Программа коррекционно-развивающих занятий для детей 3-4 лет


Развивающие занятия с детьми 3 — 4 лет «Окружающий мир»

Автор И. Бушмелёва. Художник Н.Губарева.

В возрасте 3-4 лет ребенок должен без затруднения определять время суток.

Задание для ребенка: Внимательно посмотри на картинку и скажи, что перепутал художник, что нарисовал не правильно, почему?

Ребенок в возрасте 3-4 лет обычно уже знает, что разным транспортом управляют разные люди. Подскажите ему название профессий «машинист», «танкист», чтобы эти слова обогатили словарный запас вашего малыша.

Задание для ребенка: Подбери пару. Каким транспортом управляет тот или иной водитель?

Ребенок должен ответить на ваши вопросы. Важно представить все в форме игры.

Задание (вопросы) для ребенка:

1. Утром солнце встает, а вечером… (садится)

2. Прошёл дождь, и на асфальте появились… (лужи)

3. У берёзы листья, а у сосны… (иголки)

4. Зимой часто идёт белый, пушистый… (снег)

5. Вода течет из крана. А когда она замерзает, то превращается в …(лёд)

6. Лёд мягкий или твердый? (твердый). Он может литься, как вода? (нет). Он холодный или тёплый? (холодный). А вода холодная или теплая? (бывает холодная и теплая).

Ребенок в 3,5-4 года должен отличать животных, которые могут жить в городских квартирах от животных, живущих в деревне.

Занятие с ребенком: посмотри внимательно, какие из этих животных живут в деревне.

Учим ребёнка распознавать дерево по его листьям. Изучаем названия цветов.

Задание для ребенка: посмотри на листья, с какого дерева они упали (береза, клен, ива)? Как называются эти цветы (ромашка, роза, тюльпан, василек)?

Ребенок 3-4 лет конечно уже знает диких животных (по сказкам, картинкам, стихам). Он должен уметь описать животное и рассказать некоторые его особенности.

Занятие с ребенком: На картинке нарисованы животные, назови их. Кто из них, где живет, что любит кушать, какого цвета шкурка, кто больше? А как называются «ноги» волка (лапы)? А нос слона (хобот)? У какого животного самая большая шея, уши, зубы?

Ребенок в 3-4 года должен уметь отделить овощи от фруктов и озвучить то, что одни плоды относятся к овощам (растут в огороде) , а другие к фруктам (растут на деревьях).

Задание для ребенка: На чудо — дереве выросли плоды. Назови их. Посмотри и скажи, какие плоды не растут на деревьях. А где они растут?

Ребенок в возрасте 3-4 лет уже знает о том, что есть взрослые и малыши. А вот как они правильно называются?

Занятие с ребенком: Скажи пожалуйста, кто нарисован на этой картинке (животные, звери)? Обрати внимание, что это родители и их малыши. Ты знаешь, как они называются? (слон (слониха) — слоненок, медведь (медведица) — медвежонок, кот (кошка) — котенок, тигр (тигрица) — тигренок).

Ребенок 3,5-4 лет уже должен знать слова вежливого обращения и уметь их правильно употреблять.

Занятие с ребенком: вопрос — ответ. Попросите малыша ответить на ваши вопросы.

  1. Утром ты проснулся и пошел чистить зубы, по пути ты встретил маму. Что ты ей скажешь? (с добрым утром).
  2. В детском саду девочка Таня угостила тебя яблоком, а ты ей сказал… (спасибо).
  3. У тебя есть друзья? Как их зовут? Если твой друг попросит ему помочь, что ты сделаешь? (помогу).
  4. Ты ходишь в детский садик? В какое время суток ты приходишь в детский сад (утром), а когда тебя забирают родители (вечером).
  5. Что ты говоришь своим родным, когда ложишься спать (спокойной ночи).
  6. Ты пришел в гости к другу, что ты скажешь, когда увидишь его? (привет, здравствуй).
  7. Мама попросила тебя помочь ей убрать комнату, что ты сделаешь? (помогу, соберу игрушки и т.д).
  8. Бабушка вязала тебе носочки, и у нее упал клубок с пряжей, что ты сделаешь? (подниму его).

Развитие мелкой моторики

Очень важно не упускать данный момент. Многие родители, которые проводят занятия и игры для детей 3-4 лет дома, о моторике совсем забывают. А зря, ведь данный навык является сильнейшим стимулом для развития у ребенка памяти, мышления, речи и внимания.

Отличными занятиями являются:

  • застегивание, перебирание (можно использовать и обычные застежки, кнопки, пуговицы, петельки);
  • выкладывание рисунков или узоров (из камушков, крупы, ракушек);
  • игры в песочнице;
  • конструкторы, кубики;
  • разнообразные шнуровки;
  • пальчиковые игры (под определенные детские стихотворения выполняются различные жесты – хлопанье, сжимание, разжимание кулачков и прочие).

Развиваем внимание на прогулке.

«Найди»

Найди, где здесь стоит красная машина? А березку найдешь? А где желтая скамеечка? И т.п. Эти незамысловатые задания хорошо развивают внимание ребенка. Начинать можно с простых заданий, и постепенно усложнять описание предметов, которые нужно найти:

«Найди маленький зеленый листочек», «найди черную птицу», «найди маленькую собачку» и т.п.

«Отгадай и найди».

Опишите ребенку предмет, который находится на детской площадке, но не называйте его. Пусть ребенок отгадает, что вы загадали и найдет этот предмет. Например:

«Найди то, что я загадала – это находится на этой детской площадке, оно сделано из деревянных досок, на нем любят сидеть люди» (скамейка).

«Истории на внимание».

Придумайте для ребенка простую историю на внимание.

Сюжет может быть таким:

Вышел на улицу погулять ежик. Там он встретил белочку и зайчика. Они начали играть вместе. Вдруг налетел ветер, он закружил все вокруг, понял много пыли, а когда ветер утих, оказалось, что на полянке остались только ежик и белочка. Отгадай — кого унес ветер?

Это всего-лишь примерный «план истории», реальная история конечно же будет богаче деталями и более интересной. Чтобы ребенок хорошенько запомнил всех героев сказки и быстро смог ответить на вопрос «кто пропал?» — нужно постараться придумать историю так, чтобы в ней не менее 4-5 раз (чем больше, тем лучше) прозвучали названия всех героев (ежик, зайка, белочка). Благодаря этому ребенок успеет привыкнуть к каждому из героев, легко их запомнит и сможет без труда ответить на вопрос «Кто пропал?».

Для начала можно придумать совсем простой вариант истории на развитие внимания – в ней будут фигурировать всего два героя. Постепенно количество героев, которых нужно запомнить, можно увеличить.

Занятия и игры летом на прогулке для детей 3 лет.

  • Печать

Подробности Автор: Наливайкина Людмила Опубликовано 27 Май 2016


Наступает лето – время длинных прогулок, ласкового солнышка и свежего воздуха. В летнюю пору сидеть дома – это настоящее преступление – хочется как можно больше гулять и наслаждаться летними деньками.

Лето – не повод прекратить занятия с детьми. Играть в развивающие игры летом можно и на прогулке.

Здесь вы найдете подборку развивающих игр и занятий для лета, которые можно провести на улице. Пускай вашим девизом станет «одна прогулка – одна развивающая игра» — такой темп не утомит ни маму ни ребенка, и этим летом вы не только отдохнете, но и научите вашего непоседу чему-то полезному.

Веселая математика на прогулке.

Гуляя на улице, можно играть с ребенком и в математические игры:

— Мама рисует на асфальте мелком кружочки (цветочки, кораблики и т.п). Затем просит ребенка сосчитать – сколько кружочков нарисовано. Когда подсчет произведен – мама рисует рядом с кружочками нужную цифру (например, три кружочка – рисуем цифру 3).

— Мама рисует на асфальте цифру и просит ребенка положить рядом столько камушков (цветочков, веточек), сколько обозначает цифра (например, рядом с цифрой 2 кладем 2 цветочка).

— Еще один простой и доступный способ обучения счету на прогулке – считаем различные объекты – ступеньки, машины, камешки, скамеечки, деревья и т.п.

— Гуляя во дворе, поиграйте с ребенком в магазин. Продавать и покупать можно все что угодно. А в качестве денег могут служить камешки или листочки. Лопатка стоит три рубля, значит за нее мы даем маме три камешка. А ведерко стоит пять – попробуй отсчитай нужное количество «монеток».

— Изучаем «больше-меньше». Выкладываем перед ребенком три травинки и два камешка. Пусть ребенок ответит чего больше – камешков или травинок.

— Для этой игры понадобятся небольшие фигурки животных (например, от киндер-сюрприза). Зайка, мишка и белочка нашли в саду три «ягодки» (выкладываем перед ребенком три камешка). Хватит ли ягодок, чтобы накормить всех друзей? А если «ягодок» будет две?

Уход за собой

Гигиена. Для удобного доступа к раковине поставили табурет и повесили удлинитель крана. Полотенце, туалетная бумага, тазик для грязной одежды — всё на уровне ребёнка. Пользуется уже взрослым диспенсером для мыла: одной рукой нажимает, вторую ладошку подставляет к отверстию, из которого капает мыло.

Во время обучения я реорганизовала хранение:

  • разложила расчёски, резинки, бусы, браслеты и заколки по разным корзинам;
  • добавила принадлежности для чистки зубов;
  • повесили с мужем зеркало пониже.

Теперь если дома тишина — мы понимаем, что ребёнок в ванной.

Самостоятельное одевание. Я сама очень люблю порядок и приучаю к этому ребёнка. Свои вещи дочь убирает на место, иногда приходится напоминать или делать вместе. Видно, что её самостоятельность и самоуверенность напрямую связана с тем, что нужные вещи всегда в доступе.

В прихожей я повесила крючки для верхней одежды и рюкзака. Напротив на полках в шкафу поставила корзинку с шапками и варежками. Под ней хранятся уличные игрушки и ведро с губкой и тряпочкой для мытья обуви. У входа расположена этажерка с обувью по погоде, остальная хранится в тумбочке, как и у нас.

Зоны гардероба и прихожей я организовала ещё на курсе для детей до 3 лет, сейчас только внесла небольшие изменения, чтобы дочке стало ещё удобнее. Например, добавила табуретку Труген от Икеа. Одеваться на ней явно лучше, чем просто на полу или на взрослом диване, где ноги до пола не достают. Правда, теперь дочь использует её и как лестницу для восхождения на диван.

Детская одежда хранится на вешалках и в комоде. Постаралась разместить так, чтобы вещи были максимально на виду. В комоде разделено на секции, чтобы было удобно поддерживать порядок.

Сенсорика

Радует, когда я попадаю в точку интереса, и ребёнок надолго увлекается, что-то пробует. Так недавно я заметила у неё тягу к конструированию, и мы приобрели магнитный конструктор. Строила весь день, не могли оторвать.

Очень полезны в возрасте от 3 лет развивающие занятия с сенсорными материалами. Они влияют на мелкую моторику, косвенно подготавливают к письму и математике, а также к геометрии и творчеству. Я сделала несколько наборов своими руками.

Шумовые цилиндры. Сделала звуковые бутылочки из упаковок от Имунеле — просто насыпала в них фасоль, гречку и манку. Лучше брать разные по размеру крупы.

Таинственный мешочек. Нужно положить в непрозрачный мешочек разные по форме или текстуре предметы. Чем ребёнок старше, тем меньше на ощупь они должны отличаться. Чтобы усложнить игру, можно добавить второй мешочек, с таким же содержимым. Попросить находить одни и те же предметы разными руками.

Парные цветовые карточки. Игра-упражнение на знание цветов и всех оттенков. Начинается с трёх основных цветов и постепенно усложняется до семи оттенков каждого цвета: от самого яркого к самому бледному. Хочу взять карточки в магазине красок, чтобы выстраивать в них цвета в ряд.

Ещё мы расставляем фиксиков из шоколадных яиц по высоте. Или на прогулках в лесу ищем толстые и тонкие стволы.

У нас в квартире 2 комнаты: кухня-гостиная и спальня. В гостиной стоит отдельный детский стеллаж и полка для книг. Материалы периодически меняю, поэтому это когда-то зона творчества, когда-то зона музыки, сенсорики, но набор для ухода за растениями и кувшин с водой всегда на своих местах. Рядом организовано рабочее место из стола со стулом и полки для книг.

Интересы трёхлетних детей

Основной чертой трёхлетнего малыша является его всё возрастающая самостоятельность, но это не должно пугать родителей. Если раньше ему требовалась помощь взрослых, в три года ребёнок всё пытается делать сам, и не стоит ему в этом препятствовать. Если начать опекать сына или дочь, скорее всего, они вырастут слабыми и неуверенными в себе людьми. Поэтому, по мере сил, необходимо поощрять такое стремление к самовыражению, а не давить авторитетом старшего.

К тому же, на это можно посмотреть и другими глазами – изредка проверяя, чем занимается драгоценное чадо, папа и мама могут позволить себе отдохнуть или заняться своими делами. Главное направить малыша в нужное русло, увлечь его чем-то интересным.

Жизнь трёхлетнего малыша по-прежнему проходит по определённому режиму, и так должно быть, чтобы он чувствовал себя комфортно. Исходя из того, что на прогулки уходит около четырёх часов, большую часть дня ребёнок проводит дома, где основным его занятием являются игры, через которые он продолжает свою познавательную деятельность.

Несмотря на то, что трёхлетка уже уверенно ходит и даже бегает, больше всего времени он проводит на полу, где может играть в ролевые игры, машинки или заниматься творчеством. Это вполне нормально, и совсем необязательно насильно усаживать его за стол или на диван для того, чтобы он занимался своими делами там. Важно, чтобы он чувствовал себя свободно, как физически, так и морально.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]