ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ДОУ

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Как научить детей любить природу», «Детские страхи», «Компьютер — друг или враг в воспитании детей?».

Традиционные формы проведения родительского собрания в ДОУ

Родительские собрания в детском саду играют важную роль в установлении взаимодействия между воспитателем и родителями, а также между самими родителями. Это своеобразная форма обратной связи, возможность обсудить предстоящие планы обучения и воспитания детей в детском саду и поговорить об индивидуальных особенностях развития детей. На родительские собрания воспитатели приглашают и узких специалистов: логопедов, психологов, методистов, врачей. Они в доступной форме разъясняют родителям, какие трудности могут быть в физическом, личностном, психологическом и эмоциональном развитии у детей определенного возраста и как дома необходимо себя вести, чтобы их преодолеть. Далее поговорим о том, как грамотно подготовить и провести родительское собрание в детском саду.

На протяжении каждого учебного года в группах детского сада обычно проводят два-три родительских собрания по плану. Иногда бывает необходимость провести внеочередное дополнительное родительское собрание, в том случае, если в детском саду произошло какое-либо неординарное событие и его необходимо обсудить с родителями. Когда детей готовят к выпуску, так же может понадобиться дополнительная встреча воспитателя группы с родителями, чтобы обсудить все нюансы этого мероприятия.

Основные темы родительских собраний в детском саду на год связаны с особенностями протекания учебного года.

Первое родительское собрани

е обычно проводится в сентябре. На нем воспитатель знакомится с родителями, если ранее они не были знакомы, и обсуждает перспективный план работы на год. На этом собрании избирается родительский комитет, который на протяжении учебного года будет помогать воспитателю решать все проблемы в группе. Также на первое родительское собрание в детском саду обычно приглашают методиста и психолога. Они рассказывают об особенностях развития детей соответствующей возрастной группы и дают советы, как родителям заниматься дома с детьми для закрепления материала, как их воспитывать в домашней обстановке.

Следующее родительское собрание

в детском саду проводится в середине года. Как правило, это период острых респираторных вирусных инфекций, поэтому на этом собрании обязательно обсуждаются вопросы здорового образа жизни: как детей закалять, как защищать от вирусных респираторных заболеваний. На такое родительское собрание моет быть приглашен врач, чтобы он более компетентно ответил на вопросы о здоровье детей. Так же обсуждаются промежуточные образовательные результаты, темп развития детей, возникающие трудности.

Разработка структуры тематического родительского собрания

Разработка структуры тематического родительского собрания

Башкирова Ольга Петровна, воспитатель

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 179» городского округа Самара

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно и поэтому знания у родителей хаотичны [1, с. 28].

Положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Исходя из этого, следует, что вопрос взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Цель родительского собрания: согласование и объединение усилий ДОУ и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка и повышение педагогической культуры родителей.

Задачи родительского собрания

1. Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.

2. Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания.

3. Оказывать помощь родителям в овладении педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умением применять их в общении.

4. Осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.

Педагогической теорией и практикой выработано большое количество разнообразных форм работы с семьей. Основной формой работы педагога с родителями являются родительские собрания. На протяжении каждого учебного года в группах детского сада обычно проводят два-три родительских собрания по плану. Традиционные формы родительских собраний представляют собой встречу, на которой есть основной докладчик – воспитатель и несколько содокладчиков, узкие специалисты детского сада или представители родительского комитета. Также воспитатель может провести анкетирование или небольшое совместное с родителями обсуждение какого-либо вопроса из жизни детского коллектива [2].

Структура тематического родительского собрания состоит из трех этапов [3].

I этап
Подготовительный
1. Необходимо заранее предупредить родителей о проведении родительского собрания в детском саду и о теме, которая будет обсуждаться. Воспитатель должен поместить объявление о дате и теме родительского собрания на информационной доске. Еще лучше, если каждый родитель получит личное приглашение на родительское собрание.

2. К родительскому собранию необходимо заранее хорошо подготовиться. Написать план, подготовить наглядные и информационные материалы, распечатать необходимое количество анкет для родителей.

3. Необходимо согласовать с другими специалистами детского сада тему родительского собрания, их роль на этом собрании и дать время на подготовку.

II этап –
Основной
Первая или вводная часть призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание (сообщения темы, формы собрания с помощью коротких игр и занятий).

Вторая часть (раскрытие темы собрания) начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой темы.

Третья часть — «разное» — обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.

Четвертая часть — решение, подводятся итоги встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.

III этап
Завершающий(рефлексивный)
Подводя итоги важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей, — все это в последствие станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д.

Проводя родительское собрание нужно соблюдать все этапы его структуру. Это нам поможет не только сохранить его функцию, но и донести тему собрания, а так же комфортное нахождение всех участников. Таким образом, родительское собрание будет эффективным.

1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.

2. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ Сфера, 2005

3. Сягина Н. В. Опыт взаимодействия семьи и дошкольного учреждения // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 518-521.

Родительское собрание «Роль семьи в воспитании дошкольников»

Родительское собрание

Тема:
«Роль семьи в воспитании дошкольников».
Форма проведения – круглый стол.

Цели:

1.Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. 2.Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком. 3.Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.

4.Разработать ценностно-значимое содержание семейного воспитания с учетом культурно-исторических традиций.

План собрания:

1 часть: «Роль семьи в развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста — сообщение педагога.

2 часть: Дискуссия, – «Какой метод эффективнее – похвала или наказание?».

3 часть: Роль старшего поколения – бабушек и дедушек в воспитании детей в современных семьях.

4 часть: Семейные традиции.

5 часть: Детские праздники в семье.

6 часть: Подведение итогов собрания; раздать памятки родителям: «О правилах жизни ребенка в семье».

Ход собрания

:

1 часть:

Семья –

это громкое слово!
Семья –
это звонкое слово!
Семья –
это важное слово, Об этом
вам
скажет каждый.
Семья –
это солнце светит,
Семья –
это звезды на небе,
Семья –
это всё любовь. Любовь сыновей и отцов, Любовь дочерей и мам. Любовь свою дарим вам!… А.В. Сидорова

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить вопросы семейного воспитания и проблемы в воспитании детей, возникающие на современном этапе, у родителей.

Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.

Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми.

Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик – заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствуют его здоровому развитию.

В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в характере эмоциональных отношений окружающих и может привести к страху перед общением.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдается дефицит эмоционального контакта, дети отличались замкнутостью и агрессивностью. В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

Отношения детей и взрослых в семье должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще много не знает, не умеет; взрослый образован.опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают, правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, самостоятельности.

Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержки любящих родителей.

«Дети – зеркало семьи» — это выражение удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на духовные и моральные ценности его семьи.

В каждой семье свои представления о добре и зле, свои нравственные ценности, свои взгляды на воспитание ребенка.

2 часть:

Я предлагаю вам дискуссию: «Какой метод эффективнее – похвала или наказание?».

Обмен мнениями, обсуждение тезисов: «Выбирая наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка».

1 тезис.

Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным. Наказать – это, скорее, лишить ребенка хорошего, чем делать ему плохое.

2 тезис.

Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте, даже если уже поняли про себя, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай!».

3 тезис.

За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу много, наказание только одно, за все сразу, а не по одиночке, за каждый проступок.

4 тезис.

Срок давности: лучше не наказывать, чем наказывать запоздало, например, за проступок, обнаруженный спустя неделю, месяц, а то и год – это чревато риском задержки психического развития.

5 тезис.

Без унижения. Чтобы ни было, какой бы ни была вина ребенка, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение его чувства собственного достоинства.

6 тезис.

Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жить сначала!

7 тезис.

Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева вашего, а нашего огорчения.

8 тезис.

Наказание – не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка необходимой заботы и похвалы. Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а наоборот, усилить переживания ребенка. Его любовь к родителям и ощущение того, как сильно его любят.

3 часть:

Уважаемые родители, как вы считаете, какова роль старшего поколения в воспитании ваших детей? Можно ли обойтись на современном этапе без помощи бабушек и дедушек? Речь идет не о физической помощи, а о моральной поддержке. Можно ли обойтись в воспитании детей без их советов, мудрости? Я думаю, что все вы согласитесь – нельзя! В такой семье самопроизвольно вырабатываются знания и готовность проявлять внимание, спешить помочь. Вспомните теплые вечера с бабушкой, добрые сказки и вкусный чай с вареньем. Это прививает заботу о близких, ценность семейного очага. У нас очень богатые и давние традиции воспитания детей. Они передаются по наследству.

4 часть:

А что же такое семейные традиции?

Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечён праздничный сервиз – тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве.

Если 1 сентября вы с ребенком сажаете деревце или под Новый год выезжаете в лес с детьми для того, чтобы нарядить елку угощениями для зверей и птиц, или 9 мая по-особому поздравляете дедушку или соседа – ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей».

Сохранение доверия в семье – ещё одна хорошая традиция. Доверие – это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье – одна из самых важных задач родителей. Представьте, что вы хотите попасть в запертый дом, но хозяин дома не дал вам ключ. Что делать? Взломать дверь, залезть через окошко? Вряд ли хозяину это понравится. Раз он не дал вам ключ, значит, не хочет вас пускать. Жизнь ребёнка – это огромный мир. Чтобы в него войти, чтобы помочь маленькому хозяину этого мира, нужно иметь волшебный ключ, который называется доверием.

Маленькие дети доверяют своим родителям и даже просто взрослым людям. Если ваш ребёнок сейчас рассказывает вам свои тайны – уважайте это, не смейтесь, понимайте – для него это важно!

5 часть:

Как вы думаете, детские праздники в семье – это хорошая традиция? Нужны ли они нашим детям?

Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. Загадки, викторины, познавательные игры – развивают ум ребёнка. В доме праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть, вычистить – так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей эстетически?

Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, где ловкость и сообразительность способствует здоровому росту?

Итог:

И ещё – семья – это коллектив. Пусть маленький, разновозрастной, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы. Семья – это основа всего доброго, положительного, то есть в ребёнке. В семье закладывается уважение и любовь к семейным традициям! Любите своих детей, уважайте их мнение, желания и они ответят вам тем же! Дружите с детьми!

Закончить наше родительское собрание я хочу стихотворением «Что может быть семьи дороже?»

Что может быть семьи дороже?

Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители — во всем мудрей, Любимый папа — друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже, На этой сказочной земле. (Раздаем памятки родителям)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]