Конспекты занятий по технологии ТРИЗплан-конспект занятия (старшая группа)


Связь между ТРИЗ и креативным подходом

Чтобы понять, что общего между технологией ТРИЗ и креативным подходом, выявим в них некоторые схожие черты. Так, оба способа основываются на следующих методиках поиска решения:

  • Мозговой штурм – это активное обсуждение объекта несколькими участниками без предварительной оценки предложений. Каждый человек должен предложить как можно больше вариантов решения проблемы, даже если они будут нереальны для воплощения.
  • Метод аналогий подразумевает сравнение и выявление сходств между двумя предметами. Отлично работает при совмещении с мозговым штурмом.
  • Морфологический анализ представляет собой поиск решений для отдельных элементов задачи и их дальнейшего сочетания в работе.
  • Метод фокальных объектов – это поиск ассоциаций со случайными объектами и применением тех их свойств, которые не связаны с основным предметом.
  • Метод Робинзона включает поиск максимально разных способов применения для выбранного объекта.
  • Системный оператор подразумевает нахождение связей, позволяющих создавать отдельную систему.

Идеальный конечный результат в ТРИЗ

Идеальным решением или идеальным конечным результатом называют ситуацию, при которой задача разрешается без каких-то ни было затрат или потерь. То есть внешние ресурсы не используются, ничего в системе не усложняется, никакие нежелательные эффекты не появляются.

Формулировка идеального решения может осуществляться тремя способами, но в любом случае обязательно использование слов «сам», «само», «самостоятельно» и тому подобных. Если сформулировать ИКР правильно, то нужный эффект будет достигнут практически бесплатно, то есть с использованием уже имеющихся ресурсов.

Итак, в основном используются три формулировки ИКР:

  1. Система самостоятельно реализует данную функцию.
  2. Система отсутствует, а ее функции выполняются посредством имеющихся ресурсов.
  3. В функции нет необходимости.

Как быть, если ребенок отвечает «Не знаю»?

На самом деле те, кто работает по методике ТРИЗ, сталкиваются с самыми разными ситуациями, в том числе с детским упрямством, нежеланием идти на контакт и втягиваться в игры по методике ТРИЗ. И уже подготовили для вас рекомендации, что делать в этих случаях [К. Несютина, 2014]. Как правило, такие ситуации случаются по причине недоработок со стороны взрослых. При желании такие ситуации вполне исправимы, и со временем можно добиться того, чтобы, услышав вопрос, ребенок начал думать над ответом, а не просто отмалчиваться или говорить «не знаю».

Что делать, чтобы ребенок начал думать и рассуждать:

  • Никогда не ругайте детей за неправильный ответ! Очень часто «игра в молчанку» является следствием того, что ребенок уже когда-то что-то сказал или сделал не так, получил ворох замечаний и теперь просто боится ошибиться еще раз.
  • Рассуждайте вместе с ребенком и не ведите себя, как экзаменатор или всезнайка. Дети остро чувствуют фальшь, и, если ребенок уже привык, что вы всегда знаете правильный ответ, а вопросы задаете только с целью проверки, он может не захотеть быть испытуемым. Особенно, если в случае неверного ответа его еще и отругают.
  • Задавайте так называемые «открытые» вопросы, на которые изначально не может быть одного единственного правильного ответа. Так вам будет проще рассуждать вместе с ребенком, и ребенок не будет бояться ошибиться. Заодно поймет, что другое мнение вовсе не обязательно является ошибочным.
  • Отвечайте на вопросы, которые вам задают дети. В противном случае дети быстро усвоят, что можно и не отвечать или на все «Почему» давать ответ «Потому что кончается на «у». Как правило, таких отговорок дети набираются именно у взрослых.

Мы желаем, чтобы ваши дети были здоровы и счастливы, а вы всегда находили с ними общий язык! Напоминаем, что вас ждет наша программа «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни» и проверочный тест по теме статьи:

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Дайджест по развитию креативности
  • ТРИЗ, РТВ и ТРТЛ на практике: разбираемся с советским интеллектуальным прошлым
  • Процедура Шаретт
  • Занятия ТРИЗ для детей: растим гениев и просто счастливых людей!
  • Сказки ТРИЗ в педагогике
  • Секреты изобретателей: подборка полезных материалов
  • Хорошие книги для самообразования
  • Подборка полезных материалов о творчестве и развитии креативности
  • ТРИЗ и дизайн-мышление в обычной жизни
  • Изобретательство: подборка полезных материалов

Ключевые слова:1ТРИЗ

Историческая справка

Метод ТРИЗ изобрел советский инженер и писатель Генрих Саулович Альтшуллер. Он же является автором другой теории – развития творческой личности (ТРТЛ).

В 1946 году Альтшуллер изучал приемы, которые чаще используют изобретатели для разрешения поставленных вопросов. По итогу исследования он выявил 40 таких приемов и назвал их совокупность теорией решения изобретательских задач. Тогда же автор заключил, что самый эффективный результат достигается за счет использования уже имеющихся ресурсов.

В 80-х годах прошлого века теория использовалась для обучения в советских школах и повышения эффективности на заводах. Сегодня данная технология признана во всем мире. Ведущие компании вроде Intel, HP, Boeing, Ford, Toyota, Kodak и многие другие внедряют в своей деятельности практики ТРИЗ. Помимо этого, ежегодно проводятся всемирные конференции на эту тему, созданы международная, азиатская и европейская ассоциации ТРИЗ. А в 1998 году в США даже открылся Институт Альтшуллера для обучения этой методике инженеров и менеджеров.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]