Исследовательская работа дошкольника. Пример
Исследовательская работа. Тема: «Волшебство мыльных пузырей»
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Введение…………………………………………………………………….2 2. Основная часть: 2.1 Теоретическая часть………………………………………………..……4 2.2. Практическое исследование……………………………………….……6 3. Заключение………………………………………………………………….9 4. Список литературы……………………………..…………………………10 * * * 1. Введение. Горит, как хвост павлиний, Каких цветов в нём нет! Лиловый, красный, синий, Зелёный, жёлтый цвет! Огнями на просторе Играет лёгкий шар. То в нём синеет море, То в нём горит пожар… В нём столько красок было, Была такая спесь, А он — воды и мыла Раздувшаяся смесь. С.Я. Маршак.Актуальность темы: Летом мама купила мне мыльные пузыри. Мы с братом и сестрой с удовольствием выдували пузыри. Мы делали это и на бегу, и с высоты, и дули в разных направлениях и с разной силой. Было весело, но недолго. Раствор быстро кончился. Мы изготовили новый раствор. Но такие пузыри, как были, у нас не получились. Мне стало очень интересно – что же нужно добавить в раствор, чтобы пузыри были яркими, крупными и крепкими. Я попросила маму помочь мне изучить историю возникновения мыльных пузырей и секрет раствора. Тема исследования «Волшебство мыльных пузырей». Цель исследования: Изучить теоретический материал по теме «Мыльные пузыри». Провести исследования рецептов мыльных пузырей, выявить наиболее эффективные из них. Задачи: 1. Проанализировать научную литературу по изучаемой теме. 2. Провести изучение эффективности жидкостей для надувания мыльных пузырей. 3. Исследовать свойства мыльных пузырей, полученных из разных растворов, а так же с использованием разных моющих средств. 4. Сделать выводы. Объект исследования: растворы для мыльных пузырей. Предмет исследования: получение больших пузырей из разных растворов. Методы исследования: 1. Анализ научной литературы по данному исследованию. 2. Наблюдение за мыльными пузырями из различных растворов. 3. Эксперимент. Гипотеза: 1. Предположим, что мыльные пузыри образуются из мыльного раствора. 2. Размеры и устойчивость мыльных пузырей зависит от состава жидкости для мыльных пузырей.
2. Основная часть.
2.1.Теоретическая часть Для того, чтобы узнать, как и когда появились мыльные пузыри в первую очередь мы с мамой пошли в библиотеку. Вместе с библиотекарем мы пытались найти хоть какую-нибудь информацию о мыльных пузырях. Мы просмотрели детскую энциклопедию «Все обо всем», «Хочу все знать», изучили другие детские энциклопедии. И никакой информации. Правда, попутно я узнала, из чего делают мыло, для чего нужны моющие средства, когда изобрели первый порошок. Время, конечно, даром не прошло. Но о мыльных пузырях я пока ничего не нашла. Тогда я попросила старшего брата найти информацию в интернете. и мы нашли… Мыльный пузырь — тонкая плёнка мыльной воды, которая формирует сферу с переливчатой поверхностью. Когда и где точно появились мыльные пузыри и по сей день остаётся загадкой. Но доподлинно известно, что при раскопках древней Помпеи археологи обнаружили необычные фрески с изображением юных помпейцев, выдувающих мыльные пузыри. Значит, пузыри радовали детей и взрослых ещё во времена древней Помпеи. Видимо, у них были свои секреты производства мыла. Существует легенда о появлении первого мыльного пузыря: в один прекрасный день, когда наконец-то создали мыло король, ничуть не шутя, приказал всем вымыться мылом под страхом смертной казни. И все в этот день намылили мочалки. Только один старый сапожник по имени Пумпатус сидел, спрятавшись, в своей сапожной будке. Больше всего на свете Пумпатус не любил мыть шею. За окном послышались шаги. Два огромных стражника взяли Пумпатуса подмышки и через пять минут уже подвели его к городской тюрьме. В комнате, где заперли Пумпатуса, была ванна с мыльной пеной и много полотенец. «Согласен?» — спросили два огромных стражника. «Ни за что!» — отвечал Пумпатус. И его оставили, чтобы он в последний раз выкурил свою трубку. Пумпатус затянулся и вдруг увидел, что из трубки вылетел прекрасный прозрачный шар. Шар вылетел в окно и засиял на Солнце: в нём прыгали маленькие радуги. За первым шаром вылетел второй… Пумпатус во все глаза смотрел на происходящее чудо. Прохожие внизу тоже задрали головы, чтобы посмотреть на это. Вскоре собралась толпа, и начался переполох. О том, что Пумпатуса должны были казнить, все, конечно, и думать забыли. Профессор, которого пригласили во всём разобраться, осмотрел трубку Пумпатуса. «В трубку попала мыльная пена. Вот в чём дело», — объявил профессор толпе под окном. Пумпатуса, конечно, не казнили, а после этого мыльные пузыри стали популярны не только в одном маленьком королевстве, но и в целом мире! Ещё на картинах фламандских художников 18 века часто встречались изображения детей, выдувающих мыльные пузыри через глиняную соломинку. В 18 и 19 веках дети выдували мыльные пузыри, используя мыльную воду, оставшуюся после стирки. Существует даже миф о недолговечности мыльного пузыря, но его развеял англичанин Джеймс Дьюар, законсервировавший мыльный пузырь в герметичном сосуде с двойными стенками. Преподавателю физики из штата Индиана удалось сохранить пузырь в стеклянной банке в течение 340 дней. Ученики превзошли учителя — их пузыри хранились под колпаком по многу лет. Мыльный пузырь – тонкая многослойная пленка мыльной воды, наполненная воздухом, обычно в виде шара с переливчатой поверхностью. Плёнка пузыря трёхслойная: состоит из тонкого слоя воды, заключенного между двумя слоями мыла (мыло + вода + мыло). Эта забава издавна привлекает детей и взрослых. Мыльные пузыри обычно существуют лишь несколько секунд и лопаются при прикосновении или самопроизвольно. 2.2 Практическое исследование. После изучения теории и сбора информации я рассказала об этом детям в группе. Ребята очень заинтересовались, им было так интересно, они обо всем меня постоянно спрашивали. И тогда воспитатель Екатерина Александровна предложила нам провести эксперимент в детском саду. И мы все вместе приступили к практической части моего исследования. Существует очень много рецептов для приготовления мыльных пузырей. Некоторый состав пузырей держится в строжайшей тайне, потому что позволяют выдувать по-настоящему гигантские мыльные пузыри, которые даже заносят в книгу рекордов Гиннеса. Другие можно найти в книгах или интернете. Для своей работы я выбрала несколько рецептов. Рецепт №1. Это самый простой способ чтобы сделать мыльные пузыри дома. Берем 100 мл. средства для мытья посуды и добавляем 50 мл глицерина и 300 мл воды все тщательно размешиваем и готово! Глицерин именно то средство которое делает стенки мыльного пузыря прочнее, а сам пузырь, соответственно долго живущим. Рецепт №2. Он тоже совсем не сложный. В емкость с 60 мл воды добавляем 50 мл прозрачного детского мыла для душа. Высыпаем пол чайной ложки сахара. Все перемешиваем и используем. Рецепт № 3. Этот рецепт сделать намного сложнее зато получаются не лопающиеся пузыри. Вода — 600 мл. (горячая) добавляем глицерин — 300 мл , капаем – 20 капель нашатыря, и насыпаем моющий порошок — 50 гр. Весь состав тщательно перемешивается, настаивается около трех суток, фильтруется и ставится в холодильник часов примерно на двенадцать. Рецепт№ 4. Берем мыльную стружку – 4 ст. ложки добавляем 400 мл горячей воды. Оставить на одну неделю, а затем добавить сахар + желатин – 2 ч. ложки. Все раствор готов можно пробовать. Рецепт № 5 Нужно взять 40 мл детского шампуня без слез добавить 60 мл воды, 2 чайных ложки сахара и 1 каплю пищевого красителя.
Ход исследования:
Этап 1 Подготовительный. Для данного эксперимента нам понадобились следующие вещества: — дистилированная вода -жидкость для мытья посуды -глицерин -детское прозрачное мыло для душа — сахар — нашатырь — моющий порошок -мыло — детский шампунь -пищевой краситель — желатин. — чайник (кипяток). А так же стаканчики, мерные емкости, трубочки для выдувания, весы. Этап 2 Приготовление мыльных пузырей.
Составы всех мыльных растворов были соблюдены. Во время надувания мыльных пузырей из разных растворов мы вели наблюдения производили замеры и данные занесли в таблицу. Таблица тестирования составов мыльных пузырей. № состава Тест ….. 1 ….. 2 ….. 3 ….. 4 ….. 5 Время жизни мыльного пузыря ….. 5 сек ….. 10 сек ….. 2 сек ….. 4 сек ….. 8 сек Средний размер ….. 3 см ….. 7 см ….. 3 см ….. 5 см ….. 8 см Максимальный размер ….. 8 см ….. 10 см ….. 5 см ….. 5 см ….. 10 см Из десяти получилось ….. 7/10 ….. 10/10 ….. 6/10 ….. 3/10 ….. 8/10 Из них маленьких ….. 4 ….. 3 ….. 5 ….. 3 ….. 5 Из них больших ….. 3 ….. 7 ….. 1 ….. — ….. 3 Согласно, экспериментам, победа присуждается мыльному раствору № 2, а также практически делит с ним первое место раствор № 1 и 5. Все остальные составы показали не самые лучшие результаты.
3. Заключение. Гипотеза образования мыльных пузырей из мыльного раствора оказалась верной: в состав мыльных пузырей действительно входит мыло и моющие средства. Но в дополнение к этим главным веществам нужно еще добавить несколько составляющих, главными из которых являются вода, глицерин, немного сахара, пищевого красителя, желатина. Вода для раствора должна быть мягкая или дистиллированная. На собственном опыте убедились, что лучшее, что может быть — это хозяйственное и детское мыло. Для пузырей ¬ долгожителей рекомендуется добавление в получившийся раствор чистый глицерин. Вообще-то, для пузырей подойдёт любая моющая жидкость, но самый лучший результат будет получен с использованием описанных ингредиентов. Получение мыльного раствора для пускания мыльных пузырей в домашних условиях – вполне осуществимое и интереснейшее занятие. Выдувая мыльные пузыри, поднимается настроение, забываются все проблемы и, действительно, хорошо разрабатываются лёгкие. Всё это благотворно влияет на здоровье. Список литературы: 1. Как сделать мыльные пузыри 2. Малофеева Н. Н. Большая книга самых интересных фактов. – М.: ЗАО«РОСМЭН-пресс», 2010. – С.149 3. Мыльные пузыри (видео).
Рекомендуем посмотреть:
Проект в старшей группе детского сада Проект в старшей группе на тему «Деревья и кустарники весной» Практико-ориентированный проект по благоустройству территории детского сада Познавательный проект. Вторая младшая группа
Похожие статьи:
Познавательно-творческий проект на тему «Осень золотая». Младшая группа
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»
Проект » Я- исследователь»проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: «Детский сад
с. Первая Ханенёвка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»
«Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ»
Воспитатель
Мотолыгина А.А.
с. Первая Ханенёвка
2018 год
Актуальность: В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектно-исследовательской деятельность Дошкольный возраст является уникальным периодом становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — это способность к познанию. Я считаю что достичь данной цели возможно при помощи применения в своей работе именно проектно-исследовательской деятельности.Исследовательский навык, приобретённый в ДОУ, поможет его выпускнику быть успешным в школе в любых ситуациях, вырасти конкурентоспособным и не потеряться в жизни.Исследовательская деятельность в ДОУ развивает творческие способности детей, познавательную активность и повышает мотивацию к образовательной деятельности.
Практическая значимость:
Организация исследовательской деятельности дошкольников, объектами которой является природа, сформирует эмоционально-ценностные отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования, патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Ведущая педагогическая идея — повысить значимость исследовательской деятельности в развитии познавательной активности детей.
Инновационный характер представленного опыта
Дошкольный возраст – это нежный возраст, когда формируется представление об окружающей действительности, накапливаются знания, но самые прочные знания – это те, которые они добыли сами в процессе наблюдения за окружающей действительностью. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, наблюдает за поведением птиц в окно, проводит опыты с разными предметами, уже с 2-х лет разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Исследовательская деятельность понимается, как специально организованная познавательная творческая деятельность воспитанников, в процессе которой ими осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие знаний с использованием доступных методов исследования. Так как соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Исходя из задачи, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Продуманная организация деятельности по познавательному развитию детей, основанная на инновационных методах, позволит достичь целевых ориентиров, обозначенных во ФГОС ДО.
Разрабатывая модель организации познавательного интереса через проектно-исследовательскую деятельность, мы поставили следующую цель:
· формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию исследовательской деятельности.
Нами были поставлены следующие задачи:
· создание развивающей предметно – пространственной среды в группе;
· расширять представления детей об окружающим мире;
· научить планированию, поиску и умению делать выводы;
· создавать условия для свободного исследования и экспериментирования;
· вовлекать родителей в совместную познавательно-исследовательскую деятельность.
В своей работе я отдаю предпочтение краткосрочным проектам
Моей задачей является не преподносить готовые знания детям, а организовать такую деятельность с воспитанниками, которая помогла бы добыть эти знания.
Проводя свои занятия в детском саду, мы с детьми формулируем тему в виде проблемных вопросов, ответы на которые в ходе исследования, дети сами находят, помогая сказочным героям, посетившим наше занятие. И опять это плюс, так как проходит интеграция с художественно – эстетическим развитием. Успех выполнения таких задач формирует положительные эмоции.
Для меня также важным является мнение детей по поводу выбора темы исследования. Ведь от этого зависит успех нашей совместной деятельности, это способствует эффективному формированию умений воспитанников осуществлять исследование, организовывать и планировать свою деятельность, представлять продукт своей деятельности.
Важным также считаю, чтобы дошкольник по окончанию исследования выработал собственное, личностное отношение к продукту своей деятельности
Для реализации данной работы было проведено родительское собрание по теме: «Создание условий для проектно-исследовательской деятельности дошкольников», на котором родители ознакомились с основными направлениями нашей работы. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в совместной работе, в создании условий в группе для успешной реализации проектно-исследовательской деятельности.
Для успешного решения поставленных задач совместно с родителями была создана образовательная среда, в которую вошли центр экспериментирования, разнообразные пособия: дидактические игры и упражнения,) иллюстрации, схемы, Создана полочка «Умных книг» и библиотека художественной литературы, которые позволяют в образовательной деятельности стимулировать потребность ребенка в познании окружающего мира и себя. Детьми, с помощью родителей были изготовлены книжки – самоделки, которые пополнили библиотеку группы.
После предварительной работы по созданию образовательной среды нам необходимо было вовлечь воспитанников и их родителей в целенаправленную работу по познавательному развитию.
Мы разработали картотеку опытов и экспериментов для осуществления различных проектов
Так для проекта « Волшебница вода» разработана серия экспериментов: « Водяной насос», «Торнадо», « Таяние льда», « Водяное ядро», « Спираль воды».
Для проекта « Волшебное солнце» : « Как много тепла поступает в твою комнату от солнца». « Солнце греет воду», Белый свет и солнце». « Спектр», « Погода в кострюле» « Как работает солнечная печь» и т,д
Наряду с традиционными методами и приемами в своей работе мы решили использовать метод макетирования. Знакомство с окружающими явлениями природы возможно не только посредством наблюдений, изготовлением поделок, но изготовлением макетов на различные темы. В своей работе мы используем макеты для «погружения» детей в лексическую тему. Знакомство детей с объектом происходит постепенно. Мы читаем детям произведения художественной литературы по теме, рассматриваем иллюстрации, презентации, проводим экскурсии. В процессе подготовки к работе с макетом организуем поисково-исследовательскую деятельность — собираем различную информацию, создаем фотоальбомы. После такой большой подготовительной работы вместе с детьми приступаем к изготовлению макета, обсуждаем все его компоненты. Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения, в ходе которого дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас. Благодаря макетированию обычное занятие превращается в увлекательную деятельность.
(Таким образом, мы видим, что проектно-исследовательская деятельность актуальна и очень эффективна. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. В ходе совместной проектно-исследовательской деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.
Эффективное использование данной образовательной технологии привело к положительной динамике познавательного развития детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.
Я планирую продолжить работу в этом направлении для того, чтобы более эффективно решать проблемы познавательно — исследовательского развития воспитанников в соответствии с ФГОС ДО.
Спасибо за внимание!
Я- исследователь в старшей группе «Тайна звука»
Тема нашего исследовательского проекта в старшей группе «Тайны звука».
Актуальность.
Однажды к нам в группу пришел слесарь, чтобы повесить полку. Ему нужно было сделать отверстие в стене дрелью. Когда он включил дрель, раздался тихий звук. Но когда он начал сверлить стену, звук стал сильнее. И нам стало интересно, почему звук изменился.
Цель.
Мы решили:
- Выяснить, зависит ли напрямую появление звука от вибрации.
- Возможно, ли самому изготовить предмет, который издает звуки с помощью вибраций.
Гипотеза.
Мы предположили, что всё что вибрирует, издает звук. И эти звуки слышны человеческому уху.
Мы спросили.
- Мы спросили у слесаря «Почему звук изменился?». Слесарь нам рассказал, что это от вибрации.
- Мне стало интересно, и папа помог мне найти информацию в интернете о том, что звук появляется от вибрации.
- Воспитатели рассказали, что нам помогают разговаривать голосовые связки, которые вибрируют.
Мы сходили в храм, и звонарь показал нам, как звучит колокол. Язычок ударяет в стену колокола, стенка вибрирует и раздается колокольный звон.
В группе мы провели опыты:
- На колонку положили лист бумаги, насыпали полосками цветной рис и включили музыку. Колонка стала вибрировать и издавать звук. От вибрации рис стал подпрыгивать и смешиваться
- В шарик поместили гайки, надули его. Начали делать шариком круговые движения. Гайки начинают двигаться внутри шарика, издавая свист.
- Мы взяли бубен и постучали по нему. Металлические пластины от удара начинают вибрировать, прикасаясь к соседним пластинам, и создают звук.
- Держа линейку в руке, мы загибали кончик линейки и резко отпускали она начала вибрировать, но звук мы не услышали.
Затем мы взяли линейку и положили её на стол. Один кончик линейки придерживали рукой, а другой кончик загибали и резко отпускали. Она вибрировала и издавала звук при ударе об стол.
- Кисель налили в формочку, когда он застыл, выложили его на тарелку. Стукнули по нему ложкой. Он стал вибрировать, но звук мы не слышим.
- В ветряную погоду мы приоткрыли окно, от ветра тюль стала двигаться, но звука мы не услышали.
- Клим дул на страусиное перо, провел по нему пальцами, оно зашевелилось, но звука мы не услышали.
Я поднес микрофон к тюли и к перу, к киселю и мы услышали звук.
Вывод.
В результате проведенных опытов мы сделали выводы:
Наша гипотеза подтвердилась частично. Когда предмет вибрирует, он издаёт звук, но не все звуки может услышать человеческое ухо.
Мы сделали своими руками гитару из картона. Когда я провожу пальцами по струнам происходит вибрация и появляется звук.
Спасибо за внимание!
«Я — исследователь» — 2022
Подведены итоги III этапа республиканского конкурса исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я-исследователь»
Итоги второго этапа республиканского конкурса исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я-исследователь».
В соответствии с приказом главного управления по образованию Брестского облисполкома от 25.10.2018 №761 в период с 18.01.2019 по 15.03.2019 прошел второй этап республиканского конкурса исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я — исследователь» (далее – конкурс).
Цель конкурса – выявление, поддержка и развитие интеллектуального и творческого потенциала детей дошкольного возраста.
На конкурс были представлены работы детей дошкольного возраста из всех районов Брестской области (всего – 80). Работы были заявлены в конкурсных номинациях: «Ребенок и природа»; «Мая Радзіма – Беларусь»; «Необычное в обычном»; «Бюро находок».
Анализ работ показывает, что наиболее популярными темами исследований у детей в номинации «Мая Радзіма – Беларусь» были темы, связанные с изучением родного края. Так, например, в работах: «Скарбы зямлі Сігневіцкай» (Грибовский Назар, Малалайчук Наталья ГУО «Сигневичский УПК ясли-сад – СШ»); «Почему Ганцевичи называют журавлинным краем?» (Солодуха Богдан ГУО «Ясли-сад №1 г.Ганцевичи»); «Чаму Моталь так завецца?» (Малич Варвара ГУО «Мотольский детский сад»); «Мой родны куточак – Косава» (Ситкевич Кирилл, Голуб Дарья ГУО «Коссовский ясли-сад»); «Каменный цветок Полесья» (Абрамовский Андрей ГУО «Ясли-сад №1 г.Микашевичи»); «Минулае і сучаснае вёскі Нача» (Челядко Константин ГУДО «Начевский детский сад»); «Откуда пошло название нашего города» (Козел Дарья ГУДО «Давид-Городокский ясли-сад»); «Гісторыя назвы вёскі Новая Мыш» (Санько Полина ГУДО «Ясли-сад №3 г.Барановичи»); «Не тое золата, што блішчыць» (Луцко Татьяна, Астуковская Мария ГУО «Новомышский ясли-сад»); «Брест – город для детей» (Бакаева София, Новик Александр ГУО «Ясли-сад №40 г.Бреста»); «Улица Брестская: прошлое и настоящее» (Басалай Александр ГУО «Ясли-сад №35 г.Пинска») дети раскрыли интересные факты о своей малой родине.
Не осталась в стороне в данной номинации тема белорусских кукол: «Куклы из бабушкиного сундука» (Занько Ксения ГУО «УПК Любашевский ясли-сад – НШ»); «Белорусская кукла из соломки» (Мацкевич Варвара ГУДО «Ясли-сад №3 г.Ляховичи»); «Лапікавыя лялькі» (Канапелько Анна ГУО «Оснежицкий ясли-сад Пинского района»); «Всегда ли кукла была такой как сегодня?» (Гречная Мария ГУО «Ясли-сад №74 г.Бреста»).
В исследованиях в данной номинации дети также пытались раскрыть секреты белорусского орнамента: «Таямніцы беларускага арнаменту», (Таранович Максим ГУО «Ясли-сад д.Черни»); «Сакрэты праз прадметы» (Базыка Анастасия УО «Малоритский государственный ясли-сад №6»); секреты льна: «Лён-лянок» (Потапова Алеся ГУО «Новомышский ясли-сад»); секреты яблок: «Вкус белорусских яблок!» (Бабич Анастасия, Дубина Макарий, Власовец Тимофей ГУО «УПК детский сад – НШ п.Садовый Пинского района»).
Проводя исследования, дети не только находили ответы на важные для себя вопросы, но и представляли интересные рациональные идеи. Во время исследования по теме: «Почему одежда не помещается на полках шкафа» воспитанница ГУО «Ясли-сад №7 г.Кобрина» Дудко Алеся предложила оригинальные способы складывания одежды, которые позволяют сделать данный процесс наиболее эффективным. Воспитанница ГУО «Ясли-сад №8 г.Береза» Дорожка Татьяна в работе «Из чего же, из чего же лепят наши малыши» раскрыла возможности лепки из необычных материалов, таких как опилки, бумага и др. Как превратить глину в пластилин рассказала Гулевич Ульяна ГУО «Ясли-сад №1 г.Лунинца». Каким образом использовать для дизайна вредное растение – омелу придумала Климчук Александра из ГУО «Детский ясли-сад №4 г.Дрогичина» («Веночек на дереве»). Ильковец Анастасия ГУО «Ясли-сад №45 г.Пинска» («Из чего можно изготовить натуральные духи?»), Жак Екатерина ГУО «Ясли-сад №32 г.Бреста («Губная помада для маленьких принцесс»), Шепель Макарий ГУО «Речицкий ясли-сад №4» («Мыло ручной работы»), Гришкевич Виктория ГУО «Ясли-сад №3 г.Пружаны» («Нужное и увлекательное мыло») предложили оригинальные варианты изготовления косметики в домашних условиях. Рецептами красоты и здоровья поделился воспитанник Крицук Антон ГУО «Ясли-сад №7 г.Ганцевичи» («Почему яблоко – волшебный фрукт»). Возможность использования глины в косметологии открыла Пастущик Елена ГУО «Ясли-сад №3 г.Жабинки» («Что такое глина?»).
Возможно, в будущем найдут применение варианты приготовления сладостей, предложенные воспитанниками Ярович Младой ГУО «Ясли-сад №10 г.Пинска» («Правда ли, что зефир, пастила и мармелад – полезные сладости»); Зановской Дарьей ГУО «Ясли-сад №5 г.Ивацевичи» («Мармелад: полезная сладость или нет?»); Будкиным Тимофеем ГУО «Ясли сад №36 г.Барановичи» («Можно ли приготовить мороженое дома?»); Миронюк Златой ГУО «Ясли-сад №2 г.Жабинка» («Шоколад: вред или польза»). Каменева Варвара, воспитанница ГУО «Городищенский ясли-сад», нашла выход, как сделать полезными чипсы («Вредная вкуснятина»).
Чудесные свойства молока, варианты его необычного использования предложили в своих работах: Канцер Павел ГУО «Ясли-сад №49 г.Бреста» («Как написать письмо молоком?»); Сутормина Александра ГУО «Ясли-сад №4 г.Пружаны» («Чудо – молоко»); Кудака Эмилия ГУО «Ясли-сад №5 г.Берёза» («Что за чудо молоко»).
Необычное применение нашлось овощам и фруктам. Так, маленькие исследователи открыли возможности изготовления красок: Жук Мария ГУО «Ясли-сад №16 г.Кобрина» («А овощи и фрукты умеют рисовать»); Гук Вера «Детский сад №4 г.Дрогичина» («Мои волшебные краски»). В то же время Касперович Кира ГУО «Ясли-сад №25 г.Бреста» установила, что такие ягоды как черноплодная рябина и черная смородина не могут быть основой приготовления чернил («Из чего можно приготовить чернила?»).
О значимости овощей и фруктов для здоровья человека рассказали: Бурвина Софья ГУО «Беловежский ясли-сад» («Удивительный лимон»); Шиш Валерия ГУО «Ясли-сад №1 г.Ивацевичи» («Чудо-тыква»). Бритун Людмила ГУО «Ряснянский ясли-сад» («Этот удивительный овощ – лук»), Данилевич Роман ГУО «Пинковичский ясли-сад Пинского района» («Кто его раздевает, тот слезы проливает»), не только изучили свойства лука, но открыли секреты его выращивания и нарезания без слёз.
Не осталось в стороне изучение картофеля и экзотических фруктов. Так, Гуль Владислава из ГУО «Ясли-сад д.Тельмы-1» узнала, почему картофель называют вторым хлебом, а воспитанник из ГУО «Ясли-сад №6 г.Иваново» Тарадайко Никита сумел вырастить в домашних условиях авокадо.
О пользе для здоровья мёда и куда исчезают пчёлы зимой узнали: Сидорук Мирослава из ГУО «Ясли-сад №10 г.Пинска» («Почему мед – кладовая здоровья?» и Борушко Дмитрий из ГУО «Ясли-сад №7 г.Берёза» («Что делают пчёлы зимой?»).
Анализ работ показывает, что большой интерес у воспитанников вызывает изучение тем, связанных с живыми объектами природы. В своих исследованиях дети искали ответы на такие вопросы как: «Почему воробьи не улетают в теплые края?» (Бабаян Эмилия ГУО «Ясли-сад №57 г.Бреста»); «Почему лебеди и утки плавают?» (Дмитриев Давид ГУО «Ясли-сад №44 г.Барановичи»); «Могут ли рыбы быть домашними питомцами» (Степусь Алексей ГУО «Ясли-сад №10 г.Пружаны»); «Что за чудо – эти рыбки!» (Безмен Кира ГУО «Детский сад №1 г.Иваново»); «Необычный питомец – божья коровка» (Бенюш Кирилл ГУО «Ясли-сад д.Остромечево»); «Где люди используют перо птиц?» (Ильючик Владимир ГУО «Ясли-сад №11 г.Лунинца»); «Зачем ежу яблоки?» ( Новак Елена ГУО «Рудский ясли-сад»); «Почему черенки герани всегда зелёные, а цветы имеют разную окраску?» (Морозова Анастасия ГУО «Ясли-сад №3 г.Дрогичина»); «Существуют ли родственники у динозавров?» (Антонович Иван ГУО «Жемчужненский ясли-сад Жемчужинка»).
Как показал конкурс, тематика представленных работ разнообразна, дети сумели найти ответы на вопросы «Почему у пожарных один на всех рукав?» (Телятицкий Тимофей ГУО «Ясли-сад №10 г. Пинска»); «Зелёный, желтый, красный – это не напрасно?!» (воспитанники старшей группы ГУО «Ясли-сад №7 г.Ганцевичи»); «Почему горит лампочка?» (Филькевич Михаил ГУО «Беловежский ясли-сад»); «Почему не утонула пуговица?» (Рымар Макар ГУО «Дави-Городокский ясли-сад №2»); «Почему использованные батарейки нельзя выбрасывать в мусорное ведро?» (Карпук София ГУО «Ясли-сад №1 г.Жабинки»); «Магнит. Что это такое?» (Краткевич Никита УО «Малоритский государственный ясли-сад №5»); «Секреты мыльных пузырей» (Кремез Анастасия ГУО «Ясли-сад №2 г.Каменца»); «Хотславское месторождение мела» (Возмитель Мария УО «Хотисловский государственный ясли-сад»); «Загадка бабушкиного рубля» (Гнедько Антонина ГУО «Ясли-сад №3 г.Лунинца»); «Как бороться с пылью?» (воспитанники старшей группы ГУО «Ясли-сад №16 СП ОАО «Брестгазоаппарат»); «Необычный предмет: что это и для чего?» (Кондратенко Яна ГУО «Ясли-сад №3 г.Барановичи»); «Большая стирка» (Мищук Дмитрий УО «Малоритский государственный ясли-сад №2»); «Сюрприз для мамы» (Зубик Анастасия ГУО «Туховичский ясли-сад»); «Бумажные секреты» (Александрова Ульяна ГУО «УПК №2 г.Бреста»).
Несколько работ отличаются своей уникальностью и нестандартным подходом: «Почему ночные бабочки летят на яркий свет ламп?» (Левая София, воспитанница ГУО «Ясли-сад №4 г.Кобрина»); «Секреты соломенной крыши» (Пацко Ян, воспитанник ГУО «Жемчужненский ясли-сад»); «Багацце роднага краю – крухмал» (Скороходов Даниил, воспитанник ГУО «Хоревской детский сад №34 Пружанского района»); «Как получить радугу?» (Конюхов Тимофей, Пшеничная Ева, воспитанники ГУО «Специальный детский сад №17 для детей с нарушением зрения г.Пинска»); «Брови – необходимость или красота» (Сулавко Ксения, воспитанница ГУО «Ясли-сад д.Вистычи»); «Ух ты! У человека могут быть корни?!» (Коренько Ангелина, воспитанница ГУО «Ясли-сад №13 г.Кобрина»), «Якая птушачка жыве у фотаапараце?» (Липский Тимофей, воспитанник ГУО «Бережновский ясли-сад»), «Какие разные мячи!» (Алексеевич Арсений, воспитанник ГУО «Ясли-сад №5 г.Ивацевичи»).
На основании решения жюри конкурса (протокол от 12.03.2019 №1), положения о проведении конкурса (приказ главного управления по образованию Брестского облисполкома от 25.10.2018 № 761) победителями конкурса признаны следующие участники:
Номинация «Ребенок и природа»: Левая София, ГУО «Ясли-сад № 4 г. Кобрина»;
Номинация «Мая Радзіма Беларусь»: Скороходов Даниил, ГУО «Хоревской детский сад № 34 Пружанского района»;
Номинация «Необычное в обычном»: Конюхов Тимофей, Пшеничная Ева, ГУО «Специальный детский сад № 17 для детей с нарушением зрения г. Пинска»;
Номинация «Бюро находок»: Пацко Яна, ГУО «Жемчужненский ясли-сад» Барановичского района
Участники, не вошедшие в число победителей, получили именные сертификаты.
Исследовательские работы детей дошкольного возраста внесены в банк данных материалов финалистов конкурса для дальнейшего распространения.
Материалы подготовили: Левицкая А.Б., начальник УМО дошкольного и начального школьного образования Кузнецова И.А., методист УМО дошкольного и начального школьного образования