Факты про Луну:
- Самыми старыми на Луне считаются ее нагорья. Их возраст превышает 4 миллиарда лет! Эти возвышенности густо усеяны кратерами от метеоритов — настолько густо, что едва можно найти свободный от них клочок поверхности. Новые воронки от ударов ложатся друг на друга, стирая границы старых кратеров.
- Все неровности на спутнике, начиная от громадных впадин и заканчивая мельчайшими кратерами, являются последствиями столкновений с астероидами и космическим мусором. На Луну они падают столь же часто, как и на Землю. Но наш спутник не защищает атмосфера, в которой большинство метеоритов попросту сгорает — и когда на Земле нашли всего лишь 128 кратеров, у Луны их число перевалило за 15 тысяч.
- Лунные «моря» на самом деле являются стародавними равнинами из застывшей лавы. Они образовались в местах падений самых больших астероидов. Их масса порождала взрывы, которые были в сотни раз мощнее самой сильной ядерной бомбы. Воронки от ударов были настолько большими и глубокими, что лава просочилась на поверхность и разлилась в виде озера.
- На Луне нет камней, больших валунов и ярко выраженных скал, как на Земле. Находясь миллиарды лет под разрушительным воздействием Солнца и открытого космоса, они рассеялись в каменный порошок — знаменитую лунную пыль, покрывающую весь спутник.
- Несмотря на эти деструктивные процессы, облик нашего спутника меняется очень медленно. Динозавры, жившие миллионы лет назад, видели Луну на небе такой же, какой видим сейчас ее мы. Пока континенты на планете преображались, обретая свои нынешние очертания, поверхность нашего спутника почти не изменилась.
- Самые молодые образования на Луне — это кратеры со светлыми лучами. Видимых следов воды на поверхности спутника нашей планеты нет. Даже извилистые каналы на Луне, похожие на русла рек, образовались с потоков вулканической лавы.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
(подготовительная группа)
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Миронова Е.Н. г. Долгопрудный 2015
Образовательные задачи:
- уточнить и систематизировать знания детей о солнечной системе (солнце – самая близкая звезда; вокруг девять планет; путь планеты – орбита, некоторые сведения о планетах)
- углубить знания о спутниках планеты (искусственные и естественные)
- подвести к тому, что Луна вращается вокруг Земли; почему Луна не падает на Землю; как образуются кратеры на поверхности Луны.
- дать детям представление о фазах Луны, и научить определять растущую и убывающую Луну.
Развивающие задачи:
- развивать и активизировать речь детей, развивать интерес к космосу; детскую наблюдательность и любознательность.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к своей планете
- воспитывать чувство гордости за свою Родину (первый космонавт был русский человек)
Демонстрационный материал: презентация
Оборудование: мяч на веревке, лоток с песком, крупные камни, настольная лампа, глобус, небольшой мяч на подставке.
Предварительная работа: беседы с детьми о космосе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, проведение игр.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение:
Юрий Гагарин
В космической ракете С название «Восток» Он первым на планете Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель.
Автор: В. Степанов
Слайды №2 №3: Юрий Гагарин, космический корабль «Восток»
— Почему имя Юрия Гагарина чаще звучит в месяце апреле?
(потому что 12 апреля – день космонавтики)
— Почему именно 12 апреля принято считать днем космонавтики?
(дети рассказывают все, что им известно о первом полете человека в космос)
Слайд №4 «Картинка с космосом»
— Все верно, благодаря этому полету, людям была открыта дорога в космос. То есть, появилась возможность узнать более точную и интересную информацию о планетах, звездах, солнечной системе, спутниках и т.п., о том, что связано с космосом.
— Сегодня утром в наш детский сад пришло письмо. Давайте его прочитаем:
«Здравствуйте дети, вы хотели бы отправиться в космическое путешествие? Но для того, что бы отправиться в полет, вам необходимо что-то знать о космических объектах. В каждом окошке скрыта отгадка, если вы правильно отгадаете загадку, окошко откроется, и вы сможете дойти до последнего окошка и узнать, на какой космический объект вы отправитесь»
— У многих из вас есть энциклопедии про космос, мы много говорили о космосе на занятиях, пели песни о нем, рисовали. Вы многое уже знаете.
Я думаю, что эти знания помогут вам разгадать загадки на космическую тему.
Слайды №5, №6, №7 (по очереди открывать окошки на каждом слайде)
Загадки:
Земля
На планете чудеса: Океаны и леса, Кислород есть в атмосфере, Дышат люди им и звери.
Сатурн
Все планеты с полюсами, Есть экватор у любой. Но планеты с поясами Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один, Очень важный господин
Юпитер
В телескоп скорей взгляните Он гуляет по орбите. Там начальник он над всеми, Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе Никого крупнее нет.
Марс
Это красная планета По соседству с нами. Он зимой и даже летом Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, — Лед не сверху, а внутри.
Солнце
Эта желтая звезда Согревает нас всегда, Все планеты освещает, От других звезд защищает.
Плутон
Все планеты вокруг Солнца бегут, И у каждой планеты свой путь. У далекой крохотной планеты, Нет статуса «Большой» планеты.
И обидевшись она, В телескопы не видна
Луна
То худеет, то полнеет, Светит с неба, но не греет, И на Землю лишь одной Вечно смотрит стороной.
— Луна – это что? (спутник Земли)
— Луна – это естественный или искусственный спутник Земли? (версии детей)
Воспитатель поясняет: искусственные спутники делает и запускает человек, а естественные — созданы природой.
— Вот мы и узнали на кокой космический объект отправимся – на Луну.
Под музыку дети совершают движения, имитирующие полет в невесомости, затем садятся на стульчики
Слайд №8 (Земля и Луна))
— Как вы понимаете значение слова спутник? (версии детей)
Воспитатель поясняет: спутник – это тот, кто совершает путь вместе с кем-нибудь.
— В нашем случае вместе совершают путь Луна и Земля.
— По какому пути они идут вместе? (вокруг солнца)
— Луна – это самое близкое к Земле небесное тело. Почему Луна не падает на нашу планету? (версии детей)
— Предлагаю провести простой эксперимент.
Описание опыта.
Привяжите к мячику (для большого тенниса) веревку и начните его раскручивать. Мячик на веревке будет прямо-таки вырываться из вашей руки, но веревка его не пустит. А теперь остановите вращение. Мяч тут же упадет.
— Когда мяч упал? (когда перестали его раскручивать)
— Правильно, т.е., когда стал неподвижен, Земля его притянула, так как она имеет силу притяжения.
Вывод делает воспитатель: И Луна моментально упала бы на Землю, если бы была неподвижной. Но Луна не стоит на месте, она вращается вокруг Земли.
Слайд №9 (крупный план поверхности Луны)
Обратить внимание на воронки, впадины, горы, неровные поверхность.
— Поверхность Луны очень неровная, испещрена бесчисленными кратерами.
— Кратеры – это большие углубления на поверхности Луны, которые образовались в результате падения метеоритов. Луна, как все небесные тела имеет силу притяжения, но не имеет воздушную оболочку, которая защищает от метеоритов, потому что метеориты в ней сгорают.
— Предлагаю провести простой эксперимент.
Описание опыт “Сделай кратер”.
Наполнить лоток песком. Дать детям возможность с высоты роста бросить в него крупный камень. Осторожно извлечь камень, чтобы увидеть получившийся кратер.
Физкуль
Слайд №10 «Движение Луны на небе»
— Еще в древности люди заметили, как луна все время меняет свою форму. То она круглая, как тарелка, то похожа на краюху хлеба, то виден лишь тоненький серп, который люди назвали месяцем. Люди не могли этого объяснить и сочиняли сказки, загадки, мифы
Слайд №11 «Фазы Луны»
— Если вы понаблюдаете за Луной в течение хотя бы нескольких дней, то обнаружите, что она не всегда видна нам как круг. Полный диск Луны сначала начинает уменьшаться, пока не перестанет быть виден совсем. Потом Луна начинает расти, пока не станет снова полным диском.
— Как вы считаете, Луна светится? (версии детей)
— Луна сама по себе не светится, она отражает падающий на нее солнечный свет. А еще мы знаем, что луна вращается вокруг земли.
— Предлагаю провести простое наблюдение.
Описание опыты «Движение луны вокруг Земли»
Воспитатель ставит на стол настольную лампу, которая заменит солнце, макет Земли –глобус, мяч на подставке, который заменит луну.
Начинаем медленно вращать Луну (мячик) вокруг Земли (глобус), останавливаясь там, где четко выражены фазы Луны: полнолуние, половина, месяц убывающий и восходящий.
— Что вы заметили? (луна освещается по-разному)
— От чего это зависит? (от того, где находится Луна)
Слайд №12 «Схема растущей и стареющей Луны»
— Как отличить растущую Луну от убывающей? Очень просто! Если месяц похож на букву «С», значит он Стареющий. А если он повернут в противоположную сторону, то, приставив к нему мысленно слева палочку, получим букву «Р», которая подскажет нам, что месяц сейчас – Растущий.
— Сейчас попробуйте определить, растущую и стареющую луну.
Слайд № 13, 14, 15, 16 с разными фазами луны.
Подвести итоги занятия. (примерные вопросы)
— О каком спутнике нашей планеты мы сегодня побывали? (Луна – естественный спутник)
— Почему Луна не падает на Землю? (потому что всегда вращается вокруг нее)
— Почему на поверхности Луны есть большие впадины? (потому что падают метеориты)
— Почему Луна на небе всегда разная? (потому что на нее с разных сторон светит солнце)
— Как отличить растущую Луну — от убывающей?
— Нам пора возвращаться на нашу планету.
Под музыку дети совершают движения, имитирующие полет в невесомости. затем садятся на стульчики
Следующая > |
Вопросы и ответы:
Почему Луна светится? — Ее поверхность не светится сама по себе — она как зеркало отражает солнечные лучи.
Почему иногда слабо видна неосвещенная часть Луны? — В такие моменты она подсвечивается Солнцем, свет которого отражает сама Земля. Это явление называют еще «пепельным светом» Луны.
Пепельный свет Луны
Какая сторона Луны считается темной? — Та, которая не освещена Солнцем на момент наблюдения.
Есть ли на Луне вулканы? — Да, только несколько штук. Но и они либо слишком низкие, чтобы серьезно выделяться, либо же слишком маленькие, чтобы считать их важнее обычных холмов.
Почему на Луне так много кратеров? — От столкновений с астероидами, кометами и другими космическими телами остаются глубокие воронки, как после взрывов. Их и называют кратерами. У Луны нет ни атмосферы, защищающей от метеоритов, ни воды или ветра, которые могли бы сгладить места столкновений. Поэтому не странно, что за 4 миллиарда лет жизни Луны на ней накопилось столько кратеров.
Россыпи кратеров на Луне
На Луне есть лава? — Свежей, горячей и красной лавы на поверхности Луны нет. Но есть остывшая — например, в лунных морях.
Почему в кратерах на карте столько разных лиц? — Внутри некоторых кратеров изображены лица тех известных людей, чье имя они носят. Другие же дорисованы просто так
Аполлон 17 на Луне
Что на карте обозначают красные значки с цифрами? — Они показывают места посадки на Луне космических кораблей. Цифры сокращенно обозначают названия — ключ для расшифровки находится в правой нижней части карты.
А что обозначают разноцветные точки? — Они указывают на те места, где на Луну сажались космические зонды (или же где они разбились).
Что значат кольца на Луне? — Они отмечают ободки кратеров.
Откуда на Луне взялись светлые и темные пятна? — Темные зоны нашего спутника — это «молодые» участки, покрытые застывшей лавой. Их возраст колеблется около 3 миллиардов лет. Светлые участки более старые — это и есть те усеянные кратерами высокогорья, в которых говорилось в начале. Их возраст — 4 миллиарда лет.
Почему Луна серого цвета? — На самом деле, поверхность Луны черная как уголь. Светиться ярко-серым цветом ее заставляет сильный свет Солнца.
Отпечаток ноги Нила Армстронга — первого человека, ступившего на Луну в 1969 году.
Были ли люди на Луне? — Пока что она остается единственным космическим телом вне Земли, на которое ступала нога человека. Всего там побывало 12 астронавтов — все американцы. 11 из них были пилотами реактивных истребителей, подготовленными к космическим перелетам. Еще один астронавт был ученым-геологом. Остальные космонавты работают либо на орбите Луны, либо в околоземном пространстве, и еще не бывали во внеземных мирах.
Откуда она появилась и сколько ей лет?
Может сложиться такое впечатление, что Луна была всегда. Но ведь когда-то же она должна была появиться! Астрономы сумели узнать ее приблизительный возраст. Для этого они исследовали грунт, привезенный астронавтами. И выяснили, что спутнику земли примерно 4 с половиной миллиарда лет. Совсем старушка.
А откуда же она взялась? Ученые, конечно, пытаются узнать ответ на этот вопрос. И версий о происхождении спутника нашей планеты немало. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Существует теория, что давным -давно Земля столкнулась в космосе с другим небесным телом по размером таким же, как и планета Марс, то есть с очень большим. В результате этого удара от Земли оторвался большой кусок, который в последствии и стал ее космическим спутником.
Некоторые ученые считают, что наша планета и ее спутник образовались в разных местах солнечной системы. Но потом Луна пролетала в космосе мимо земли и была захвачена гравитационным полем. Иными словами Земля притянула ее к себе и так до сих пор и удерживает ее на своей орбите.
Еще один вариант похожий на предыдущий. Земля притянула к себе несколько маленьких лун. В результате эти небесные тела столкнулись, разбились на осколки, а потом из этих осколков появилась та луна, которую мы и знаем сейчас.
Луна — объяснение для детей
Луна — естественный спутник Земли: описание для детей с фото: интересные факты, характеристика, орбита, карта Луны, исследования СССР, Аполлон, Нил Армстронг.
Начать объяснение для детей родители или учителя в школе могут с того, что земной спутник невероятно просто обнаружить. Земля обладает единственной Луной, которая сопровождает нас практически каждую ночь. Лунные фазы управляли человечеством тысячи лет, заставляя подстраиваться (календарный месяц примерно равен времени, за которое Луна проходит смену фаз).
Фазы Луны и ее орбита для многих остаются загадкой. Можно объяснить детям, что Луна всегда показывает нашей планете одно лицо. Дело в том, что для осевого поворота и вокруг планеты необходимо 27.3 дней. Мы замечаем полнолуние, полумесяц и новолуние, потому что спутник отражает солнечный свет. Уровень освещения зависит от расположения спутника по отношению к нам и звезде.
Луна оказывает на нас мощное влияние и даже может быть причиной появления жизни.
Луна — естественный спутник Земли, но она больше Плутона (диаметр – 3475 км) и занимает 27% земного размера (соотношение примерно 1:4). Это намного меньшее соотношение, чем в ситуации с другими лунами и их планетами.
А может построить лунный дом?
Жить на луне будет сложновато. Да, там конечно же есть моря и горы, прямо как на нашей родной планете. Но только в лунных морях нет воды. Это огромные воронки, оставшиеся от падения метеоритов. Всего морей 17. Еще их называют лунные кратеры. Это впадины разного размера от маленьких до огромных. Один из таких кратеров, называемых Восточным морем, мы можем видеть на лунном диске ночью.
У лунных морей очень красивые названия. Например, Море Спокойствия, Море Дождей, Море Облаков. Есть еще и один океан, он называется Океан Бурь.
Поверхность луны коричневато-серого цвета и покрыта пылью. Пыль эта очень мелкая, похожая на муку, но в тоже время очень грубая. Она способна забиться в самые маленькие щелочки. Космонавты, которым удалось побывать на поверхности спутника, жаловались, что она портила их обувь и забивалась в скафандры. И пахнет пыль чем-то жженым.
Притяжение на нашем спутнике в шесть раз меньше земного, поэтому перемещаться по его поверхности очень трудно. Двигаться приходится очень медленно.
Днем очень жарко температура достигает отметки +130 градусов. А ночью «прохладно» до -180 . Ну, кто еще хочет построить домик на луне?
Исследования Луны — объяснение для детей
Древние люди считали, что спутник – огненная чаша или зеркало, отражающее земные моря и поверхность. Но философы знали, что это сфера, вращающаяся вокруг Земли, а лунный свет – всего лишь отражение солнечного. Греки думали, что темные регионы – моря, а яркие – земля.
Галилео Галилей стал первым, кто применил телескопическое наблюдение к спутнику. В 1609 году он описывал его как грубую горную поверхность. И это расходилось с привычным мнением о гладкой Луне.
Астронавт НАСА миссии Аполлон-17 передвигается на лунаходе по поверхности Луны
СРСР отправили первый космический аппарат в 1959 году. Он должен был исследовать лунную поверхность и прислать фотографии дальней стороны. Первые астронавты приземлились в 1969 году. Это одно из самых примечательных достижений НАСА. После они отправили еще 5 успешных миссий (и один Аполлон-13, не попавший на спутник). С их помощью на Землю доставили 382 кг породы для изучения.
Потом наступила длительная пауза, которую в 1990-х годах нарушили роботизированные миссии США Клементина и Лунный Геолог, искавшие воду на лунных полюсах. В 2011 году аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) создал лучшую карту спутника. В 2013 году в лунной истории отметился Китай, закрепив ровер на поверхности.
Но Луну исследуют не только государственные миссии. В 2014 году к спутнику подобралась первая частная миссия. И здесь возникают некоторые разногласия, ведь нет никакой договоренности в том, как можно использовать спутник, и кому принадлежит порода.
Детям понравится изучать Луну, так как это ближайший объект к Земле. Вы можете наблюдать за ней на фото, картинках, рисунках и схемах, предоставленных телескопами и космическими аппаратами. Кроме того, на сайте присутствует описание миссии Аполлон и история первого человека на Луне — Нила Армстронга. Воспользуйтесь картой Луны, чтобы изучить места посадки миссии, а также расположение крупных кратеров и морей. Чтобы разнообразить процесс обучения для детей и школьников любого класса, задействуйте 3D-модель Солнечной системы или примените онлайн телескоп и наблюдайте за Луной в режиме реального времени бесплатно.
Источник
Вылепите из пластилина модель Луны, правильно показав её форму.
Возьмём кусочек серого пластилина и скатаем из него шарик.
Это и будет правильная форма, ведь она — шар. Просто нам кажется, что она меняет свою форму.
С помощью рисунков учебника расскажите, как изучают Луну.
Учёные давно стали изучать Луну.
В древности они просто смотрели на наш спутник и старались понять, почему он всё время выглядит по-разному.
Потом изобрели телескоп, и учёные стали изучать лунную поверхность через его линзы и окуляры.
Тогда они обнаружили на ней кратеры, моря и горы.
В середине 20 века люди смогли посадить на лунную поверхность свои космические аппараты. Они назывались луноходами и исследовали поверхность нашего спутника, взяв пробы грунта.
А потом несколько раз на неё высаживались астронавты и тоже проводили исследования.
Космические путешественники
А удалось ли человеку побывать на луне? Конечно, удалось. Всего по поверхности спутника земли получили возможность походить 12 человек. Все они были американскими астронавтами.
Первым стал американец Нил Армстронг. Это случилось 21 июля 1969 года. Он пробыл на поверхности 21 час и 36 минут.
Ну а самое продолжительное время на луне находились астронавты Юджин Сернан и Харрисон Шмитт. Они задержались там на 75 часов и 1 минуту. Это случилось в декабре 1972 года.
Также на нашем спутнике работали не только люди, но и специальные аппараты. Слышали о Луноходе?
Это советский аппарат, который был высажен на поверхности луны 17 сентября 1970 года. Он дистанционно управлялся с земли. Прошел по поверхности более 10 км. С его помощью ученые проводили исследования грунта, получали фотографии лунной поверхности. В течении 10 с половиной месяцев луноход исправно трудился. А 14 сентября 1971 года не вышел на связь.