холодные. Желтые и оранжевые тона имеют холодный лимонный оттенок, а зеленые — голубоватый. Мы видим легкую беловатую туманную дымку. Это раннее утро. Тихо и спокойно в лесу. Художник рассказал нам о том, как красив даже небольшой кусочек леса осенью, как спокойно и доверчиво природа открывает свои тайны наблюдательному человеку. Солнце уже не греет как раньше, но блестит не хуже летнего. Этот небольшой лес насквозь пропитан осенним настроением: ярким, радостным, живым. Красивые деревья радуют душу и глаз. Так и хочется побывать в таком лесу. Послушать шелест листье, подышать свежим, чистым, немного прохладным воздухом.

И. Левитан

И.Левитан «Золотая осень»

И.Левитан «Золотая осень»

Один из немногих среди русских художников, Левитан умел наслаждаться кистью и краской, умел не только правильно, но и красиво писать. Все его картины сами по себе явления чисто живописного характера. Поэтому так трудно о них говорить, но зато так легко ими любоваться, отдаваться их необъяснимому очарованию…

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста «осенних» картин.

На них были изображены знакомые с детства вещи: …одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

  • Какая здесь нарисована осень?
  • Как вы думаете, почему картину художник назвал — «золотая»? Какие цвета он использовал?
  • Как эти цвета можно назвать, одним словом? Какие они? Теплые, радостные, веселые.
  • Что интересного, красивого увидел художник?
  • Как вы узнали, что он нарисовал березки?
  • Чего больше — теплых красок или холодных? Вот поэтому природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной. Понравилась вам картина? Сейчас попробуйте, как художники, нарисовать золотую осень.

И. Левитан «Весна. Большая вода»

И. И. Левитан «Весна. Большая вода»

К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится знаменитая картина «Весна. Большая вода».

На картине изображён момент половодья, когда «большая вода» покрыла прибрежные области, затопив всё вокруг. Расскажите о ваших впечатлениях от картины. Что же интересного увидел художник?

  • Вы такое видели? Широко, привольно и бескрайне разлилась вода, так что, кажется, будто она слилась с голубым небом. Светясь нежными переливами, в воде стоят тонкие березки. Их белизну подчеркивают яркая зелень ели и темный ствол старого дерева. Тени от них удлинены, отражаясь в чистом зеркале воды. Кажется, что деревья растут сразу и вверх и вниз.
  • Есть ли в картине солнце? Как вы узнали? Оно не нарисовано, но по теням от деревьев в воде и на берегу, мы узнаем о нем. Солнце еще неяркое, но чувствуется его тепло.
  • Что изображено на переднем плане, слева? Это лодка. Она стоит у согретого и позолоченного солнцем берега. Наверное, в ней и приплыл художник, чтобы писать свою картину с натуры.
  • Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на эту картину? Да, возникает чувство нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, от ожидания тепла, буйного расцвета природы.
  • Как бы вы назвали эту картину?
  • Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину?
  • На что он хотел обратить наше внимание? На буйство весеннего вольного ветра, его шаловливую радость. Ветер раскачивает верхушки деревьев, задорно треплет молодую листву, рябит волны на воде.
  • Какое это время года? Это весна — шумная, зеленая. «Зеленым шумом» называет народ весеннее пробуждение природы.
  • Какие краски использовал художник? Пейзаж написан чистыми, светлыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием, она полна оптимизма от весеннего воскресения природы. Ярко-зеленая, изумрудного цвета листва освещенных солнцем деревьев, трава на взгорье, зеленовато-голубоватая даль лугов, высокое ясное голубое небо с легкими бегущими облачками, синий, сине-фиолетовый, фиолетово-розовый цвет воды — все это холодные тона. А какое настроение они создают? Да, ощущение прохлады, свежести, ясного солнечного дня, радости весны.

И. Шишкин

И. Шишкин «Зима»

И. Шишкин «Зима»

Один из крупнейших и самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин открыто и сокровенно поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы. Он знал русскую природу «ученым образом» и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик».

Посмотрите на зимний лес и расскажите о нем, какой он? Большой, дремучий, непроходимый.

  • А что это за деревья? Огромные ели, ветви у них расположены высоко. Художник писал картину, близко стоя к деревьям, поэтому их вершины и не видны.
  • А есть ли маленькие елочки?
  • А что это лежит на земле под снегом? Да, это упавшие деревья.
  • Много ли снега в лесу? Какой он? Какого цвета? Кругом — стена деревьев, поэтому снег слегка коричневатый, кремовый, а в глубокой тени голубоватый. Только там, где среди деревьев есть просвет, луч солнца осветил поляну, окрасив деревья в желтоватые тона. От этого снег, толстым слоем, лежащий в тени на земле, на ветках елей, кажется еще голубее. Мы с вами стоим очень близко к огромным елям, поэтому вершин деревьев не видим. Перед нами только их огромные коричневатые стволы, которые кажутся теплыми, живыми. Посмотрите-ка внимательно: есть ли в лесу еще кто-то живой? Увидели птицу? Она, как и деревья, тоже словно заснула, задремала.
  • А как бы вы назвали этот лес? «сказочный», «очарованный», «заснувший».

Картина называется «Зима». Это лесной пейзаж.

И. Грабарь

И. Грабарь Февральская лазурь

Рассказ воспитателя:

Известный советский художник. Художник изображает февральское утро, морозный воздух, лазурное небо, берёзовую рощу в февральский утренник и глубокие сугробы снега.На переднем плане стоит большая белая берёза. Она величественная и красивая. Берёза жемчужина этой картины. Она красива в своём бело-коричневом наряде, с длинными ветками. На макушке остались прошлогодние жёлтые листья. Снег вокруг светло-голубой, а около берёз снег начал подтаивать. На снегу от стволов берёз лежат тёмно-синеватые тени. Небо синего цвета над берёзами плавно переходит в голубой, над полоской леса. На заднем плане картины изображены маленькие берёзки. Их стволы тоже окрашены голубоватым оттенком. На горизонте виднеется единая полоска леса.

  • На что здесь хотел обратить наше внимание художник? На волшебную красоту белоствольных берез. Береза, стоящая перед нами на переднем плане, написанная плотными мазками, кажется огромной, могучей. Она белого цвета, у нее множество тонких белых ветвей. Художник восхищается березой, любуется ее красотой. Ветви великолепных берез устремлены вверх, они, словно в радостном порыве, приветствуют утро. Под лучами солнца загорелись рыжевато-красными красками обледеневшие прошлогодние листья, при легком дуновении ветерка они касаются друг друга, издавая мелодичный хрустальный перезвон.
  • Какую мелодию зимы здесь услышал художник?
  • Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту картину? Да, это февраль — конец зимы, ее последний праздник! Праздник лазоревого, ясного и чистого неба с яркой бездонной синью в вышине. Солнце высветило жемчужную белизну березок и кружево ветвей, устремленных к нему. Рыхлый снег в его лучах стал розоватым, с глубокими синими тенями от берез. Кажется, что и сам воздух звенит от чистоты и прозрачности. Да, это яркая, звонкая, радостная, громкая, праздничная и прощальная песнь уходящей зимы.

А. Саврасов

А. Саврасов «Грачи прилетели»

А. К. Саврасов «Грачи прилетели»

Однажды художник пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, приобрело особую силу и очарование. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Вот такую картину наблюдал, и художник Алексей Кондратьевич Саврасов на окраине русского села. Он радовался весне, прилету грачей. И написал картину, которую так и назвал — «Грачи прилетели».

  • Что же интересного увидел художник? Он увидел, как на березы опустилась стая грачей, как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда.
  • Расскажите о грачах. Что они делают? Поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Как много грачей и больших грачиных гнезд!
  • Какие же деревья выбрали грачи? Расскажите о них. В центре нарисована старая корявая береза, рядом с ней еще одна, а сбоку, справа, несколько молодых стройных березок. Кажется, что их голые ветви ожили, потеплели, встрепенулись и тянутся вверх, к солнцу. Художник нарисовал березы в центре, крупно; мы видим их во весь рост потому, что полотно картины

    расположено
    вертикально.

  • Как вы думаете, почему грачи выбрали это место для своих гнезд? Здесь спокойно: это окраина небольшого села. Мы видим забор, за ним несколько низких деревянных домов и старую белокаменную церковь с колокольней, а дальше — поля с еще лежащим кое-где потемневшим снегом.
  • Расскажите о снеге. Какой он? Он потемнел, стал рыхлым, серым, грязноватым. Местами снег подтаял: мы видим лужицу, есть проталинки и у корней берез и в других местах.
  • А есть ли на картине солнце? Как вы догадались? Да, солнышко чуть просвечивает сквозь облака, оно еще неяркое. Мы видим это по теням от берез на снегу. А что можно сказать о небе? Какое оно? Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Как бы вы назвали эту картину? В картине что чувствуется? Радость пробуждения природы, трепетное чувство ожидания солнца, тепла, весны и легкая печаль по уходящей зиме.

П. П. Кончаловский

П. П. Кончаловский «Сирень в корзине»

  • Сирень в корзине» П. П. Кончаловский
  • Что интересного увидел художник? Какую он увидел сирень? Да, он удивился, что сирень бывает разных цветов: белая, розовая, красная, фиолетовая, сиреневая. Что же можно сказать об этом букете? Какой он? Вспомните, а как пахнет сирень?

  • — Я возьму наш букет и дам вам возможность еще раз ощутить этот необыкновенный, чистый, нежный, свежий запах сирени — цветов начала лета. (Поднесите букет к лицу каждого ребенка.) Да, так пахнет только сирень!
  • Сорванные цветы долго жить не могут — они увянут, а нарисованные художником будут жить вечно и доставлять радость людям в любое время года. Они будут дарить радостные воспоминания. Понравилась вам картина?

И. Е. Репин

И. Е. Репин «Яблоки и листья»

«Яблоки и листья» И. Е. Репин

Яблоки рассыпаны на темно-коричневом столе, лежат на листочках. Яблоки нарядные, красно-зеленые, с блестящими бочками. В центре картины — свежее ярко-зеленое яблоко; слева от него — два красных яблока с чуть зелеными боками: одно впереди, другое как бы спряталось; чуть подальше — еще одно, красное, выглядывает из-за яблока с желтым боком. В стороне, справа, отдельно лежит еще одно красное яблоко. Ближе к нам, на переднем плане, лежат несколько маленьких светло-коричневых листочков, а в центре — веточка с бледно-зелеными листиками. Наверное, художник писал эту картину ближе к вечеру: солнечный луч упал слева сверху и осветил яблоки и листья, особенно ярко высветив маленький листочек, и листочек стал светлым, желто-коричневым.

  • — Посмотрите: если его прикрыть, то в картине будет чего-то не хватать. Почему? Все яблоки лежат слева, а справа, если бы не было листьев, было бы пусто и как-то некрасиво. Свет играет на листьях и яблоках. На красновато-коричневом темном фоне освещенные яблоки сверкают, будто драгоценные камни.

П.П. Кончаловский «Яблоки на столе у печки»

Яблоки на столе у печки» П. П. Кончаловский

  • — Как вы думаете, о чем же здесь нам хотел рассказать художник? Да, тоже о красоте яблок, о том, как их много, какие они разные, нарядные! Художник любуется и восхищается их разноцветней, красотой округлых форм, разной величиной, их спелостью, сочностью. Давайте внимательно рассмотрим этот натюрморт, составленный и нарисованный художником.

— Какие яблоки вам больше всего понравились на этой картине? Наверное, самые яркие — красные, красно-розовые, румяные? Они лежат слева на больших резных зеленых листьях, как на ажурной салфеточке. От сочетания красного и зеленого цветов яблоки кажутся еще более нарядными. Справа в большой белой чаше с изящными краями горкой уложены желто-красные сочные яблоки, между ними чуть видны зеленые листочки. Яблок так много, что они не уместились в чаше, некоторые лежат около нее. Но, кроме этих яблок, художник нарисовал и другие — крупные, зеленовато-белые.

Здесь две кучки таких яблок: три слева, перед красными яблоками, на переднем плане, и три справа, около белой чаши. Это очень вкусные яблоки. Если дать им немного полежать, они станут белыми-белыми, почти прозрачными. А кто мне скажет, что это за маленькие яблочки на переднем плане справа? Какие они? Ели вы когда-нибудь такие?

— На чем лежат яблоки? Да, на красивом красновато-коричневом деревянном полированном столе, который придвинут к белой изразцовой (кафельной) печке. Стол массивный, на одной ножке. Видите, как отражаются в его полированной поверхности яблоки? Как в зеркале! Весь натюрморт смотрится нарядно на фоне белой печки. Отсветы от нее белыми пятнышками (рефлексами) поблескивают на яблоках, листьях и на столе.

П. П. Кончаловский «Сухие краски»

«Сухие краски» П. П. Кончаловский

Посмотрите на этот необычный натюрморт. Художник показал нам уголок мастерской живописца. Раньше художники сами готовили краски из сухих порошков. Они разводили эти порошки специальным маслом поэтому и краски называются масляными.

— Что же мы видим, в мастерской художника? Деревянный стол, а на нем стеклянные банки и в них сухие краски разных цветов. Какие краски вы увидели, каких цветов? Вот красная, желтая, синяя, оранжевая, розовая. В жестяных прямоугольных банках — масло, чтобы разводить краски. В бутылках и колбах — лаки и разные растворители, они тоже нужны живописцу. На дальнем плане, в белом кувшине, торжественно выстроились в ряд разные масляные кисти, они возвышаются над всем остальным. На переднем плане лежит тюбик готовой масляной зеленой краски, рядом воронка, через краски. А вот и палитра. Все предметы светлее, чем фон из темной сине-фиолетовой материн.

Картина как будто напоминает нам, что с таких вот неказистых банок, бутылок, жестянок начинается искусство живописи. Сначала художник должен потрудиться у стола, приготовить себе масляные краски, и только потом он подходит к холсту и начинает писать картину. Правда, интересный натюрморт? Оказывается, натюрморт может быть составлен и из таких, внешне не очень-то красивых предметов. И он может рассказать об интересных, неизвестных нам вещах.

Яблоки и листья» И. Е. Репин

Яблоки рассыпаны на темно-коричневом столе, лежат на листочках. Яблоки нарядные, красно-зеленые, с блестящими бочками. В центре картины — свежее ярко-зеленое яблоко; слева от него — два красных яблока с чуть зелеными боками: одно впереди, другое как бы спряталось; чуть подальше — еще одно, красное, выглядывает из-за яблока с желтым боком. В стороне, справа, отдельно лежит еще одно красное яблоко. Ближе к нам, на переднем плане, лежат несколько маленьких светло-коричневых листочков, а в центре — веточка с бледно-зелеными листиками. Наверное, художник писал эту картину ближе к вечеру: солнечный луч упал слева сверху и осветил яблоки и листья, особенно ярко высветив маленький листочек, и листочек стал светлым, желто-коричневым.

  • — Посмотрите: если его прикрыть, то в картине будет чего-то не хватать. Почему? Все яблоки лежат слева, а справа, если бы не было листьев, было бы пусто и как-то некрасиво. Свет играет на листьях и яблоках. На красновато-коричневом темном фоне освещенные яблоки сверкают, будто драгоценные камни.

К. С. Петров-Водкин

К. С. Петров-Водкин. «Яблоки на красном фоне»

«Яблоки на красном фоне» К. С. Петров-Водкин

  • — Про что эта картина? Что на ней нарисовано? Да, яблоки.
  • — А какие они? Нарядные, разноцветные, спелые, желтые, желто-зеленые, желто-малиновые. Есть даже белое, очень спелое яблоко, его так и называют — «белый налив». Яблочко налилось сладким соком, вызрело на солнышке, стало белое, спелое, сочное.
  • — Какого цвета на картине очень много? Красного! Правильно! Это красная скатерть.
  • — А как вы думаете, почему художник положил эти яблоки на красную скатерть? Да, чтобы желто-зеленые, желто-малиновые яблоки лучше смотрелись, стали еще красивее. Вот какая нарядная, яркая картина, картина-натюрморт.

В.Ф. Стожаров

В. Ф. Стожаров «Натюрморт. Квас»

Натюрморт. Квас» В. Ф. Стожаров

— О чем художник хотел нам рассказать? О крестьянской жизни.

В крестьянской деревянной избе на столе стоят: бутыль, оплетенная берестой, березовый туесок и маленький бочонок. В них зреет, бродит квас. На переднем плане — деревянная чаша, наполненная квасом, и кувшин-квасник. Справа от квасника на столе лежат испеченные в русской печи караваи черного хлеба, между ними — деревянная ложка и нож. Слева от чаши — луковицы в блестящей светло-коричневой кожуре. Не было ничего вкуснее для русского крестьянина в жаркий полдень, чем глоток холодного кваса. А тюря из размоченного в квасе черного хлеба с луком была самой привычной крестьянской едой.

На дальнем плане картины мы видим белое полотенце, гроздья рябины на стене и деревянные расписные ложки. Как красив и тёпел этот уголок простого деревенского быта! Как радуют душу русского человека эти обыкновенные, но такие родные вещи.

Как познакомить дошкольника с портретом?

Портрет (от фр. слова portrait — изображение) — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей.

Портреты – это часть истории. В них даны образы людей разных эпох. По портретам мы можем понять, в каком мире жил художник и как он относился к людям.

Человек на портрете может быть нарисован в полный рост, по грудь (погрудный), по пояс (поясной), по колени (поколенный).

По повороту головы портреты бывают: в профиль, в анфас (фр. en face — «с лица»), в четверть поворота направо или налево, в три четверти, вполоборота.

По способу исполнения портрет делится на карандашный, пастельный, масляный, акварельный, гравированный, фотографический и т. д.

По характеру изображения выделяются две группы: парадные (изображение человека на коне, стоящим в полный рост или сидящим на фоне пейзажа или архитектуры) и камерные портреты (погрудное, поясное изображение человека на нейтральном фоне).

Портрет называют костюмированным, если человек изображен в виде литературного (театрального, аллегорического, исторического, мифологического) персонажа. При наименовании такого портрета включают слова «в образе» или «в виде».

Портрет может передавать не только индивидуальные черты человека, но и характерные черты эпохи, в которой жил портретируемый.

По лицу, позе и жестам модели можно угадать ее особенности поведения, темперамент и характер.

Изображая конкретного человека, портретист отражает время, переживания, мечты его соотечественников, а также свои идеалы и свое отношение к модели.

С жанром портрета связано творчество известных художников: В. М. Васнецова, А. Г. Венецианова, В. А. Тропинина, К. Е. Маковского, Х. П. Платонова, В. И. Сурикова, А. А. Пластова, И. Е. Репина, В. Г. Перова, И. Э. Грабаря и др.

Ребенку дошкольного возраста близки по чувствам детские портреты. Они вызывают у них положительные ассоциации. Мимика лица, расположение рук помогают дошкольнику понять настроение, характер, душевный мир портретируемого.

Примерная беседа о портрете:

Вопросы по содержанию картины: Кто изображен на этой картине? Что ты можешь рассказать о нем (о ней)? Сколько ему (ей) лет? Как его (ее) зовут? Что он делает? Что изображено рядом с ним (с ней)? Что эти предметы рассказывают о нем (о ней)?

Вопросы, раскрывающие эмоциональное состояние, настроение человека: о чем думает мальчик (девочка)? Что он (она) видит (слышит)? Что он (она) хочет сделать? Что ты видишь в его (ее) глазах? О чем они говорят? О чем рассказывает его одежда? Какую тайну можно разгадать, глядя на руки этого мальчика (этой девочки)? Почему художник изобразил его (ее) в этой позе?

По наводящим вопросам ребенок составляет описательный рассказ. Примерный рассказ по портрету В.А. Серова «Мика Морозов»:

На картине изображен мальчик. Ему 4 года. Его зовут Мика. Он сидит на большом стуле. Рядом с ним лежит игрушка. Мальчик отложил ее в сторонку, потому что увидел за окном маленькую синичку. В его глазах я вижу удивление. Вот-вот он спрыгнет с высокого стула и побежит к окну, чтобы хорошо разглядеть красивую птичку.

Рассказ по портрету И. Е. Репина «Стрекоза»:


И. Е. Репин «Стрекоза»

На этой картине художник изобразил девочку. Ей 5 лет. Она сидит на изгороди, свесив ножки. Девочка очень похожа на стрекозу. Она не боится высоты. У нее красивое зеленое платье. Она радуется солнцу, траве, небу.

В процессе беседы можно попросить ребенка придумать свое название портрету, открыть тайну в картине, скрытую художником и т. д.

Жанровая живопись

Исторический жанр

Исторический жанр – это произведения искусства, в которых отражены исторические события и запечатлены герои прошлого. Исторический жанр часто перекликается с портретным, бытовым и батальным жанрами.

Для ознакомления с историческим жанром уместны произведения В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» и др.

Самым ярким представителем этого жанра в русской живописи является В. И. Суриков («Меншиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и др.).


В. И. Суриков «Меншиков в Березове»

Бытовой

Бытовой жанр – это картины, на которых изображена повседневная жизнь людей, их быт.

Бытовой жанр можно представить дошкольнику на примере картин П. А. Федотова «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» и А. Г. Венецианова («Захарка», «На пашне», «Гумно»).


П. А. Федотов «Сватовство майора»

Батальный

Батальный жанр – (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвящённый военной жизни.

В батальном жанре главное место занимают военные походы и сцены сражений. Художник-баталист стремится показать самый важный момент битвы, передать исторический смысл военных сражений, что сближает батальный жанр с историческим. Сцены, где представлен военный быт, связывают батальный жанр с бытовым жанром.

Знакомить дошкольника с батальным жанром можно на произведениях выдающегося русского художника-баталиста В. В. Верещагина.

Анималистический

Анимализм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным мотивом которого являются животные.

Знакомить ребенка с анималистическим жанром можно по книгам известного анималиста Е. И. Чарушина («Про Томку», «Волчишко и другие»), который является и автором и иллюстратором. Важно объяснить ребенку, что художнику-анималисту необходимо долго наблюдать за повадками животных, чтобы создать их образ, передать характер.


Рисунок Е. И. Чарушина

Многие анималисты наделяют своих животных человеческими качествами. Примером этому является самая известная акварель Альбрехта Дюрера «Молодой заяц» (1502 г.) Портрет этого зайца схож с портретом человека.

Мифологический

Мифологический жанр — ветвь исторического жанра, повествующая о сюжетах преданий и легенд.

Мифологический жанр можно изучать по рисункам И. Я. Билибина в «Сказке о царе Салтане», в «Сказке о рыбаке и рыбке», в «Сказке об Иване Царевиче и Сером Волке», в сказке «Белая уточка» и т. д.


И. Я. Билибин. Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка»

К самым известным мифологическим произведениям можно отнести работы М. А. Врубеля «Пан», «Царевна Лебедь».

К сказочно-легендарной тематике обращался в своем творчестве В. М. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Царевна-лягушка», «Змей Горыныч» и др.)

Способы развития восприятия произведений искусства

Представление о жанрах изобразительного искусства формируется не только на выставках и экскурсиях в музеи, но и в процессе игр.

Восприятие произведений искусства – это эмоционально-интеллектуальный труд, который требует от ребенка определенной подготовки.

В связи с тем, что дошкольник только учится «считыванию» трёхмерного пространства картины, следует развивать в нем наблюдательность и обращать внимание на прекрасное (сочетание красок, форму предметов) во время прогулок, походов, экскурсий, игр и т. д. Важно научить ребенка замечать красоту в живой природе для того, чтобы он смог увидеть красоту на картине.

Развитое восприятие произведений искусства у дошкольника проявляется в том, что он понимает то, что изображено на картине и что хотел нам рассказать художник.

Для развития эмоционального восприятия можно воспользоваться приёмом «вхождения в картину»:

Что ты чувствуешь, глядя на эту картину? Какое настроение передаёт тебе художник? Давай представим себе, что мы оказались в этом лесу (на этой поляне, на этой дорожке, на этой горе…). Дотронься до дерева (до воды, до листвы)! Что ты почувствовал? Какое оно? Пройдись по этой листве! Ты слышишь шелест? Потрогай воду (траву, листву и т.д.). Посмотри на небо! Какое оно? Попробуй вдохнуть в себя воздух! Что ты почувствовал? и т.д.

Для развития художественного мышления следует обратить детское внимание на выразительные средства: «С помощью каких красок художник передал нам радость (тишину, покой, волнение, грусть, страх, свежесть…)? А что бы ты чувствовал, если бы он взял темные краски?»

Выразить свое эмоционально-личностное отношение к картине может прием установки. Дошкольнику дают установку составить мини-рассказ по картине: «Прежде чем сказать, что тебе нравится в этой картине и что ты думаешь ней, надо вспомнить, как она называется, чему она посвящена и что хотел художник нам передать.

Франсуаза Барб-Галль: Как говорить с детьми об искусстве

Книга адресована взрослым. Чтобы ребенок научился понимать и ценить произведения искусства, нужно, чтобы этому научились прежде всего родители!

Материал распределен по возрастам: каждому возрасту присущи свои особенности восприятия, поэтому автор дает рекомендации, но не устанавливает жестких рамок. Основной принцип: не каждому возрасту — своя картина, а любая картина — для любого возраста. Просто нужно грамотно преподнести. Автор объясняет, как «читать» картину, на что обращать внимание ребенка, как отвечать на его вопросы. Все, опять же, с учетом возраста.

Современные книги по искусству для детей — это не просто учебники, написанные понятным и доступным языком, это удивительные и необычные издания, которые могут помочь взрослым взглянуть на привычные вещи другими глазами. Возможно, поход в музей не будет казаться теперь для вас скучным и бесполезным…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]