Направления использования фольклорного творчества в речевом развитии ребенка
Фольклор является тем средством, которое оказывает воздействие на различные стороны личности и помогает ее полноценному всестороннему развитию.
Фольклорное творчество развивает речь ребенка с самого рождения. Речевое развитие, основанное на фольклоре, осуществляется по следующим направлениям:
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
- Расширение и обогащение словарного запаса ребенка. Первые песенки, потешки, пестушки строятся таким образом, что оказывают воздействие на мышление ребенка и ту часть его мозга, которая отвечает за речевое функционирование. Слыша потешки, пестушки, ребенок стремится их повторить, поскольку, ритмичность этих произведений, их стиль активизируют речевые процессы. Колыбельные формируют основы плавного произношения и расширяют словарный запас ребенка.
- Формирование артикуляционного аппарата. Органы артикуляции принимают активное участие в речевой деятельности. Также, они активно используются в устном народном творчестве: пение песен, частушек, соблюдение их ритма, заставляет выполнять определенные движения органами артикуляции. Это тренирует их, формирует их мышечную мускулатуру и развивает слаженность, ритмичность работы органов артикуляции.
- Формирование фонематического слуха. Она осуществляется на основании восприятия различных форм фольклора на слух. Фольклор и его формы имеет свои специфические признаки, свойства, которые оказывают положительное воздействие на слуховое восприятие.
- Образец для составления описательных рассказов. Фольклор является моделью построения определенных текстов: сказок, поговорок, скороговорок и т.д. Это формирует навыки речевого общения и расширяет их.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Роль фольклора в развитии речевого общения детей 420 ₽ Реферат Роль фольклора в развитии речевого общения детей 230 ₽ Контрольная работа Роль фольклора в развитии речевого общения детей 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Роль фольклора в воспитании детей дошкольного возраста
Роль фольклора в воспитании детей
Назначение материала: Данная статья знакомит педагогов с значением фольклора для развития и воспитания дошкольников, с опытом работы в данном направлении. Статья может быть интересна воспитателям детского сада,педагогам, работающим с «особыми» детьми, родителям. Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения (М.Н. Мельников). Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность (М.Ю. Новицкая). Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребенку адекватный способ познания окружающего мира (А.М. Мартынова). Детский фольклор — прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром. Детские народные игры, песенки, потешки, прибаутки, частушки, небылицы, скороговорки, сговорки, чистоговорки, считалки, загадки являются средством умственного, нравственного, эстетического, эмоционального развития детей дошкольного возраста, представляют собой ядро детской культуры, универсальную форму общения между детьми, детьми и взрослыми. На сегодняшний день перед обществом стоит задача создания условий для бережного отношения и сохранения детского языка, детских традиций, детской субкультуры. Работу мы выстроили на следующих принципах: • учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения; • обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей; • уважение к личности каждого ребенка: Фольклорный материал, с учетом возрастных возможностей детей включается в разные виды детской деятельности, обогащает образовательный и воспитательный процесс, способствует познавательному и эмоциональному развитию наших воспитанников. Для группы составлен перспективный план занятий и развлечений, с учетом периодов земледельческого народного календаря. В планах имеются сказки, песенки, скороговорки, загадки, докучные сказки, заклички, народные игры, колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки. Все это присутствует в любом виде деятельности детей: игровой, художественно-речевой, театрализованной, учебной, в режимных моментах. Изучение календарного народного фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. Сценарии народных праздников посвящены разным циклам земледельческого календаря. Организация и проведение народных праздников занимают особое место. Праздник – это синтез различных видов народного коллективного творчества. Проведение народных праздников, посиделок, вечерок является продолжением работы воспитанников на тематических занятиях по приобщению к истокам русской народной культуры, позволяет проявить свою инициативность и творческий потенциал. В процессе проведения праздника идет закрепление и расширение знаний, применение их воспитанниками на практике, в коллективном творчестве, т.к. праздник включает живое слово, звуки, краски, ритм, движение, форму, т.е. дети непосредственно участвуют в различных видах народного творчества. Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных инструментах. Эти незатейливые инструменты в руках детей становятся волшебными, оживают и обретают свой голос. Знакомство детей с новыми инструментами, исполнение на них песен, плясок способствуют их музыкальному развитию. Так как работа направлена на обогащение детей знаниями о фольклоре, на физкультурных занятиях тоже обращаются к русскому народному творчеству. Использование детского фольклора в работе с детьми имеет несколько направлений, но их определение условно, т.к. задачи решаются в комплексе. Первое направление – это установление и формирование доверительных, добрых, ласковых отношений между взрослыми и ребенком. Главное в отношениях – яркое проявление любви, расположения. Взрослые должны активно использовать жесты поглаживания, которые снимают напряженность, отчужденность во взаимоотношениях и помогают установить контакт с ребенком, наполненный добрыми чувствами и спокойствием. Второе направление – выполнение детьми различных движений при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т.д., способствующих развитию мелкой моторики. Развитие мелкой моторики и руки неразрывно связано с умственным развитием детей, развитием их речи. Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку ребенка, мы учим его на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям. Ребенок учится быть эмоциональным и в речи, и в показе движений. Благодаря детскому фольклору обогащается эмоциональная сфера ребенка, мы помогаем ему выразить эмоции, адекватные содержанию текста. Особое место в работе с детьми по освоению материала детского фольклора отводится шутке, веселью, детской радости. В этом отношении незаменимы докучные сказочки и, конечно, игры, дразнилки, шутливые диалоги. Таким образом, мы видим, что произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но они разнообразны и по тематике, и по задачам. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной. Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и выразительных движений. Свой опыт дети реализуют в театрализованной деятельности. Детям фольклор близок и интересен, а мы им помогаем, приобщаясь к фольклору, играть и играть, набираться ума-разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться. Детский фольклор воспитатели могут использовать в индивидуальных и групповых занятиях, в часы досуга, на праздниках. Логопедам детский фольклор поможет в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи. Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т.к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности. Наибольшее оживление и интерес вызывает обращение к играм. В них развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включают в себя пение. Оно их украшает, способствует быстрому запоминанию, придает ритмическую слаженность («Гори-гори ясно», «Пирог», «Ка¬равай», «Кострома», «Две тетери»). Фольклор является исключительно цен¬ным дидактическим материалом в эстетиче-ском воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. При¬чем сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они — участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических компози¬ций, сказок, кукольных спектаклей. Игра со-ответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музы¬кальные образы, приобретает умения и навы¬ки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы са¬мо собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности. Если ребенок родился и рос На родной стороне, среди русских берез, Слышал русские песни, колядки справлял, С светлым праздником Пасхи родных поздравлял, Был воспитан в труде, милосердье, добре, В уважении к старшим, родным и Земле, Эту заповедь предков в душе сбережет, Только радость и счастье с собой принесет.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий фольклорного праздника для школьников Фольклорная зарисовка «Берещенье» Развитие эмоциональности детей раннего возраста через знакомство с русским народным фольклором Развитие дивергентного мышления у первоклассников
Похожие статьи:
Фольклорный праздник в начальной школе
Школьная адаптация первоклассников
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Использование пословиц и поговорок в речевом развитии ребенка
Пословицы и поговорки – это вид поэтического творчества, содержащий в себе мудрость народа, накопленную веками.
Пословицы и поговорки активно используются в качестве средства речевого развития детей дошкольного возраста. Кроме того, они находят применение в логопедической практике т.е. используются в коррекционных программах речевого развития.
Применение пословиц и поговорок в качестве средства развития речи дошкольника способствуют достижению следующих задач речевого развития:
- Формирование лаконичной речи;
- Четкость произношения;
- Ясность и яркость речи, выражения мыслей и чувств;
- Придание речи научного окраса;
- Формирование основ творческой направленности использования различных речевых конструкций;
- Формирование основ образного мышления и образного описания различных объектов, процессов и явлений окружающего мира;
- Придание тексту, описывающему что-либо, яркости, эмоциональной насыщенности.
Применение пословиц и поговорок должно быть реализовано на основе принципа перехода от простого к сложному т.е. необходимо начинать с изучения простых пословиц и поговорок, постепенно их усложняя. Это облегчит понимание детьми их смысла и значения, а также места в речевом процессе.
На завершающем этапе работы с пословицами и поговорками реализуется творческая направленность деятельности. Она связана с составлением детьми пословиц и поговорок на определенную тематику, с конкретным смыслом.
При изучении пословиц и поговорок хорошо использовать их рисование и составление по ним рассказов. Это делает познание более увлекательным и целеориентированным. Ребенок стремится к пониманию смысла пословиц и поговорок и их правильному использованию в собственной речи.
Детский фольклор в развитии речи
Один из главных приемов – это способность инсценировать произведения, используя специальные подобранные средства. Например, сюда годятся игрушки, ширмы и иллюстрации. С помощью этого можно помочь ребенку максимально полно понять содержание.
Известно всем, что изначально дети обладают конкретным восприятием. Это значит, что они должны уметь видеть последовательную цепочку событий, которая описывается в тексте. В этом случае они воспринимают связи, стараются осознать причинно-следственные связи, которые вытекают из содержания произведения.
Инсценирование – это прием, который нужно синхронно сочетать с процессом чтения. Это позволяет объединить слуховые и зрительные стимулы во времени.
Действенное соучастие – это прием, который рассчитан на активное вовлечение детей в действие, которое разворачивается на их глазах. Например, пусть они попросят петушка попоить цыплят. Пусть они садят птичек на веточки. Действенное соучастие позволяет детям становится участниками событий, о которых они читают.
Еще один способ работы – это динамический акцент на отрывках произведения, сочетающихся с реальной демонстрацией игрушек, с ее перемещениями. Дети также могут приводить в движения части игрушек. К примеру. Если говорить, что у петушка масляна головкушка, то можно привести в движение именно голову игрушки. Читая о том, что петушок встает рано и поет, можно подвигать игрушкой целиком. Также можно сопроводить процесс кукареканием. Так дети лучше понимают смысл сказанного. Когда воспитатель читает потешку «Вот и люди спят», то сначала он должен разыграть первую строку. Он просит детей положить под щеку ладошки и закрыть на секунду глаза. Это имитация сна. От того, понимает ли ребенок первую строку, зависит, сможет ли он воспринять смысл следующих. Поэтому нужно добиться того, чтобы ребенок действительно все понял.
Еще один прием – это усиление зрительных эмоций. Он помогает сохранить ориентировочную активность с помощью наглядных средств. Например, можно добиться того, чтобы игрушка изменялась, менялось ее положение в пространстве, чтобы она неожиданно исчезала и где-нибудь появлялась в измененном виде.
Обычно песенки и потешки обладают высокой степенью динамичности. В каждой строке есть некоторый смысл, фраза показывает полную картину. И если что-то из детей не понимает первую фразу, он не сможет понять и вторую. Таким образом, нить сюжета исчезает из поля восприятия ребенком.
Поэтапность – это еще один принцип передачи сюжета. С его помощью можно реализовать обратную связь. Воспитатель будет делать остановку в любом месте текста столько раз, сколько необходимо для того, чтобы интенсивно изучить смысл текста. При этом отрывок текста нужно читать синхронно тому, как осуществляется инсценировка.
Отрабатывая какие-либо содержательные части текста, педагог переходит к следующим частям. Если дошкольники не откликаются на какой-то отрывок, то нужно проработать его еще раз, используя описанные выше приемы.
Неоднократно воспроизводя какой-либо период работы, можно добиться исполнения принципа цикличности. Это значит, что обучение становится поэтапным и прокручиваемым. Определенные части прокручиваются циклом, если вэ том возникает потребность. И эта потребность иногда может быть связана не только с тем, что нужно изучить содержание, но и помочь ребенку эмоционально правильно отреагировать на него.
Очень важно применять этот принцип. Особенно это важно делать на втором году жизни. К третьему году постепенно создается способность мгновенно включаться в работу, ребенок начинает осваивать новую информацию достаточно высоко, сохраняя активность уже в первые моменты работы.
Вариативность позволяет педагогу закреплять и повышать детские знания. Вариативность – это воспроизведение активности в измененных формах. Дети обычно не забывают главные пункты содержания текста. Поэтому нужно свернуть ознакомительную подготовительную часть, нужно усваивать, запоминать и повторять тексты.
Художественные фольклорные исполнения произведений, которые соблюдаются в методике, дают возможность воспитателю создавать у детей целостную картину. Чтение целостных текстов становится возможным после того, как была отдельно проработана каждая сточка потешки. И это очевидно, ведь дети уже откликнулись эмоционально, зрительно восприняли и обыграли сюжет. И сейчас педагог может не торопясь и выразительно непрерывно прочесть всю потешку целиком.
Цикличность побуждает педагога прочесть ее несколько раз. Но каждый раз при этом меняется характер исполнения произведения. К примеру, если сначала текст зачитывается в форме речетатива, то затем он напевается.
От того, как организована деятельность педагога, во многом зависит эффективность работы с детскими фольклорными произведениями.
Во-первых, педагог должен осознавать, что значит фольклорная деятельность для формирования речи детей младшего дошкольного возраста. Если педагог это понимает, значит, работа с этим жанром будет носить глубокий характер. Это поможет ему организовывать деятельность по потреблению фольклора систематически и последовательно, а не случайным образом.
Во-вторых, педагогу нужны условия для проведения мероприятий, ведь малые фольклорные жанры подразумевают обыгрывание сюжета, необходимо создать богатую предметно-игровую среду.
В-третьих, работая с фольклором, дети и воспитатель стараются активно пользоваться приемами и методами обучения. Воздействие педагога на выбор языкового средства и на игровые действия проявляется в том, что он старается поддержать интерес к этому жанру.
Использование загадок в речевом развитии детей
Загадки оказывают положительное воздействие на развитие мышления дошкольника и формируют его речь по следующим аспектам:
- Расширение словарного запаса дошкольника за счет многозначности понятий, используемых в загадках. Дети изучают слова и их разные значения, а также применение прямых и переносных значений слов в своем речевом общении;
- Освоение грамматического строя речи. Загадка формирует представление ребенка о том, каким образом стоит правильно строить предложения, соблюдая все нормы. Языковая форма загадок мотивирует к анализу строения слов и предложений;
- Овладение звуковой стороной речи. Происходит развитие восприятия речи на слух, ее смысла, представления в различных формах, с использованием выразительных языковых средств;
- Формирование правильной дикции ребенка. Речь при произнесении загадок становится лаконичной и грамматически правильной. Это формирует навыки четкого произношения и лаконичного выражения своих мыслей.
Сказка в развитии речи
Главный инструмент развития познавательных способностей для меня – это работа со сказками. Так как лишь сказку или игры в сказки могут быть противопоставлены игровой деятельности, как ведущей для дошкольного периода детства. Еще К.Д. Ушинский писал о том, насколько значима детская сказка при воздействии на ребенка. Он писал, что это блестящая народная педагогика, и ничто и никто не сможет полноценно состязаться с этим продуктом педагогического гения. Дети любят сказочных персонажей. Так они сами того не осознавая, решают различные задачи, с увлечением преодолевают сложности, когда приобретают новые знания. Сказка с большой щедростью может подарить ребенку счастье, веселье и радость.
При общении с героями сказки дети лучше воспринимают взаимоотношения, поведенческие нормы, начинают осознавать базовые причинно-следственные связи, переносят события из сказки в обычную повседневную жизнь. К примеру, сказки про колобка, про семерых козлят и другие учат детишек безопасности. Из сказки про заюшкину избу ребята знакомятся с тем, какими свойствами обладают дерево и лед. Из сказок про репку и теремок дети учатся вести себя в окружении других людей.
Чтобы расширить познавательные интересы детей, я провожу работу с их семьями. Для этого используются разные формы работы: организуются выставки и праздники, провожу конкурсы, вожу детей на экскурсии в мини-музей.
Также с родителями мы проводили разъяснительные беседы о том, что им нужно вместе с ребятами дома разглядывать картинки, читать книги и работать с фольклорными произведениями. Помогала родителям подбирать картинки и произведения специально для их детей. Большую помощь предоставили и сами родители. Они собрали познавательный и наглядный материал, который помог создать уголок народного творчества.
Детский фольклор, по моему мнению, это очень важный воспитательный инструмент, который обязательно нужно использовать при работе с подрастающим поколением. В нем удивительным образом сочетаются физическое развитие, моральные принципы и духовное богатство. Наблюдая за детьми в процессе деятельности по использованию фольклора, я увидела, что он на самом деле положительно воздействует на познавательные способности воспитанников.
Рекомендации по использованию фольклора в качестве средства речевого развития ребенка
Чтобы фольклор дал должный эффект в речевом развитии ребенка, следует опираться на ряд рекомендаций его использования:
- Знакомство с фольклором с самого рождения. Колыбельные, потешки, стишки помогают в формировании плавной и четкой речи с самого начала ее становления.
- Использование игровых приемов при знакомстве с фольклором. Игра лучше всего помогает в освоении окружающего мира и его различных аспектов.
- Разъяснение незнакомых слов, используемых в фольклоре.
- Объяснение сказок и иных форм фольклора своими словами. Это упрощает понимание детьми сути произведения и направляет на становление грамматически верной речи.
- Эмоциональное преподнесение фольклора.
- Мотивация к знакомству с устным народным творчеством.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Игры и потешки в развитии речи
Одно из условий эффективности – это стремиться к соответствию развивающей среды в группе определенным требованиям. Необходимо подобрать подходящие печатные и настольные игры, наглядные материалы, книги, которые бы позволяли ребята закреплять простые навыки речи и знания жанров народной литературы. Также это помогает детям самостоятельно пользоваться этими знаниями.
В книжных уголках размещаются книжки-игрушки, в которых красочные иллюстрации к потешкам. Много красивых книжек-малышек на тему разных сказок, потешек, колыбельных и других малых форм фольклора.
Важно при этом регулярно обновлять содержание книжного уголка, учитывая тему текущей недели и интересы самих ребят. Здесь же можно разместить маски разных животных: собачек, курочек, петушков.
Дидактические игры проводятся на тему фольклорных произведений, активно используется фланелеграф с картинками для потешек. Это вызывает у детей желание играть, внимательно слушать и участвовать в инсценировках. Большую роль фольклор играет на первых годах жизни детей, учащихся в дошкольном учреждении.
Ведь во время адаптации к новым условиям они очень скучают по родным и близким, по своему дому. Им не хочется общаться с малознакомыми взрослыми и детьми. Для решения этой проблемы мы подбирали игры и потешки, которые бы помогали устанавливать контакт с малышами, вызывали у них позитивные эмоции, симпатии к воспитателям. Ведь во многих потешках есть возможность подставлять разные имена, не меняя их содержание.
Большую роль играют музыкальные потешки-игры. Используются специальные аудиодиски с игровыми песенками, которые радуют детей и оказывают позитивное воздействие на их эмоциональное и сенсорное развитие. Выполняя разные действия подражательного характера под музыкальные произведения, дошкольники лучше осознают разные роли и ситуации, формируют моторику. А музыкальное сопровождение формирует у них память и слух.
Динамичные игры с песнями учат детей быстро ориентироваться во время принятия решений, добиваться успехов и сотрудничать с разными людьми. Позитивные эмоции можно вызывать у дошкольников с помощью пальчиковых игр. Также для формирования речевого общения используются логоритмические упражнения.
С помощью движений рук дети могут убирать напряжение и испытывать эмоциональный подъем. Например, игры с пальчиками и упражнения на логоритмику помогают детям приобретать простые, но очень важные в процессе жизнедеятельности навыки – дети учатся держать в руках столовые предметы, пить из чашки, умываться.
На третьем году жизни детям становится понятен юмор. Обычно смешным для ребенка кажется то, что выходит за рамки его повседневной жизни. Но для этого нужно, чтобы взрослый правильно объяснял им то, что дети видят, но не понимают.
Познание мира и эмоциональный интеллект
Маленький ребёнок ограничен в способах познания мира. Максим Горький считал, что «ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законны». Поэтому на первый план в обучении в раннем возрасте выходят самые простые игры – потешки и прибаутки. Сопутствующие им действия и поступки – поглаживания, похлопывания, сгибание и разгибание пальчиков, хлопки – ещё нельзя назвать исследованием окружающей среды, но именно с них начинается подготовительный этап, который в чуть более позднем возрасте перерастёт в полноценные игры.
Ритмический строй первых детских фольклорных произведений, мелодичная родительская речь и весёлые действия направлены, прежде всего, на установление эмоционального контакта между малышом и взрослым. Ребёнок ещё не понимает значение услышанных слов, но уже учится различать эмоции.
Виктория Шиманская, психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить», ведущий российский эксперт по развитию эмоционального интеллекта о в ребёнка, дарят ему своё внимание, любовь, эмоции, прикосновения. Для детей это основа, которая создаёт доверие к миру, формирующееся в первый год жизни. Поэтому игры-потешки — это один из лучших способов сформировать правильную базу для развития социального эмоционального интеллекта».