Картотека дидактических игр по конструированию в старшей группе


Картотека игр для занятий по конструированию

На занятиях по конструированию можно использовать и игровые моменты, связанные с общей темой. Вот несколько интересных игр.

«Кто быстрее»

Данная игра применяется на занятии со строительными материалами на тему «Построй по плану». Воспитатель готовит или одну большую схему предлагаемой постройки или несколько маленьких — по числу команд. Также надо подготовить одинаковые строительные наборы (можно с лишними деталями, но это уже усложненный вариант).

Ребята делятся на 2–3 команды (в зависимости от общего числа детей). По сигналу воспитателя они начинают строить свои модели. При оценке результатов оценивается не только, какая команда закончила строительство первой, но и качество постройки — ее устойчивость, соответствие плану и эстетичность. Также необходимо учитывать сплоченность действий — по условиям игры не может победить та команда, не все члены которой принимали участие в игре.

Данная игра развивает внимательность, координацию, аккуратность, ответственность, умение работать сообща.

«Что в мешочке лежит»

Для этой игры потребуются разные детали от деревянного конструктора и непрозрачный мешочек. Она развивает тактильные ощущения ребёнка и помогает научиться ими пользоваться. Также целью игры является закрепление названий строительных элементов конструктора.

В мешочек складываются разные детали конструктора. Дети по очереди засовывают туда руку, берут деталь и пытаются на ощупь определить, что это. Затем называют, что им попалось, достают из мешка и показывают всем. Побеждает тот, кто безошибочно угадал больше деталей.

«Разложи детали по порядку»

Детям раздаются детали от деревянного конструктора. Воспитатель показывает на несколько секунд картинки с изображением 6 деталей, потом убирает их, а дети должны выложить в ряд правильную последовательность того, что увидели. Это упражнение отлично развивает внимательность и память.

Начинать можно с 4 одноцветных деталей, а со временем дойти до 7 и разного цвета. В идеале ребенок должен запоминать последовательность из 7 предметов, но хорошим результатом считается и 6.

«Построй по памяти»

Игра аналогична предыдущей. Только здесь педагог строит какую-то конструкцию из 7–8 деталей, предлагает запомнить, разбирает ее, а дети строят по памяти. Кто построит первым и правильно — водит, то есть создает свою конструкцию и предлагает ее повторить.

«Построй с закрытыми глазами»

Очень весёлая игра. Дети делятся на команды (3–4 человека будет достаточно, чтобы друг другу не мешали), им раздаются кубики (лучше использовать крупные пластмассовые наборы), даётся время, чтобы посовещаться, затем завязываются глаза и предлагается построить, что они задумали. Чья постройка окажется интереснее, та команда и выиграла.

Игра развивает внимательность, мелкую моторику, аккуратность, умение договариваться, планировать и действовать сообща.

Теоретические аспекты обучения

Конструирование из бумаги (бумагопластика) — вид деятельности дошкольников, который предполагает:

  • составление плана действий;
  • выбор материала для поделки;
  • выполнение манипуляций в выбранной технике.

В детском саду дети конструируют поделки на занятиях, организованных воспитателем в игровой форме.

Цели занятий

Перед планированием занятия педагог должен поставить цель, которую он хочет достичь. Она реализуется через несколько задач.

Образовательные задачи:

  • знакомить со свойствами различных видов бумаги (классической, бархатной, голографической, крепированной);
  • формировать умение вырезать нужные детали для поделки и называть их (квадрат, круг и т.д.);
  • уточнять представления о цветах и их названиях;
  • учить делать объемные формы из бумажных заготовок путем их сгибания, сминания, скручивания или разрывания;
  • побуждать создавать изделия по замыслу (самостоятельно выбирать тему и материал для поделки);
  • учить объединять элементы в композицию (например, дороги и дома — это улица).

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать мелкую моторику, мышление, внимание и память;
  • совершенствовать зрительное и тактильное восприятие;
  • формировать умение анализировать созданные поделки и на основе этого планировать свои дальнейшие действия;
  • развивать воображение.

Воспитательные задачи:

  • вырабатывать умение поддерживать порядок на рабочем месте и складывать инструменты на свое место после окончания работы;
  • воспитывать доброту, любовь к природе и др. (в зависимости от поделки).

Разновидности конструирования из бумаги

Бумагопластика делится на 2 вида:

  • оригами — складывание фигурок путем сгибания бумаги;
  • объемное бумажно-картонное моделирование, предполагающее использование ножниц и клея.

Формы конструирования

Выделяют 7 форм организации конструктивной деятельности:

  1. Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фреблем. Образцом выступают действия воспитателя. Дети повторяют показанное, усваивая новые техники работы с различными материалами.
  2. Конструирование по модели, предложенное А. Н. Миреновым. Вместо образца на занятиях используется модель — готовая поделка. Способ создания изделия не показывается. Воспитанники должны сами воссоздать модель. Эта форма организации деятельности используется при работе с детьми 5-6 лет и старше. Она помогает активизировать мышление дошкольников, т.к. им надо мысленно разобрать изделие на составляющие и воспроизвести неизвестный им порядок действий.
  3. Конструирование по условиям, разработанное Н. Н. Поддьяковым. Он предложил не давать детям готовых образцов и способов решения задачи. Основные условия должны носить проблемный характер. Например, учащимся предлагается сделать из бумаги предмет, который можно подарить маме на 8 марта. Этот метод позволяет развивать мышление и воображение. Он используется, если дети уже делали заданные объекты или анализировали похожие по структуре изделия.
  4. Конструирование по чертежам и наглядным схемам. Авторы методики — С. Леон Лоренсо и В. В. Холмовская. При работе с дошкольниками используют шаблоны. Дети учатся применять чертежи как способ познания предмета и способов его создания.
  5. Конструирование по замыслу. Для воспитанников детского сада эта деятельность сложна. Чтобы они мыслили творчески, педагог должен сформировать у детей представление о создаваемых предметах, умение повторять за педагогом действия и искать новые способы создания поделок. Только после того как дошкольники усвоят существующие способы моделирования из бумаги, они смогут творчески использовать полученные знания.
  6. Конструирование по теме. Эта форма близка к изготовлению поделок по замыслу. Разница в том, что воспитатель ограничивает замысел темой. Например, педагог предлагает детям создать любую поделку на тему «Осень».
  7. Каркасное конструирование, предложенное Н. Н. Поддьяковым. Этот метод редко используется при работе с дошкольниками. Воспитатель показывает каркас из любого материала, а затем делает то, что изменяет конструкцию. Дети при таком обучении усваивают не только строение каркаса, но и способы его изменения.

Недостатки конструирования у дошкольников

Благодаря систематическим хорошо организованным занятиям дети преодолевают следующие недостатки своих личных попыток конструирования:

  • замысел ребенка нечеткий, структура образа также размыта;
  • замысел имеет склонность к неустойчивости (дошкольники приступают к конструированию одного объекта, а в результате создают иной и этим довольны);
  • излишняя поспешность и увлеченность самой деятельностью, что отвлекает от общего замысла занятия;
  • размытые представления о том, в какой последовательности должны совершаться действия и как их нужно планировать;
  • дети не умеют предварительно проанализировать поставленную задачу.

Если эти недочеты не преодолеть, то ребенок так и будет заниматься конструированием на очень низком уровне.

Дошкольники умеют принимать участие в двух видах конструирования: художественное конструирование и техническое конструирование.

Мотивация для детей

Чтобы дошкольникам было интересно, можно превратить занятие в игру: принести игрушку (героя) и предложить детям сделать для него дом или подарок.

Важно, чтобы дети осознавали практическую значимость своей деятельности. Они будут более замотивированы, если узнают, что их изделие можно подарить взрослому (маме, папе, бабушке и т.д.).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]