Декоративная тарелка в подготовительной группе лепка – . , — .


Занятие по лепке в подготовительной к школе группе «Лепка декоративной посуды»

Разделы: Работа с дошкольниками

Тема:

Лепка декоративной посуды.

Программное содержание:

  1. Продолжать учить изображать декоративную посуду, передавая особенности формы и росписи.
  2. Творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки.
  3. Украшать готовое изделие углубленным рельефом при помощи стеки, или налепами.
  4. Закреплять навыки аккуратной лепки.

Материал и оборудование:

  1. Поворотные станки, стеки, влажные губки, подставки, глина на каждого ребенка.
  2. Иллюстративный материал с изображением декоративной посуды, образцы декоративной посуды разного предназначения, магнитофонная запись спокойной музыки.

Предварительная работа:

  1. Лепка посуды разными способами на занятиях и в самостоятельной деятельности, рассматривание декоративной посуды для анализа ее форм и украшений, беседы о видах посуды на занятиях по развитию речи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в изостудию, здороваются и проходят к воспитателю.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с декоративной посудой. Встаньте удобно, закройте глаза и представьте, что мы перенеслись в древний мир. Представили? А теперь послушайте мой рассказ. Люди с древних времен лепили глиняную посуду. Сначала они хранили в ней разные продукты: овощи, фрукты, зерно. Но однажды один горшок стал крепким , легким, звонким, но главное он не размокал от воды. Так глиняная посуда вошла в быт первых людей. Постепенно при лепке посуды люди стали изменять форму изделий, делали кувшины с длинными узкими горлышками для воды и широкие массивные сосуды с крепкими ручками для других продуктов. Вскоре стали отбирать наиболее удачные и красивые изделия, а потом и сами стали украшать посуду разными способами. Вот, например древнегреческая ваза украшена глиной разных цветов. А еще, какими способами можно украсить посуду?

(Ответы детей: налепами, углубленным рельефом, росписью)

То есть со временем посуда стала настоящим украшением стола, а потом и жилища человека. Появились причудливые изящные вазы, кувшины разнообразных форм и размеров, т.е. появилась декоративная посуда. Что значит слово “декоративная”?

(Ответы детей)

Давайте рассмотрим некоторые изделия поближе. Вот перед вами разные виды посуды: вазы, кувшины, конфетницы, чаши. Нравятся они вам? Чем именно?

(Ответы детей)

Ребята, а как вы думаете, каким способом вылепили эту вазу? А эту сахарницу? и т.д.

(Выслушиваю ответы детей, дополняю, добавляю, еще раз повторяю способы лепки: вдавливание, выбирание, ленточный способ.)

Итак, сегодня мы с вами тоже будем создавать декоративную посуду, будем лепить известными способами самую разную посуду. И конечно будем украшать ее или налепами или прорисовывать узор стекой.

Рассаживайтесь за столы, кому как удобно, садитесь красиво, спину держим прямо. Подумайте, какую посуду вы хотели бы вылепить, и какой способ нужно для этого использовать.

(Ответы детей, совет, подсказ воспитателя)

Хорошо подумайте, на сколько частей вы разделите кусок глины. Самые удачные работы высушим, и вы заберете для украшения группы. Приступаем к работе, хорошо разминаем глину, делим ее на части.

(Самостоятельная работа детей, помощь, подсказ, напоминание, что перед налепами или прорисовкой необходимо тщательно загладить поверхность.)

После работы воспитатель предлагает детям вымыть руки и рассмотреть изделия вылепленные детьми, отметить наиболее удачные, выбрать для группы.

– А теперь давайте на минуту закроем глаза и постараемся вспомнить самые интересные моменты занятия, что вам понравилось больше всего?

(Ответы детей)

14.03.2007

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект занятия в старшей группе художественно-эстетическое развитие лепка «Глиняная посуда»

Конспект занятия в старшей группе художественно-эстетическое развитие лепка «Глиняная посуда»

Цель: рассказать детям про историю глиняной посуды, обсудить её свойство и применение в современном мире; научить детей лепить из глины предметы посуды.

Рассказ истории возникновения глинянной посуды осуществляется накануне, чтобы дети были осведомлены о понятие глиняная посуда.

Когда –то давным давно, тысячу лет назад, когда жиди первобытные люди, они нашли такой материал, как глина, взяв в руки ,они заметили, что глина очень мягкая и поддатливая, а то значит, её можно использовать в качестве создания предметов быта, посуды.

Первые горшки быстро терскались и пропускали воду, поэтому позже люди стали обжигать глину на огне, что оказалось очень успешным.

Очень почитаемо относились к глиняному горшку, его берегли и почитали. А как вы думаете почему ? (потому что из него кушают, пьют, гтовят еду в нём и др).

Я для вас подготовила предметы, которые сделаны из глины ( кружка, цветочный горшок, свистулька и др.)

Посмотрели, обсудили.

Мы с вами вчера поговорили о том, какой бывет глиняная посуда, а сегодня я предлагаю вам слепить чайную пару. Что это такое? Правильно, это кружка и блюдце.

Прежде, чем мы с вами начнём, я предлагаю вам размять наши руки, пальцу, а в этом нам ппоможет пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика «Весеннее солнышко»

Маленькое солнышко

Я держу в ладошках (показываем ручками маленькое солнышко)

А большое солнце

Вижу из окошка (ручки наверх, обводим руками себя – «большое солнце»)

Маленькое солнышко я беру руками (показываем маленькое солнышко)

А большое солнце

Высоко над облаками (поднимаем руки над головой и смотрим наверх)

Маленькое солнышко

Мне в ладошки светит (показываем руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Светит всей планете! (поднимаем руки над головой и разводим в стороны)

Размяли ручки, а теперь приступаем к работе. (Обговаривается инструкциия работы с глиной).

Инструкция:

1)Разделяем глину на две равные части

2)Стоят баночки с водой, чтобы смочивать пальчики

3)Стека необхадима при декарирование готовых элементов

4)Готовые работы аккуратно выставляются на постамент

Перед выполнением работы дети рассматривают готовые образцы чайной пары из глины, расписанные и нет.

После выполнения работа обсуждаем, ччто у кого получилось. Когда работы высохнуть их можно будет расскрасить и оформить выставку.

Конспект НОД Художественное творчество(лепка)ТЕМА «Декоративные тарелки для украшения группы»

ТЕМА «Декоративные тарелки для украшения группы»

Программные задачи:

Формировать способности к творческому созданию образа на основе чувства формы, отбора и своеобразного комбинирования элементов, колорита, в своеобразной композиции.

Развивать чувство формы, композиции и способности выполнять узор на любом силуэте.

Формировать желание поделиться радостью, удачной работой с другими людьми, желание сделать подарок родным, близким людям, используя свои умения в декоративной деятельности

Формировать умение детей лепить декоративные тарелки из целого куска пластилина пластическим способом.

Упражнять в скатывании комка пластилина между ладонями , сплющивание ,и равномерном прощипывании краев

Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей. Закрепить видеть и выделять характерные элементы росписи. Познакомить с названиями элементов росписи: ягоды, цветы, завиток, травка. Обратить внимание на цветовую гамму. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.

Воспитывать уважение к традициям русского народного творчества.

Развитие у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения к Родине, народу.

Воспитывать уважение к традициям русского народного творчества.

Словарная работа: выставка, декор, экспонаты, дерево.

Материалы: Хохломские изделия, пластилин, стеки, сюрприз, музыкальный центр.

Ход занятия.

Звучит русская народная мелодия

В. — Здравствуйте, ребята, поздоровайтесь пожалуйста с нашими гостями.

Предлагаю вам поиграть в игру «Подари комплемент», «Настроение»

Сегодня я приглашаю вас на выставку.

В. — Представьте, что на моей ладошке лежат билетики. Чтобы взять свой билет нужно прикоснуться к моей ладошке и назвать свое имя.

Дети по очереди подходят и называют свои имена.

В. — У всех есть билеты? Проходите на выставку. Эту выставку создали волшебники – художники Золотой Хохломы.

Все листочки, как листочки,

Здесь же – каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют….хохломой!

Выключается музыка

Наша выставка совсем необычная, не похожая на другие – уникальная выставка. На нашей выставке предметы можно брать в руки.

На столе и на полках стоит хохломская посуда. Даю детям предметы в руки рассмотреть.

В. — Как вы думаете, из чего сделаны изделия? (ответ детей)

Эти изделия сделаны из дерева.

В. — Почему их назвали золотыми? (ответ детей)

Их назвали золотыми, потому что у изделий желтые листья и желтый фон – похожий на золото.

Рассказываю, демонстрируя хохломскую тарелку.

В. — Традиции в изготовлении и росписи изделий передаются из поколения в поколение – сыну от отца, отцу от деда. Чаши, миски, вазы сначала вытачивают из дерева, затем подготавливают к росписи. Покрывают тонким слоем глины, сушат изделие, намазывают маслом и снова сушат в печи, покрывают олифой, затем натирают порошком алюминия (серебрянкой). Когда роспись закончена и высушена, художник покрывает изделие лаком, а серебрянка под желтой пленкой, становится очень похожа на золото. Так рождаются замечательные золотые чаши, миски, вазы и много другой посуды.

www.prodlenka.org

Целевое назначение лепки в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте посредством лепки посуды у детей осуществляется формирование навыков передачи формы объектов и их признаков, общего строения объектов и их отдельных частей, выделения важных элементов.

Исходя из данной цели, задачами занятий лепкой старших дошкольников являются:

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в лепке посуды 400 ₽ Реферат Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в лепке посуды 280 ₽ Контрольная работа Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в лепке посуды 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • Формирование основ эстетического восприятия окружающего мира;
  • Развитие наблюдательности;
  • Развитие сенсорных эталонов: форма и размер объектов, их схожие и отличительные признаки, пространственное положение;
  • Развитие воображения;
  • Развитие сообразительности;
  • Активизация творческой мысли ребенка.

Таким образом, лепка посуды в старшем дошкольном возрасте способствует творческому развитию ребенка и формированию основ его самостоятельной деятельности.

Конспект НОД «Художественное творчество» ТЕМА «Декоративные тарелки для украшения группы»

Программные задачи: Формировать способности к творческому созданию образа на основе чувства формы, отбора и своеобразного комбинирования элементов, колорита, в своеобразной композиции. Развивать чувство формы, композиции и способности выполнять узор на любом силуэте. Формировать желание поделиться радостью, удачной работой с другими людьми, желание сделать подарок родным, близким людям, используя свои умения в декоративной деятельности Формировать умение детей лепить декоративные тарелки из целого куска пластилина пластическим способом. Упражнять в скатывании комка пластилина между ладонями , сплющивание ,и равномерном прощипывании краев

Скачать полную версию конспекта

Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей. Закрепить видеть и выделять характерные элементы росписи. Познакомить с названиями элементов росписи: ягоды, цветы, завиток, травка. Обратить внимание на цветовую гамму. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству. Воспитывать уважение к традициям русского народного творчества. Развитие у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения к Родине, народу. Воспитывать уважение к традициям русского народного творчества. Словарная работа: выставка, декор, экспонаты, дерево. Материалы: Хохломские изделия, пластилин, стеки, сюрприз, музыкальный центр. Ход занятия. Звучит русская народная мелодия В. — Здравствуйте, ребята, поздоровайтесь пожалуйста с нашими гостями. Предлагаю вам поиграть в игру «Подари комплемент», «Настроение» Сегодня я приглашаю вас на выставку. В. — Представьте, что на моей ладошке лежат билетики. Чтобы взять свой билет нужно прикоснуться к моей ладошке и назвать свое имя. Дети по очереди подходят и называют свои имена. В. — У всех есть билеты? Проходите на выставку. Эту выставку создали волшебники – художники Золотой Хохломы. Все листочки, как листочки, Здесь же – каждый золотой. Красоту такую люди Называют….хохломой! Выключается музыка Наша выставка совсем необычная, не похожая на другие – уникальная выставка. На нашей выставке предметы можно брать в руки. На столе и на полках стоит хохломская посуда. Даю детям предметы в руки рассмотреть. В. — Как вы думаете, из чего сделаны изделия? (ответ детей) Эти изделия сделаны из дерева. В. — Почему их назвали золотыми? (ответ детей) Их назвали золотыми, потому что у изделий желтые листья и желтый фон – похожий на золото. Рассказываю, демонстрируя хохломскую тарелку. В. — Традиции в изготовлении и росписи изделий передаются из поколения в поколение – сыну от отца, отцу от деда. Чаши, миски, вазы сначала вытачивают из дерева, затем подготавливают к росписи. Покрывают тонким слоем глины, сушат изделие, намазывают маслом и снова сушат в печи, покрывают олифой, затем натирают порошком алюминия (серебрянкой). Когда роспись закончена и высушена, художник покрывает изделие лаком, а серебрянка под желтой пленкой, становится очень похожа на золото. Так рождаются замечательные золотые чаши, миски, вазы и много другой посуды. В. — Ребята, давайте поставим экспонаты на место, я приглашаю вас во второй зал. Там стоят пустые полки. Обращаю внимание на реакцию детей. В. — Это зал необычный. Вы видите, что полки здесь пустые. Это зал начинающих, юных мастеров. Вы умеете лепить из пластилина? Знаете, что такое узоры? А сможете организовать свою выставку? Д. — Да, мы сможем организовать свою выставку. . Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на столах лежат тарелки, они такие же красивые, как эта? Почему? Правильно, они не закончены. И вам юным мастерам придется потрудиться, завершить работу, чтобы тарелки можно было разместить на выставке. Согласны? Садитесь, пожалуйста, за столы. Пальчиковая гимнастика Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни: (Смотрим на раскрытые ладони и вертим ими) И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками) Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши) Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями) Постучали, (Стучим по столу) Повертели (Круговые вращения кистью) Полепить мы захотели. (Потираем руками) Поработают немножко, (Активное шевеление пальцами) Мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе) Даю указание детям: Нам пора оформлять выставку, кто закончил красивые тарелки ставьте на полочки. Теперь в зале юных мастеров тоже стоят изделия и радуют глаз. Вам нравится? Наша выставка готова. Кто из вас будет экскурсоводом и расскажет о своем изделии: какого цвета тарелка, какие узоры нарисованы? 1 – 2 ребенка рассказывают о своих работах. У нас получилась замечательная выставка. Вам понравилось? Хотите и дальше совершенствовать свое мастерство? На память я хочу подарить рабочую тетрадь «Хохломская роспись» и раскраску. Это позволит вам стать настоящими хохломскими мастерами.

doshkolnik.ru

лепка декоративной посуды

Занятие по лепке в подготовительной к школе группе “Лепка декоративной посуды”

Программное содержание:

Продолжать учить изображать декоративную посуду, передавая особенности формы и росписи.

Творчески подходить к выполнению работы и самостоятельно выбирать способ лепки.

Украшать готовое изделие углубленным рельефом при помощи стеки, или налепами.

Закреплять навыки аккуратной лепки.

Материал и оборудование:

Поворотные станки, стеки, влажные губки, подставки, глина на каждого ребенка.

Иллюстративный материал с изображением декоративной посуды, образцы декоративной посуды разного предназначения, магнитофонная запись спокойной музыки.

Предварительная работа:

Лепка посуды разными способами на занятиях и в самостоятельной деятельности, рассматривание декоративной посуды для анализа ее форм и украшений, беседы о видах посуды на занятиях по развитию речи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в изостудию, здороваются и проходят к воспитателю.

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с декоративной посудой. Встаньте удобно, закройте глаза и представьте, что мы перенеслись в древний мир. Представили? А теперь послушайте мой рассказ. Люди с древних времен лепили глиняную посуду. Сначала они хранили в ней разные продукты: овощи, фрукты, зерно. Но однажды один горшок стал крепким, легким, звонким, но главное он не размокал от воды. Так глиняная посуда вошла в быт первых людей. Постепенно при лепке посуды люди стали изменять форму изделий, делали кувшины с длинными узкими горлышками для воды и широкие массивные сосуды с крепкими ручками для других продуктов. Вскоре стали отбирать наиболее удачные и красивые изделия, а потом и сами стали украшать посуду разными способами. Вот, например древнегреческая ваза украшена глиной разных цветов. А еще, какими способами можно украсить посуду?

(Ответы детей: налепами, углубленным рельефом, росписью)

sundekor.ru

ОБУЧЕНИНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЛЕПКИ ПОСУДЫ

ЛЕПКА.

По мнению художника – анималиста В.А. Ватагина, лепка – это скульптурно пластический способ отражения действительности из мягких материалов (глина, воск, пластилин) путём наращивания или удаления пластической массы.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки.

Лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Основным выразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются. Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы.

Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка — самое динамичное, жизнерадостное детское творчество.

Динамика усложнения
задач обучения лепке посудыв дошкольном возрасте.
Лепка, как вид изобразительной деятельности детей наиболее близок к гончарному промыслу. Остановимся подробнее на задачах обучения лепке посуды в дошкольном возрасте.

В своей книге Н. Б. Халезова (педагог, специалист в области развития художественного творчества у детей дошкольного возраста), описывает следующие технические приемы в обучении лепки посуды в разных возрастных группах:

Первая младшая группа

Прежде чем обучить малышей изображать предмет, надо научить их рассматривать его, обследовать, уметь выделить его основные свойства. Обучение изображению следует вести через показ реального предмета или игрушки .

При рассмотрении предмета ставятся следующие цели: сделать процесс восприятия предмета преднамеренным; вызвать у детей ориентировочную деятельность, внимание, интерес к обследуемому предмету; научить выделять основные части предмета; установить связь воспринимаемого с уже имеющимся умением.

Для младшего дошкольного возраста характерно создание объемных форм — цилиндра, шара, диска, поэтому обучение формообразующим движениям следует проводить через лепку простейших предметов: цилиндрической формы — палочка, колбаска; круглой — мяч, яблоко, блинчик, лепешка и др.

В лепке посуды детей обучают изображению дискообразных предметов приемом расплющивания шарообразной формы между ладонями. Так сплющивая раскатанный комочек, дети лепят блюдце. В скатанном шаре, сделав углубление пальцем в середине, дети лепят чашку.

Рассматривание предмета (вазы) следует вести согласно методике: сначала это целостное восприятие предмета, а затем — рассматривание составных частей (ножки, тарелки).

Ведущим методом обучения формообразующим движениям является показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий. Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность в дальнейшем перейти к словесным инструкциям. Слово как метод руководства обязательно применяется и при организации восприятия предмета: слово помогает фиксировать внимание детей на тех качествах, которые в дальнейшем они должны изобразить.

Вторая младшая группа.

Дети второй младшей группы более подготовлены к занятиям по лепке. Некоторые из них знакомы с материалом, знают, что из глины можно лепить, владеют простейшими способами получения цилиндра, шара, диска. Выполненные предметы начинают вызывать у детей чувство радости и удовлетворения. Однако у них еще не существует четкой связи между движениями руки и формой, которая получается, нет устойчивости в замысле. В связи с этим во второй младшей группе в основном закрепляются имеющиеся изобразительные умения и навыки.

Задачи обучения лепке решаются на занятиях по заданию и по замыслу детей. Эти задачи предусматривают: побуждать детей лепить, вызывая у них эстетические чувства, а также учить во время лепки ориентироваться в форме предметов, величине и их количестве.

Посуду дети лепят тем же способом, что и в первой младшей группе. . Таким образом дети могут слепить чайную пару. Затем учатся лепить с усложнением: у блюдца (тарелки) поднимают края способом –защипывание.

Но, например, при лепки чашки, дети, сделав в шаре углубление, расплющивают пальцами стенки чашки придавая ей определённую форму. Детей подводят к использованию выразительных средств. С помощью специально приготовленных палочек — печаток, которые в сечении могут иметь разную форму: круг, квадрат. украсить поверхность посуды.

Обучение детей во второй младшей группе должно предусматривать развитие детской самостоятельности. Поэтому в тех случаях, когда детям знакомы приемами лепки, им их еще раз не показывают.

Средняя группа.

Основной задачей обучения лепке остается задача воспитания устойчивого интереса к пластической деятельности, ее процессу, качеству изображения предмета и результату. От детей требуется умение выражать свои впечатления в пластическом образе так, чтобы его можно было легко узнать, чтобы он был выразителен.

Задачей этого года обучения является формирование у детей умения самостоятельно находить способы изображения предметов, творчески применяя полученные знания и навыки. Основное значение приобретает работа над техническими навыками лепки. Дети закрепляют и уточняют технические приемы, полученные в предыдущих группах детского сада, и овладевают новыми. Значительное внимание уделяется работе над произвольностью и качеством движения. Для получения различной формы предметов необходима разнообразная сила нажима, вдавливания, раскатывания, сплющивания, оттягивания.

Основное содержание заданий носит предметный характер, но детей учат и сюжетной лепке. Первые задания они выполняют совместно с воспитателем. Позднее ребята самостоятельно выполняют небольшие эпизоды по сказке, стихотворению, рассказу. После чтения произведения К. Чуковского «Федорино горе» воспитатель предлагает рассказать об этом в лепке. Все вместе решают, какой сюжет изобразить: как посуда убегала от Федоры или как она вернулась назад. Все дети лепят посуду (кто какую хочет), а воспитатель — Федору. В конце занятия составляется композиция. Такое совместное творчество, совместные поиски учат создавать выразительный образ, помогают вызвать эмоциональный настрой, интерес к лепке.

В средней группе продолжается работа по формированию у детей эстетического восприятия, умения видеть и чувствовать красоту форм окружающих предметов, их пропорции. Дети учатся оценивать созданные работы, высказывать свои элементарные суждения. При изображении любого предмета может быть дано задание украсить этот предмет узором. Так, вылепленную посуду (чашки, блюдца) дети украшают, используя стеку, набор печаток (узорно рельефная прорисовка) или составляют узор из мелких кусочков глины (налеп).

Первые занятия лепкой в средней группе направлены на закрепление, восстановление в памяти детей приемов, которые давались в прошлом году, усложняя и уточняя такие технические операции, как раскатывание, соединение, скатывание, прищипывание.

При лепки посуды дети вспоминают такие способы, как создание полых форм путем вдавливания пальцем в шарообразной или цилиндрической форме (чашка, миска, стакан, кружка), отгибание краев у расплющенной формы (тарелки, блюдце, поднос). Так дети по уже известным им формам могут слепить вазу для фруктов, которая состоит из двух частей: диска — тарелки и цилиндра — ножки.

Такие детали, как ручки, украшения по краям кружки, блюдца, ребенок выполняет, присоединяя и примазывая отдельные части к общей форме. Вылепив посуду, хорошо ее украсить, делая различные узоры с помощью стеки.

Старшая группа.

Опыт ребенка в восприятии общей формы предметов и ее строения больше, чем у детей пятого года жизни, но они не всегда могут точно определить ее особенности и пропорции. Ребенок становится самостоятельнее в анализе предметов, выборе способов лепки, его изделия делаются все более разнообразными. Предметы, выполненные детьми старшей группы, свидетельствуют об их творческих способностях.

Общие задачи по лепке для детей шестого года жизни: развивать наблюдательность и эстетическое восприятие, уточнять представление о форме предметов, их различии и сходстве, положении в пространстве, характерных признаках; развивать у детей воображение, самостоятельность в выборе темы и отборе способов изображения, инициативу, сообразительность.

Все эти задачи конкретизируются с таким расчетом, чтобы подвести детей к созданию образа, выразительного как по форме, так и по содержанию. Лепка отдельных предметов должна научить детей передавать основной характер формы, строения предмета, пропорций наиболее важных деталей.

Дети 5-6 лет создают несложные сюжеты, лепят предметы и в декоративном плане.

Содержание занятий лепки посуды в старшей группе все более усложняется. Учитывая появившуюся способность детей сравнивать свою работу с предметом изображения, можно давать лепку с натуры, особенно в том случае, когда основной задачей является овладение новой формой. Если решаются задачи творческого характера, то лучше предлагать лепку по представлению (после наблюдений).

Лепка посуды с натуры. Целью этих занятий является: расширить представления детей о форме и пропорциях; научить их изображать форму, вспоминая и самостоятельно применяя знакомые способы лепки; научить сравнивать свою скульптуру с натурой на протяжении всего занятия, а во время анализа работ сравнивать с натурой не только свою работу, но и работу товарищей, т. е. воспитывать активность и самостоятельность мышления.

Лепка посуды по представлению. Основная задача этих занятий — развитие самостоятельности в решении образа, воспринятого ранее, и развитие творческой активности в использовании способов лепки. Ребят учат заранее обдумывать содержание лепки. Для этого перед наблюдением их предупреждают, что они будут лепить тот предмет посуды, который рассматривают или о котором им читают, рассказывают. Целевая установка дает возможность заинтересовать ребят и направить их внимание на более глубокое восприятие предмета.

В старшей группе дети лепят посуду способами, не только уже усвоенными в средней группе, но и новыми. Например, они по-другому лепят ручку у кружки, делая ее из согнутого столбика, более тщательно обрабатывают поверхность. Им показывают также новый способ лепки кружки – ленточный, путем соединения диска — дна и лентообразной стенки — расплющенного цилиндра. Ребята учатся делить ком глины, соразмерять части, примазывать одну деталь к другой.

Лепка посуды может идти в декоративном плане, в таком случае детям предлагают украсить поверхность сосуда высоким или углубленным рельефом.

Подготовительная группа.

Дети подготовительной группы накопили большой запас зрительных образов, которые могут лечь в основу изображения и создавать в лепке довольно выразительные образы. Дети седьмого года жизни по сравнению с пятилетними детьми способны к длительному рассматриванию и наблюдению, они более полно запоминают и воспринимают форму, строение предметов, их пропорции и детали.

В связи с возросшими возможностями развития детских изобразительных умений, в обучении лепке ставятся следующие задачи: развивать зрительное и мускульное восприятие формы предметов; учить детей использовать для создания образа различные выразительные средства; учить различным изобразительным и техническим приемам; развивать творческую инициативу в отборе темы для лепки. В подготовительной группе лепка носит предметный, сюжетный и декоративный характер. Различные предметы дети изображают либо с натуры, либо по представлению — после наблюдения и рассматривания. Можно предложить детям составить общую композицию, объединив все предметы на какой-нибудь подставке в виде подноса.Небольшую композицию может составить каждый ребенок. Подобную композицию ребята могут лепить и по представлению, самостоятельно отбирая предметы для изображения и способы лепки.

Дети подготовительной группы свободнее в выборе предметов для лепки, они смелее берутся за лепку тех предметов, которые ранее не изображали. Во время лепки с натуры ребята должны сравнивать свою работу с предметом, который стоит перед ними; кроме того, у них должна появиться потребность во время лепки видеть предмет со всех сторон.

В старшей группе дети уже лепили посуду, в подготовительной им показывают новые способы изображения, например способ лепки из жгута, концы которого примазывают друг к другу, образуя кольцо. Глиняные кольца укладываются одно на другое и плотно соединяются между собой (замазываются места соединения с внутренней и внешней стороны). Этим способом можно вылепить кружку, миску, солонку, вазу для цветов. Детям 6 лет показывают и другой способ лепки сосудов — выбирание глины стекой из шарообразной или цилиндрической формы. Сложным при этом способе является удаление глины стекой: нужно следить, чтобы стенки сосуда не оказались очень тонкими. Одновременно ребята учатся обрабатывать изделие, заглаживая поверхность водой. Это необходимо для последующего оформления сосуда — нанесения рельефа или росписи.

Так же как и в предшествующих группах, дети подготовительной группы, прежде чем лепить, наблюдают, рассматривают предметы. Важно, чтобы они научились подмечать в предметах характерное, интересное, красивое. Во время наблюдений детям задают вопросы, направляющие их внимание на те характерные особенности, которые помогут сделать образ выразительным.

Детей можно сводить на выставку или в музей прикладного искусства, что обычно производит на них сильное впечатление. Хорошо показать ребятам декоративные пластинки с доступным для них содержанием, керамическую посуду. Во время рассматривания посуды воспитатель спрашивает детей, для чего предназначен сосуд, какой он формы, как украшен, каким способом его можно сделать из глины. Если дети знают способы лепки, они быстро ответят на вопросы, а воспитатель может рассказать о гончарных мастерских, о том, как мастера-художники на специальных станках лепят посуду. Во время занятий воспитатель показывает некоторые приемы изображения. Для детей 6—7 лет нет необходимости демонстрировать их каждый раз: чаще воспитатель пользуется объяснением в начале занятий, беседует с детьми, уточняя основные выразительные средства, и показывает лишь то, что дети не умеют, например, частично демонстрирует новый способ лепки сосудов из колец или путем выбирания глины стекой из шарообразной формы. Таким образом, детям в подготовительной к школе группе показывают лишь незнакомые технические приемы.

Вывод: Успешное обучение лепке во многом зависит от того, как осуществляется руководство детьми во время занятия. Основная задача — направить детей на верное самостоятельное решение замысла без нарушения общего хода работы.

Используемая литература.

  1. Лепка в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада./ Халезова, Н.Б.; Курочкина, Н.А.; Пантюхина, Г.В.- М.: Просвещение,– 1978. — 144 с.
  2. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб.Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. –– М.: Просвещение, 1977. — 253с.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]